Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике
Оценка 4.6

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Оценка 4.6
Мероприятия +1
doc
физика
Взрослым
06.05.2017
Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике
Цель внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике заключается в том, чтобы показать связь между важнейшими явлениями электротехники с другими дисциплинами, применение их в жизни. Привить интерес к изучению данной дисциплины, активизировать мыслительную деятельность курсантов.Расширить кругозор знаний. Помочь молодому человеку адаптироваться в современных условиях жизни. Выявить курсантов наиболее способных к освоению общепрофессиональных дисциплин.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по электротехнике и электронике.doc
ОМСКИЙ ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ­ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА» структурное подразделение СПО ОМСКОЕ КОМАНДНОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ КАПИТАНА ЕВДОКИМОВА В.И. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Дисциплина «Электроника и электротехника» Преподаватель:  Шитик Т. В. Омск – 2017 1 Введение Содержание  Основная часть Практическая часть 1. 2. 2.1. Содержание мероприятия 3. 4. 5. Заключение Литература Приложения Введение 2 В   современной   жизни   применение   электрической   энергии   получило   самое широкое   распространение.   Нет   ни   одной   отрасли   народного   хозяйства,   ни   одной области техники, где бы, так или иначе, не применялась электрическая энергия. Это широкое   применение   стало   возможным   лишь   после   того,   когда   продвинулось достаточно далеко изучение электрических явлений и законов ими управляющих, и когда техника научилась применять эти явления для практических целей, то есть когда начала развиваться электротехника.  Современные тенденции развития автоматизации технологических процессов на   предприятиях   приводят   к   необходимости   оснащения   электрооборудования цифровыми   устройствами   управления   и   защиты,   позволяющими   осуществлять полный мониторинг всех функций, а также дистанционное управление и измерение параметров. Актуальность   изучения   дисциплины   «Электроника   и   электротехника» обусловлена тем фактом, что знание классических законов электричества, физики электромагнитных   явлений   в   электрических   и   электронных   устройствах,   умение анализировать эти явления, оценивать их взаимосвязь друг с другом, необходимо для решения   практических   вопросов   в   профессиональной   деятельности.   Данное методическое   пособие   представляет   собой   методику   проведения   внеклассного мероприятия   по   дисциплине  «Электроника   и   электротехника»   для   специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики. Цель   мероприятия   заключается   в   том,   чтобы   показать   связь   между важнейшими явлениями электротехники с другими дисциплинами, применение их в жизни.   Привить   интерес   к   изучению   данной   дисциплины,   активизировать мыслительную деятельность курсантов. Расширить   кругозор   знаний.   Помочь   молодому   человеку   адаптироваться   в современных условиях жизни. Выявить курсантов наиболее способных к освоению обще профессиональных дисциплин. 3 Сделать   оценку   и   классификацию   событий   и   явлений,   а   также   законов электротехники,   формирование   творческих   способностей   курсантов,   воспитание человека, умеющего работать творчески.  В   методической   разработке   учтены   требования   Федерального Государственного   образовательного   стандарта   для   специальности   26.02.06 Эксплуатация   судового   электрооборудования   и   средств   автоматики.   В   частности согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по   этой   специальности   техник­электромеханик   должен   решать     следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:   эксплуатация и ремонт судовых электрических машин, электроэнергетических систем и электроприводов, электрических систем автоматики и контроля;   управление коллективом исполнителей;   безопасность жизнедеятельности на судне и транспортная безопасность;   выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям  служащих. В результате изучения дисциплины «Электроника и электротехника», согласно требований   Федерального   Государственного   образовательного   стандарта   техник­ электромеханик должен иметь представление о способах применения, получения и распределения электрической энергии; должен уметь:  подбирать   устройства   электронной   техники,   электрические   приборы   и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;  правильно   эксплуатировать   электрооборудование   и   механизмы   передачи движения технологических машин и аппаратов;  снимать   показания   и   пользоваться   электроизмерительными   приборами   и приспособлениями;  читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; знать:  4  классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;  основные законы электротехники;  основные   правила   эксплуатации   электрооборудования   и   методы   измерения электрических величин;  основы теории электрических машин, принцип работы типовых электронных устройств;  параметры электрических схем и единицы их измерения;  принцип действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;  способы получения, передачи и применения электрической энергии; Подобные   мероприятия   способствуют:   формированию   «…культуры мышления, грамотному использованию профессиональной лексики»; «формированию целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в обществе» и т. д. …Данные требования предъявляются к студенту СПО по ФГОС. Данная   методическая разработка   представляет собой методику проведения внеклассного     повторно­обобщающего   мероприятия   –   олимпиады   по   дисциплине Электроника и электротехника по разделам 1. Электрические цепи постоянного тока, 2. Электромагнетизм и электромагнитная индукция. В   олимпиаде   участвуют   курсанты   групп   2   курса   специальности     26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики. Олимпиада   по   электронике   и   электротехнике   среди   курсантов   2   курса проводится в 2 тура. Первый тур – теоретический, второй – практический.  Ответственный   за   проведение   мероприятия   преподаватель   Электроники   и электротехники Шитик Т.В. 5 1. Основная часть. Цели    :   обобщить и углубить знания, полученные на уроках электротехники;  показать   связь   между   важнейшими   явлениями   электротехники   с   другими дисциплинами, применение их в жизни;   привить   интерес   к   изучению   данной   дисциплины,   активизировать мыслительную деятельность курсантов;  расширить кругозор знаний;   помочь молодому человеку адаптироваться в современных условиях жизни;   выявить курсантов наиболее способных к освоению обще профессиональных дисциплин. Образовательные:  систематизировать   знания   после   изучения     разделов   «Электрические   цепи постоянного тока», «Электромагнетизм и электромагнитная индукция» и др. Воспитательные :      сформировать готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству;  формирование интереса к изучаемой дисциплине;    воспитывать   чувство   уважения   друг   к   другу,   доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания;  воспитывать инициативность и активность;  воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели. Развивающие:   развивать способности логического мышления;  развивать интеллектуальные и творческие способности; 6  развивать устойчивое стремление к совершенствованию;  Развитие способности студентов к самостоятельному поиску информации. Оборудование:  электроизмерительные приборы;  соединительные провода;  персональный компьютер;  мультимедийное оборудование;  лабораторный стенд ЛСОЭ ­4. Раздаточный материал:  методические указания для сборки электрической цепи;  карточки с индивидуальными заданиями. 2. Практическая часть. 1. Интеллектуально­практический тур. 2. Конкурс исследовательских работ. 3. Работа в творческих мастерских. 4. Конкурс эрудитов. 5. Выставка исследовательских работ. 2.1.  Содержание мероприятия. 2.1.1. Интеллектуальный тур. Для   проверки   знаний   и   расширения   кругозора   предлагается   провести исследовательскую работу по следующим темам с последующей их защитой: 1. Загадка молнии. 2. Получение,   распределение   и   применение   электрической   энергии   в   нашем городе. 3. Золотой  век электричества. 4. Первые сведения об электричестве и магнетизме. 7 5. Получение электрической энергии. 6. Применение электрической энергии. 7. Действие электрического тока на человека. 8. Элементы биофизики в электричестве. 9. Альтернативные источники электрической энергии. Темы исследовательских работ являются занимательными, вызывают интерес к изучению   электроники   и   электротехники,   развивают   способность   курсантов   к самостоятельному   поиску   информации,   формируют   творческую   активность студентов,   позволяют   работать   в   микро­группах,   что   способствует   развитию взаимодействия и сотрудничества.  2.1.2. Конкурс эрудитов. Конкурс эрудитов проводится в виде соревнования между представителями групп   второго   курса   специальности   26.02.06   Эксплуатация   судового электрооборудования и средств автоматики. Участниками   этого   конкурса   становятся   курсанты   победители интеллектуального конкурса, которые составляют команду эрудитов каждой группы в количестве 6 человек. Для   проявления   творческой   активности,   командам   предлагается   выбрать название, девиз, приветствие, придумать эмблему для своей команды. В задания конкурса эрудитов входит следующее: Задание 1. Будем знакомы. Командам   предлагается   рассказать   о   себе   как   можно   больше,   интересней, эмоциональнее,   включая   в   свое   выступление   девиз,   эмблему,   музыкальное приветствие. Устанавливается лимит времени – 3­5 минут. Представление должно отвечать девизу олимпиады и связано с электротехникой. Задание 2. – Домашнее задание. 8 Решить   кроссворд   соперника.   –   Команды   обмениваются   кроссвордами, составленными дома в количестве 10 слов на электротехнические термины.  Задание 3. Конкурс «Художники». Представителям   команд   предлагается   с   завязанными   глазами   изобразить любую электрическую цепь. Задание 4. Собрать электрическую цепь предложенную преподавателем. Задание 5. Конкурс «Рифма». Участникам   предлагается   за   3   минуты   придумать   рифму   или   стих   к следующим словам: электрик, заряд, электрон, протон, электричество. Задание 6. Викторина В   содержание   викторины   включены   задания,   как   конкурса   эрудитов,   так   и вопросы викторины, предложенные преподавателем. 2.1.3.  Конкурс и выставка исследовательских работ проводится одновременно в   течение   конкурса   эрудитов.   Лучшие   работы   могут   быть   заслушаны     на конкурсе   эрудитов.   Команды   сами   выбирают   работу,   которая   заслуживает внимание соперников. 2.1.4. Критерий оценки. Интеллектуальный конкурс:  научность, подтверждение наименованием источника информации – 5 баллов;  творческий подход – 5 баллов. Конкурс эрудитов:  правильность ответа – 5 баллов;  дополнение к ответу – 1 балл. Конкурс исследовательских работ: 9  практическая значимость работы – 5 баллов;  художественное оформление – 3 балла; Элементы исследовательского труда:  рационализация – 2 балла;  поисковая работа – 2 балла;  изобретательность – 2 балла. Викторина:  правильность ответа – 1 балл.  3. Заключение Методическая   разработка   внеклассного   мероприятия   представляет   собой пособие   по   описанию   проведения   занятия   с   использованием   активных   методов обучения. Данное занятие можно проводить как во время учебного процесса, так и во внеурочное время.  Предлагаемое   мероприятие   позволяет   формировать   творческие   способности студентов,   расширять   кругозор,   прививает   интерес   к   изучаемой   дисциплине, помогает   студенту   адаптироваться   в   современных   условиях   жизни,   воспитывает умение практически работать. Выявляет наиболее способных курсантов в освоении электротехнических   дисциплин,   формирование   команды   курсантов   для   участия   в олимпиадах.   Позволяет   сформировать   коммуникативные   способности   и   навыки работы в малых группах.  Главной   задачей   внеклассного   мероприятии   по   «Электронике   и электротехнике»   является   максимальная   активизация   обучающихся.   Для   тех курсантов, которые еще не имеют серьезного интереса к электротехнике, средства занимательности   могут   служить   первым   шагом   на   пути   заинтересованности дисциплиной.   Следующим   шагом   должно   быть   воспитание   более   глубокого   и серьезного отношения к знаниям по электротехнике. По отношению к другой группе курсантов,   уже   интересующихся   дисциплиной,   элементы   занимательности   будут 10 служить дополнительным средством оживления учебного материала и разнообразия процесса его восприятия. Материалы данной методической разработки можно использовать как самим преподавателем на уроках в качестве дополнительного материала, так и курсантами для исследовательской работы, а также начинающим преподавателям при подготовке к урокам.  4. Литература 1. Бюлюбаш Б. В., В. З. Гуревич «Электричество и тепло». Издательство «Наука», 1978 г.  2. Гальперин М.Ф. «Электротехника и электроника», М, Форум, 2007. 3. Карцев В., П. Хазановский «Тысячелетия энергетики» ­ Москва, издательство «Знание», 1984 г.  4. Катаенко Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ­центр», 2010. 5. Музин Ю.М. «Виртуальная электротехника» ­ С­Пб,»Питер», 2002. 6. Министерство   образования   РФ   НМЦ   СПО   «Научно   исследовательская   и учебно­   методическая   работа   в   средних   профессиональных   учебных заведениях» Москва. 2000 г.  7. Радугина   А.А.     «Педагогика   и   психология»   ­   Москва,   Издательство «Центр»,1997 г. 8. Синдеев Ю.Г. «Электротехника с основами электроники»: М, «Феникс», 2010, Серия: Начальное профессиональное образование. 9. Семушкина Я.Р. Методы и средства обучения в СПО. – М., 2001. 10.Столяренко Д.М. основы общей психологии.­ Р­на­Д., 2009. 11 11.Федеральный   государственный   образовательный   стандарт     СПО   по специальностям. ­  Приказ МО РФ  от 2009г. 12.Хван Т. А., П. А. Хван «Безопасность жизнедеятельности» ­ Ростов на Дону, издательство «Феникс», 2002 г. Вопросы – интеллектуального конкурса Доброе и опасное электричество                                                        Глядя на мир, нельзя не удивляться.                                                                                        Козьма Прутков Интеллектуальный конкурс включает темы разделов дисциплины и состоит 56 вопросов. Предлагаем некоторые из них. Слово   «электричество»   ассоциируется   у   нас   со   светильниками, электродвигателями,   телевизорами,   магнитофонами,   компьютерами.   Все   это привычно.       Одноименные     заряды   отталкиваются,   а   разноименные   –   притягиваются, кажется что в этом нет  ничего сложного. Но электричество играет в нашей жизни гораздо более важную роль. Ведь во      всех   твердых   телах,   жидкостях   и   газах,   в   большинстве   явлений   природы   мы 12 наблюдаем   проявление   простого   закона   –   закона   Кулона.   Итак,   электричество, электрические силы вездесущи. 1. В поисках начала Хочешь найти начало, ищи его в Древней Греции. Чего только не придумали древние греки! Оказывается, и само слово «электричество» тоже греческое.  Первым   исследователем   электрических   явлений   считается   знаменитый философ древности Фалес Милетский. Вопрос 1  Что в переводе с греческого означает слово «электричество»?  Вопрос 2 Кто   обратил   внимание   Фалеса   Милетского   на   способность   янтаря электризоваться при трении? 2. Заряд хороший и плохой Известно, что заряды бывают двух видов – положительные и отрицательные. В английском   языке   положительный   –   позитивный,   т.е.   хороший,   отрицательный   – негативный, т.е. плохой. Чем   плох   отрицательный   заряд   –   неизвестно.   Мы   уже   свыклись   с   такими названиями, что с трудом можем представить себе атом, в котором ядро было бы заряжено отрицательно, а электронная оболочка – положительно. Эти   названия   зарядов   были   введены   выдающимся   американским   ученым, дипломатом,   писателем,   предпринимателем   Бенджамином   Франклином.   Ученые современники называли Франклина «Ньютоном электричества».   Вопрос 1 Какие еще общепринятые в настоящее время термины в области электричества были введены Бенджамином Франклином? Вопрос 2 Что произойдет в окружающем мире при замене названий зарядов протона и электрона на противоположные? 13 3. Закон Кулона Закон взаимодействия двух зарядов был экспериментально установлен в 1784 году  французским  военным  инженером  Шарлем  Огюстом  Кулоном. Он  всю  свою жизнь   находился   на   военной   службе   и   научными   исследованиями   по   физике занимался в свободное время. Сейчас этот закон носит имя его открывателя. Закон Кулона гласит:  «Сила,   с   которой   два   заряженных   тела   действуют   друг   от   друга, пропорциональна   произведению   зарядов   и   обратно   пропорциональна   квадрату расстояния   между   ними».   Справедливость   закона   Кулона   подтверждена экспериментально. Измерение величины зарядов достаточно сложная задача. Вопрос  Как Кулону, при исследовании взаимодействия между заряженными телами, удалось преодолеть трудности с получением зарядов заданной величины. 4. Прогулка в поле Электрическое   поле,   создаваемое   заряженным   телом   или   телами, характеризуется   напряженностью.   Для   наглядности   поле   изображают   силовыми линиями – линиями напряженности, что весьма удобно. Число линий, проходящих через единичную площадку, пропорционально величине напряженности, а конец и начало   этой   линии   позволяют   найти   источник   поля.   Как   в   сказке:   потяни   за веревочку – все отыщется. Вопрос 1 Когда   справедливо   утверждение,   что   силовая   линия   –   это   траектория,   по которой движется в поле пробный заряд? Вопрос 2  Пересекаются ли силовые линии? Вопрос 3 14 Всегда ли вектор напряженности электрического поля перпендикулярен  заряженной поверхности? Вопрос 4 Почему при определении напряженности электрического поля используется  малый пробный заряд? 5. Умный в гору не пойдет Отрицательный заряд внесли в электрическое поле. Два положительных заряженных шара соединили проволокой. Вопрос 1 Куда будет двигаться отрицательный заряд: в направлении более высокого или  менее высокого потенциала? Вопрос 2 Как меняется потенциальная энергия заряда в этом случае? Вопрос 3 Может ли электрический заряд переходить от шара с большим зарядом? 6. «Электрический Плюшкин» «Электрическим Плюшкиным» можно назвать конденсатор. Конденсатор – это устройство для накопления электрического заряда. Он состоит из двух обкладок, расположенных близко друг другу. Для увеличения емкости конденсатора между его обкладками   помещают   диэлектрик.   Часто   пластины   разделяют   слоем   бумаги   и сворачивают в рулон.  Емкость   конденсатора   определяется   как   отношение   величины   заряда, накопившегося на обкладках конденсатора к напряжению между ними.                                    C = q/ U, где   q – величина заряда на обкладках конденсатора, Кл; U – напряжение между обкладками конденсатора, В Вопрос 1 Кто впервые вывел соотношение для емкости? 15 Вопрос 2 Какое значение имеет диэлектрическая проницаемость? 7. От столба к элементу В конце 1780 года профессор анатомии в Болонье Луиджи Гальвани занимался в лаборатории изучением нервной системы отпрепарированных  лягушек. Случайно   получилось   так,   что   в   той   же   комнате   проводили   опыты   с электричеством. Гальвани препарировал лягушек на столе, где стояла электрическая машина. В это время в комнату вошла супруга Гальвани. Ее взору предстала жуткая картина:   при   искрах   в   электрической   машине   лапки   мертвой   лягушки, прикасавшиеся к железному скальпелю, дергались. Представьте себе ужас, который испытала супруга Гальвани. Конечно же не обратить на это внимание Гальвани не мог. Правда  в дневниках самого Гальвани отсутствует ссылка  на жену. Спасибо очевидцам. Это они сохранили правду о роли женщины в данном научном открытии. 11   лет   потратил   Гальвани   на   проведение   исследований   и   экспериментов, пытаясь установить природу наблюдаемого явления, однако правильного объяснения так и не нашел. Профессор   Павийского   университета   Алесандро   Вольта,   прочтя   трактат   Л. Гальвани «Об электрических  силах в мускулах». Был потрясен. Перечитывая его снова и снова, он нашел в нем то, что ускользнуло от  автора. Он нашел причину. Мышцы на лапках лягушки сокращались тогда, когда касались двух различных металлов. Вот, что пишет сам Вольта «Признаюсь, я с неверием успеха приступил к первым опытам: такими далекими и невероятными казались они мне от всего, что нам доселе известно было об электричестве…» Вольта брал две монеты – обязательно разных металлов  ­ и клал их себе в рот, одну на язык, другую – под язык. Если после этого он соединял монеты проволочкой, то чувствовал горьковатый привкус, тот самый, но гораздо более слабый, что можно 16 почувствовать, лизнув одновременно оба контакта батарейки. Вольта знал – это вкус электричества. Поставив друг на друга 32 металлических кружка (цинковых и серебряных), разделив   их   бумагой,   смоченной   соленой   водой,   Вольта   получил   источник электричества. Сразу после этого он сделал еще одно изобретение – создал электрическую батарею,   поместив   последовательно   соединенные   между   собой   цинковые   и серебряные пластины в сосуд с разбавленной кислотой. 20   марта   1800   года   Вольта   сообщил   о   своих   исследованиях   Лондонскому королевскому обществу. Только   исторической   иронией   можно   считать,   что   сегодня   источник   тока, изобретенный А. Вольта, называется гальваническим элементом. Если взять старую батарейку и измерить напряжение на ней, то оказывается, что оно равно напряжению новой. Вопрос 1 Как объяснял Гальвани причину сокращения мышц лягушки и как объяснил это А. Вольта? Вопрос 2 Почему электричество батарейки «горьковато» на вкус? Вопрос 3 Почему от старой батарейки не горит лампочка фонарика? 17 Приложение 1­1                              Предполагаемые ответы 1. В поисках начала Вопрос 1. Ответ: Янтарь. Дополнение к вопросу 2 Древние   греки   заметили,   что   если   потереть   янтарь   кусочком   ткани,   то   он притягивает легкие предметы. Явление это сегодня носит название «электризации», трения. Легенда. Дочь   Фалеса   пряла   шерсть   янтарным   веретеном.  Как­то   уронив   веретено   в воду, она  стала   обтирать  его  краем  своего   шерстяного  платья  и  заметила,  что  к веретену   пристало   несколько   шерстинок.   Думая,   что   они   прилипли   к   веретену, потому что оно еще мокрое, она принялась тщательнее вытирать веретено. Но чем 18 сильнее она натирала веретено, тем больше шерстинок на него налипало. Девушка обратилась за разъяснениями к своему отцу. Философ понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. Он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они будучи натертыми шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно магниту.  2. Заряд плохой и хороший 1. Бенджамин   Франклин   ввел   такие   термины,   как   батарея,   конденсатор, проводник, разряд, обмотка. 3. Закон Кулона 1. Получить   заряды   заданной   величины   Клону   удалось,   приготовив   шарики одинаковых   размеров.   Если   заряженный   шарик,   рассуждал   он,   привести   в соприкосновение с точно таким же не заряженным, то имеющийся на первом заряд в силу симметрии, распределится между шариками.  4. Прогулка в поле 1. Утверждение справедливо для пробного заряда,  не обладающего массой, или заряда, движущегося медленно, например из­за всякого трения. 1. Силовые линии напряженности электрического поля не пересекаются. 3. Для проводников напряженность электрического поля вблизи их поверхности всегда направлена перпендикулярно 4. В качестве пробного заряд, а выбирают именно малый заряд для того, чтобы сам пробный заряд не менял, распределение зарядов, а следовательно, и поле, исследуемое с его помощью. 5. Умный в гору не пойдет 1. Отрицательный заряд будет двигаться в сторону большего потенциала. 2. Потенциальная энергия отрицательного заряда при этом уменьшается 3. Может. Если соединить проводником два заряженных шара, то в цепи возникает  электрический ток. Он протекает до тех пор, пока потенциалы не сравняются. 19 6. Электрический «Плюшкин» 1. Это соотношение впервые ввел Алессандро Вольта в конце 18 века. 7. От столба к элементу 1. Л.   Гальвани   называл   причину   сокращения   мышц   лягушки   «живым электричеством».   А.   Вольта   объяснил   эту   причину   тем,   что   при соприкосновении   двух   различных   металлов   мышц   лягушки   замыкалась электрическая цепь, в которой источником питания являлась электрическая машина, соединительными проводами – металлические проводники, мышцы лягушки – нагрузкой. Слюна   человека   в   незначительных   количествах   содержит   в   себе органические соли натрия, калия, кальция и т. д. При прохождении через нее электрического тока соли подвергаются электролизу и на полюсах батарейки выделяются их составные части – именно они и имеют горьковатый вкус. У старой батарейки внутреннее сопротивление гораздо больше, чем у новой. Как известно, увеличение внутреннего сопротивления ведет к уменьшению тока в цепи и при включении фонарика на лампочке выделяется мощность, недостаточная для нагрева ее нити до нужной температуры. 2. 3.                                                                                         20 Приложение 2 Примерные темы исследовательских работ 1. Загадка молнии. 2. Получение электрической энергии. 3. Распределение электрической энергии. 4. Действие электрического тока на человека. 5. Шаровая молния. 6. Золотой век электричества. 7. Элементы биофизики. 8. Альтернативные источники электрической энергии. 9. Первые сведения об электричестве и магнетизме. 10. Применение статического электричества. 21 11. Новые источники электрической энергии. 22 Приложение 3  Основной этап ­ Вопросы конкурса эрудитов 1. Что в переводе с греческого означает слово «электричество»? 2. Что произойдет в окружающем мире при замене названий зарядов протона и электрона на противоположные? 3. Справедлив   ли   закон   Кулона   для   описания   взаимодействия   между   двумя заряженными кубами? 4. Пересекаются   ли   силовые   линии   напряженности?   Как   изображается электрическое поле? 5. Индейские племена, живущие на берегах Амазонки и ее притоков, в местах брода   у   каждого   берега   держат   на   привязи   лошадь.   Когда   кто­то переправляется на противоположный берег, то гонит перед собой лошадь, а сам идет следом. Обратный путь он проделывает также. Вопрос: Почему индейцы избрали такой своеобразный способ переправы? 6. Какие специфические проблемы поджидали строителей линий электропередач в тропических странах? 7. Какие   деревья   чаще   всего   поражаются   молнией   во   время   грозы   и   почему? Какие меры предосторожности необходимо соблюдать во время грозы? 23 Приложение 3 Ответы на вопросы конкурса эрудитов 1. «Электричество» в переводе с древнегреческого означает – «янтарь». 2. От изменения названий зарядов протона и электрона в     окружающем мире не  произойдет ничего. 3. Закон Кулона в приведенной формулировке справедлив только для точечных  зарядов или зарядов сферической формы. 4. Силовые линии напряженности электрического поля не пересекаются. 5. На берегах Амазонки В Амазонке и ее притоках обитает очень мощная из известных электрических рыб – электрический угорь. У этих рыб имеются специальные органы для накопления электрической   энергии.   Небольшие   электрические   напряжения,   возникающие   в мышечных   волокнах,   суммируются   благодаря   последовательному   включению множества отдельных элементов, которые нервами как проводниками, соединяются в длинные конденсаторные батареи. У электрического угря насчитывается до 8000 пластинок, отделенных друг от друга студенистым веществом. Угорь накапливает электрическую энергию в этих конденсаторах, разряжая их по своему усмотрению через предметы, прикасающиеся к нему. У крупного угря напряжение в момент разрядки может достигнуть 800 В. По этой причине при переправе через реки, в которых водятся электрические угри, индейцы прогоняют в начале лошадь, чтобы угорь разрядился на ней, после чего проходят сами, так как для зарядки угрю потребуется некоторое время. 6.  При прокладке линий электропередач в таких странах пришлось решать очень специфические проблемы. 24 Первая – как предохранить их от обезьян, которые, подражая  монтерам, легко влезали на опорные столбы и, играя проводами, вызывали короткое замыкание. Вторая – как обезопасить линии электропередач от слонов, выворачивающих опоры. 7.   Наиболее   опасным   во   время   грозы   являются   деревья   с   хорошо   развитой корневой   системой.   Например,   наиболее   часто   поражаются   молнией   дубы. Именно благодаря глубоко уходящим в почву корням он хорошо заземлен и под влиянием наэлектризованных облаков на нем накапливаются притекающие из земли значительные электрические заряды.                                                                                               25 Приложение 4 Вопросы викторины и предполагаемые ответы Вопросы 1 команды 1. Где работает крупье? (в казино) 2. Молекулы состоят из атомов. Из чего состоят атомы? (из протона, нейтрона, электрона) 3. Солдат шилом бреется. А чем греется? (дымом) 4. Щит Родины (армия) 5. Найти   лишнее   слово:   схема,   источник,   нагрузка,   сосуд,   соединительные провода (сосуд) 6. Единица измерения сена (стог) 7. Бабочка с самым сильным обонянием (моль) 8. Как называется металлическая бумага? (фольга) 9. Страна, где произведена первая перепись населения. (Китай) 10.Сооружение для летающих лыжников (трамплин) 11.Куда звонит человек, набирая 03? (скорая помощь) 12.Сопротивление, непрерывно потребляющее электрическую энергию – это … (активное сопротивление) 13.Чему равен квадратный корень из 3 (1.7) 14.Единица измерения электрической емкости (Фарада) 15.1мГн – это сколько Генри (10­3). 26 Вопросы  2 команды 1. Куда звонит человек, набирая 04 (служба газа) 2. Масса студента 68 кг. Каков его вес? (680 Н) 3. Самая распространенная английская фамилия. (Смит) 4. Кучер­таксист (извозчик) 5. Самый интеллигентный вид спорта (шахматы) 6. Чему равен квадратный корень из 2? (1.4) 7. Результат игры (счет) 8. Найти лишний термин: ток, напряжение, мощность, площадь, сопротивление (площадь) 9. Электровозные глаза (фары) 10.Единица измерения энергии (Джоуль) 11.Единица измерения индуктивного сопротивления (Ом) 12.Каким прибором измеряется мощность (ваттметром) 13.Единица измерения реактивной мощности (Вар) 14.1мкФ – это сколько Фарад (10­6) 15.От   чего зависит сопротивление? (от длины проводника, от температуры, от свойств материала проводника, от площади поперечного сечения проводника) Вопросы  3 команды 1. Ваша первая рубашка (распашонка) 2. Птичья деталь автомобиля (крыло) 3. Где находится Хабаровск (Дальний Восток) 4. Расположите параметры по порядку: 1)амплитуда, 2)начальная фаза, 3)время, 4)угловая скорость, 5)мгновенное значение тока (5), 1), 4), 3), 2)). 5. Что видно закрытыми глазами? (сон) 6. Бильярдная мишень (луза) 27 7. Кислый брат апельсина (лимон) 8. Оно улетает вместе с дымом сигарет (здоровье) 9. Насосы используют для перекачки жидкостей и газов. В нашем теле постоянно работают два насоса. Назовите их (сердце и легкие) 10.Топливо для техники (горючее) 11.Какая советская организация избрала и работала под девизом «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов!» (пионерская организация) 12.Единица измерения полной мощности (В*А) 13.Электрическая   машина   для   преобразования   электрической   энергии   в механическую (двигатель) 14.Направленное движение заряженных частиц – это … (электрический ток) 15.Какой документ выдают выпускнику училища? (диплом) 28

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по электронике и электротехнике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2017