Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература +1
5 кл—7 кл
13.03.2017
Методическая разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы, а также классных руководителей. Её можно использовать как на уроках по данному курсу, а также на классных часах и занятиях внеурочной деятельности, посвящённых теме Великой Отечественной войны, для обучающихся средних классов.Методическая разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы, а также классных руководителей. Её можно использовать как на уроках по данному курсу, а также на классных часах и занятиях внеурочной деятельности, посвящённых теме Великой Отечественной войны, для обучающихся средних классов.
Методическая разработка.docx
Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6
классе на тему:
«Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь
человеческая» (фрагмент из повести)
Автор: учитель русского
языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения
Семеновской средней школы
Торопова Елена Борисовна
Адрес: 152445, Ярославская область,
Первомайский район,
С. Семеновское,
ул. Центральная, д. 49
Телефон: (485 49) 321 93 Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедиа CDROM «От Кремля до
Рейхстага», портрет В.А.Закруткина, плакаты с высказываниями, репродукции картин
Леонардо да Винчи, иллюстрации к повести. Музыкальное сопровождение: Франц Шуберт
«Аве Мария».
Цели:
общая – подвести к осознанию того, что у поверженного (а значит, более неопасного)
врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены
желанием отомстить;
частная – закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявить
авторскую позицию.
Эпиграфы к уроку:
«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим
неизмеримым звёздным небом? Неужели может среди этой
обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы,
мщения или страсти истребления себе подобных?»
(Л.Н.Толстой.)
«Слово это сроду не обманет
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!..
Я произношу его:
«Мама!»
(Расул Гамзатов.)
(Второй эпиграф в начале урока закрыт.)
I. Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Я улыбнусь вам, вы друг
другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Вы
присутствуете на уроке по учебнометодическому курсу «Вокруг тебя – Мир». Вы находитесь в компьютерном классе нашей школы. Помогать на уроке мне будут учитель
информатики и персональный компьютер. Тема урока: «Эта вещь сильнее смерти».
В.А.Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести). Итак, начинаем наш урок,
внимание на экран (1 слайд – эпиграф №1 со звуковым сопровождением.)
Эти строки принадлежат Льву Николаевичу Толстому, который известен вам как
автор романаэпопеи «Война и мир». Этот роман об Отечественной войне 1812 года, когда
Россия испытала потрясение от нашествия войск Наполеона, о мире, о жизни тех людей,
которых закрутил водоворот военных событий. Двадцатый век тоже не обошла стороной
эта страшная катастрофа. Миллионы жизней унесла Великая Отечественная. Послушайте
афоризмы (2 слайд – афоризмы со звуковым сопровождением, плакат).
Смерть – зло для всех. (И.Гёте)
Всё на свете можно исправить, кроме смерти. (М.Сервантес)
Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят
твою. (Еврипид)
Некоторые неписаные законы твёрже писаных. (Сенека)
Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.
(Менандр)
Убить человека – значит убить человека в себе. (И.Шевелёв)
В течение урока подумайте, пожалуйста, какое из этих мудрых изречений людей
прошлого и наших современников могло бы стать своеобразным выводом к нашим
раздумьям над теми проблемами, которые мы начали обсуждать на прошлом уроке, а
именно – оскорбление человеческого достоинства, жестокость способны вызвать
ответную реакцию – месть. Месть нуждается в контроле с позиций гуманистических
ценностей и права. (Эти слова записаны на плакате.)
II. Постановка цели урока.
На прошлом уроке мы выяснили значение и происхождение слова месть, подобрали к
нему однокоренные слова, попробовали сравнить и нашли различия в значениях слов
месть и возмездие. (Плакат.)
На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор об этом сложном и противоречивом
явлении. Цель нашего урока – попытаться осознать то, что у поверженного (а значит, более
неопасного) врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его
противники охвачены желанием отомстить. III. Проверка домашнего задания.
Дома вы познакомили своих домашних с историей мести княгини Ольги. Хотелось
бы послушать их мнение о поступках Ольги.
IV. Подготовка к восприятию нового материала.
Десять веков отделяют нас от событий, с которыми познакомил нас автор «Повести
временных лет». Однако и в наши дни вопросы, связанные с таким явлением, как месть, по
прежнему волнуют людей.
Как поступит человек: подчинится ли желанию отомстить и вступит в «порочный
круг» или сможет побороть это разрушительное желание?
Своё представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации,
предлагает нам автор повести «Матерь человеческая» Виталий Александрович Закруткин.
(Портрет.)
Сообщение о писателе (подготовленный ученик).
Учитель читает начало повести:
«Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелёгкая её жизнь, чистая душа,
характер глубокий и добрый, наконец то, как в полном одиночестве пережила она те
страшные месяцы, которые стали для неё великим испытанием, всё это было мне
известно…»
Так начинается повесть, которую в полном объёме вы будете изучать в старших
классах, а сегодня мы лишь приоткроем её отдельные страницы. Наверное, сразу вас
заинтересовало название произведения. Читая воспоминания о писателе, я обратила
внимание на один интересный случай, произошедший с ним. Однажды в Прикарпатье, где
то у горного источника, он увидел, как люди приходили, приносили цветы и поклонялись
каменному лику мадонны. Тогда он вспомнил реальную женщину, с которой ему довелось
встретиться во время войны, она тоже, по мнению писателя, достойна была поклонению.
Мадонну изображали художники разных времён и народов. Одна из них Леонардо да Винчи
(репродукция картины на доске), другая перед вами на экране (3й слайд.) с младенцем
на руках. Но о чём же рассказывается в повести с таким торжественным названием?
Ученик:
Писатель создаёт исключительную ситуацию: во время Великой Отечественной
войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в
неволю. Ужасные картины можно было увидеть после ухода фашистов (4й слайд. Всё, что
осталось от дома. №14. На пепелище родного дома. У сожжённой хаты. №18. На пепелище хаты, сожжённой немцами. №20). И вот на пепелище остаётся одна Мария,
мужа и сына которой повесили.
«Я не смогу жить… давясь слезами, шептала Мария, я не хочу жить… Разве можно
так жить?» И всё же героиня находит в себе силы жить. Поселившись в погребе (5й слайд.
Здесь побывали немцы. №34, 35.) на родном пепелище, Мария с большим трудом
организовала свой скудный быт. Из тряпья сшила подобие одежды. Приплелись к ней
собаки Дружок и Дамка, четыре коровы и три подсёдланные лошади. И стало оттаивать
измученное горем сердце. Для каждого из животных женщина находила ласку, и они по
своему выражали ей свою благодарность. Эти бессловесные существа «окружали её, чтобы
прикоснуться к своей спасительнице: бархатистыми губами целовали её захолодевшие на
морозе щёки рыжие кони; на плечи и на голову, воркуя, слетались голуби; у ног хлопотали
куры…»
Учитель:
Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожжённую деревню…
V. Чтение текста учителем. (Фон – музыка: Франц Шуберт «Аве Мария»).
VI. Аналитическая работа по тексту.
1 Какой эпизод в данном фрагменте произвёл на вас наиболее сильное впечатление?
2 Обратившись к тексту, опишите, кого увидела Мария в погребе.
– Напомнил ли вам Вернер Брахт какихлибо персонажей из тех произведений, с
которыми мы уже познакомились? Чем вызвано это сходство?
3 (6й слайд. Гитлерюгент. На учебном плацу. Деберитц. Немецких подростков
обучают владению пулемётом. №13).
Сравните, какими они были и вот один из них – раненое, беззащитное существо.
Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как
он этого добивается? Запишите в тетрадь необходимые слова.
4. (7й слайд. Иллюстрация к повести «Мария с вилами в руках и Вернер Брахт»,
кульминационный эпизод).
Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение?
Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила
вилы, ноги её подкосились»? Что остановило её? Найдите ответ в тексте повести.
Именно это слово (а не другие – «пощадите», «не убивайте») вложил в уста
раненого автор. Послушайте, как сказал об этом Расул Гамзатов. (Введение второго
эпиграфа.) Почему именно это слово? (Сделано это не случайно. С одной стороны, оно
характеризует самого раненого – растерявшегося, насмерть испуганного
мальчишку. С другой – объясняет изменение в настроении Марии: слово «мама»
словно обожгло её.)
Итак, Мария, женщинамать, осознала, кто перед ней: беспомощный, отчаявшийся
человек, тяжелораненый, нуждающийся в помощи.
Что предпринимает Мария? Почему она так поступает?
Вы уже знаете, что сейчас действуют специальные нормы обращения с
военнопленными. Напомните их. (Плакат.)
Послушайте информацию из рубрики «Знаешь ли ты…» (8й слайд со звуковым
сопровождением.)
5. Творческая работа. (Книга для ученика, страница 66.)
6. Вернёмся к афоризмам. Как вы их понимаете? Выслушай мнение соседа или
соседки по парте. Можешь ты с ним согласиться или нет? Почему? (Работа в парах.)
VI. Выводы.
Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы
понимаем, что война – страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время
войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному,
страдающему человеку, который больше не представляет реальной угрозы.
VIII. Объяснение домашнего задания.
Вспомнить известных героев книг, кинофильмов, спектаклей, которые подобно Ольге
и Марии, испытывали «жажду мщенья». Что их всех сближает? Чем они отличаются?
Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.