Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература +1
5 кл—7 кл
13.03.2017
Методическая  разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему:  «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Методическая разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы, а также классных руководителей. Её можно использовать как на уроках по данному курсу, а также на классных часах и занятиях внеурочной деятельности, посвящённых теме Великой Отечественной войны, для обучающихся средних классов.Методическая разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы, а также классных руководителей. Её можно использовать как на уроках по данному курсу, а также на классных часах и занятиях внеурочной деятельности, посвящённых теме Великой Отечественной войны, для обучающихся средних классов.
Методическая разработка.docx
Методическая  разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему:  «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести) Автор: учитель русского  языка и литературы  муниципального общеобразовательного  учреждения    Семеновской средней школы                                                                     Торопова Елена Борисовна Адрес: 152445, Ярославская область, Первомайский район, С. Семеновское, ул. Центральная, д. 49 Телефон: (485 49) 3­21­ 93 Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедиа CD­ROM «От Кремля до Рейхстага»,   портрет   В.А.Закруткина,   плакаты   с   высказываниями,   репродукции   картин Леонардо да Винчи, иллюстрации к повести. Музыкальное сопровождение: Франц Шуберт «Аве Мария». Цели:  ­  общая  – подвести к осознанию того, что у поверженного (а значит, более неопасного) врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить; ­   частная  –   закрепить   умение   собирать   материал   для   характеристики   героя,   выявить авторскую позицию. Эпиграфы к уроку: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым   звёздным   небом?   Неужели   может   среди   этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?»                                                                                              (Л.Н.Толстой.) «Слово это сроду не обманет В нём сокрыто жизни существо. В нём – исток всего. Ему конца нет. Встаньте!..                    Я произношу его:                                                «Мама!»                                                                                                                      (Расул Гамзатов.) (Второй эпиграф в начале урока закрыт.) I. Вступительное слово учителя.   Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Я улыбнусь вам, вы друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Вы присутствуете   на   уроке   по   учебно­методическому   курсу   «Вокруг   тебя   –   Мир».   Вы находитесь в компьютерном классе нашей школы. Помогать на уроке мне будут учитель информатики   и   персональный   компьютер.   Тема   урока:   «Эта   вещь   сильнее   смерти». В.А.Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести). Итак, начинаем наш урок, внимание на экран (1 слайд –  эпиграф №1 со звуковым сопровождением.) Эти строки принадлежат Льву Николаевичу Толстому, который известен  вам как автор романа­эпопеи «Война и мир». Этот роман об Отечественной войне 1812 года, когда Россия испытала потрясение от нашествия войск Наполеона, о мире, о жизни тех людей, которых закрутил водоворот военных событий. Двадцатый век тоже не обошла стороной эта страшная катастрофа. Миллионы жизней унесла Великая Отечественная. Послушайте афоризмы (2 слайд – афоризмы со звуковым сопровождением, плакат). Смерть – зло для всех. (И.Гёте) Всё на свете можно исправить, кроме смерти. (М.Сервантес) Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят  твою. (Еврипид)                                                                                      Некоторые неписаные законы твёрже писаных. (Сенека) Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.                                                                                                                       (Менандр) Убить человека – значит убить человека в себе. (И.Шевелёв) В  течение  урока   подумайте,   пожалуйста,  какое   из   этих  мудрых  изречений   людей прошлого   и   наших   современников   могло   бы   стать   своеобразным   выводом   к   нашим раздумьям   над   теми   проблемами,   которые   мы   начали   обсуждать   на   прошлом   уроке,   а именно   –  оскорбление   человеческого   достоинства,   жестокость   способны   вызвать ответную реакцию – месть. Месть нуждается в контроле с позиций гуманистических ценностей и права. (Эти слова записаны на плакате.) II. Постановка цели урока. На прошлом уроке мы выяснили значение и происхождение слова месть, подобрали к нему однокоренные слова, попробовали сравнить и нашли различия в значениях  слов месть и возмездие. (Плакат.) На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор об этом сложном и противоречивом явлении. Цель нашего урока – попытаться осознать то, что у поверженного (а значит, более неопасного)   врага   есть   право   на   гуманное   обращение   даже   в   том   случае,   если   его противники охвачены желанием отомстить. III. Проверка домашнего задания.   Дома вы познакомили своих домашних с историей мести княгини Ольги. Хотелось бы послушать их мнение о поступках Ольги. IV. Подготовка к восприятию нового материала. Десять веков отделяют нас от событий, с которыми познакомил нас автор «Повести временных лет». Однако и в наши дни вопросы, связанные с таким явлением, как месть, по­ прежнему волнуют людей. Как поступит человек: подчинится ли желанию отомстить и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное желание? Своё   представление   о   том,   как   может   вести   себя   человек   в   подобной   ситуации, предлагает нам автор повести «Матерь человеческая» Виталий Александрович Закруткин. (Портрет.)          Сообщение о писателе (подготовленный ученик).  Учитель читает начало повести: «Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелёгкая её жизнь, чистая душа, характер   глубокий   и   добрый,   наконец   то,   как   в   полном   одиночестве   пережила   она   те страшные   месяцы,   которые   стали   для   неё   великим   испытанием,   ­   всё   это   было   мне известно…» Так   начинается   повесть,   которую  в   полном  объёме   вы   будете   изучать   в   старших классах,   а   сегодня   мы   лишь   приоткроем   её   отдельные   страницы.   Наверное,   сразу   вас заинтересовало   название   произведения.   Читая   воспоминания   о   писателе,   я   обратила внимание на один интересный случай, произошедший с ним. Однажды в Прикарпатье, где­ то у горного источника, он увидел, как люди приходили, приносили цветы и поклонялись каменному лику мадонны. Тогда он вспомнил реальную женщину, с которой ему довелось встретиться во время войны, она тоже, по мнению писателя, достойна была поклонению. Мадонну изображали художники разных времён и народов. Одна из них Леонардо да Винчи (репродукция картины на доске), другая перед вами на экране (3­й слайд.) с младенцем на руках. Но о чём же рассказывается в повести с таким торжественным названием? Ученик: ­   Писатель   создаёт   исключительную   ситуацию:   во   время   Великой   Отечественной войны   каратели   дотла   сжигают   хутор,   а   жителей   –   одних   убивают,   других   угоняют   в неволю. Ужасные картины можно было увидеть после ухода фашистов (4­й слайд. Всё, что осталось от дома. №14. На пепелище родного дома. У сожжённой хаты. №18. На пепелище хаты, сожжённой немцами. №20). И вот на пепелище остаётся одна Мария, мужа и сына которой повесили. «Я не смогу жить…­ давясь слезами, шептала Мария,­ я не хочу жить… Разве можно так жить?» И всё же героиня находит в себе силы жить. Поселившись в погребе (5­й слайд. Здесь   побывали   немцы.   №34,   35.)  на   родном   пепелище,   Мария   с   большим   трудом организовала   свой   скудный   быт.   Из   тряпья   сшила   подобие   одежды.   Приплелись   к   ней собаки Дружок и Дамка, четыре коровы и три подсёдланные лошади. И стало оттаивать измученное горем сердце. Для каждого из животных женщина находила ласку, и они по­ своему выражали ей свою благодарность. Эти бессловесные существа «окружали её, чтобы прикоснуться к своей спасительнице: бархатистыми губами целовали её захолодевшие на морозе щёки рыжие кони; на плечи и на голову, воркуя, слетались голуби; у ног хлопотали куры…» Учитель: ­ Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожжённую деревню… V. Чтение текста учителем.  (Фон – музыка:  Франц Шуберт «Аве Мария»). VI. Аналитическая работа по тексту. 1 Какой эпизод в данном фрагменте произвёл на вас наиболее сильное впечатление? 2 Обратившись к тексту, опишите, кого увидела Мария в погребе.      – Напомнил ли вам Вернер Брахт каких­либо персонажей из тех произведений, с которыми мы уже познакомились? Чем вызвано это сходство? 3 (6­й слайд. Гитлерюгент. На учебном плацу.  Деберитц. Немецких подростков обучают владению пулемётом. №13).       ­  Сравните, какими они были и вот один из них – раненое, беззащитное существо.             ­  Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается? Запишите в тетрадь необходимые слова. 4. (7­й слайд. Иллюстрация к повести «Мария с вилами в руках и Вернер Брахт», кульминационный эпизод).    ­ Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение?    ­ Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги её подкосились»? Что остановило её? Найдите ответ в тексте повести.      ­ Именно это слово (а не другие – «пощадите», «не убивайте») вложил в уста раненого автор. Послушайте, как сказал об этом Расул Гамзатов. (Введение второго эпиграфа.) ­ Почему именно это слово?   (Сделано это не случайно. С одной стороны, оно характеризует   самого   раненого   –   растерявшегося,   насмерть   испуганного мальчишку. С другой – объясняет изменение в настроении Марии: слово «мама» словно обожгло её.)  ­ Итак, Мария, женщина­мать, осознала, кто перед ней: беспомощный, отчаявшийся человек, тяжелораненый, нуждающийся в помощи. ­   Что предпринимает Мария? Почему она так поступает?       ­   Вы   уже   знаете,   что   сейчас   действуют   специальные   нормы   обращения   с военнопленными. Напомните их. (Плакат.) ­ Послушайте информацию из рубрики «Знаешь ли ты…» (8­й слайд со звуковым сопровождением.) 5. Творческая работа. (Книга для ученика, страница 66.) 6.   Вернёмся   к   афоризмам.   Как   вы   их   понимаете?   Выслушай   мнение   соседа   или соседки по парте. Можешь ты с ним согласиться или нет? Почему? (Работа в парах.) VI. Выводы. Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война – страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальной угрозы. VIII. Объяснение домашнего задания. Вспомнить известных героев книг, кинофильмов, спектаклей, которые подобно Ольге и Марии, испытывали «жажду мщенья». Что их всех сближает? Чем они отличаются?

Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая  разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему:  «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая  разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему:  «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая  разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему:  «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая  разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему:  «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая  разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему:  «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая  разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему:  «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему: «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая  разработка урока по курсу «Вокруг тебя – Мир» в 6 классе на тему:  «Эта вещь сильнее смерти». В.А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017