Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
история +2
7 кл—9 кл
13.03.2017
Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»
В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям. Важная роль в этом отводится урокам истории урокам православной культуры, где решается проблема духовно-нравственного воспитания, формирования у ребёнка нравственных чувств, облика, позиции, поведения. Думаю, что особенно благодатный материал представляют уроки по изучению некоторых произведений древнерусской литературы. Развиваясь, ребенок не может "самоутвердиться вообще". Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы защитников Отечества. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, так как это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. В разные века талантливые художники посвящали им свои произведения и в портретном, и в эпическом, и в батальном жанре.Безусловно, в годы революции и за время советской власти было не только плохое, но и хорошее, как во всяком явлении. Я хотела бы обратить внимание обучающихся этой разработкой на то, что в рамках Рождественских чтений Рождество уходит на второй и далее план. Рождество стало традицией, формой без содержания. Не в этом ли причина, что народ и власти, потеряв из виду истинные ценности, не могут правильно отреагировать на вызовы времени? Мы постараемся ответить на этот и другие вопросы в ходе урока.
Разработка урока.doc
Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия». Автор: Уракова Елена Дмитриевна,  учитель информатики и православной культуры, МБОУ «Самаринская ООШ» Анотация              В   основе   национальных   ценностей,   духовных   и   нравственных ориентиров   лежит   наша   тысячелетняя   культура.   Именно   воплощением христианских   идеалов   наших   предков   являются   величественные   храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее   поколение   к   отечественным   духовным   традициям.   Важная роль в этом отводится урокам истории урокам православной культуры, где решается   проблема   духовно­нравственного   воспитания,     формирования   у ребёнка   нравственных   чувств,     облика,     позиции,     поведения.   Думаю,   что особенно благодатный материал представляют уроки по изучению некоторых произведений древнерусской литературы.             Развиваясь,   ребенок   не   может   "самоутвердиться   вообще". Он утверждает себя обязательно на основе каких­то впечатляющих его примеров. Русская   культурная   традиция   свято   хранит   образы   защитников   Отечества. Детское   сознание   срастается   с   ними   легко   и   естественно,   так   как   это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей.   В   разные   века   талантливые   художники   посвящали   им   свои произведения и в портретном, и в эпическом, и в батальном жанре. Пояснительная записка        Безусловно, в годы революции и за время советской власти было не Изложение авторской позиции   только плохое, но и хорошее, как во всяком явлении.        Я хотела бы обратить внимание обучающихся  этой разработкой на то, что в рамках Рождественских чтений Рождество уходит на второй и далее  план. Рождество стало традицией, формой без содержания.  Не в этом ли причина, что народ и власти, потеряв из виду истинные ценности,   не   могут   правильно   отреагировать   на   вызовы   времени?   Мы постараемся ответить на этот и другие вопросы в ходе урока. Тематическое содержание работы Введение. Просмотр  видеоролика «Кровавая революция».  Рождество и первая церковь.   Испытание свободой. 1917 год. Сталинские репрессии. 1941­1945 г. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Цель урока:  подвести учащихся к пониманию того, что какие бы вызовы времени не стояли бы перед людьми, необходимо учитывать духовную сторону происходящего и делать правильный выбор;  показать,   что   в   отрыве   от   истинной   духовности человечество   теряет   истинные   ценности,   что   ведет   к   глубоким потрясениям  в обществе;  раскрыть истинное значение Рождества  Христова и Церкви.       Задачи:   дать   представление   учащимся   о   событиях,   которые происходили   в   истории   России   русской   Православной   Церкви   после прихода большевиков к власти, в период ВОВ;  воспитание   личностного   отношения   к   изучаемому материалу,   усвоение   нравственных   ценностей   из   его   содержания, формирование   уверенности   в   своих   силах,   умения   преодолевать препятствия.       Разработкой данного урока можно воспользоваться на уроках  Область применения истории, православной культуры или в рамках классного часа  образовательных учреждений. Формы и методы реализации          Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации.   Методы   наглядной   передачи   информации   и   зрительного восприятия информации.          Формы организации работы на уроке: групповые, индивидуальные, разновозрастные. 7­9 классы. Возраст обучающихся  Ожидаемые результаты Учащихся  поймут, что какие бы вызовы времени не стояли бы перед  людьми,   необходимо   учитывать   духовную   сторону   происходящего   и делать правильный выбор;  Учащихся     поймут,   что   в   отрыве   от   истинной   духовности человечество   теряет   истинные   ценности,   что   ведет   к   глубоким   потрясениям     в обществе;  Учащихся  поймут истинное значение Рождества  Христова и Церкви. Содержательная часть Материалы и оборудование: компьютер, проектор, интерактивная  доска, видеоролик «Революция в России», презентация. 1. Введение. Действительно, глядя на тему, мы можем сказать, что О чем сегодня пойдет речь? речь пойдет о событиях 1917 года. Просмотр  видеоролика «Кровавая революция»  https://www.youtube.com/watch?v=vmprxpuRzcg . На   уроках   истории   вы   рассматривали   причины   революции   и последствия.  Безусловно,   в   годы   революции   и   за   время   советской   власти   было   не только плохое, но и хорошее, как во всяком явлении.   Но сегодня я хотела бы обратить наше внимание на то, что в рамках Рождественских   чтений   Рождество   уходит   на   второй   и   далее   план.   Мне рассказывали,   что   в   Америке   не   разрешаются   вывески:   «С   Рождеством Христовым!»,     только:   «С   Рождеством!»   (в   рамках   толерантности,   чтобы никого не обидеть). Рождество стало традицией, формой без содержания.  Не в этом ли причина, что народ и власти, потеряв из виду истинные ценности,  не могут правильно  отреагировать на  вызовы времени?  Об этом говорит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: Ученик   1:  «Признаком   живой   традиции   является   истинное   духовное содержание, помогающее людям обретать смысл жизни и отвечать на вызовы своего времени». Слайд.  Предлагаю   на   нашем   уроке   поменять   позиции   Рождества   и революции. Скажите,   если   бы   в   то   неспокойное   время   в   сознании   и   сердцах людей на первом плане жизни стоял Иисус Христос, Его учение любви, милосердия  и   прощения   ­   привело   бы   это   к   кровопролитию, братоубийственной войне? В 1917 году людям при потере духовных ориентиров было непросто найти себя в разрыве между старым миром и новым (еще не построенном), определить   место   Христа   в   происходящем.   Кто­то   радовался   новым переменам, кто­то смотрел с опасением.  Слайд. Представитель Серебряного века, русский поэт Александр Блок в   своей   поэме   «12»   описывает   шагающий   по   улицам   Петрограда   дозор, состоящий из 12­ти красноармейцев:  Ученик 2: …Так идут державным шагом — Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью над вьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос.              Почему   вдруг   появляется   фигура   Христа,   идущая   перед революцией? До сих пор однозначного объяснения найти не могут. Сам Блок, когда   его  спрашивали, почему   впереди  идет  Иисус  Христос, отвечал:  «Не знаю. Там должен быть кто­то другой. Но точно не Христос. Но сколько я над этим не думал, все равно получалось, что именно Христос». Я нашла более 5 вариантов   толкования.   Основные:   Христос   впереди   революции,   ведущий   к новому миру или Христос, гонимый революцией?   Времена  не выбирают, В них живут и умирают.  (Александр Кушнер) Само   рождение   Христа   было   ответом   на   вызов   того   времени.   Это произошло   в   неспокойное   время,   когда   в   Иудее   поднимались   бунты   и восстания против римской власти. Жизнь Младенца Иисуса была в опасности – царь Ирод хотел убить Его. Так …     2. Рождество и первая церковь.    Кто может ответить на вопрос: Для чего Сын Божий пришел на землю, воплотившись через рождение? Его  приход был  предсказан  задолго  до   Его  рождения  с  подробностями деталей – кто родит, где родится, кто об этом узнает и т.д. Слайд.  Прочтем   слова   Ангела,   посланного   Иосифу   из   евангелия   от Матфея:  Ученик 3: «… Родит же Сына, и наречешь ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».     Кто эти «Свои»? Те, кто уверовал в Него и следует Его учению. Как спасет? Возьмет грехи человеческие на Себя и добровольно пойдет на Крест. Он «предан был за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего». Христос пришел, чтобы показать людям Бога – Его Любовь. Ученик 4:  «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3 глава, 16 стих) Бог все, что имел, отдал нам! Христос сказал апостолу Петру: «Ты, Петр, камень, и на сем камне Я создам Церковь, и врата ада не одолеют ее». «Меня гнали, будут гнать и вас». Задача   церкви   –   показать   Божью   любовь   людям,   хранить   чистоту евангельского учения. Во времена первой церкви, верующие помогали друг другу, приносили, что было, чтобы дать тем, у кого ничего нет (не было обогащения). В 6­ом классе перед детьми был поставлен вопрос: «Ради каких целей   комфорта,   материального человек   может   отказаться   от   удобств, благополучия?» (ответ: «Ради Бога») В   первые   три   века   церковь   пережила   гонения   –   христиан   сажали   в тюрьмы,   заставляя   отречься   от   Христа,   распинали,   сжигали,   бросали   на съедение   зверям.   Это   не   была  выгодная  религия.   Но,   многие,   видя,   что христиане имеют что­то, чем они дорожат больше жизни, сами обращались к Богу. Церковь умножалась, и учение Христово распространялось.   3.   Испытание   свободой.   Но   пришло   другое   испытание   –   испытание свободой.   Император   Константин   в   4   веке   провозгласил   христианство государственной  религией. Церковь постепенно становится богатой, играет немаловажную роль в политике и… теряет свою духовность (обогащается, «обрастает» человеческим учением). Христианство становится выгодным и… ослабевает. Хотя   на   протяжении   истории   церкви   всегда   были   люди, священнослужители, которые не боялись обличать даже власть. Так   в   16   веке   митрополит   Филипп   Колычев   обличал   царя   Ивана Грозного в жестокости, за что был разжалован, сослан в тюрьму и убит (вызов времени).  В   18   веке   царь   Петр   1   преобразовал   Патриаршество   в   Духовную коллегию (Синод) во главе со светским чиновником, которого назначал царь. Тем самым церковь была полностью подчинена власти. 4. 1917 год. И только через 200 лет, в августе 1917 года после падения монархии в России происходит восстановление Патриаршества. Патриархом стал митрополит Московский Тихон. Но в октябре к власти приходят большевики.  Ленин.   Еще   в   1905   году   Ленин   опубликовал   статью   «Социализм   и религия», в которой писал: Ученик 5:  «Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на   народных   массах,   задавленных   дачной   работой   на   других,   нуждою   и одиночеством. Религия есть опиум народа, в котором рабы капитала топят свой   человеческий   образ,   свои   требования   на   сколько­нибудь   достойную человека жизнь».  Одним из первых декретов становится Декрет об отделении церкви от государства.   А   затем   начинается   противостояние   –   новой   идеологии коммунистической партии, которая открыто провозглашала в качестве своей задачи   содействовать   «отмиранию   религиозных   предрассудков»   – «построение светлого будущего, но в котором нет места Богу» и религии.    И Патриарх   Тихон,   и Поместный   Собор   твердо   отстаивали   принцип церковной   аполитичности:   Церковь   не участвует   в Гражданской   войне и не участвует в политической борьбе.  Несмотря   на   все   усилия   патриарха,   на   верующий   народ   обрушилась невиданная волна репрессий. Первой жертвой революционного террора стал петербургский   протоиерей   Иоанн   Кочуров,   убитый   31   октября   1917   года. Начинаются   массовые   аресты   священнослужителей,   верующих   разных конфессий.   Очень   быстро   счёт   убитых   священнослужителей   пошел   сперва на десятки, потом на сотни, а затем уже и на тысячи. В   эти   годы  непопулярности  христианства   перед   каждым   верующим стоял выбор – отречься от Бога,  скрывать или страдать за свою веру? (вызов времени)  После смерти Тихона управление Церковью принял на себя митрополит Крутицкий Петр в качестве патриаршего местоблюстителя, т.к. церковь не могла избрать нового патриарха, находясь на полулегальном положении. В 1937 году митрополит Петр был расстрелян и новым руководителем Церкви стал митрополит Нижегородский Сергий. В 1920­е   годы  Антирелигиозная   пропаганда  стала   развиваться невероятными   темпами   (борьба   за   умы).   В 1925   году   был   создан     «Союз безбожников». 5. Сталинские репрессии. Самыми кровопролитными стали сталинские репрессии 1937­1938 года.    В декабре 1937­го, должны были состояться первые всеобщие выборы в Советы   всех   уровней.   В качестве   смотра   настроений   населения   была устроена   всесоюзная   однодневная   перепись.   Вопрос,   который   задавался в ходе   переписи:   «Верующий ли   вы,   если   да,   то к какой   религии принадлежите»?   Видимо,   перепись   должна   была   продемонстрировать торжество насаждения атеизма в Советском Союзе. Однако   результаты   оказались   другими.   Хотя,   конечно же,   люди понимали, чем они рисковали — опрос был, естественно, не анонимным — но, тем   не менее,   в большинстве   они   открыто   признали   себя   верующими:   две трети   сельского   населения   и треть   городского,   в общей   сложности   58% населения. В реальности процент верующих был еще более высоким. В своей   закрытой   документации   признавалось,   что   атеистов   в стране не более   10%.   То есть   до 90%   населения   страны,   оставались   верующими людьми, несмотря на 20 лет антихристианского советского террора.  Как эти верующие будут голосовать на выборах?  Какую позицию займут в случае   начала   большой   войны,   когда   выбор   будет   осуществляться не на бумаге, а на деле? Поэтому, в июле 1937 г. начинается новая волна репрессий.       Одновременно   с   уничтожением   храмов,   шло   уничтожение священнослужителей. Чтобы было понятно, какого масштаба достиг террор, достаточно обратиться к фактам.  Ученик 6:   Из   данных   правительственной   комиссии   по   реабилитации   жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900». И это только православных священнослужителей… Ученик 7:   К 1939   году   из   двухсот   епископов,   которые   были   в Русской   Церкви в 1920­е, уцелело на кафедрах всего лишь четыре. На весь Советский Союз! Оставалось несколько сот действующих храмов, в тех местах, куда заезжали иностранцы:   в Москве,  в Ленинграде,  в Киеве,  в Одессе.   На всю  Советскую Белоруссию оставался один незакрытый храм, в каком­то отдаленном селе, куда просто не добрались.   6. 1941­1945 г.  Изменение   политики   власти   произошло   уже   позднее,   в годы   войны. Невозможно было в условиях войны с сильнейшим и жесточайшим внешним врагом  продолжать   осуществлять   полномасштабную   войну  и с собственным народом, который в большинстве своем оставался верующим. Это побудило советское   государство   во   главе   со   Сталиным   изменить   свою   политику   по отношению   к   церкви.   Открывались   храмы   для   богослужений,   многие священнослужители были выпущены из лагерей. Два года войны показали, что выстоять и победить можно только при жертвенном участии всего народа. В послевоенное время гонения не прекратились, но со смертью Сталина, при   Хрущеве   они   перестали   носить   такой   кровавый   характер. Населению категорически запрещалось контактировать с Церковью под угрозой потери работы и места учёбы.  Ученик 9: Поэт Глеб Горбовский в 1961 г. с горечью написал такие строки: Ах, дорога, вниз — полога, Крах предчувствую... Вот бы — Бога, хоть немного, Хоть бы чуточку... Вся   деятельность   Церкви   находилась   под   строжайшим   контролем советский власти, которая осуществляла его через уполномоченных Совета по делам   религий,   а   также   через   разветвленный   аппарат   КГБ.   Некоторые священнослужители, особенно высшего ранга, привлекались к сотрудничеству с КГБ. Это   продолжалось   до   1988   года,   когда   начинаются   времена «перестройки» ­ новый вызов времени. Распад Советского Союза в 1991 году показал, что в течении 70 лет «светлого   будущего»   построить   не   смогли.   Происходит   разочарование   в ценностях коммунизма, духовное опустошение, начинается массовое искание вечных   ценностей,   обращение   людей   к   Богу.   Как   реагировать   на происходящие перемены? Кого винить за неудачи прошлых лет?    Поэт 90­х Николай Зиновьев понимает как откровение, что исправлять ситуацию общей мерзости и запустения нужно с самого себя: Ученик 10: Господь, вопрос мой разреши, Он вызывает опасенье: Что, если Родины спасенье В спасенье собственной души? А я грешу, хоть в том и каюсь, Но при раскладе при таком, Не я ли, Господи, являюсь Отчизны собственной врагом?!  Слайд.  Сегодня   на  пороге   2017   год  –   время   относительного благополучия, но и сейчас существуют вызовы времени: конфликты, теракты, кризисы, наводнение западных ценностей. Что избрать?  Какую позицию должна занять церковь Христа? Митрополит Ювеналий говорит:  Ученик 11:  «Критерием оценки для нас является данное в заповедях евангельское учение.   Следуя   ему,   мы не можем   допустить   оправдания   насильственной смерти   младенцев,   апологии   безнравственности   и искажения   человеческой природы,   не можем   согласиться   с попытками   упразднить   различие   между добром   и злом,   любовью   и ненавистью,   прекрасным   и безобразным.   Иными словами, мы не можем принять такое видение культуры, которое не только противится связи человека с Богом, но и настаивает на том, что Бога нет». Часто можно услышать горячие споры о том, какая власть справилась бы с проблемами в стране, какая была бы лучше. Поэт Николай Зиновьев дал ответ, написав в конце 90­х годов «обращение к народу»: Ученик 12:  Давайте ждать не Разина, Отец ли сыну тать? Не хватит крови разве нам? Христа давайте ждать. Тужурка – то засалена, А риза – то чиста. Давайте ждать не Сталина. Давайте ждать Христа. А по всему – поэтому, Послушайте поэта вы, Он ведь один из вас. Послушайте… Хоть раз… К чему призывает поэт? Столетний   опыт   России,   события   в   Украине   и   мире   заставляют задуматься, какой путь избрать: путь Христа (Божий путь) – путь мира и любви или путь раздора и кровопролитий? Но   этот   путь   невозможен   без   Христа,   он   начинается   с   Рождества Христова в каждой душе.  Список литературы и других использованных источников Методическая литература: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. Новый завет, учебник  «История России, XX – начало XXI века. 9 класс/ А.А. Данилов, Л.Г.  Косулина, М.Ю. Брандт – М.: Просвещение, 2013. «Кровавая революция» [Электронный ресурс].­ https://www.youtube.com/watch?v=vmprxpuRzcg .­ Видеоролик. Для   презентации   были   использованы   материалы   Яндекс.   Картинки [Электронный ресурс].

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»

Методическая разработка урока в рамках Рождественских чтений: «Воспитание святостью. 1917 – 2017: Уроки столетия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017