Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд
Оценка 4.7

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
24.02.2018
Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд
Методическая разработка занятия предназначена для преподавателей при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в медицинском колледже реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
на сайт.docx
Министерство здравоохранение Саратовской области Аркадакский филиал государственного автономного профессионального  образовательного учреждения Саратовской области «Балашовский медицинский колледж»                   Методическая разработка  занятия            Дисциплина «Русский язык и культура речи»              Тема: «Общение с аудиторией.             Построение   публичного выступления».                    по  специальности 34.02.01 « Сестринское дело»                                          Составил: преподаватель  русского языка и культуры речи, высшей квалификационной категории   Н. Е. Вьюнова 13 3 Аркадак,2018 Аннотация:   Методическая   разработка   занятия   предназначена   для преподавателей при изучении дисциплины   «Русский язык и культура речи» в медицинском  колледже  реализующем      образовательную   программу  среднего общего   образования   в   пределах   освоения   основной   профессиональной образовательной   программы   на   базе   основного   общего     образования   при подготовке специалистов среднего звена. Автор: преподаватель высшей квалификационной категории Н. Е. Вьюнова.                                            13 3 Методическая разработка практического занятия  Название учебной дисциплины: Русский язык и культура речи Специальность, группа: «Сестринское дело», 621 Тема занятия: Общение с аудиторией. Построение публичного выступления Тип занятия: практическое занятие формирования и закрепления  знаний. Студент должен: Уметь: классифицировать языковые факты; повышать уровень речевой культур; создавать публицистические тексты разных жанров; подготовить и произнести  выступление на медицинскую тематику, логично выстроив его композицию и  подобрав аргументы в защиту своей точки зрения, используя знание приемов  изложения и объяснения материала, а также приемы стимулирования внимания  и интереса. Знать: Содержание основных понятий темы; этапы подготовки публичного  выступления; композицию публичного выступления; приемы изложения и  объяснения; приемы стимулирования внимания и интереса; виды аргументов. Уровень освоения: 3 Междисциплинарные связи: русский язык,  психология, теория и практика  сестринского дела. Материально­техническое оснащение: проектор, ноутбук, презентация. Учебно­методическое оснащение: тексты 13 3 Этапы и хронология занятия (180 минут): Этапы занятия  1 Организационный момент 2 3 4. 5. 6. 7. Формулировка темы, ее  мотивация  Определение целей занятия Определение целей занятия Работа над изучаемым материалом  темы Закрепление изучаемого материала Подведение итогов занятия.  Комментарий оценок Задания на дом  Время 2мин Содержание знания Приветствую студентов. Отмечаю  присутствующих. Проверяю готовность  студентов и аудитории к занятию. 2мин Сообщаю тему занятия и ее дальнейшее значение. 2мин 60мин Особенности публичной речи. Средства  Сообщаю цели занятия.. эмоционального воздействия.  Общение с аудиторией: инструктаж,  консультирование, лекция. Правила построения публичного  выступления. 108мин Исходный контроль. Тесты. Выполнение задания. Обобщаю тему занятия. 4мин 2мин Подготовить ответ по теме занятия.                                                                                                          План занятия. I. Организационный  момент. Приветствую студентов. Отмечаю  присутствующих. Проверяю готовность студентов и аудитории к занятию. II. Формулировка темы, ее мотивация. Публицистический стиль речи ­   это стиль общественно­ политической сферы  общения, а также устных выступлений. Медицинскому работнику нередко  приходится выступать перед аудиторией с сообщениями. Чтобы делать свои  выступления более действенными, убеждающими  и формирующими у людей  правильное отношение к здоровому образу жизни, общественной жизни и  конкретным проблемам, необходимо ориентироваться в социально­ содержательных особенностях и речевых чертах публицистического стиля речи. 13 3 III. Определение целей занятия.        Подготовить публицистический текст, произнести выступление на  медицинскую тематику, логично выстроив его композицию и подобрав  аргументы в защиту своей точки зрения, используя знание приемов изложения и  объяснения материала, а также приемы стимулирования внимания и интереса. I V Работа над изучаемым материалом темы 1.Особенности публичной речи.  2.Средства эмоционального воздействия.  3.Общение с аудиторией: инструктаж, консультирование, лекция. 4.Правила построения публичного выступления.                                          Блок теоретической информации. Цели   публичной   речи:   воздействовать   на   людей,   влиять   на   их   поступки, убеждать   их,   формировать   у   людей   правильное   отношение   к   общественной жизни и конкретным делам. Основные жанры: ­ письменной  публицистической речи: заметка, очерк, статья в газету. ­ устной публицистической речи: репортаж, интервью, выступление с лекцией или докладом.  Чтобы ваше выступление было действенным и достигло цели ­ воздействовать на аудиторию, ­ можно использовать приемы привлечения внимания аудитории. 1.Прием новизны – вводится новая для слушателей  информация. Организуется их   информационно­исследовательская   деятельность.   Выражающаяся   в непроизвольном внимании. 2. Прием взаимодействия интересов – для привлечения внимания используются потребности и интересы слушателей. 3.   Прием   персонификации   –   опирается   на   человеческую   способность сопереживать   при   восприятии   информации   о   деятельности   др.   людей,   их болезни и трудности. 4. Прием проблемной ситуации – когда выступление начинается с постановки перед аудиторией   определенной проблемы и организации совместного поиска решения. 5.   Прием   соучастия   –   где   выступающий   делает   слушателей     действующими лицами   определенной   ситуации,   говоря:   «Представьте   себе,   что   вы находитесь…», «Представьте, что бы произошло с вами…». 6. Юмор выступающего помогает настроить аудиторию на доброжелательный лад и вызвать ее расположение. Однако, злоупотребление, а особенно обидный характер замечаний выступающего могут привести к прямо противоположным результатам. 13 3 Лекция – это научное изложение вопроса. Доклад – развернутое сообщение на определенную тему с целью сформировать  мнение слушателей по затронутым вопросам, определить  характер дальнейших  практических действий. В докладе дается анализ обстановки, сообщаются сведения, ставятся задачи,  даются рекомендации и оценки, касающиеся деятельности определенного  коллектива. Лекция и доклад принадлежат к числу так называемых устных или публичных  выступлений. Прежде чем произнести лекцию или  доклад, следует  подготовиться.            Этапы подготовки устного выступления. 1.Докумманикативный период включает в себя:  Определение темы речи,  Определение направленности речи,  Выбор названия выступления,  Оценка состава слушателей,  Оценка обстановки,  Создание рабочего плана,  Работа над теоретическим и фактическим материалом,   Оформление текста речи,  Репетицию речи. Разработка речи начинается с уяснения ее темы. Тему определяет либо оратор,  либо те, кто приглашает его выступить.  Тема может быть: заданной, рекомендованной, самостоятельной. Направленность речи бывает различной: информировать слушателей, научить  их, дать им определенные сведения; в др. случаях взволновать аудиторию или  удастся  сформировать у слушателей убеждения, представления, которые  станут мотивами их поведения. Чаще всего цели перекрещиваются. Направленность может быть:  Информационная,  Агитационная,  Убеждающая,   Побуждающая,  Воодушевляющая,  Развлекательная. Лекция или доклад всегда имеют название (заглавия могут направлять мнения слушателей, привлекать внимание – «Сделай прививку от гриппа?»,«Осторожно, грипп?»). 13 3 Выступающий   должен   иметь   сведения   о   слушателях:   социальный   статус, образование,   направление   образования,   возраст,   пол,   национальность, политические   интересы,   физическое   состояние,   однородна   или     неоднородна аудитория, каково настроение слушателей, их отношение к теме, к оратору, цель их присутствия.  Выделяют способы размещения слушателей в аудитории:  Аудиторное – отделяют автора от аудитории, обратная связь затруднена;  Круглый   стол   ­     позволяет   объединить   людей,   демократизирует обстановку обсуждения проблем;  «конфронтация»   или   «лицом   к   лицу»   ­   соответствует   противостоянию мнений;  V­образное расположение – позволяет создать обстановку сотрудничества при ведущей роли оратора. Важно выяснить, где будет происходить выступление, т. е. обстановку.  На улице или в помещении;  В большом или маленьком помещении;  Есть ли стол, трибуна, микрофон;  Время выступления (утром, днем, вечером);  После какой (­их) другой ( ­их)  речи (­ей); Целесообразно   составить   предварительный   план   речи,   который   затем   будет уточняться (рабочий план). Затем подбирают теоретический и фактический материал. Умело подобранные факты   и   цифры   обогащают   речь,   делают   ее   конкретной,   предметной, доходчивой, убедительной. Факты должны быть достоверными и точными; их не должно быть много; они должны   быть   подчинены   общей   идее   речи;   необходимо   личное   отношение   к факту. Источники фактов:   Наблюдения;  Изучение жизни и различных жизненных явлений;  Беседы и интервью со специалистами;  Энциклопедии;  Справочники;  Научная и научно­популярная литература;  Газеты и журналы;  Документы и др. Когда материал собран,  возникает вопрос: писать или не писать полный текст  речи. Существует несколько видов оформления текста речи:  Полный текст выступления;  Подробный конспект;  Тезисы; 13 3  План (развернутый или краткий). В процессе подготовки следует использовать знания: композиция речи (начало,  вступление, содержание, конец речи). Перед выступлением провести репетицию (внешний или внутренний монолог),  чтобы уточнить  время звучания, темп (100­120  слов в минуту), обратить  внимание на орфоэпию, дикцию, громкость голоса. Надо обращать внимание на  паузы, логическое ударение и т. д. Следить за мимикой, жестами, позой. Далее следует этап коммуникативный. Он включает в себя:  Реализацию норм культуры речи;  кинесическое поведение (телодвижение, жесты оратора);  реакция на действия аудитории. Существует три способа выступления:  чтение текста речи;  воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов;  свободная импровизация. Читают, как правило, доклады официального содержания. Воздействие  на аудиторию произнесенных речей выше, чем речей  прочитанных. Могут оказать должное воздействие  «смешанные»  варианты. Чтобы   ваше   выступление   было   действенным   и   достигло   цели   ­   можно использовать приемы привлечения внимания аудитории.                                                            Посткоммуникативный  этап. После произнесения речи необходим ее анализ с точки зрения:  полноты реализации замысла;  логики изложения;  эстетической выразительности. V. Закрепление  изучаемого  материала. Тесты. 1.Что является целью публичного выступления? Выберите правильный  ответ. 1) передавать знания; 2) давать указания; 3) организовывать работу; 4) обобщать информацию; 5) убеждать людей. 2. Какая функция речи реализуется в публичном  выступлении?  Выберите правильный ответ. 13 3 1) общение; 2) обобщение; 3) сообщение; 4) воздействие; 5) убеждение. 3. Какие типы речи могут быть использованы  в публицистическом стиле? Выберите правильный ответ. 1) монолог; 2) диалог; 3) полилог; 4) диалог и полилог; 5) монолог, полилог, диалог; 6) монолог и диалог; 7) полилог и монолог. 4. Какие языковые средства из названных характерны для  публицистического стиля? Выберите правильный ответ. 1) слова нейтральные, книжные; 2) слова в переносном значении; 3) слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами; 4) стандартные выражения; 5) составные термины; 6)книжные фразеологизмы; 7) риторические вопросы. 5. Выберите жанры публицистического стиля речи: 1) заметка; 2) характеристика; 3) аннотация; 4)очерк; 5) отзыв; 6) доклад; 7) реферат. 6. Что такое заметка? Выберите правильный ответ. 1) краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых; 2) краткое сообщение о каком­то важном и новом факте; 3) сообщение о каком­то событии, факте и его анализ с ярко выраженной  авторской оценкой; 4)живой рассказ очевидца; 5) предназначенная для печати беседа с каким­нибудь лицом. 7. Что такое очерк? Выберите правильный ответ. 1) краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых; 2)  краткое сообщение о каком­то важном и новом факте; 3) сообщение о каком­то событии, факте и его анализ с ярко выраженной  авторской оценкой; 13 3 4)живой рассказ очевидца; 5) предназначенная для печати беседа с каким­нибудь лицом. 8. Что такое репортаж? Выберите правильный ответ. 1) краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых; 2)  краткое сообщение о каком­то важном и новом факте; 3) сообщение о каком­то событии, факте и его анализ с ярко выраженной  авторской оценкой; 4)живой рассказ очевидца; 5) предназначенная для печати беседа с каким­нибудь лицом. 9. Что такое статья (в газету)? Выберите правильный ответ. 1) краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых; 2)  краткое сообщение о каком­то важном и новом факте; 3) сообщение о каком­то событии, факте и его анализ с ярко выраженной  авторской оценкой; 4)живой рассказ очевидца; 5) предназначенная для печати беседа с каким­нибудь лицом. 10. Что такое интервью? Выберите правильный ответ. 1) краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых; 2)  краткое сообщение о каком­то важном и новом факте; 3) сообщение о каком­то событии, факте и его анализ с ярко выраженной  авторской оценкой; 4)живой рассказ очевидца; 5) предназначенная для печати беседа с каким­нибудь лицом. 11. От каких факторов зависит степень подготовки к устному  выступлению? Выберите правильные ответы. 1) мастерство оратора; 2)знакомство с аудиторией; 3) количество теоретического и фактического материала; 4) актуальность темы; 5) настроение оратора. 12. Каковы первые три подпункта докоммуникативного этапа подготовки  речи? Выберите правильные ответы. 1)определение темы; 2) составление рабочего плана; 3) составление конспекта речи; 4) определение направленности речи; 5) подбор теоретического и фактического материала; 6) определение названия речи; 7) оценка аудитории. 13. Выстройте в логической последовательности элементы этапов  подготовки устного выступления: 1) определение темы; 2) составление рабочего плана; 13 3 3) составление конспекта речи; 4) определение направленности речи; 5) подбор теоретического и фактического материала; 6) определение названия речи; 7) оценка аудитории. 8) репетиция речи. 14. От чего зависит насыщенность речи фактическим материалом? Выберите правильные ответы.  1) мастерство оратора; 2) тема речи; 3) состав слушателей; 4) время для подготовки речи; 5) место проведения выступления; 6)актуальность темы. 15. Каковы основные методы работы с фактическим и теоретическим  материалом? Выберите правильные ответы. 1)углубленное чтение; 2) заучивание; 3) беглый просмотр; 4) дискутирование; 5) выборочное чтение; 6)ответы на вопросы. 16. Расположите в логической последовательности элементы композиции  речи: 1) конец речи; 2) вступление; 3) главная часть; 4) «зацепляющие крючки»; 5) основная мысль; 6) этикетные формулы; Эталоны ответов 1 ­5 2­4 3­5 4­3,7 5­1,4 6­2 7­1 8­4 9­3 10­5 11­1 13 3 12­1,4,6 13­1,4,6,7,2,5,3,8 14­2,3 15­1,3,5 16­6,4, 2,3,1. Задание 1. Подготовьте выступление на одну из предложенных тем (или придумайте  тему сами): «Идеальная медсестра: какой она должна быть?»,  «Необходимо ли половое воспитание: за и против». Выступите перед однокурсниками. Сообщение на 3­5 минут, но должно  содержать все элементы композиции речи.           Проанализируйте выступление своего товарища, пользуясь     алгоритмом:  соблюдение времени;  выдержанность структуры;  логика изложения сообщения;  компетентность;  эмоциональность;  эстетическая выразительность;  контакт с аудиторией;  соблюдение норм устной и письменной речи;  соблюдение коммуникативных качеств хорошей речи. VI.  Подведение итогов занятия. Комментирование оценок. VII Задание на дом. Учителю присвоили звание «Отличник образования». Подготовить  поздравления учителя от имени  А) коллектива учителей ОУ; Б)  учеников класса;           В) учителя­ коллеги, ровесника; Г) младшего учителя­коллеги;           Д) группы бывших учеников;           Е) дочери или сына; Ж) подруги. Список использованной литературы: Васильева А. Н. Основы культуры речи.­ М.,2015. Розенталь Д. Э.Практическая стилистика русого языка.­2012. Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. ­ М.,2014. 13 3 Стешов А. В. Устное выступление: логика и композиция. ­ Л. 2015. Ф. И. О. и  подпись преподавателя   Вьюнова Н. Е.                            13 3

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд

Методическая разработка занятия на тему: "Общение с аудиторией. Построение публичного выступления" (русский язык и культура рчи, 2 курс, медицинский коллежд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018