Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода
Оценка 4.9

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
25.02.2017
Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода
Сценарий урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" разработан с использованием системно-деятельностного подхода для 8 класса в рамках ФГОС ООО. Особенность ФГОС нового поколения- деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающихся, воспитанников. В разработке указаны цели урока, личностные, предметные и метапредметные результаты, а также универсальные учебные действия. На уроке используются индивидуальные, фронтальные, групповые и парные формы работы.Технологическая карта разработана для урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода для 8 класса в рамках ФГОС ООО.
Технологическая карта.doc
Тема урока: Практическая работа № 2 «Анализ почвы и воды». Тип урока: Практическая работа. Цели урока: Обучающие: учить овладевать элементарными приёмами и практическими  умениями при выполнении опытов по анализу почвы и воды.  Развивающие: создать условия для развития навыков наблюдения, умения  формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие  способности учащихся, рефлексивно­оценочные умения.  Воспитывающие: создать условия для учения с увлечением, воспитывать  уверенность в себе, видение экологических проблем и пути их решения. УУД Личностные:   1) формирование   ответственного   отношения   к   учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на   основе   мотивации   к   обучению   и   познанию,   осознанному   выбору   и построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории   образования   на   базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых   познавательных   интересов,   а   также   на   основе   формирования уважительного отношения к труду;  2) формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего социальное, культурное, многообразие современного мира; 3) формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной; 4) формирование   основ   экологической   культуры   соответствующей современному   уровню  экологического   мышления, опыта экологически   ориентированной   рефлексивно­оценочной   и   практической деятельности в жизненных ситуациях;   развитие  Познавательные универсальные учебные действия: 1)   смысловое   чтение   как   осмысление   цели   чтения   и   выбор   вида   чтения   в зависимости   от   цели;   извлечение   необходимой   информации;   определение основной   и   второстепенной   информации;   Выделение   необходимой информации с использованием источников информации;  2) структурирование знаний;  3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 4)самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 5)формулирование проблемы;  6)анализ   объектов   с   целью   выделения   признаков   (существенных, несущественных);  7)   синтез   —   составление   целого   из   частей,   в   том   числе   самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;  8)подведение под понятие, выведение следствий;  9)установление   причинно­следственных   связей,   представление   цепочек объектов и явлений;  10)построение   логической   цепочки   рассуждений,   анализ   истинности утверждений;  11)рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 12)поиск   и   выделение   необходимой   информации   с   использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации Коммуникативные универсальные учебные действия:  ­планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ; ­определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  ­ управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его  действий;  ­ умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение  монологической и диалогической формами речи в соответствии с  грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных  средств коммуникации. Регулятивные универсальные учебные действия:  ­ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,  что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;  ­ планирование— определение последовательности промежуточных целей с  учётом конечного результата; составление плана и последовательности  действий;  ­ прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,  его временных характеристик;  ­ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным  эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  ­ коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и  способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его  результата с учётом оценки этого результата;  ­ оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что  ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка  результатов работы;  ­   саморегуляция   как   способность   к   мобилизации   сил   и   энергии,   к волевому   усилию   (к   выбору   в   ситуации   мотивационного   конфликта)   и преодолению препятствий. Предметные   результаты:  1) овладение   основами   химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации,   связанные   с   химией,   навыками   безопасного   обращения   с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; 2) формирование   умений   устанавливать   связи   между   реально наблюдаемыми   химическими   явлениями   и   процессами,   происходящими   в микромире. 3) приобретение   опыта   использования   различных   методов   изучения веществ с использованием лабораторного оборудования. Оборудование: образцы почвы с пришкольного участка, две пробирки, воронка,   бумажный   фильтр,   стеклянная   палочка,   предметное   стекло, спиртовка,   спички,   держатель,   химический   стакан   с   водой,   пробка, универсальная   индикаторная   бумага,   пипетка,   лабораторный   штатив   с кольцом, вода дистиллированная, водопроводная, талая со школьного двора и с автомобильной дороги. Рекламные буклеты – 15 шт. Маршрутный лист. Этапы  урока 1.Мотив ация. Организ ационны й  момент. Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД Учащиеся читают  буклеты, устно  отвечают на вопросы,  формулируют тему  урока и записывают в  тетрадь для  практических работ. Учитель создает условия для  мотивации обучения. Он предлагает  учащимся изучить  рекламные  буклеты двух липецких компаний –  «ЭкоГидроТехнологии»,  «ИНВИТРО». Учитель задает  вопросы:  1) Чем  занимаются компании  «ЭкоГидроТехнологии»,  «ИНВИТРО»?   2) Зачем они проводят данную  работу?   Учитель предлагает сформулировать  учащимся тему урока.  Регулятивные Коммуникативн ые Воспринимать на слух вопросы  учителя и ответы учащихся,  строить  понятные для  собеседника  речевые   высказывания Личностные результаты Познавательные Смысловое чтение  как осмысление  цели чтения и  выбор вида чтения в зависимости от  цели; извлечение  необходимой  информации;  определение  основной и  второстепенной  информации;  Выделение  необходимой  информации с  использованием  источников  информации. Формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию на  основе мотивации к  обучению и познанию,   осознанному выбору и  построению дальнейшей индивидуальной  траектории образования на базе ориентировки в  мире профессий и  профессиональных  предпочтений, с учётом  устойчивых  познавательных  интересов, а также на  основе формирования  уважительного  отношения к труду 2.  Актуал изация  знаний   Организует деятельность по  актуализации понятий «чистые  вещества»  и «смеси». Предлагает  ответить на вопросы: Учащиеся отвечают на  вопросы, устно  выполняют задание  № 1. 1)Исходя из темы урока, скажите,  какие знания нам понадобятся? 2) Что такое анализ?  3) Что такое почва? 3) Как вы думаете почва –это чистое  вещество или смесь веществ?  Объясните ответ. 4) Что называется смесью веществ?  Приведите примеры смесей:  газообразных, жидких твердых. 5) К какому типу смеси относится  почва? 6) Из каких веществ состоит почва? 7) Как определить нахождение  данных веществ в почве?  Предлагает  выполнить устно  упражнение № 1, в котором надо  выбрать лишнее понятие и объясните  ответ. 8) Как отличить дистиллированную  воду от водопроводной воды?  9) С помощью чего можно распознать  чистые вещества? 10) Что такое качественная реакция?  ­  Структурирование знаний;  ­ Осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме; Воспринимать на слух вопросы  учителя и ответы учащихся,  строить  понятные для  собеседника  речевые   высказывания Целеполагание  как постановка учебной задачи на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно. Формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию на  основе мотивации к  обучению и познанию.  Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному   уровню развития   науки   и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, многообразие современного мира. 11) С помощью какого вещества  проводят качественную реакцию? 12)Какие вы знаете индикаторы? 13)Как с помощью индикаторной  бумаги определить тип среды? 14) Как будем изучать состав почвы и  физические свойства воды? 3.  Постано вка  учебной задачи Предлагает сформулировать цель и  задачи урока.   1) Используя тему урока, назовите,  что должны будем узнать?  Сформулируйте цель урока.  2) Как мы будем достигать  поставленной цели? Учащиеся  формулируют цель и  записывают в тетрадь. Учащиеся устно  формулируют задачи. Учащиеся  формулируют проблему урока: как можно  провести анализ  химического состава  почвы и физических  свойств воды? Учитель создает условия для  формулирования проблемы урока.  Учитель предлагает учащимся  выступить в роли работников  химических лабораторий  компаний   ЭкоГидроТехнологии», «ИНВИТРО»  и изучить образцы: 1) почвы со  школьного участка, 2) талой воды, 3)  водопроводной и дистиллированной  воды. В ходе работы необходимо  описать химический состав почвы и  Формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию на  основе мотивации к  обучению и познанию.  Самостоятельное  выделение и  формулирование  познавательной  цели; Формулирование  проблемы; ­ Планирование  учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками —  определение  цели, функций  участников,  способов  взаимодействия; Целеполагание  как постановка учебной задачи на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно. 4.  Открыт ие  нового  знания ( 21  минут) Фронта льная  беседа 5 минут. физические свойства (прозрачность и  запах) образцов воды. Учитель предлагает сформулировать  гипотезу и ответить на вопросы: 1) Где можно получить информацию  об анализе почвы и воды?  2) Что нам понадобиться для  достижения цели? Учитель организует работу в группах  по 4 человека. Он предлагает  повторить правила для успешной  работы в группах.   Учащиеся  формулируют гипотезу Лидер рассказывает о  своей функции в  группе: 1) направляет действия  членов группы; 2) оказывает помощь  тем учащимся у кого  что­то не получается  сделать; 3) определяет ученика,  который докладывает о  результатах работы  группы или сам  рассказывает о них. Учащиеся  проговаривают правила  Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному   уровню развития   науки   и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, многообразие современного мира. Формирование коммуникативной компетентности общении   сотрудничестве сверстниками, взрослыми   в   процессе в и  со     ­  структурирование  знаний;  ­ осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме; анализ объектов с  целью выделения  признаков  (существенных,  несущественных);  ­ синтез —  составление  целого из частей, в том числе  самостоятельное  достраивание с  восполнением  недостающих  компонентов;  ­ подведение под  понятие,  выведение  ­ управление  поведением  партнёра —  контроль,  коррекция,  оценка его  действий;  ­ умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации;  владение  монологической  и диалогической  формами речи в  соответствии с  грамматическим и и  синтаксическими нормами  родного языка,  современных  средств  ­ планирование — определение последовательн ости  промежуточны х целей с  учётом  конечного  результата;  составление  плана и  последовательн ости действий; ­  прогнозирован ие—  предвосхищени е результата и  уровня  усвоения  знаний, его  временных  характеристик; контроль в  форме  сличения  способа  действия и его  результата с образовательной работы в группах: 1. В группе должен  быть ответственный. 2. Если не понял,  переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие  высказывай вежливо. 5. Работать должен  каждый на общий  результат.    Учащиеся отвечают на  вопросы учителя о  соблюдении правил  техники безопасности. коммуникации. заданным  эталоном с  целью  обнаружения  отклонений и  отличий от  эталона; следствий;  ­ установление  причинно­ следственных  связей,  представление  цепочек объектов  и явлений;  ­ построение  логической  цепочки  рассуждений,  анализ истинности  утверждений;  . Учитель организует повторение  правил техники безопасности,  проводит фронтальную беседу о  соблюдении правил техники  безопасности при работе в  химической лаборатории: 1) Как надо проводить опыты? 2) Как надо обращаться с  веществами? Можно ли их брать  руками, пробовать на вкус, если даже  в химическом стакане налита вода? 3) Расскажите о приемах работы со спиртовкой, используя текст на стр.  176.  Учитель предлагает составить план и  последовательность действий для  практической работы, ответив на  вопросы: 1) Что понадобится, чтобы провести  анализ почвы и воды? Ответьте на  вопросы, используя наборы, которые  получила каждая группа. 2)Какие вещества  вам предложены?  3)Какое лабораторное оборудование  понадобится?   4) Что мы должны будем сделать во  время практической работы? Учащиеся отвечают на  вопросы учителя о том,  что потребуется для  проведения анализа  почвы и воды и  составляют план: 1. провести опыт в  соответствии с  алгоритмом. 2. описать свои  действия 3. провести наблюдения 4. сделать выводы 5 результаты записать в  таблицу Учитель предлагает начертить   таблицу «Результаты анализа почвы и  воды» в тетрадь. Работают в группах  по 4 человека, заполняя таблицу. Затем учащиеся в  тетради чертят таблицу  «Результаты анализа  почвы и воды». В  течение 8 минут  работают в группах по 4 человека, заполняя таблицу. После окончания  работы в группах один  ученик на доске  заполняет таблицу, а  другой рассказывает о  своих результатах. Учащиеся других групп прекращают работу,  слушают ответы и  отвечают на вопросы,  которые задает   выступающий от  группы. Работа  в  группах 8 минут. Обсужд ение 8  минут. Учитель сообщает, что на работу в  группах отводится 10 минут. Затем  все прекращают работать . Один  ученик от группы рассказывает о  результатах своей работы, а другой  записывает  результаты в таблицу,  которая указана на доске. Также  отвечающий задает 1 вопрос классу. 1 группа. Проведение  механического анализа почвы. 2 группа. Получение почвенного  раствора и обнаружение  минеральных солей. 3 группа. Получение почвенного  раствора и определение типа его  среды . 4 группа. Определение  прозрачности воды 5 группа. Определение  интенсивности запаха воды. Учитель повторяет проблему урока: Как можно провести анализ почвы и  воды?  Предлагает ответить на вопрос  проблемы.  Учащиеся  формулируют ответ на  проблему и объясняют  подтверждение или  опровержение гипотезы. 5.  Первич ное  закрепл ение.  2  минуты. Структурирование знаний Формирование основ  экологической  культуры  соответствующей  современному уровню  экологического  мышления, развитие  опыта экологически  ориентированной  рефлексивно­оценочной и практической   деятельности в  жизненных ситуациях 6.  Самост оятельн ая  работа.  5  минуты. Организует выполнение  самостоятельной работы. Учитель  объясняет, что знания по этой теме  проверяются  на основном  государственном экзамене в 9 классе.  Это задание № 13. Учитель  объясняет, что учащиеся должны  Учащиеся в течение 5  минут выполняют  самостоятельную  работу по вариантам. Затем проводят  самопроверку в  соответствии с  Формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  ­ Структурирование знаний ­ установление  причинно­ следственных  связей,  ­ Умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации;  владение  монологической  и диалогической  формами речи в  соответствии с  грамматическим и и  синтаксическими нормами  родного языка,  современных  средств  коммуникации. Адекватно  использовать  письменную  речь. Коррекция—  внесение  необходимых  дополнений и  коррективов в  план и способ  действия в  случае  расхождения  эталона,  реального  действия и его  результата с  учётом оценки  этого  результата; Осуществлять  самоконтроль  и  взаимоконтрол ь  процесса и  результата  выполнения выбрать ответ с правильным  суждением о чистых веществах и  смесях, о правилах работы с  лабораторным оборудованием, о  загрязнении почвы и воды.  После окончания самостоятельной  работы учитель предлагает провести  самопроверку с помощью карандаша  красного цвета. Ответы и критерии  оценивания указаны на доске. Оценка «5» работа выполнена без  ошибок. Оценка «4» ­допущена 1 ошибка. Оценка «3» ­допущено 2 ошибки. Оценка «2»­допущено более 2­х  ошибок. Учитель просит поднять руки   учащимся, у которых работа  выполнена без ошибок, затем у кого  допущена одна ошибка, а потом у  кого ­2 и более ошибки.  Затем учитель предлагает учащимся  сдать листочки, для того чтобы  учитель проверил и поставил  оценки   на следующий урок.  Учитель задает вопрос:  А где пригодятся знания о  проведенном анализе почвы и воды? Учитель предлагает выполнить  задание в парах группах.  Задание № 1. В результате проведенного анализа  7.  Включе ние  нового  знания в систему знаний. ключами, которые  записаны на доске и  сами оценивают себя. Учащиеся сдают  проверенные листки  учителю. самообразованию на  основе мотивации к  обучению и познанию,  представление  цепочек объектов  и явлений;  ­ построение  логической  цепочки  рассуждений,  анализ истинности  утверждений; задания Работа в парах в  течение 3 минут. Формирование основ  экологической  культуры  соответствующей  современному уровню  экологического  мышления, развитие  построение  логической  цепочки  рассуждений,  анализ истинности  утверждений; ­ умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с 3  минуты почвы пришкольного участка вы  определили тип ее среды.    Предложите растения из списка,  которые можно посадить на  пришкольном участке: 1) Бархатцы, гайлария, агератум,  акроклинум, анютины глазки,  бегония, василек, гвоздика,  гипсофилла предпочитают  слабокислые и нейтральные почвы  (диапазон pH 6.0–7.0). 2)  Растения, которые требуют  слабокислой почвы. ( рН6,3­6,7 ):   розы, примулы, левкои, хризантемы. 3)Растения, которые требуют почву  умеренной кислотности. ( рН5,0­5,5 ):  гортензии, вереск, азалии,  рододендроны и люпин – для них  предпочтительней умеренно кислая  почва. Предложите, какой водой надо  поливать растения на пришкольном  участке? Учитель предлагает провести  рефлексию  и повторить цель урока.  Затем он предлагает учащимся в  тетрадях заполнить таблицу: 8.  Рефлекс ия  знаний.  Итог  опыта экологически  ориентированной  рефлексивно­оценочной и практической   деятельности в  жизненных ситуациях. задачами и  условиями  коммуникации;  владение  монологической  и диалогической  формами речи в  соответствии с  грамматическим и и  синтаксическими нормами  родного языка,  современных  средств  коммуникации. Учащиеся проводят  рефлексию своей  деятельности на уроке,  отвечая  на вопросы и  заполняя таблицу. Формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  Рефлексия  способов и  условий действия,  контроль и оценка  процесса и  Осознанно  строить речевое  высказывание,  уметь слушать  собеседника;  Осуществлять  самоконтроль   процесса и  результата  выполнения урока. 3  минуты Чему науч ился ? Что  я  узнал на  урок е? Что  вызва ло  затру днен ия? Я  дост иг  пост авле нной  цели ? Где  мне  приг одят ся  эти  умен ия и  знан ия? Д/з.  2  минуты Используя Интернет­ресурсы, найти  организации в Липецке, которые  занимаются анализом почвы и воды.  Создать проект по теме  «Предприятия в городе Липецке,  которые занимаются химическим  анализом». обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию на  основе мотивации к  обучению и познанию,  результатов  деятельности. задания адекватно  использовать  устную и  письменную речь Поиск и  выделение  необходимой  информации с  использованием  общедоступных  инструментов  ИКТ и источников информации. Формирование  ответственного  отношения к учению,  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию на  основе мотивации к  обучению и познанию,   осознанному выбору и  построению дальнейшей индивидуальной  траектории образования на базе ориентировки в  мире профессий и  профессиональных  предпочтений, с учётом устойчивых  познавательных  интересов, а также на  основе формирования  уважительного  отношения к труду Компания «ЭкоГидроТехнологии» Лаборатория ИНВИТРО Рекламный буклет         Сегодня качество воды из водопровода, скважин и других источников далеко не всегда соответствует принятым нормам и стандартам.  Все большее количество людей приходит к мнению, что необходимо употреблять  очищенную воду без содержания в ней каких­либо  примесей. В первую очередь это касается бактерий,  загрязнений, органических соединений, которые  оказывают негативное влияние не только на организм  человека, но и на различную бытовую технику, которая  впоследствии выходит из строя. На сегодняшний день  применение различных фильтрационных систем стало  довольно частым явлением. Что предлагает лаборатория компания «ЭкоГидроТехнологии»?  Установка  фильтра для очищения воды, на  основе предварительно проведенного  анализа  воды.   Компания определяет пригодность  к  употреблению воды из скважин, соответствие  воды санитарным нормам и т. д..   Компания  осуществляет анализ питьевой,  промышленной воды в Липецке Воронеже,  Белгороде,  Курске, Тамбове или Орле.  это   –                      В основном анализ воды существует двух типов   физико­химический   и бактериологический   анализ.   Физико­химический устанавливает   содержание   химических   элементов, цветность,   запах,   жесткость.   Бактериологический устанавливает  общее микробное число  и т. д. Мы проводим   анализ   воды   особо   внимательно, осуществляя   забор   воды   согласно   всем необходимым   требованиям,   что   позволяет   нам получать точные и корректные данные.  ПОЧВА – основа жизни, природное богатство,  обеспечивающее человека продуктами  питания. Если вы сомневаетесь в качестве почв, не  довольны их состоянием, плодородием,  единственно точный и надёжный способ проверки  почв на качество, пригодность их для  использования – это анализ почв. Лаборатория ИНВИТРО рекомендует сдать  пробы почв на анализ, если:     вы проживаете вблизи крупных  автомагистралей и промышленных  объектов;  вы не удовлетворены качеством почвенного покрова городских и загородных  территорий, плодородием почв;  вы хотите быть уверены в том, что земля,  на которой вы выращиваете  сельскохозяйственные продукты, безопасна и не вредит вашему здоровью;  вы хотите определить уровень загрязнения  почв, убедиться, что он не превышает ПДК  (предельно допустимые концентрации). Что предлагает лаборатория ИНВИТРО?   Исследование качества почв в короткие  сроки.  Мы принимаем к исследованию пробы почв независимо от их места расположения и  специфики загрязнения без лишних оценок.  Дифференцированный подход к оценке  качества почв в зависимости от источника  их загрязнения. Анализ (др.­греч.  — разложение, расчленение) — метод исследования, характеризующийся  выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. Маршрутный лист. I Упражнение № 1. Выберите лишнее понятие и объясните ответ: а) почвенный раствор, поваренная соль, воздух, почва; б) дистиллированная вода, минеральная вода, талая вода, водопроводная вода.  II ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «Анализ почвы и воды» Обязанности лидера Лидер рассказывает о своей функции в группе: 1) направляет действия членов группы; 2) оказывает помощь тем учащимся у кого что­то не  получается сделать; 3) определяет ученика, который докладывает о  результатах работы группы или сам рассказывает о них. Обязанности группы 1. В группе должен быть  ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай  вежливо. 5. Работать должен каждый на общий  результат. Алгоритм выполнения практической работы: 1. Провести опыт в соответствии с алгоритмом. 2. Описать свои действия. 3. Провести наблюдения. 4. Сделать выводы. 5 Результаты записать в таблицу. 6.Рассказать о результатах исследования Оборудование: образцы почвы, две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная  палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой,  пробка, пипетка, лабораторный штатив с кольцом. две пары печаток. Вещества: почва с пришкольного участка, дистиллированная вода, водопроводная  вода, талая вода с пришкольного участка, универсальная индикаторная бумага. Ход работы: 1Повторите правила техники безопасности при работе в школьной химической лаборатории 2.Начертите в тетрадь таблицу «Результаты анализа почвы и воды». Название опыта Описание действий (Что  Наблюдения Вывод брали? Что делали?) 5 см. 3 см. 3. Проведите опыты и заполните таблицу.  Опыт 1. Проведение механического анализа почвы. 3 см. 3,5 см. Возьмите пробирку с почвой пришкольного участка и добавьте  дистиллированной  воды до половины пробирки, закройте пробкой. Что наблюдаете? Какой компонент входить в  состав почвы? Как называется смесь почвы и воды?  (ответы на вопросы запишите в колонку  «наблюдения») Затем встряхните несколько раз пробирку и наблюдайте за отстаиванием 2­3 минуты.  Наблюдайте, каким стал цвет воды. Частицы, каких размеров и какой структуры осаждались  на дно пробирки? Из каких компонентов состоит почва? Сделайте общий вывод: какие компоненты входят в состав почвы. Заполните таблицу. Маршрутный лист. I Упражнение № 1. Выберите лишнее понятие и объясните ответ: а) почвенный раствор, поваренная соль, воздух, почва; б) дистиллированная вода, минеральная вода, талая вода, водопроводная вода.  II ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «Анализ почвы и воды» Обязанности лидера Лидер рассказывает о своей функции в группе: 1) направляет действия членов группы; 2) оказывает помощь тем учащимся у кого что­то  не получается сделать; 3) определяет ученика, который докладывает о  результатах работы группы или сам рассказывает о них. Обязанности группы 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий  результат. Алгоритм выполнения практической работы: 1. Провести опыт в соответствии с алгоритмом. 2. Описать свои действия. 3. Провести наблюдения. 4. Сделать выводы. 5 Результаты записать в таблицу. 6.Рассказать о результатах исследования Оборудование: образцы почвы, две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная  палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой,  пробка, пипетка, лабораторный штатив с кольцом. две пары печаток. Вещества: почва с пришкольного участка, дистиллированная вода, водопроводная  вода, талая вода с пришкольного участка, универсальная индикаторная бумага. Ход работы: 1Повторите правила техники безопасности при работе в школьной химической лаборатории 2.Начертите в тетрадь таблицу «Результаты анализа почвы и воды». Название опыта Описание действий (Что  Наблюдения Вывод брали? Что делали?) 5 см. 3 см. 3. Проведите опыты и заполните таблицу.  Опыт 2. Получение почвенного раствора и обнаружение минеральных солей. 3,5 см. 3 см. Возьмите пробирку с почвой пришкольного участка и добавьте  дистиллированной  воды до половины пробирки, закройте пробкой, встряхните несколько раз пробирку и  наблюдайте за отстаиванием 2­3 минуты. Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, закрепленную в кольце  штатива. Края фильтра смочите водой, чтобы он плотно прилегал к воронке. Подставьте под  воронку чистый сухой стакан.   Профильтруйте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивать.  Почва останется на фильтре, а собранный в стакане фильтрат представляет собой почвенную  вытяжку (почвенный раствор). Ответы на вопросы запишите в наблюдения: ­ Какой цвет и однородность имеет почвенный раствор? ­ Почвенный раствор ­ это чистое вещество или смесь? Если это смесь, то, к какому типу она  относится? Затем 10 капель этого раствора поместите на стеклянную пластинку и с помощью пинцета  подержите ее над пламенем спиртовки до  выпаривания воды. Что наблюдаете? Какие  вещества остались на стекле после испарения воды?  Сделайте вывод: какие компоненты входят в состав почвы. Маршрутный лист. I Упражнение № 1. Выберите лишнее понятие и объясните ответ: а) почвенный раствор, поваренная соль, воздух, почва; б) дистиллированная вода, минеральная вода, талая вода, водопроводная вода.  II ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «Анализ почвы и воды» Обязанности лидера Лидер рассказывает о своей функции в группе: 1) направляет действия членов группы; 2) оказывает помощь тем учащимся у кого что­то  не получается сделать; 3) определяет ученика, который докладывает о  результатах работы группы или сам рассказывает о них. Обязанности группы 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий  результат. Алгоритм выполнения практической работы: 1. Провести опыт в соответствии с алгоритмом. 2. Описать свои действия. 3. Провести наблюдения. 4. Сделать выводы. 5 Результаты записать в таблицу. 6.Рассказать о результатах исследования Оборудование: образцы почвы, две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка,   предметное   стекло,   спиртовка,   спички,   держатель,   химический   стакан   с   водой, пробка, пипетка, лабораторный штатив с кольцом. две пары печаток. Вещества:  почва   с   пришкольного   участка,   дистиллированная   вода,   водопроводная вода, талая вода с пришкольного участка, универсальная индикаторная бумага. 1Повторите правила техники безопасности при работе в школьной химической лаборатории 2.Начертите в тетрадь таблицу «Результаты анализа почвы и воды». Ход работы: Название опыта 3 см. Описание действий (Что брали? Что делали?) Наблюдения Вывод 5 см. 3,5 см. 3 см. 3. Проведите опыты и заполните таблицу. Опыт 3. Получение почвенного раствора и определение типа его среды . Возьмите пробирку  с почвой пришкольного  участка  и добавьте    дистиллированной воды   до   половины   пробирки,   закройте   пробкой,   встряхните   несколько   раз   пробирку   и наблюдайте за отстаиванием 2­3 минуты. Приготовьте   бумажный   фильтр,   вставьте   его   в   воронку,   закрепленную   в   кольце штатива. Края фильтра смочите водой, чтобы он плотно прилегал к воронке. Подставьте под воронку чистый сухой стакан. Профильтруйте   смесь   почвы   и   воды.   Перед   фильтрованием   смесь   не   встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в стакане фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор). Ответы на вопросы запишите в наблюдения: ­ Какой цвет и однородность имеет почвенный раствор? ­ Почвенный раствор ­ это чистое вещество или смесь? Если это смесь, то, к какому типу она относится?  Затем   возьмите лакмусовую  бумагу и внесите ее в почвенный раствор.   Отметьте,   какого   цвета   стала   лакмусовая   бумага.   Запишите наблюдения.   Используя   эталон   окраски   на   коробке   от   лакмусовой бумаги,   определите   тип   среды   почвенного   раствора.   Сделайте   вывод: какую среду имеет почвенный раствор и ,какие вещества определяют ее. Определите кислотность почвы,   используя таблицу кислотности почв. Маршрутный лист. I Упражнение № 1. Выберите лишнее понятие и объясните ответ: а) почвенный раствор, поваренная соль, воздух, почва; б) дистиллированная вода, минеральная вода, талая вода, водопроводная вода.  II ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «Анализ почвы и воды» Обязанности лидера Лидер рассказывает о своей функции в группе: 1) направляет действия членов группы; 2) оказывает помощь тем учащимся у кого что­то  не получается сделать; 3) определяет ученика, который докладывает о  результатах работы группы или сам рассказывает о них. Обязанности группы 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий  результат. Алгоритм выполнения практической работы: 1. Провести опыт в соответствии с алгоритмом. 2. Описать свои действия. 3. Провести наблюдения. 4. Сделать выводы. 5 Результаты записать в таблицу. 6.Рассказать о результатах исследования Оборудование: образцы почвы, две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная  палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой,  пробка, пипетка, лабораторный штатив с кольцом. две пары печаток. Вещества: почва с пришкольного участка, дистиллированная вода, водопроводная  вода, талая вода с пришкольного участка, универсальная индикаторная бумага. 1Повторите правила техники безопасности при работе в школьной химической лаборатории 2.Начертите в тетрадь таблицу «Результаты анализа почвы и воды». Название опыта Описание действий (Что  Наблюдения Вывод Ход работы: 3 см. 3. Проведите опыты и заполните таблицу. брали? Что делали?) 5 см. Опыт 4. Определение прозрачности воды. 3 см. 3,5 см. Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр  вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность  читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в  цилиндре. Проделайте те же действия с водопроводной водой, талой водой взятой около  школы и около автомобильной дороги. Запишите наблюдения в таблицу. Сделайте вывод о том, какая вода имеет наименьшую прозрачность и почему? Маршрутный лист. I Упражнение № 1. Выберите лишнее понятие и объясните ответ: а) почвенный раствор, поваренная соль, воздух, почва; б) дистиллированная вода, минеральная вода, талая вода, водопроводная вода.  II ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «Анализ почвы и воды» Обязанности лидера Лидер рассказывает о своей функции в группе: 1) направляет действия членов группы; 2) оказывает помощь тем учащимся у кого что­то  не получается сделать; 3) определяет ученика, который докладывает о  результатах работы группы или сам рассказывает о них. Обязанности группы 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий  результат. Алгоритм выполнения практической работы: 1. Провести опыт в соответствии с алгоритмом. 2. Описать свои действия. 3. Провести наблюдения. 4. Сделать выводы. 5 Результаты записать в таблицу. 6.Рассказать о результатах исследования Оборудование: образцы почвы, две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная  палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой,  пробка, пипетка, лабораторный штатив с кольцом. две пары печаток. Вещества: почва с пришкольного участка, дистиллированная вода, водопроводная  вода, талая вода с пришкольного участка, универсальная индикаторная бумага. 1Повторите правила техники безопасности при работе в школьной химической лаборатории 2.Начертите в тетрадь таблицу «Результаты анализа почвы и воды». Название опыта Описание действий (Что  Наблюдения Ход работы: 3 см. брали? Что делали?) 5 см. 3 см. 3,5 см. Вывод 3. Проведите опыты и заполните таблицу. Опыт 5. Определение интенсивности запаха воды.            В коническую колбу налейте  дистиллированную воду на 2/3 объема, закройте пробкой  и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха.  Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу 8 на странице 183.          Проделайте те же действия с водопроводной водой, талой водой взятой около школы и  около автомобильной дороги. Запишите наблюдения в таблицу. Сделайте вывод о том, какая вода имеет сильный запах, а у какой запах отсутствует.  Объясните ответ. I вариант III Самостоятельная работа II вариант 1. Верны ли следующие суждения о правилах  безопасной работы в химической лаборатории?  А. При определении запаха вещества пробирку с  веществом надо поднести к носу и глубоко  вдохнуть.  Б. В лаборатории можно знакомиться с запахом и  вкусом веществ.  1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения  неверны 2. Верны ли суждения о назначении лабораторной  посуды и оборудования?  А. Для измерения объёма жидкости используют  мерный цилиндр.  Б. Чтобы перемешать жидкость в пробирке, ее  отверстие закрывают пальцем и встряхивают  несколько раз. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения  неверны 3. Верны ли суждения о чистых веществах и  смесях?  А. Почва и вода ­ это однородная смесь.  Б. Питьевая вода –это чистое вещество. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения  неверны 4.Верны ли суждения о химическом загрязнении  окружающей среды и его последствиях?  А. Ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в  овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека.  Б. Повышенное содержание кислоты в воде  отрицательно влияет на здоровье человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 1. Верны ли следующие суждения о правилах  безопасной работы в химической лаборатории и c  препаратами бытовой химии?  А. В лаборатории наличие кислоты в растворе  определяют на вкус.  Б. В лаборатории нельзя знакомиться  с запахом  веществ. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба  суждения 4) оба суждения  неверны 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2. Верны ли суждения о назначении лабораторной  посуды и оборудования?  А. Химическую воронку используют для  фильтрования.  Б.. Химическую воронку используют для  переливания жидкостей из широкогорлой посуды  в сосуд с узким горлом. 1) верно только А 2) верно только Б 3. Верны ли следующие суждения о чистых  веществах и смесях?  А.Воздух и почва –это неоднородная смесь.  Б.Дистиллированная вода­это однородная смесь.  3) верны оба суждения 1) верно только А 4) оба суждения неверны 2) верно только Б 4. Верны ли суждения о химическом загрязнении  окружающей среды и его последствиях?  А. Повышенная кислотность почв ­это негативный  фактор для жизнедеятельности растений. Б. Наличие неорганических кислот в  промышленных стоках положительно влияет на  жизнедеятельность рыб в водоёмах.  1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны IV Рефлексия. ­ Какая цель была  урока? — Что я узнал на уроке? — Чему научился? — Где мне пригодятся эти умения и знания? ­ Я достиг поставленной цели? ­Что вызвало затруднения? Домашнее задание. Используя Интернет­ресурсы, найти организации в Липецке, которые занимаются анализом  почвы и воды. Составить проект, какие виды анализа почвы и воды проводят эти организации  и с какой целью. Почва из  школьной  теплицы Почва с  пришкольного  участка Почва с  пришкольного  участка Почва с  пришкольного  участка Почва из  школьной  теплицы Почва из  школьной  теплицы Вода  дистиллированная Водопроводная вода Вода  дистиллированная Водопроводная вода Талая вода с  пришкольного  участка Талая вода с  пришкольного  участка Талая вода,  собранная  около  автотрассы Талая вода,  собранная  около  автотрассы ἀνάλυσις Анализ (др.­греч.  характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования  (например, анализ крови, функциональный анализ, анализ требований).  — разложение, расчленение) — метод исследования,  II. Постановка проблемы: Учитель: В наших садах и огородах выращивают примерно  одинаковые растения и с/х культуры, в том числе и огурцы, однако, при равном уходе за ними: рыхлении, подкормке, прополке, поливе урожайность различная.  ВОПРОСЫ  В чем причина разной урожайности? Как оценить плодородие почвы? Что влияет на  плодородие почвы? Исследование почв производят для оценки её плодородия. В результате этого получают  данные о физических и химических свойствах почв. Данными пользуются при  разработке плана применения удобрений и известкований почв. Наша задача выяснить,  какие почвы в нашем поселке по механическому составу, кислотности, а главное, по  плодородию. Ученики, записав полученные результаты в таблицу, работают с  дополнительной литературой по уходу за садовыми растениями, определяют виды  растений, которые могут произрастать на данном типе почв, выбирают способы  улучшения качества почв.

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода

Методическая разработка урока "Практическая работа "Анализ почвы и воды"" с использованием системно-деятельностного подхода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017