Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах
Оценка 4.9

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Оценка 4.9
Документация +4
docx
Междисциплинарный 5
8 кл—9 кл
26.02.2019
Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах
Целью урока является обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей школьников, их самостоятельности; развитие коммуникативной культуры. Значительным развивающим фактором оказывается освоение школьниками социокультурного пласта текстов, связанных с жизнью Солунских братьев. Форма проведения экскурсий весьма многообразна, но структурные элементы уроков являются в достаточной степени определенными.
кирилл и мефодий 9-10.docx
Методические   рекомендации   для   проведения   тематического   урока, посвященного Дню славянской письменности (8­9 классы) Урок­экскурсия «Географический маршрут Кирилла и Мефодия»  Целью урока является обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой,   с   жизненными   явлениями   и   процессами;   развитие   творческих   способностей школьников, их самостоятельности; развитие коммуникативной культуры. Значительным развивающим   фактором   оказывается   освоение   школьниками   социокультурного   пласта текстов, связанных с жизнью Солунских братьев.  Форма   проведения   экскурсий   весьма   многообразна,   но   структурные   элементы уроков являются в достаточной степени определенными.  Урок­экскурсию «Географический маршрут Кирилла и Мефодия» можно провести по следующему плану:  ­ сообщение темы, цели и задач;  ­ актуализация опорных знаний и умений учащихся;  ­   восприятие   особенностей   экскурсионных   объектов,   первичное   осознание заложенной в них информации;  ­ сообщение и систематизация знаний;  ­ подведение итогов экскурсии и сообщение учащимся индивидуальных заданий.  Этот материал целесообразно размножить и раздать всем учащимся.  Помогут   при   подготовке   урока   материалы   данных   рекомендаций,   материалы Приложений.   Выстроить   маршрут   поможет   карта   (см.  Приложение   4)   и   таблица «Важнейшие   даты   жизни   и   деятельности   Константина   (Кирилла)   и   Мефодия» (Приложение 2). В   основе   виртуальной   экскурсии   –   передвижение   Кирилла   и   Мефодия, хронологическая последовательность их жизни, пути распространения и сохранившиеся артефакты славянской письменности. Следует работать с  материалами Приложения 1.  Заранее   детям   можно   дать   задание:   подобрать   фотографии   с   изображениями старинных российских городов (с вывесками); это может стать частью домашнего задания для   учеников   в   преддверии   урока­экскурсии   либо   по   его   окончании.   Учитель   может предложить   объединить   фотографии   в   тематические.   Экскурсию   могут   проводить учащиеся, которые выступят в роли экскурсоводов. Задания ученики получают заранее, готовят сообщения по определенной теме. Тема и подходы к ее раскрытию обсуждаются с учителем,  отбираются  средства  наглядности, готовится  презентация, по необходимости проводятся консультации. Задания могут носить исследовательский характер и относиться к разным отраслям знаний: лингвистике, истории, литературе, искусствоведению и т.д. Примерные темы исследовательских работ:  Расселение славян на Балканском полуострове   Образование раннефеодального Болгарского государства   Болгария во второй половине IX­X вв.   Великоморавская держава   Византия IV – IX вв. Религиозная борьба и культура   Деятельность братьев Кирилла (Константина) и Мефодия   Хазарская миссия Кирилла и Мефодия   Болгарская миссия Кирилла и Мефодия   Моравская миссия Кирилла и Мефодия  В таком случае «экскурсоводы» в ходе урока представляются исследователями­ лингвистами, историками и т.д.  В зависимости от уровня подготовленности школьников представленный материал можно использовать и для объяснения нового материала. В этом случае в заключительной части урока можно провести викторину как проверку усвоения новых знаний. Учитель может сократить количество вопросов, добавить, заменить.  На уроке обобщения и повторения пройденного викторина (как вариант, кроссворд – Приложение 5) может предварять «экскурсию». Ответы на вопросы и составят маршрут урока­экскурсии.  Если   объем   викторины   велик   или   сложен   для   учащихся,   то   его   следует скорректировать.  Викторина  1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)  2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)  3.Почему   Кирилла   и   Мефодия   называют   «Солунскими   братьями»?  (Место рождения братьев­просветителей – город Солунь в Македонии) 4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл? (Константин)  5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)  6.Кто   из   братьев   был   библиотекарем,   а   кто   воином?  (Кирилл   –   библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)  7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ) 8.Какой   город   на   Руси   стал   центром   славянского   книгопечатания   и   местом основания Кирилло­Мефодиевского общества? (Киев)  9.Каким   письмом   были   написаны   первые   славянские   письменные   памятники? (Глаголицей)  10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)  11.Назовите   произведения   Древней   Руси,   написанные   на   древнерусском   языке. («Повесть временных лет», «Русская правда» – свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.) 12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»? (По Указу Петра Первого)  13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)  14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)  15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)  16.Когда вышла его первая книга и как она называлась? (В XVI в., «Апостол») 17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)  18.Какие   буквы   придумали   в   XVIII   веке   для   звуков,   не   существовавших   в старославянском языке? (ё, й)  19.Какой   греческий   император   отправил   просветителей   Кирилла   и   Мефодия   в Моравию? (Михаил III) 20.Назовите   великого   русского   учёного,   создавшего   «теорию   3­х   штилей» (Ломоносов)  21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейская)  22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму) 23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)  24.Как   назывались   церковные   рукописи,   «написанные   русскими   письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)  25.Назовите   первый   датированный   письменный   памятник   древнерусского   языка (Остромирово Евангелие)  26.Когда   образовались   три   самостоятельных   языка:   русский,   украинский, белорусский? (В XIII ­ XVI вв.). Далее – просмотр документального фильма о славянских просветителях. Конечным пунктом маршрута урока­экскурсии может быть выбран родной город или   любой   старинный   город,   запечатленный   на   сохранившихся   до   наших   дней фотографиях.   Слайды   с   изображениями   старинных   построек   с   разными   вывесками, сохранившими в своем написании следы первоначальной кириллицы, послужат хорошим наглядным материалом к сведениям об изменениях азбуки, которые произошли с момента ее   создания   до   наших   дней.   Как   вариант   можно   использовать   рекламные   плакаты, проспекты XIX века.  Объявление и реклама в России XIX века – Приложение 3 В   представленном   уроке­экскурсии   учащиеся   вовлечены   учителем   в самостоятельный «поиск» новых знаний. Основой для поискового метода работы служит грамотно построенный процесс обобщения и повторения имеющихся знаний. Урок­экскурсия – это пример тесной взаимосвязи дисциплин гуманитарного цикла с информатикой, что обеспечивает наглядность данной разработки. Подобная интеграция позволяет учителю объединить гуманитарные знания учащихся с их умениями работы с прикладными   пакетами   программ,   и   в   качестве   домашнего   задания   можно   предложить создать, к примеру, собственный тематический фотоальбом.  Задание на дом:     поделиться с родителями и друзьями о впечатлениях, подготовить совместно с ними фотоальбом;  отметить на карте места, где были Кирилл и Мефодий;  написать сочинение – эссе о духовном подвиге равноапостольных Кирилле и Мефодии (тему формулируют школьники). Список рекомендуемой литературы и Интернет­ресурсов: 1) Алексеевский   М.Д.   Конференция   «Славянская   традиционная   культура   и современный мир». ­ Живая старина: 2007, № 1. – С. 61 – 63;  2) Алёшина Г. Аз и Буки – основа науки: интеллектуальное состязание ко Дню славянской письменности для среднего возраста. ­ Читаем, учимся, играем: 2007, № 3. – С. 18­23;  3) Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян [Электронный ресурс].   ­   Наука   и   жизнь:   2002,   №5.   –   С.   48–55.   Режим   доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/4175/; 4) Волошина   О.А.   История   письменности:   коротко   об   истории   письма   /   т. Русский язык. ­ Прил. к газ. «Первое сентября»: 2009, № 10 (май). – C. 2 – 11; 5) Даль   В.И.   Толковый   словарь   русского   языка   Современная   версия.   –   М.: Эксмо­Пресс. – 2001; 6) Журавлев В.К. Русский язык и русский характер. – М., 2002; 7) Исследования по славянской диалектологии: Судьба славянских диалектов и перспективы славянской диалектологии в XXI веке. – М., 2015; 8) Концепция   преподавания   русского   языка   и   литературы   в   Российской Федерации. 2016 http://government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd ;  М., –       9) Леонтьева Т.Г. Славянский мир: общность и многообразие: междунар. науч.­ практ.   конф.   /   обзор   подгот.   Т.Г.   Леонтьева   /   Древняя   Русь.   ­   Вопросы медиевистики: 2008, №3 (сентябрь). – С. 126–129; 10) Литература   и   культура   Древней   Руси.   10­11   классы   /   Под   ред.   Г.А. Обернихиной. – М.: Русское слово, 2006; 11) Лихачев Д.С. Рассказы Начальной русской летописи (Любое издание); 12) Лихачев Д.С. Русская культура. – СПб.: Искусство, 2007; 13) Лощиц Ю. Кирилл и Мефодий. – М.: Молодая гвардия, 2013; 14) Мейе  А.А.  Общеславянский  язык:  пер.  с  фр. /  А.А.  Мейе;  под ред.  С.Б. Бернштейна. – М.: Прогресс, 2000; 15) Муравьёв   А.Н.   Житие   преподобных   Кирилла   и   Мефодия,   просветителей славян [Электронный ресурс] / Литература и Жизнь: [сайт]. – Режим доступа: http://dugward.ru/library/muravyev_andrey/muravyev_kirill_i_mefodiy.html#004 ;  16) Некрылова   А.Ф.  Русский   традиционный   календарь   на  каждый  день  и   для каждого дома. – СПб.: Азбука­классика, 2007; 17) Носов Б.В. Славянские народы: общность истории и культуры: к 70­ летию члена­корресподента Рос. Акад. наук В.К. Волкова / [отв. ред. Б.В. Носов]. – М.: Индрик, 2000; 18) О   Дне   славянской   письменности   и   культуры:   Постановление   Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 № 568­1 [Электронный ресурс] / Электронный   фонд   правовой   и   нормативно­технической   документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901606593; 19) О праздновании Дня славянской письменности и культуры: Указ Президента Российской   Федерации   от   16.03.2010   №   323   [Электронный   ресурс]   / Справочно­правовая   система   «Консультант   Плюс:   Эксперт­приложение». Режим  http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? base=EXP;n=477840;req=doc;  доступа:   20) Очерки истории культуры славян. – М.: Изд­во Индрик, 2015; 21) Пивоваров Б.И. Протеиерей. Православная культура России. – М., 2015; 22) Слава   вам,   братья,   славян   просветители:   сборник   материалов.   – Новосибирск, 2002; 23) Славянские   литературы.   Культура   и   фольклор   славянских   народов:   12 Междунар. съезд славистов, Краков, 1998 г.: докл. рос. делегации / редкол.: С.В. Никольский (отв. ред.) и др. – М. : Наследие, 1998; 24) Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. – СПб.: Алетейя, 2000; 25) Флоря   Б.Н.   Судьбы   Кирилло­Мефодиевской   традиции   после   Кирилла   и Мефодия / Б.Н. Флоря, А.А. Турилов, С.А. Иванов. – СПб.: Алетейя, 2000; 26) Центральная и Юго­Восточная Европа. Конец XX – начало XXI вв. Аспекты   Историко­политологический развития. общественно­политического справочник. – М.; СПб.: Нестор­История, 2015.   Приложение 1 Важнейшие даты жизни и деятельности Константина (Кирилла) и Мефодия  Приложение 2  815 г. – год рождения Мефодия;  827 г. ­ год рождения Константина (Кирилла); 855­856 гг. – участие Константина (Кирилла) в миссионерской поездке к арабам («сарацинская миссия»);  860­861 гг. – участие Константина (Кирилла) и Мефодия в византийском посольстве в Хазарию. Обретение ими в Херсонесе мощей святого Климента;  863­867 гг. – миссионерская деятельность братьев в Великой Моравии. Создание азбуки;  868 г. – поездка братьев в Рим; 869 г. 14 февраля – смерть Константина (Кирилла) в Риме;  870­873 гг. – заключение Мефодия по обвинению в ереси;  885 г. 6 апреля – смерть Мефодия в Велеграде. Объявление и реклама в России XIX века  Приложение 3 Карта­схема   жизненного   пути   миссионерской   деятельности   Кирилла   и Мефодия Приложение 4 1. Солунь (Фессалоники) – родина св. равноап. Мефодия (814 г.) и Кирилла (827 г.).  2. Гора Олимп – место монашеского служения св. Мефодия.  3. Константинополь (Царьград) – с 841 г. св. Кирилл обучается вместе с будущим императором Михаилом III.  4.   Малая   Азия   (Милет   или   Милетина)   –   первое   миссионерское   посольство   св. Кирилла к мусульманам­арабам в 851 г.  5. Гора Олимп – воссоединение братьев.  6.   Константинополь   –   возвращение   к   императорскому   двору,   начало   миссии   в Хазарию.  7. Корсунь (Херсонес) – остановка на пути в Хазарию, изучение еврейского языка, восточнославянского. Открытие мощей св. Климента, папы Римского, казненного в 102 г. в изгнании по приказу императора Траяна. 8. Путешествие по суше до Азовского моря.  9. Плавание по Азовскому морю до Кавказских гор.  10.   Хазария,   ханский   дворец   –   прения   с   евреями   и   мусульманами.   Крещение язычников, освобождение пленных христиан.  11. Возвращение в Константинополь в 859 г.  12. Гора Олимп – создание славянской азбуки в 863 г.  13. Миссия братьев в Моравию через Болгарию в 864 г.  14.   Моравия.   Паннония.   Венеция   –   проповедь,   переводческая   деятельность, обретение учеников.  15.   Рим   –   св.   братья   служат   литургию   на   церковнославянском   языке   в   храме апостола Петра; смерть св. Кирилла 14 февраля 869 г.  16. Возвращение в Паннонию. Св. Мефодий – архиепископ славянских земель. 17. Тюремное заключение в Швабии в 872­874 гг.  18. Возвращение в Паннонию и Моравию.  19. 880 ­881 гг. – Рим – Моравия – Константинополь – Моравия.  20. 6 апреля 885 г. – смерть св. Мефодия и погребение его в древней моравской столице Велеграде, ныне Градишты (Городише). Кроссворд Приложение 5  По вертикали:  1. Столица Древней Руси.  3.   Название   города   в   Македонии,   где   родились   святые   братья   Константин   и Мефодий — просветители славян.  5. Хлеб, который освящается в церкви на Пасху.  6.   Имя   константинопольского   патриарха   во   времена   жизни   святых   братьев Константина и Мефодия. 8. Глава области в Византийской империи во времена жизни святых братьев.  9. Что означает греческое слово «софия»?  По горизонтали:  2. Вид живописи по сырой штукатурке.  4. Писчий материал, который использовали во времена святых Кирилла и Мефодия.  6. Как звали Константина в народе?  7. Какое имя было у святого Кирилла до принятия монашества? 9.   Как   звали   византийского   императора,   который   отправил   Константина   на проповедь к славянам?  10. Имя князя, при котором Русь приняла крещение.  11. Свод правил.  Ответы

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах

Методические рекомендации для проведения тематического урока-экскурсии «Географический маршрут Кирилла и Мефодия», посвященного Дню славянской письменности, в 8-9-ых классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019