Средняя школа № 47
Открытый урок истории
в 3 «А» классе
«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Кречнева И.Л.
г. Белгород, 2004 г.
Тема: «История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».
Цель: - вспомнить историю развития жилища, связь архитектуры с климатом, изменение типов жилья, особенности жизни и занятия людей; закреплять знания исторических терминов;
- прививать интерес к истории; развивать умение пользоваться дополнительной литературой;
- воспитывать всесторонне-развитую личность;
Оборудование: учебники; рабочие тетради; цветные карандаши; рефераты учащихся; карточки с заданием; рисунки домов:
Ход урока.
I Организационный момент.
(Звучит музыка группы «Зодиак»)
Посмотрели друг другу в глаза. Улыбнулись. Взялись за руки с соседом. Почувствовали тепло друг друга. Сегодня мы отправимся в путешествие на машине времени, а в дальней дороге очень важно, чтобы рядом был надёжный друг.
II Сообщение темы урока.
Учитель: Вот и заканчивается наше путешествие. Сегодня мы перевернём последнюю страницу огромной «каменной книги», в которой запечатлены различные эпохи развития человечества. Эта книга «архитектура». История раскрывается перед нами не только в старинных рукописях, орудиях труда, предметах материальной культуры. Большую роль играют памятники архитектуры, которые стоят под открытым небом на глазах у всех. Архитектурные сооружения, их типы, отражают особенности культуры, быта определённого времени, рассказывают о жизни народов разных стран, разных эпох.
- Вы разделились на группы. Каждая группа получила своё задание, которое выполняет за определённое время, готовит сообщение. Но начнём мы с коллективной работы.
III Интеллектуальная разминка
(на доске рисунки жилищ)
Болотник Иглу Пещера Сакля Шатёр
Хижина Юрта Яранга
а) Учитель: - Посмотрите на рисунки жилищ. Что их объединяет?
(Это примитивное жилище)
- Давайте вспомним о нём. Разгадайте кроссворд.
|
|
1.ю |
р |
т |
а |
|
|
||
2.х |
и |
ж |
и |
н |
а |
|
|||
|
|
3.и |
г |
л |
у |
||||
4.б |
о |
л |
о |
т |
н |
и |
к |
||
|
5.к |
и |
б |
и |
т |
к |
а |
||
6.п |
е |
щ |
е |
р |
а |
|
|||
7.ш |
а |
т |
ё |
р |
|
||||
|
8.я |
р |
а |
н |
г |
а |
Если вы, верно, разгадали кроссворд, то в выделенных клетках прочтёте ключевое слово.
- А скажите, ребята, вот мы назвали много жилищ, все они разновидность примитивного жилья, хижины, но все строятся по-разному. От чего это зависит?
(от климатических условий и занятий человека, подручного материала).
б) Блиц-опрос:
- Из чего строили жилища в жарком климате? (глина, песок)
- в холодном климате? (тростник, ветки, лёд)
- на воде? (листья пальм, бамбук)
- при кочевой жизни? (шкуры животных)
- Яранга – это жилище…………..(чукчей, которые живут на далёкой Чукотке, которую называют Чаучу, это значит «богатая оленями»
- Иглу – это жилище………….(канадских эскимосов, которые живут на самом севере Канады, за Полярным кругом)
- Кибитка – это жилище…………..(цыган-кочевников)
- Юрта – это жилище………….(пастухов – кочевников)
- Как называется жилище, которое строят в горах Кавказа. Они стоят уступами, лепятся по склону горы одна над другой? (сакли)
в) Работа в тетрадях (стр.31 вверху) - самостоятельно.
Обменялись тетрадями, взаимопроверка.
IV Работа в группах.
1 группа.
1) - Учитель: Шло время. Люди стали заниматься земледелием и поэтому дольше оставаться на одном месте. Им потребовались более крепкие, долговечные дома, нужны были постройки для домашнего скота, запасов пищи и разных инструментов. Постепенно поселения росли и превращались в города.
Задание: рассказать о появлении первых городов
2) - Сообщения учеников
3) - Вопросы после сообщения:
- Вспомните, в каком веке появились первые города? (9-10)
- Где они возникали? (на пересечении торговых путей, мостов, переправ через реку)
- Чем был огорожен город? (крепостной стеной)
- Где располагалась рыночная площадь? (в центре города)
- Из чего строили дома? (из камня)
2 группа
1) - Учитель: - Ребята, а как вы думаете, что является лицом города? (архитектурные памятники)
- Каждый город имеет своё лицо, свои архитектурные сооружения. Эталоном красоты служили и служат архитектурные сооружения Древней Греции и Древнего Рима. Не случайно их называют классическими – за красоту, стройность, соразмерность.
- Какие же элементы использовались в римской и греческой архитектуре?
Задание: рассказать об архитектуре Древнего Рима и Древней Греции.
2) - Сообщения учеников.
- Учитель: «Капитель, фронтон» - правда. Красивые названия? Они такие же красивые, как и сами здания. Много новых терминов вы узнали, изучая эту тему. Давайте их вспомним.
3) - Работа на карточках, по вариантам.
3 группа
1) - Учитель: - Красивыми и величественными были лишь общественные постройки. А что же из себя представляли постройки простых греков?
Задание: рассказать о постройках простых людей.
2) - Сообщения учеников.
3) - Вопросы после сообщения:
-Что было в центре дома? (двор)
- Что делали во дворе? (вели хозяйственные дела, принимали гостей)
- Что находилось под двором и комнатами нижнего этажа? (подвалы, погреба, цистерны для сбора воды).
- Сколько этажей было в доме? (два).
4 и 5 группы
1) - Учитель: - Что вы видите на рисунках? (замок и русскую избу)
- А откуда этот замок? ( Средневековье), а изба? ( Древнерусский город)
Задание: рассказать об эпохе Средневековья - 4 группа
Рассказать о Древнерусском городе – 5 группа
2)- Сообщения учеников.
3)– Работа в тетрадях по вариантам:
1 вариант - (с. 26, 64);
2 вариант - (с. 31,32):
V - Учитель: Вот и добрались мы с вами до современного города.
–А чем отличается Современный город от Древнерусского.
- Да, современный город всё больше и больше наступает на исторические памятники. Строятся заводы, фабрики, жилые дома, прокладываются дороги. Чаще это делается на месте старых, разрушенных построек. Мы должны бережно относиться к наследию прошлого, сохранять памятники архитектуры, любить свой город, свою Родину
VI Итог урока
1) - Продолжите предложение: Я узнал….
повторил…….
научился……
VII Релаксация.
- Перед вами новый дом. В нём три этажа. Его ещё не заселили. Жители этого дома перед вами:
- Грустный - если вам на уроке было скучно, не интересно,
- Безразличный ко всему - если вам всё равно, что было на уроке,
- Весёлый - если же вам урок понравился, вы много повторили, узнали что - то новое
Поселите их в дом.
- Тот, кто на уроке был очень активным, правильно отвечал и считает, что он заслужил пятёрку, может поселиться на третьем этаже;
- Тот, кто был не очень активным, иногда допускал ошибки, считает, что он заслужил четвёрку, может поселить себя на втором этаже:
- Тот, кто на уроке мало работал или вообще не работал, пусть поселит себя на первом этаже:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.