Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».
Оценка 4.8

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература
8 кл
11.01.2017
Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».
Ценность данной разработки вижу в том, что внедряя компетентностный и метапредметный подходы, соединяю дидактический и воспитательный аспекты в образовательном пространстве, как урока, так и внеурочной деятельности. Актуальность данной системы определяется тем, что в процессе внедрения стандартов нового поколения основной тенденцией развития образования становится тенденция усиления роли компетенций. Внедряя данную систему, конструирую новые педагогические ситуации, разрабатываю новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. В соответствии с этим в системе делаю акцент на воспитание продуктивного, творческого мышления.
Описание опыта работы (методическая разхработка).docx
Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Страница моего портфолио Описание опыта работы   учителя русского языка и  литературы МБОУ лицея № 1 г.  Комсомольска­на­Амуре  Хабаровского края Немеш Натальи Александровны Категория – высшая Победитель ПНПО­2011 г. Педагогический стаж – 25 лет 1 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 I. ТЕМА  ОПЫТА «Организация   продуктивной   мыслительной   деятельности     как   средство формирования   ценностно­смысловых   компетенций       учащихся   среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».  II. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ОПЫТА Учитель   русского   языка   и   литературы   МБОУ   лицея   №   1   г. Комсомольска­на­Амуре высшей квалификационной категории, руководитель филологического научного общества учащихся «ИнТал» (Интеллектуальные и Талантливые). III. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА Основная тенденция развития Российского образования, реализованная в ФГОС второго поколения ­ это тенденция усиления роли компетенций в образовании.     Компетентностный   подход   в   противоположность   концепции «усвоения   знаний»   предполагает   освоение   учащимися   различного   рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается   умениям,   позволяющим   действовать   в   новых,   неопределенных, проблемных   ситуациях,   для   которых   заранее   нельзя   наработать соответствующих средств. Сегодня жизнь требует от человека подвижности, гибкости   мышления,   быстрой   ориентации   и   адаптации   к   новым   условиям, творческого   подхода   к   решению   проблем.   Стратегией   модернизации образования предлагается формирование,  в первую очередь,  межпредметных и надпредметных компетенций.  В течение 6 лет и по настоящее время рабочая программа составлена на основе   УМК   Г.С.   Меркина.   Вот,   на   наш   взгляд,   основные   преимущества данной программы: любовь к России и человеку — вот главный нравственно­философский стержень   курса,   определяющий   его   образовательно­воспитательную ценность. Особое направление работы на уроке литературы в рамках 2 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 данной программы – формирование историко – культурной эрудиции учеников; индивидуальные и групповые задания ориентированы на формирование системы   исторических   знаний   и   взглядов,   позволяющих   оценить авторскую позицию;  в   данном   УМК   система   работы   ориентирована   на   реализацию межпредметных   связей   литературы,   музыки   и   изобразительного искусства;  роль курса ­  преподавание литературы как искусства словесного образа ­   особый   способ   познания   жизни,   художественную   модель   мира, обладающую   высокой   степенью   эмоционального   воздействия, метафоричностью, ассоциативностью,   предполагающими   активное   сотворчество незавершенностью, воспринимающего.  многозначностью,     В   целом   УМК   Г.С.   Меркина   адресован   ученику   современной общеобразовательной   школы,   человеку   ХХI   века,   наследующему   духовный опыт великой русской культуры. Данный   опыт   автор   использует   в   работе   с   учащимися   среднего подросткового   возраста.   Большой   эффект     в   обучении   подростков   дает внедрение проблемных задач. ( Приложение 1 Схема «Организация учебной деятельности учащихся среднего подросткового возраста») Работа   в   МБОУ   лицее   №   1,   учреждении   инновационного   типа (Приложение   2),   где   построена   система   внутришкольной   работы   по формированию   исследовательского   поведения,   привела   автора   к   идее создания   научного   общества   учащихся.   Вот   уже   4   года   автор   руководит филологическим НОУ «ИнТал» (Интеллектуальные и Талантливые). Работа научного общества открывает ребятам большие возможности для познания окружающего   мира,  предоставляет   учащимся   возможность   выйти   за   рамки школьной программы, углубить знания, полученные на уроках через участие в научно­практических   конференциях,   конкурсах   исследовательских   работ различных уровней. Работа по формированию исследовательского поведения ведет   к       развитию   метапредметных   компетенций   учащихся:   ценностно­ смысловых, информационных, коммуникационных.   IV. ДИАПАЗОН ОПЫТА 3 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 Свой опыт  автор применяет как на уроках литературы, так и во внеклассной работе по предмету. V. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили образовательную ситуацию.   Цель   современного   образования   –   создание   условий   для приобретения учащимися системы компетенций на выходе из школы. В связи с   этим   актуальным   стало   создание   современного   педагогического инструментария,   который   позволит   учителю   не   на   словах,   а   на   деле обеспечить качественную реализацию нового социального заказа. Профессиональный   тип   организационной   культуры,   который   был ведущим в XX веке, в XXI веке заменяется проектно­технологическим типом. Приоритетной   формой   организации   деятельности   в   новом   проектно­ технологическом   типе   культуры   становятся   проекты   и   технологии, предполагающие в качестве результата создание конкретного продукта. Сегодня   актуально   конструировать   новые   педагогические   ситуации, новые   задания,   направленные   на   использование   обобщенных   способов деятельности   и   создание   учащимися   собственных   продуктов   в   освоении знаний. В соответствии с этим резко возрастают требования к продуктивному, творческому   мышлению,   поэтому     актуально   особое   внимание   уделять воспитанию у подростков данной стороны мыслительной деятельности.  Образовательные результаты учеников зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими “образовательной продукции”. Поэтому задачу учителя­практика автор видит в том, чтобы научить ребенка учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он ни занимался в жизни. Включение   в   учебный   процесс   метапредметного   содержания образования выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению  им  личностно  значимых  связей  с  другими  образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования. Преподавание литературы с использованием метапредметного подхода напрямую связано с работой по формированию мировоззрения  учащихся – ценностно­смысловых   компетентностей.   В   современных   условиях 4 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 непрерывного   потока   разноречивой   и   не   всегда   качественной   информации школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Использование метапредметного подхода на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные фундаментальные понятия: любовь, смысл жизни, свобода, разум, долг, честь, достоинство. Актуальность данного опыта определяется и тем, что сегодня на уровне правительства   РФ   принимаются   меры   по   совершенствованию   новых федеральных   государственных   образовательных   стандартов,   исходя   из необходимости   повышения   требований   к   результатам   изучения   русского языка   и   литературы.   2015   год   объявлен   годом   литературы.   Обязательным стало   экзаменационное   сочинение.   Автор   считает,   что   в   современных условиях   учителю­словеснику   необходимо   усилить   мотивацию   ребенка   к познанию   литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия   – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальности.  Время   ставит   перед   учителем   множество   новых   задач,   расставляет новые приоритеты, во многом меняет взгляд на взаимоотношение ученика и учителя.   Время   требует   от   учителя   переосмысления   своей   педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использование комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью. Данный опыт способствует   решению   основной   части   названных   здесь   задач.   При   его реализации автор выделяет ряд противоречий. Педагогические противоречия и способы их разрешения. Противоречия Способы их разрешения Между преобладанием когнитивно  ориентированного подхода в обучении и необходимостью развития  продуктивного мышления как  основной составляющей творческой  деятельности школьников Использование на уроках таких  типов деятельности, при которых  знания запоминаются не путем их  заучивания, а путем их  многократного употребления для  решения проблемных,  продуктивных задач с  использованием этих знаний. 5 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 Между трансляцией необходимого  содержания как сведений для  запоминания и необходимостью  раскрытия личностного смысла  любого изучаемого материала Между знанием и информацией Между изучением литературы,  которое сводится лишь к анализу  художественных особенностей  произведений и реализацией  ценностных оснований содержания  учебного материала Формирование на уроках и во  внеурочной деятельности  осознания личной связи с  окружающим миром, понимания  своего значения, места и роли в нем (на предметном материале) Создание образовательной  модели  внеурочной деятельности по  предмету – филологического  модуля эпистемотеки,  нацеливающего учащихся на  овладение новыми типами знаний и  новейшими способами работы со  знаниями в насыщенной  информационной среде Использование метапредметного  подхода на уроке литературы дает  возможность, разбирая  художественное произведение,  выделять основные понятия:  любовь, смысл жизни, свобода,  ответственность. VI. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Продуктивная мыслительная  деятельность – необходимое условие для формирования ценностно­смысловых компетенций учащихся.  Реализация идеи в практической деятельности учителя   представлена виде схемы­кластера. (Приложение 3)  VII. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА Для   претворения   в   жизнь   ведущей   педагогической   идеи   автором творчески       реализуются     системно­деятельностный   (компетентностный), метапредметный подходы к урочной и внеурочной деятельности по предмету литература.   Автор   опирается   на   труды   ученых     А.В.   Хуторского,     Г.К. Селевко,   И. Осмоловской,   О.Е. Лебедева, Н..В. Кузьминой, И.А. Зимней, 6 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 А.М. Новикова и др., из современных публикаций по данной теме вызывают интерес статьи Федотовой Е.Ю., Пластининой Ю.А., книга М.М. Поташника и М.В. Левита «Как помочь учителю в освоении ФГОС». (Приложение 4) VIII.  ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА  «Единственный путь, ведущий к знанию  – это деятельность».  Бернарда Шоу  Исходя из обозначенных противоречий, основной целью опыта является: создать   условия   для   продуктивной   мыслительной   деятельности учащихся среднего подросткового возраста на уроках и во внеурочной работе по   литературе,   способствующие   формированию   ценносттно­смысловых компетенций обучения. Поставленная цель реализуется при выполнении следующих задач:  Организация   целеполагания   учащихся   через   внедрение проблемных ситуаций и задач, процесса коммуникации учащихся.  Освоение   содержания   учебного   предмета   –   литературы   через   и   решение способы   работы   с   учебной   информацией   продуктивных задач.    Оценка   продуктивности   собственных   действий   и   ценностно­ смысловых компетенций в образовательном пространстве. В работе представлена модель методической системы.  (Приложение 5) Как видно из данной схемы обозначенная цель и задачи методической системы   решаются   через   современный   урок   литературы   и   внеурочную деятельность.  Точкой отсчета, началом движения к  « личностному образовательному приращению»,     созданию     внешних   образовательных   продуктов   является педагогическая проблемная ситуация. Решение данной проблемной ситуации   требует создание условий для продуктивной мыслительной деятельности как целенаправленного освоения учащимися   содержания   образования,   при   котором   создаваемые   ими образовательные   продукты   становятся   средством   их   личностного   роста, становления системы ценностно­смысловых компетенций.  К   методам,   позволяющим   эффективно   решать     названную   выше проблему   на   уроке   литературы,     относятся   методы   решения   проблемных 7 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 ситуаций   и   продуктивных   задач.   Во   внеурочной   исследовательской, проектной деятельности.    работе   ­   методы Сравнение   образовательных   продуктов   учащихся   между   собой, происходит   как   результат   осмысления   учебной   информации   в   процессе учебной коммуникации на уроке литературы; во внеурочной деятельности – корпоративной коммуникации.  При   организации   педагогического   сопровождения   в   данной   системе роль учителя меняется на позицию сопровождающего учебную и внеурочную деятельность. В   результате   рефлексии   образовательные   продукты   становятся личностно   значимыми   для   учащихся,   так   как   позволяют   осмыслить возможности   собственного   развития.   Это   способствует   формированию   и развитию личностного компонента ценностно­смысловых компетенций.  На уроке использую в работе с учащимися методы решения проблемных ситуаций и продуктивных задач.  В качестве проблемной ситуации на уроке использую  проблемные   задачи   с   недостающими,   избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;  поиск истины (способа, приема, правила решения);  различные точки зрения на один и тот же вопрос;  конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения Учебную проблему ставлю с помощью  Побуждающего   от   проблемной   ситуации   диалога,   помогающего формулировать учебную задачу    подводящего к теме диалога (система вопросов и заданий, то есть логическая цепочка)  сообщения темы с мотивирующим приемом   «яркое пятно» (ассоциации,     музыка,   иллюстрации,   отрывки   из   произведений, сообщение интригующего материала, «актуализация” – обнаружение смысла, значимости   проблемы   для   учащихся). (Приложение 6.  Фрагмент   урока  на этапе включения в активную интеллектуальную деятельность) Целеполагание на уроке организую следующим образом 8 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 Для   учащихся   научение   целеполаганию   процесс   непростой,   поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:  • Традиционный,   при   котором   учащиеся   принимают   цель, объявленную учителем.  • Уровень,   при   котором   совместно   с   учащимися   формулируется одна для всех цель. •  Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель  В системе работы использую все три уровня, но предпочтение отдаю третьему.  Учу  детей формулировать цели, тем самым переводя  в активную позицию,   начинается   формирование   универсального   умения   целеполагания. При   обучении   детей   технологии   целеполагания   имею   в   виду   следующие правила: актуализацию знаний; обозначение темы урока; на более высоком уровне   формулирование   темы   урока   детьми.   Примерные   вопросы:   Что   вы знаете   по   теме  урока?  Что   хотели  бы   узнать?  Какую   цель  каждый   из   вас ставит на урок по теме?  Обучаю и самостоятельной формулировке цели. Главное в этой работе ­ не давать детям обобщать цели для всех, а ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл. На каждом этапе урока подвожу к выводу: «Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил?». Рефлексия   в   конце   урока   включает   в   себя   анализ   работы   на   уроке   и подведение   результата   –   насколько   цель,   поставленная   в   начале   урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.  Некоторые приемы целеполагания, используемые в системе работы: 1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.  Называю тему урока   и предлагаю учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Учащимся предлагается готовый набор глаголов, при   помощи   которых   осуществляется   запись   цели   (изучить,   знать,   уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать).  2. Работа над понятием.  9 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 Предлагаю учащимся для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.  3. Подводящий диалог.  На   этапе   актуализации   учебного   материала   ведется   беседа, направленная   на   обобщение,   конкретизацию,   логику   рассуждения.   Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация,   для   которой   необходимы   дополнительные   исследования   или действия. Ставится цель.  (Приложение 7    . Фрагмент урока. Пример целеполагания) Приемы   целеполагания   формируют     мотив,   потребность   действия. Ученик   реализует   себя   как   субъект   деятельности   и   собственной   жизни. Процесс   целеполагания   –   это   коллективное   действие,   каждый   ученик   – участник,   активный   деятель,   каждый   чувствует   себя   созидателем   общего творения.   Дети   учатся   высказывать   свое   мнение,   зная,  что   его   услышат   и примут.   Учатся   слушать   и   слышать   другого,   без   чего   не   получится взаимодействия. Создание   индивидуального   образовательного   продукта   происходит   в процессе выполнения учебных заданий, которые способствуют осуществлению таких   видов   деятельности   учащихся,   как   познание   окружающего   мира, самоорганизация собственной деятельности, преобразование и представление информации об окружающем мире. В результате происходит формирование и развитие  личностных  качеств учащихся, востребованными  данными   видами деятельности. Автор   предлагает   учащимся   специально   разработанные   задания   по литературе,   направленные   на   формирование   метапредметных   компетенций, различные   по   видам   деятельности,  масштабу,  месту   (на   уроках   и   дома)   и продолжительности   выполнения,   которые   предполагают   самостоятельное продуктивное мышление. (Приложение 8. «Примеры заданий по литературе, направленных   на   формирование   метапредметных   компетенций», разработанные задания для работы в группах.) 10 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 При   составлении   заданий,   направленных   на   продуктивную мыслительную деятельность автор решает следующие задачи:  формирование   основ   гражданской   идентичности   личности (изучение   художественных   произведений   в   контексте героического   исторического   прошлого   России;   воспитание   у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны);  выстраивание системы личностных отношений;  оценивание   содержания   художественных   произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей;  формирование   навыков   смыслового   чтения,   выделения   умения   передавать   содержание   текста,   выделения информации, моделирования   и   структурирования   знаний, информации;   развитие навыков анализа текста произведения с целью выделения основных признаков, построения логической цепи доказательств, умения   составлять   план,   умение   определять   понятия, устанавливать аналогии и делать вывод. Во   внеклассной   работе   по   предмету   исследовательской и проектной деятельности.      эффективны   методы Организую  индивидуальное   педагогическое   сопровождение   учащихся   по подготовке учебно­исследовательских и проектных работ;  совместную   учебно­познавательную,   творческую   деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности,   направленная   на   достижение   общего   результата (Создание коллективного творческого продукта: интернет­сайта поэта С.А. Есенина «Золотая флейта России») Учебная   коммуникация   (Приложение   9  .  Схема   «Организация   групповой работы) Организация групповой работы на уроке позволяет построить обучение как естественный компонент жизнедеятельности учащихся. В связи с такой 11 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 формой   урок   выступает   средством   обеспечения   своеобразного коммуникативного   фона   учебной   деятельности,   направленного   на формирование   активно­положительного   отношения   к   учению   и   развитие познавательного интереса.  Корпоративная   коммуникация. «Организация филологического модуля»)    (Приложение   10    .  Схема Проектная и исследовательская деятельность организована в групповой форме через работу научного общества учащихся. Работа по формированию исследовательского поведения в открытом     образовательном пространстве строится   по   средствам   Происходит   организация коллективного   мышления   учащихся,   направленного   на   получение   нового знания, расширение полей коммуникации, организация доступа к обсуждению исследовательских работ учащихся по средствам Интернет.   За счет этого осуществляется выход учащихся к границам современного знания.  Эпистемотеки. Но нельзя забывать, что ничем не заменить  живого общения ученика с учителем,   возрастные   особенности   подростков   –   потребность   в самовыражении   через   живые   выступления   на   конференциях,   участия   в конкурсах, внеклассных мероприятий по предмету. (Приложение 11)  Организация   продуктивной   мыслительной   деятельности   приводит   к созданию внешних (материализированных) образовательных продуктов.  На   уроке:   текст   в   устной,   письменной,   знаково­символической   форме (таблица,   модель,   кластер,   цель,   вопросы).   Во   внеурочной   деятельности   – учебно­исследовательские,   проектные   работы   учащихся. (Приложение 12)      Выводы   творческие, Организация   самостоятельной   продуктивной   мыслительной деятельности,   применение   в   системе   работы   на   современном   уроке литературы и во внеклассной работе по предмету   эффективных методов, средств   и   форм   создает   условия,   способствующие   формированию метапредметных компетенций обучения. В   основе   организации   такого   учебного   процесса   лежит   принцип продуктивности, согласно которому «главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика» (А.В. Хуторской), содержащее внутреннюю   и   внешнюю   составляющие.   Внешняя   составляющая   включает 12 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 материализованные результаты освоения литературы как учебного предмета, внутренняя   составляющая   —   это   освоенные   способы   деятельности, осмысленные знания об этих способах и другие личностные новообразования. Поскольку   уровень   образовательной   продукции   учащихся   определяется   их индивидуальными   способностями,   изменения   внешних   образовательных продуктов отражают их внутренние образовательные изменения, т.е. развитие личностных качеств (личностный рост). Сегодня,   как   учитель­практик,   автор   твердо   уверена   в   том,   что   от педагога, желающего качественно улучшить результаты обучения, требуется серьезная   работа   по   осмыслению   предметного   содержания,   его структурированию,   ранжированию,   а   также   проектированию   приемов грамотного   представления.   В   связи   с   этим   необходимо     создание современного педагогического инструментария, который позволит учителю не на словах, а на деле обеспечить качественную реализацию нового социального заказа. IX. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА. Оценивать   внутреннее   «образовательное   приращение»   учащихся   как результат   работы   одного   учителя   нельзя,   так   как   это   результаты   всего образовательного   процесса,   работы   всех   учителей,   семьи,   общества. Диагностику   внутреннего   «образовательного   прироста»   можно   оценить опосредованно,   проанализировав   плановую   диагностику   образовательных результатов обучения.  I.  Контрольный класс ­ 8 А класс (декабрь 2014 г.),  классный руководитель Немеш Н.А. II. Научное общество учащихся «ИнТал», Руководитель Немеш Н.А. I. Диагностика учащихся 8 А класса 1. Мониторинг личностного роста. Опросник   «Личностный   рост»   (методика   Григорьева   Д.В.,   Кулешова И.В., Степанова П.В.) Личностный профиль класса определяется средними значениями по  определяющим «характерам отношений к …» учащихся класса по шкале: +15 ­ +28 – устойчиво – позитивное отношение; +1 ­ +14 – ситуативно – позитивное отношение; ­1 ­ ­14 – ситуативно – негативное отношение; 13 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 ­15 ­ ­28 – устойчиво – негативное отношение. Результаты диагностики учащихся 8 А класса (20 человек). 1 срез – 6 А класс (сентябрь 2012 год) 2 срез – 8 А класс (декабрь 2014 год) № Параметры 1 срез 2 срез «Личностный прирост» к семье к Отечеству к Земле к миру к труду к культуре к знаниям к человеку как таковому к человеку как Другому 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 к человеку как Иному 11 к своему телесному Я 12 к своему внутреннему миру 13 к своему духовному Я 20 12 14,2 13,4 10,6 12 10,7 9,9 12,5 14,6 15,8 16,5 15,8 21,4 15,5 16,3 17,4 11,5 16,8 18,2 13,5 17,5 18,1 22,0 18,2 20,0 1,4 3,5 2,1 4,0 0,9 4,8 7,5 3,6 5,0 3,5 6,2 1,7 4,2 Личностный профиль 8 А класса 14 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 Мониторинг   личностного   роста   учащихся   8А   класса   на   протяжении   двух учебных лет показывает положительную динамику по всем характеристикам. Личностный   профиль   класса     лежит   в   области   устойчиво­позитивного характера отношений к указанным параметрам. 2. Методика «Удовлетворенность преподаванием предметов». Инструкция:  Оценить   свое   отношение   к   предметам   по   следующим параметрам: 1. На уроках все успеваю – слушать, записывать, задавать вопросы. 2. При выполнении домашнего задания мне все понятно, доступно. 3. Мне интересно и комфортно на уроке, я иду на него с удовольствием. 4. Мне нравится, как относится ко мне учитель. Шкала: 4 – всегда; 3 – скорее да, чем нет; 2 – когда как;  1 – скорее нет, чем да; 0 – никогда. Выписка из ежегодной диагностики Предмет 2012­ 2013  уч.г. литература 3,5 1 2013­ 2014  уч.г. 3,6 2014­ 2015  уч.г. 3,8 2012­ 2013  уч.г. 3,4 2 2013­ 2014  уч.г. 3,6 2014­ 2015  уч.г. 3,7 2012­ 2013  уч.г. 3,4 3 2013­ 2014  уч.г. 3,8 2014­ 2015  уч.г. 3,8 2012­ 2013  уч.г. 3,5 4 2013­ 2014  уч.г. 3,8 2014­ 2015  уч.г. 3,8 Мониторинг удовлетворенности преподаванием предмета «Литература»  учащихся 8 А класса констатирует положительную динамику по всем  параметрам диагностики. II. Результаты диагностики участников НОУ «ИнТал». 1. Мониторинг личностного роста. Опросник «Личностный рост» (методика Григорьева Д.В., Кулешова И.В.,  Степанова П.В.) Личностный профиль группы определяется средними значениями по  определяющим «характерам отношений к …» учащихся класса по шкале: +15 ­ +28 – устойчиво – позитивное отношение; +1 ­ +14 – ситуативно – позитивное отношение; ­1 ­ ­14 – ситуативно – негативное отношение; 15 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 ­15 ­ ­28 – устойчиво – негативное отношение. 1 срез – 9 участников НОУ «ИнТАЛ» (ноябрь 2012 год) 2 срез – 9 участников НОУ «ИнТАЛ» (декабрь 2014 год) № Параметры 1 срез 2 срез «Личностный прирост» к семье к Отечеству к Земле к миру к труду к культуре к знаниям к человеку как таковому к человеку как Другому 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 к человеку как Иному 11 к своему телесному Я 12 к своему внутреннему миру 13 к своему духовному Я 20 13 14,2 15 11 12 14 10 13 16 17 17 17 23,0 17,5 16,3 18,0 13,5 19,0 23,0 15,0 23,0 19,0 22,0 24,0 26,0 3,0 4,5 2,1 3,0 2,5 7,0 9,0 5,0 10,0 3,0 5,0 7,0 9,0 Личностный профиль НОУ «ИнТал». 16 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 2. Диагностика мотивов участия участников НОУ «ИнТал» в  деятельности Методика «Изучение мотивов участия подростков в деятельности»  (автор  Л. В. Байбородова) Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.  Результаты диагностики. Личностные   мотивы  характеризуют   интересное   дело,   общение   с   разными людьми, творчество, приобретение новых знаний, умений, выработка у себя определенны черт характера. Коллективистские   мотивы характеризуют   желание   помочь   товарищам, возможность   передать   свои   знания,   участие   в   делах   своего   коллектива, сделать доброе дело для других.      Престижные   мотивы  вероятность заслужить уважение товарищей, выделиться среди других.   характеризуют   возможность   руководить   другими, Мониторинг результатов диагностики констатирует положительную динамику в формировании коллективистских и личностных мотивов.  Выводы: 17 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 1.   Сравнительный   анализ   результатов   диагностики   «Личностного   роста» учащихся 8 А класса и участников «ИтТал» показывает, что приращения по параметрам «Отношение к…: знаниям, культуре, человеку  как к Другому, своему внутреннему миру, своему духовному Я» у учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью в составе НОУ, имеют большее значения, а следовательно, выше «образовательное приращение». (Приложение 13)  2.   Мониторинг   удовлетворенности   преподаванием   предмета   «Литература» показал   высокий   уровень   удовлетворенности,   как   в   организации   учебной деятельности, так и психологического комфорта. 3. Мониторинг формирования мотивов участия школьников (в НОУ «ИнТал») демонстрирует   процесс   формирования   коммуникативных   и   регулятивных компетенций. X. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОПЫТА Данный опыт предлагается вниманию учителей русского языка и литературы, руководителям   научных   обществ   учащихся,   уделяющих   в   своей   деятельности особое внимание практико­ориентированному обучению.  Список литературы 1. Лебедев   О.Е.   Компетентностный   подход   в   образовании//Школьные технологии.­2004.­№5. 2. Хуторской   А.В.   Статья   «Ключевые   компетенции   как   компонент личностно­ориентированного   образования»   //   Народное   образование.   – 2003. ­ №2.   3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2. ­ М.: НИИ школьных технологий, 2006. ­ 816 с. 4. Хуторской A.B. Современная дидактика. ­ СПб: Питер, 2001. ­ 544 с. 5. Башмаков   М.И.   Что   такое   продуктивное   обучение   //   Школьные технологии, 2000. ­ №4. 6. Дахин   А.Н.   Компетенция   и   компетентность:   сколько   их   у   российского школьника // Народное образование, 2004. ­ № 4. ­ С. 136­144. 7. Зимняя   И.А.   Ключевые   компетенции   ­   новая   парадигма   результата образования // Высшее образование сегодня. ­ 2003. ­ №5. ­ С. 34­42. 18 Немеш Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края 7 8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. – 304 9. Новиков  A.M.  Методология   учебной   деятельности.   ­   М.:   Издательство «Эгвес», 2005.­ 176 с. 10.Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования / Директор школы, 2006. — №8. — С.64­69. 11.  Якиманская   И.С.   Личностно­ориентированное   обучение   в   современной школе. ­ М.: Сентябрь, 1996. ­ 96 с. 12.Федотова   Е.Ю.   Формирование   информационно­коммуникативной компетентности   учащихся   в   процессе   продуктивной   учебно­ познавательной деятельности. 13.Пластинина   Ю.А.   «Роль   учителя   в   формировании   опыта   продуктивной учебной деятельности у школьников» 14.М.М. Поташник и М.В. Левит «Как помочь учителю в освоении ФГОС». Пособие   для   учителей,   руководителей   школ   и   органов   образования.   ­ М.:2014, 315 с. 19

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Методическая разработка:"«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования ценностно-смысловых компетенций   учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017