Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Оценка 4.6

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
08.07.2018
Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные,  в художественном тексте На примере одноимённых   стихотворений  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник»,  сказки-были А.П. Платонова  «Неизвестный цветок»
Материалы урока словесности учат учеников 7 класса быть внимательным к слову, учат сопоставительному анализу художественных текстов разных авторов. Учитель сможет организовать самостоятельную, индивидуальную и совместную деятельность учащихся поисково-творческого характера. Учащиеся активно участвуют в построении логической цепи суждений, используя художественный текстМетодическая разработка урока словесности в 7 классе на тему Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте. На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
План урока словесности в 7 классе.docx
План урока словесности в 7 классе с использованием технологий учебного исследования текста, развитие логического мышления через сопоставительный анализ художественного Тема урока Цели урока текста Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте.  (На примере одноименных стихотворений А. Пушкина и М. Лермонтова «Узник», сказки­были А. Платонова «Неизвестный цветок».) 1) раскрыть экспрессию слова «один» как одного из средств  постижения смысла произведения и мировосприятия автора; 2) учить чувствовать слово, понимать суть его через свои ощущения,  развивать творческие способности учащихся; 3) организовать самостоятельную, индивидуальную и совместную  деятельность учащихся поисково­творческого характера; 4) построение логической цепи суждений, используя художественный  текст; 5) развивать навык диалогового общения; 6) развивать исследовательские способности учащихся при анализе  художественного произведения; 7) расширить представление учащихся о литературной сказке. обучающие ­ учить работать с  художественным текстом; ­ учить лингвистическому анализу  художественного текста; ­ учить выполнять  сопоставительный анализ  поэтического текста;  ­ знать особенности творчества А.  Платонова на примере сказки­ были «Неизвестный цветок»; ­ учить работать с  лингвистическими словарями. Образовательные технологии Тип урока Методические работы Оборудование Задачи урока: развивающие воспитательные ­ воспитывать  нравственные основы  учащихся через  постижение идеи сказки­ были «Неизвестный  цветок»; ­ воспитывать  уважительное отношение  к литературе, истории. ­ развитие  исследовательских  способностей учащихся; ­ развитие аналитических  умений и навыков; ­ развитие критического и  логического  мышления; ­ развитие творческих  способностей учащихся; ­ развитие навыка  диалогового общения; ­ развитие речи учащихся; ­ развивать читательские  способности учащихся. технология учебного исследования текста,      технология  развития логического мышления через сопоставительный  анализ художественного текста Урок­лаборатория: сопоставительный анализ  поэтических текстов, лингвистический анализ  художественного текста. Индивидуальные задания ­ сообщения учащихся,  сравнительный анализ поэтического текста по  предложенному плану, лингвистический анализ  художественного текста сказки­были, выразительное  чтение наизусть Интерактивная доска, презентация к уроку,  книги (стихи Пушкина, Лермонтова, сказка­быль А. Платонова «Неизвестный цветок»), словари (этимологический,  толковый, словообразовательный), рабочие тетради по  литературе.  Таблица использования современных образовательных технологий,  План­конспект урока № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Название технологии Технология мотивации к  учебной деятельности. Технология  сопоставительного  анализа поэтического  текста Технология личностно  ориентированного  развивающего обучения  Технология развития  логического мышления,  технология  развивающего обучения Рефлексия. Технология  дифференциации  обучения применяемых в УВП Этапы урока,  на которых применяется образовательная технология Этап 1. Проверка готовности учащихся к уроку.  Озвучивание темы и целей урока.  Этап 2. Проверка домашнего задания (провести анализ  одноименных стихотворений  А. Пушкина и М. Лермонтова  «Узник» по предложенному плану). Развитие аналитических  умений и навыков при работе с художественным текстом. Этап 3.  Сообщение учащихся о лексическом значении слова  «один» с использованием толкового словаря; сообщение  ученика об этимологии слова «один» с использованием  этимологического словаря. Этап 4. Работа с текстом сказки­были А. Платонова  «Неизвестный цветок». Лингвистический анализ  художественного текста. Составление логической цепочки  слов. Этап 5. Соотнесение поставленных задач с достигнутым  результатом, фиксация нового знания. Итоги выполнения  работы, оценка работы учащихся. Этап 6. Дифференцированное домашнее задание.  Комментарии учителя по выполнению домашнего задания. Содержание и ход урока: I   этап. Мотивация к учебной деятельности. Вступительное слово учителя.  Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор    воспринимает, ощущает мир. Как вы понимаете значение слова «ощущение»?  ( Возможные ответы учащихся: это что­то идущее из глубины души, передающее  душевное состояние человека, его переживания.) ­ Попробуем понять мировосприятие автора через собственные ощущения,  связанные со словом. Сегодня таким словом будет слово «один». Запишите в тетради тему  урока. (Учитель объявляет тему урока.) (Слайд № 2) Урок наш необычен. Сегодня  мы попытаемся ощутить настроение слова «один» в  единстве с другими словами. Может быть, они помогут нам постичь смысл произведения, а  значит, и понять мировосприятие Пушкина, Лермонтова, Платонова.  А вы обогатите и  свою речь, и свои ощущения. (Слайд № 3) II    этап. Проверка домашнего задания (провести сопоставительный анализ  одноименных стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник» по  предложенному плану). 1. Выразительное чтение наизусть стихотворений А. Пушкина, М. Лермонтова  «Узник». (Слайды № 4­6) 2. Выполняя домашнее задание, вы наблюдали, какую смысловую нагрузку несёт  слово «один» и слова, от него образованные, в одноимённых стихотворениях Пушкина и  Лермонтова. Вы работали по плану (Слайд №7):         1.  Какую смысловую нагрузку несет слово «один» и слова, от него образованные, в    одноименных стихотворениях? 1. Какую тему помогают определить числительное «один» и слова, от него  образованные? 2. Как с их помощью выражается соотнесение состояния лирического героя и  природы? 3. Какое настроение они помогают передать эти слова? 3. Подведём итог выполнения домашнего задания: у Пушкина по преимуществу настроение оптимистическое, у Лермонтова – печальное, отражающее состояние  одиночества. Таким образом, поэты, используя одно и то же слово «один», вкладывали в  него разный смысл, оно выражает разное мировосприятие поэтов. III    этап. Сообщения учащихся о лексическом значении и этимологии слова  «один». 1. Работа с толковым словарем С.И. Ожегова. Ученик, получивший индивидуальное  задание, знакомит класс с лексическим значением слова «один». 2. Этимологическую справку о слове «один» представляет другой ученик.  Готовя  сообщение, он пользовался этимологическим словарем. Примерное содержание сообщения  ученика: « Слово «один» восточно­славянское, восходит к общеславянскому «единъ»:  единъ из едъ + инъ. Едъ – усилительная частица «только», « именно», инъ означает «один». На доске представлена таблица (Слайды № 8­9):  От основ едъ, инъ и слова один образованы слова:  один один одиночество одинокий одинок одиноко иной (первоначально «один») инок («монах») иначе однажды единичный             соединить объединить             двуединство  единение единство единый             одинаковый                      ­ К какой группе слов мы отнесём лермонтовское исходное слово «один» в  контексте автора? А пушкинское? (Для Лермонтова ­ это первая группа слов, а для  Пушкина – вторая.) ­ Определите тему каждой группы слов. (Это слова «одиночество»  и «единение».) Слайд № 10 иллюстративный. ­ В русском языке слово «один» употребляется не только как числительное, но и  как прилагательное со значением «без других, в отдельности от других, в одиночестве» или «тот же самый, одинаковый». Может оно играть и роль неопределённого местоимения.  IV    этап. Изучение новой темы. Работа с текстом сказки­были А.  Платонова «Неизвестный цветок». Лингвистический анализ текста. Составление  логической цепочки слов. 1. Обратимся теперь к творчеству А. Платонова и прочитанной вами сказки­были  «Неизвестный цветок».  И хотя прозаическая речь отличается от поэтической (т.е. не имеет ритма и рифмы), но Платонов поэтизирует мир: и природу, и человека­труженика.  (Слайд № 11 иллюстративный) 2. Вспомните, когда была написана сказка­быль «Неизвестный цветок»? Как это связано с  личной жизнью писателя? (Слайд № 12)  3. Работа с текстом сказки­были «Неизвестный цветок». Учитель знакомит с целями  работы. (Слайд № 13) ­ Вспомните героев сказки, в чём их необычность? (Слайд № 14) ­ Поработаем с текстом сказки и понаблюдаем за экспрессивными возможностями  слова «один» у Платонова. Попробуем на доске и в тетрадях составить логическую цепь  ключевых слов, передающих наши восприятия жизни.  Прочитайте первые два предложения сказки, найдите глагол в начале рассказа, который помогает нам представить цветок как  живое существо. Запишем глагол в неопределённой форме. (Слайд № 15) Ж  И  Т  Ь ­ «Жил на свете маленький цветок» ­ так по­сказочному начинается сказка­быль.  Прочитаем первый абзац. Каким вам видится цветок? Ваше первое ощущение? (Маленький, упорный, одинокий.) Сколько раз здесь мы встречаем слово «один»? (3 раза.) ­ В значении какой части речи употреблено слово «один » в первом абзаце? В  значении числительного или в значении прилагательного? (Слово «один» у Платонова  экспрессивно, оно употреблено в значении прилагательного: рос один – рос одинокий,  т.е. «без других, в одиночестве» (см. Толковый словарь). Это помогает нам понять  состояние одиночества цветка.) ­ Продолжим цепочку ключевых слов и запишем второе слово:  Ж И Т Ь – О Д И Н О Ч Е С Т В О ­ … ­ К какой группе слов отнесём это слово в контексте Платонова? (См. таблицу на  доске: слайд № 9. Обращаемся к таблице с двумя столбиками слов.) Лирическому герою  какого поэта свойственно это состояние? (Герою Лермонтова.)     ­ Лермонтовский герой не находит выхода из этого состояния. Найдёт ли этот  выход Платонов? Выпишите слово «один» в контексте из первого абзаца. Прочитайте  выписанные выражения, выделяя голосом слово «один». («…Рос один на пустыре»; «…на  пустыре… лежали одни… камни»; «…лишь один ветер гулял по пустырю…») ­ Как можно описать состояние цветка? (Одиночество.) ­ А теперь голосом выделим сказуемое: «Он рос один на пустыре». ­ Какое ощущение появляется? (Ощущение силы цветка, его упорства,  жизнеустойчивости.) Продолжим логическую цепочку, запишем третье слово:  Ж И Т Ь – О Д И Н О Ч Е С Т В О – С И Л А ­ … ­ Только сильный цветок может родиться и жить в песке и глине. Обращаемся к  записи на доске: «Жить ­ выжить». Есть ли уверенность, что цветок выживет в песке и  глине, где лежат одни камни, гуляет один ветер? Но жить можно по­разному: с заботой и равнодушием; с трудом и ленью; с добром и злом; с любовью и ненавистью. ­ Прочитайте четвёртый абзац сказки. Найдите ответ  Платонова на вопрос: «Что  цветку помогает жить?»  (Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть».)  Продолжим цепочку ключевых слов: жить одинокому и сильному цветку помогает труд: Ж И Т Ь – О Д И Н О Ч Е С Т В О – С И Л А – Т Р У Д ­ … ­ Но труд тоже бывает разным. Вспомните прочитанный на прошлом уроке рассказ  А. Платонова «Юшка». Как трудится Юшка? Подберите к существительному «труд»  прилагательные­определения:  лёгкий бескорыстный добрый добросовестный ­ Найдите в четвёртом абзаце сказки «Неизвестный цветок» однокоренное слово к  слову «трудился», предающее новое состояние цветка. («Трудно».) ­ Выпишите глаголы, которые показывают восприятие цветка как живого существа,  как человека. («Питаться»,  «собирать», «нуждаться», «превозмогать»,  «радоваться».) ­ Обратите внимание: какая часть речи слово «трудно», к какому другому слову  относится? (Наречие «трудно» относится к словам «было питаться и собирать» ­  «трудно было питаться и собирать». Слово «трудно» передает состояние цветка.) ­ Проведём небольшой лингвистический эксперимент с текстом сказки: уберём из  четвёртого абзаца все числительные, которых здесь и так мало. Понаблюдаем, помогут ли  нам числительные в контексте Платонова убедиться, как нелёгок был путь цветка? (Если  числительные опустить, то уменьшается значение слова «трудно», кажется, что  кроме пылинок у него есть другие источники питания, поэтому мы не можем так  сильно сопереживать цветку.) ­ Перечитаем ту часть сказки, где появляется вторая главная героиня – девочка  Даша, со слов: «И вот однажды…». Каким наречием, образованным от слова «один»,  предвещается изменение событий? (Однажды.) ­ Что произошло однажды? Послушаем, о чём разговаривает цветок и девочка.  Выделите в контексте слово «один». (Чтение в лицах диалога девочки Даши и цветка.) ­ От чего Даше так близки и понятны переживания крошечного цветка? (Два  бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору.) ­ Какое слово может продолжить цепочку ключевых слов? (См. таблицу на доске:  слайд № 9) Ж И Т Ь – О Д И Н О Ч Е С Т В О – С И Л А – Т Р У Д –  Е Д И Н Е Н И Е     Д У Ш ­ … ­ В каком последующем эпизоде сказки мы видим проявление такого единения?  Перечитаем этот эпизод. Найдём слова, которые подтверждают эти чувства. Выпишем их. Ж И Т Ь – О Д И Н О Ч Е С Т В О – С И Л А – Т Р У Д –  Е Д И Н Е Н И Е     Д У Ш  (любовь, забота, доброта) ­ … ­ Проверим ваше языковое чутьё. Два слова ­  «удобрить» ­ «добрый». Определите  лексическое значение, выделите корень (по словообразовательному словарю). Выпишите их лексические значения (по словарю С.И.Ожегова). Можно ли эти слова в контексте  Платонова воспринимать как однокоренные? (Хотя по словарю Ожегова значения слов  разные, корни разные, но в контексте Платонова эти слова можно считать  однокоренными. Ведь удобрить – значит сделать землю добрее, лучше. И доброй  землю может сделать только добрый человек. Удобрить – это дать возможность расти на земле чему­то живому, этим сделать  пользу людям. А быть добрым ­ значит приносить радость, делать что­то хорошее. В  основе обоих слов лежит добро.) Учитель обобщает ответы учащихся, определяются лексические значения слов  «сострадание», «бессердечный», «нравственность». (Слайд № 16): ­ Не случайно слова «удобрить» и «добрый» следуют одно за другим у автора: дети  хотят удобрить мертвую землю (передается внутреннее движение души ребят), чтобы она  стала доброй (возникает внутреннее движение земли – ее забота о цветке).  Мы наблюдаем  единение усилий ребят, земли, цветка, т.е. единение душ.  ­ Вновь обращаемся к словам «жить» ­ «выжить». Выжил ли этот неизвестный  цветок,  несмотря на физическую смерть? Перечитаем конец рассказа. (Только цветок  умер, а душа его осталась жить, перешла к его потомству, сыну. Цветок выжил  потому, что обрел друга, на которого можно положиться. Цветок остался в сердце Даши, ребят, они помнят о нем. Несомненно, цветок выжил, потому что от него  родилась новая жизнь.) ­ Продолжим цепь ключевых слов. Жить одинокому и сильному цветку помогает  тяжелый труд. А душевное единение цветка­труженика с девочкой, забота ребят о нем, их  доброта помогают рождению новой жизни.  И несмотря на физическую смерть цветка, мы  можем сказать, что он выжил: Ж И Т Ь – О Д И Н О Ч Е С Т В О – С И Л А – Т Р У Д –  Е Д И Н Е Н И Е     Д У Ш  (любовь, забота, доброта) – Р О Ж Д Е Н И Е      Ж И З Н И –  В Ы Ж И Т Ь . ­ Поставим точку в конце цепи ключевых слов или ее можно продолжить? Почему?  (Вместо точки можно поставить многоточие, потому что жизнь будет  продолжаться, она никогда не кончится, и будут появляться все новые и новые цветы. Цепь можно продолжить, потому что будут рождаться новые поколения, пустырь  превратиться в луг, на нем будут расти тысячи таких цветов, они будут  трудолюбивые, добрые, выносливые, но им не будет так одиноко, потому что они  будут едины друг с другом и с Дашей.) ­ Почему автор именно детям предоставил право изменить несовершенство мира?  (Слайд № 17 иллюстративный)  (Вырастут дети  лучше отцов.  Взаимопомощь слабых – вот способ выжить в суровом мире.) V    этап. Рефлексия. Подведение итогов урока.  ­ О чём же это произведение? Почему Платонов определяет жанр произведения как  сказка­быль? Прочитаем слова Платонова, записанные на доске, которые можно считать  эпиграфом нашего урока: « Человек – родня и траве, и зверю, и сгорающей звезде, а не  властвующий бог, чуждый зелёной земле». (Слайд № 18) Обобщая ответы учеников, учитель сделает выводы: ­ Мы видим, Платонов связывает особые надежды с подрастающим поколением.  Идея «всеединства», духовного объединения людей – извечный мотив русской литературы. У Платонова этот мотив приобретает космический масштаб. Против враждебных сил мира  могут бороться люди с чистыми, как у детей, помыслами и открытым сердцем. Вторая не  менее важная идея сказки – идея жизни. Платонов уверен, что человек рождается дважды.  Сначала лишь тело. И только потом, благодаря упорному труду, физическому и  нравственному, человек рождается второй раз. Жизнь – это  напряжённый труд души и  тела во имя будущих поколений.  Итак, сегодня мы попытались убедиться, что слово «один» может быть очень  значимым в художественном тексте, выразительным, важным. У Пушкина, человека  жизнелюбивого, это слово этимологически связано со словами «единый», «единение»,  «единство». У Лермонтова, которого мы представляем человеком грустным, слово «один»  передает состояние одиночества лирического героя, из которого он не может найти  выхода. Платонов в своих произведениях приводит героя от одиночества к единению с  людьми через доброту, через труд. Закончить наши размышления над мироощущением писателя хочется  стихотворением немецкого поэта и писателя Бехера: Красиво жить – не просто звук пустой. Лишь тот, кто в мире красоту умножил Трудом, борьбой, ­ тот жизнь красиво прожил, Воистину увенчан красотой. Воистину увенчан красотой и наш неизвестный цветок, и дети, которые заботились о нем, потому что их душевное единение рождает новую бесконечную жизнь. VI    этап. Дифференцированное домашнее задание. (Слайд № 19) 1. Для всех: прочитать рассказ Е. Носова «Живое пламя». 2. Индивидуальное задание: подготовить развернутый устный ответ на вопрос: «В  чём заключается идейная перекличка двух произведений – «Живое пламя» Е. Носова и  «Неизвестный цветок» А.  Платонова?»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные,  в художественном тексте На примере одноимённых   стихотворений  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник»,  сказки-были А.П. Платонова  «Неизвестный цветок»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные,  в художественном тексте На примере одноимённых   стихотворений  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник»,  сказки-были А.П. Платонова  «Неизвестный цветок»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные,  в художественном тексте На примере одноимённых   стихотворений  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник»,  сказки-были А.П. Платонова  «Неизвестный цветок»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные,  в художественном тексте На примере одноимённых   стихотворений  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник»,  сказки-были А.П. Платонова  «Неизвестный цветок»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные,  в художественном тексте На примере одноимённых   стихотворений  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник»,  сказки-были А.П. Платонова  «Неизвестный цветок»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные,  в художественном тексте На примере одноимённых   стихотворений  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник»,  сказки-были А.П. Платонова  «Неизвестный цветок»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные,  в художественном тексте На примере одноимённых   стихотворений  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник»,  сказки-были А.П. Платонова  «Неизвестный цветок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018