МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
Взрослым
21.02.2018
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ
Методическая разработка урока по психологии предназначена для студентов 1 курса. В сценарии данного урока предусмотрены разнообразные виды и формы организации деятельности студентов. Чётко прослеживается межпредметная связь . В качестве дидактических средств на уроке используется опорный конспект, рабочая тетрадь, учебник. карточки.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ 1 КУРС.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  по психологии ПО ТЕМЕ «ХАРАКТЕР»                                                                                                 Сафина В.Г, преподаватель 1 Холмск, 2017 Тема Урока «Характер» Цель: познакомить студентов с понятием  «характер»,  показать  физиологические основы характера,   сформировать   представление   о   типах   темперамента,   изучить   развитие   и воспитание  темперамента у детей. Развивать умение  работать с литературой. Воспитывать интерес к  психологии.  Тип урока: Урок изучения нового материала. Дидактический материал: учебник Основы общей психологии Н.С.Ефимова,   опорный конспект, раздаточный материал. ТСО: компьютер, видеопроектор.  Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная Ход урока 1. Организационный момент. 2. Обоснование актуальности темы. 3. Изучение нового материала: ­ Понятие характер. ­ Черты характера. ­ Классификация. Закрепление материала: 4. ­ Практическая работа: задания, упражнения, тест Рефлексия. 5. 6. Подведение итогов. 7. Домашнее задание. Ход урока ОРГ.МОМЕНТ. Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. ­ Прежде чем начнём изучение новой темы, позвольте познакомить вас с дидактическими средствами, которые лежат у вас на столах: ­ учебник Общая психология ­ Опорный конспект (все записи по теме будете записывать в данном конспекте) ­ Практические работы по теме Темперамент ­ Оценочный лист. ­ В оценочном листе – 10  заданий и указана форма работы, а также три колонки для оценивания: самооценка, оценка группы, оценка преподавателя. МОТИВАЦИЯ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ 2 ­ У Евгения Евтушенко есть великолепное стихотворение «Людей неинтересных в мире нет».  (читаю) Людей неинтересных в мире нет.  Их судьбы ­ как истории планет.  У каждой все особое, свое,  И нет планет, похожих на нее.  ­   Объясните   основную   главную   мысль   этих   строк.  (ребята   говорят   о   том,   что   нет неинтересных людей, что все разные) ­ Да, вы правы, одинаковых людей нет! Люди разные не только по внешнему виду, но и по своим увлечениям, поступкам, действиям. ­Можно сказать, что они по характеру разные? ­ Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?  ­ Вы правы,  на уроке будем   говорить о характере человека, о его проявлениях, о возможностях человека совершенствовать свой характер.  СЛАЙД   (ТЕМА ХАРАКТЕР» ­ ЗАПИШИТЕ ТЕМУ УРОКА В ТЕТРАДЯХ ­ Познакомьтесь с планом работы на уроке: 1. 2. 3. Что же такое характер. Рассмотрим его структуру  Познакомимся с типологией характеров СЛАЙД (ПЛАН РАБОТЫ) – Скажите, а зачем надо знать, что такое характер? ( студенты дают пояснение по данной теме) КОММЕНТАРИЙ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ­   Ребята,   характер   является   вторым   психическим   свойством   личности,   которое тесно взаимосвязано с психическим свойством личности………. продолжите мою мысль ТЕМПЕРАМЕНТОМ. 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 3 (по теме «Темперамент») СЛАЙД 1­ Предлагаю блиц­опрос по теме «Темперамент»: 1. Что   такое   темперамент   как   природное   свойство   личности?(это   качество определяющее активность и эмоциональность поведения человека) 2. Темперамент   –   это   качество   врождённое   или   приобретённое?(биологическое, врождённое) 3. В чём проявляется темперамент?(в мышлении, речи, манере общения) 4. Какие типы нервной системы сильные?(флегматик, сангвиник, холерик) 5. Что   является   физиологической   основой   темперамента?   (тип   высшей   нервной деятельности) 6. Что   лежит   в   основе   выделения   различных   типов   темперамента?(скорость,   сила, уравновешенность наших реакций) 7. Назовите   свойства   темперамента   (сензитивность,   реактивность,   активность,   и   их соотношение, темп реакции, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия) 8. Назовите типы темперамента Опрос окончен – выставите себе оценки в оценочный лист 2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (запись в тетрадях) – опорный конспект ­ Ну, а теперь давайте перейдём к теме нашего урока – ХАРАКТЕР. ­ Так что же такое характер?  ­ Думаю, необходимо начать с его определения.  4 Характер   –  это   совокупность   устойчивых   индивидуальных   особенностей   личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливают типичные для неё способы поведения. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ХАРАКТЕРА  . является динамический стереотип.   Это система закрепившихся ответных реакций человека на многократно повторяющееся воздействие окружающей среды (И.П.Павлов писал в своей теории). Характер взаимосвязан с темпераментом. Он окрашивает черты характера: ­ у холерика настойчивость окрашивается в кипучую деятельность, трудится энергично, страстно;  ­флегматик – трудится методично, не спеша, сосредоточенно обдумывает действия С   другой   стороны   характер     влияет   на   темперамент  (человек   с   сильным характером  может подавить отрицательные проявления темперамента). Темперамент   перестраивается   под   влиянием   характера:   человек   с   сильным характером   может   подавить   некоторые   отрицательные   стороны   своего   темперамента, контролируя его проявления. В качестве примера: (А.П.Чехов) – в письме Книппер­Чеховой  А.ПЧехов писал – ты завидуешь моему характеру, но должен сказать, что от природы характер у меня резкий и вспыльчивый, но я привык держать себя в руках». ­  Характер является прижизненным образованием и может измениться в течении всей жизни. Учение о характере НАЗЫВАЕТСЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЯ. (запись в опорный конспект) ­  Перед   тем,   как   перейти   к   описаниям   характера   и   к   обсуждению   основных   проблем, хотелось бы обратиться немного к ИСТОРИИ. 3. ИСТОРИЯ  ­ Учение о характере – ХАРАКТЕРОЛОГИЯ имеет длительную историю развития. Важнейшими   проблемами характерологии  на   протяжении   веков   было УСТАНОВЛЕНИЕ   ТИПОВ   ХАРАКТЕРА   И   ИХ   ОПРЕДЕЛЕНИЯ,   с   целью проанализировать поведение человека в различных ситуациях. 1. ДАТА  РОЖДЕНИЯ  –   ЭТО   одна   из   наиболее   древних   попыток   проанализировать поведение человека и объяснение его характера датой рождения. 5 2. ГОРОСКОПЫ – способы предсказания судьбы и характера человека ­ Гороскоп друидов, которая проводит связь человеческого характера с деревьями. Человек, родившийся в интервале с 22 декабря по 1 января – яблоня, и согласно гороскопу яблоня редко бывает высокой, много в ней симпатичного, много обаяния, сердечности. Внушает мысли о любви, даже когда сама о ней не думает.  Астрологический гороскоп  – связан со знаками Зодиака. Человек, родившийся с 22 декабря по 20 января – Козерог, по данному гороскопу – характер упрямый, наиболее стойкий, выносливый, скрытный, часто самолюбивый.  Сравнения японского и китайского гороскопов, так же существенно отличаются – есть повод для дискуссий и дальнейших исследований. 3. ТАЙНА   ИМЕНИ  не   менее   популярны   попытки   связать   характер   человека   с   его именем.  4   ФИЗИОГНОМИКА  –   оказала   большое   влияние   на   развитие   характерологии   –   это учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности.  Аристотель и Платон предлагали определять характер человека по внешнему  сходству некоторых черт человека и животных, а затем отождествлять характер  этого животного с характером человека: – толстый, как у быка нос – означал лень; – широкий нос, с большими ноздрями как у свиньи – глупость; – нос как у льва – важность; – тонкие волосы как шерсть коз, овец, зайцев – робость; – жёсткие волосы как у льва и кабанов – храбрость. 5.   ХИРОМАНТИЯ–   имеет   не   менее   знаменитую   и   богатую   историю.   –   это   система предсказаний черт характера человека и его судьбы по каждому рельефу ладони. Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший расцвет приходится на XVI­ XVIII вв., когда во многих университетах Европы существовали кафедры хиромантии. Более подробно смотрите книгу. 6.   ГРАФОЛОГИЯ–   наука,   которая   рассматривает   почерк   как   разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические   сведения   накапливались   веками,   ученые   устанавливали   связь   между особенностями почерка и характером. Вы можете тоже се6бя проверить по росписи. КОНЕЧНО, СУДИТЬ ИСТОРИЮ УЧЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ НЕ СТОИТ, ВЕДЬ ТО, ЧТО   МЫ   ИМЕЕМ   СЕЙЧАС   –   ЭТО   ЗАСЛУГА   ПРОШЛОГО.   И   КАК   ВЫ   ВИДИТЕ, ДАННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ХАРАКТЕРА АКТУАЛЬНЫ И СЕЙЧАС. В современной зарубежной характерологии можно выделить 3 направления: 1. Конституционно­биологическое   (Кречмер),   характер   –   это   сумма   конституции   и темперамента (АТЕЛЕТИКИ, АСТЕНИКИ, ПИКНИКИ). 2. Психоаналитическое   (Зигмунд   Фрейд,   К.   Юнг)   –   характер   объясняется бессознательным влиянием человека. 3. Идеологическое   (Ребека)   –   характер   заключается   в   торможении   инстинктов, которые определяются этико­логическими санкциями. 4. Согласно   учению   Павлова,   характер   –   это   привычное,   прочно   закрепившейся реакцией на многократно повторяющиеся воздействия окружающей среды. 2.Черты характера. 6 Характер   представляет   собой   неразрывное   целое.   Но   изучить   и   понять   такое   сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера) .  Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.  (запись в тетрадях)­ опорный конспект Черта характера – индивидуальные привычные формы поведения, в которых реализуется его отношение к действительности. Все черты надо рассматривать во взаимосвязи, иначе их нельзя будет оценить  ее значение (отрицательное или положительное). Например, смелость в сочетании с импульсивностью приведет   к   рискованным   действиям,   смелость   в   сочетании   с   осторожностью   поможет правильно оценить опасность; настойчивость положительна в сочетании с критичностью, иначе выродится в упрямство. Черты характера делят на 2 основные группы. 1. Черты   характера,   в   которых   выражена   направленность   личности,   отношения   к действительности   (к   обществе,   коллективу,   труду,   к   себе).   Направленность определяет цели человека и те возможности, с помощью которых человек достигнет ее.  В соответствии с этим выделается ВТОРАЯ  группа 2. Волевые, интеллектуальные и эмоциональные черты характера 7 ­ В опорном конспекте имеется таблица, прошу её заполнить используя данный слайд Заполните таблицу «Черты характера»: он на слайде волевые эмоциональные интеллектуальные ­ Подберите черты характера в соответствии отношений из представленного списка:  Характер проявляется в следующих чертах (схема). 1. Отношение к другим людям__________________________________________________ 2. Отношение человека к самому себе____________________________________________ 3. Отношение человека к миру вещей____________________________________________ 4. Отношение человека к делу, к своему труду_____________________________________ Список   черт   характера:   гордость, самовлюблённость,   неряшливость, ответственный, добросовестный, трудолюбивый, лень   бережливость,  общительный,   замкнутый,   скромный,   щедрость,   жадность, ­   Ну,   а   теперь,   когда   вы   имеете   представления   о   характере   давайте   выполним задание. ­ Работа в группах: Приложение – задание№1 Задача .Из числа нижеприведённых положений о характере выберите те, которые наиболее   правильно   раскрывают  понятие  «характер».  Дайте   обоснование   своего ответа.  1.Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.   2.Черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах.  3.Черты характера есть не что иное, как отношение личности к определённым сторонам действительности.  4.Черты характера есть не что иное, как определённые способы действий.  5.В   характере   проявляются   и   отношения   личности   и   способы   действия,   при   помощи которых эти отношения осуществляются.  6.Характер индивидуально своеобразен.  8 7.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.   8.Характер ­ отражение общественных отношений.  Ответ №3 Оценка – 1 балл ­ Мы должны рассмотреть ещё один вопрос – это типология характеров 3. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ На протяжении всей истории развития психологии предпринимались многочисленные попытки построить типологию характеров. Опираясь на те черты характера, которые свидетельствуют об отношении к людям, К. Леонгард создает свою классификацию. ­ Откройте учебники на стр.236 – ознакомьтесь с классификацией характеров. ­ Одна из современных классификаций принадлежит известному отечественному психиатру Личко. А.Р стр.236. Она построена на основе наблюдений за подростками и описании их акцентуаций. ­ Знакомо ли вам слово – АКЦЕНТУАЦИЯ? ­ Может быть вы уже слышали что то об акцентуации? ­ Давайте разберёмся.  ­ Акцентус – от лат слова – ударение. Это особенность характера личности при которой отдельные черты чрезмерно усилены.  Акцентуация – это чрезмерное заострение отдельных черт личности. Это грань между нормой и патологий. Термин акцентуация впервые ввёл в 1968 году ввёл Карл Леонгард, немецкий психиатр. 9 Индивидуальная   неповторимость   характера   человека   –   это   многообразие   конкретных проявлений (черт) в разных вариантах,  В этом многообразии есть ведущие черты, ими и определяется цельность характера, сила. Например,   Ч.Дарвин,  наблюдательность,  Белинский,   критичность   ума.  Гагарин  – патриотизм и т.дЭто ярко выраженные черты. Так вот их сочетание и позволяет выделить типы характеров.   ­   Более   подробно   с   типологией   характеров   вы   познакомитесь   в   учебнике   Общая психология на стр235 . Вывод:  Таким  образом,  давайте  сделаем  вывод,  что  же  является  показателем  характера? (поступок и поведение человека) СЛАЙД ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ­ Переходим к практическим заданиям: ЗАДАНИЕ №1 Задание . «Ты мне – я тебе» По  цепочке  предлагается   называть   черту  характера,   начинающуюся   на   букву  алфавита (например, 1 команда на букву «А» ­ аккуратность, 2 команда на букву «Б» ­ бескорыстность и т.п.). Проигрывает та команда, которая затрудняется в подборе качества. 10 ­ А сейчас, прошу назвать качество человека по его поступкам: Задание № 3. Применяя метод мозгового штурма, прошу назвать качество человека по его  поступкам.  1.   Если   человек   говорит   неправду,   обещает   что­либо,   но   не   выполняет,   как   можно охарактеризовать его? (бесчестный, необязательный)  2.   Если   человек   добросовестно   трудится,   доводит   работу   до   конца,   выполняет   ее   без принуждения? (трудолюбивый, старательный)  3. Если человек щедро делится всем, что имеет, помогает близким? (добрый, человечный)  4. Если ученик опаздывает на уроки, не выполняет заданий учителя, отвлекается во время урока, плохо успевает? (недисциплинированный, нестарательный)  5. Если ученица боится отвечать, не поднимает руку, хотя знает урок, молчит и краснеет? (робкая, не уверенная в себе) и т.д.  ­ Ребята, вы на уроке русского языка изучаете фразеологизмы. Кто напомнит, что  такое фразеологизм? ­ Молодцы! Правильно! ­ Думаю, что задание вы выполните быстро и с удовольствием Следующее задание, необходимо выполнить устно 11 Задание№ 5. Раздаются карточки с заданием: по данному фразеологизму определить черту характера человека:  работает засучив рукава ­­­­­­­­ старательный  работает спустя рукава ­­­­­­­­ ленивый  у него ветер в голове ­­­­­­­­ легкомысленный  он себе на уме ­­­­­­­­ хитрый  нет головы на плечах ­­­­­­­­ глупый  у него золотые руки ­­­­­­­­ умелый Проблемная ситуация. (групповая работа) Задание . Человек говорит о себе: «Я вспыльчивый и если меня задевают, товсегда  отвечаю очень резко, даже если понимаю, что неправ. Ничего не могу с собойсделать». Какую особенность личности раскрывают его слова?  Выберите правильный ответ. Поясните свой выбор. 1.Черта характера. 2. Особенность темперамента. 3.Особенности воли. 4.Нет правильного ответа Задание №7 ­ Ребята, мы выполняли с вами задания и упражнения на выявление и определение черт характера. И вы хорошо с этим справлялись.  ­ Но вот вопрос, а что влияет на становление характера? ­ Давайте сыграем в игру «Аукцион» ­ Что такое аукцион? ­ Правильно, это торги, где человек покупает какой то предмет, товар Игра “Аукцион” Для более точного ответа на вопрос: “Что влияет на  становление характера?”, ­ я предлагаю вам сыграть в  12 “Аукцион”. Это товар: семья, образование, круг общения,  темперамент, климатические условия, умение приложить  усилия для достижения цели, чтобы вы могли купить его,  вы должны доказать, что допустим семья влияет на  становление характера.  Я выставляю на торг слово “Семья”, кто покупает?  Докажите, что семья влияет на становление  характера. Продано… .Упражнение «Разгадывание анаграмм»  (Учащиеся разгадывают анаграммы, обозначающие положительные черты характера:   ородатб (доброта)   тотсокырть (открытость)   рдуежюибел (дружелюбие)   дещьротс (щедрость)   тосемльс (смелость)  Студенты   самостоятельно   разгадывают   анаграммы,   вырабатывают   критерии   оценивания выполнения задания. Оценивают выполнение задания в группах.  Задание .Проанализируйте свои возможности в овладении той или иной профессией.  (Приложение­ список черт характера) Для   этого   из   приведенного   выше   перечня   выберите  5­10   черт   личности,   которые,   по вашему мнению, определяют ваш характер, и выпишите их на листке столбиком. Если вам свойственна черта характера, которой нет в этом перечне, то под чертой допишите и ее. После этого рядом с каждой позицией этого списка поставьте порядковый номер (начиная с  наиболее  свойственной  черты  вашего  характера  в  порядке  убывания их  значимости). Будьте готовы объяснить, почему вы именно так делаете. 13 Назовите черты характера, необходимые, по вашему мнению, для успешной деятельности по избранной вами профессии. Выпишите их во второй столбик. А теперь сравните первый и второй списки. Какие черты характера у вас есть, а какие отсутствуют? Черты характера, определяющие мой Черты необходимые для моей профессии характер ­ После выполнения, ребята озвучивают черты необходимые для моей профессии. Задание  Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях: а) Человек тщательно готовится к публичному выступлению б) Девочка постоянно разбрасывает свои вещи, несмотря на замечания матери. в) Школьник часто приходит на занятия с невыполненными уроками. г) Старший брат не желает делиться сладостями с младшим. д) Студент сильно волнуется перед экзаменами. е) Сотрудник не любит, когда его публично хвалит начальство. ж) В компании друзей он всегда в центре внимания. з) Насмешки друзей вызывают у мальчика слезы. и) Юноша прикладывает максимум усилий, чтобы попасть на международные  соревнования. Задание № 10       Тест «Каков Ваш характер» Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:  1. Уважаете ли Вы дружбу?  2. Привлекает Вас что­то новое?  3. Предпочитаете ли Вы старую одежду новой?  4. Притворяетесь ли довольным безо всякой на то причины?  5. Меняли ли Вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались выбрать?  6. Теряете ли уверенность в себе, когда Вам предстоит решить трудную задачу?  7. Коллекционируете ли Вы что­нибудь?  8. Часто ли Вы меняете свои планы в последний момент?  Запишите себе по 1 баллу, если Вы ответили «да» на вопросы 1, 3, 7 и столько же за ответы «нет» на вопросы 2, 4, 5, 6, 8. Затем подсчитайте набранные баллы.  Свыше   6   очков:  Вы   уравновешенный   человек,   родителям,   учителям,   друзьям   грех жаловаться на Вас; у Вас легкий, хороший характер.  От 3 до 6 очков:  Ваш характер не назовешь легким. Ваше хорошее настроение весьма легко может превратиться в плохое. А это не может не отразиться на работе, семейной жизни,   дружеских   отношениях;   не   забывайте,   что,   только   проявляя   настойчивость,   Вы будете преуспевать в жизни.  Менее 3 очков:  почему Вы  не верите в  свои силы? Нужно больше доверять  людям и поискать себе друзей среди тех, кто Вас окружает.  14 4.         ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ­ Сегодня мы с вами многое узнали о характере. Но давайте вспомним, что определяя цель нашего урока мы определили с вами для чего нам это необходимо и вы ответили, что знания  помогут нам повлиять на формирование своего характера. И предлагаю ответить на несколько вопросов. Вопросы для обсуждения: ­ Что может сделать сам человек в формировании своего характера? – Когда человек не может держать себя в руках и управлять своей судьбой? ­ Можно ли изменить характер? Как это сделать: ­ Чтобы проявлять волю, необходимо знать и выполнять некоторые рекомендации: 1. Брать пример с положительных героев! 2. Осуществлять хорошие поступки! 3. Помнить, что характер проявляется в поступках! 4. Постоянно стремиться к анализу своего поведения! Притча о Кофе! Приходит ученик к Учителю и говорит: «Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил,… что мне делать?» Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил   морковь,   в   другую   ­   положил   яйцо,   а   в   третью   ­   насыпал   зерна   кофе.   Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3­й емкости. « Что изменилось?» ­ спросил он ученика «Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде» ­ ответил ученик. «Нет»,­  сказал Учитель, «Это лишь поверхностный взгляд на вещи.  ­ Посмотри ­ твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой.  ­ Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково  неблагоприятных обстоятельств ­ кипятка.  ­ Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут» «А кофе?»  – спросил ученик « О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее ­ превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. ­   Ребята,   есть  особые   люди,   которые  не   изменяются   в   силу   обстоятельств  ­  они изменяют   сами   обстоятельства   и   превращают   их   в   нечто   новое   и   прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации». Подведение итогов:  ­ Что такое характер? Характер   –   это   индивидуальное   сочетание   существенных   свойств   личности, показывающих   отношение   человека   к   окружающему   миру   и   выражающихся   в   его поведении, поступках. Характер не наследуется и не является прирожденным, характер 15 формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека и его воспитания. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому,   когда   говорят   о   прогнозировании   поведения,   не   забывают,   что   оно   имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой. Рефлексия: (по таблице) ­ Что нового Вы узнали? ­ Что было интересно? ­ Что запомнилось на занятии? ­ Что заставило задуматься? ­ Остались ли еще вопросы? 16 Приложение №1                                       Список черт характера для задания №10 Для ознакомления приведем краткий перечень черт характера (по алфавиту).   ворчливость,   воспитанность,   восторженность,   избалованность,   инициативность,   интеллигентность, Аккуратность, активность, альтруизм, апатия, артистичность. Балагурство,   бдительность,   безволие,   беззаботность,   бережливость,   бескорыстность, безответственность,   безрассудство,   безынициативность,   беспечность,   беспринципность, бесстрашие,   бесхарактерность,   благожелательность,   благоразумность,   благородство, болтливость, боязливость. Вежливость, великодушие, верность, веселость, властность, властолюбие, внимательность, возбудимость,   впечатлительность, вспыльчивость, выдержанность, выносливость, высокомерие. Гордость, горячность, грубость, гуманность. Дальновидность,   двуличность,   деликатность,   деловитость,   делячество,   дерзость, деспотичность,   дисциплинированность,   добродушие,   доброжелательность,   доброта, доверчивость, душевность. Жадность, женственность, жестокость, жизнерадостность. Заботливость, завистливость, загадочность, заносчивость, застенчивость. Идейность, исполнительность. Коллективизм, красноречивость, критичность, кротость. Лаконичность, ласковость, легковерие, легкомысленность, леность, лживость, лиричность, лицемерие, льстивость, любознательность, любопытство. Медлительность,   меланхоличность,   мечтательность,   многогранность,   молчаливость, мудрость, мягкость. Наивность, насмешливость, настойчивость, находчивость, небрежность, невнимательность, невозмутимость,  нежность,  независимость,   некритичность,   нелюдимость,   неподкупность, непрактичность, неприхотливость, неуживчивость. Обидчивость, общительность, объективность, организованность, осторожность, остроумие, отзывчивость, откровенность, очаровательность. Пассивность,   пессимизм,   пластичность,   подозрительность,   постоянство,   практичность, предприимчивость, приветливость, придирчивость, пунктуальность. Радушие, разносторонность, рассеянность, расчетливость, решительность. Самонадеянность,   самостоятельность,   самоуверенность,   сдержанность,   скромность, скрытость,   слабоволие,   слабохарактерность,   смелость,   собранность,   сообразительность, справедливость, старательность. Тактичность, торопливость, трудолюбие, тщеславие. Уживчивость, упрямство, уравновешенность, усидчивость, усердие. Фантазерство, флегматичность. Хвастливость, хитрость, хладнокровие, храбрость. Целеустремленность. Честность, чистоплотность, чувствительность. Шутливость. Щедрость. Эгоистичность, эрудированность.   искренность, 17 Юмористичность. Ячество.                                                      Опорный конспект Тема урока_____________________________________________ самооценка Оценка группы Оценка преподавателя                                                   Оценочный лист                         задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 Блиц­опрос по теме «Темперамент» ­ индивидуальная работа Задание     Найти   более   точное   определение   понятию   «характер»   ­ групповая работа Задание . «Ты мне – я тебе»­ групповая работа Задание  Найди   10   слов   по   теме   «Характер»­  индивидуальная работа Задание Мозговой штурм – индивидуальная работа Задание. По данному фразеологизму определить черту  характера человека. – индивидуальная работа Задание Проблемная ситуация – групповая работа Задание: Игра «Аукцион» ­ групповая работа Задание.  «Разгадывание анаграмм» ­ групповая работа Задание. Проанализируйте свои возможности в овладении той или иной профессией – индивидуальная работа Характер _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Физиологическая основа  характера _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Учение о характере ________________________________________________ 2. Черты характера Черта характера__________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Черты характера делят на 2 основные группы. 1.Черты   характера,   в   которых   выражена   направленность   личности,   отношения   к действительности 18 2. Волевые, интеллектуальные и эмоциональные черты характера Заполните таблицу «Черты характера»: волевые эмоциональные интеллектуальные Подберите черты характера в соответствии отношений из представленного списка:  Характер проявляется в следующих чертах (схема). 5. Отношение к другим людям__________________________________________________ 6. Отношение человека к самому себе____________________________________________ _______________________________________________________________________ 7. Отношение человека к миру вещей____________________________________________ _______________________________________________________________________ 8. Отношение человека к делу, к своему труду_____________________________________ _______________________________________________________________________   гордость,   неряшливость, Список   черт   характера: самовлюблённость, ответственный, добросовестный, трудолюбивый, лень   бережливость,   замкнутый,   скромный,  общительный,   щедрость,   жадность, Задача  .Из числа нижеприведённых положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер». Дайте обоснование своего ответа.  1.Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.   2.Черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах.  3.Черты характера есть не что иное, как отношение личности к определённым сторонам действительности.  4.Черты характера есть не что иное, как определённые способы действий.  5.В   характере   проявляются   и   отношения   личности   и   способы   действия,   при   помощи которых эти отношения осуществляются.  6.Характер индивидуально своеобразен.  7.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.   8.Характер ­ отражение общественных отношений.  Ответ: __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3.Типология характеров – учебник стр 235 Личко А.Р___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________   К.Леонгард__________________________________________________________________ _ _____________________________________________________________________________ 19 Кречмер_____________________________________________________________________ _  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Практические задания 1. Ты мне – я тебе Назовите по 5 черт характера начинающуюся на букву алфавита А В Д З К М О Р Б Г Ж Л Н П С У 2. Найдите 10 слов по теме «Характер» Задание. Мозговой штурм. Назвать качество человека по его поступкам 1.   Если   человек   говорит   неправду,   обещает   что­либо,   но   не   выполняет,   как   можно охарактеризовать его? (_________________________________________________________) 2.   Если   человек   добросовестно   трудится,   доводит   работу   до   конца,   выполняет   ее   без принуждения? (______________________________________________________________)    Если   человек   щедро   делится   всем, 3.   помогает   близким? (_____________________________________________________________________________   что   имеет, 4. Если ученик опаздывает на уроки, не выполняет заданий учителя, отвлекается во время урока, плохо успевает? (________________________________________________________ 5. Если ученица боится отвечать, не поднимает руку, хотя знает урок, молчит и краснеет? (____________________________________________________________________________)  Задание. По данному фразеологизму определить черту характера человека:  20 работает засучив рукава ­­­­­­­­   работает спустя рукава ­­­­­­­­   у него ветер в голове ­­­­­­­­   он себе на уме ­­­­­­­­   нет головы на плечах ­­­­­­­­   у него золотые руки ­­­­­­­­  Проблемная   ситуация:Человек   говорит   о   себе:           «Я   вспыльчивый   и   если   меня задевают, то всегда отвечаю очень резко, даже если понимаю, что неправ. Ничего не могу с собой сделать».  Какую   особенность   личности   раскрывают   его   слова?   Выберите   правильный   ответ. Поясните свой выбор.  1.Черта характера.  2. Особенность темперамента.  3.Особенности воли.  4.Нет правильного ответа. Ответ: ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание: Игра «Аукцион» Что влияет на становление характера? Семья________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Темперамент__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Образование___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Круг общения______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Упражнение «Разгадывание анаграмм»  (Разгадать анаграммы, обозначающие положительные черты характера:   ородатб_______________________________________________________  тотсокырть____________________________________________________  рдуежюибел___________________________________________________  дещьротс______________________________________________________  тосемльс_______________________________________________________ 21 Оценка за правильные ответы – 1 балл Задание .Проанализируйте свои возможности в овладении той или иной профессией. Для   этого   из   приведенного   выше   перечня   выберите  5­10   черт   личности,   которые,   по вашему мнению, определяют ваш характер, и выпишите их на листке столбиком.  Если   вам   свойственна   черта   характера,   которой   нет   в   этом   перечне,   то   под   чертой допишите и ее. После этого рядом с каждой позицией этого списка поставьте порядковый номер (начиная с наиболее свойственной черты вашего характера в порядке убывания их значимости). Будьте готовы объяснить, почему вы именно так делаете. Назовите черты характера, необходимые, по вашему мнению, для успешной деятельности по избранной вами профессии. Выпишите их во второй столбик. А теперь сравните первый и второй списки. Какие черты характера у вас есть, а какие отсутствуют? Черты характера, определяющие мой Черты необходимые для моей профессии характер Задание     Тест «Каков Ваш характер» Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:  9. Уважаете ли Вы дружбу?  10. Привлекает Вас что­то новое?  11. Предпочитаете ли Вы старую одежду новой?  12. Притворяетесь ли довольным безо всякой на то причины?  13. Меняли ли Вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались выбрать?  14. Теряете ли уверенность в себе, когда Вам предстоит решить трудную задачу?  22 15. Коллекционируете ли Вы что­нибудь?  16. Часто ли Вы меняете свои планы в последний момент?  Запишите себе по 1 баллу, если Вы ответили «да» на вопросы 1, 3, 7 и столько же за ответы «нет» на вопросы 2, 4, 5, 6, 8. Затем подсчитайте набранные баллы.  Свыше   6   очков:  Вы   уравновешенный   человек,   родителям,   учителям,   друзьям   грех жаловаться на Вас; у Вас легкий, хороший характер.  От 3 до 6 очков:  Ваш характер не назовешь легким. Ваше хорошее настроение весьма легко может превратиться в плохое. А это не может не отразиться на работе, семейной жизни,   дружеских   отношениях;   не   забывайте,   что,   только   проявляя   настойчивость,   Вы будете преуспевать в жизни.  Менее 3 очков:  почему Вы  не верите в  свои силы? Нужно больше доверять  людям и поискать себе друзей среди тех, кто Вас окружает.  Оценка ______________________________ преподаватель Сафина В.Г 23 Технологическая карта урока по теме «Характер» Этапы урока 1 Орг.момент. 2 Эмоциональный настрой. Индуктор  как средство для перехода к теме  урока. Деятельность преподавателя Приветствует студентов. Знакомство студентов с наличием  дидактических средств для работы: ­ учебник Общая психология ­ Опорный конспект с оценочным листом ­ Тетради ­ Практические работы по теме  «Темперамент» ­   У   Евгения   Евтушенко   есть великолепное   стихотворение   «Людей неинтересных в мире нет». (читаю) Людей неинтересных в мире нет.  Их судьбы ­ как истории планет.  У каждой все особое, свое,  И нет планет, похожих на нее.  ­  Как   вы   думаете,   в   чём   заключается главная мысль в данном четверостишьи? ­ Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ­ Кто сможет назвать тему урока? Тема урока ­   Правильно,   мы   сегодня   будем   изучать психическое личности «ХАРАКТЕР» свойство     Деятельность студентов Дежурный сдаёт рапорт.  Представляет группу. ­   Все   люди   разные,   у   всех судьбы не повторимые.  ­ У людей разные характеры разные,     ­   Запишите   тему   урока   в   опорном конспекте. Познакомьтесь с планом работы: ­Студенты   записывают   тему урока «Характер» Слайд №1 (эпиграф – стихи Е.Евтушенко) Слайд №2 (тема урока – Характер) 24 1. Что такое характер 2. Черты характера 3. Типология характеров Слайд №3  (План урока) 2 Мотивация, целеполагание ­ Ребята, скажите, а для чего необходимо изучать характер? Что   бы   знать   свои возможности, объяснить свои поступки и поступки других.  ­ Знание характера поможет в общении с другими людьми 3 Актуализация   опорных   знаний   по теме «Темперамент» 4 Блиц­опрос по теме «Темперамент» ­ Совершенно верно! ­ Познай самого себя и ты  познаешьсамое главное– так говорил Сократ. ­   Ребята,   характер   является   вторым психическим   свойством   личности, которое   тесно   взаимосвязано   с психическим   свойством   личности… продолжите мысль ТЕМПЕРАМЕНТОМ. ­ Совершенно верно, и я предлагаю вам блиц­опрос по теме «Темперамент» мою       Студенты психическое   свойство   Темперамент называют ­ Вопросы: 9. Что такое темперамент как природное свойство   личности?(это   качество определяющее   активность   и эмоциональность поведения человека)   10. Темперамент   –   это   качество врождённое   или   приобретённое? (биологическое, врождённое) Студенты   отвечают   на вопросы   и   за   правильный ответ   выставляют   1   балл   в оценочный лист Слайд №4 (блиц­опрос) 25 11. В   чём   проявляется   темперамент?(в мышлении, речи, манере общения) 12. Какие типы нервной системы сильные? (флегматик, сангвиник, холерик) 13. Что   является   физиологической основой   темперамента?   (тип   высшей нервной деятельности) 14. Что   лежит   в   основе   выделения различных   типов   темперамента? (скорость,   сила,   уравновешенность наших реакций)   15. Назовите   свойства   темперамента (сензитивность, реактивность, активность, и их соотношение, темп реакции,   пластичность,   ригидность, экстраверсия, интроверсия) 16. Назовите типы темперамента Опрос окончен – выставите себе оценки в оценочный лист Что же такое характер? Объяснение. Запись в тетрадь. «Характер»   –  слово   древнегреческого происхождения   и   в   переводе   означает печать, чеканка, особенность. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных   особенностей   личности, которые  складываются и  проявляются  в деятельности  и   общении,   обуславливают типичные для неё способы поведения. 5 Изучение нового материала по теме «Характер» 1.Что такое характер    Студенты записывают определение   психического свойства «Характер» Слайд №5 (греческое происхождение понятия «Характер») Слайд №6 Определение понятия «Характер» 26 Студенты   записывают   в тетрадь   –   физиологическая основа характера. Слайд №7 (динамический стереотип) Студенты объяснить динамический стереотип пытаются такое   что     Физиологическая основа характера Объяснение:  . ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ   ОСНОВОЙ   ХАРАКТЕРА   является динамический стереотип.  Это   система   закрепившихся   ответных реакций   человека   на   многократно повторяющееся воздействие окружающей среды  (И.П.Павлов   писал   в   своей теории). ­ Стереотип – означает постоянство. Это   постоянство   динамичное   поскольку оно   возникает   в   процессе   жизни   и   в процессе   жизни   может   исчезнуть   или измениться. ­   Динамический   стереотип  является основой   для   образования   привычки, приобретения навыка и умения. ОБЪЯСНЕНИЕ: Характер с темпераментом.  Он окрашивает черты характера: ­ у холерика настойчивость окрашивается в   кипучую   деятельность,   трудится энергично, страстно;  ­флегматик  –   трудится   методично,   не спеша,   сосредоточенно   обдумывает действия взаимосвязан     С   другой   стороны   характер влияет   на   темперамент  (человек   с сильным   характером     может   подавить отрицательные проявления темперамента).   27 5.2 Учение о характере ­ Характерологии     контролируя Темперамент   перестраивается под   влиянием   характера:   человек   с сильным   характером   может   подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, его проявления. В   качестве   примера:   (А.П.Чехов)   –   в  А.ПЧехов письме   Книппер­Чеховой   писал   –   ты   завидуешь   моему характеру,   но   должен   сказать,   что от природы характер у меня резкий и вспыльчивый,   но   я   привык   держать себя в руках». ­    Характер   является   прижизненным образованием  и   может   измениться   в течении всей жизни.             о веков характере протяжении – ­Учение ХАРАКТЕРОЛОГИЯ имеет длительную историю развития. Важнейшими проблемами характерологии на было УСТАНОВЛЕНИЕ   ТИПОВ   ХАРАКТЕРА   И ИХ   ОПРЕДЕЛЕНИЯ, целью проанализировать   поведение   человека   в различных ситуациях. ­ Дата рождения (гороскопы) ­ тайна имени ­ физиогномика ­ хиромантия ­ графология   с   Студенты слушают Слайд №8 (учение о характерах) 28 2. Черты характера Вывод:конечно,   судить   историю учений о характере не стоит, ведь то, что мы имеем сейчас – это заслуга прошлого. и   как   вы   видите,   данные   подходы   к изучению характера актуальны и сейчас. Объяснение : Черта   характера  –   индивидуальные привычные формы поведения, в которых реализуется     к действительности. его   отношение Все черты надо рассматривать во  взаимосвязи, иначе их нельзя будет  оценить  ее значение (отрицательное или  положительное). ­ Черты делятся на 2 группы: ­ Черты характера, в которых выражена направленность личности, отношения к действительности обществе, себе). коллективу,     Направленность   цели человека   и   те   возможности,   с   помощью которых человек достигнет ее.  В соответствии с этим выделается вторая группа ­ эмоциональные черты характера труду,   определяет   интеллектуальные   и   Волевые,   к   (к   ­   Характер   проявляется   в   следующих чертах (схема) 1.Отношение к другим людям 2.Отношение к самому себе Запись в опорном конспекте Слайд №9 (черты характера) В   опорном   конспекте студенты заполняют таблицу «Черты характера» используя слайд   Слайд №10 (характер 4 группы) 29 3.Отношение к миру вещей 4.Отношение к делу, к труду Запись в опорном конспекте ­ Подберите черты характера в соответствии отношений из представленного списка: 1.   Отношение   к   другим людям 2.Отношение к самому себе 3.Отношение к миру вещей 4.Отношение к делу, труду Список черт:  общительность, замкнутость, скромность, гордость, щедрость, самовлюблённость, жадность, бережливость, неряшливость, ответственность, добросовестность, трудолюбие, лень     Ну,   а   теперь,   когда   вы   имеете представления   о   характере   давайте выполним задание. Задача   .Из   числа   нижеприведённых положений   о   характере   выберите   те, которые правильно раскрывают понятие «характер». ­ Дайте обоснование своего ответа.  1.Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.   2.Черты   характера   проявляются   лишь   в  наиболее   Работа в группе: обсуждают и   находят   аргументы   для объяснения понятия «Характер»   30 3.Типология характеров   им   типичных соответствующих обстоятельствах.  3.Черты характера есть не что иное, как отношение   личности   к   определённым сторонам действительности.  4.Черты характера есть не что иное, как определённые способы действий.  5.В характере проявляются и отношения личности   и   способы   действия,   при помощи   которых   эти   отношения осуществляются.  6.Характер индивидуально своеобразен.  7.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.   8.Характер   ­   отражение   общественных отношений.  Ответ №3 Оценка – 1 балл 1. Акцентуация характера   Термин акцентуация впервые ввёл в 1968 году   ввёл   Карл   Леонгард,   немецкий психиатр. Индивидуальная неповторимость характера   человека   –   это   многообразие конкретных   проявлений   (черт)   в   разных вариантах,   В   этом   многообразии   есть   ведущие черты,   ими   и   определяется   цельность характера, сила. Например, наблюдательность, Ч.Дарвин,  Белинский,   Работа с учебником стр.235 Слайд №11 (акцентуация характера) 31 6 Закрепление учебного материала 7 Заключительная часть урока критичность ума. Гагарин – патриотизм и т.дЭто ярко выраженные черты. Так вот их сочетание и позволяет выделить типы характеров.   ­   Более   подробно   с   типологией характеров вы познакомитесь в учебнике Общая психология на стр235 . Вывод:таким образом, давайте сделаем вывод,   что   же   является   показателем характера?  (поступок   и   поведение человека) Выполнение заданий: 1. Ты мне я тебе 2. Найди 10 слов по теме «Характер» 3. Мозговой штурм 4. Фразеологизмы 5. Проблемная ситуация 6. Аукцион 7. Разгадывание анаграмм 8. Черты характера и профессия 9. Черты характера в ситуациях ­   Сегодня   мы   с   вами   многое   узнали   о характере.   Но   давайте   вспомним,   что определяя   цель   нашего   урока   мы определили   с   вами   для   чего   нам   это необходимо   и   вы   ответили,   что   знания помогут нам повлиять на формирование своего характера. И предлагаю ответить на несколько вопросов. Вопросы для обсуждения: ­   Что   может   сделать   сам   человек   в Работа индивидуальная и групповая слайды 32 формировании своего характера? – Когда человек не может держать себя в руках и управлять своей судьбой? ­ Можно ли изменить характер? Как это сделать: выполнять ­   Чтобы   проявлять   волю,   необходимо знать   и     некоторые рекомендации: 1. Брать пример с положительных героев! 2. Осуществлять хорошие поступки! 3. Помнить, что характер проявляется в  поступках! 4. Постоянно стремиться к анализу  своего поведения! Притча о кофе Рефлексия ­ Что нового Вы узнали? ­ Что было интересно? ­ Что запомнилось на занятии? ­ Что заставило задуматься? ­ Остались ли еще вопросы? 33 34

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ПСИХОЛОГИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018