МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКЕ: ВИДЫ И СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ // №1
Оценка 4.6

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКЕ: ВИДЫ И СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ // №1

Оценка 4.6
Руководства для учителя
pdf
религиоведение
4 кл—9 кл
14.01.2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКЕ: ВИДЫ И СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ // №1
Учебные планы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН не выполнимы без ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ. Данный материал содержит методические рекомендации по постановке домашний заданий (с установкой на ясность формулировки, проблемный характер заданий, с предусмотрением на контроль, с учётом объёма, развитием самостоятельности и др. ). Данные рекомендации имеют комментарий и примеры из практики.
ПостановкаДомашнегоЗадания 1.pdf

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКЕ

 

Лукашенкова Жанна Васильевна, учитель русского языка, литературы И православной культуры

МБОУ «СШ №34» города Смоленска

 

___________________________________________

ВИДЫ И СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ

ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ //№1

______________________________________________________________________________

 

 

Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно

пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.

Иммануил Кант

 

В настоящее время учебные планы духовно-нравственных дисциплин, впрочем, как и других общеобразовательных предметов, не выполнимы без д о м а ш н и х з а д а н и й , но без достаточной эффективности самого урока домашняя работа не имеет образовательной и воспитательной ценности.

Доктор педагогических наук М.И. Махмутов в своих работах[1] показывает, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Домашняя работа детей состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих

способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Из этого следует, что домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками – наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.

Домашние задания по с о д е р ж а н и ю включают в себя: а) усвоение изучаемого материала по учебнику;

б) выполнение устных упражнений (подбор примеров на положения

изучаемого материала, заучивание хронологической таблицы и т. д.);

в) выполнение письменных заданий;

г) выполнение творческих работ;

д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах;

е) проведение наблюдений, микроисследований;

ж) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

 

Основные недостатки домашней учебной работы школьников

Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе имеются существенные недостатки. Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое

чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний. Вовторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала. В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях. Отрицательно сказывается и перегрузка

учащихся домашними заданиями. Перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению.

При организации домашних заданий необходимо учесть следующие р е к о м е н д а ц и и :

 задание должно быть понятно каждому ученику, т. е. все учащиеся

должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);  

*          задание       должно       носить        характер     вопроса,     посильного          для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны»

(должны иметь проблемный характер);   необходимо, чтобы задание предусматривало его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);   задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);  задание должно быть строго регламентировано (учет объема

заданий);    не следует, чтобы задания были однообразны и однотипны – задание

НЕ однообразно и НЕ однотипно. В нем могут встречаться нестандартные

вопросы, вопросы для предварительного обдумывания

заданий);

(разнообразие

*          задание должны ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);  в задания следует вводить вопросы для повторения основных

изученных понятий (установка на повторение пройденного);  каждое задание трудно, но посильно для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);

 задания включают в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные        связи,         формулировать   выводы,          применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);   задание может быть направлено на продолжение исследования, начатого на уроке; решение новой задачи на нравственную тему.

Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала.

Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.

 

  

 

 



[1] Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972. 365 с.; Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975. 368 с.; Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. 374 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени

Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени

Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе имеются существенные недостатки

Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе имеются существенные недостатки

НЕ однообразно и НЕ однотипно.

НЕ однообразно и НЕ однотипно.

Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты

Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017