Методические разработки классных часов по профилактике наркомании и формированию навыков здорового образа жизни.
Оценка 4.8

Методические разработки классных часов по профилактике наркомании и формированию навыков здорового образа жизни.

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
воспитательная работа +1
8 кл
10.01.2017
Методические разработки классных часов по профилактике наркомании и формированию навыков здорового образа жизни.
Характерной чертой современной ситуации является омоложение наркомании. В связи с этим особую важность приобретает раннее начало профилактической работы с целью упреждения стихийного знакомства детей с миром наркотиков. Новизной данного опыта является подход автора к организации профилактической работы. Автор уходит от традиционной системы и использует приемы группового взаимодействия: игры – активаторы, групповые дискуссии, обсуждения. Опыт может быть использован в работе классного руководителя. Автор реализовал данный опыт для организации работы с учащимися 8 класса.
Профилактика наркомании.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические разработки классных часов по профилактике наркомании и формированию навыков здорового образа жизни.

 

 

 

                                                    Автор: Холкина Наталия Андреевна

                                                                Заместитель директора по ВР

                                                                БМАОУ СОШ№9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Березовский

2017

Пояснительная записка

 

Актуальность

 

Широкое распространение наркомании приводит к резкому увеличению доступности наркотиков, и как следствие – к еще большему распространению наркомании.

Злоупотребление наркотиками связано с серьезными негативными последствиями для общества: ростом преступности, снижение производительности труда и процента, работающих среди трудоспособного населения, ростом общей заболеваемости и инвалидизации, увеличение расходов на лечение и социальное обеспечение наркоманов и их близких, личными и семейными трагедиями.

Характерной чертой современной ситуации является омоложение наркомании. В связи с этим особую важность приобретает раннее начало профилактической работы с целью упреждения стихийного знакомства детей с миром наркотиков.

 

Новизна

 

Новизной данного опыта является подход автора к организации профилактической работы. Автор уходит от традиционной системы и использует приемы группового взаимодействия: игры – активаторы, групповые дискуссии, обсуждения.

 

Адресная направленность опыта

 

Опыт может  быть использован в работе классного руководителя. Автор реализовал данный опыт для организации работы с учащимися 8 класса.

 

 

Тематика классных часов:

 

·        Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления.

·        Сопротивление давлению социальному окружению.

·        Как отказаться от предложенных наркотиков и псимхоактивных веществ.

 

Приложение:

·        Презентация «Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления»

·        Презентация «Наркомания»

 

 

Классный час на тему:

«Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления»

 

Цель:

·        Разъяснить понятия «наркотики» и «психоактивные вещества», объяснить их общие свойства и разницу между ними;

·        Познакомить с  традициями и законами, ограничивающие употребление психоактивных веществ;

·        Рассмотреть  неблагоприятные последствия употребления психоактивных средств;

·        Создать условий для проявления своих знаний и формирования жизненной позиции.

 

План:

·  Наркотики и психоактивные вещества;

·  Правила и законы, ограничивающие использование психоактивных веществ;

·  О вреде злоупотребления психоактивными веществами;

 

 

Ход занятия:

     Кл. рук-ль.

Вводит учащихся в суть проблемы. У многих подростков нет четкого представления о том, что такое наркотики и что такое психоактивные вещества. Как определить к какой группе относится то или иное вещество, а тем, более какой вред организму оно наносит.

 

Организация игры «Построиться по ….»

 

По команде учителя ученики стараются как можно быстрее построиться в порядке возрастания по ряду сменяющихся признаков.

·        По росту.

·        По дням рождения.

·        В алфавитном порядке по имени.

 

Итог игры:

Каждый из вас может занимать разное место в зависимости от того, по какому признаку производится расстановка. А по какому признаку вещество можно отнести к наркотикам?

 

 

Дискуссия

 

Что такое наркотики?

 

Предоставить возможность ребятам сформулировать определение понятия наркотики, необходимо направлять из размышления не на перечисления наркотиков, а на описание их общих свойств

·        Способность изменять настроение.

·        Способность вызывать зависимость.

·        Способность приносить вред здоровью.

·        Противозаконность распространения и хранения.

 

 

Вывод:  Если вещества обладают выше перечисленными свойствами, то их можно отнести к наркотикам?

 

Пояснить детям, что на международном уровне перечни наркотиков составляют специальные конференции при ООН, а в России этим занимается Постоянный комитет по контролю за наркотиками (ПККН) при правительстве России.

Так вот, наркотик – это вещества, внесенное в перечень наркотиков.

 

Но в этом перечне вы не найдете ни табак, ни алкоголь.

А они обладают хотя бы частью перечисленных свойств?

Какие еще вещества могут влиять на наш организм подобным образом?

 

Вывод: Алкоголь, табак, некоторые медицинские препараты, летучие вещества – являются психоактивными веществами. Почему?

И наркотики так же являются психоактивными веществами.

 

 

Обсуждение  (слайда №13)

 

Правила и законы, ограничивающие использование психоактивных веществ

 

 

1.Уголовный кодекс, который запрещает изготавливать, приобретать,  переносить, передавать другим, продавать наркотики и предлагать их употребление кому бы то ни было;

2.Правила и рекомендации для врачей, которые назначают наркотики больным;

3.Правила для торговли, запрещающие продавать сигареты детям и алкоголь несовершеннолетним;

4.Правила дорожного движения, запрещающие пить и принимать наркотики за рулем;

5.Профессиональные правила, запрещающие  на работе пить и принимать наркотики;

6.Неписаные традиции, касающиеся употребления психоактивных веществ (алкоголь, табак)

 

 

 

Вывод:  У нас получился список правил и законов, которые помогают разобраться, как поступать с психоактивными веществами. Когда люди придерживаются этих правил, обычно ничего страшного не происходит. Однако, если употреблять для собственного удовольствия и не обращать внимания на законы и традиции, часто случаются различные неприятности.

 

 Обсуждение (опираясь на социальный опыт детей, иллюстрируя слайдами презентации)

 

О вреде злоупотребления психоактивными веществами.

 

 

1.     вред здоровью

2.     снижение производительности труда и ухудшение экономики

3.     повышение уровня преступности

4.     ухудшение в отношениях между людьми

 

 

Вы можете дать оценку нашему занятию, если напишите небольшое эссе по следующим вопросам:

 

1.Пол и возраст героя вашего сочинения;

2.Чем занимается / занимался (где учился, кем работал или работает)?

3.Когда начал употреблять психоактивные вещества и как долго употребляет?

4.Что стало с его друзьями?

5.Что стало с его семьей?

6.Что стало с его работой?

7.Что стало с его здоровьем?

8.Как он теперь выглядит?

9.Как он обычно себя ведет?

10.Что больше всего вам нравится в нем, а что больше всего не нравится?

 

 

 

 

 

 

 

Классный час на тему:

«Сопротивление давлению социальному окружению»

 

Цель:

·        Разобрать типичные ситуации, в которых начинается прием наркотиков и психоактивных веществ.

·        Пояснить причины, по которым окружающие навязывают употребление наркотиков и  психоактивных веществ.

·        Обсудить причины, побуждающие подростков принимать наркотики и  психоактивные вещества.

·        Дать ученикам навык осознания причин, по которым не следует принимать наркотики и  психоактивные вещества.

 

 

План:

 

·        Игра –  активатор «Люди и вампиры»

·        Как происходит первое знакомство подростков с наркотиками.

·        Как обычно подростки попадают в наркозависимость.

·        Как сделать правильный выбор.

 

 

Ход занятия:

 

Кл. рук-ль.

Вводит учащихся в суть проблемы. Наркомания – это очень распространенное явление в подростковой среде. Влияние окружающих на подростка очень велико. Как противостоять этому влиянию, чтобы не быть вовлеченным в употребление наркотиков и  психоактивных веществ.

 

Организация игры «Люди и вампиры»

 

Несколько человек назначаются вампирами, они должны взяться за руки цепочкой. Их задачи – замыкать цепочку в кольцо вокруг игроков («людей»), превращая их в вампиров. Задача игроков – остаться «людьми». Если, в ходе игры «вампиры побеждают», можно дать

 «людям»  защиту, какие- то предметы, имитирующие чеснок (т.к. по легенде – вампиры его боятся), который можно передавать друг другу, отгоняя вампиров.

 

Вывод: Когда люди помогали, друг другу  противостоять вампирам стало легче.

 

Обсуждение

 

Каким образом подростки впервые пробуют психоактивные вещества

 

Целевая установка: приобщение к потреблению психоактивных веществ, как правило, происходит под давлением  тех самых людей, которых мы уважаем и считаем близкими себе.

 

На доске результаты анкеты, которую желательно провести заранее.

В скобках указаны результаты (участвовало в анкетировании 16 человек)

Вопросы анонимной анкеты:

·        Пробовали ли алкогольные напитки.  (26)

·        Где это впервые произошло:

А) дома, на семейном празднике  (26)

Б) в гостях, на детском празднике (14)

В) при других обстоятельствах (4)

·    Курите ли вы. (4)

·   Кто пробовал курить. (6)

·    Кто вам впервые предложил закурить.  (друзья)

·    Знаете ли вы кто такие наркоманы. (26)

·    Предлагал ли кто – то вам  попробовать наркотические вещества (2)

·   Кто отказался (2)

 

Как вы относитесь к результатам анкеты?

 

Из ваших ответов мы узнали, что выпить, что выпить или закурить вам предлагают не в магазине и никакие торговцы наркотиками не всучивают свой товар незнакомым ребятам. Чаще всего впервые попробовать психоактивные вещества предлагают близкие люди – друзья или даже родственники. Обычно это происходит в совершенно безобидных ситуациях, и, конечно, в этот момент никто не предполагает, что такая проба может через некоторое время привести к зависимости.

 

Дискуссия

 

Что заставляет ребят пробовать наркотики и другие психоактивные вещества?

Игра «Быстрый круг» - все участнике высказывают очень лаконично свое мнение по данному вопросу.

 

Обсуждение желательно направить в следующее русло:

·        некоторым интересно, какие при этом возникают ощущения

·        другие хотят быть похожими на старших

·        еще кто- то не хочет курить, но отказаться в компании неудобно

·        кто – то хочет понравиться  тем друзьям, кто уже курит или пьет

·        некоторые делают это назло близким – из-за обиды или просто, чтобы показать свою независимость

·        очень редко, практически в единичных случаях, принимают ПАВ, надеясь, что они дадут облегчение в горе от обиды.

 

 

Вывод

 

Единственный способ не стать зависимым от ПАВ - это не принимать их ни в каких ситуациях: ни в одиночку, ни с друзьями, ни по предложению старших ребят.

 

 

Как решить употреблять или не употреблять ПАВ?

 

Попросите ребят дома написать эссе, в котором обязательно должны быть учтены следующие вопросы:

·        Какими свойствами обладают ПАВ?

·        Какие преимущества я получу, если соглашусь закурить или выпить и т.д.?

·        Какие неприятности могут меня ожидать в этом случае?

·        Как долго могут сохранять преимущества и как долго- неприятности?

·        Не перевешивают ли возможные неприятности возможные  преимущества? А не станут ли неприятности более серьезными с течением времени?

·        Так ли я уверен, что в результате буду чувствовать себя хорошо?

·        Чего ради мне предлагают сигареты, алкоголь или наркотик?

·        Что мне необходимо сделать сейчас?

 

Последующая работа с эссе должна нести индивидуальный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час на тему

«Как отказаться от предложенных наркотиков»

 

Цель:

 

·        Дать ученикам навык сопротивления обстоятельствам, ограничивающим выбор.

·        Обучить приемам отказа от предлагаемых наркотиков.

 

План:

 

·        Игра – активатор «Граф  Монте- Кристо»

·        Приемы отказа от предлагаемых наркотиков

·        Изучение ситуации через ролевые игры

·        Заключительная дискуссия

 

 

Ход мероприятия.

 

Кл. рук-ль.

Вводит учащихся в суть проблемы. Большое количество вовлеченных в наркоманию – это те, кто не сумел противостоять натиску в виде уговоров, угроз, насмешек.

Целевая установка: нам сегодня предстоит выработать  стратегию поведения в ситуации, когда нас пытаются вовлечь в среду наркозависимых людей.

Организация игры «Граф Монте- Кристо»

Учащиеся встают в круг, в центре которого из  одноклассников (по желанию). Этот круг – тюрьма на острове Иф. Задача ребенка, стоящего в круге – сбежать из тюрьмы.  Он может использовать любые приемы

(убеждение, хитрость, физическую силу). Нельзя оскорблять игроков, причинять им физический вред.

Вывод: Не всем удалось вырваться из круга, но, тем не менее, среди вас оказалось много тех, кому это удалось сделать.

 

Обсуждение приемов отказа от предлагаемых наркотиков, табака, алкоголя.

 

Целевая установка: мы все можем оказаться в ситуации, когда нам будут предлагать психоактивные вещества, но не все  согласятся их попробовать. Что нужно знать о возможных способах отказа?

 

А) Работа в малых группах – предложите свой способ отказа.

Б) Предложить каждой группе написать свой способ на доске.

 

Обсуждение:  Дать возможность каждой группе обосновать свой способ.

 

Вывод:   Вы молодцы, придумали разные приемы. Человечество имеет негативный опыт по вовлечению людей, но накоплен опыт и по оказанию сопротивления.  У меня есть карточки, где перечислены еще кое- какие приемы. Но карточки с описанием этих приемов перепутаны. Ваша задача: работая в группе, найти пару карточка – прием.

 

Карточки:

·        Выбрать союзника

·        «Перевести стрелки»

·        Сменить тему

·        «Продинамить»

·        «Задавить интеллектом»

·        Упереться

·        Испугать их

·        Обходить стороной

 

Приемы:

·        Отвечать нет, несмотря ни на что. Отстаивать свое право собственного мнения.

·        Сказать, что сейчас не хотите, может быть, потом.

·        Сказать, что вы принуждаете никого из них что – либо делать, так почему они так назойливы?

·         Заговорить о чем – то  другом: придумать что – то, что может быть интересно, и не связано с приемом психоактивных веществ.

·         Если оно убеждают, что это безвредно, - указать на то, где они врут или просто не знают последствий.

·        Описать какое-либо страшное последствие.

·        Если сеть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить, просто обходить ее стороной.

 

Обсуждение:

·        Как вы думаете, какие из этих приемов эффективны, а какие не с работают?

·        Почему?

·        Как их лучше использовать?

 

 

Организация ролевой игры

По результатам анкеты, у нас в классе из 26 человек курят 4,  6 человек пробовали – не понравилось, остальные не пробовали, но им предлагали.

Для игры мы отберем участников, распределим среди них роли. Нам нужны:

·        Главный герой – подросток, его пытаются приобщить к курению.

·        «Его друзья» - 4 человека, которые пытаются  его вовлечь, они могут говорить убедительно их цель заставить главного героя попробовать курить.

·        Все остальные – группа поддержки, которая имеет право давать советы главному  герою.

 

В зависимости от времени и ситуации в классе, сценок может быть несколько, каждая из которых иллюстрирует ситуацию с разными участниками и разнообразными психоактивными веществами. Желательно, чтобы все испробовали себя в той или иной ситуации.

 

Организация дискуссии по результатам ролевых игр.

 

Целевая установка: нам предстоит поговорить о том, что вы испытали в роли участников игры.

 

·        Почему окружающие хотели заставить главных героев употреблять опасные вещества?

·        Какие чувства испытывали главные герои?

·        Какие чувства испытывали их оппоненты?

·        Что могло бы случиться потом, если бы  главные герои отказались употреблять психоактивные вещества?

·        Что могло бы случиться потом, если бы  главные герои согласились употреблять психоактивные вещества?

·        Как еще могли поступить главные герои, что бы избежать приема психоактивных веществ?

·        Как еще могли поступить главные герои, чтобы избежать приема психоактивных веществ?

 

 

Вывод:   Как вы сами убедились,  противостоять группе иногда бывает очень сложно, не универсального способа защиты от натиска толпы, но есть замечательный вариант – определиться в своем отношении к употреблению психоактивных веществ и  найти группу с такими же убеждениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методические разработки классных часов по профилактике наркомании и формированию навыков здорового образа жизни

Методические разработки классных часов по профилактике наркомании и формированию навыков здорового образа жизни

Пояснительная записка Актуальность

Пояснительная записка Актуальность

Классный час на тему: «Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления»

Классный час на тему: «Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления»

Что такое наркотики? Предоставить возможность ребятам сформулировать определение понятия наркотики, необходимо направлять из размышления не на перечисления наркотиков, а на описание их общих свойств ·

Что такое наркотики? Предоставить возможность ребятам сформулировать определение понятия наркотики, необходимо направлять из размышления не на перечисления наркотиков, а на описание их общих свойств ·

Профессиональные правила, запрещающие на работе пить и принимать наркотики; 6

Профессиональные правила, запрещающие на работе пить и принимать наркотики; 6

Классный час на тему: «Сопротивление давлению социальному окружению»

Классный час на тему: «Сопротивление давлению социальному окружению»

Обсуждение Каким образом подростки впервые пробуют психоактивные вещества

Обсуждение Каким образом подростки впервые пробуют психоактивные вещества

ПАВ, надеясь, что они дадут облегчение в горе от обиды

ПАВ, надеясь, что они дадут облегчение в горе от обиды

Классный час на тему «Как отказаться от предложенных наркотиков»

Классный час на тему «Как отказаться от предложенных наркотиков»

Обсуждение: Дать возможность каждой группе обосновать свой способ

Обсуждение: Дать возможность каждой группе обосновать свой способ

Главный герой – подросток, его пытаются приобщить к курению

Главный герой – подросток, его пытаются приобщить к курению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017