«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
21.08.2018
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В построении урока используются приемы и методы технологии развития критического мышления. Урок состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Также используются приемы "Дерево предсказания", Кластер". При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.Конспект урока
DYN.doc.docx
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3
классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме
«Имя существительное как часть речи. Постоянные и
непостоянные признаки»
Выполнила:
Дудкина Юлия Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ СШ № 37 г. Волжского
Волжский, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………..3
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ………………………………....4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..13 3
Цель: обобщение знаний об имени существительном и
его признаках
Задачи урока:
1. Образовательные
систематизировать знания об имени существительном
тренировать в нахождении имен существительных,
определение признаков существительных
2. Развивающие
Развивать устную и письменную речь учащихся;
развитие
орфографической зоркости,
внимания,
мышления, воображения;
формирование навыков самоконтроля.
3. Воспитательные
Воспитывать учебную активность и умение работать в
коллективе;
Формирование таких личностных качеств,
как
ответственность, коммуникативность.
Оборудование: дидактические карточки для каждого
ученика. 4
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл
сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе,
постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились
самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки),
затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Тихо вокруг,
наступила звёздная ночь.
Но с восходом зимнего солнца снежинки начали
просыпаться, они обрадовались морозному утру,
улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе
утро!»
Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю,
что сегодняшний урок принесёт всем нам радость
общения.
2. Минутка чистописания.
Мобилизация внимания.
Отгадайте загадку.
Художникневедимка по городу идет:
Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
пришел с волшебной кистью
и на окне нарисовал сверкающие листья
(мороз)
Какой звук слышится в начале этого слова?
Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый,
звонкий непарный. )
Какой буквой обозначаем этот звук?
Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.
Что нужно помнить при написании этой буквы? ( о
наклоне, соединении) таблица с буквой
Запишите Мм всю строчку.
Прочитайте слова.
Слова на доске Мороз, морозец, морозный. 5
Назовите орфограммы, которые встретились в этих
словах. (непроверяемая безударная гласная «О» и
парная согласная «З»)
Как проверить парную согласную? Докажите.
Запишите слова.
Что общего в этих словах? (корень)
Выделите его.
Какие части слова участвовали в
формировании новых слов?
Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка,
корень, суффикс, окончание. (заморозки)
Как понимаете это слово? (Легкий утренний мороз
осенью или весной)
3. Вызов
Какое слово здесь будет лишним и почему?
(мороз и морозец, это слова существительные, отвечают
на вопрос ЧТО? и обозначают явление природы, а
слово
морозный, отвечает на вопрос
КАКОЙ? и обозначает признак предмета, это
имя прилагательное, оно лишнее.)
Подберите синонимы к слову «МОРОЗ»? (холод,
стужа)
Подберите к слову мороз антонимы. (жара, зной)
Слово МОРОЗ относится к части речи имя
существительное,
отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает явление природы.
Что еще скажите об этом слове?( неодушевленное,
нарицательное, мужского рода, единственного числа)
А сейчас мы станем исследователями. Кто из вас
знает, кто такой исследователь? А где можно найти
точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре)
«
Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:
Исследователь – тот, кто занимается научными
исследованиями.
Исследовать – подвергать
научному изучению». А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать?
Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в
тетрадь.
6
На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи
являются? Что будет предметом нашего исследования?
( Имя существительное и его признаки)
Какие признаки имен существительных вы знаете?
Прием " Дерево предсказаний
Учитель просит учащихся озвучить идеи и
предположения.
(правильные и
неправильные) учитель записывает на доску, задавая при
этом вопрос:
все ли согласны с этими
идеями?
Все версии
работа в парах:
4. Осмысление
Первое задание,
существительные по признаку
одушевленные, неодушевленные:
снег, заяц, ветер, медведь, вьюга, синица.(слова
читает учитель, дети обсуждают в парах и
записывают)
одуш.
разделить
неодуш.
Назовите существительные, обозначающие явления
природы ?
Признак одушевленные, неодушевленныеэто какой
признак : постоянный или непостоянный?
Какие существительные являются одушевленными,
а какие неодушевленные ?
Кого нельзя встретить зимой? ( медведя)
Составьте предложение со словом медведь.
( Морозной зимой медведь спит в берлоге.)
Запись делает ученик на доске с комментированием,
другие в тетради.
Найдите в этом предложении существительные.
К какой группе они относятся? Найдите в этом предложении грамматическую основу.
(подлежащее, сказуемое)
Выпишите из предложения словосочетания.
Какими членами могут являться существительные в
предложении
Какую роль они выполняют?
Дайте характеристику этого предложения. (Повест.,
невоскл., распр..)
7
5.Физминутка.
Цель:
избежать перегрузки и переутомления учащихся,
сохранить мотивацию учения.
Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой
русский лес!
Ребята, вы хотите побывать на лесной поляне?
Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).
Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка
к лицу)
Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).
Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко
поднимаем ноги).
Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).
У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим
пальчиками)
Сели (минутка отдыха).
Реснички опускаются…
Глазки закрываются, …
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем,…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,…
Ноги тоже отдыхают,…
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена.
И расслаблена,…
Губы чуть приоткрываются,…
Всё чудесно расслабляется. (2раза)
Дышится легко… ровно…глубоко… Пауза: Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца
осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном
воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый
иней. С мохнатых хвойных ресниц елей летят
снежинки.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
8
Крепче кулачки сжимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть!
Продолжаем работу.
1. Прочитайте предложение.
2. Объясните, как правильно надо написать слова.
(Д,д)аша и (В, в)аня катаются на коньках по (Р,р)еке
(Б, б)ыстринки .
Запись предложения в тетрадь, проверка.
существительные?
Как записали собственные имена
О каком признаке мы говорили? ( собственные
нарицательные)
это какой признак : постоянный или непостоянный?
Какие существительные являются собственными, а
какие нарицательными?
Задание: Подумайте в парах и допишите, используя
слова для справок
Слова для справок : Великий Устюг, Снежок, Снежана,
Морозов, Белая
Город …
Река …
Имя … Фамилия …
Кличка …
Проверка.
Род имён существительных.
Существительные изменяются по родам? (Нет)
Они имеют род. Значит род существительных – это
постоянный признак.
Какого рода бывают имена существительные?
9
Какой знаете секрет запоминания родов?
Женский род запомню я
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!
Спасибо!
2) Задание: распределить существительные в 3 столбика
соответственно:
ж.р.
м.р.
ср.р.
Вьюга, пальто, лед, солнце, метель, облако, снег.
Самопроверка с доски.
Так какие словапомощники вам способствовали в
выполнении этого задания?
акое слово здесь лишнее? Почему? (пальто, обозначает
предмет, а остальные явления природы)
Число имен существительных.
Какой еще признак существительных вы знаете?
(Число)
Этот признак какой? (непостоянный) Существительные изменяются по числам?
Образуйте родственные слова к данным
существительным. Запишите их парами.
мн.ч.
Ед.ч
Снег
Холод
каток
лопата
Выделить в словах корень.
Взаимопроверка в парах
10
Как изменились слова? (изменилась форма слова, в
некоторых словах изменилось окончание, а в
некоторых добавилось окончание)
Давайте обобщим наши знания об имени
существительном используя прием "Кластер".
Какие постоянные и непостоянные признаки имеет имя
существительное?
Признаки имени существительного:
ПОСТОЯННЫЕ
одушевленные/неод
ушевленные
собственные/нариц
ательные
род
НЕПОСТО
ЯННЫЕ
число
ОДУШЕВЛЕННЫЕ/НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ.
Докажите
собака
продавец
парта
лопата СОБСТВЕННЫЕ/НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
Докажите
Аня
Пушок
РОД.
Докажите
домм.р.
ж.р.
девочка
кот
деревоср.р.
ромашка
ЧИСЛО. Докажите ручкаручки
Подведение итогов урока.
Обращается внимание на дерево предсказаний.
11
Какие из наших предсказаний оправдались? В чем мы
ошиблись?
Попробуйте написать Эссе на тему "Имя
существительное, его признаки"
6. Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание
Сообщить учащимся о домашнем задании,
разъяснить методику его выполнения
написать 3 предложения о зиме,
существительные
подчеркнуть
Какую часть речи мы с вами изучали?
Что вы знаете об имени существительном?
Какую роль в русской речи играют имена
существительные?
Попробуйте написать Эссе на тему "Имя
существительное, его признаки"
Заслушивается несколько эссе. Оценки.
Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями
справлялись уверенно, положите в тетрадь снежинку
Если вы затруднялись при выполнении заданий,
чувствовали себя неуверенно, положите сосульку.
12
Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не
справлялись, положите дождик. 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
1 ЗаирБек С.И., Муштавинская И.В. Развитие
критического мышления на уроке: пособие для учителя.
М.:Просвещение, 2004
2 Халперн Д. Психология критического мышления.
СПб:Питер, 2000
3 Козырь Е.А. Характеристика приемов технологии
РКМЧП/ газета «Русский язык», 2007, №7
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Губарева Ю.М. ФГОС НОО: использование технологии
развития критического мышления через чтение и письмо
на уроках в начальной школе. (дата обращения
23.01.2017)
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Имя существительное - как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.