Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »
Оценка 4.6

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
история
Взрослым
24.01.2019
Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »
Данные материалы подобраны с целью раскрытия процессов накопления культурных и нравственных ценностей в контексте исторического развития нашего государства. Они помогут воспитать чувство гражданской гордости и ответственности у обучающихся за те факты и события , которыми так богата наша история. Содержание данной работы может быть использовано в качестве дополнительного материала к уроку и в качестве дополнения в момент применения преподавателем межпредметных связей.
Мои материалы КАИТ20_Куликова_Лучшее педагогическое исследование года.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЛЕДЖ АВТОМАТИЗАЦИИ  И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ № 20» Методические материалы к урокам Истории                  Предмет: История  Тема:   «История   и   культура   России   как   пример   духовно­ нравственного воспитания молодежи . »  Составитель:     Куликова   Ирина   Викторовна   –  преподаватель   общеобразовательных дисциплин 1квалификационной категории   Контактный телефон: 8 963 679 20 54 Электронная почта:  [email protected] Москва 2019 1 1. Концепция педагогического исследования, обоснование социальной  значимости.  Концепция       Выработка  компетенций и практических умений с использованием знаний о   предмете   истории   и   культуры,   способность   грамотно   ориентироваться   в современном   пространстве   информации   и   важнейших   социально­ политических событий, происходящих в мире.        Исследование процессов развития российского общества, укрепление и  создание неразрывной связи  поколений­участников героических периодов в  отечественной истории  и культуре .         Изучение и сохранение великого культурного наследия прошлого. При  приумножение и укрепление национальных традиций .Воспитание  патриотизма у молодого и последующих поколений  в духовно­нравственных  началах.  Сравнение идеологии   мировых систем и особенность российского народа. Степень  сознания   зарубежного пространства.. Приобретение   навыков   использования   логического   мышления   и   их применение для восприятия информации и событий  текущего времени . Обоснование социальной значимости        Выпускник , имеющий среднее специальное образование,  должен знать, интересоваться и понимать события исторического прошлого , современности и уметь представлять результаты и события будущего как по гражданин и патриот своей родины. Грамотное   использование своих знаний   истории и культуры   своей   страны   –   вот   задача   для   сохранения   и   приумножения духовного   и   нравственного   наследия   современного   и   будущих   поколений. Изучение, сопоставление и взаимодействие мировых   идеологий заставляет отстаивать и развивать систему   воспитания морально­ духовных ценностей молодого поколения нашего государства.  2 Актуальность           Личностная   ориентация   обучающихся   направлена   на   расширение   и углубление исторических, культурных   и духовно­нравственных знаний вне учебной программы.  3. Цели и задачи педагогического исследования.  Цели  педагогического исследования.  Исследовать   источники   для   улучшения   воспитания   духовно­нравственной основы молодежи , патриотизма и ответственности за будущие поколения в масштабе своей страны, информационное поле которого выходит за рамки учебной  программы. Задачи педагогического исследования ­ Повышение мотиваций  к изучению истории   и культуры своей страны. ­ Углубление знаний  по данной теме  при прохождении учебной программы. ­ Углубление формируемой области  понимания  взаимосвязи исторической, культурной деятельности и гражданских позиций в обществе, направленных на улучшение его моральных и духовно – нравственных норм . ­ Личностная ориентация на углубление знаний по истории и культуре.  ­     Воспитательный   аспект   на   умение   применять   свои   знания   в   рабочем коллективе и в жизни.  4. Описание содержания педагогического исследования (форма работы, хронологическая таблица исследуемых вопросов.) Перечень отрабатываемых учебных вопросов: Раздел 1 . Домонгольская Русь: Причины возникновения государства  восточных славян. Языческая Русь и принятие христианства . Главные  противники Руси. Культура Киевской Руси и ее значение. Целевая установка:          1.Воспитать морально­ этические нормы для четкого правильного восприятия исторического и политического материала. Прививать любовь и гордость к истории   своего   Отечества,   а   также   понимание   красоты   и   величия   ее 3 культурных   традиций.  Раскрывать   и   объяснять   историзм     государственной внешней и внутренней политики нашего государства и его место в культурной жизни.   2. Сравнивать духовно­ нравственные позиции  стран мира с душой России. 3. Приобрести навыки   использования  логического мышления   и отстаивания своей   гражданской   позиции   при   изучении   вопросов   идеологических разногласий .          Применение   приобретенных качеств  в будущей деятельности:                      Выпускник, имеющий среднее специальное образование, должен рассматривать     возможности   карьерного   роста   с   точки   зрения   духовно­ нравственных   начал,   которые   базируются   на   основании   внимательного изучения  разных источников и бережно относиться к культурному наследию своей отчизны.   Теоретические   сведения   или   ссылки   на   источники,   в   которых   они изложены:     Учебник  «История», В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков, Москва, 2009. История   России   с   древнейших   времен   до   конца  XIX  в.   10   кл.   Базовый уровень. Учебник, Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, Л.М. Ляшенко, М., 2007 г. История России начало  XX­начало  XXI  века. Учебник для образовательных учреждений, 11 класс, базовый уровень, А.Ф.Киселев, В.П. Попов, М., 2007 г.        Вся история в одном томе. И.О. Родин, Т.М.Пименова. Москва, «Родин и компания», 1998 г. Учебное пособие. Отечественная история в схемах и таблицах. В.В.Кириллов, М., 2012 г.  Учебное пособие «Культурология в вопросах и ответах», под ред. Г.В.Драча, Ростов –на ­ Дону, 2001г.  Культурология: конспект лекций, Алексина Т.А. – Москва, РУДН, 2008. Учебное   пособие.   «Очерки   истории   культуры».   Под   ред.   Проф. М.Н.Прудникова, Москва, МГАПИ, 1999 г. Экспериментальное   учебное   пособие   для   учащихся   старших   классов   школ гуманитарного   профиля,   лицеев,   колледжей.   Мировая   художественная культура. Россия IX­ нач .XX века, Балакина Т.И., Москва, 2000 г.  4 Рекомендации по самоконтролю:    При   выполнении заданий необходимо   сверять свои действия   и мысли с теоретическими знаниями. В случае необходимости нужно воспользоваться одним из учебников.    Правила, порядок и последовательность выполнения  самостоятельной работы: Работа     выполняются   студентами   индивидуально   и   группой     в     порядке, указанном в перечне получаемых материалов.  Методические пояснения и рекомендации  (связь с теорией, характерные ошибки, трудности и т.д.) Рассмотрите раздаточный   материал   в   полученном   порядке.   Выполните задания.  Отчетность по занятию   Выполнение  всех указанных заданий.  Перечень руководств и пособий, подлежащих изучению  перед занятием:     Учебник  «Основы экономики», Е.Ф. Борисов, Дрофа, Москва, 2010   молодых», 2008  Приложение: Комплект материалов деловой игры «Распределение доходов» на 14л.       Учебник   и   задачник     «Прикладная   экономика»,   МОО   «Достижения 5. Предполагаемые конечные результаты, их социальная эффективность и значимость. В результате педагогического исследования обучающийся должен : ­  иметь компетенции по этапам развития российского государства; ­   оценивать   роль   исторических   событий   с   позиции   духовно­нравственного начала и  культурного продолжения во времени; ­   закрепить знания   по истории и культуре из научных источников, уметь ориентироваться в объеме информационного пространства; ­ определять истинность исторических и культурных процессов по степени уровня своей профессиональной подготовки  и стойкой гражданской позиции. ­     оценивать     и   понимать  проблемы     государственного     и   культурного взаимодействия   нашей   страны   с  различными   иностранными   государствами, имеющими отличные  от нашей  духовно­нравственные нормы .    5 Русская история и культура как пример духовного и нравственного воспитания молодежи. Домонгольская Русь и причины возникновения государства восточных Раздел 1. славян. Языческая Русь и принятие христианства.. Культура Киевской Руси и ее значение. С VI века славянские племена жили на обширных землях Центральной и Восточной   Европы   .В   ходе   своего   развития   и   в   силу   географического фактора   они   разделились   на   три   ветви   –   западных,   южных   и   восточных. В  IX  веке   складывается   первое   государство   восточных   славян   ­   Русь.   В истории это государство называют Древней или Киевской Русью (по названию ее столицы ­ Киев). Начинается процесс сложения у восточных славян  Руси древнерусской народности. Отличительной   чертой   начального   этапа   Древнерусского   государства стало завоевание и подчинение славянских, а также соседних с ними племен новому центру , которым был Киев. Так складывается его территория. Сбор дани (полюдье) стал основным источником богатства киевского князя и его дружины. Полученные от продажи на внутренних и внешних рынках части собранной   дани   средства   приводили   к   феодализации   отношений   внутри государства.   Основой   социально­экономических   отношений   становится феодальное землевладение (князья, бояре, дружинники и холопы, смерды – свободные и зависимые.) В   городах   большую   роль   играло   вече,   которое   ограничивало   власть князя, и этот порядок нашел отражение в кодексе законов Ярослава Мудрого « Русская правда». Это был властный институт Древней Руси .Сила вече – в его организованности, многочисленности и готовности участников проводить принятые решения даже силой. Вече могло «отказать» князю, посчитав, что он не защищает землю и не «радеет о ее жителях». Случалось такое не часто.  Постепенно   в   руках   киевского   князя   сконцентрировалась   большая власть:  он устанавливал   законы и карал   за  их неисполнение   и  нарушение, управлял, судил, принимал важнейшие политические решения. Прочной опорой для князя были его  воины­ товарищи. Князь и дружина в этом смысле были «государством». Их связывала дружба, которая была скреплена личными обязательствами. Князь был «славен своей дружиной», вместе с ними он думал и радел о «строе земленем и о ратех и о уставе земленем   ».Если   князь   не   выполнял   взятых   на   себя     обязательств, дружинники могли покинуть его. Дружинники обязаны были принимать участие в военных экспедициях князя,   помогать   управлять   подвластными   землями,   контролировать   их   и торговые  пути. 6 Таким   образом,   военная   сила   и   публичная   власть   в   Древней   Руси оказались крепко связанными.Это дало возможность на определенный период укрепить   централизованную   власть   и   собрать   княжеские   земли   в   единое государство. Языческая Русь и принятие христианства.     Будучи одним из крупнейших государств средневековой Европы, Русь простиралась   с   севера   на   юг   от   побережья   Ледовитого   океана   до   берегов Черного моря , с запада на восток – от Балтики и Карпат до Волги. Она исторически представляла контактную зону между Скандинавией и Византией, Западной Европой и арабским Востоком. Заметим, что взаимодействие культур для Руси не сводилось к рабскому подражанию или механическому соединению разнородных элементов. В   результате   объединения   восточнославянских   племен   постепенно сложилась   древнерусская   народность,   обладавшая   общностью   территории, языка,   культуры   и   ставшая   колыбелью   трех   братских   народов   –   русского, украинского и белорусского. Высокий   уровень   образно­поэтического,   возвышенно–патриотического мировосприятия   сложился у восточных славян в «дописьменный» период, в эпоху   язычества.   Славянское   язычество   стало   составной   частью   комплекса первобытных   воззрений,   верований   и   обрядов   первобытного   человека   на протяжении многих тысячелетий. Интересна специфика характера эволюции язычества, при котором новое не вытесняет старое, а наслаивается на него. В   дохристианскую   эпоху   языческое   мировоззрение   находит   свое художественное выражение в народном   творчестве, начинают складываться черты   славянской   души.   Языческая   традиция   воспевания   и   поклонения величию   силам   природы   и   своей   матушке­отчизне   находит   отражение     в фольклоре,   прикладном   искусстве,   сказаниях,   былинах,   танцах,   обычаях   и праздниках. Несмотря на   официальное неприятие дохристианской культуры, именно взаимовлияние языческой и христианской традиций в домонгольский период способствовало «обрусению» византийских художественных норм и , таким образом, созданию самобытной культуры средневековой Руси.                 На   подъеме   патриотизма   и   глубины   восприятия   жизни   былинные повествования   киевского   цикла   ,   связанные   с   князьями­   победителями, богатырями , начали складываться в  X­  XI  в.в.. В них по­своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные 7 идеалы   народа,   сохранились   черты   древнего   быта   и   событий   повседневной жизни.          С развитием  государственности и религиозных представлений , высокой ступени развития, готовности к восприятию новых идей (в виде сложнейшей концепции   христианского   вероучения)   закономерно   выглядит   шаг     князя Владимира  Святославовича в области религиозных преобразований.          Решающим доказательством истинности христианского вероисповедания русские сочли  красоту : «Не знаем на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты , и мы не знаем, как рассказать об этом, только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше , чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той ». Таковы слова послов Владимира после посещения Софийского собора в Константинополе.             Надо   помнить,   что   христианизация   Руси   не   была   единовременным событием.   Этот   сложный   процесс   продолжался   веками.   После     988   г. утверждение   христианства   ,   особенно   в   отдаленных   землях   Киевской   Руси ,происходило в течении долгого времени и совсем не просто – иногда силой, а зачастую приспосабливаясь к языческому мировоззрению.         Важным фактором в укреплении позиций христианства стало нашествие монголо­татар. Перед лицом страшной опасности русские люди осознали свое единство как христиане в противовес завоевателям­ язычникам.       С введением новой религии Русь окончательно определила свое вхождение в   общеевропейский   историко­культурный   ландшафт.   Христианство   с   его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью   непротивления   злу   и   насилию   наиболее   полно   отвечало феодальному   строю   и   способствовало   укреплению   монархической государственности.        Религия , имеющая космополитический характер и пригодная для любой этнической группы, входившей в государство,   сплотила и ускорила процесс формирования   древнерусской   народности   в   условиях   различных   этносов Киевской Руси. Культура Киевской Руси и ее значение.   Дохристианская   Русь,   обладавшая   богатым   культурным   потенциалом,   представляя   естественную   контактную   зону   между   Востоком   и   Западом, творчески усваивала влияние извне. Это дало «вселенскость» как характерную черту русской культуры.          На протяжении многих тысячелетий славянское язычество представляло собой высокий уровень образно­ поэтического восприятия действительности.        Свое художественное выражение язычество нашло в фольклоре.      С введением христианства Русь окончательно определила свое вхождение в общеевропейский социокультурный ландшафт. 8 Самобытность древнерусской литературы питали два источника : устное народное   творчество   и   переводная   литература­   та,   что   тысячелетиями создавалась в Греции и Египте, Иудее и Месопотамии.              Для искусства домонгольской Руси характерен монументализм форм. Каменное зодчество, возникнув на основе византийской архитектуры, имело с самого   начала   своеобразный   характер   (многоглавие,   ступенчатая пирамидность). Характер и неповторимость древнего деревянного зодчества, использование непривычных материалов в решении новых задач – вот вопросы, которые   должны   были   учитывать   византийские   строители,   чтобы удовлетворить эстетические вкусы русских.              Изобразительное искусство Киевской Руси связанно с религиозными канонами,  исторический   путь   создания   древнерусского   государства   показал всю важность данного процесса для будущих столетий.                Наиболее общая картина культуры раннего средневековья обобщена таблицей.              Культура Древней Руси (IX­XVII) № Период 1 1­3 в.в. Праславянская Название культуры Выделение праславян из  индоевропейских народов 4­5 в.в. Древнеславянская 2 3 5­8 в.в. Формирование древнеславянских  племен Восточно­славянская Расселение славян в Восточной  Европе, их синтез с частью  балтских и угро­финских племен,  образование племенных союзов  восточных славян –  протогосударств Влияние других культур Скифы (7в.до н.э.­3в.дон.э) Сарматы (3в.до н.э.­ 4в.н.э.) Готы (1­4 в.в.) Гунны (4­7 в.в.) Балты (автохтонные) Балты, Угро­ финны (автохтонные),  Аварский каганат (565­796), Булгары  (7­12 в.в.), Варяги (8­11 в.в.),  Византийская империя (838­1453) 4 9­17 в.в. Древнерусская культура Синтез культур Востока и Запада на  9 восточно­славянской основе. Варяги, Булгары, Византийская  империя, Угро –финны, Балты, Хазары Варяги, Византия ,Хазарский каганат  (882­1094),Печенеги (889­1036),  Венгрия (898 ­ 1229), Булгар (965­ 1230), Польша (с 982) Византия, Швеция с 1142 г. Польша,Венгрия,Пченеги,Литва(1180­  1569),Булгары,Половцы(1055­ 1224),Ганза (1187­1617), Ливония  (1202­1795) Золотая Орда (1224­1426 г.г.)Улус  Монгольской империи Чингизидов ,  Византийская империя, Великое  княжество Литовское, Швеция, Ганза Речь Посполитая,  Константинопольская патриархия,  Швеция, османская империя, Австрия, Германия, Ливония, Генуя, Франция,  Англия  (с 1553 г.)  Речь Посполитая,  Константинопольская патриархия,  Швеция , Османская империя,  Австрия, Франция, Англия (с 1553) 4.1. 4.2. 862­882  г.г. 882­988 г.г. 4.3. 988­ 1240 г.г. 4.4. 1243­ 1426 г.г. 4.5 1426­ 1547 г.г. 4.6. 1547­ 1660 г.г.   1600­ 1690 г.г. 4.7 . Новгородская Русь: Образование Новгородского  княжества. Языческий политеизм Киевская Русь: Образование Великого Киевского  княжества. Общерусский ,  варяжско­ славянский язык. Культ Перуна. Великая Русь: Христианизация. Византийский  канон. Образование Великой Княжеской  Руси, древнерусской народности и  языка. Расцвет друвнерусской  культуры. Владимирская Русь – вассал  Золотой Орды: Истеризация.Упадок культуры. Разделение древнерусской  народности. Возвышение Москвы (Ф.Грек) Московская или «Святая» Русь :  Образование централизованного,  самодержавного (с 1480г.)  московского государства.  Великорусское возрождение  (А.Рублев, Дионисий).  Московское царство – «Третий  Рим» ­ «Второй Иерусалим». Образование самобытной  великорусской народности, языка  и культуры. Самоизолюция «Нарышкинское барокко»­ начало  вестернизации великорусской  культуры, генезис русской  культуры на базе великорусской и  синтезе элементов западной  культуры. Раздел 2. 10 Великие исторические  реформы и преобразования: внутренняя и внешняя политика   ПетраI  и   культура   России   в  XVIII  веке.   Изменения   в   духовном облике социальных слоев.               Развитие   русской   национальной   культуры   в  XVIII  в.   происходило   в условиях   зарождения   и   быстрого   роста   новых   явлений   в   экономической, политической и социальной сфере, вызванных реформами Петра I.        Официальной  целью всех  преобразований провозглашалось  достижение «общего  блага». При  этом  само «благо» понималось  как благо  Отечества, которое   отождествлялось   с   государством.   Все   перемены     были   должны укреплять государство и приносить государственную пользу.           Петр  I  стремился   создать   государство,   основанное   на   принципах рационального устройства, с четким разделением функций. Нужно заметить, что   деятельность   ПетраI  по   своему   существу   не   была   революционным переворотом.      В области политической Петр шел по старым путям , боролся со старыми врагами. Государственное устройство осталось прежним : полнота верховной власти получила более пространное определение в регламенте воинском, в указах,   в   философских   трактатах   Феофана   Прокоповича.   Земское самоуправление , не имевшее политического характера , а только сословный, таким же осталось и при Петре I.     Над   органами   сословного   самоуправления   стояли   учреждения бюрократического характера. Изменились лишь формы администрации, а тип ее   остался   таким   же:   смешение   начал   личного   и   коллегиального, бюрократического и сословного.          Во взаимоотношении  сословий  тоже не произошло никаких коренных изменений .   Дворяне еще не имели сословной привилегии в виде владения людьми, дворянству крепостные были необходимы   только для обеспечения их службы. Крестьяне же еще не потеряли  прав  личности,  не считались еще полными крепостными.      От своих предшественников Петр существенно отличался тем что, одной из   главных   своих   задач   считал   привлечение   к   строительству   государства внутреннего потенциала народа. При нем эта деятельность только началась, поэтому образование не коснулось народных низов.           Современники   видели   в   преобразованиях   Петра   лишь   разрушение старинных обычаев по воле и капризам царя. Петр только   подогревал их позицию, высказывая прямо вражду к старым порядкам. На самом же деле он не   столько   ломал,   сколько   улучшал,   и   вот   этого­то   обстоятельства современники не хотели замечать.          По­другому обстояли дела во внешней политике. В эпоху Петра они особенно  заметны. В рассматриваемый   период  России в результате  долгой войны   со   Швецие   ,   сильным   и   опасным   противником,   удалось   не   только 11 получить выход к Балтийскому морю и получить на нем важный порт, но и стать главной державой на севере Европы. Победой в Северной войне Россия вошла в круг европейских держав, связав себя с ними общими политическими интересами.      Мощь петровской России позволила не только добиться успехов в военных столкновениях  доекатерининского  времени, но и   активно вмешиваться  во внутриполитические   дела   –   за   спиной   стояла   сильная   армия,   прекрасно подготовленная и обученная Петром  I  и его сподвижниками. Таковы были отношения с Польшей и Турцией, которым Россия диктовала свои условия.        Время Петра  I  положило начало целому ряду блестящих побед русской армии, которые сопутствовали ей на протяжении всего XVIII века ­ от взятия крепости Орешек до Итальянского и Швейцарского походов А.В.Суворова.      На Востоке дела шли гораздо медленнее, чем хотелось бы. Но и там были заложены основы будущих успехов во взаимоотношениях с Китаем.          Век  XVIII  явился временем крупных перемен не только в экономике, социальных   отношениях,   но   и   в   общественной   мысли   и   культуре   России. Мощный импульс для этого был дан в первой четверти  XVIII века в период царствования  Петра  I,  после  его   смерти  политика   правительства   в  данной области если и изменилась, то лишь в том, что дело подготовки кадров было пущено   на   самотек,   но   это   было   лишь   в   самом   начале   послепетровского времени. В дальнейшем тяга и мода на просвещение настолько проникает в сознание русского общества, что не могла уже  не влиять на развитие  русской культуры в целом.      Особенность историко­культурного процесса России в начале XVIII века в утверждении   нового   взгляда   на   человеческую   личность   и   тенденция   к демократизации   культуры,   которая   была   связана   с   расширением   круга производителей   и   потребителей   культурных   ценностей;   преодоление национальной замкнутости и локального культурного развития.           Относительно   быстрые   темпы   перехода   от   средневековья   к   Новому времени были для   культурного процесса России определенным стрессом . Однако   картина   преобразований   показала,   что   русская   культура   Нового времени   с   честью   продемонстрировала   свою   жизнеспособность   и преемственность лучших национальных традиций.               Рост   национального   самосознания   находил   отражение   в   различных областях духовной культуры. В журнальных публикациях проводилась мысль, что полезно «иметь сведения о своих предках», все отчетливее звучал призыв «приучать россиян к уважению собственного, вникать в характер российского народа,  в  дух   российской   древности».  Своеобразным   итогом   общественно­ культурного   развития   страны   в  XVIII  веке   стало   появление   нового «просвещенного»   читателя,   интересующегося   светским   романом   и философскими   сочинениями,   театрального   зрителя,   понимающего   толк   в высокой   трагедии   и   комической   опере,   тонких   знатоков   живописи, 12 коллекционеров,   посещаемых   ежегодные   выставки   Академии   художеств. Искусство органично вошло в общественно­ культурную жизнь России. 13 14 Раздел 3. России XIX века.  Революционные события, культура и  общественно­политическая жизнь                Начало  XIX  столетия   ознаменовалось   для   России   значительными трудностями в области внешней политики. Несмотря на ряд опрометчивых и необдуманных шагов, страна сумела с честью выйти из полосы непрерывных войн. Империя сумела с честью выйти из полосы непрерывных войн. Империя сумела   существенно   раздвинуть   свои   границы   за   счет   Польши,   Грузии, Азербайджана и ряда других территорий.              Сокрушение наполеоновских орд, величайшую роль в котором сыграл русский солдат, на долгое время обеспечило прочное положение России в системе   европейской   безопасности.   Однако   цена   военных   побед   зачастую оказывалась слишком высокой, а личные амбиции императора Александра  I часто заслоняли конкретные интересы российской внешней политики. В итоге реальные   плоды   торжества   над   Наполеоном   оказались   гораздо   скромнее возможных последствий. 15 16 Пребывание русских войск и мощная волна европейских революций 1820­х годов громким эхом отозвались на политической жизни России. Уникальная ситуация   междуцарствия,   создавшаяся   после   смерти   Александра  I  и отречения   от   престола   его   брата   великого   князя   Константина,   послужила почвой для осознанной попытки изменить политический строй страны.                    Решительные   действия   Николая  I  не   позволили   дворянским революционерам осуществить свои планы, но наметившаяся в конце 1825 года линия   ожесточенного   противостояния   государственной   власти   и образованного общества стала ведущей в политическом развитии России на долгие десятилетия.          В условиях всеобщего недовольства возникли политические кружки, В дальнейшем   их   члены   стали   называться   декабристами.   Основная   их   часть были   гвардейские   и   армейские   офицеры,   участники   Отечественной   войны 1812   года   и   заграничных   походов.   Молодые   люди   были   охвачены патриотическими чувствам, свойственными населению России после победы 17 над   Наполеоном.   На   их   мировоззрение   оказали   значительное   влияние   как европейская   просветительская   философия  XVIII  века   ,   так   и   труды современных   им   русских   экономистов,   выступавших   против   отмены крепостного права.         В социальном отношении население России XIX в. традиционно делилось на   привилегированные и   непривилегированные сословия и слои. К первым относились дворяне, священнослужители и разночинцы, ко вторым – купцы, мещане,  крестьяне,  рабочие.  Главное   различие   между   ними   было   в   уплате прямых налогов (подушной подати) или освобождении от них и в исполнении ряда государственных повинностей ( главная рекрутская). Итак, российские 18 сословия   (некоторые   из   них   до   конца   небыли   юридически   оформлены) образовывали традиционную пирамиду, которая служила фундаментом  для самодержавной системы управления империей.         В XIX в. Россия оставалась самодержавной монархией; ведущая роль в политической, социально­ экономической и культурных сферах ее жизни по­ прежнему принадлежала  государству.   Суверенитет   державы, усиление ее могущества являлись главными факторами деятельности как власти , так и большинства подданных. Однако уже в первой половине столетия в обществе зарождаются альтернативные планы развития России (декабристы, западники, славянофилы, первые социалисты).           Идея государства, как главная ценность российской жизни, продолжает господствовать     в   умах   подданных,   но   эта   идея   начинает   по­разному подниматься   новыми   общественными   группами.   Начинается   процесс,   в результате   которого   власть   перестает   быть   единственной   идеологической силой в стране, сохраняя незыблемыми позиции в социально – экономической области.   Шел   процесс   углубления   социальных   разделений,   формируются новые общественные и культурные силы. 19 Массовое   применение   техники   ,   связанное   с   промышленным   переворотом, проходившем в России в 30­90­ые годы  XIX  века, было качественно новым моментом в развитии производительных сил и производственных отношений, способствовало   усилению   и   глубокому   развитию   общественной   и   научно­ технической   мысли.  Промышленный   переворот   породил   для   России   целую плеяду гениальных мыслителей в области науки и техники (Н.И.Лобачевский, 20 Д.И. Менделеев, И.М.Сеченов, Н.И.Пирогов, И.И. Мечников, П.Н. Яблочков, А.Ф.Можайский, Н.Е. Жуковский, А.С.Попов ).                  Концептуальной   идеологией,   получившей   широкое   общественное распространение в России с середины 30­х годов, стала «теория официальной народности»   ,   по   которой   русское   государство   с   момента   своего возникновения   созидалось   и   развивалось   только   с   главенствующей государственной   и   православной   идеей   –   Православие,   Самодержавие, Народность.   Становится   ясно,   что   основой   и   скрепой   российской государственности   в   истории   были   Православный   государь,   Православная церковь и Православный народ. В этом триединстве, нераздельном и живом во все времена, усматривалось земное подобие Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух.                 Либеральные реформы 60­70­х годов  XIX  в.повлекли значительные сдвиги   в   системе   образования   и   просвещения­   создание   земских   школ, осуществление на практике передовых педагогических идей К.Д.Ушинского и др. и, наконец, появление высшего женского образования.                  Ведущую роль в различных сферах культуры играла интеллигенция. Земская   интеллигенция   была   питательной   средой   для   разных   направлений общественной мысли – либерализма, анархизма, русского марксизма и пр.                  Учительный характер русской литературы связан с тем, что в ней заключены сокровища мысли и духа (Достоевский, Толстой и др.), что лучшие писатели не только отображали жизнь, но и искали пути ее преображения.            Пореформенная эпоха – плодотворнейшее время в истории русской музыки (балакиревская «Могучая кучка», П.И.Чайковский и др.) и театра. С драматургией Александра Николаевича Островского (1823­1886 г.г.) связано утверждение реализма на сцене русского театра.           С осознанием социального неблагополучия изобразительное искусство было вовлечено в решение общественных задач. Передвижники, следовавшие новой   эстетике,   разработанной   Н.Г.Чернышевским,   воспитанные   на   идеях передовой   русской   литературы,   стремились   отражать   жизнь   со   всеми   ее социальными проблемами и приобщать к искусству все более широкие круги общества.   Диапазон   творчества   русских   художников   был   очень   широк (батальная, жанровая, и историческая живопись, портрет и др.)                   Совершенствование   строительной   техники   обеспечивало   новые возможности   в   градостроительстве,   в   частности,   появление   нового   типа архитектурных   сооружений   (вокзалы,   фабрично­заводские   и   торговые постройки).                  С усилением экономических позиций буржуазии росло ее влияние в области культуры и появился новый тип буржуа­меценаты, так необходимые , по   выражению   К.С.Станиславского.   для   того   ,   чтобы   «процветало искусство»(П.М.Третьяков, С.И.Мамонтов, С.И.Щукин). Русские меценаты­ яркое свидетельство того, что уже в конце XIX в. капитализм в России (хотя бы в области культуры) перерастал свою дикую фазу. 21 Высочайший взлет российской культуры, ее выдающиеся достижения во всех областях художественного творчества – в литературе, изобразительном искусстве, театре, балете, архитектуре  и т.д. позволяют говорить о XIX веке как «золотом веке» русской культуры.         Общая картина культуры данного периода представлена таблицей.         № период 1 Конец 17 – первая  половина 18 века. 2 3 4 Вторая половина 18 в. Первая половина 19 века Вторая  половина 19 века 5 Конец  Культура Российской империи 18­ начало 20го веков Доминирующий стиль культуры Эпоха петровских преобразований. Ускоренная европеизация русской культуры  в ходе реформ Формирование основ  дворянской культуры. Европеизация  аристократии и высшей бюрократии.  Отделение искусства от церкви. Светское искусство. Барокко. Рококо. Пестрое смешение стилей. Зарождение русского классицизма.   Просвещенный абсолютизм Екатерины I Формирование дворянской интеллигенции.  Оформление русского классицизма  (Ломоносов, Тредиаковский, Фонвизин,  Державин).Просветительство (Радищев,  Новиков, Ломоносов). Сентиментализм (Боровиковский ,  Карамзин). Стремительный переход от классицизма к  романтизму. Расцвет российского самодержавия. Российский либерализм.  Романтизм(Пушкин, Жуковский, Рылеев,  М.Глинка, Кипренский, Брюллов ).  «Золотой век» русской культуры. Классицизм в архитектуре. Рождение реализма (Пушкин, Гоголь,  Грибоедов). Критический реализм. Эпоха либеральных преобразований Господство реализма (Достоевский,  Островский, Тургенев, Толстой,  Гончаров).Расцвет жанра русского  классического романа. Художники­  передвижники. Поздний классицизм (Клодт)  и реализм (Антокольский , Опекушин ) в  архитектуре. Русско­  византийский стиль в  архитектуре. (Тон)  Серебряный век русской культуры 22 Влияние других культур Влияние французского  классического барокко. Большая роль голландской и немецкой культуры. Влияние французского  рококо. Распространение идей  Просвещения  (Вольтер,Руссо, Монтескье,  Дидро).Европейский  сентиментализм  (Ричардсон). Европейский романтизм  (Байрон, Гейне,В.Скотт). Неоклассицизм.Реализм  (Стендаль, Бальзак,  Диккенс) Европейский реализм  (Флобер, Мопассан, Твен,  Домье) Реализм.Символизм(Верлен, 19­ начало20 века Реализм (Чехов, Куприн, Бунин) Символизм (Блок, Белый). Акмеизм (Ахматова, Гумилев). Модернизм в архитектуре (Шенхель) в  искусстве (Серов, Врубель) «Мир  искусства». Абстракционизм (Малевич,  Шагал). Футуризм (Хлебников). Расцвет  русского театра. Революционная культура. Рембо, Рильке,Меттерлинк). Импрессионизм в живописи  (К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега). Постимпрессионизм (Ван  Гог, П.Сезанн, Гоген). Экспрессионизм , фовисты  (А.Матисс, Ж.Руо). Абстракционизм  (Кандинский, Пикассо,  Брак) Футуризм (Маринетти,  У.Боччони). Характерные черты культуры и  духовной жизни России в XX веке. Раздел 4.          XX  век занимает особое место в духовной жизни России. ЕЕ начало называют «серебряным веком» в развитии русской культуры по сравнению с «золотым веком»­ девятнадцатым.      В XXстолетие Россия вступила , имея лучшую в мире высокую культуру и одну   из   самых   совершенных   систем   образования.   Например,     знаменитый американский   Массачусетский   технологический   институт   был   создан   по образцу   Высшего   императорского   технического   училища   (ныне   МГТУ им.Н.Баумана).       Вначале века на передовые рубежи выходит русская наука. Оригинальные и глубокие труды в области материалистической философии были созданы В.Лениным,   Г.Плехановым,   А.Богдановым.   Религиозно­   идеалистическая философия   была   представлена   работами   В.Соловьева,   Н.Бердяева, С.Булгакова, П.Флоренского.            Интенсивно развивалась  великая  русская литература. В этот период творили   Л.Толстой,   М.Горький,   А.Чехов,   И.Бунин,   А.Куприн,   А.Блок. Создавали живописные полотна художники И.Репин, В.Суриков, В.Серов, И. Коровин.   Лидерами   русского   сценического   искусства   становится   МХАТ, возглавляемый К.Станиславским и В. Немировичем ­Данченко.            Большой вклад в развитие новых направлений в классической музыке внесли композиторы и пианисты С.Танеев, А.Скрябин, С.Рахманинов, певцы Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова.        Наряду с сохранением реалистического направления в русском искусстве появляются также модернистские   и авангардистские   течения. Это прежде всего   футуризм   ,  символизм,  акмеизм,   которые   при   всех   своих   различиях были   объединены     одной   чертой   –   отказом   от   непосредственного воспроизведения   окружающей   действительности,   которая   представлялась абсурдной,   скучной   и   пугающе   опасной.   Крупнейшие   представители модернистско   ­   авангардистских   направлений   :   В.Брюсов,   Н.Гумилев, 23 К.Сомов, П. Бакст,­ стремились  в своих произведениях создать обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, которые находились бы вне суетной повседневности  и помогали бы мятущейся человеческой  душе уйти в глубины познания, погрузиться в океан небывалых страстей.                 Таким образом, русская культура и духовность начала  XX  в.была сложной и многоплановой. В целом она была на очень высоком уровне и во многом определяла главные направления развития всей мировой культуры. Но,   к   1917   году   70%   мужского   90%   женского   населения   России   было неграмотным,   поэтому   большинству   народа   достижения   культуры   были попросту недоступны.                Это социально­культурное противоречие между высочайшим уровнем развития духовной жизни России и невозможность для подавляющей части населения   страны   воспользоваться   ее   достижениями   стало   одной   из глобальных причин всех трех революций.                  Великая Октябрьская социалистическая революция поставила перед собой грандиозную задачу воплощения в жизнь вековой народной мечты о коллективизме,   равенстве   и   социальной   справедливости.   Это   несло вовлечение   в   созидательную   деятельность   огромных   масс   трудящихся   и открыла им путь к знаниям и овладению достижениями высокой культурой и наукой.         Сотни тысяч представителей рабочее ­крестьянской молодежи получили ранее недоступное им образование и значительно расширили количественный и качественный состав отечественной интеллигенции. В сознании большинства народа   стали   преобладать   идеи   коллективизма,   товарищества   и взаимопомощи, бескорыстного служения Отечеству.         В 30­х годах во всех сферах жизни нашего общества произошли глубокие качественные     сдвиги,   связанные   с   укреплением   государственно­ патриотических   начал.   При   Сталине   была   завершена   индустриализация страны. Это превратило Советский Союз в мощное промышленное  и военное государство.        Бурное развитие науки и техники постоянно убеждало людей в том, что «нам нет преград ни в море, ни на суше», «что мы покоряем пространство и время , мы – молодые хозяева земли».Героические полярные экспедиции , интенсивное развитие транспорта, повсеместное развитие радио, штурм неба летчиками­   все   это   расширяло   духовные   горизонты   личности.   Делало окружающий   мир,   в   представлении   простого   человека   огромным   , познаваемым, и послушным его творческой воле.          Искусство предвоенных лет становится простым и понятным по форме , глубоким   по   содержанию   и   патриотическим   по   звучанию.   Оно   во   многом опирается   на   отечественное   и   патриотическое   наследие.   Огромное воспитательное   значение   для   формирования   идеологии   государственного патриотизма   имело   множество   фильмов,   книг   о   ученых,   политических деятелях разных эпох, наследие А.С.Пушкина. 24 В народе нарастало осознание непрерывности и единства всех периодов русской истории и культуры, признавалась огромная роль русского народа как стержня отечественной государственности..                 Усиление   государственно­патриотических   начал   во   всех   сферах духовной   жизни   позволило   нашему   народу   осознать   свою   великую историческую роль. Это позволило ему одержать не только военную, но и духовно­ нравственную победу в битве с фашизмом.             Фашизм   в   международном   праве   определяется   как   идеология превосходства над другими нациями. Она возводится в ранг государственной и   международной   политики.   Фашизм   –   это   кастовое   ,   социально   и национально   замкнутое   общество   со   строгим   делением   людей   на   элиту   и низшие категории, которые ни при каких обстоятельствах не сравняются с элитой, а будут изолированы от нее и обречены на социальную деградацию и физическое   вымирание.   Фашизм   –   это   также   агрессивный   воинствующий национализм, который стремится к мировому господству. Цели фашистской Германии были направлены на ликвидацию Советской власти, к уничтожению России как своего главного противника на пути к мировому господству.           Наш народ был вынужден вести справедливую Отечественную войну за свободу   и   независимость   своей     родины   и  сохранение   себя   как   активного субъекта   исторического   развития.   Это   было   столкновение   двух непримиримых идеологий: народно­патриотической, основанной на великих гуманистических традиция .Победа в Великой отечественной войне показала правильность воспитания советских людей. Раздел 5. Россия и Запад: проблемы духовного противостояния в мировой системе морально­нравственных ценностей.              Поле разгрома германского фашизма Запад проявил себя как главный геополитический и идеологический противник. Известно, что противостояние России и Запада имеет многовековую историю. Начиная с раскола в 1054 года христианской церкви на православие и католичество , люди католического мира   стали   отождествлять   себя   с   полноценным   человечеством,   а   свою цивилизацию   –   с   цивилизацией   вообще.   Все   прочие   цивилизации   были объявлены «дикими и варварскими». Возвращаясь к сегодняшнему   времени скажем,   на   современном   этапе   Россия   объективно   выступает   антиподом Запада.               Россия   православная   страна,   исповедующая   принципы   духовной   и социальной   справедливости.   Она   противится   воинствующему   западному индивидуализму   и   силовой,   агрессивной   политике   «нового   мирового порядка».Наша   страна   выступает   за   многополярное   устройство   мира,   в котором   разные   народы   и   культуры   могут   сосуществовать   и 25 взаимодействовать на равной основе, не подавляя и тем более не уничтожая друг друга.                 Западное   понимание   качества   жизни   как   совокупность   только материальных   благ   для   большинства   россиян   является   категорией неправедной. Даже для большинства «новых русских» – главное в их жизни – это борьба , азарт, и купеческое ухарство, а не западный идеал спокойного материального благополучия.      Важнейшей нравственной категорией России всегда была «святость», а не «сытость». Польстившись на сытость, Россия теряет все, в том числе и хлеб насущный.   Смысл   жизни   русского   народа   состоит   в   непрерывном религиозном, научном и творческом познании тайн мироздания , в котором России   предначертано   Богом   особая   миссия   :   защищать   попранную справедливость, воплощать в земной жизни великие идеалы веры и любви, милосердия и человеческого братства.      Россия – это страна воинов, т.е. людей несгибаемых, обладающих развитым чувством   долга   и   способных   в   момент   достижения   поставленных   целей   к предельной концентрации силы воли и духа. Именно поэтому Россия в своем историческом  развитии  никогда не продвигалась вперед плавно, а в периоды наивысшего сознания большинством народа стоящих перед ним гигантских задач   совершала   колоссальный   рывок   в   своем   развитии,   оставляя   далеко позади остальной мир.        Это породило и показало особый стиль жизни нашей страны. Это жизнь ниспосланных ей испытаний. Именно поэтому во всякое время ключевыми понятиями русского менталитета было братство и подвиг. Поэтому жизнь у нас всегда сакрализуется (т.е. является священной ).            Россия всегда и в любой форме исповедует идею бескомпромиссного поединка между светом и тьмой, выступает против культа роскоши, против размывания границ абсолютными категориями Добра и Зла.            Великая культурно­историческая миссия России состоит в том, чтобы остаться центром мировой духовности, справедливости и нравственности, и нести эти великие идеалы всему остальному человечеству.             Это   крайне   актуальная   тема   сегодня!   Почему?   Дело   в   том,   что современное     общество   в   ответе   за   сое   настоящее   и   будущее   молодое поколение.               В   моменты   серьезных   потрясений   и   переломов   ,   периодически возникающих   в   процессе   развития   любого   общества,   перемен   ценностей, уровня жизни, неясности жизненных перспектив и обострения противоречий особым   беспокойством   становится     нравственность   и   духовные   ценности нашей молодежи.          Смена культурных эпох влечет за собой смену норм поведения. Часто молодежь   осознает   несоответствие   навязываемых   ей   культурных   норм   с реальной жизнью и вместе с этим отказывается понимать и принимать всю 26 традиционную культуру. Назревает конфликт. Он может проявиться как на сознательном уровне, так и на поведенческом.        Сейчас крайне важно на примере лучших традиций истории и  искусства, кинематографа, театра , музыки , телевидения   использовать всевозможные пути для гуманизации и морализации в воспитании молодежи.                 Важная роль в становлении социальной зрелости молодежи играют примеры     любви   и   уважения   к   друг   другу,   доброты,   справедливости   и патриотизма в семье, школе , учебных заведениях. Они несут   важнейшую воспитательную роль   для молодого человека.  Задача   эта  не может быть плодотворна   без   постоянной   поддержки   государства,   которое   должно создавать  необходимые социально­ экономические  и политические  условия для   формирования   всесторонне   развитой   и   ответственной   личности   и защищать   ее   от   всех   проявлений   агрессии   извне.   Это   также   касается   как силовой   ,   так   и   информационной   агрессии   на     жизнь   и   умы   наших современного и будущего поколений .              Традиционная и постоянная преемственность поколений героического прошлого,  познание  глубин  отечественной истории  и  культуры – вот  мост духовно­нравственной основы воспитания патриота России.                                                               27 28

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи »

Методические материалы к урокам Истории на тему «История и культура России как пример духовно-нравственного воспитания молодежи  »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2019