Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»
Оценка 5

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
23.02.2017
Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»
Основная задача заключалась в том, чтобы охарактеризовать основные достижения художественной культуры конца XX-начала ХХI века. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь.Поэтому важно сохранить среду обитания человека; создать благоприятные условия для развития личности; формировать достойное качество жизни людей. реализовать творческий потенциал во всех сферах человеческой деятельности. Необходимо использовать в форме диалога и сотрудничества все ценности западноевропейской культуры.
культура.docx
Методическая  разработка  урока Дисциплина:  история Тема:  «Культура второй половины   20­го ­ 21  веков»                                                                                                                Автор: преподаватель  общественных дисциплин Фоломкина Наталья Борисовна ГАПОУ СО «Балашовское  медицинское      училище» Аркадакский  филиал Г.Аркадак 2017г. Цели:  Охарактеризовать основные достижения художественной культуры конца XX­ началаХХI века  формировать умения  сравнения, сопоставления, а также выявления общего и особенного в развитии искусства создать   игровое   состояние   ­   эмоциональное   отношение   к   исторической действительности.  осваивать   коммуникативные  и театральные  умения развивать эмпатические способности  студентов научить   студентов     самостоятельно   обдумывать   историческую   ситуацию   и делать собственные выводы моделировать   определенную   ситуацию   прошлого   или   настоящего, исторической реальности, "оживлять   картины" прошлых эпох  формировать   у   студентов   представления   о   многозначности   исторических явлений  закреплять   навыки по установлению причинно­следственных связей между явлениями, пространственных и временных рамок изучаемого исторического процесса закреплять навыки высказывать аргументированные суждения, анализировать различные точки зрения закреплять  навыки поиска нужной информации в источниках разного типа прививать интерес к изучаемой проблеме прививать   навыки   самостоятельной   работы   с   историческими   источниками, дополнительной литературой отрабатывать   умения   выполнять   задания   различного   типа:   тесты,   анализ текстов, анализ источников, давать полные развернутые ответы.  Оборудование урока: мультимедиа презентации Литература: Всеобщая история 11класс  Н. В. Загладин// М.: Русское слово, 2010г  История России и мир 11 класс О.В. Волобуев// М.:Дрофа,2009г. История   России   ХХ­началоХХI  века   11класс//   А.А.Левандовский М.:Просвещение, 2013г.  История   России   с   древнейших   времен   до   наших   дней.   Учебное   пособие. А.А.Данилов// М.:Проспект.2011г. История   России.   Конспект   лекций.   В.Н.Шевелев//   Ростов­на   Дону.: Феникс.2010г. История 11класс. Сборник заданий. Л.Н.Алексашкина// М.: Экзамен.2009г. Новейшая история зарубежных стран 20 века. Пособие для учителя. Н. В. Загладин, Х.Т. Загладина// М.: Русское слово, 2011г.  План урока Орг. момент.  Опрос письменный и устный.   Объяснение нового материала 1.Условия развития культуры конца  XX века.  2.Авангардизм  3.Абстракционизм  и  экспрессионизм  4.Сюрреализм   5.Поп­арт  6.Молодежная субкультура Закрепление нового материала  Рефлексия.   Домашнее задание.     Ход урока: Опрос письменный Тесты 1.Жертвами   какой   репрессивной   акции   стали    А.А.Кузнецов   и Н.А.Вознесенский 1) кампании против «космополитизма» 2) «дела врачей» 3) «Ленинградского дела» 4) критики литературных журналов «Звезда» и «Ленинград» 2.Как называли в конце 1960­х ­ середине 1980­х гг. людей, не разделявших господствовавшую в СССР идеологию?  1) диссидентами         2) космополитами  3) лишенцами  4) анархистами 3.Установите соответствие между фамилиями писателей, поэтов и названиями их   произведений.   К   каждой   позиции  первого   столбца   подберите соответствующую позицию второго      ПОЭТЫ, ПИСАТЕЛИ А) А.Т. Твардовский                    Б) Б.Л. Пастернак  В) К.М. Симонов  Г) А.И. Солженицын НАЗВАНИЯ   ПРОИЗВЕДЕНИЙ                1) «Живые и мертвые» 2)»Архипелаг ГУЛАГ»  3)»Василий Теркин»  4)»Доктор Живаго»  5)»Судьба человека»    4.Что из названного характерно для системы образования в России в 1990­е гг? 1) введение всеобщего 12­летнего среднего  образования            2) появление частных учебных заведений  3)расширение сети  профессионально­технических училищ 4) введение религиозного образования в  государственных школах 5.Ответьте на вопросы: 1.Охарактеризуйте основные изменения в сфере культуры за годы реформ. Попробуйте определить свое отношение к ним. 2.Охарактеризуйте   основные   изменения   в   сфере   образования   в   60­х­80­х годах 3.Охарактеризуйте основные изменения в сфере образования в 90­х годах  4.Охарактеризуйте основные изменения в кинематографе 5.Охарактеризуйте основные изменения в изобразительном искусстве 6.Охарактеризуйте основные изменения в музыке 7.Охарактеризуйте основные изменения в театральной жизни 8.Определите две линии развития культуры 60­х­80­х годов 9.Определите проблемы и трудности культуры 60­х­80­х годов 10.Как   вы   понимаете   термин   «массовая   культура»?   Какие   черты послевоенного   развития   общества   способствовали   ее   всестороннему распространению? Оцените результат влияния  массовой  культуры  на жизнь общества   и   отдельного   человека.   Какую   роль   она   играет   в   современной жизни? 11. Как вы думаете, почему рок­музыка была тесно связана с молодежным движением 60­х годов?  12.   Приведите   примеры   наиболее   популярных   в   последнее   время произведений   массовой   культуры.   На   основании   каких   соображений (критериев) вы отнесли эти произведения к массовой культуре?  13.   К какому времени относится высказывание искусствоведа И. Берлина: «Литература   и   искусство   напоминали   территорию,   подвергшуюся   жесто­ чайшей бомбардировке»? Что имел в виду автор этого высказывания? 14.   В чем вы видите противоречия в развитии советской художественной культуры второй половины XX века? 15.Что характерно для массовой культуры? Чем вызван этот феномен XX века? 16. Изучаем документы и точки зрения Из книги Д. Нэсбитта и П, Эбурдин «Что нас ждет в 90­е гг. Мегатенденции: Год 2000»: Чем больше человечество видит себя живущим на единой планете, тем больше необходимость  для каждой культуры земного шара иметь свое уникальное наследие. Есть желание пробовать кухню друг друга, приятно одеваться в джинсы, наслаждаться иногда одинаковыми представлениями. Но если другой процесс начинает разрушать сферу более глубоких культурных ценностей, то люди  вернутся  к  демонстрации   своих  различий, и  это  будет  чем­то  вроде культурного протеста. История каждой нации, ее язык и традиции уникальны. Поэтому   парадоксально   то,   что   чем   более   похожими   мы   становимся,   тем больше мы будем подчеркивать  свою  уникальность. Как  по мнению авторов сочетается   универсализация   мировой   культуры   с   ростом   значимости   ее национальных особенностей? Опрос устный. 1.Две   линии   развития   культуры   60­х­80­х   годов.   Проблемы   и   трудности   Противоречия   в   развитии   советской культуры   60­х­80­х   годов. художественной культуры второй половины XX века. 2. Развитие системы образования. 3.Массовая культура. Итог В   советской   культуре   наблюдались   две   противоположные   тенденции: искусства,   лакирующего   действительность,   и   искусства,   критически   отра­ жающего   действительность   (в   силу   сознательной   позиции   художника   или таланта,   преодолевающего   цензурные   препоны).   Именно   последнее направление (наряду с лучшими произведениями, созданными в эмиграции) дало образцы, вошедшие в золотой фонд мировой культуры. Вводное слово учителя. Беседа.  Вопросы на экране. *Какие исторические условия влияли на развитие культуры?  *Что такое молодёжная субкультура? Насколько, на ваш взгляд, она близка вам и оказывает влияние на вас? Объяснение нового материала 1.XX­ХХI   века   занимают   уникальное   место   в   истории   мировой   культуры. Именно   в   этот   период   культура   получает   небывалое   до   тех   пор   мощное развитие в материальной и духовной сферах. Развиваются средства связи и коммуникации, происходит массовая информатизация общества. К концу XX века — около 50% населения проживает в городах,   90% всех предметов, используемых   сейчас   человеком,   придуманы   в   последние   сто   лет;   люди используют 600 миллионов автомобилей; запущено более 4000 искусственных спутников   Земли;   за   20   лет   потребляется   столько   природных   ресурсов, сколько  было использовано человеком за все время его существования. XX век становится и самым кровавым, в войнах XX века погибло больше человек, чем за  всю историю  до него; разработано  оружие  массового  уничтожения. Нравственные ценности обесцениваются, общество стремится к тому, чтобы произвести и потребить максимальное количество материальных благ.  Культура   XX   века   ­   культура   переломная,   а   не   просто   новый   период   ее истории.   Старое   и   новое   не   располагаются   в   истории   культуры   в элементарной   последовательности,   а   действуют   во   взаимном   пересечении. Видоизменения, которые претерпевает культура XX века от этапа к этапу своего   развития,   концентрируются   в   стилевых,   идейно­художественных явлениях и процессах. Невозможно определить некий общий единый стиль искусства  в XX в.  В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные   для   западной   культуры   в   целом,   проявляющиеся   в   различных сферах жизни всех стран мира.  2.Авангардизм.   Авангардная   культура   —   это   совокупность   разнообразных эстетических   течений,   которые   объединяет   новаторство   в   формах,   стиле, языке, зачастую безудержное, революционно разрушительное по отношению к прежнему   искусству   и   традиционному   быту.   Авангардизм   как   явление обозначился уже в конце XIX в., многие его течения сформировались в начале XX   в.,   а   в   20—30­х   гг.   он   уже   являл   собой   мощный   пласт   мировой   ху­ дожественной культуры.    При всем разнообразии течений авангардной культуры в них силен элемент экспериментаторства и демонстративного отказа от зеркального отображения видимой   действительности.   Появление   авангардизма   было   тесно   связано   с научно­техническим   прогрессом   и   новыми   общественными   идеями, отрицанием «старого мира», мещанских идеалов, академического искусства. Причем для одних течений и творческих объединений характерно воспевание новаций, для других  — их неприятие. Всемирно   известными   художниками­авангардистами   были   работавшие   во Франции Ф. Леже, живописец испанского происхождения П. Пикассо, один из лидеров школы фовизма (от франц. «дикий») А. Матисс, эмигрант из России М. Шагал. Для   авангардистской   художественной   прозы   характерен   так   называемый «поток   сознания»,   т.   е.   воспроизведение   переживаний   и   размышлений литературных   героев   не   в   логической   упорядоченности,   а   как   бы   в стенографической   записи.   Такая   проза   порой   производила   впечатление абсурдности происходящего.  3.Зародившееся в начале XX столетия абстрактное искусство получило свое живописное   выражение   в   композициях   из   геометрических   фигур   и бесформенных   цветовых   гаммах.   Наиболее   известными   представителями абстракционизма были русские художники К. С. Малевич и В. В. Кандинский, творчество   которого   стало   частью   западноевропейского   искусства. Абстракционисты   считали,   что   только   они   теперь   способны   выразить внутренний мир человека. Большую   популярность   получила   такая   разновидность   этого   направления живописи,   как   абстрактный   экспрессионизм.   Его   основоположниками выступили   несколько   нью­йоркских   художников.   Их   полотна   передавали динамику чувств, становились формой спонтанного самовыражения автора. Метод написания таких картин известен как «живопись  действия». Джексон Поллок — самый известный абстрактный экспрессионист. Поллок искал свои собственные индивидуальные методы и техники работы. Он покрывал холсты беспорядочными брызгами, полосами красок и клякс; иногда он прокалывал банки с краской и размахивал ими над будущей картиной так, что краска лилась на холст. Вместо кистей он использовал палочки, ножи и лопатки, добавляя  в краску   песок,  битое  стекло   и  другие  материалы.  В результате создавались   большие   картины   с   узорами   из   красочных   пятен,   которые вызывали   множество   разных   эмоций.Целью   абстракционизма   является утверждение подлинно человеческих качеств в мире, становящемся все более бесчеловечным. 4.Эпатажным   течением   в   искусстве   был   сюрреализм   («сверхреализм», «надреализм»).   Для   его   представителей   были   характерны   свободные ассоциации,   парадокс,   метафоричное   воспроизведение   действительности. Можно   сказать,   что   это   «мир   наизнанку»,   а   в   каких­то   случаях   и демонстрация «изнанки мира». Ярким выразителем сюрреализма в живописи являлся испанский художник С. Дали. Наряду с сюрреалистической живописью на Западе возникло и развивалось сюрреалистическое киноискусство. Сюрреалистическая традиция сказывалась и   в   фильмах   советского   кинорежиссера   А.   А.   Тарковского   («Сталкер», «Ностальгия»),   Авангардизм.  В  течение   всего  XX  в.  в  США   сосредоточивались   крупные музыкальные   исполнительские   силы.   Бостонский   и   Филадельфийский   сим­ фонические оркестры были известны во всем мире. Видным американским композитором был Дж. Гершвин. В опере «Порги и Бесс» и других своих произведениях он использовал элементы джаза — нового для XX столетия направления в музыкальном искусстве, уходящего своими корнями в пласты афроамериканского   фольклора.   Известнейшим   американским   джазовым музыкантом­импровизатором был   трубач и певец Л. Армстронг. Во второй половине   столетия   в   США   сформировался   новый   сценический   жанр   — мюзикл, сочетающий элементы шоу, оперетты, балета, мелодрамы. Возрождение   английского   музыкального   театра   во   многом   связано   с творчеством   композитора   и   дирежера   Б.   Бриттена,   который   опирался   на национальные   традиции   XVI—XVII   веков.   С   Лондоном   связали   свою сценическую деятельность блестящие русские балерины А. П. Павлова и Т. П. Карсавина. Карсавина в течение 15 лет была вице­президентом английской Королевской академии танца. Обе балерины выступали на сценах Парижа, Берлина,   Монте­Карло   и   других   городов.   Огромной   популярностью пользовались   постановки   русских   хореографов   В.   Ф.   Нижинского,   С.   М. Лифаря, Г. М. Баланчина. Баланчин за полвека сформировал в США новую, американскую традицию классического танца.   Авангардистские тенденции были характерны и для архитектуры XX века. Одним из основоположников новых подходов к архитектурному творчеству был француз Ш. Э, Ле Корбюзье. В книге «Планировка городов» он выступал за то, чтобы придавать конструкциям зданий эстетическую выразительность за счет использования новейших строительных материалов. По его   проекту в Москве   был   воздвигнут   Дом   Центросоюза   (ныне   здание   ЦСУ),   строгие геометрические   линии   которого   сочетаются   с   огромными   застекленными поверхностями.   Причудливыми,   фантастическими   формами   отличались здания, построенные испанским архитектором А. Гауди (частные дома, собор Святого семейства в Барселоне). Для второй половины столетия характерно стремление   архитекторов   органически   вписать   здания   в   окружающий ландшафт, сделать их максимально функциональными внутри. В   середине   50­х   гг.   строительная   техника   переживала   настоящую   революцию.   Всё   более   широко   использовались   возможности   современных материалов:   тонкостенного   бетона,   алюминия,   пластмасс,   синтетических плёнок (надувные сооружения). С середины 50­х гг. архитектура Запада — это   пёстрый,   разнообразный   мир.   Представители   зародившегося   в   Англии направления   —   брутализма,   считая   главным   содержанием   архитектуры строительство,   выставляли   напоказ   конструктивную   основу   сооружения. Примером может служить здание редакции журнала «Экономист» в Лондоне. Но господствующее направление архитектуры того времени называют новым барокко: в моду вошли выразительные криволинейные формы и конструкции, принцип которых был заимствован из мира живой природы. Так, аэровокзал компании ТWА в Нью­Йорке  по форме напоминает морского ската. Новая   концепция   господствующей,   строительного   искусства,   ставшая   в   70—90­х   гг.   Архитекторы­   получила   название   постмодернизма. постмодернисты   жертвуют   логикой   и   «чистотой   стиля»   ради   уюта   и   сочетание декоративности.   Их   здания   и   ансамбли   —   причудливое   разнородных форм.  Иногда архитектура прячется от зрителей за  зеркальной облицовкой («здания­призраки»), иногда «украшается» вынесенными наружу трубами и проводами технических коммуникаций. 5.Возникновение поп­арта (популярное искусство)  было связано с развитием «общества   благосостояния»,   когда   произошел   самый   настоящий   бум производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп­ арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства, что она   может   утратить   свои   потребительские   качества   и   приобрести художественные. Молодые   художники   предложили   изображать   окружающие   человека повседневные   предметы   и   технические   изделия,   современную   городскую среду,   в   надежде   сделать   искусство   понятным   широкому   зрителю, популярным. Но если предметы, изображаемые пол­артистами, действительно популярны   (консервные   банки,   бутылки   «Кокаколы   и   др.),   то   об   их произведениях   этого   сказать   нельзя.   Эти   картины   отпугивали   публику   и критиков своей пошлостью и безысходностью. Развитие инженерных знаний сделало   возможным   использование   новейших   строительных   и   отделочных материалов, таких смелых решений, как подвешенные на стальных тросах или бетонных   решетках   перекрытия   или   бетонные   купола   над   огромными выставочными   и   спортивными   залами,   стадионами   ит.п.   Примером   может служить бетонный купол Олимпийского дворца спорта в Риме. Во   второй   половине   XX   в.   обновились   принципы   планирования   городов. Новым   было   более   свободное   расположение   жилых   домов,   сохранение природного   окружения,   сосредоточение   в   микрорайонах   всего,   что необходимо   для   повседневной   жизни,   улицы   только   для   пешеходов, скоростные   автомагистрали,   размещение   промышленных   районов   вдали   от жилья и т.д.  Королем   поп­арта   современники   называли   Энди   Уорхола.   Он   первым превратил долларовую купюру, банку консервированного супа и бутылку из­ под кока­колы в объекты  искусства. Художники  использовали  образы зна­ менитостей, персонажей комиксов, мультфильмов и т.д.  В поп­арте понятие «произведение искусства» было лишено привычного смысла, так как каждый предмет мог стать «фактом искусства», то есть   артефактом. Художники, пытались увидеть в вещах или образах гуманную или антигуманную сущность. Развитием   поп­арта   стала   печатная   и   телевизионная   реклама,   где материальные объекты преподносятся как символы прекрасного. К поп­арту относят такой вид художественного творчества, как граффити — уличные надписи, рисунки на заборах, стенах гаражей и т.д.  В   музыкальной   культуре   второй   половины   XX   в.   получили   развитие различные авангардные течения. Родоначальником   сонористики   считается   польский   композитор   Кшиштоф Пендерецкий. Для сонористики характерно особое внимание к тембру звука, поиску   источников   нетрадиционного   звучания:   игра   на   пиле,   на   рояле   — непосредственно   на   струнах,  шепот,   крики   и   т.д.  Основателем   алеаторики стал немецкий музыкант Карл­хайнц Штокхаузен, написавший в 1957 г. пьесу для   фортепьяно,   фрагменты   которой   могли   исполняться   в   любой последовательности.  Алеаторика   претендовала   на   освобождение   искусства, причем   не   только   музыкального,   от   диктата   формы.   Появились художественные   произведения,   в   которых   могут   переставляться   страницы, абзацы в зависимости от выбора читателя. Хрупкость мира, отсутствие логики и четкости в его облике, иллюзорность его устоев отразило так называемое исчезающее искусство. Примерами могут служить картины, написанные выцветающими на глазах зрителей красками, саморазрушающиеся скульптуры, музыка без звука, исполняемая на развали­ вающихся инструментах. Самым наглядным образцом этого вида творчества была книга «Ничто», изданная в США в 1975 г. и выдержавшая переиздание в Англии, на 192 страницах которой не было написано ни единой строчки. Подобное   сочетание   всевозможных   форм   и   стилей,   использование   новых материалов   и   технологий   для   создания   арт­объектов   (выставочных конструкций) характерны для современного искусства. Распространенной его формой   является   инсталляция   —   пространственная   композиция, сконструированная из разных материалов и бытовых предметов. Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт. Так возник инвайронмент — изменение окружающей среды в соответствии с замыслом художника. Немецкий художник Йозеф Бойс, один из основателей партии зеленых в ФРГ, осуществил крупный проект  7000 дубов». На центральной городской площа­ ди   немецкого   города   Касселя   началась   посадка   молодых   дубков.   Она сопровождалась лозунгом «Градоозеленение вместо градоправления». Дубы, являвшиеся   элементом   дохристианской     мифологии,     обрамлялись базальтовыми   глыбами.   Художник   стремился   пробудить   «экологическое сознание»   у   городских   жителей.   Масштабы   проекта,   приведшие   Бойса   к конфликту с властями, были превзойдены  американским  художником  бол­ гарского происхождения Христо Явашевым. Он в 1983 г. создал  композицию «Окруженные   острова».     Одиннадцать   островов   вблизи   Майами   окружили розовой   полипропиленовой   пленкой,   соответствующей   конфигурации островов,   общей   площадью   более   600   тыс.   кв.   м   и   длиной   11   км.   Работа обошлась в 3,5 млн долларов и продолжалась два года, после чего острова на две недели были открыты для посетителей. Прекрасная девственная природа необитаемых   тропических   островов,   ставшая   арт­объектом,   служила напоминанием о необходимости защиты и сохранения окружающей среды. 6.Молодёжная субкультура — уникальное явление. Именно в этот период, приблизительно в 17—18 лет, начинается поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе, практические попытки бороться за равенство и братство. К 20 годам разочарование обществом взрослых, где нет идеалов и возвышенных   ценностей,   на   которых   воспитывали   детей,   достигает максимума. У молодёжи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы переустроить общество взрослых на нравственных основаниях. Революционный   накал   молодёжи   выливается   и   практических   действиях (мятеж, демонстрация, бунт) и теоретических (создание собственной музыки, поэзии, театра и т. д.). Субкультура ­ это "под" культура. Это ветвь, которая отделилась из множеств общепринятых   культур.   Субкультура   выделяет   известную   группу   людей, отгораживает  от других, позволяет  ей теснее сплотиться на основе общих идеалов, целей, атрибутики и ритуалов.  Среди   социальных   и   конкретно­исторических   причин   распространения молодёжной субкультуры во второй половине XX в. западные специалисты обычно называют две ведущие: 1) рост доходов среднего класса и особенно его молодёжной прослойки в 1950­е гг.; 2) появление новых средств записи и распространения музыкальной культуры (радиоприёмников, магнитофонов и т. п.). В   1950­е   гг.   страны   Запада   вступают   в   полосу   экономического   подъёма. Выросло   материальное   благосостояние   родителей,   и   они   стали   выделять своим детям больше средств на карманные расходы. На это моментально от­ кликнулись предприниматели. Расширилась сеть молодёжных клубов, баров, выросли   тиражи   журналов   и   книг   для   молодёжи,   объёмы   производства товаров широкого потребления. В обиход входит понятие «молодёжная мода» и т, п. Процесс   развивался   с   невиданной   скоростью.   В   конце   1950­х   гг.   в   США заговорили о битниках — предшественниках хиппи и панков. В 1960­е гг. Америку захлестнула волна движения хиппи.  Промышленность и предприниматели не могли не откликнуться на растущие потребности   молодёжи.   Возникают   такие   явления,   как   молодёжная индустрия,   молодёжная   мода,   субкультура.    молодёжные   движения,     молодёжная Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро   переориентировались   на   широкомасштабный   выпуск   недорогих грампластинок, магнитофонов     и     магнитофонных     кассет,     а     хозяева радио­ и телекомпаний — на выпуск специальных молодёжных программ. Молодёжная   субкультура   возникла   потому,   что   благодаря   ей   молодое поколение удовлетворяло определённые жизненно важные потребности. Среди отличительных черт — очень широкое многообразие видов, течений, направлений и поветрий, а также неформальный статус субкультуры, отчего собирательным   термином   для   всех   направлений   молодёжной   субкультуры выступает слово «неформалы». Неформалы — официально не зарегистрированная группа, которая возникла по   чьей­то   инициативе   или   спонтанно   для   достижения   какой­либо   цели людьми с общими интересами и потребностями. По отношению к официально существующим властям у них двойной статус: они являются не признающей эти   власти   силой   и   одновременно   не   признанной   этими   властями организацией. Внутри себя молодёжная субкультура неоднородна.  Совокупность   отличительных   черт,   характеризующих   ту   или   иную субкультуру, принято называть стилем. Стиль — суммарная характеристика манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т. п. От этого слова произошло название «стиляги» — представители молодёжной субкультуры   в   1950—1960­е   гг.   в   СССР,   любившие   модно,   по­западному, одеваться. К специфическим чертам российской молодёжной субкультуры специалисты относят: 1. Преимущественно развлекательную направленность.  2.   Вестернизация   (американизация)   культурных   потребностей   и   интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. Любимыми героями становятся, по данным опросов, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои боевиков.  3.   Приоритет   потребительской   ориентации.   Ещё   более   заметна   подобная тенденция в культуре учащейся молодёжи. 4. Изменения в принципах отбора культурных образцов. В выборе культурных кумиров современная молодёжь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей. Панки— молодёжная субкультура, возникшая в конце 60­х —­ начале 70­х годов  в  Великобритании,  США,  Канаде   и  Австралии.  С  панк­роком   тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола.   Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80­х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки или подвёрнутые под короткие тяжёлые ботинки (банки) и кеды. Некоторые предварительно   вымачивают   джинсы   в   растворе   отбеливателя,   чтобы   те пошли   рыжими   разводами.     Куртка­косуха   —   была   перенята   как   рок­н­ ролльный атрибут из 50­х, когда мотоцикл и рок­н­ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок­музыке ту же нарочитую   задиристость   и   драйв,   которые   со   временем   отняла   массовая   носят   различные   атрибуты коммерциализация   музыки.   Также   панки   рокерских  субкультур — ошейники, браслеты (преимущественно кожаные с шипами). Эмо   ­—   молодёжная   субкультура,   образовавшаяся   на   базе   поклонников одноимённого музыкального  стиля. Выражение эмоций — главное правило   противостояние для   эмо­кидов.   Их   отличает:   самовыражение, несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо­кид — ранимый и депрессивный человек. Эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной   любви.   Внимание   эмо   чаще   обращено   на   глубокие   личные переживания, чем на общественные события. Традиционной прической эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один   глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным   волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски —­два «маленьких хвостика», яркие «заколочки» — «сердечки» по бокам,   бантики.   Для   создания   этих   причёсок   эмо   используют   большое количество фиксирующего лака для волос. Часто эмо­киды прокалывают уши или   делают   тоннели.   На   лице   и   иных   частях   тела   эмо­кида   может   быть пирсинг.   И   юноши,   и   девушки   могут   красить   губы   под   цвет   кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью. Ногти покрывают чёрным лаком.  Для эмо характерна одежда в розово­чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе­яркие сочетания считаются допустимыми.    Бывают   сочетания   в   широкую   полоску.   Часто   на   одежде изображены названия эмо­групп,   смешные рисунки или расколотые сердца. Характерна   для   эмо   обувь   —   кеды,   а   также   флипы(тряпичные   тапочки   в ромбик), слипоны (обувь, похожая на тапочки, но с подошвой, как у кед). Наиболее типичная одежда: Узкая, обтягивающая футболка. Узкие джинсы чёрного  или  пепельно­синего   цвета,  возможно,  с  дырками  или  заплатками. Чёрный   или   розовый   ремень   (часто   из   кожезаменителя)   с   заклёпками, провисающими цепями и большой бляхой с символикой. Кеды с яркими или чёрными шнурками, зашнурованными особым способом. Клетчатая косынка ­ на шее. Присутствуют ободочки с бантиком. Полосатые гетры на руках. Для эмо характерны следующие атрибуты:     Почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками и значками.  Значки, прицепленные к одежде и, иногда, к обуви,   Очки яркой или чёрной расцветки. Яркие разноцветные (обычно силиконовые)   браслеты   на   руках,   особенно   популярна         панк­атрибутика {напульсники   с   шипами).     Крупные   бусы   ярких   цветов   на   шее.   Мягкие игрушки в виде мишек, которым эмо­киды вспарывают животы и зашивают толстыми  нитками. Такие игрушки играют роль своеобразных талисманов. Их берут с собой на прогулки, на занятия, с ними остаются дома и спят. Символика. Розовое сердце, часто с поперечной трещиной или разорванное в клочья.   Розовый   (или     чёрный)   пистолет   или   скрещённые   пистолеты   с надписью   «bапg­Ьапg»   (звук   выстрела).   Черная   пятиконечная   звезда   на розовом фоне. Футболки с  героями детских мультфильмов (например, Микки Маус). Характерные жесты. Наклонять голову, чтобы свисала чёлка, и приставить и виску два пальца на манер   пистолета. Сложить руки вместе в виде сердца. Скривить ноги ступнями внутрь и чуть присогнугь колени.    Фотографировать своё отражение в зеркале. Эмо ­субкультура, под влиянием  западной поп­ культуры, появилась в России в начале 2000­х годов и сразу стала объектом критики.   Противники   её   считают,   что   субкультура   эмо   культивирует депрессию, пропагандирует самоубийство,  детский суицид. Закрепление. *Как   вы  думаете, почему  в XX в.,  несмотря  на  широкое  распространение искусства   авангарда,     продолжали   развиваться   реалистические   традиции? Назовите   известных   вам   писателей   и   художников   реалистического   направ­ ления. *Прочитайте   фрагмент   «Манифеста   сюрреализма»,   написанного   в   1924   г. французским писателем А. Бретоном: «Сюрреализм — психический автома­ тизм в его чистом состоянии, с помощью которого мы предлагаем выразить... реальный процесс мысли. Это запись мысли в отсутствие контроля со стороны разума и вне каких бы то ни было эстетических или моральных соображений». С развитием каких сфер научного знания было связано появление сюрреализ­ ма? Какие характерные черты искусства авангарда отражены в цитате? *Является ли верным данное суждение?   «Рост   мобильности   людей,   усложнение   общественной   жизни,   ускорение темпов   социальных   изменений,   привел   к   возникновению   молодежной субкультуры.» *Расскажите,   когда   и   где   зародился   экспрессионизм?   В   чем   суть   этого направления. *Можно ли считать, что экспрессионизм – одно из самых пессимистических явлений мировой художественной культуры? *Какие средства художественной выразительности используют художники – экспрессионисты, для того чтобы передать боль, тоску, страх, одиночество действительности? *Что такое молодёжная субкультура? Насколько, на ваш взгляд, она близка вам и оказывает влияние на вас?   *Вредна ли для развития общества молодёжная субкультура? Своё мнение обоснуйте. *Составьте схему влияния массовой культуры на жизнь общества.  Наводящие вопросы:   через   чего идёт влияние? Какой результат влияния, особенно на молодёжь? *Какие исторические условия влияли на развитие культуры?  *Верны ли следующие суждения о субкультуре? А.  Субкультура позволяет определённой группе людей сплотиться на основе общих идеалов, целей и ритуалов.   Б.   Субкультуре   всегда   свойственно   стремление   занять   в   обществе лидирующие позиции. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. Подведем итоги ВЫВОДЫ. Кризис   института   семьи   и   семейного   воспитания,   подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму,   а   с   другой   ­   к   проявлениям   противоправного     и экстремистского   характера.   Агрессивный   стиль   воспитания   порождает агрессивную   молодёжь,   когда   выросшие   дети   не   могут   простить   ни воспитателям,   ни   обществу   в   целом   ориентации   на   послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости. Просмотр телепередач наряду с общением ­ наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто   повторяет   телевизионную   субкультуру,   которая   лепит   под   себя удобного     зрителя.   Молодежная   субкультура   есть   искаженное   зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Для   культуры   XX   в.   в   целом   была   характерна   гуманистическая направленность, усиление внимания к сложному рисунку личности человека, к его   психологии,   переживаниям.   Особенностью   развития   культуры   было появление   новых   видов   и   форм   в   искусстве,   связанных   прежде   всего   с авангардизмом и новыми возможностями в использовании научно­технических достижений. Мы познакомились с калейдоскопом художественных направлений и стилей мировой  культуры конца 20 века­начала 21века.     В   заключение   следует   подчеркнуть,   что   на   протяжении   XX   в.   культура Западной Европы накопила огромный ценностный потенциал, состоящий из   следующих достижений:   — сохранение среды обитания человека;  —создание благоприятных условий для развития  личности; — формирование   достойного —реализация   творческого   потенциала   во   всех   сферах   человеческой качества людей;     жизни     деятельности. Задача на будущее состоит в том, чтобы использовать на практике в форме диалога   и   сотрудничества   все   ценности   западноевропейской   культуры,   с учетом меняющихся исторических условий. Рефлексия. ­Что показалось неожиданным и интересным? ­У кого из вас появилось желание расширить свои знания по этой теме? Домашнее задание. Практикум На   основании   информации   из   СМИ,   ваших   житейских   наблюдений подготовьте мини­проект:    «Мои (наши)  предложения   к   государственной молодёжной  политике России».

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»

Методическая разработка урока по истории на тему: «Культура второй половины 20-го - 21 веков»

Методическая  разработка  урока по истории на тему:  «Культура второй половины   20-го - 21  веков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2017