ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Багаутдинова Раушания Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Методическая разработка урока по русскому языку на тему" Написание слов- названий предметов мужского и женского рода  с основой нашипящий звук"(2 -ой класс)
Просмотр файла:

брн.doc - Методическая разработка урока по русскому языку на тему" Написание слов- названий предметов мужского и женского рода с основой нашипящий звук"(2 -ой класс)


Методическая разработка урока по русскому языку на тему" Написание слов- названий предметов мужского и женского рода  с основой нашипящий звук"(2 -ой класс)

Русский язык
2 класс
Тема урока «Написание слов­названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук».
Цели деятельности учителя: учить связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого этого слова;
формировать предметные умения: определять род имён существительных, формулировать правило правописания существительных с основой
на шипящий звук.
2. Формировать УУД:
­формулировать проблемный вопрос и познавательную цель с помощью учителя, использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа информации; выстраивать логическую цепочку рассуждений, доказывать (Познавательные УУД);
­ принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль, коррекцию, оценку (Регулятивные УУД)
­ планировать учебное сотрудничество со одноклассниками, уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
( Коммуникативные УУД);
_осознать свои возможности в учении, адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении ( Личностные УУД).

Оборудование: Учебник «Русский язык» I часть, учебник «Русский язык» 2 часть, автор Чуракова Н.А; обратный словарь, предметные
картинки, таблички со словами, опорные таблицы­ алгоритмы , ноутбук; карточки.
­ Приложения 1, 2, 3 (по количеству учащихся), карточки
Ход урока.
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые
результаты
(предметные)
Планируемые
результаты
(личностные и
метапредметные)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему" Написание слов- названий предметов мужского и женского рода  с основой нашипящий звук"(2 -ой класс)

Организаци
онный
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и писать!
Приветствуют
учителя,
проверяет свою готовность к
уроку

на

­Нацеливание
успешную
деятельность.
(Регулятивные УУД)

Жж Шш Щщ Чч
­ Какие звуки обозначают эти буквы?
­ На какие две группы делятся эти звуки?
Отвечают на вопросы
Шипящие звуки:[ж ], [ш ] ,[щ* ]
,[ ч*].
[ ж] , [ш ]­ всегда твёрдые;
[щ* ], [ч* ] – всегда мягкие.
­Выражать
положительное
отношение к процессу
познания,проявлять
желание узнать новое.
( ЛичностныеУУД)
­Формировать умения
слушать и слышать
(Коммуникативные
УУД)
Как вы думаете, нужен ли этим буквам
мягкий знак? Вспомните , для чего нужен
мягкий знак? Смотрим на таблицу на доске).
Сделаем вывод.


для
Первый ученик.­Мягкий знак
смягчения
нужен
согласных
соль,
конь,мать.
Второй ученик­ когда стоит
перед Я, Ю, Е, Ё
звуков:
Минутка
чистописан
ия
Мотивация
к учебной
деятельност
и

Методическая разработка урока по русскому языку на тему" Написание слов- названий предметов мужского и женского рода  с основой нашипящий звук"(2 -ой класс)

Актуализац
ия знаний
­ Давайте вспомним, что мы уже знаем об
этих орфограммах?
­ Для начала предлагаю оценить себя,
используя данную таблицу (Приложение 1).
­ Поднимите руки, кто может сказать?
Просит одного ученика вслух дать ответ.
­ Поднимите руки, кто скажет про вторую
орфограмму?
Просит одного ученика вслух дать ответ.
А третья таблица нам пока неизвестна.
Вопрос­ это, значит, тайна…Откроем эту
тайну?Вы готовы?


для
Первый ученик.­Мягкий знак
нужен
смягчения
согласных звуков
Второй ученик­ когда стоит
перед Я, Ю, Е, Ё играет роль
разделительного Ь
Самостоятельно оценивают
себя
­Мы готовы!
Определять род имён
существительных
­Осуществлять
контроль и оценку
качества
(Регулятивные
УУД).
­Выделить
необходимую
информацию

(Познавательные
УУД)
(

Методическая разработка урока по русскому языку на тему" Написание слов- названий предметов мужского и женского рода  с основой нашипящий звук"(2 -ой класс)

Создание
проблемной
ситуации
Задания на внимание: вам нужно
услышать шипящий звук на конце слова и
хлопнуть в ладоши и записать эти слова в
тетрадях. Будьте внимательны и
аккуратны.
Мышка, луч, дочь ложь, гараж, камыш,
чудо, речь, щука, финиш, мышь, мощь.
­ Какое задание вы выполнили?

­Как вы думаете, все слова написаны
правильно? Как мы узнаем, правильно ли
написали? ( оцените свою работу)
­Возникло у вас затруднение в написании?
В чём возникло расхождение?
­Как называются согласные, после которых
кто­то из вас написал мягкий знак?
­В каком месте возникло расхождение в
написании слов?
­А что обычно помогает писать слова
правильно?
­А у нас есть такое правило?
­В чём причина вашего затруднения ?
Один ученик выполняет на
доске: луч,
ложь,
гараж, камыш, речь, финиш,
мышь, мощь.
дочь,
­ Надо было услышать слова,
нужные записать правильно в
тетрадь
имена
существительные .

­ Открываем «Обратный
словарь на ­ЧЬ,­ШЬ,­ЖЬ,­
ЩЬ,
находим слова и
проверяем
правильность
написанных слов ( на полях
оценивают работу)
­ Возникло расхождение в
написании.
­Шипящие.
­На конце слова после
шипящих.
­Нам помогает правило.
­Мы не знаем правило.
­Мы не знаем, какие слова
нужно писать с Ь, а какие без
него?
­Умение ясно и чётко
свое мнение,
выстраивать речевые
конструкции (
Коммуникативные
УУД)
Формулировать
проблемный вопрос с
помощью
учителя
(Познавательные
УУД).
­Развитие
познавательных
интересов учебных
мотивов
(
Познавательные
УУД)


­
Постановка
учебной задачи на
основе соотнесения
того,
что уже
известно и усвоено
учащимися и того,
что ещё неизвестно
Регулятивные
УУД)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему" Написание слов- названий предметов мужского и женского рода  с основой нашипящий звук"(2 -ой класс)

­Какова цель нашего урока?
­Назовите тему урока.
Открытие
нового
знания
Сегодня, ребята, мы будем продолжать
учиться открывать для себя новые знания.
Откройте стр.152. Посмотрите на рисунки.
Что мы видим?
­Заметили ли вы, что картина поделена на две
части? Какие предметы художник изображает
в левой части картинки?
_ Какого рода слова?
­Какие предметы художник изображает на
правой стороне?
­ Что интересного заметили?
­ Какой вывод вы можете делать о работе Ь
( читаем вывод на стр.152)

­Сформулировать правило и
научиться его применять.
­ «Мягкий знак на конце имён
существительных после
шипящих»
_ Шалаш, ландыш, камыш,
ёж,мышь,печь,ночь….
_ Слева изображаются
такие предметы, как «ёж»,»
шалаш», «камыш».
­ Все слова – мужского рода,
пишутся без
Ь знака
­ Мышь, печь, ночь.
­ Все слова женского рода
написан с Ь на конце слов.
­Выписывают 5 слов с ­ЧЬ на
конце.
­1)Ь обозначает мягкость
конечного согласного;
2).Ь показывет, что все
слова­названия предметов
женского рода
­Моя печь, моя речь, моя
дочь, моя ночь.
­А теперь проверим понимания способа
действия. Упражнение 117, выполните по
Коллективное выполнение
упражнения. Работают с «

наиболее
Выбор
эффективных
способов
решения
задсч в зависимости
от
конкретных

условий
(Познавательные
УУД).
Формулировать
правило
­Предвосхищение
результата и уровня
усвоения,х харахего
временных
характеристи
Регулятивные
УУД).

основных
­Знание
моральных
норм
работы в паре,
взаимопомощи,
ответственное
(Личностные
УУД).


с
и
­Умение
достатачной
полнотой
точностью

выражать
мысли

соответствии
задачами
условиями
коммуникации
(Коммуникативные
УУД )
свои
в
с
и

Методическая разработка урока по русскому языку на тему" Написание слов- названий предметов мужского и женского рода  с основой нашипящий звук"(2 -ой класс)

и ­ЧЬ. Обозначим,что в первом столбике
будут – предметы мужского рода ( м .р.), а на
втором столбике­ женского рода (ж. р.)
выводы, сравнивают,
объясняют написания слов,
делают выводы.
_ И так, мы нашли и третью орфограмму
( третий столбик таблицы).
Ответы детей.
­Род имён существительных.
­ Как называется новая орфограмма?
­Что является главным признаком в выборе
написания?
_ Давайте составим порядок рассуждений­
алгоритм.
­ В именах существительных
женского рода на конце слов
после шипящих (ж, ш ,щ, ч ).
пишется мягкий знак Ь.

род

имён
­Род имён существительных.
1.Определи
существительного.
2.Если женского года, то пиши
мягкий знак после шипящих.
3.Если мужского рода­ не
пиши мягкий знак
после
шипящих.
­
Формулировать
познавательную цель с
помощью
учителя
(Познавательные
УУД).

Методическая разработка урока по русскому языку на тему" Написание слов- названий предметов мужского и женского рода  с основой нашипящий звук"(2 -ой класс)

Применение
нового
знания( Пер
вичное
закрепление
нового
материала)
­Сейчас мы выполним упражнение 118 из
учебника на стр.153
­Прочитайте задание. Первое слово выполним
с комментированием.
­Вставьте мягкий знак, где это
необходимо.
­ Дети обосновывают
написание слов на основе
определения рода.
Обосновывать
написание слов на
основе определения
рода.
­ Составление плана и
последовательности
действий
(Регулятивные
УУД)
­ Самостоятельная работа
на листочках.
Оценивают
работы по алгоритму.
результат

­ Дальше выполняем самостоятельно­
­
­Проверьте свою работу по алгоритму.
­ Кто из вас ошибься?
­В чём ошибки?
­Исправьте ошибки.
_Если вы выполнили работу без ошибок,
поставьте себе «+», если допустили
ошибки­«?»
Организует оценивание работы с помощью
алгоритма самооценки (Приложение 3).


Выдвижение
их
­
гипотез,
обсуждение,
доказательств
(
ПознавательныеУУ
Д)

­Выражать
положительное
отношение

к
процессу познания,
проявлять внимание,
желание
узнать
больше,
знание
основных моральных
норм работы
(
Личностные УУД).



с
и
­Умение
достаточной
полнотой
точностью

выражать
мысли

соответствии
задачами
условиями
коммуникации
(Коммуникативные
свои
в
с
и

Методическая разработка урока по русскому языку на тему" Написание слов- названий предметов мужского и женского рода  с основой нашипящий звук"(2 -ой класс)

Рефлексия
учебной
деятельност
и.
­ Какую новую тайну узнали сегодня о
мягком знаке?
­Какую цель поставили перед собой на уроке?
Вам удалось достичь цели?
­Как пишутся слова­ названия предметов
мужского и женского рода с основой на
шипящий звук?
­Проговаривают по плану
новые знания, высказывают
свои впечатления от урока,
делают предположения.
­ Да!Вывести правило
написания Ь в именах
существительных на конце
после шипящих и научиться
его применять
­ Оцените свою работу на уроке, продолжив
предложения ( Критерия оценок).
Самооценка своих работ
Рефлексия. За что вы хотели бы
похвалить себя на уроке? А своих
товарищей?

и
учебную
при

­Принимают
сохраняют,
задачу
выполнении заданий
Осуществлять оценку
и
контроль
(Регулятивные
УУД).

Установление
причинно­
следственных связей,
построение

логической
рассуждений,
доказательства.
Познавательные
УУД)
цепи
(

­Оценивание
усваиваемого
содержания, исходя
личностных
из
ценностей
(
Личностные УУД).
­




Домашнее
задание
Упр.120( с.154. Учебник, часть 1. Учить
правило.
Умение
слушать,участвоват
ь в коллективном
обсуждении проблем
( Коммуникативны
е УУД)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему" Написание слов- названий предметов мужского и женского рода  с основой нашипящий звук"(2 -ой класс)

Приложение 1.

УТВЕРЖДЕНИЯ
САМ
МОГУ
МОГУ
С ПОМОЩЬЮ
УЧИТЕЛЯ ИЛИ
ОДНОКЛАССНИКО
ПОКА
НЕ МОГУ
1
2
Я могу писать все слова правильны
Я могу определить род слов­ названий предметов с
шипящими на конце
В
Приложение 2
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
1. Какое было задание?
2. Удалось справиться с заданием?
3. С заданием справился самостоятельно или с чьей­то помощью?
4. С заданием справился с ошибками или без ошибок?
5. Какую отметку себе поставишь?
Критерии оценивания:
«5» ­ без ошибок ;все» +»
«4» ­ 1­2 ошибки;
«3» ­ 3­4 ошибки.
Приложение 3
Сегодня на уроке я узнал …. .
Теперь я умею …. .

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл