Методическая разработка урока по биологии на тему «Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора» (1 курс)
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по биологии на тему «Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора» (1 курс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
Взрослым
05.01.2017
Методическая разработка урока по биологии на тему «Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора» (1 курс)
Урок разработан в соответствии с новыми ФГОС. Применяется технология критического мышления. На этапе актуализации знаний проводится фронтальный и индивидуальный опрос, письменная проверка знаний. На этапе изучения нового материала используются следующие педагогические приемы: мозговой штурм, верите ли вы, создай свой образ, пресс конференция.Урок разработан в соответствии с новыми ФГОС. Применяется технология критического мышления. На этапе актуализации знаний проводится фронтальный и индивидуальный опрос, письменная проверка знаний. На этапе изучения нового материала используются следующие педагогические приемы: мозговой штурм, верите ли вы, создай свой образ, пресс конференция.
Метод разработка Адаптации.docx

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Усманский многопрофильный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока:

«Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015

 

Составитель: Куфаева И. В., преподаватель биологии и химии

Название работы: «Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора»

 

Количество страниц: 10 страниц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

2. Разработка урока………………………………………….…………….4-8

Приложение 1………………………………………………………………9-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Методическая разработка урока «Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора» составлена для использования учителем биологии в ходе своей педагогической деятельности. Урок проведен по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. На стадии вызова идет побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме, вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме, бесконфликтный обмен мнениями. Информация,
выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Формирует самостоятельность мышления. На стадии осмысления информации
студенты получают новую информацию по теме. Идет сохранение интереса к изучаемой теме. На стадии рефлексии студенты имеют возможность совершить обмен мнениями о новой информации, приобрести новое знание, идет побуждение к дальнейшему расширению информационного поля, соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

 Презентация так же может быть использована учителем в ходе объяснения нового материала на уроке, так как урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде. Презентация содержит красочные фотографии, которые позволяют студенту на конкретных примерах усвоить сложный материал данной темы.

Урок соответствует новым стандартам ФГОС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора 

Тип урока: комбинированный урок с использованием системно - деятельностного подхода 

Цель: формирование знаний студентов о формах адаптаций организмов к среде обитания и относительном характере приспособлений  

Задачи: сформировать знания студентов о приспособленности организмов к среде обитания в ходе естественного отбора; уметь выявлять черты приспособленности организмов; продолжить работу по формированию биологических терминов; развивать общеучебные умения и навыки; продолжить формирование познавательного интереса к предмету; продолжить развивать понятия о причинно- следственных связях 

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы 

Коммуникативные УУД: донести свое, договориться, понять других 

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль учебной деятельности, самоорганизация учебного труда, саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний 

Личностные УУД: этическое оценивание, самоопределение, смыслообразование. 

Основные понятия: физиологические, морфологические, биохимические, поведенческие адаптации, мимикрия 

Межпредметные связи: физиология, биология (животные), биология (растения), литература 

Ресурсы: http://school-collection.edu.ru  

Оборудование: презентация к уроку, Сивоглазов В. И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Биология. Общая биология. Базовый уровень. М. Дрофа. 2013.,   опорные конспекты 

 

Ход урока:

I. Организация начала урока 

Стадия вызова 

Приветствие студентов, организация внимания, проверка готовности студентов к уроку 

Эпиграф  «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» (Б. Пастернак) –Слайд1 (Приложение 2)

(студенты мобилизуют силы и энергию для восприятия нового материала). 

II. Актуализация знаний  

Стадия осмысления 

1. Фронтальный опрос(Ответы студентов, корректировка ответов) 

- Какие факторы эволюции являются направляющими эволюционный процесс? 

- Что такое естественный отбор? 

- Назовите формы естественного отбора. 

2. Индивидуальный опрос(Ответ студента, оценивание студента своими товарищами) 

Дайте сравнительную характеристику формам естественного отбора 

Стадия рефлексии 

3. Письменное задание по вариантам. 

Соотнесите формы естественного отбора с характеристикой 

1 вариант. 

1.Форма цветков насекомоопыляемых растений подходит форме и размерам  

тела насекомого.2. Изменение условий существования популяции 3. Ученым постоянно приходится изобретать новые яды против колорадского жука 

4. Выживают особи, имеющие отклонения от средней величины 

2 вариант. 

1. Вымирание особей со средним значением признака 2. Живые ископаемые (реликтовые формы растений и животных) сохранились до настоящего времени 3. Сохраняются особи со средним значением признака 4. Появление популяций бактерий, устойчивых к антибиотикам Слайд 2 (Приложение 2)

(Студенты самостоятельно отвечают на вопросы письменного задания, сами проверяют, ставят себе оценки) 

III. Сообщение темы и цели урока 

Стадия вызова. Прием «Мозговой штурм» (студенты работают в группах, проводят обсуждение, отвечают) 

Слайд 3. (Приложение 2).Задание 1.Происходит ли в настоящее время на зеленом лугу отбор среди зеленых кузнечиков по окраске тела. Ответ обоснуйте. 

Слайд 4. (Приложение 2) Задание 2.Может ли выжить верблюд в Финляндии? Ответ аргументируйте. Слайд 5. (Приложение 2) Задание 3.Почему промышленность выпускает новые яды для тараканов? Слайд 6. (Приложение 2) Задание 4. Почему семена рябины распространяются животными в отличие от семян липы, акации, клена. Слайд7(Приложение 2).Задание 5. Объясните, с точки зрения биологии,  выдержку из стихотворения в прозе А. М. Горького «Песнь о Соколе» - Рожденный ползать, летать не может. Слайд 8. (Приложение 2) Задание 6. Почему заяц- беляк периодически линяет, изменяя окраску шерсти 

- Какое свойство живых организмов объединяет все эти задания? 

- Как связаны между собой адаптации и естественный отбор? 

- Предположите тему урока Слайд 9 (Приложение 2)

- Почему для жизни любого живого существа необходимы адаптации? 

- Предположите гипотезу, начиная со слова если Слайд 10 (Приложение 2) 

- Какую цель поставим к сегодняшнему уроку? 

 (студенты формулируют тему, цель, выдвигают гипотезу, заполнение опорных конспектов) Слайд 11 (Приложение 2)

IV. Изучение нового материала 

1. Классификация адаптаций 

Стадия осмысления 

- Сформулируйте определение понятия Адаптации из предложенных слов: воздействию, способность, окружающей, организмов, противостоять, среды 

Выберите из предлагаемого набора слов те, что относятся к адаптациям, по вашему мнению. Работа с учебником (с.239-245). Сравните свой результат с учебником. (работа в группах, в опорных конспектах) Слайд 12,13 (Приложение 2)

Стадия рефлексии Заполните схему кластер в опорных конспектах  

Формы адаптации. Слайд 14 (Приложение 2)

2. Морфологические адаптации 

Стадия вызова (Прием «Верите ли вы?») 

- Верите ли вы, что яйца аиста не имеют никакой маскировки? Слайд 15 (Приложение 2)

- Верите ли вы, что божья коровка является ядовитой? Слайд 16 (Приложение 2)

Ответим на эти вопросы, если познакомимся со всем разнообразием морфологических адаптаций, связанных с особенностями строения тела 

(мотивация студентов к активизации познавательной деятельности) 

Стадия осмысления (Прием «Пресс-конференция») (Студенты задают вопросы «биологам») - Что объединяет таких животных, как полярная сова, белых куропаток, тигров, зебр? Зачем божьей коровке такой яркий цвет? Что изображено на данной картинке? Объясните, почему неядовитые змеи похожи на ядовитых? Слайд 17-32 (Приложение 2)

Стадия рефлексии. Прием «Создай свой образ»Проверка таблицы «Виды морфологической адаптации»(студенты заполняют таблицу) Слайд 33,34 (Приложение 2)

3. Физиологические адаптации 

Стадия вызова 

- Верите ли вы, что птицы и рептилии, проводящие большую часть жизни в морских глубинах могут долгое время обходиться без пресной воды? Слайд 35,36 (Приложение 2)

Стадия осмысления (Просмотр анимации «Физиологические адаптации»выполнение заданий в опорных конспектах) Слайд 37,38 (Приложение 2)

Стадия рефлексии (Проверка заданий) 

4. Поведенческие адаптации 

Стадия вызова (Прием «Бортовой журнал») 

(заполнение бортового журнала известной информацией) Слайд 39 (Приложение 2)

Стадия осмысления (просмотр анимации) Слайд 40 (Приложение 2)

Стадия рефлексии 

(заполнение бортового журнала (вторая колонка) 

5. Относительный характер адаптаций. Механизм образования адаптаций.  

Стадия вызова (Прием «Верите ли вы?») 

- Верите ли вы, что лиса может съесть ежа? Слайд 41 (Приложение 2)

- Верите ли вы, что зайцу зимой всегда комфортно оставаться белым? Слайд 42 (Приложение 2)

- Верите ли вы, что кузнечику всегда выгодно быть зеленым? Слайд 42 (Приложение 2)

Стадия осмысления 

Работа с учебником с.246 

- Какой характер имеют адаптации? 

При изменении условий среды адаптации могут потерять свою приспособительную ценность и даже принести вред их обладателю, то есть адаптации имеют ……………  ……………….. Слайд 43,44 (Приложение 2)

Стадия рефлексии 

Демонстрация слайда 45(Приложение 2) (песец). Соберите слова в схему «Формирование густого меха у песца в условиях Крайнего Севера» изменение условий жизни, приспособленность, индивидуальная наследственная изменчивость, естественный отбор. Проверка схемы. Слайд 46,47,48 (Приложение 2)

V. Закрепление Стадия рефлексии 

Прочитайте примеры и определите форму приспособленности. Слайд 49-54 (Приложение 2)

Составление синквейна к понятию Адаптации. Слайд 55 (Приложение 2)

Д/з:  опорные конспекты, с. 238-246. Слайд 56 (Приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Опорный конспект к уроку: (студенты заполняют в течение урока) 

Тема урока: 

Гипотеза: если  

Цель: 

1. Классификация адаптации 

- Сформулируйте определение понятия Адаптации из предложенных слов: воздействию, способность, окружающей, организмов, противостоять, среды 

- Из предложенных слов выберите те, которые относятся, по вашему мнению, к формам адаптаций: генетические, поведенческие, физиологические, изоляционные, морфологические, биохимические 

составьте схему – кластер  

Формы адаптаций 

 

 

2. Морфологические адаптации 

В данной таблице характеристика видов морфологических адаптаций не соответствует их названиям. Расставьте информацию правильно 

Виды морфологических адаптаций 

Покровительственная окраска 

Предостерегающая окраска 

мимикрия 

маскировка 

Свойственнажалящим или имеющим ядовитые железы насекомым 

 

Пример: божья коровка 

Окраска животных, яиц полностью сливается с той поверхностью, где они находятся в дневные часы 

Пример: белая куропатка, белый медведь, зеленый кузнечик, зебры 

Соответствие формы тела объектам неживой природы 

 

 

Пример: рыба - игла 

Явление подражания беззащитного вида хорошозащищенными имеющим предостерегающую окраску 

Пример: мухи журчалки, молочная змея 

3. Физиологические адаптации 

- По ключевым словам (приспособленность, к условиям обитания, процессов жизнедеятельности)  составьте рассказ предположение, Что такое физиологические адаптации 

Как происходит процесс удаления лишнего тепла у растений и у человека 

- Как растения обеспечиваются наиболее оптимальным режимом освещения? 

- Как растения предохраняют пыльцу от намокания? Приведите пример. 

- Как у птиц выводятся лишняя вода и соли? 

- Как у верблюда и других животных восполняется недостаток воды? 

4. Поведенческие адаптации. Заполните «Бортовой журнал» 

Известная информация, предложения 

Новая информация 

 

 

5. Относительный характер адаптаций. Механизм образования адаптаций.  

- Вставьте в текст пропущенные слова 

При изменении условий среды адаптации могут потерять свою приспособительную ценность и даже принести вред их обладателю, то есть адаптации имеют ……………  ……………….. 

- Соберите  предложенные слова в логической последовательности ( низкие температуры, приспособленность- густой мех, накопление в популяции генов густоты меха, естественный отбор) в схему«Формирование густого меха у песца в условиях Крайнего Севера»                                «Механизм формирования адаптаций» 6. Д/з: С. 238- 246   

ресурсы:http://yandex.ru/video/search?filmId=d0mNTZ27UXI&text=что%20такое%20адаптации%20живых%20организмов%20видео&path=wizard, изучите биохимические адаптации на с. 242-243 и заполните таблицу «Биохимические адаптации» 

Признаки биохимических адаптаций 

Значение  

Пахучие вещества, яды, токсины растений 

 

Особая структура белков и липидов у организмов 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Усманский многопрофильный колледж»

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Усманский многопрофильный колледж»

Составитель: Куфаева И. В., преподаватель биологии и химии

Составитель: Куфаева И. В., преподаватель биологии и химии

Содержание. 1. Пояснительная записка…………………………………………………

Содержание. 1. Пояснительная записка…………………………………………………

Пояснительная записка Методическая разработка урока «

Пояснительная записка Методическая разработка урока «

Тема урока: Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

Тема урока: Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

Дайте сравнительную характеристику формам естественного отбора

Дайте сравнительную характеристику формам естественного отбора

Выберите из предлагаемого набора слов те, что относятся к адаптациям, по вашему мнению

Выберите из предлагаемого набора слов те, что относятся к адаптациям, по вашему мнению

Верите ли вы, что кузнечику всегда выгодно быть зеленым?

Верите ли вы, что кузнечику всегда выгодно быть зеленым?

Приложение 1 Опорный конспект к уроку: (студенты заполняют в течение урока)

Приложение 1 Опорный конспект к уроку: (студенты заполняют в течение урока)

Известная информация, предложения

Известная информация, предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017