Методические материалы "Роль детской журналистики"
Оценка 4.6

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
18.02.2017
Методические материалы "Роль детской журналистики"
Настоящий материал посвящен важности развития детской журналистики. Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
ГАЗЕТА.docx
Журналистика в школе Детско­молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа, тем более гимназия, лицей, районный или городской Дом творчества обходятся без  выпуска собственной газеты, журнала, Дети и подростки нуждаются в периодических  изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где  сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А  что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в очень многих  школах и выпускают свои газеты. Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных  изданий? Конечно, соперничать с центральными зданиями школьная печать не может. Но  это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать  новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе  настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного  мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета  – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это  школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их  общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть  свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино­, фотосъемкой, общению,  пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы  ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как  активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов ­  создание школьного пресс­центра, где будет выпускаться печатная школьная газета. Школьный пресс­центр Чем занимается школьный пресс­центр? Прежде всего, он объединяет воедино всю  школьную печать. И не просто объединяет, а координирует работу, проводит обмен  опытом, организует учебу юнкоров. Также школьный пресс­центр проводит  социологические опросы и исследования среди учеников, родителей и педагогов.  Пресс­центр организует: занятия в школе (студии, кружке) юнкоров, творческие отчеты  и конкурсы юнкоров, юных литераторов, диспуты и дискуссии, экскурсии в местные  редакции газет, смотры стенгазет. Пресс­центр планирует и готовит выездные редакции и пресс­десанты, пресс­рейды,  читательские “конференции”, дни открытого письма. Пресс­центр проводит: юнкоровские летучки, пресс­конференции и встречи с  интересными людьми за “круглым столом”, журфиксы, юнкоровские игры и праздники,  консультации юнкоров, выставки рисунков и фотографий, Неделю молодежной и детской  печати (по традиции проводится в мае каждого года. Во время недели проходят  читательские конференции, пресс­коктейли, встречи с журналистами и писателями,  устраиваются экскурсии и т.д.). Пресс­центр отвечает за своевременный выпуск школьной газеты, пропаганду  центральных и других детских и подростковых печатных изданий. Как создать газету? Итак, у вас появилась идея – создать школьную газету. Тут главное ­ тщательно  продумать концепцию издания. А это значит, что в вашей газете должны быть свежие идеи  – новые способы подачи старых тем и новые темы, поданные со вкусом. Задайте себе  следующие вопросы: Что нужно освещать в газете? Как это следует делать? Каким  образом газета сможет ответить на запросы своих читателей? И, наконец, одна маленькая  хитрость – никогда не стесняйтесь украсть хорошую идею. Но при этом помните: практика  копирования других школьных газет для хорошего издания неприемлема. Найдите свои  специфические формы информационной работы. Газета должна быть поставщиком  интересной информации, со свежим, оригинальным, неожиданным взглядом на тему.  Приступая к созданию газеты, учтите характерную особенность школьного издания – его  теснейшую связь с читателями. Газета является самым близким для учащегося изданием.  Ребята должны воспринимать газету как свою, родную, в которую всегда можно  обратиться со своими проблемами, написать. Успех школьной газеты зависит именно от  связи с аудиторией. Чтобы газета производила на читателя приятное впечатление, у нее должно быть: 1.  Оригинальное и свежее содержание. Прежде всего, у вас должно быть, что сказать  ценного и нового. 2. Самостоятельные взгляды. Очень важны убеждения газеты, ее  позиция по тому или иному вопросу. 3. Привлекательный голос. Голос газеты ­ это тон,  заданный общим стилем ее материалов. Обдумывать все эти вопросы вы будете, конечно же, дружным редакторским коллективом. Редакция Создание редакции и ее состав. Чтобы школьная газета регулярно выходила, необходимо  создать постоянную редакцию. Редакция – это все, кто выпускает одну газету: журналисты, фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик и прочие во главе с редактором. Редактору при этом необходимо быть хорошим организатором – ему предстоит объединить вокруг газеты  многих ребят, юнкоров. Сколько должно быть юнкоров? Это зависит от структуры  редакции. Можно построить работу как в настоящих редакциях, организовать отделы:  например, отдел школьной жизни, отдел спорта, отдел информации, отдел творчества и т.д. Кто и что делает в редакции? Редактор – самый главный человек. Его основная обязанность – любыми судьбами сделать  так, чтобы газета выходила вовремя и ее интересно было читать. Редактор отвечает за все и всех отвечает, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует рукописи  (оригиналы), следит за исполнением всех работ, за выходом каждого номера газеты, решает все важные и спорные вопросы.  Ответственный секретарь (ответсек) – тот, без кого газета тоже не выйдет, ведь ответсек  в буквальном смысле определяет, каким быть каждому номеру: на какой полосе и каком  именно месте будет стоять тот или иной материал, какие линейки его выделят, каким  шрифтом будет набран каждый текст и заголовок, где поместят рисунок или фотографию, влезет ли материал в номер или его лучше сократить – эти и другие вопросы (конечно,  вместе с опытным редактором и помощниками) решает ответсек, составляя макет номера. Юнкоры – те, кто собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи,  интервью и т.д. Разумеется, у каждого свои вкусы и пристрастия, мы неодинаково  разбираемся в разных вещах. Поэтому один любит писать о спорте, второй – об  экологических проблемах, третий гоняется за впечатлениями для путевых заметок. Дизайнер – разрабатывает дизайн выпуска, обложку газеты, создает иллюстрации к  текстам, разрабатывает новые стили и варианты оформления газеты и т.д. Хорошо бы ему  уметь работать в графических программах Adobe Rhotoshop, Corel Draw и т.д. Фотокорреспондент – тот, кому заказывают иллюстрации к материалам и кто тоже может  писать собственные материалы. Верстальщик – осуществляет верстку газеты, занимается макетированием издания и его  выпуском. Такой состав редакции может быть в вашем школьном пресс­центре. Работа редакции Главное дело редакции – выпуск школьной газеты. Впрочем, ребята помимо газеты могут  выпускать приложения на разных языках, издавать литературно­публицистические  альманахи и т.д. Но мы сейчас поговорим о газете, а также о формах работы редакции,  которые могут помочь выпускать интересное издание. Прежде всего, редколлектив должен обсудить структуру школьной газеты. Структура газеты. Необходимо продумать, какое направление будет иметь ваша газета.  Какой будет по содержанию и стилю – строгой и официальной? яркой и острой?  Следующий шаг – создание модели газеты, обсуждение рубрик, возможных отделов,  жанров газеты, составление плана, обдумывание тем, распределение работы внутри  редакции и т.д.  План. Редакция облегчит свою задачу, если выпуск газеты будет идти по плану. Газета,  выходящая от случая к случаю, заполненная материалами, перепечатанными из других  газет и журналов, мало заинтересует ребят. Редакции следует продумать линию, стратегию  и тактику газеты по всем вопросам. Задача – быть всегда в гуще событий, сделать  школьную газету актуальной и злободневной. План газеты состоит из двух частей:  структуры, то есть порядка, в котором идет ее содержание, и дизайна ­ облика газеты. К  тому моменту, как вы начнете детально обдумывать эти вещи, следует определиться  относительно содержания, формата, “лица” газеты, формы и объема.  Возможно, вся эта работа покажется вам сложной, возникнут вопросы, как делать макет, с  какой стороны подойти к дизайну вашего издания и т.д. Не стоит опускать руки. Всему  можно научиться. Организуйте в вашем пресс­центре школу юнкоров и обратитесь за  помощью в школы (лицеи, гимназии и даже городские учреждения), где уже выпускаются  газеты. Проводите теоретические уроки, сочетающиеся с практикой. Желательно  приглашать на занятии профессиональных журналистов, печатников, поэтов или писателей, интересных людей. Занятия по дизайну может провести профессиональный художник,  дизайнер. Но не стоит сводить всю работу в школе юнкора к “профессиональному”  обучению Важно познакомить юнкоров с основами газетного дела. Делать их журналистами нет необходимости. В конце концов, не так уж важно, по всем ли правилам станут ребята  писать заметки и репортажи. Важно, чтобы юнкоры принимали активное участие в тех  делах, о которых они станут рассказывать потом в газете. О чем писать ребятам? Где взять тему для материалов? Темы вокруг нас. Но часто ребята не представляют, о чем можно написать в газету. А написать можно практически обо всем.  О том, например, как ребята учатся, как занимаются спортом, о любимом кружке, о своем  друге. А разве мало вопросов волнует ребят. Часто они обсуждают, всегда ли правы  взрослые, откуда в людях жестокость, как бороться с несправедливостью, кого можно  считать настоящим другом. Разве это не может стать темой для заметки? Ребятам хочется  получить ответ не от взрослых, а именно от своих сверстников, сравнить собственный  взгляд на проблему с мнением одноклассников. Хочется научиться размышлять, спорить,  доказывать. Пишите об этом. Самое главное – постарайтесь сделать газету интересной:  заинтригуйте читателя материалами об интересных событиях, обсуждением на страницах  газеты сложных проблем молодежной жизни, привлекайте к дискуссии читателей,  печатайте школьную рекламу, истории с продолжением, фоторепортажи и т.д. Очень обогащают портфель редакции конкурсы. Используйте в газете игры, забавы,  шутливые мистификации, розыгрыши или конкурсы (например, на самый короткий  юмористический рассказ). Проведите, например, Шуточное пятиборье остроумных,  Соревнования юных энциклопедистов, или редакционную кампанию, посвященную какой­ либо проблеме и т.д. (см. Приложение № 1) Кроме так называемого текущего материала, газета должна иметь и запасной, “задел”.  Ценность газеты зависит от богатства редакционного портфеля. Редакция обязана  заботиться о разнообразии: длинные статьи должны сменяться короткими, серьезные ­  шутливыми, трудные ­ легкими. Допустим, в школе был спектакль или проводилась  экскурсия. Об этом написали целых четыре корреспондента. Что лучше: дать все четыре  статьи в одном номере или по одной в разных номерах? Можно сделать из них  тематическую подборку или открыть рубрику “Круглый стол” на тему… Газета ­ как букет из разных цветов. Насколько он красивее, когда есть из чего выбирать! Как распределить работу? Для сохранения творческого потенциала издания стоит  создать редколлегию со строгим распределением должностей, привлечь как можно больше  авторов разного возраста; постоянно заниматься изучением читательского спроса,  повышением профессионального уровня.  В газете должны быть разные рубрики, должен помещаться злободневный материал,  хроника. Если вы сможете давать в своей газете различные разделы, не ограничивайтесь  обычными, публикуйте, например, такие тематические блоки: новости, спорт, бизнес,  работа, книги, культура, телевидение, компьютеры, окружающая среда, средства массовой  информации, семейные проблемы, путешествия, объявления, зарубежные новости, отдых,  афиши, мода, разные сообщения…  У каждого юнкора может быть свой дневник, в который он заносит сведения по своей теме. Пусть один записывает именины и дни рождения соучеников, другой собирает сведения о  контрольных работах или записывает события на большой перемене, третий сообщает об уроках математики, географии и т.д. Кто­нибудь может взять на себя рубрику о книжках, о преподавателях, о молодежной среде микрорайона. Наверное, будут возникать и новые  рубрики, а кое­какие из старых ­ отмирать.  Должен ли писать сам редактор? Не обязательно. Но хорошо, если он умеет написать  сам, когда что­нибудь понадобилось, а не удалось вовремя найти исполнителя. Полезные советы редактору. Принимая ребят в качестве юнкоров, спрашивайте себя:  какие причины заставляют ребенка взять ручку, бумагу и начертать свои первые строки?  Удовольствие от общения, от результатов труда, от нового типа получаемых знаний  пробуждает желание быть признанным. Важно заметить способности ребенка, дать ему  возможность раскрыться, почувствовать себя нужным, лучшим. Первые работы авторов  нельзя грубо редактировать. Неуверенные в себе дети при попытке навязать им чье­то  мнение закрываются и теряют интерес к работе. Такие ребята не любят своих имен и  подписываются псевдонимами. Ничего страшного. Со временем пройдет. С детьми нужна  работа не только индивидуальная, но и коллективная: “круглые столы”, редакционные  летучки, где все имеют право голоса, право отстаивать свою тему. Поначалу часть ребят  сидят молча, но через некоторое время от стеснительности не остается и следа: у  подростков даже голос становится тверже, отчетливее речь. Мотивами ваших дальнейших  действий будут ответственность, признание и похвала юнкоров.  Несколько слов о наградах. Какие должны быть награды? Редакция школьной газеты  небогата, поэтому награды не могут быть ценными. Опыт показал, что очень приятная  награда ­ памятная открытка. Выбирается открытка с соответствующей картинкой, и  пишется примерно такая надпись: “Постановлением редакционной коллегии… (название  газеты)… (имя и фамилия) присуждается памятная открытка … (дата) … (подпись)”.  Можно также написать, за что присуждается открытка (“За участие в конкурсе”, “В  память годичной (полугодичной) совместной работы”, “В юбилей десятой (двадцатой)  статьи”).  Финансы Это один из самых важных вопросов. Где же взять деньги на выпуск газеты? Тут следует  решить несколько вопросов: Какой будет ваша газета – цветной или черно­белой, какого  формата? Обратиться за помощью или попытаться выпускать газету самостоятельно? 1. В черно­белом виде и формата А4 обойдется несравненно дешевле.  2. За помощью можно обратиться в родительский комитет или к городскому печатному  изданию. 3. Еще один вариант (используемый, правда, редко) – акционирование. Пресс­центр школы  выпускает акции на определенную сумму, распространяет их среди учеников, педагогов,  собирая деньги для закупки бумаги и прочих расходов. Какой бы способ финансирования вы ни нашли, его можно сделать полезным для газеты.  Все зависит от вашей коммуникабельности желания. Не забудьте о рекламе издания. Распечатайте листовки­объявления с рекламой нового  выпуска, после выпуска проведите анкетирование с целью узнать общее мнение о газете.  Если ваша газета будет продаваться, то после нескольких выпущенных номеров подумайте, куда можно вложить вырученные от продажи деньги. Рациональнее всего часть средств  потратить их на закупку бумаги, краски для печати, необходимые канцелярские  принадлежности. Некоторая часть денег может пойти на поощрения самых внимательных и активных юнкоров, их помощников и читателей. И, наконец, очень важный момент –  потратить на благотворительность. Можно отправить в детский дом, на помощь инвалидам. Главное – вы помогаете нуждающимся людям и еще прибавляете уважения к газете. Прежде чем приступить к работе над газетой, будущим журналистам полезно пройти курс  первичной подготовки.  (Приложение2)  Виды школьных газет ГАЗЕТА­ПРИЛОЖЕНИЕ. Это газета­спутник, которую выпускают ребята, работающие по определенным направлениям (спорт, краеведение, национальная культура и т.д.) ГАЗЕТА­МОЛНИЯ. Особый тип газеты. Она содержит экстренную информацию об одном  или нескольких событиях в жизни школьной общественности (класса) (т.е. “молния” –  экстренный выпуск газеты с сообщением о важном событии). Информация “молнии”  требует немедленного реагирования. “Молнию” можно выпускать: а) когда школе (классу,  человеку) предстоит какое­то важное, срочное, новое дело и нужно сообща придумать, как  лучше всего его выполнить; б) когда в жизни школы (класса) возникли непредвиденные  обстоятельства, серьезные трудности и нужно вместе решить, как эти трудности  преодолеть; в) когда произошло какое­то событие и т.д. Рядом с газетой­“молнией” можно  установить “почтовый” ящик для предложений, пожеланий, мнений. “Молния” не терпит  шаблона, стандарта в оформлении. Каждый ее выпуск должен быть оригинальным.  “Молния” приковывает внимание всех. Тут не стоит бояться ярких красок, нужно дать  броский заголовок, острый рисунок или фото. Газета­“молния” не должна висеть долго. И  главное – не стоит выпускать ее по незначительному поводу. БОЕВОЙ ЛИСТОК. Оперативная газета, выпускаемая на месте происходящего события. В самом названии заложена суть этих выпусков – боевитость, быстрота, действенность.  “Боевой” ­ значит, газета эта, как никакая другая, должна быть оперативной. Ее выпускают по ходу дела – во время субботника, трудового десанта, какой­то операции, акции, во  время встречи и т.д. “Листок” ­ значит, газета эта невелика, в ней всего одна­две заметки.  Это могут быть интервью или заметка и фельетон (и др. варианты). Хорошо часть работы,  связанной с выпуском боевого листка, выполнить заранее – придумать варианты заголовка,  оформление – рамочки, рисунки и т.д. Боевой листок можно выполнить на цветной бумаге  (или фоне), а сами заметки поместить на белый фон. Оперативность выпуска боевого  листка требует краткости изложения материала, четкой позиции, точности в изложении  фактов. “ЖИВАЯ ГАЗЕТА”. История “живой газеты” началась во время гражданской войны. Ее  появление объясняется просто. Люди тянулись к политической деятельности, знаниям, а  грамотных было мало. Вот и появилась газета, которую не надо было читать, ее смотрели и  слушали. Эта необычная по форме газета­агитация и сейчас не потеряла своей актуальности. “Живая газета” представляет собой серию коротких выступлений, каждое из которых по­своему раскрывает содержание темы. “Живая газета” ­ это газета  тематическая, показывает насущные проблемы. Она может быть посвящена проблемам  мира, экологии. Программа “живой газеты” может сохранить форму печатной газеты – у  нее может быть заголовок, хроника, заметки, сатира и юмор. Весь материал  демонстрируется с помощью выразительных средств и приемов – плакаты, лозунги­ речевки, сценки, диалоги, танцы и декламация, дружеские шаржи и теневые картинки.  Можно использовать загадки, частушки, построенные на собственном материале. Для  “живой газеты” важны актуальность и злободневность. ПРЕСС­БЮЛЛЕТЕНЬ. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого­то  события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги. Пресс­ бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время соревнований, пресс­конференций и т.д.  Это оперативная работа. Значительная часть заметок в пресс­бюллетене несет информацию о том, как идет слет или фестиваль, повествует о его гостях, участниках. Все сообщения в  таком выпуске очень короткие, написаны порой в “телеграфном” стиле. ОБМЕННЫЙ НОМЕР. Это газета, которую делают для своих друзей, коллектива ребят, с  которым вы дружите. Готовится обычно совместно в редколлегией газеты другой школы.  Цель – помочь друзьям выпускать хорошую газету, поучиться самим. Издание школьной газеты О школьной прессе известно давно. Ранее выпускали стенгазеты к праздникам, отчеты о проведенных мероприятиях, а также поздравительные газеты и бюллетени. Занимались этим отдельные классы. Порой и вся школа   участвовала   в   создании   рукописных   газет,   которые   затем   печатали   на   машинке.   Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ..Газета ­ важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями   разных   поколений   устанавливаются   отношения   взаимопонимания.   Действительно,   мир школьной прессы ­ очень значимая часть жизни учебного заведения. Газета остается  самым  простым  и доступным  школьным  изданием,   и потому  многие   образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы. Часто инициатива создания школьной газеты исходит от учеников, но руководить процессом предстоит взрослым.   Именно   руководитель   образовательного  учреждения   подписывает   локальный   нормативный   акт   об издании школьной газеты (приложение). В школе обязательно есть организация, которая находится  в самом центре событий, например: Совет старшеклассников, Актив, Кафедра  воспитательной работы и др. Именно ее члены будут участвовать в наполнении газеты интересной информацией. Для развития школьного издательского дела должны быть объединены усилия администрации школы и редакции. Школьное издание ­ дело общее, а не частное. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях "учитель ­ ученик ­ родитель", то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе. Распределение редакционных обязанностей. В большинстве случаев редакторы школьных газет ­ взрослые. Может : и нелогично, но ведь необходимо осуществлять контроль, планировать ­: рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие В РЕДАКЦИЮ материалы. Чаще всего редактором становится учитель русского языка, литературы, потому что по своей специализации ему легче работать с материалами, написанными детьми. Реже этим занимаются методисты, старшие вожатые, педагоги­организаторы, библиотекари, учителя истории и психологи. Лучше,  когда редакторов два: один (учитель русского языка и литератур)  осуществляет планирование номера, сбор материалов, корректуру; другой (учитель ­информатики) решает технические вопросы, т. е. занимается версткой,   макетированием,   оформлением   и   тиражированием.   Спустя   время,   когда   дети   освоятся­   ­работе редакции, можно и старшеклассникам доверять выпуск газеты ­ это   стимулирует их деятельность, и делает номер более привлекательным для учеников. Не отказывайтесь от помощи представителей психологической службы,   социального   работника,   педагога­организатора.   Эти   люди   всегда   в   курсе   происходящих   в   школе событий, они помогут в выборе темы, прокомментируют уже подготовленный материал. Для работы редакции необходимы  корреспонденты.  Хорошо, если это  будут  ребята разных возрастов, ведь читателями станут все школьники. Если в образовательном учреждении выделены различные профили обучения, то в качестве кандидатов на работу корреспондентами филологи (гуманитарии) должны рассматриваться в первую очередь.   Целесообразно   спросить   рекомендации   и   учителей   русского   языка   и   литературы,   которые   знают талантливых ребят.. Верстальщиками  стоит   пригласить   учеников,   умеющих   работать   на   компьютере.  Причем важно знание специальных программ:  RageMaker,  Gorel,  Photoshor,  QuarkXPress   ( в крайнем случае  Word  или  Microsoft Office Publisher)/  Фотографы  тоже не заставят себя искать, тем более что при наличии цифрового фотоаппарата научить фотографировать можно любого. А если есть ребенок, посещающий фотокружок, то важно привлечь именно его.  Обязательно окажутся ребята, желающие принять участие в работе, но не определившиеся поначалу с редакционной специальностью. Не надо им отказывать, еще понадобятся наборщики и корректоры. Численный состав редакции зависит от количества учеников в школе и может колебаться от 5 lдо 15 человек.. Средства необходимые для издания газеты Многие   руководители   образовательных   учреждений,   не   желающие   заниматься  такой   работой,   могут аргументировать это недостатком финансирования. Но ведь даже для того, чтобы нарисовать стенгазету, понадобятся листы ватмана, краски,  фломастеры, маркеры и т. п., т. е. расходы. Минимум требуемых средств ­ это помещение (желательно кабинет информатики, т. к. в нем имеются компьютеры), два­три компьютера, чтобы набрать материал и верстать номер,  принтер, чтобы распечатывать черновые варианты для вычитки (проверки) материалов и макетов. Далее необходимо решить вопрос с тиражированием  номера.  Концепция школьного издания                 Какой же должна быть школьная газета? Интересной, актуальной, отражающей события школы. Газета долго не продержится, если будет    пересказывать интернетовские "продукты" или перепечатывать информацию из других журналов. Среди школьных печатных СМИ популярностью пользуются форматы  А4,. Количество полос определяется опытным путем. Можно начать с минимума ­ четыре полосы. Если получится, то можно расширить их число. Периодичность издания также определяется самостоятельно, но оптимальная частота ­ один раз в месяц. Немаловажно  название газеты.  На общем сборе редколлегии название, конечно же, выберут, но необходимо стремиться   к   его   оригинальности..   Название   школьной   газеты   должно   быть   понятным  (аббревиатуры   часто   вызывают недоумение). Часто названия отражают школьную тематику: "Большая перемена", "Переменка" словосочетания со словом "школьный". .Быть ли газете цветной, решайте сами. Нужна доступная школьная газета, а цветная печать в силу своей дороговизны может этому помешать. Важно определиться с тиражом газеты. Самое главное, чтобы хватило по одному экземпляру в каждый класс, в места общего сбора (библиотеку, совет старшеклассников, учительскую и т. п.) и на стенды, где смогут прочитать все желающие (кстати, для стендов газету нередко печатают и крупнее, и в цвете). Возможные рубрики   Фантазии у детей хватит на все, и предсказать ее сложно. Из наиболее встречающихся в школьных газетах рубрик можно отметить: •     новости ("Как это было"); •     представление какого­либо человека ("Незнакомые знакомцы',"Кто на новенького?"); •     обсуждение насущных школьных проблем ("Точка зрения"); •     юморески (случаи, произошедшие на уроках, фразы из сочинений). Если   найдутся   энтузиасты,   то   можно   открыть   рубрики   про   музыке,  новинки,   отзывы   о   книгах.   С развитием газеты попробуйте готовить тематические выпуски, посвященные, например, здоровому образу жизни, Дню Святого Валентина, Дню города и т. д. Школьные факультативы по издательской деятельности По возможности для редколлегии следует проводить факультатив "Введение  в журналистику". Главная цель курса ­ через овладение теорией и практикой: журналистики развивать интеллектуальный и творческий потенциал   учащихся,  способствовать   становлению   активной   гражданской   позиции,   формировать профессиональные   навыки   (умение   писать   статьи   в   различных   публицистических   жанрах   ­   без   их многообразия   газета   скучна   и   однотонна).   Содержание   занятий  данного   факультатива   определяется программой, утверждаемой Экспертным советом. Кроме того, актуальной станет организация факультатива "Издательское  дело". Это интегрированный межпредметный курс, цель которого ­ дать теоретические знания и практические навыки создания печатной продукции (школьной газеты, тематических приложений к школьной газете, буклетов, работа с фотографиями и т. д.). Участие в конкурсах регионального и российского масштаба ­ дополнительный  стимул  к   реализации журналистских способностей ребят. Типичные недостатки школьных газет. Недостаток, характерный для многих школьных газет, ­ подражание в тематике, стиле и форме подачи материала популярным изданиям для взрослых. Как известно, копия всегда хуже оригинала. Начинающий автор вольно или невольно ориентируется на некие авторитеты, и в данном случае важно чувство меры В выборе и степени следования образцам. Еще   одна   проблема,   с   которой   сталкиваются   все   школьные   и   молодежные  редакции,   связана   с ответственностью, осознанием ребятами того, что газета ­ это периодическое средство массовой информации, которое должно выходить в  строго установленный срок. У многих юных журналистов не всегда получается следовать главному принципу выпуска газеты ­ оперативности. Поэтому некоторые материалы нужно готовить впрок и иметь про запас. "Желтизна"   ­   еще   одно   слабое   звено   школьной   прессы.   В   газете   недопустимо   выяснение   личных отношений.   Должны   существовать   неписаные   законы,   запрещающие   публиковать   клевету,   сплетни, непроверенную   и   сомнительную   информацию.   Умело   и   корректно   следует   писать   детям   о   взрослых:   без вторжения в их личную жизнь, без резкой и неконструктивной критики.  Как создать современную школьную газету Сокина Л.А. учитель информатики школы № 31 Газета – это история мира за сутки.  Это история мира, в котором мы живем и события которого интересуют нас больше, чем относящиеся к прошлому, существующему лишь в памяти. А. Шопенгауэр Что же такое – школьная газета?  Трибуна для высказывания своей точки зрения?   Эффективный информативный инструмент?   Пространство для сближения поколений? … Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность,  инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно,  необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог  применять полученные знания. А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства  взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей  является направить их в нужные русла. Реализация Программы воспитательной деятельности школы и Программы  гражданско­патриотического образования школьников должна осуществляться в том числе посредством школьной газеты. Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные  связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс­центре поддерживает их  индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли,  распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В  процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных  поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика  оказывает влияние на выбор профессии. Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие  образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты,  осваивая затем и более сложные формы. Часто инициатива создания школьной газеты исходит от учеников, но руководить  процессом предстоит взрослым. В школе обязательно есть организация, которая находится  в самом центре событий, например: Совет старшеклассников, Актив и др. Именно ее члены будут участвовать в наполнении газеты интересной информацией. Школьная газета ­ современное средство воспитания патриотизма, формирования  активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.  Задачи школьной газеты:    освещение в газете школьной жизни; содействие в воспитании информационной культуры школьников; повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию,  краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;  развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;  формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к  общечеловеческим ценностям;  формирование стремления к здоровому образу жизни;  реализация гражданско­патриотического воспитания;  формирование у учащихся толерантного сознания Методические принципы, необходимые в работе:       личностно­ориентированный подход учитывает особенности учащихся,  способствует обучению свободно и творчески мыслить;  коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в  процессе создания, выпуска и реализации газеты);  деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах,  группах);  взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных  рубрик, разделов, тематических выпусков газет;  поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).  Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей  учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей  информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых  информационных технологий в образовании. Дети успешно осваивают программу Corel  Draw, с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты.  Успешно овладевают возможностями не только векторной графики, но и растровой –  готовят изображения для публикации в газете. С этой целью проводятся консультации и  уроки по векторной и растровой графике, обучение программам Corel Draw и Adobe  Photoshop.  Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках  информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой  профессиональный уровень в области новых информационных технологий. Школьная газета для родителей:  это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни ребенка;  это осознание того, что твой ребенок понимает актуальность своей роли и учится  принимать решения. Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами,  традициями и течением жизни. Каждое такое государство по­своему уникально. Основная  задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и  учеников, и учителей и родителей. Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в  стенах школы устойчивого мини­социума, действующей модели современного мира. В  результате работы школьного пресс­центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует  собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность.  Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу,  которая ему по плечу.  Для развития школьного издательского дела должны быть объединены усилия  администрации школы и редакции. Школьное издание ­ дело общее, а не частное. Если  администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях "учитель ­ ученик ­  родитель", то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе.  Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял  им удовольствие. Данное методическое пособие поможет создать современный школьный пресс­центр. В  пособии четко раскрываются этапы создания школьного пресс центра:  1 этап – Создание команды единомышленников. Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. Если  команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить  специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.  Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске могут принимать участие и  другие люди ­ как из самого учебного заведения, так и извне (корреспондентская сеть) ­ те, кто способен поставлять информацию, присылать иллюстрации, статьи, позволяющие  организовать различные рубрики, например, "Спектакли", "Письма читателей" и т.п. В детское объединение входят учащиеся 1­11­х классов. Все поручения внутри  объединения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение  творческого процесса. Курирует работу «пресс­центра» учитель русского языка и литературы, практическую  помощь оказывает учитель информатики. Распределение редакционных обязанностей. 1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты, учитель русского языка и  литературы) 2. Главный редактор 3. Дизайнер 4. Журналисты 5. Фотокорреспонденты  6. Корректоры  7. Верстальщики 8. Выпускающий редактор  В большинстве случаев редакторы школьных газет ­ взрослые. Может: и нелогично, но  ведь необходимо осуществлять контроль, планировать ­ рецензировать, корректировать и  даже подвергать цензуре поступающие материалы.  Лучше, когда редакторов два: один (учитель русского языка и литератур) осуществляет планирование номера, сбор материалов, корректуру; другой (учитель ­ информатики)  решает технические вопросы, т. е. занимается версткой, макетированием, оформлением и  тиражированием. Спустя время, когда дети освоятся ­ работе редакции, можно и  старшеклассникам доверять выпуск газеты ­ это стимулирует их деятельность, и делает  номер более привлекательным для учеников. Не отказывайтесь от помощи представителей  психологической службы, социального работника, педагога­организатора. Эти люди всегда  в курсе происходящих в школе событий, они помогут в выборе темы, прокомментируют  уже подготовленный материал. Для работы редакции необходимы корреспонденты. Хорошо, если это будут ребята  разных возрастов, ведь читателями станут все школьники. Если в образовательном  учреждении выделены различные профили обучения, то в качестве кандидатов на работу  корреспондентами филологи (гуманитарии) должны рассматриваться в первую очередь.  Целесообразно спросить рекомендации и учителей русского языка и литературы, которые  знают талантливых ребят. Работа выпускающего дизайнера: проводит практическую работу по созданию макета  газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы,  осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет  тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях. Верстальщиками стоит пригласить учеников, умеющих работать на компьютере.  Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw,  Word, Microsoft Office Publisher. Фотографы тоже не заставят себя искать, тем более что при наличии цифрового  фотоаппарата научить фотографировать можно любого. А если есть ребенок, посещающий  фотокружок, то важно привлечь именно его.  Обязательно окажутся ребята, желающие принять участие в работе, но не  определившиеся поначалу с редакционной специальностью. Не надо им отказывать, еще понадобятся наборщики и корректоры. Численный состав редакции зависит от  количества учеников в школе и может колебаться от 20 до 15 человек. 2 этап – Определение духа газеты. Какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо  обдумать и придти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух  газеты, ее форму ­ все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим  себе на такие вопросы: ­ кто потенциальный читатель?     какого характера информацию он ищет в газете?  с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?  каков предполагаемый формат и объем газет?  Большинство школьных газет содержит как творческие работы (рассказы, сказки,  стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, о районе, о  досуге…). Названия газет отражают ту общую тональность, которую пытаются задать  авторы ("Красный кораблик", "Ключ", "Лупа", "Спичка", "Ласточкин щебет"…).  В некоторых школах газета стала традицией, и новые ученики постоянно пополняют  редакцию. Чаще газета становится незаменимым средством для организации  информационных потоков внутри школы, обучает проводить журналистские  расследования, организовывать встречи с разными людьми. Иногда на страницах издания  разворачиваются бурные дебаты, происходит столкновения идей, и газета становится  настоящим форумом, местом, где высказываются аргументы "за" и "против" по какой­ нибудь актуальной теме или даже по философской проблеме (например, по вопросам  религии, экологии, свободы и др.).  Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что газету прочтет  множество людей ­ все это ведет к понятию "ответственность". Напечатанное остается, и  юный "журналист", публикующийся в школьной газете, должен все время быть  бдительным, как и его "собрат", журналист профессиональный, чтобы не провоцировать, не позорить, не клеветать, не оскорблять… Ведь если дело доходит до крайностей, то как  одному, так и другому могут быть предъявлены судебные обвинения.  Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет читать каждый новый номер; следовательно, надо думать об этой публике и печатать то, что ей интересно. Надо  также думать о курьезных случаях, о разного рода расследованиях и стараться  всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто  способен поддерживать жизнь газеты… 3 этап – Разработка плана работы пресс­центра (пример плана).  Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения (ЖО) ­ 5­11 ноября o разработать и создать структуру редакции школьного СМИ; o распределить обязанности между учащимися вошедшими в ЖО; o разработать положение о школьной газете; o выбрать название газеты.  Организовать обучающие занятия по специальностям: информационные технологии: работа с программами: Acrobat Reader, Abode  PhotoShop, Microsoft Word, Corel Draw, Abode Page Marker;  работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером. русский язык и литература, культура речи. основы журналистики.     o Предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно  пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки  фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты ­ с 12 ноября o Стимулировать учащихся к работе над созданием 1­го выпуска школьной  газеты ­ с 12 ноября o Провести рекламную акцию по созданию 1­го выпуска газеты ­ с 12 ноября o Выпуск первого номера. Презентация первого номера ­ 01 декабря  o Выпуск второго "новогоднего" номера ­ 27 декабря o Способствовать расширению школьной газеты (кол­во страниц и  экземпляров, членов ЖО) ­ постоянно o Регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в месяц ­ 01 января по 31 мая o Запланировать выход газеты 2 раза в месяц  4 этап – Схема организации выпуска школьной газеты    . Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью  раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а  их работу сделать направленной.  Например, первый выпуск представляет собой знакомство отдельных учащихся,  ученических коллективов школы с внешним миром, которым является и мир взрослых, и  мир сверстников. Тема второго выпуска — подготовка к празднику. Такие задачи  определяются руководителем проекта. Далее либо коллегиальным путем, либо  руководителем проекта определяется, как эту задачу можно решить. То есть выявляется  способ действия. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить,  рассматриваются учебные исследования, материал которых может быть использован. Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких­либо партий,  религиозные воззрения. Тем не менее, в ней есть свои приоритеты. Издание отражает  события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра,  толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной  лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.  Полномочия пресс­центра:      проводить социологические исследования, рейтинги, опросы,  брать интервью, опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления, содействовать развитию различных форм активности учащихся, проводить конкурсы, учреждать призы из фонда клуба, проводить праздники, "Ток­ шоу",  формулировать проблемы и ставить их для решения на соответствующем уровне,    использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику, распространять газету среди учащихся и учителей школы, представлять наиболее активных членов пресс­центра администрации школы для  награждения и поощрения за вклад в работу школьной прессы. Примерный перечень тем выпусков газет 1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими  классами, с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной  деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.; с работниками газеты  (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла). 2. Подготовка к празднику. Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками  (например, День святого Валентина). 3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие  толерантности в обществе и т.д.). 4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки). Примерный перечень рубрик газеты 1. Спортивные новости ("Как это было") 2. Летопись школы (история школы). 3. Мнение эксперта. 4. Игры нашего класса. 5. Пробы пера (литературная страничка). 6. В мире интересного. 7. События, факты (информационные новости школы). 8. Взгляд на события (политические события глазами учащихся). 9. История нашего города. 10. Размышления на тему… ("Точка зрения") 11. Знакомство с известными людьми ("Незнакомые знакомцы", "Кто на новенького?") (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы 5 этап – Верстка газеты  верстки). "Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" ­ именно  такими вопросами начинается каждое редакционное собрание, как в печатной прессе, так и на радио и телевидении. Ответы будут различаться в зависимости от общей направленности издания и от того, как представляет себе редакция ожидания аудитории. Можно  придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой  последней) информации; вывести на первый план какое­то особо драматичное и яркое  событие; рассказать о решении администрации, властей, которое может возыметь прямые  последствия на жизнь читателей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть  статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет ­ дополнительные элементы,  усиливающие притягательность заголовка. Итак, первая полоса газеты ­ это ее витрина. Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку  остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия,  читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в  газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы  определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии,  разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.  Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные  подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого  ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти,  привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых ­  поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку ­ яркую  заключительную часть. Очевидно, структура материала будет различна в каждом  конкретном случае: отчет о деятельности совета класса не может быть написан точно так  же, как и репортаж о матче по волейболу. Но общее правило одинаково во всех случаях:  информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание приобрести газету.  Также в пособие включено разработанное методическое пособие по работе с  графическим редактором Adobe Photoshop и диск с материалами для практической работы для полноценной работы над созданием школьной газеты.  Успех учеников, зависит от их учителей! Для достижения поставленной цели учителям  необходимо помнить, что: Ученик – это не сосуд,  который надо наполнить,  а факел, который нужно зажечь. К. Ф Ушинский

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"

Методические материалы "Роль детской журналистики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017