Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога реабилитационного центра с семьями группы риска методом «точечного» воздействия."
Оценка 4.8

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога реабилитационного центра с семьями группы риска методом «точечного» воздействия."

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
психологическая работа +2
Взрослым
17.01.2017
Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога  реабилитационного центра с семьями  группы риска методом  «точечного» воздействия."
Внедрение новых реабилитационных технологий, повышение уровня квалификации специалистов, работающих в «Социально - реабилитационных центрах», работа с семьей воспитанников, к сожалению, не решают проблему повторного помещения несовершеннолетних в социально-реабилитационные учреждения. Обобщенные данные всех социально- реабилитационных учреждений показывают что ежегодно около 25 % воспитанников вновь переступают пороги реабилитационных учреждений, как правило, это дети, проживающие в семьях, находящихся в социально- опасном положении, в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В данных семьях взрослые потеряли надежду на изменение жизненной ситуации, и самое главное, разуверились в своих силах. Такие люди не обращаются в психологические службы, у них отсутствует мотивация к изменению своего положения, они довольствуются малым и легко усваивают иждивенческие привычки. Не смотря на то, что причины, приведшие к ситуации неблагополучия, в каждом конкретном случае отличаются, итогом их является бедственное положение детей в таких семьях. Они не получают надлежащего воспитания, необходимого ухода и контроля со стороны родителей, плохо питаются, пропускают занятия в школе или не посещают дошкольные учреждения, неделями не живут дома, совершают право-нарушения, подвергаются насилию. Фактически воспитываясь в семье, эти дети оказываются сиротами. Их родители в силу целого ряда причин, не хотят, иногда не могут, не умеют обеспечить необходимую заботу детям. Как правило их родительская позиция не сформирована, они инфантильны, непоследовательны, пассивны. Дети воспитывающиеся в таких семьях, часто перенимают стереотип поведения родите-лей.
Точечное воздействие.doc
Работа социального педагога  реабилитационного центра с семьями   группы риска методом  «точечного» воздействия.   связано   с   семейным Неблагополучие   ребенка   в   семье   прямо     Можно   дать   такое   определение   семейному неблагополучием. неблагополучию:  нарушение   в   структуре   и   функциях   семьи,   которое отрицательно   отражаясь   на   процессе   усвоения   несовершеннолетним социального   опыта,   способствует   развитию   его   антиобщественного поведения (в том числе и преступного). Факторы социализации детей в неблагополучной семье Факторы – побудители Неблагополучия семьи Факторы – нейтрализаторы Неблагополучия семьи                                                                            ­ алкоголизм родителей;                              ­ ресурсы общества (социальная ­ наркотизация родителей;                             политика); ­ криминогенность семьи;                           ­  ресурсы социального окружения; ­ безработица;                                                ­ система внутрисемейной  ­ бедность;                                                          поддержки; ­ развод;                                                          ­ индивидуальные ресурсы членов ­ смерть;                                                            семьи; ­ судимость;                                                     ­ педагогическая грамотность ­ насилие над детьми и т.п.                               родителей; ­ насилие над Социализация  детей Приведенная   модель   факторов     нейтрализации   семейного   неблагополучия можно   описать   более   содержательно.   социальная   политика применительно   к   семьям   риска,     должна   строится   адресно   и дифференцированно,   с   учетом   происхождения     неблагополучия.         Семья асоциальной   ориентации   (алкогольные,   наркозависимые,   криминогенные) следует   подвергать   моральному   давлению     через   формирование   негативно   Так, направленного общественного мнения, а также  использовать методы силового убеждения  с привлечением правовых институтов общества.  Семьи   с   социально   обусловленными   проблемами,   напротив,   нуждаются   в государственной поддержке и помощи.       Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, как правило, страдают дефицитом нравственно­духовных ценностей, что и приводит к проблемам в социализации.   Дети   не   дополучают   духовного   воспитания   и,   как   итог,   не знают, как поступать правильно в той или иной ситуации. Восполнение такой информации играет огромную роль в социализации детей. Ребенок, имеющий нравственный   стержень,   всегда   будет   иметь   внутренние   ресурсы   для преодоления проблем, а также будет иметь возможность стать полноценным, социально­ориентированным членом общества.            Работаю   социальным   педагогом   в   реабилитационном   центре   для несовершеннолетних  уже  6  год,  и  самым  трудным   в  своей   работе,  считаю работу   с   социально   –   опасными   семьями.   Затрудняет   нашу   работу   ­ местожительство     проблемных   семей,     это   сельская   местность:     большая территория   обслуживания,   а   также   удаленность,   труднодоступность (особенно  в зимнее время) и т. д.    Специалисты нашего центра  работают на территории   Корочанского   района,   в   котором   расположены   21   крупных сельских   поселений.   Согласитесь,   объем   работы   большой,   поэтому   мы составили базу данных социально – опасных семей, так за 2 квартал 2015 года выявили 17 социально – опасных семей, где проживают 43 ребенка,  4 семьи на ранней стадии неблагополучия. Составили график социальных патронажей этих семей, только за этот год  совершено 103 выезда.    Профилактическая и коррекционная   работа с неблагополучной   семьей – важнейшая   составляющая социального возрождения ребенка, нормализации процесса его дальнейшего индивидуального и социального развития. И тогда, важным моментом реабилитационной работы  является привлечение всех сил, с целью поддержать  ребенка и перевести ситуацию в семье  на социально – приемлемый   уровень.   В   данном   случае   и   нужна   активная   и   продуктивная работа  с семьей  ребенка:  найти  главную  и  очень  ценную  для  семьи  точку воздействия: ­ любовь и привязанность к ребенку (желательно взаимная); ­ гордость за успехи ребенка в учебе, поведении и т. д.; ­   и   вдруг   раскрытые   таланты   их   ребенка:   хорошо   поет,   рисует,   танцует, предъявить грамоты, полученные в конкурсах учреждения); ­ семейные ценности: фронтовые, трудовые  подвиги старших членов семьи. Семья и ее окружение – это первая точка воздействия.      Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при хорошем взаимопонимании родителей и   учителей.   Если   семья   верит   в   авторитет   школы,   стремится   к   развитию семейных   взаимоотношений,   то   родители   обращаются   за   помощью   к педагогам,   участвуют   в   различных   общественно­педагогических мероприятиях,   посещают   лекции,   беседы,   консультации   в   рамках педагогического всеобуча. Если же между семьей и школой отсутствует взаимопонимание, если семья безразлично   относится   к   рекомендациям   педагогов,   а   попытки   учителей оказать содействие в воспитании ребенка расцениваются настороженно или агрессивно, то в таких условиях приемлем опосредованный, косвенный путь коррекционно­педагогического   воздействия   на   семью   подростка   с девиантным поведением.   Поэтому,  второй   точкой   воздействия   на  социально   – опасную  семью (через ребенка)  ­ это школа.  Задача педагогического коллектива:     ­ поддерживать у ребенка  веру в свои силы, а так же умению преодолевать неуверенность в себе, используя  сильные стороны характера (индивидуальные беседы,   поручать   ответственные   поручения,   привлекать   в   мероприятия учреждения);     ­ научить навыкам позитивного общения со сверстниками; ­ сформировать навыки культурного поведения      Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего   плана   по   рассмотрению   основных   закономерностей   развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных   стадиях,   проблем   каждого   возраста   и   выработке   общих рекомендаций   по   их   разрешению.   Необходимо   уделять   внимание   таким проблемам,   как   роль   матери   во   взаимоотношениях   с   ребенком   на   ранних стадиях его жизни, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье, познакомить с понятием возрастных кризисов, проводить работу по формированию   и   развитию   умений   общаться   с   детьми,   руководить   их деятельностью, развивать речь, положительные качества.      Школа должна стать организатором  жизни детей из социально – опасных семей не только в стенах учебно – воспитательного учреждения, но и за ее пределами.   Ведь   социализация   человека   –   это   многогранный   процесс установления   его   связей   с   миром,   что   предполагает   социальное   познание, социальное   общение,   освоение   социальных   функций,   ролей,   норм,   прав   и обязанностей, активное преобразование самого человека, его разностороннее и   гармоничное   развитие.   Школа   становится   центром   гражданского образования и воспитания, что необходимо сегодня.        Причины, вызывающие семейное  неблагополучие,  весьма разнообразны. Прежде всего, это кризисные явления в социально – экономической сфере, контролируют   их, они ведут к снижению жизненного уровня, безработице, ухудшают условия жизни  и содержания детей.       В целях профилактики семейного неблагополучия, есть третья точка воздействия   по   улучшению   ситуации   в   семье   –   это   администрации сельских поселений, на территории которых и проживают проблемные семьи.       Уже на ранней стадии, специалисты   сельской администрации выявляют неблагополучные   семьи,   а   также   выявляют несовершеннолетних детей, нуждающихся в социальной защите и поддержке. В   администрации   собраны   данные   на   такие   семьи,     проводят профилактическую   работу   по   предотвращению   неблагополучия   в   семье, детской   безнадзорности   и   беспризорности.   Специалисты   нашего реабилитационного центра для несовершеннолетних   поддерживают тесную связь, обмениваясь информацией по семьям и детям группы риска, проводят совместные социальные патронажи, консультируют членов семей по вопросам преодоления   трудной   жизненной   ситуации,   администрация   сельского поселения  оказывает: ­ помощь в трудоустройстве членов семей; ­   оказывают   материальную   помощь   многодетным,   малоимущим,   неполным семьям   (в   школах   организовано   для   таких   детей   бесплатное   питание, ежемесячно семьям выделяется продуктовый набор); ­ направляют ходатайство в районную поликлинику о лечении родителей от алкоголизма, наркомании; ­   ходатайствуют   перед   органами   социальной   защиты   об   изъятии   из   семьи детей, где есть угроза их жизни, направляют в наш центр, где специалисты центра проводят реабилитационную работу с детьми, а так же коррекционно – развивающие занятия; ­ социальные патронажи семей с привлечением органов опеки,   КДН и ЗП, участковым уполномоченным, специалистами центра;       Одна из технологий социальной педагогики –это связь с общественностью, которая   предполагает:   выявление   потребностей   населения,   привлечение общественного   внимания   к   социальным   проблемам,   стимулирование общественной   благотворительности.   Основной   инструмент   связи   с общественностью   –   средства   массовой   информации(листовки,   объявления, приглашение, анкетирование).   Очень эффективная точка   воздействия на неблагополучную семью – это контроль семьи   участковым   ОУУП  на данной территории, который регулярно  навещает   семьи, часто   совместно  с  инспекторами  ПДН    ОМВД России.  Участковый     составляет   протокол   в   отношении   недобросовестных родителей, предусмотренный ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ (штрафы, постановка на учет, как социально – опасную семью в КДН).  Если в семье нет изменений в лучшую   сторону,   то   участковый     обращается   в   комиссию   по   делам несовершеннолетних   и   защите   их   прав  (заседания   и   рассмотрение неблагополучных семей на КДН  и ЗП ­ это и есть самая продуктивная точка   воздействия   на   семью),   где     рассматривается   эта   семья   и принимаются   уже   кардинальные   меры   к   недобросовестным   родителям: штрафы,   направление   на   лечение   от   алкоголизма   и   наркомании,   изымают детей из таких семей и помещают в социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних, если ребенку от 3 лет до 18, если меньшего возраста, то направляют в Дом малютки города Белгорода.         Специалисты органов внутренних дел, которые работают по профилактике безнадзорности     и   беспризорности   несовершеннолетних,   сотрудничают   с органами   опеки   и   попечительства,   со   специалистами   нашего реабилитационного центра, совершая экстренные выезды в неблагополучные семьи,   участвуют   в   заседаниях   КДН,   осуществляют   регулярный   обмен информацией. Это позволяет своевременно выявить неблагополучные семьи, регулировать ход реабилитационной работы.   Поскольку каждая семья имеет массу индивидуальных особенностей и по­ разному реагирует на вмешательство извне, каким бы оно не было, педагогам целесообразно   использовать   как   прямой,   так   и   опосредованный   путь воздействия. В том и другом случае решается ряд задач, направленных на то, чтобы: 1. помочь семье в оценке внутрисемейной атмосферы, в анализе сложившегося семейного общения; 2. вызвать желание изменить сложившиеся взаимоотношения, показать пути и способы изменения общения в семье; 3.   совместно   с   членами   семьи   определить   перспективы   положительного семейного общения, имея в виду привлекательность и значимость семейного общения для подростка. В   зависимости   от   типа   семьи   используются   различные   формы   и   методы работы,   ведется   комплексное   воздействие   школы   и   общественности   на родителей. Педагогически   несостоятельные   семьи,   имеющие   малосодержательный, непоследовательный   характер   семейного   общения,   относительно   низкий общий уровень, обычно малокомпетентны в вопросах воспитания, но у них есть желание получить знания в этой области. Такие семьи в целях коррекции характера   и   содержания   общения   включаются   в   общую   систему педагогического   всеобуча.   Но   как   показали   практика   и   непосредственная работа   с   этими   семьями,   общих   рекомендаций   таким   семьям   бывает недостаточно.   Для   таких   семей   более   приемлемой   формой   является педагогическая консультация, которую для них в определенные дни проводят педагоги школы, социально­психологическая служба. В данном случае важно ликвидировать   барьер   недоверия,   разрушить   убеждения   родителей,   что   их незнания будут неправильно поняты и использованы учителем против них и их детей.   Педагогические   консультации   для   родителей   проводят   наиболее авторитетные учителя школы. Беседа проходит в доброжелательной форме. В основе консультирования лежит желание сообща разобраться в той или иной сложной   воспитательной   ситуации.   Консультации   могут   быть   как индивидуальные,   так   и   групповые,   как   по   инициативе   школы,   так   и   по инициативе  родителей.  Родителям   во  время  консультации  предоставляется возможность   не   только   рассказать   о   затруднениях   в   воспитании   детей, совместно   проанализировать   ситуацию,   но   и   получить   совет,   конкретные рекомендации. Практика   показала,   что   педагогическая   консультация   ­   интересная   и эффективная   форма   работы   с   семьями   педагогически   запущенных подростков. Однако таких родителей необходимо вовлекать и в активную общественную деятельность. В качестве первой ступеньки педагогического роста родителей могут стать разовые поручения, диапазон их может быть довольно широким: от непосредственной помощи в материальной базы школы до организации и проведения для ребят каких­либо мероприятий (экскурсий, походов в музей и т.д.). Большой эффект дает совместная деятельность при непосредственном участии группы, в которую входит ребенок. Часть родителей привлекаются в качестве руководителей кружков, секций. Результативность   коррекции   общения   в   семьях   подростков   с  девиантными поведением   зависит   от   умелого   сочетания   как   прямого,   так   и опосредованного  воздействия  на  семью.  Если  первый  путь  осуществляется школой   и   общественностью   и   направлен   на   совершенствование общекультурного   и   педагогического   уровня   родителей   через   систему педагогического   всеобуча   и   просвещения,   то   опосредованный   путь воздействия осуществляется через подростков; через организацию совместной деятельности   и   общения   детей   и   взрослых   в   семье,   в   школе,   по   месту жительства. Задачи: профилактика   и   нейтрализация     педагогической выявление неблагополучных семей; выявление родителей, уклоняющихся от воспитания детей или обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних; выявление учащихся, нуждающихся в  социальной и правовой   защите;   способствующих совершению ими правонарушений;  запущенности;  наркотической и алкогольной зависимости;  родителей, учителей, учащихся;  профилактика   трудной   жизненной   ситуации   ребенка, предупреждение   и   создание   условий   для   решения   проблем социальной жизни ребенка создание   системы   превентивных   мер   по   предупреждению правовое,   психологическое,   педагогическое   просвещение Схема педагогического воздействия    на «трудного» ребенка      Классный  руководитель  Классный  коллектив  Служба  занятости   Руководители  кружков, клубов,  объединений, секций  КДН   «Трудный  ребенок»                                              Родительский           комитет    Психологическая  служба     Администрация  школы            Органы           школьного  самоуправления     Семья, родители Социальный педагог     Акулова Людмила Петровна МБУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» Корочанского района  Белгородской области.

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога реабилитационного центра с семьями группы риска методом «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога  реабилитационного центра с семьями  группы риска методом  «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога реабилитационного центра с семьями группы риска методом «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога  реабилитационного центра с семьями  группы риска методом  «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога реабилитационного центра с семьями группы риска методом «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога  реабилитационного центра с семьями  группы риска методом  «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога реабилитационного центра с семьями группы риска методом «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога  реабилитационного центра с семьями  группы риска методом  «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога реабилитационного центра с семьями группы риска методом «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога  реабилитационного центра с семьями  группы риска методом  «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога реабилитационного центра с семьями группы риска методом «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога  реабилитационного центра с семьями  группы риска методом  «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога реабилитационного центра с семьями группы риска методом «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога  реабилитационного центра с семьями  группы риска методом  «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога реабилитационного центра с семьями группы риска методом «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога  реабилитационного центра с семьями  группы риска методом  «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога реабилитационного центра с семьями группы риска методом «точечного» воздействия."

Методические разработки для социального педагога:"Работа социального педагога  реабилитационного центра с семьями  группы риска методом  «точечного» воздействия."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017