Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования №1»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«Повторение имени существительного и введение в морфологический разбор»
Алексеева Татьяна Юрьевна
2016
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме закрепление пройденного материала «Имя существительное» и введение в новую тему «Морфологический разбор имени существительного».
Цели урока:
1. Образовательные: Систематизировать и обобщить теоретические знания об имени существительном; познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного; формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи.
2. Развивающие: развивать речь детей, память, внимание и мышление.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, коммуникабельность, взаимопомощь.
УУД: познавательные, регулятивные.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, документ-камера, проектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть.
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Давайте улыбнемся друг другу. Соседу справа и соседу слева. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.
II. Минутка чистописания.
- Перед каждым уроком нужно устраивать разминку для пальчиков , вот и мы с вами сегодняшний урок начнём именно с пальчиковой гимнастики, тихонечко встанем из-за своих парт и повторяем за мной.
«Дом»
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была.
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
Солнце было,
Дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл!
- Присаживайтесь. Первый старт к сегодняшним открытиям мы начнём с минутки чистописания. Открываем тетради, запишем число и классная работа. Прописываем слияние букв в тетради, с красной строки, 2 раза.
III. Сообщение темы и целей урока.
( кроссворд на карточках )
- Я приготовила для вас задание, которое поможет определить тему сегодняшнего урока. Посмотрите, на партах у вас лежат кроссворды, решив примеры и соотнеся ответы с буквами из алфавита, он выведен на слайд, вы узнаете тему урока. Но будьте очень внимательны при решении примеров. На это задание вам даётся 10 минут.
КРОССВОРД
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. 20-10=10
2. 2*7=14
3. 18+15=33
ПО ВЕТРИКАЛИ:
1. 40-21=19
2. 7*3=21
3. 30-3=27
4. 2*3=6
5. 10+9=19
6. 5*4=20
7. 3*1=3
8. 20:2=10
9. 15+5=20
10. 12:2=6
11. 15-2=13
12. 6*5=30
13. 20-5=15
14. 10+6=16
15. 10+9=19
- Ну что ж, время подошло к концу, я вижу, уже все справились с заданием. Сейчас дружно на «раз, два, три» вы назовёте тему урока. ( имя существительное )
- Правильно, имя существительное, а точнее сказать, повторение имени существительного.
- Какие цели мы можем поставить перед собой на сегодняшний урок?
( повторить всё про имя существительное )
IV. Работа по теме урока.
4.1. Актуализация знаний в виде решения теста.
- Проверку ваших знаний мы начнём с решения теста. Тест лежит у вас на партах. Время на его решение 8 минут.
Тест по теме: "Имя существительное”
1. Выберите верное утверждение:
А. Имя существительное – это часть речи. +
Б. Имя существительное – это член предложения.
В. Имя существительное – это часть слова
2. Выберите верное утверждение:
А. Имя существительное отвечает на вопрос КТО? ЧТО? +
Б. Имя существительное отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКОЕ ? КАКАЯ? КАКИЕ?
В. Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
3. Выберите верное утверждение:
А. Имя существительное обозначает признак предмета
Б. Имя существительное обозначает предмет +
В. Имя существительное обозначает действие предмета
4.Выберите верное утверждение:
А.Имена собственные пишутся с большой буквы +
Б.Имена собственные пишутся с маленькой буквы
5.Выберите верное утверждение
А. Имена существительные изменяются по числам +
Б. Имена существительные не изменяются по числам
6.Выберите верное утверждение
А. Имена существительные изменяются по родам
Б. Имена существительные по родам не изменяются +
7.Выберите верное утверждение
А. Имена существительные бывают только мужского рода
Б. Имена существительные бывают только мужского и среднего рода
В. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода +
8.Какое из слов является именем существительным женского рода
А. темный Б. темнеть В. Темнота Г. Шкаф
9. Выберите строку, в которой все существительные одушевлённые:
а) пароход, лошадь, кино, кнопка;
б) лес, окно, табун, стекло;
в) ребёнок, лисица, студент, Снегурочка. +
10.Подчеркните имена существительные:
Ветер, петь, бабочка, радость, чудесный, слог. |
- Время закончилось, сейчас мы вместе его проверим. Кто желает представить свою работу и получить оценку, поднимите руку?
- Остальные возьмите в руки простой карандаш и ставьте плюсики возле каждого правильного ответа.
- Что вызвало у вас затруднение при решении теста? Поднимаем руку.
4.2. Имя существительное.
- На доске у меня вы видите карточки с названиями морфологических категорий и в центре записано имя существительное, как вы думаете, что нужно будет с ними сделать?
Кто?, что?, число, род, падеж, предмет, какой?, действие, признак, подлежащее, собственное, одушевлённое, неодушевлённое, нарицательное, начальная форма, дополнение, сказуемое, склонение, что делать?.
- Всё верно, нужно выбрать те характеристики, которые подходят к имени существительному. Поднимите руку, кто уже нашёл нужную характеристику?
- Объясни, почему ты взял именно эту карточку и приведи свой пример.
4.3. Знакомство с планом морфологического разбора.
- Посмотрите, сколько характеристик вы выделили для имени существительного и их объединили в один общий разбор, морфологический разбор имени существительного.
- На краю парт у вас лежат карточки с планом морфологического разбора имени существительного, пододвиньте их к себе.
План разбора
Запишите существительное с вопросом, на который он отвечает, выделите окончание.
Укажите:
· Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
· Собственное или нарицательное
· одушевлённое или неодушевлённое
· род
· падеж
· число
- Что нужно запомнить, чтобы правильно производить морфологический разбор?
Физминутка
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “О” свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке.
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь.
И работою займусь!
4.4. Морфологический разбор.
· - С красной строки записываем предложение: Пришла долгожданная весна. (я у доски)
Морфологический разбор.
Весна – сущ., (что?) весна.
Начальная форма - весна.
Нариц., неодуш., ж.р., И.п., ед.ч.
· - Кто желает разобрать существительное у доски? Поднимите руку.
- Записываем с красной строки предложение: В саду расцвели груши.
Груши - сущ. (что?) груши.
Н.ф. – груша
Нариц., неодуш., ж.р., В. п., мн. ч.
- Вы большие молодцы, все справились с заданием.
4.5. Самостоятельная работа.
- А для закрепления изученного материала, проведём самостоятельную работу. На экране вы видите предложение. Ваша задача сделать морфологический разбор имени существительного и уложиться в 8 минут. Не забываем вначале писать предложение с заглавной буквы и с красной строки, обязательно выделять окончание.
Предложение: После долгой спячки проснулись медведи.
Медведи – сущ., ( кто? ) медведи.
Н.ф. – медведь.
Нариц., одуш., м.р., И.п., мн.ч.
- Те, кто уже выполнили разбор, принесите мне свои тетради на проверку, только 3 человека.
- Время вышло, давайте проверим ваши разборы, всё внимание на экран. Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки? Молодцы, ставьте карандашиком оценку пять
Поднимите руки у кого одна ошибка? Ставьте четыре
А у кого две и больше? Какие ошибки вы допустили? С чем затруднялись?
VII. Итог урока.
- Вспомните тему урока.
- Достиг ли мы целей, которые ставили перед собой в начале урока?
- Что нового для себя вы открыли на сегодняшнем уроке?
- Чему научились?
VIII. Рефлексия.
- Что на уроке показалось тебе интересным?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем тебе ещё нужно поработать?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.