Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
11 кл
08.05.2017
Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"
Представленная разработка урока по истории для 11 класса по теме: "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века" может быть использован как урок повторение или внеклассное мероприятие. По форме - это дебаты, с использованием кейс технологии, что позволяет учащимся глубже погрузиться в проблему урока.В представленном материале содержится описание этапов урока, а также материалы для групп, участвующих в обсуждении и экспертов.
Урок-дебаты Хрущёв..docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» РАЗРАБОТКА УРОКА – ДЕБАТЫ  по истории на тему: «Н.С.Хрущев и «оттепель»: взгляд из XXI века» 11 класс Автор:               учитель истории  и обществознания Долгова С.А. Тамбов 2017   факты,   цитаты, “Дебаты” – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики.   Вместе   с   аргументами   участники   дебатов   должны   представить жюри   доказательства,   статистические   данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы противоположной  стороне и отвечают на вопросы оппонентов;   вопросы   могут   быть   использованы   для   разъяснения   позиции оппонентов   и   для   выявления   ошибок   у   противника.   После   выслушивания обеих команд  жюри  заполняют протоколы, которые  фиксируют решение о предпочтении   более   убедительной   в   дебатах   команды   и   представляют аудитории   сравнительный   анализ   позиций   сторон.   В   игре   участвуют   три игрока   с   каждой   стороны,   но   число   участников   может   быть   увеличено   в зависимости   от   типа   дебатов.   Регламент   также   оговаривается   в   каждом конкретном  случае.   Назначается   и   таймкипер,   который   следит   за соблюдением регламента. Цель урока:  1.   Обобщить   и   систематизировать   знания   по   указанному   периоду. Создать   у   учащихся   представление   о   жизни   советского   общества   периода «оттепели», обратив внимание на ту атмосферу, в которой жили наши предки. 2. Познакомиться более серьезно с деятельностью Н.С.Хрущева. 3.   Предпринять   попытку   проанализировать   на   основе   доступных источников проведенные реформы Н.С.Хрущева и дать им разностороннюю оценку. 4.   Продолжить   работу   над   формированием   умения   характеризовать историческую личность на фоне эпохи. 5.Воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому своего народа. Тип   урока:  комбинированный,   с   использованием   интерактивных методов обучения, работой с историческими источниками, ИКТ. Оборудование: 1)Измозик В.С., Рудник С.Н. История России: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана­Граф, 2016. – 384 с.: ил.  2)раздаточный материал­протокол для экспертов, критерии оценивания дискуссии;  3) мультимедийная презентация. Используемая   литература:  1)   Измозик   В.С.,   Рудник   С.Н.   История России: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана­ Граф, 2016. – 384 с.: ил.;  2) Хрущев Никита Сергеевич; Воспоминания. Избранные фрагменты. – М.: Вагрус 1997 г. – 511 с. 3) Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии / Сост. Ю. В. Аксютин. – М.: Политиздат. 1989 г. – 367 с. 4) Хрущев Никита Сергеевич, о нем. Боффо Д. История Советского Союза – М. 1990 г. – 570 с. 5) Хрущев Никита Сергеевич, о нем: Аджубей А. И. Те десять лет. – М. 1989 г. – 235 с. 6) Журнал N9 "Вопросы истории КПСС" И.В. Русинов, Москва, 1988г. Основные даты и понятия: «оттепель», «кукурузная эпопея», целина, «холодная война», 1956 г., 1962г. Э Т А П Ы 1. Стадия вызова.    На   данной   стадии   происходит  погружение   в   проблему,   которую озвучивает   учитель­ведущий:   «Время   «оттепели»   приходится   на   период нахождения   у   власти   Н.С.Хрущева   –   одного   из   самых   противоречивых политиков новейшей истории нашей страны. Вероятно, не случайно на его могиле   на   Новодевечьем   кладбище   стоит   памятник   символизирующий   как самого Никиту Сергеевича, так и эпоху – часть памятника белая, часть из черного мрамора. А большинство историков и современников отмечают: «Ни один его шаг не был сделан достаточно твердо, ни одного начинания не было доведено   до   конца…     Более   всего   реформы   губило   то,   как   именно   они проводились   и   какие   ограниченные   –   по   сравнению   со   вспыхнувшими надеждами – результаты давали». На сегодняшнем уроке нам предстоит не просто погрузится в эту эпоху, но и дать оценку из 21 века этим временам.» Выступление   эксперта  –   краткая   характеристика   деятельности Н.С.Хрущева.  2. Стадия осмысления       обсуждение проблемы в группах: распределение ролей в микрогруппе (спикеры,   вице­спикеры,   критики   и   т.д.);   определение   позиции   и предполагаемых   аргументов   оппонентов,   поиски   контраргументов, формулирование вопросов к оппонентам;  ознакомление экспертов с протоколом;   общая дискуссия: заявления, прения, заключительное слово. 3. Стадия рефлексии  подведение     итогов   экспертами,   которые   оценивают   дискуссию   по специальным протоколам;   проведение голосования по проблеме; Выбор белой или черной части памятника (стикеры) Ведущий эксперт Многие говорят о реформах, проводимых Хрущевым: “Ни один его шаг не был сделан достаточно твердо, ни одного начинания не было доведено до конца… Более всего реформы губило то, как именно они проводились и какие ограниченные – по сравнению со вспыхнувшими надеждами – результаты давали”. 2 ГРУППА (Положительная оценка) Спору нет, были непоследовательность и неполнота в осуществлении реформ, административные меры в их поведении. Но ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды. Перечисляю: 1 На XX съезде КПСС Хрущев решился выступить с докладом о Сталине, зная, что подавляющее большинство делегатов будет против разоблачения. Это   был   один   из   редчайших   случаев   в   истории,   когда   политический руководитель поставил на карту свою личную судьбу и жизнь во имя высших общественных   целей.  В  составе   послесталинского   руководства   не  было   ни одного деятеля, который бы решился бы выступить с подобным докладом о  Ликвидация всех видов тайных бессудных культе   личности. расправ, так называемых “особых совещаний ” и т.п. При всем несовершенстве нового судебного законодательства, нового уголовного кодекса наша страна становилась правовым государством. 2 На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. Хрущев, надо отдать ему должное, по происхождению, да и по интересам,  всегда   был   ближе   к  нуждам  крестьян,  чем   кто­либо   из   других высших политических руководителей. На Пленуме ЦК Хрущев выступил с серией   важных   для   того   времени   предложений   по   развитию   сельского хозяйства.   Начало   несколько   поощряться   разведение   крестьянами   птицы, мелкого домашнего скота. Во многих хозяйствах появились коровы, что было немыслимо для колхозника еще год назад. К весне 1954г. на казахстанской целине   было   организовано   свыше   120   совхозов.   Первоцелинникам приходилось   жить   в   палатках,   в   условиях   бездорожья,   смены   жестоких холодов и изнуряющей жары. Круглосуточная работа в период посевной и уборочной   сменялась   в   период   относительно   короткого   отдыха строительными работами. Первые результаты целинной эпопеи не могли не внушать оптимизма. В 1954г. целина дала свыше 40 процентов валового сбора зерна. Увеличилось производство мяса, молока. Все это позволило несколько улучшить продовольственное снабжение населения. 3 Надо перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая и зерно дает, и зеленую массу на силос. Это необходимо для поднятия мясо­ молочного   производства.   Там   же,   где   кукуруза   не   растет,   решительно заменять руководителей, которые "сами засохли и кукурузу сушат". Покупка гибридных сортов кукурузы, попытка внедрения американской технологии ее возделывания   в   тех   районах,   где   она   могла   дать   полноценный   рост, способствовали   приращению   зерна   и   корма   для   скота,   действительно помогали справиться с проблемами сельского хозяйства. 4 Пенсионная реформа. До нее пенсии были настолько мизерны, что носили чисто символический характер. Реформа пенсий распространялась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование. 5 Жилищная жилищное строительство, развернутое при Хрущеве, сделало, по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы, доступным получение квартир, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными. реформа. Массовое 6 Внешняя политика. Журналистские сообщения изменились: они заметно смягчились. Для людей это было удивительно: ведь раньше людям твердили только о негативных чертах Запада. Пресса начала писать не только о том, что плохого произошло в других странах, но и о том полезном, что можно там найти.   Советское правительство старалось расширять торговые отношения.   Обновляя   контакты   с   зарубежными   странами, 7 Освоение   космоса.   1957   г.   –   запуск   первого   искусственного спутника   Земли.   1961   г.   –   полет   Ю.Гагагрина   в   космос. Успехи   СССР   в освоении   космического   пространства   явились   результатом   деятельности блестящей   группы   ученых,   возглавляемых   академиком   Королевым.   Идея обогнать американцев в запуске спутника исходила как раз от него. Хрущев был горячим сторонником Королева. 8 Вторая половина 50­х ­ первая половина 60­х годов характеризовалась улучшением отношений Советского Союза с различными странами: Турцией, Ираном,   Японией,   с   которой   в   1956   г.   была   подписана   декларация, предусматривающая   прекращение   состояния   войны   и   восстановление дипломатических   отношений,   тогда   же   велись   двусторонние   переговоры   с Англией,   Францией.   В   1958   г.   было   заключено   соглашение   с   США   о сотрудничестве в области культуры., экономики, обмена делегациями ученых, деятелями культуры и др. Произошла нормализация отношений с Югославией. 9 В   1957   г.   СССР   внес   в   ООН   ряд   предложений   о   приостановке испытаний ядерного оружия; о принятии обязательств об отказе применения атомного и водородного оружия; в сентябре 1959 года Н.С.Хрущев выступил на Ассамблее ООН с программой "всеобщего и полного разоружения" всех стран,   которая   была   довольно   холодно   встречена   капиталистическими странами.  1962 год – Карибский кризис 10  1957 год знаменит проведением Международного фестиваля молодежи и   студентов,   что   в   свою   очередь,   говорит   о   «приоткрытии   железного занавеса», смягчении цензуры. Это была еще не свобода. А только ее привкус. Но те, кто помнят то время, кто жил в нем, говорят — даже последующие годы застоя, затем перестройки, а уж тем более нынешние дни, не вызывали в наших соотечественниках такого энтузиазма. 11 С 1954 г. начинается взлет советского футбола. Нашу команду называли «красная машина» 12 Восстанавливается   доброе   имя   многих   деятелей   культуры   –   жертв беззакония: В. Мейерхольда, Б. Пильняка, О.Мандельштама. После долгого перерыва   стали   издаваться   книги   А.Ахматовой,   М.Зощенко.   Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или   ранее   неизвестным.   Публиковались   стихи   С.Есенина.   Огромной популярностью   пользовались   произведения   Г.Свиридова   и   песни   А. Пахмутовой на стихи Н.Добронравова. Заметным явлением стало, например, издание   сборника   стихотворений   М.   Цветаевой   в   1961   году   —   первая подобная публикация стихов крупнейшей русской поэтессы, покончившей с собой в 1941 году, вскоре после возвращения в СССР из эмиграции. Всеобщее внимание привлекли мемуары И. Г. Эренбурга «Люди, годы, жизнь», которые печатались в «Новом мире» и первый том которых уже в 1961 году был издан отдельной   книгой. Но   самым   значительным   событием   стала,   конечно, публикация   в   №   11   журнала   «Новый   мир»   за   1962   год   повести   А.   И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Немало было проведено и других нужных реформ – вполне последовательно и эффективно. При всех своих недостатках, непоследовательности и т. д. Хрущев в целом действовал в интересах страны и народа. Он совершил настоящий подвиг, рискуя не только политической карьерой, но и жизнью, когда он отважился на разоблачение Сталина и реабилитацию миллионов невинных людей, живых и убитых. Ведь он действовал в сплошном окружении сталинистов. А другого окружения тогда не было. Более того, Хрущев и сам был из окружения Сталина, и ему, Хрущеву, прежде всего понадобилось победить сталиниста в себе самом, что он и пытался делать, а уже затем бороться с другими сталинистами, создавая условия, без которых нынешнее обновление не имело бы ни возможностей, ни кадров, ни традиций. Это был подлинный лидер, идущий впереди и прокладывающий путь каравану судов. 1 группа (негативная оценка) 1 Главное значение Хрущев придавал идеологической стороне дела, необходимости до конца разоблачить культ личности, высказать правду о преступлениях 30­х годов и других периодов. Но сама эта правда была половинчатой,   неполной.  С   самого   начала   Хрущев  споткнулся   на проблеме личной ответственности, поскольку многие в партии знали о той роли, которую сыграл он сам в преследовании кадров и на Украине, и в Московской  партийной   организации.  Не   сказав  правды   о  себе,  он  не   смог сказать правды о других. Разоблачая на XXII съезде КПСС В. Молотова и др. за избиение кадров в 30­х годах, Хрущев умалчивал об участии А. Микояна, который впоследствии стал его надежным союзником. Говоря о 30­х годах, Хрущев тщательно обходил период коллективизации, поскольку был лично   замешан   в   перегибах   того   времени.    Хрущев   стремился сформировать   у   всех   членов   Президиума   ЦК   общее   отношение   к   культу Сталина.   По   его   указанию   каждый   из   выступавших   на   XXII   съезде представителей руководства должен был определить свое отношение к этому принципиальному вопросу. 2 Выбор   нового   политического   пути   требовал   изменения   ориентиров   в экономике.   Однако   тогда   никто   в   политическом   руководстве   страны   не подвергал   сомнению   принципы   командно­административной   системы.   По­ прежнему господствовало неприятие рынка, товарно­денежных отношений, а преимущества социализма рассматривались как нечто раз и навсегда данное, способное   само   по   себе   обеспечить   развитие   и   процветание.   Поправлять зерновое   хозяйство   требовалось   немедленно.   Выход   нашли   в   освоении целинных   и   залежных   земель.   Это   был   ярко   выраженный   экстенсивный вариант развития. Пригодные земли находились на территории Казахстана, Южной   Сибири,   в   Поволжье,   на   Урале,   на   Северном   Кавказе.   Среди   них наиболее перспективными выглядели Казахстан, Урал и Сибирь. Сама идея освоения этих земель была не новой. Мысли о возможности их использования высказывались еще в начале века. Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно­обоснованной системы земледелия.   Сказывалась   и   традиционная   бесхозяйственность.   Не   к   сроку были   построены   зернохранилища,   не   созданы   резервы   техники,   горючего. Приходилось   перебрасывать   технику   со   всей   страны,   что   удорожало стоимость зерна, а следовательно, мяса, молока и т.д. 3   Хрущев   с   большим   рвением   стал   внедрять   кукурузу   в   советское сельское хозяйство. Ее продвигали вплоть до Архангельской области. Это было надругательством не только над вековым опытом и традициями ведения крестьянского сельского хозяйства, но и над здравым смыслом.  4 У   многих   колхозников   подрывалась   вера   в   возможность   изменений. Усиливался отток сельского населения в города; не видя перспектив, деревню стала   покидать   молодежь.   С   1959г.   возобновились   гонения   на   личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам, что выручало снабжение жителей маленьких городов. Затем гонению подверглись хозяйства и   сельских   жителей.   За   четыре   года   поголовье   скота   в   личном   подворье сократилось   в   два   раза.   Это   был   настоящий   разгром   только   начавшего оправляться   от   сталинщины   крестьянства.   Снова   зазвучали   лозунги,   что главное ­ общественное, а не личное хозяйство, что главным врагом являются "спекулянты и тунеядцы", торгующие на рынках. Колхозники были изгнаны с рынков, а настоящие спекулянты начали вздувать цены. 1962 год – события в г.Новочеркасске. Осенью 1963 г. разразился новый кризис. В магазинах исчез хлеб, т.к. целина ничего не дала. Появились талоны на хлеб. 5 1959­1965   гг.   –   экономический   план   развития   страны.   Хотя   в семилетнем   плане   говорилось   о   необходимости   сделать   решающий   рывок обеспечения народа жильем, продуктами потребления, его основные идеи, как и прежде, сводились к неизменному опережающему развитию капиталоемких отраслей группы "А". Ставились явно нереальные задачи полной механизации строительной индустрии. Ставилась задача ­ в кратчайшие сроки догнать и перегнать   наиболее   развитые   капиталистические   страны   по   производству продукции на душу населения.  6 Разоружение.   В   августе   1955   г.   Верховный   Совет   СССР   принял решение о  сокращении военнослужащих на 640 тыс. человек. 14 мая 1956 г. руководство   СССР   решило   в   течение   года   осуществить   еще   более значительное сокращение своих Вооруженных Сил ­ на 1,2 млн. человек сверх проведенного в 1955 г.  7 1962 год – Карибский кризис. Почему Советский Союз установил свои ракеты среднего радиуса действий на острове Свободы осенью 1962 г.? Если они   были   доставлены   туда   для   предотвращения   американской   агрессии против   острова,   находящегося   в   Карибском   море,   то   правильно утвердившееся название “Карибский”. Если же речь шла о создании ракетного баланса   (имея   в   виду   ядерную   базы   США   вокруг   нашей   страны),   то правильнее назвать “ракетный” кризис. 8 Попытки   реформ   проходили   верхушечными,   антидемократическими путями.   Большая   часть   народа   в   них   не   участвовала.   Реальные   решения принимались   весьма   ограниченным   кругом   высших   политических руководителей. 9 Президиум ЦК КПСС 19 декабря 1956 г. утвердил текст Письма ЦК КПСС «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов». Указывалось: «За последнее время среди отдельных работников литературы и искусства, сползающих с партийных позиций, политически незрелых и настроенных обывательски, появились попытки подвергнуть сомнению правильность линии партии в развитии советской литературы и искусства, отойти от принципов социалистического реализма на позиции безыдейного искусства, выдвигаются требования „освободить“ литературу и искусство от партийного руководства, обеспечить „свободу творчества“, понимаемую в буржуазно-анархистском, индивидуалистическом духе». В письме содержалось указание коммунистам, работающим в органах государственной безопасности, «зорко стоять на страже интересов нашего социалистического государства. Прямым следствием этого письма стало значительное увеличение в 1957 г. числа осуждённых за «контрреволюционные преступления» (2948 человек, что в 4 раза больше, чем в 1956 г.). Студенты за критические высказывания исключались из институтов. 10 В 1956 году началась активизация антирелигиозной борьбы. Секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам „О недостатках научно-атеистической пропаганды“» от 4 октября 1958 года обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки»; Секретная инструкция по применению законодательства о культах в марте 1961 года обращала особое внимание на то, что служители культа не имеют права вмешиваться в распорядительную и финансово-хозяйственную деятельность религиозных общин. Действующие церкви сносили не только в Москве, но и во многих других городах и сёлах, хотя многие из сносимых храмов считались   памятниками   старины.   В   этой   связи   большая   группа   известных представителей   московской   интеллигенции   обратилась   к   Советскому правительству.   Письмо   передал   Хрущёву   известный   писатель   и   поэт   С. Михалков.   Но   Хрущёв   встретил   его   не   слишком   любезно   и   упрекнул:   «О десятке церквей жалеете, а о сотнях тысяч людей, нуждающихся в жилище, не подумали?»  11 СССР в годы оттепели — это своеобразный театр абсурда одного Хрущева. Крым, отданный Украине отреагировал мгновенно — рядом с русскими названиями стали привинчиваться украинские. Это веселило местных жителей, да и только. Отец рассказывал — единственно чего боялись, что в школах обяжут учить украинский, но этого не случилось при Никите Сергеевиче. Тот же Крым в СССР, только в украинской рубахе. 12   1963 год – встреча с интеллигенцией. Хрущев дает указания, какой должна быть литература и поэзия и как следует рисовать, что можно и что нельзя.   Но   Хрущев,   вообще­то   малокультурный   человек,   что   видно   было невооруженным глазом, считал себя непогрешимым во всех этих вопросах и полагал, что он все знает и может давать указания творческим работникам. Он свято верил в свое «партийное» чутье.

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"

Методическая разработка урока по истории для 11 класса "Хрущев Н.С. и "оттепель": взгляд из 21 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017