Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".
Оценка 4.9

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
немецкий язык +1
5 кл—11 кл
14.12.2018
Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".
В методической статье "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку" презентован авторский опыт по обозначенной теме в рамках РМО учителей русской словесности. Рассматриваемая в работе проблема отражает поэтапность и системность перманентной пропедевтической подготовки учащихся, начиная с 5 класса, в контексте изучения основных тем и разделов языка, адаптированных под спецификацию и кодификацию контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.docx
Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена  к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку  (обмен опытом уч. Гусаловой З.К. в рамках РМО учителей русского языка и литературы) При организации пропедевтической подготовки к экзаменам в  выпускных классах предполагается   перенос акцента со знаниевого  компонента на практическое овладение компетенциями. Это, как известно,  является одним из ключевых требований Федеральных образовательных  стандартов нового поколения.  ОГЭ и ЕГЭ позволяют получить качественную  обобщенную информацию, характеризующую уровень подготовки  выпускников по русскому языку,   а также  обозначить существующие  проблемы в преподавании предмета. Очевидно то, что не только на пороге  сдачи экзаменов, но  и задолго до этого должна вестись системная,  целенаправленная подготовка учащихся  к итоговым испытаниям на этапе   обучения в 5­8 классах. Такая подготовка включает в себя поэтапное   обобщение и систематизацию  всего изученного в школе  с учетом того, что в  содержании экзаменационной работы нет ничего, что выходило бы за пределы  образовательного минимума  по русскому языку и школьных программ.       Требования к  новым стандартам  образования лучше адаптированы к   экзаменам в новом формате и  предполагают пропедевтическую подготовку  учеников  уже на стадии обучения в начальной школе. Более основательная  и  серьезная  работа в этом плане  возможна на этапе обучения в 5 классе, когда  начинается более углубленное и системное  изучение предмета. Это позволяет строить работу таким образом, чтобы к сроку сдачи  ОГЭ в 9­м и ЕГЭ в 11­м  классах обучающиеся успели подойти разносторонне подготовленными,  владея всеми основными умениями и навыками. Исходя из такой директивы,  бояться «работы на вырост» не следует, тогда как пропедевтическая  подготовка к тестированию и выполнению творческой части экзаменов, как  убеждает практика, вполне оправдана на этапе 5 класса и должна проводиться ежеурочно.       Уже в 5 классе   мы довольно успешно  работаем над последовательным  решением упрощенных   тестовых заданий  ЕГЭ. При этом для работы  используются упражнения тестового характера, по содержанию и  формулировке  максимально приближенные  к  КИМам ОГЭ или ЕГЭ. Понятно, что  с ростом ступени обучения меняются в сторону усложнения и  подходы к формулировке заданий и  подбору  закрепляемого материала.                Важно, чтобы на ранних этапах обучения учащиеся, заглядывая в  перспективу, имели общее представление о том, какова структура  выпускных экзаменов за курс основной и средней школы, чтобы их подготовительная  работа носила более предсказуемый и целенаправленный характер. Как известно,  формирование общей функциональной грамотности и       творческих способностей идет через усвоение правил орфографии. Сюда же  входит овладение основными разделами системы  языка. Учащиеся 5 класса  знают  еще совсем немного правил орфографии, но уже имеют определенный  круг знаний по орфоэпии, морфемике, фонетике, морфологии,  словообразованию, лексике, синтаксису словосочетания, простого,  распространенного однородными членами или  обращениями   предложения,  знают конструкции сложных союзных (сочиненных и подчиненных)  предложений, основы культуры речи, обладают первичными навыками  текстологической работы. Но уже  и  такая простейшая знаниевая    база   вполне позволяет включать в пропедевтическую подготовку к тестированию  задания, формально и содержательно повторяющие задания КИМов.   Орфографическая подготовка, как известно, является важнейшим       компонентом общего речевого и языкового развития, и ее успех определяется  не только орфографическими знаниями и умениями, но также достижением  результатов  в  чтении, грамматике, семантической работе, говорении. В  контексте этого, прежде всего, ребенок должен учиться писать  комментированно (вслух или про себя), давать четкий, доказательный ответ.  Проговаривая материал на уроке, ребенок еще раз запоминает его  подсознательно.  Этим достигается, во­первых, развитие монологической речи ученика, что является  одним из элементов  подготовки  к  сочинению на  лингвистическую тему ОГЭ,  а во­вторых, развитие   орфографической и  пунктуационной зоркости, что является основой  для  успешного  усвоения  базового материала программы в целом .          Орфография осваивается и в результате совершенствования, обогащения  речи ученика при  овладении им богатством языка, поэтому  очень важно  помнить,  что огромное «воспитательное» воздействие на школьников  оказывает  ежедневно слышимая  ими  речь учителя, которая должна быть образцовой, эталонной, то есть  такой, которой ребенок  подсознательно будет учиться  подражать.          Орфографическая  зоркость  учащихся, как убеждает опыт,  хорошо отрабатывается ведением традиционной   тетради, условно называемой «Узелки на память», она должна оформляться учениками собственноручно, так как  записанные рукой правила лучше запоминаются, чем готовый учебный материал, так как одновременно включается  действие зрительной и моторной памяти.        Тренировочные задания к экзаменам можно проводить параллельно с  прохождением темы урока или в контексте поэтапной  системы, из урока в   урок, последовательно отрабатывая типовые задания разделов КИМов.   Кстати, часть дидактического материала (наиболее доступная для восприятия пятиклассников с учетом их  возраста  и  базового знаниевого уровня)   предлагается учащимся из сборников по подготовке  выпускников к ОГЭ и   ЕГЭ. «Экзаменационные» задания целесообразно решать в начале урока в        виде орфографических, орфоэпических, фонетических,  словообразовательных и других разминок с выставлением на полях тетради  пометы «ОГЭ» или «ЕГЭ». Прописывая аббревиатуры, ученики визуально  и  подсознательно привыкают  к  содержанию контрольно­измерительных  материалов   итоговых видов  аттестации, укрепляются в понимании  их  важности и  в то же время доступности. Новизна характера заданий и  осознание важности пропедевтической  работы над ними моментально  включают мышление учеников и предупреждают быстрое угасание их  интереса уже в первой половине урока. Следует помнить, что избегание  этого угасания  в работе с более  младшими  школьниками  оправдано применением  игровых технологий.  Быстрее и правильнее выполненное  задание должно  обязательно оцениваться.  Хорошо работает на  активизацию и развитие мыслительной       деятельности учеников выполнение  разновидовых диктантов,  обеспечивающих  дифференцированный подход к организации  деятельности   обучаемых на уроке.  Если для слабых учеников больше приемлема  репродуктивная работа, предполагающая повторение предложенного  (отработанного) образца, то для продвинутых и среднеуровневых учащихся   более подходит выполнение усложненных диктантов, например,  выборочных,  выборочно­распределительных, творческих.  Такие виды тренировочных упражнений  являются хорошим инструментом, формирующим   знаниевую  базу  будущих выпускников. Учитывая важность дифференцированного подхода в обучении  с       учетом разноуровневой подготовки учеников,  их индивидуальных  возможностей и способностей, связанных с особенностями темперамента,   целесообразно предлагать учащимся  тестовые задания разных типов: «А»  (базового  уровня) и  «В»  (уровня  повышенной сложности). В  старших  классах при организации подготовки к экзаменам  экономичнее и  эффективнее использовать специальные электронные тренажеры,  позволяющие  синхронизировать работу всех учащихся в классе и  максимально экономить время урока. Подобный  способ выполнения  тренировочных упражнений  и контрольных работ вполне может  проводиться  и  в более  младших   классах.   Системная  организация подготовительной  работы к экзаменам  достигается также использованием  в рамках урока  многочисленных тренировочных решебников, среди которых особо следует  выделить наиболее востребованные в настоящее время:      ­ пособие С.И. Львовой по подготовке к ОГЭ, содержащее всю теорию,  качественные и интересные задания, большой раздел по текстоведению,  включающий анализ текста, написание изложения и сочинения; задания в  данных пособиях  сформулированы кратко, четко и  грамотно;      ­ пособие Е.С. Симковой «ГИА ­ 2013. Русский язык. 41 типовой вариант  экзаменационных работ» издательства «Астрель»;      ­ пособие Л.С.Степановой «ГИА ­ 2013. Русский язык. 9 класс. Экзамен в  новой форме: Тренировочные варианты экзаменационных работ» издательства «Астрель»;       ­  пособие Е.Н. Зверевой и И.П. Цыбулько  «ГИА – 2014 г. Русский язык.   Типовые экзаменационные варианты. 12 вариантов» издательства  «Национальное образование» и некоторые другие. Самым полным изданием типовых вариантов заданий  ЕГЭ­2013 по       русскому языку является пособие А. Ю. Бисерова, выпущенное  издательством «Астрель». Этому же автору принадлежит ценное издание,  вышедшее в издательстве «Эксмо»: «ЕГЭ­2013, ГИА­2013. Нормы оценки  знаний. Сдаем без проблем!»  Хорошим тренировочным пособием  является также пособие И.Б. Голуб «ЕГЭ­2013. Русский язык без репетитора. Сдаем  без проблем!»  Все указанные издания предназначены для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и       включают в себя разнообразный материал, который может оказать  существенную помощь учащимся в повторении изученного в 5­9 классах,  потренироваться в выполнении тестовых заданий, получить подробную  информацию о типичных ошибках,  встречающихся в ходе выполнения  экзаменационных работ, и конкретные рекомендации для подготовки к  экзаменам.  Предлагаемые пособия можно  успешно использовать  в процессе   подготовки  к экзаменам под руководством учителя, а также при организации  самостоятельной пропедевтической работы учащихся, начиная с 5 класса.  Рекомендуемые издания могут оказать огромную помощь  и родителям  учащихся  при подготовке последних к ОГЭ и ЕГЭ. Готовя обучающихся к сдаче экзаменов, важно учить их пониманию        определенных закономерностей, знанию общих подходов,  «секретов» в  изучении материала, что значительно облегчает их познавательный процесс и  формирует  более высокий мотивационный уровень.       С большим  интересом и пользой пятиклассниками выполняется  одно  из первых заданий –  по орфоэпии. В качестве дидактического материала  мною часто используюся  слова из словаря­минимума, подобранные с учетом  частотности  их включения  в задание экзамена (наиболее часто  встречающиеся слова: каталог, баловать, завидно, клала, свекла,  прозорливость, сверлит, столяр, брала, торты, ходатайство, исчерпать,  дозировать, нефтепровод, премировать, обеспечение, феномен, по средам  и др.)  Ученики, выполняя данное задание,  должны знать следующие основные      «секреты»:  ­ если в слове есть слог «лог», то он всегда ударный; ­ если в слове есть слог «вод», он тоже всегда ударный; ­ в  словах, попавших в русский язык из французского (жалюзи, диспансер и  др.), ударение всегда  ставится на последнем слоге; ­ в женском роде, как правило, ударение падает на окончание,  кроме: клала,  украла, где ударение падает на основу. (Надо отметить, что на ЕГЭ чаще  всего  встречаются глаголы: послала, клала, брала и украла).         Иногда более  младшим  учащимся (5­7 классов) предлагается   выполнение заданий совместно с  родителями: найти в орфоэпических  или   орфографических словарях произносительную норму указанных в упражнении слов  и  затем  самостоятельно провести   в классе орфоэпическую разминку.  Такая форма работы увлекает детей, способствует росту их учебной  мотивации,  а с другой стороны, привлекает к обучающему процессу   также   их родителей.       Немаловажную роль при работе над развитием речи учащихся, как  известно, играет лексическая работа, которая обязательно должна  проводиться на каждом уроке, причем именно  в контексте предварительной   подготовки к экзаменам. Выбирая отдельные предложения, а лучше  небольшой связный текст, подборку дидактического материала следует  осуществлять таким образом, чтобы в нем присутствовало максимальное  количество изобразительно­выразительных средств, знания которых требует  задание   ЕГЭ. Так, урок за уроком, начиная с 5 класса, можно закреплять   литературоведческие термины (тропы и стилистические фигуры) как на  уроках языка, так и литературы. В настоящее время, посредством постоянной  отработки изобразительных  средств на материале стихотворных или  прозаических произведений, учащиеся, начиная с 5 класса,  с успехом  закрепляют такие новые для них специальные понятия теории языка и  литературы, как: анафора, эпифора, аллитерация,  асиндетон и полисиндетон,  синекдоха, инверсия, риторический вопрос и риторическое восклицание,  оксюморон и  некоторые другие. Следует заметить, что выделение этих  терминов в структуре исследуемого текста вполне посильно для младших  школьников, если их отработка имеет систематический, а не случайный   (эпизодический) характер. Это значит, что  необходимо  постоянно и   тщательно работать над повторением  и практическим закреплением   классификации  изобразительно­выразительных средств, отбирая для  исследования прозрачный прозаический или  поэтический  текстовый  материал, доступный для понимания детей того или иного возраста. Очень серьезным акцентом  в деятельности учителя должна являться       пропедевтическая  работа по подготовке учащихся 5,6,7 и 8 классов к  выполнению творческой части ОГЭ и ЕГЭ.  Подчеркивая серьезность заблаговременной подготовки  обучаемых  к выполнению изложения и  сочинения, учитель должен изначально обратить внимание учеников на   сложность данных видов  творческих заданий  (особенно такого, как  написание сочинения на лингвистическую тему в 9­м классе или  рассуждения в 11­м классе)  и на  то, что иногда  имеют место случаи, когда выпускники,  не справившись с выполнением творческого  задания, сдают чистые бланки и  тем самым теряют достаточно  большое количество баллов, которые, в сумме  с набранными за тестовые задания, могут  дать высокий суммарный балл за  всю  экзаменационную  работу. Поэтому важно обратить внимание обучаемых  на необходимость выполнения этого творческого задания.       Младшие школьники  должны, как показывает практика, как можно  чаще писать небольшие обучающие сочинения­рассуждения  по  какой ­ либо  проблеме (по ходу или,  что еще лучше,  после изучения программных  литературных   произведений)  с доказательством собственной  позиции и  приведением аргументов из жизненного опыта и литературного источника.   Им должно быть известно, что приведение двух требуемых способов  доказательства собственной точки зрения позволит  им набрать максимальное  количество баллов по определенному критерию.  Учащиеся должны знать, что в предложенном тексте может  быть сразу  несколько проблем,  но они могут  выделить лишь одну. Кроме того, обучаемые должны четко знать, что   проблема (или проблемы) «лучше видны» в тексте публицистического стиля,  потому что здесь она (они) часто как бы  лежат на поверхности; более сложно  выделить проблему (проблемы) в художественном тексте, и тогда ее (их)  необходимо искать «в подстрочнике»: в поведении героев, в их речи, в  отношении к окружающим, в отношении окружающих к героям и в авторских  ремарках.  Чтобы учащиеся учились приводить примеры из литературных       источников,   целесообразно,  параллельно с рабочей тетрадью по литературе,  вести отдельную тетрадь по подготовке к ЕГЭ, куда   следует заносить  следующую информацию:  формулировку проблемы, поднимаемой автором (о добре и зле, сострадании и равнодушии, патриотизме и предательстве,    высокой  нравственной   культуре  и бескультурье т. д.), имя автора, название  произведения, ключевые эпизоды, которые можно использовать в сочинении  в качестве  аргументантов.  Все это, во­первых,  предупреждает  факт  забывания  литературного произведения, во­ вторых, поступательно   формирует  навык  рассуждения над авторской  проблемой текста. Пятиклассникам уже  хорошо  известно, что подразумевает понятие       «сжать текст». Они знают и то, что умение трансформировать его в сторону   сокращения – это очень важное умение, которое может не раз пригодиться в  жизни: в повседневной практике, при подготовке к ОГЭ в 9 классе, при работе над заданием   ЕГЭ в 11 классе, выполняемым   на основе сжатия текста). Учителю  важно знать, что  учить школьников компрессии  текста       рекомендуется не при устном прослушивании выбранного текста, а по  образцам, лежащим перед глазами учеников.  Делать это следует постепенно,  поступательно, путем решения разнообразных заданий: составления плана,  написания конспекта,  наконец, через  выполнение отдельных  тренировочных  упражнений.    На слух нужно учить школьников  умению членить текст на абзацы, при  чтении текста определять в нем  количество микротем, ухватывать  ход  развития мысли автора. Приемы сжатия текста  можно отрабатывать на обычных уроках      русского языка  во всех параллелях, вводя небольшие тренировочные  задания (например: «Выделите в данном предложении главную и второстепенную  информацию»). Подобные задания занимают не так уж много времени, но,  несомненно, являются очень продуктивными.    Учащихся надо учить умению делать записи при работе над сжатием текста.    При первом чтении очень важно определить, сколько в тексте абзацев и  какова микротема каждого из них.   Ученики должны знать (и в этом убеждает практика) следующее: ­ при первом чтении текста не нужно (и даже вредно) стремиться записывать  его вслед   за диктором, нужно фиксировать лишь ключевые слова, то есть  «делать зарубки», причем лучше не плотно, то есть подряд, а оставляя   пространство между абзацами, чтобы потом дополнить запись, а не  воспроизводить ее заново);   ­ во время паузы между первым и вторым (последним и контрольным)  чтением, пока учитель молчит, следует сосредоточиться на тексте,  попытаться  понять его  и выстроить логику изложения;   ­ при повторном чтении не стремиться записывать все дословно – только  главное, в чем хорошо помогает составление плана­схемы, способствующего сохранению логики повествования (так как выстраивается схематическая   основа, то есть  стержень текста) и всех его микротем, что соответствует  основному требованию к  написанию  изложения.   Ученики 5 класса  пока только учатся  писать небольшие полные  изложения и давать развернутые ответы на конкретно поставленные  вопросы.  Но они уже имеют представление о том,  что на ОГЭ им предстоит выполнять  версию  сжатого   изложения.  Пятиклассникам  известны некоторые основные способы сжатия  текста, и работа по трансформированию текста  иногда   проводится. На вступительном этапе обучения учащихся написанию сжатого  изложения возможны два варианта подготовки: 1­й: написать изложение и  выполнить к нему небольшое творческое задание и 2­й: дать текст в виде  диктанта, а грамматическое и творческое задание оставить неизменным Чтобы поэтапно готовить учащихся к работе над написанием       экзаменационного сочинения (по типу рассуждения в 9­м  и 11­м классах),   часто предлагаю  ученикам творческие  задания, нацеленные на  развитие   умения рассуждать по поводу предложенной проблемы.  В младших классах  можно  давать небольшие ситуативные тексты, предполагающие  доказательство  правоты разных  точек зрения героев, или оценку   правильности их поведения,  выражающегося в их поступках. Выполняя  подобные задания, причем по схеме, приближенной к плану написания  экзаменационного сочинения, школьники, во­первых,  закрепляют алгоритм  работы над написанием сочинения и, во­вторых,  приобретают навыки  логического  разворачивания мысли  в ходе рассуждения.       Учитывая вариативность формулировки творческого задания ОГЭ в 9  классе, предполагающего  добровольный  выбор вида сочинения (собственно  рассуждения или на лингвистическую тему),  стараюсь готовить обучающихся  к обоим видам  работы, хотя в последнее время акценты составителей КИМов больше смещаются в сторону написания сочинения  по заданному вопросу и   ключевому  концепту исследуемого текста.  Залогом успешного выполнения сочинения на лингвистическую тему       является, конечно же, хорошее знание учащимся  теории языка. А это, в свою  очередь, требует акцентирования  внимания на  знании   грамматических  правил. Каким образом этого можно добиваться? Прежде всего необходимо  научить учеников комментированной работе над  любым языковым  материалом: записывая, проговаривай;  во­вторых, перед выполнением тренировочного упражнения обязательно повтори орфографическое или  пунктуационное правило (желательно вслух, чтобы подключить еще и аудио­ память); в­третьих, зафиксируй правило  в специальной  тетради с памятками, чтобы в процессе записи  единством визуальной и моторной памяти закрепить  знание терминологии и алгоритма по использованию правила.   Успешному  закреплению и систематизации изучаемых правил  способствует проведение зачетных уроков после каждой крупной темы или  блочное усвоение орфографических  или пунктуационных правил,  объединенных определенным видом. Задание к каждому упражнению    ученикам предлагаю читать самостоятельно, анализируя его, потом объяснять всему  классу, как надо работать над выполнением  данного  упражнения.  Комментировать надо и ход выполнения задания. Подобная работа позволяет  научить школьников правильному  использованию терминологического запаса  языка.             При изучении синонимии, антонимии, омонимии  уже в 5 классе  знакомлю  учащихся с содержанием экзаменационных заданий, нацеленных на  проверку знаний раздела «Лексика».   Задание  ЕГЭ предполагает закрепление такого языкового явления, как паронимия.  Данное задание вполне доступно  пятиклассникам и  отрабатывает не только орфографическую и   орфоэпическую нормы, но также способствует развитию речи (пополнению  обиходного  словаря) посредством усвоения семантики слов  иноязычного  происхождения. Чтобы  работа по расширению  словаря учащихся проходила  эффективнее, с большим интересом и  целесообразнее, активизирую   самостоятельную  исследовательскую деятельность обучаемых через  адресацию  их к словарям, главным образом, иностранных слов. Таким  образом  совершенствуются  общеучебные умения и навыки школьников  и   достигается привычка самостоятельно  добывать знания из  соответствующих  источников.  Следует чаще давать учащимся слова для выявления их  лексического значения.       Пропедевтическая подготовка обучаемых к итоговым экзаменам может  быть максимально эффективной  при условии, если, предлагая задания,  учитель  особо  подчеркивает    самые «ошибкоопасные  места» работы –   задания, которые, по результатам анализа прошлых экзаменационных  кампаний,  традиционно вызывают  затруднения у выпускников, то есть важно  расставлять акценты на классификации типичных ошибок выпускников, а также  учитывать рекомендации методистов и опытных   практикующих  учителей по предупреждению подобных ошибок.       Нередко  выпускники  допускают на экзамене  ошибки, связанные с  определением  способа образования слова, предложенного к исследованию.  Словообразованию следует уделять как можно больше внимания, так как в  школьных учебниках способы словообразования  представлены крайне  неполно: они просто перечисляются без всяких комментариев, содержат в  примерах ошибки, вызванные смешением двух различных видов разбора –  морфемного и словообразовательного. Исходя из этого, следует четко  доказать учащимся, что при морфемном разборе слова членятся на все  значимые части, понятные с точки зрения современного русского языка. В  ходе словообразовательного разбора указывается  лишь то слово,  от которого в последовательном акте словопроизводства образовано исследуемое слово, и  та морфема, с помощью которой это слово образовано.       Пятиклассникам уже известно, что наиболее часто встречающиеся  на  ЕГЭ способы словообразования – это бессуффиксный и суффиксальный  способы, а также  то,  что чаще всего выпускниками допускаются ошибки при  определении  именно бессуффиксного способа словообразования (в словах  типа: переход, зачет,  вылет, перехлест, связь, опрос, проезд и др.) и   образования слов путем перехода из одной части речи в другую.  Учитывая  все это,   а также  то, что  около 60% ошибок приходится именно на   задания  по словообразованию,  пятиклассникам систематически  предлагаются такие,  которые  отрабатывают различение двух указанных способов разбора слов, и   чаще  к исследованию  предлагаются слова, образованные именно   суффиксальным и бессуффиксным способами. Помимо того,  отрабатывается  знание учащимися  различных  морфем, составляющих слово, акцентируется   внимание на способах чередования гласных и согласных (особенно на примере случаев, когда происходит чередование какой­либо гласной с нулем звука),  которые могут иметь место  в морфемах, и на невозможности смешения  формообразующего суффикса «Л» со словообразовательным (школьники  часто  не знают о формообразующих суффиксов и  воспринимают их как  словообразовательные, что  нередко приводит к огромному количеству  ошибок).      Ученики должны твердо  знать, что: ­  если есть короткое существительное, от которого можно образовать глагол,  ­ это бессуффиксный способ образования слова (переживание –  переживать, сочувствие – сочувствовать, испытание – испытать,  воспитание – воспитать). Ни одна другая часть речи не образуется  бессуффиксным способом, кроме существительного; ­ если перед нами длинное существительное на ­ ие, где е – это окончание, то  способ образования –  суффиксальный: произведение (от  «производить»),   мышление (от «мыслить»);     ­ словообразовательная цепочка строится без выбрасывания приставки:   безветрие, созвездие, подорожник, подбородок, подосиновик, приморье,  побережье  (приставочно­суффиксальный способ. (Внутри подобных слов  «прячутся» слова: ветер, звезда, дорога, осина, борода и т.д.); ­ если глагол в форме прошедшего времени, то  Л – формообразующий  суффикс, служащий для образования формы прошедшего времени: увидела,  догнала, подгорел и т.д. Следует подчеркнуть, что глагол «любит»  образовываться  с помощью приставки: видеть – увидеть, гнать – догнать.  (Если приставку можно убрать, а слово (глагол) будет существовать, то   способ образования – приставочный). Учащиеся должны знать, что на ЕГЭ 99  % глаголов образованы приставочным способом (за все время существования  экзамена встретилось лишь 2 глагола, образованных приставочно­ суффиксальным способом: покупали – купить, размышляли ­ мыслить); ­  определяя способ образования наречия, важно помнить, что приставку  убирать нельзя: бесшумный – бесшумно, нелегкий – нелегко, бесстрашный –  бесстрашно (приставочный способ); наречия могут быть образованы также  приставочно­суффиксальным способом: наглухо, затемно, направо  и  суффиксальным: глухой – глухо, редкий – редко. То есть у обучаемых должно быть понимание того, что наречия образуются 3  способами (приставочным, суффиксальным и приставочно­суффиксальным)   и  что определение словообразования наречий является самым трудным   случаем; ­  прилагательные также образуются приставочным способом: неяркий –  яркий, невкусный – вкусный; приставочно­суффиксальным:  безжалостный – жалость, беспомощный –  помощь. Следует обратить внимание учеников на то, что краткие  прилагательные (безжалостны, беспомощны) образуются точно так же, как  и полные; ­ опираясь на знание того, что причастия образованы от глагола, важно  помнить, что в полной и краткой формах они  образуются суффиксальным  способом:  расшитый – расшить, прикрытый – прикрыть, расшит –  расшить, прикрыт – прикрыть; ­  суффиксальным способом образуются и деепричастия,  так как  они так же  образованы от глагола): делать – делая, рисовать – рисуя.        Правильность выполнения экзаменационных заданий, проверяющих  умение выпускников  определять способы образования слов, будет  гарантирована  при условии  глубокого знания ими морфологических   особенностей различных  частей речи и основных закономерностей их  словообразования, поэтому комплексная  работа над морфологией и  словообразованием должна  осуществляться поступательно,  непрерывно,  системно, из класса в класс, начиная с 5­го,  по мере увеличения багажа  знаний школьников  о той или иной части речи.         Одно из заданий ЕГЭ отрабатывает знания учащихся о  частях  речи.  Поскольку ученики 5 класса еще только в начале пути и им известны пока  только самые основные части речи, «морфологические» задания  по типу  тестовых им  предлагаются в  упрощенном виде. По мере ознакомления  школьников  с другими самостоятельными и служебными частями речи  уровень сложности  заданий  постепенно повышается. В 6 классе,  практически,  школьникам известны уже все части речи, кроме причастий и  деепричастий (особых  форм глагола или выделяемых как самостоятельные  части речи). Но  уже в пятом классе можно понемногу   расширять круг  сведений учащихся по морфологии: пополнить их представление о  самостоятельных частях речи, указав, что, в соответствии с новым подходом,  в русской грамматике выделяется не 6, как в  традиционной классификации, а 8 самостоятельных  частей речи, что объясняется тем, что есть еще  образованные от глагола слова – причастие и деепричастие, совмещающие в  себе морфологические признаки глагола и, соответственно,  прилагательного  и наречия. Указывается, что  подробно этот материал будет изучаться в  7  классе. На этапе обучения в 5 классе  можно постепенно  пополнять знания      учащихся о разрядах местоимений, которые подробно изучаются в 6 классе, и  подчеркнуть, что  твердое знание разрядов данной части речи очень важно,  так как  КИМы  ЕГЭ включают сразу несколько заданий на определение  разрядов местоимений.       Учащиеся должны знать, что  нередко на экзамене вызывает трудности  семантический анализ слова.  Процент выполнения данного задания низок   (около 47%­50%). Потому необходимо чаще давать ученикам небольшие  обучающие тесты на выбор самого точного значения указанного  слова из  числа предложенных. При этом  важно обращать  внимание учеников на то,  что  лексическое значение можно определить только в контексте, учитывая  значение всех других слов. Задания по разделу «Синтаксис» выполняются в 5 классе      систематически, почти на каждом уроке.  Причем, работа над отработкой  синтаксиса ведется пропедевтически, а значит,  в более  развернутой форме.  Ученикам известно, что почти половина выпускников 9 и 11 классов   затрудняются  правильно квалифицировать вид предложения:  сложносочиненного, сложноподчиненного и безличного.  Сложносочиненное  предложение путают с простым предложением  с однородными членами,  разные виды сложных –  из­за незнания сочинительных и подчинительных  союзов.  Ученики  5 класса  относительно  хорошо знакомы с конструкциями       простых предложений с некоторыми известными им  способами  распространения и  со сложными предложениями, части которых связаны как  сочинительной, так и подчинительной связью.  Пятиклассники  работают  пока исключительно с конструкциями двусоставных предложений.  Но, забегая  вперед, в 8 класс, они уже  сегодня  знакомятся  также  с конструкциями  односоставных предложений с одним главным членом – подлежащим или  сказуемым, знают основные виды таких предложений  и даже умеют   приводить примеры. Кроме того, уже в 5 классе  значительно  расширяется круг знаний       обучающихся о  конструкции сложноподчиненного предложения: исходя из  содержания контрольно­измерительных материалов ГИА и  ЕГЭ,  пропедевтически  отрабатывается  умение обучаемых определять виды  придаточных  предложений (изъяснительных, определительных  и обстоятельственных), строить схемы упрощенных конструкций   сложноподчиненных предложений с одним придаточным, а также  указывать  виды связи между частями сложноподчиненного предложения (параллельную  или  последовательную)  в более развернутой конструкции  сложноподчиненного предложения.  Как показывает практика,  пропедевтическое выполнение заданий по       типу экзаменационных не  вызывает у младших школьников больших  затруднений, напротив, способствует формированию прочного базового  фундамента для успешного изучения языка в старших классах и  мотивированной подготовки  учеников  к сдаче выпускных экзаменов.           Выводы и рекомендации.  1. Подготовка  к выпускным экзаменам за курс основной и средней школы  является магистральным направлением всего образовательного  процесса; 2. Для обеспечения максимальной эффективности закрепления базового  материала, заложенного в содержание контрольно­измерительных  материалов ОГЭ и ЕГЭ, подготовку к данным экзаменационным  испытаниям следует вести  в режиме пропедевтической подготовки на  протяжении всего периода обучения предмету, начиная с 5 класса; 3. Не следует бояться работать с младшими школьниками «на вырост»:  они достаточно успешно усваивают специальную терминологию и  программный материал,  подробно изучаемый на более старших  ступенях обучения; 4. Младшие школьники (начиная с 5 класса) должны иметь общее  представление о структуре, содержании, а также наиболее значимых  критериях проверки ОГЭ и ЕГЭ, характер преломления всего  изучаемого программного  материала в заданиях контрольно­ измерительных материалов; 5. Комплексная подготовка к экзаменам должна реализовываться на  каждом уроке русского языка и литературы с таким условием, чтобы  любая конкретная изучаемая тема обязательно рассматривалась в  контексте  содержания заданий КИМов; 6. Фрагментарному выполнению тестовых заданий по типу  экзаменационных более целесообразно отводить время в самом начале  урока, по основным разделам программы, чтобы активизировать мыслительную деятельность обучаемых; каждое выполняемое тестовое  задание помечать на полях тетради аббревиатурой «ОГЭ» или «ЕГЭ»; 7. Проводя пропедевтическую  предметную подготовку обучающихся,  важно учитывать необходимость расстановки акцентов на  классификации типичных ошибок выпускников, традиционно   допускаемых  на ОГЭ и ЕГЭ, а также рекомендациях  ведущих  методистов  и передовых учителей­практиков страны по  предупреждению подобных ошибок; 8. В целях обеспечения дифференцированного подхода в обучении  и  включения в процесс познания  всех учащихся класса без исключения,  лучше всего предлагать учащимся тестовые задания разных видов:  базового (часть «А») и повышенного (часть «В»); 9. Как показывает практика, в  старших классах гораздо более   экономичным  и эффективным представляется   использование  в  учебном процессе  специальных  электронных тренажеров, позволяющих синхронизировать работу всех учащихся и максимально экономить  учебное время  урока. Кроме того, использование электронных  тренажеров облегчает работу самого учителя, избавляет  его от  необходимости обработки тестов вручную и обеспечивает    возможность получения  на уроке мгновенных результатов выполнения  практической самостоятельной   работы каждым отдельным учеником; 10. Целесообразно отсылать обучаемых (особенно старшеклассников)  к  одному из наиболее доступных пособий по подготовке к ЕГЭ –  электронному изданию «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»,  разработанному ЗАО «Просвещение­Медиа»; тестовым заданиям   бумажных пособий­тренажеров, максимально приближенных к  содержанию  КИМов  ОГЭ и  ЕГЭ; 11.  Помнить, что прекрасным подспорьем для учителя и учащихся   являются  циклы видео­занятий по  подготовке к  ОГЭ и ЕГЭ по  русскому языку, проводимые в системе Интернет специалистами  высшей школы и опытными практикующими учителями России; 12. В целях пропедевтической подготовки учащихся к экзаменам, в  частности,  написанию  сочинения­рассуждения ЕГЭ по русскому языку, целесообразно ведение  с 5 класса специальной тетради с включением  в  нее   необходимых материалов для последующего  использования их   в  качестве  примеров  из литературного источника  для приведения   «защитной аргументации»   своей позиции по проблеме, поднятой автором, а также тетрадей­памяток, в которых фиксировались бы   основные правила русской грамматики; 13.  Следует учить школьников пониманию определенных  основополагающих  закономерностей, знанию общих подходов и   «секретов» в  изучении материала, что значительно облегчает сам  познавательный процесс и формирует более высокий мотивационный   уровень обучаемых; 14.Как показывает практика, наиболее эффективными технологическими  приемами, позволяющими достигать результативности  работы на  опережение, являются следующие:       ­ дифференцирование, используемое   как  на уроках, так и в  системе ИГЗ, и   репетиторство, предполагающее работу в  индивидуальном режиме, т.е. технологии,  функционирующие  с учетом  деления обучаемых на группы по уровню их учебной подготовки;        ­  игровая  технология, обеспечивающая  наиболее приемлемый  способ усвоения детьми  учебного материала;     ­  технология  «мозгового штурма» для способных учащихся, с  помощью которой достигается непрерывно растущая активизация их   мыслительной деятельности;       ­  технология  рефлексии, нацеленная на формирование  деятельностно­ориентированной личности, способной планировать и в  конечном итоге самостоятельно оценивать собственный учебный  результат;       ­ технология  поэтапного поощрительного оценивания,  предполагающая   принципиально новый подход к оценке деятельности   учащегося, когда отмечается успех ученика, а не  его незнание и  неуспех. Данная технология очень эффективна в том, что позволяет  заметить любой, пусть  самый незначительный,  скачок в  индивидуальной  образовательной динамике обучающегося. Поощрение  может проявляться в различных формах: в виде устной благодарности,  письменного  послания родителям, оформленного в ученическом  дневнике рядом с выставленной отметкой, в виде грамоты или  небольшого материального поощрения  за какой­либо   отчетный период (год, полугодие или даже четверть);    ­ технология привлечения учащегося к самостоятельности в добыче  знаний (обращение его к информационным источникам системы   Интернет, справочной литературе и т.д.), причем в союзе с родителями.  Применение данной технологии позволяет смягчить страх ученика перед исследуемым учебным материалом и достичь удовлетворения от  совместного успеха, разделенного с родителями. Названная технология  исподволь  способствует также  самообразованию самих родителей,  приобщению их к знанию содержания экзаменационного материала. Таким образом, цель моей деятельности в организации   обучающей пропедевтической  работы с учащимися заключается в  достижении такого мотивационного уровня обучения, когда, работая в  режиме опережения, школьники начинают воспринимать предмет как  целостную, более  понятную, а значит,  и более доступную  систему,   лучше  понимать практическую  значимость изучаемого предмета для  жизни; непрерывно отрабатывая те или иные языковые явления с  привязкой к содержанию итоговых экзаменов, получают более прочную  знаниевую и рефлексийную базу для успешной сдачи этих экзаменов.   Подобный подход к организации образовательного процесса  представляется ученикам более интересным, познавательным и  надежным, так как способен максимально гарантировать будущий успех на итоговых испытаниях.

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".

Методическая статья на тему: "Методика пропедевтической подготовки обучаемых среднего звена к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018