МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Оценка 4.8
Домашнее обучение
pdf
информатика
Взрослым
11.01.2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
О самостоятельной работе 4 Методические рекомендации по написанию реферата 5 Методические рекомендации по написанию конспекта 8 Методические рекомендации по составлению кроссвордов 11 Методические рекомендации по оформлению таблиц 12 Методические рекомендации к формированию компьютерной презентации 13 Методические рекомендации по выполнению проектов 17 Методические рекомендации по подготовке устного сообщения 20 Методические рекомендации по работе с литературой 22
Методические рекомендации по выплнению самостоятельных работ.pdf



Рассмотрена и одобрена  на заседании методической комиссии «____» _________2013 г. Протокол  №___

 

 

 

Автор: Оборина Наталья Сергеевна

                                          

Преподаватель  

 

 

Лабораторный практикум составлен на основании: примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования. Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

       О самостоятельной работе                                                                                                                      4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Самостоятельная работа обучающихся играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.            Многие первокурсники испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

         Поэтому, важной задачей является научиться организовывать самостоятельную работу. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих  знаний путем самостоятельного изучения. Значимость самостоятельной работы

1.      глубокое изучение сущности вопроса, возможность основательно в нем разобраться;

2.      выработка стойких самостоятельных взглядов и убеждений;

3.      фомирование ценных качеств: трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления;

4.      развитие умения самостоятельно приобретать и углублять знания. Самостоятельная работа реализуется:

1.      непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, семинарских занятиях и при выполнении индивидуальных работ; 

2.      в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т. д.;

3.      в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении обучающимся учебных и творческих задач; 

Формы организации самостоятельной работы Фронтальная самостоятельная работа.

Основными особенностями такой формы организации самостоятельной работы являются:

-  общее для всех задание;

-  общий инструктаж по выполнению задания;

-  использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Особенности выполнения данной формы самостоятельной работы:

-  студент сам определяет содержание работы, выбирает способ ее выполнения;

-  появляется возможность сотрудничества Обучающегося с преподавателем, особенно при выполнении трудоемких заданий.

Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность.

Групповая самостоятельная работа.

Наиболее простая форма сотрудничества студентов на занятии - работа в парах постоянного состава. Эту форму можно использовать для:

-  совместной проработке материала учебника, документа; - выполнения лабораторных работ и практических заданий;

-  взаимной проверке письменных упражнений.

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

 

 Реферат - сжатый пересказ материала на определенную тему одного или нескольких источников. Реферат подобен сочинению на заданную тему, с той разницей, что в сочинении излагают собственные рассуждения о предмете изложения, а в реферате пересказывают основные материалы источников. При составлении реферата читатель сокращает текст источников, с тем, чтобы кратко записать основные мысли, факты, примеры, с сохранением того порядка, в котором они изложены автором.

Описательный реферат - перечисление фактов, событий, явлений без их анализа, структурирования и синтеза, в лучшем случае - на основе обзора литературных и иных источников по выбранной теме. Основной вид деятельности - систематическая подборка и обработка литературы, источников по определённой теме.

Аналитический реферат - системно-структурированное изложение автором содержания научной проблемы, исследуемой или исследованной в его реферативной работе как на основе научного (анализа и синтеза) изучения литературных и иных источников по выбранной теме, так и на основе самостоятельно проведённых исследовательских работ. Структура реферата

1.      Титульный лист.

2.      Оглавление. Оформляется на отдельной странице и включает план и содержание, в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3.      Введение. Здесь описываются цели и задачи реферата, а так же актуальность выбранной темы. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

4.      Содержательная часть. Может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора, у кого вы взяли данный материал.

5.      Заключение. Содержит главные выводы и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

6.      Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

7.      Список литературы. Здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Состав технических средств и рекомендации по работе с ними

Во время самостоятельной работы студентов всех форм обучения должны использоваться персональные компьютеры с техническими характеристиками, обеспечивающими возможность работы с современными версиями операционной системы Windows, пакета Microsoft Office, обслуживающих программ и другого программного обеспечения.

Технические характеристики этих компьютеров, установленное на них программное обеспечение и версии этого программного обеспечения должны соответствовать рекомендациям преподавателей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I: «Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Правовые нормы, относящиеся к информации»

Темы рефератов:

1.        Деятельность человека, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.

2.        Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. 

3.        Организация личной информационной среды. Угрозы компьютерной безопасности.  Методы взлома компьютерных систем.  Защита системы от взлома. 

4.        Система информационной безопасности в России.

5.        Компьютерные вирусы, их классификация. 

6.        Способы защиты информации от вирусов. Сохранность информации. 

7.        Классификация и особенности антивирусных программ. Методы защиты информации от несанкционированного доступа.

 

Список литературы:

1.      Гейн А. Г.,  Сенокосов А. И., Юнерман  Н. А. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010

2.      Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10-11 кл,-

М., 2010

3.      Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10 кл, 6-е изд,- М., 2010

4.      Калинин И.А. Основы информационной безопасности при работе в телекоммуникационных сетях. Элективный курс: учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

5.      Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2007. - 224с.: ил. (1.5. Информационная безопасность)

6.      Рубанов В.А. Проблемные вопросы обеспечения информационной безопасности в России //Информатика и вычислительная техника, 2004, вып. 2-3

7.      Информатика : учебник/Б.В. Соболь [и др.].-Изд. 3-е, дополн. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

8.      http://www.insor-russia.ru/ru/node/284

9.      http://wiki.mvtom.ru/index.php

10.  http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

РАЗДЕЛ II: «Основные характеристики компьютеров. Архитектура компьютеров. Виды программного обеспечения компьютеров»                        Темы рефератов:

1.    Устройства ввода/вывода информации.

2.    Внутренняя память компьютера.

3.    Внешняя память компьютера.

4.    Устройства обработки и передачи информации.

5.    Системное программное обеспечение 6. Прикладное программное обеспечение.

7.    Операционная система Windows.

8.    Операционная система MS DOS.

                 

                    Список литературы:

1.             Гейн А. Г.,  Сенокосов А. И., Юнерман  Н. А. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010

2.             Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10-11 кл,-

М., 2010

3.             Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10 кл, 6-е изд,- М., 2010

4.             Таненбаум Э., Вудхалл А. Операционные системы: разработка и реализация, 2006 г.

5.             Олифер Н.А., Олифер В.Г.: Сетевые операционные системы: Учебник для вузов. 2-е издание, Питер, 2009

6.             Алексеев Е.Г., Богатырев С.Д. Информатика. Мультимедийный электронный учебник

7.             http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978591180528&at=exc&n=0

8.             http://education.aspu.ru/view.php?olif=gl3

9.             http://rom-em70.narod.ru/EU/pc_pam.html

10.         http://www.genon.ru/

 

РАЗДЕЛ III: «Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат» Темы рефератов:

1.    Сетевое программное обеспечение.

2.    Тематические новостные группы (телеконференции).

3.    Общие принципы работы телеконференций.

4.    Правила участия в телеконференциях.

5.    Всемирные телеконференции образовательной тематики.

6.    Российские телеконференции образовательной тематики.

 

Список литературы:

1.        Гейн А. Г.,  Сенокосов А. И., Юнерман  Н. А. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010

2.        Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10-11 кл,-

М., 2010

3.        Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10 кл, 6-е изд,- М., 2010

4.        Гольдштейн Б. С., Соколов Н. А., Яновский Г.Г. Сети связи. СПб, «БХВ – Петербург», 2011

5.        Велихов А.В., Строчников К.С., Леонтьев Б.К. Компьютерные сети, учебное пособие

6.        Алексеев Е.Г., Богатырев С.Д. Информатика. Мультимедийный электронный учебник (http://inf11.gym5cheb.ru/Teleconf.html)

7.        http://www.svpro.ru/teleconf.htm

8.        http://adminbook.ru/index.php?men3=2/80

9.        http://pmi.ulstu.ru/new_project/telecommunication/tele.html

10.    http://www.ybs.ru/mincult/informat/teleconf.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТА

 

 Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Результат конспектирования — запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.

Как конспектировать текст

Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом.

Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т.д. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.

Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования?

Основную — записывать как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускать. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить — значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т.п. 

Выбор ключевых слов — это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала.

Важными требованиями к конспекту являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.

По форме конспекты подразделяются на формализованные и графические.

1.        Формализованные (все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы). Это удобно, во-первых, при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен, во-вторых, при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения отдельных данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.

2.        Графические (элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними). По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение графического конспекта — наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.

 

Можно выделить следующие основные типы конспектов: плановый, текстуальный, сводный, тематический.

Плановый — легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения, каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта:

а) вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы);

б) схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).

Текстуальный — это конспект, созданный в основном из цитат.

Сводный конспект — сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Тематический — дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости из числа привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей) на поставленный вопрос

— тему.

 

РАЗДЕЛ I "Информация и информационные процессы"

 

Темы конспектов: 

1.      «Кодирование информации в компьютере» План конспекта:

a)         Кодирование и декодирование информации;

b)         Системы счисления позиционные и непозиционные;

c)         Способы кодирования текстовой информации;

d)         Кодирование графический и звуковой информации.

Список литературы:

1.    Гейн А. Г.,  Сенокосов А. И., Юнерман  Н. А. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010

2.    Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10-11 кл,- М., 2010

3.    Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10 кл, 6-е изд,- М., 2010

4.    Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии, 5-е изд.М., 2010

5.    http://www.compgramotnost.ru

6.    http://www.5byte.ru

7.    http://kuzelenkov.narod.ru/mati/book/inform/inform6.html

 

2.      «Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь» План конспекта:

a)         Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы;

b)         Локальные и глобальные компьютерные сети;

c)         Основные услуги компьютерных сетей; 

d)         Internet.

Список литературы:

1)        Гейн А. Г.,  Сенокосов А. И., Юнерман  Н. А. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010

2)        Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10-11 кл,- М., 2010

3)        Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10 кл, 6-е изд,-

М., 2010

4)        Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии, 5-е изд.-М., 2010

5)        Олифер Н.А., Олифер В.Г.: Сетевые операционные системы: Учебник для вузов. 2-е издание, Питер, 2009

6)        Интерактивный учебник «Компьютерные сети»  file:///C:/Users/08DE~1/AppData/Local/Temp/start.htm

7)        Смелянский Р. Компьютерные сети : учебник. В 2т. Т.1. Системы передачи данных, учебник. Академия ИЦ, 2011

 

Раздел II: «Технологии создания и преобразования  информационных объектов» Темы конспектов:

1.      «Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов» План конспекта:

a)      Информационная система: основные понятия и классификации;

b)      Этапы создания информационной системы.

Список литературы:

1)      Гейн А. Г.,  Сенокосов А. И., Юнерман  Н. А. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010

2)      Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10-11 кл,- М., 2010

3)      Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10 кл, 6-е изд,- М., 2010

4)      Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии, 5-е изд.-М., 2010

5)      Рудаков А. В. Технология разработки программных продуктов: Учеб. пособие для студ.

сред. проф. Образования. – М.: Издательский дом «Академия», 2005. – 208 с.

6)      http://ru.wikipedia.org/

7)      http://www.twirpx.com/

 

2.      «Технологии создания и преобразования текста» План конспекта:

a)      Текстовый редактор: определение и назначение;

b)      Классификация текстовых редакторов;

c)      Программы по редактированию текста: основное назначение и функции;

d)      Настольные издательские системы.

Список литературы:

1)      Гейн А. Г.,  Сенокосов А. И., Юнерман  Н. А. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010

2)      Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10-11 кл,- М., 2010

3)      Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10 кл, 6-е изд,- М., 2010

4)      Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии, 5-е изд.-М., 2010

5)      http://www.medien.ru/

6)      http://www.i2r.ru/static/515/out_16643.shtml

7)      http://dic.academic.ru/

 

3.      «Базы данных»

План конспекта:

a)      Базы данных: определение и классификация;

b)      Система управления базами данных (СУБД);

c)      Функции и свойства баз данных;

d)      Структура организации Баз данных.

Список литературы:

1)     Гейн А. Г.,  Сенокосов А. И., Юнерман  Н. А. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010

2)     Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10-11 кл,- М., 2010

3)     Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10 кл, 6-е изд,- М., 2010

4)     Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии, 5-е изд.-М., 2010

5)     Хомоненко А. Д., Мальцев М. Г., Цыгановм В. М.: Базы данных: Учебник для высших учебных заведений, 6-е изд., 2009

6)     Базы данных, электронный учебник http://www.fastrans.ru/sources/knigi/elektronniyuchebnik-bazi-dannih.html

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ

 

Классификация кроссвордов 1) по форме:

a)      кроссворд - прямоугольник, квадрат;

b)      кроссворд-ромб;

c)      кроссворд-треугольник;

d)      круглый (циклический) кроссворд;

e)      сотовый кроссворд;

f)       фигурный кроссворд;

g)      диагональный кроссворд и т.д.

2)      по расположению:

a)      -симметричные;

b)      асимметричными;

c)      с вольным расположением слов и др.

3)      по содержанию:

a)      тематические;

b)      юмористические;

c)      учебные;

d)      числовые.

4)      по названию страны:

a)      скандинавские;

b)      венгерские;

c)      английские;

d)      немецкие;

e)      американские;

f)       эстонские;

g)      итальянские.

Общие требования при составлении кроссвордов

 

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

1.      Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

2.      Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

3.      Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

4.      Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

5.      Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

6.      Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).

7.      Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

8.      Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

9.      На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

Требования к оформлению:

1.              Рисунок кроссворда должен быть четким.

2.              Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах: 1-й экз. - с заполненными словами; 2-й экз. - только с цифрами позиций.

Ответы на кроссворд. Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса. Оформление ответов на кроссворды:

       - Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;

       - Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;

       - Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.

Составление условий (толкований) кроссворда:

1.      Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

2.      Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

3.      Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определе-

ние. В определениях не должно быть однокоренных слов.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ТАБЛИЦ

 

 Форма  таблицы  применяется  при  изложении  цифровой  или   словесной информации  о  нескольких  объектах  по  ряду  признаков.  

 Таблицы  имеют  два уровня членения текста: вертикальный  -  граф  и  горизонтальный  -  строки. Графы таблиц должны быть пронумерованы, если таблица  печатается  более  чем на  одной  странице:  на  последующих  страницах  печатаются  номера   граф. Заголовки и подзаголовки граф и строк таблицы должны  быть  выражены  именем существительным в именительном падеже единственного числа.  В  заголовках  и подзаголовках  строк  и  граф  таблицы  употребляются  только   общепринятые сокращения и условные обозначения. 

      При большом количестве граф таблицы  допустимо  повторение  заголовков граф.

Построение таблиц.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей.

При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц в соответствии с рисунком.

 

 

 

На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово "таблица" с указанием ее номера.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана

ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении к документу.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов). 

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1                стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: 

§  объем текста на слайде – не больше 7 строк;

§  маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

§  отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

§  значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов. 

2                стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: 

§  выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

§  использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации); 

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком. 

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление. 

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

       удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);

       к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?

       не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?  После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

 

 Компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды. Основные слайды презентации: 

1-ый слайд – титульный лист – тема, автор;  2-ий слайд – содержание  презентации; 

в конце – список используемых материалов. Соблюдайте основные правила цитирования и авторские права. (Обязательно указание первоисточников материалов: откуда взяли иллюстрации, звуки, тексты, ссылки; указываются и печатные издания). Объем презентации не менее 15 слайдов.

                 Каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;

Виды слайдов. Для обеспечения наглядности следует использовать разные способы размещения информации и разные виды слайдов:

-       с текстом

-       с иллюстрациями;

-       с таблицами;

-       с диаграммами;

-       с анимацией (если уместно)

Шрифт: 

-       Текст должен быть хорошо виден.

-       Размер шрифта должен быть максимально крупным на слайде.

-       Самый «мелкий» для презентации – шрифт 24 пт (для текста) и 40 пт (для заголовков).

-       Лучше использовать шрифты Arial, Times New Roman.

-       Интервал между строк – полуторный

-       Желательно устанавливать единый стиль шрифта для всей презентации.

 

Расположение информации на странице: 

-       Проще считывать информацию расположенную горизонтально, а не вертикально.

-       Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

-       Форматировать текст нужно по ширине страницы. 

 

Содержание информации. При подготовке текста презентации в обязательном порядке должны соблюдаться общепринятые правила орфографии, пунктуации, стилистики и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.), а также могут использоваться общепринятые сокращения. 

 

Объем информации:

-       Не допустимо заполнять один слайд слишком большим объемом информации

-       Наибольшая эффективность передачи содержания достигается, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

 

Способы выделения информации:

-       Следует наглядно размещать информацию: применять рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки. 

-       Используйте рисунки, диаграммы, схемы, таблицы, выделяйте опорные слова.

 

Воздействие цвета:

-       Важно грамотное сочетание цвета в презентации.

-       На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

-       Для фона и текста используйте контрастные цвета.

 

 

 

 

                 Цвет фона:

-       Для фона выбирайте более холодные тона (предпочтительнее) со светлым шрифтом или светлый фон и темные надписи. 

-       Пёстрый фон не применять

   

Размещение изображений и фотографий: 

-       В презентации размещать только оптимизированные (уменьшенные) изображения.

-       Картинка должна иметь размер не более 1024*768 

-       Иллюстрации располагаются на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края слайда оставались неширокие свободные поля. 

Для уменьшения объема самой презентации рекомендуется соблюдать правила: оптимизировать объем изображений;

-       вставлять картинки, используя специальные поля PowerPoint, а не просто перетаскивать их в презентацию;

-       обрезать картинку лучше в специализированной программе

Как правило, картинка (не фотография) весит меньше в формате gif / png,нежели в jpg и т.д.

Плохой считается презентация, которая:

-       долго загружается и имеет большой размер;

-       когда фотографии и картинки растянуты и имеют нечеткие изображения.

-       Помните, что анимированные картинки не должны отвлекать внимание от содержания

 

                   Анимационные эффекты

Анимация не должна быть навязчивой!

Не допускается использование побуквенной анимации и вращения, а также использование более 3-х анимационных эффектов на одном слайде.

Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п. 

 При использовании анимации следует помнить о недопустимости пересечения вновь появляющегося объекта с элементами уже присутствующих объектов на экране.

 

                 Звук

 Не допускается сопровождение появления текста звуковыми эффектами из стандартного набора звуков PowerPoint. Музыка должна быть ненавязчивая.

 Звуковое сопровождение слайдов подбирть с осторожностью, только там, где это действительно необходимо.

 

Единство стиля

Для лучшего восприятия старайтесь придерживаться единого формата слайдов (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма).  Недопустимо использование в одной презентации разных шаблонов оформления.

 

                 Защита презентации:

-     время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что компьютерная презентация, включающая 15 - 20 слайдов, требует для выступления около 7—10 минут. Подготовленные для представления презентации должны отвечать следующим  требованиям:

-     цель доклада должна быть сформулирована в начале выступления;

-     выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и свободно ориентироваться в нем;

-     недопустимо читать текст со слайдов или повторять наизусть то, что показано на слайде; речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;

-     докладчику во время выступления разрешается держать в руках листок с тезисами своего выступления, в который он имеет право заглядывать;

 Состав и качество применяемых для нужд компьютерной презентации средств автоматизации должны соответствовать требованиям специально оснащаемых учебных классов. Это оборудование обязательно должно включать компьютер, переносной экран и проектор. 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТОВ

 

 В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 

Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. 

Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. 

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. 

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborativeorcooperativelearning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. 

Проекты классифицируются по доминирующей в проекте деятельности учащихся:

- информационные проекты

- исследовательские проекты

- практико-ориентированные проекты

- ролевой проект

- творческий проект

На практике все пять перечисленных направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте. Требования к использованию метода проектов: 

1.        Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2.        Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3.        Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.        Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.        Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

-      определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); 

-      выдвижение гипотез их решения; 

-      обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); 

-      обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). 

-      сбор, систематизация и анализ полученных данных; 

-      подведение итогов, оформление результатов, их презентация; 

-      выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов: 

1.        Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); 

2.        Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект; 

3.        Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов); 

4.        Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира); 

5.        Количество участников проекта; 

6.        Продолжительность проекта.

В соответствии с методом, доминирующем в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие.  Следует оговориться, то проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким  результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего. 

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении: предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение "мозговой атаки", обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее), презентация, такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Структура проекта:

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

Защита проектов, оппонирование:

-          коллективное обсуждение;

-          экспертиза; 

-          результаты внешней оценки;

-          выводы.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УСТНОГО СООБЩЕНИЯ

 

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут. 

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д. 

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

-           фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; - суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти; - мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите. 

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:

-        «Это Вам позволит…»

-        «Благодаря этому вы получите…»

-        «Это позволит избежать…»

-        «Это повышает Ваши…»

-        «Это дает Вам дополнительно…»

-        «Это делает вас…»

-        «За счет этого вы можете…»

После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами: - Вызывает ли мое выступление интерес?

-        Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?

-        Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

-        Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После

сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!). 

Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также  можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них.

Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ  С ЛИТЕРАТУРОЙ

 

 Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию участию в научных конференциях. 

     Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует  на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и  закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные  сведения с ранее известными.

 Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

 Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. 

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План  - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых,  план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике  нужные места, факты, цитаты и т.д.

Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы , а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного. 

Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.

Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала.  Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К  написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов.  Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «____» _________2013 г

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «____» _________2013 г

ОГЛАВЛЕНИЕ О самостоятельной работе 4

ОГЛАВЛЕНИЕ О самостоятельной работе 4

О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Наиболее простая форма сотрудничества студентов на занятии - работа в парах постоянного состава

Наиболее простая форма сотрудничества студентов на занятии - работа в парах постоянного состава

Технические характеристики этих компьютеров, установленное на них программное обеспечение и версии этого программного обеспечения должны соответствовать рекомендациям преподавателей

Технические характеристики этих компьютеров, установленное на них программное обеспечение и версии этого программного обеспечения должны соответствовать рекомендациям преподавателей

РАЗДЕЛ II: «Основные характеристики компьютеров

РАЗДЕЛ II: «Основные характеристики компьютеров

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

Обобщить — значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т

Обобщить — значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т

Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и

Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и

Рудаков А. В. Технология разработки программных продуктов:

Рудаков А. В. Технология разработки программных продуктов:

Классификация кроссвордов 1) по форме: a) кроссворд - прямоугольник, квадрат; b) кроссворд-ромб; c) кроссворд-треугольник; d) круглый (циклический) кроссворд; e) сотовый кроссворд; f) фигурный кроссворд; g)…

Классификация кроссвордов 1) по форме: a) кроссворд - прямоугольник, квадрат; b) кроссворд-ромб; c) кроссворд-треугольник; d) круглый (циклический) кроссворд; e) сотовый кроссворд; f) фигурный кроссворд; g)…

Оформление ответов на кроссворды: • -

Оформление ответов на кроссворды: • -

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или…

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или…

Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями»

Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями»

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является…

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является…

Форматировать текст нужно по ширине страницы

Форматировать текст нужно по ширине страницы

Помните, что анимированные картинки не должны отвлекать внимание от содержания

Помните, что анимированные картинки не должны отвлекать внимание от содержания

Метод - это дидактическая категория

Метод - это дидактическая категория

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого…

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого…

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения

Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются

Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017