Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
08.07.2018
Материалы урока словесности учат учеников 7 класса быть внимательным к слову, учат сопоставительному анализу художественных текстов разных авторов. Учитель сможет организовать самостоятельную, индивидуальную и совместную деятельность учащихся поисково-творческого характера. Учащиеся активно участвуют в построении логической цепи суждений, используя художественный текстМетодическая разработка урока словесности в 7 классе на тему Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте.
На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
План урока словесности в 7 классе.docx
План урока словесности в 7 классе
с использованием технологий учебного исследования текста, развитие
логического мышления через сопоставительный анализ художественного
Тема урока
Цели урока
текста
Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном
тексте. (На примере одноименных стихотворений А. Пушкина и
М. Лермонтова «Узник», сказкибыли А. Платонова «Неизвестный
цветок».)
1) раскрыть экспрессию слова «один» как одного из средств
постижения смысла произведения и мировосприятия автора;
2) учить чувствовать слово, понимать суть его через свои ощущения,
развивать творческие способности учащихся;
3) организовать самостоятельную, индивидуальную и совместную
деятельность учащихся поисковотворческого характера;
4) построение логической цепи суждений, используя художественный
текст;
5) развивать навык диалогового общения;
6) развивать исследовательские способности учащихся при анализе
художественного произведения;
7) расширить представление учащихся о литературной сказке.
обучающие
учить работать с
художественным текстом;
учить лингвистическому анализу
художественного текста;
учить выполнять
сопоставительный анализ
поэтического текста;
знать особенности творчества А.
Платонова на примере сказки
были «Неизвестный цветок»;
учить работать с
лингвистическими словарями.
Образовательные технологии
Тип урока
Методические работы
Оборудование
Задачи урока:
развивающие
воспитательные
воспитывать
нравственные основы
учащихся через
постижение идеи сказки
были «Неизвестный
цветок»;
воспитывать
уважительное отношение
к литературе, истории.
развитие
исследовательских
способностей учащихся;
развитие аналитических
умений и навыков;
развитие критического и
логического мышления;
развитие творческих
способностей учащихся;
развитие навыка
диалогового общения;
развитие речи учащихся;
развивать читательские
способности учащихся.
технология учебного исследования текста, технология
развития логического мышления через сопоставительный
анализ художественного текста
Уроклаборатория: сопоставительный анализ
поэтических текстов, лингвистический анализ
художественного текста.
Индивидуальные задания сообщения учащихся,
сравнительный анализ поэтического текста по
предложенному плану, лингвистический анализ
художественного текста сказкибыли, выразительное
чтение наизусть
Интерактивная доска, презентация к уроку, книги (стихи
Пушкина, Лермонтова, сказкабыль А. Платонова «Неизвестный цветок»), словари (этимологический,
толковый, словообразовательный), рабочие тетради по
литературе.
Таблица использования современных образовательных технологий,
Планконспект урока
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Название технологии
Технология мотивации к
учебной деятельности.
Технология
сопоставительного
анализа поэтического
текста
Технология личностно
ориентированного
развивающего обучения
Технология развития
логического мышления,
технология
развивающего обучения
Рефлексия.
Технология
дифференциации
обучения
применяемых в УВП
Этапы урока,
на которых применяется образовательная технология
Этап 1. Проверка готовности учащихся к уроку.
Озвучивание темы и целей урока.
Этап 2. Проверка домашнего задания (провести анализ
одноименных стихотворений А. Пушкина и М. Лермонтова
«Узник» по предложенному плану). Развитие аналитических
умений и навыков при работе с художественным текстом.
Этап 3. Сообщение учащихся о лексическом значении слова
«один» с использованием толкового словаря; сообщение
ученика об этимологии слова «один» с использованием
этимологического словаря.
Этап 4. Работа с текстом сказкибыли А. Платонова
«Неизвестный цветок». Лингвистический анализ
художественного текста. Составление логической цепочки
слов.
Этап 5. Соотнесение поставленных задач с достигнутым
результатом, фиксация нового знания. Итоги выполнения
работы, оценка работы учащихся.
Этап 6. Дифференцированное домашнее задание.
Комментарии учителя по выполнению домашнего задания.
Содержание и ход урока:
I этап. Мотивация к учебной деятельности. Вступительное слово учителя.
Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор
воспринимает, ощущает мир. Как вы понимаете значение слова «ощущение»?
( Возможные ответы учащихся: это чтото идущее из глубины души, передающее
душевное состояние человека, его переживания.)
Попробуем понять мировосприятие автора через собственные ощущения,
связанные со словом. Сегодня таким словом будет слово «один». Запишите в тетради тему
урока. (Учитель объявляет тему урока.) (Слайд № 2)
Урок наш необычен. Сегодня мы попытаемся ощутить настроение слова «один» в
единстве с другими словами. Может быть, они помогут нам постичь смысл произведения, а
значит, и понять мировосприятие Пушкина, Лермонтова, Платонова. А вы обогатите и
свою речь, и свои ощущения. (Слайд № 3)
II этап. Проверка домашнего задания (провести сопоставительный анализ
одноименных стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник» по
предложенному плану).
1. Выразительное чтение наизусть стихотворений А. Пушкина, М. Лермонтова
«Узник». (Слайды № 46) 2. Выполняя домашнее задание, вы наблюдали, какую смысловую нагрузку несёт
слово «один» и слова, от него образованные, в одноимённых стихотворениях Пушкина и
Лермонтова. Вы работали по плану (Слайд №7):
1. Какую смысловую нагрузку несет слово «один» и слова, от него образованные, в
одноименных стихотворениях?
1. Какую тему помогают определить числительное «один» и слова, от него
образованные?
2. Как с их помощью выражается соотнесение состояния лирического героя и
природы?
3. Какое настроение они помогают передать эти слова?
3. Подведём итог выполнения домашнего задания: у Пушкина по преимуществу
настроение оптимистическое, у Лермонтова – печальное, отражающее состояние
одиночества. Таким образом, поэты, используя одно и то же слово «один», вкладывали в
него разный смысл, оно выражает разное мировосприятие поэтов.
III
этап. Сообщения учащихся о лексическом значении и этимологии слова
«один».
1. Работа с толковым словарем С.И. Ожегова. Ученик, получивший индивидуальное
задание, знакомит класс с лексическим значением слова «один».
2. Этимологическую справку о слове «один» представляет другой ученик. Готовя
сообщение, он пользовался этимологическим словарем. Примерное содержание сообщения
ученика: « Слово «один» восточнославянское, восходит к общеславянскому «единъ»:
единъ из едъ + инъ. Едъ – усилительная частица «только», « именно», инъ означает «один».
На доске представлена таблица (Слайды № 89):
От основ едъ, инъ и слова один образованы слова:
один
один
одиночество
одинокий
одинок
одиноко
иной (первоначально «один»)
инок («монах»)
иначе
однажды
единичный
соединить
объединить
двуединство
единение
единство
единый
одинаковый
К какой группе слов мы отнесём лермонтовское исходное слово «один» в
контексте автора? А пушкинское? (Для Лермонтова это первая группа слов, а для
Пушкина – вторая.)
Определите тему каждой группы слов. (Это слова «одиночество» и «единение».)
Слайд № 10 иллюстративный.
В русском языке слово «один» употребляется не только как числительное, но и
как прилагательное со значением «без других, в отдельности от других, в одиночестве» или
«тот же самый, одинаковый». Может оно играть и роль неопределённого местоимения.
IV
этап. Изучение новой темы. Работа с текстом сказкибыли А.
Платонова «Неизвестный цветок». Лингвистический анализ текста. Составление
логической цепочки слов.
1. Обратимся теперь к творчеству А. Платонова и прочитанной вами сказкибыли
«Неизвестный цветок». И хотя прозаическая речь отличается от поэтической (т.е. не имеет
ритма и рифмы), но Платонов поэтизирует мир: и природу, и человекатруженика.
(Слайд № 11 иллюстративный) 2. Вспомните, когда была написана сказкабыль «Неизвестный цветок»? Как это связано с
личной жизнью писателя? (Слайд № 12)
3. Работа с текстом сказкибыли «Неизвестный цветок». Учитель знакомит с целями
работы. (Слайд № 13)
Вспомните героев сказки, в чём их необычность? (Слайд № 14)
Поработаем с текстом сказки и понаблюдаем за экспрессивными возможностями
слова «один» у Платонова. Попробуем на доске и в тетрадях составить логическую цепь
ключевых слов, передающих наши восприятия жизни. Прочитайте первые два предложения
сказки, найдите глагол в начале рассказа, который помогает нам представить цветок как
живое существо. Запишем глагол в неопределённой форме. (Слайд № 15)
Ж И Т Ь
«Жил на свете маленький цветок» так посказочному начинается сказкабыль.
Прочитаем первый абзац. Каким вам видится цветок? Ваше первое ощущение? (Маленький,
упорный, одинокий.) Сколько раз здесь мы встречаем слово «один»? (3 раза.)
В значении какой части речи употреблено слово «один » в первом абзаце? В
значении числительного или в значении прилагательного? (Слово «один» у Платонова
экспрессивно, оно употреблено в значении прилагательного: рос один – рос одинокий,
т.е. «без других, в одиночестве» (см. Толковый словарь). Это помогает нам понять
состояние одиночества цветка.)
Продолжим цепочку ключевых слов и запишем второе слово:
Ж И Т Ь – О Д И Н О Ч Е С Т В О …
К какой группе слов отнесём это слово в контексте Платонова? (См. таблицу на
доске: слайд № 9. Обращаемся к таблице с двумя столбиками слов.) Лирическому герою
какого поэта свойственно это состояние? (Герою Лермонтова.)
Лермонтовский герой не находит выхода из этого состояния. Найдёт ли этот
выход Платонов? Выпишите слово «один» в контексте из первого абзаца. Прочитайте
выписанные выражения, выделяя голосом слово «один». («…Рос один на пустыре»; «…на
пустыре… лежали одни… камни»; «…лишь один ветер гулял по пустырю…»)
Как можно описать состояние цветка? (Одиночество.)
А теперь голосом выделим сказуемое: «Он рос один на пустыре».
Какое ощущение появляется? (Ощущение силы цветка, его упорства,
жизнеустойчивости.) Продолжим логическую цепочку, запишем третье слово:
Ж И Т Ь – О Д И Н О Ч Е С Т В О – С И Л А …
Только сильный цветок может родиться и жить в песке и глине. Обращаемся к
записи на доске: «Жить выжить». Есть ли уверенность, что цветок выживет в песке и
глине, где лежат одни камни, гуляет один ветер? Но жить можно поразному:
с заботой и равнодушием;
с трудом и ленью;
с добром и злом;
с любовью и ненавистью.
Прочитайте четвёртый абзац сказки. Найдите ответ Платонова на вопрос: «Что
цветку помогает жить?» (Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть».)
Продолжим цепочку ключевых слов: жить одинокому и сильному цветку помогает труд:
Ж И Т Ь – О Д И Н О Ч Е С Т В О – С И Л А – Т Р У Д …
Но труд тоже бывает разным. Вспомните прочитанный на прошлом уроке рассказ
А. Платонова «Юшка». Как трудится Юшка? Подберите к существительному «труд»
прилагательныеопределения:
лёгкий
бескорыстный
добрый добросовестный
Найдите в четвёртом абзаце сказки «Неизвестный цветок» однокоренное слово к
слову «трудился», предающее новое состояние цветка. («Трудно».)
Выпишите глаголы, которые показывают восприятие цветка как живого существа,
как человека. («Питаться», «собирать», «нуждаться», «превозмогать»,
«радоваться».)
Обратите внимание: какая часть речи слово «трудно», к какому другому слову
относится? (Наречие «трудно» относится к словам «было питаться и собирать»
«трудно было питаться и собирать». Слово «трудно» передает состояние цветка.)
Проведём небольшой лингвистический эксперимент с текстом сказки: уберём из
четвёртого абзаца все числительные, которых здесь и так мало. Понаблюдаем, помогут ли
нам числительные в контексте Платонова убедиться, как нелёгок был путь цветка? (Если
числительные опустить, то уменьшается значение слова «трудно», кажется, что
кроме пылинок у него есть другие источники питания, поэтому мы не можем так
сильно сопереживать цветку.)
Перечитаем ту часть сказки, где появляется вторая главная героиня – девочка
Даша, со слов: «И вот однажды…». Каким наречием, образованным от слова «один»,
предвещается изменение событий? (Однажды.)
Что произошло однажды? Послушаем, о чём разговаривает цветок и девочка.
Выделите в контексте слово «один». (Чтение в лицах диалога девочки Даши и цветка.)
От чего Даше так близки и понятны переживания крошечного цветка? (Два
бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору.)
Какое слово может продолжить цепочку ключевых слов? (См. таблицу на доске:
слайд № 9)
Ж И Т Ь – О Д И Н О Ч Е С Т В О – С И Л А – Т Р У Д –
Е Д И Н Е Н И Е Д У Ш …
В каком последующем эпизоде сказки мы видим проявление такого единения?
Перечитаем этот эпизод. Найдём слова, которые подтверждают эти чувства. Выпишем их.
Ж И Т Ь – О Д И Н О Ч Е С Т В О – С И Л А – Т Р У Д –
Е Д И Н Е Н И Е Д У Ш (любовь, забота, доброта) …
Проверим ваше языковое чутьё. Два слова «удобрить» «добрый». Определите
лексическое значение, выделите корень (по словообразовательному словарю). Выпишите их
лексические значения (по словарю С.И.Ожегова). Можно ли эти слова в контексте
Платонова воспринимать как однокоренные? (Хотя по словарю Ожегова значения слов
разные, корни разные, но в контексте Платонова эти слова можно считать
однокоренными. Ведь удобрить – значит сделать землю добрее, лучше. И доброй
землю может сделать только добрый человек.
Удобрить – это дать возможность расти на земле чемуто живому, этим сделать
пользу людям. А быть добрым значит приносить радость, делать чтото хорошее. В
основе обоих слов лежит добро.)
Учитель обобщает ответы учащихся, определяются лексические значения слов
«сострадание», «бессердечный», «нравственность». (Слайд № 16):
Не случайно слова «удобрить» и «добрый» следуют одно за другим у автора: дети
хотят удобрить мертвую землю (передается внутреннее движение души ребят), чтобы она
стала доброй (возникает внутреннее движение земли – ее забота о цветке). Мы наблюдаем
единение усилий ребят, земли, цветка, т.е. единение душ.
Вновь обращаемся к словам «жить» «выжить». Выжил ли этот неизвестный
цветок, несмотря на физическую смерть? Перечитаем конец рассказа. (Только цветок
умер, а душа его осталась жить, перешла к его потомству, сыну. Цветок выжил
потому, что обрел друга, на которого можно положиться. Цветок остался в сердце Даши, ребят, они помнят о нем. Несомненно, цветок выжил, потому что от него
родилась новая жизнь.)
Продолжим цепь ключевых слов. Жить одинокому и сильному цветку помогает
тяжелый труд. А душевное единение цветкатруженика с девочкой, забота ребят о нем, их
доброта помогают рождению новой жизни. И несмотря на физическую смерть цветка, мы
можем сказать, что он выжил:
Ж И Т Ь – О Д И Н О Ч Е С Т В О – С И Л А – Т Р У Д –
Е Д И Н Е Н И Е Д У Ш (любовь, забота, доброта) – Р О Ж Д Е Н И Е Ж И З
Н И –
В Ы Ж И Т Ь .
Поставим точку в конце цепи ключевых слов или ее можно продолжить? Почему?
(Вместо точки можно поставить многоточие, потому что жизнь будет
продолжаться, она никогда не кончится, и будут появляться все новые и новые цветы.
Цепь можно продолжить, потому что будут рождаться новые поколения, пустырь
превратиться в луг, на нем будут расти тысячи таких цветов, они будут
трудолюбивые, добрые, выносливые, но им не будет так одиноко, потому что они
будут едины друг с другом и с Дашей.)
Почему автор именно детям предоставил право изменить несовершенство мира?
(Слайд № 17 иллюстративный) (Вырастут дети лучше отцов. Взаимопомощь слабых
– вот способ выжить в суровом мире.)
V этап. Рефлексия. Подведение итогов урока.
О чём же это произведение? Почему Платонов определяет жанр произведения как
сказкабыль? Прочитаем слова Платонова, записанные на доске, которые можно считать
эпиграфом нашего урока: « Человек – родня и траве, и зверю, и сгорающей звезде, а не
властвующий бог, чуждый зелёной земле». (Слайд № 18)
Обобщая ответы учеников, учитель сделает выводы:
Мы видим, Платонов связывает особые надежды с подрастающим поколением.
Идея «всеединства», духовного объединения людей – извечный мотив русской литературы.
У Платонова этот мотив приобретает космический масштаб. Против враждебных сил мира
могут бороться люди с чистыми, как у детей, помыслами и открытым сердцем. Вторая не
менее важная идея сказки – идея жизни. Платонов уверен, что человек рождается дважды.
Сначала лишь тело. И только потом, благодаря упорному труду, физическому и
нравственному, человек рождается второй раз. Жизнь – это напряжённый труд души и
тела во имя будущих поколений.
Итак, сегодня мы попытались убедиться, что слово «один» может быть очень
значимым в художественном тексте, выразительным, важным. У Пушкина, человека
жизнелюбивого, это слово этимологически связано со словами «единый», «единение»,
«единство». У Лермонтова, которого мы представляем человеком грустным, слово «один»
передает состояние одиночества лирического героя, из которого он не может найти
выхода. Платонов в своих произведениях приводит героя от одиночества к единению с
людьми через доброту, через труд.
Закончить наши размышления над мироощущением писателя хочется
стихотворением немецкого поэта и писателя Бехера:
Красиво жить – не просто звук пустой.
Лишь тот, кто в мире красоту умножил
Трудом, борьбой, тот жизнь красиво прожил,
Воистину увенчан красотой.
Воистину увенчан красотой и наш неизвестный цветок, и дети, которые заботились о
нем, потому что их душевное единение рождает новую бесконечную жизнь. VI
этап. Дифференцированное домашнее задание. (Слайд № 19)
1. Для всех: прочитать рассказ Е. Носова «Живое пламя».
2. Индивидуальное задание: подготовить развернутый устный ответ на вопрос: «В
чём заключается идейная перекличка двух произведений – «Живое пламя» Е. Носова и
«Неизвестный цветок» А. Платонова?»
Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Методическая разработка урока словесности Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте На примере одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Узник», сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.