Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации
Оценка 4.9

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Оценка 4.9
Работа с родителями +1
doc
воспитательная работа +1
1 кл—5 кл
23.10.2018
Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации
В методических рекомендациях раскрыты основные педагогические условия, обеспечивающие формирование положительного отношения школьников к учению в условиях семьи. Методические рекомендации для родителей учащихся по созданию условий для развития у детей учебной мотивации разработаны с целью обеспечения повышения компетенции родителей в вопросе формирования мотивации учения у школьников в условиях семьи.
МР. Формирование учебной мотивации у школьников в условиях семьи.doc
Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации в условиях семьи Основные направления модернизации современной школы связаны с  повышением качества образования, достижением новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. На первое место в образовании выходит развитие активной личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей мотивации к учебной   деятельности,   которая   побуждала   бы   их   к   упорной,   систематической   учебной работе.   Современное   образование   должно   ориентироваться   на   развитие   личности учащихся,   их   познавательные   и   созидательные   способности,   на   формирование   у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение школьниками суммой знаний. Поэтому, начиная с младшего школьного возраста, необходимо формировать такую познавательную активность, которая придавала бы учебе значимый для него смысл.  Проблема   мотивации   учения   может   быть   сформулирована   в   двух   аспектах:   во­ первых, как проблема мотивирования в непосредственной ситуации учения; во­вторых, как проблема развития и формирования положительной учебной мотивации  в семье. Это две стороны одного процесса.  Для того, чтобы повысить уровень познавательного интереса, необходима не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи. Особая роль в формировании   познавательной   мотивации   отводится   семье.   Одна   из   задач   семьи,   как института развития и воспитания ребенка ­ создать максимальные условия для его роста и развития.  С момента прихода ребенка в школу семья продолжает, в определенной степени, оказывать   влияние   на   его   учебную   деятельность.   Значительную   часть   времени   ребенок проводит в семье, и поэтому она может взять на себя помощь в управлении процессом формирования мотивационной сферы потребностей, целей и, конечно, интересов, которая является   ядром   личности,   необходимым   условием   ее   активности.   Таким   образом, несомненна   значительная   роль   семьи   в   формировании   учебной   мотивации   ребенка. Сотрудничая   в   этом   вопросе,   школа   и   семья   способствуют   созданию   благоприятных условий   для   развития   ребенка.   Суть   творческого   сотрудничества   педагогов   и   семьи школьника   заключается   в   том,   что   обе   стороны   заинтересованы   в   изучении   ребенка, раскрытии   и   развитии   в   нем  лучших   качеств   его   личности.   Это   помогает   педагогам  и родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации. С   развитием   теории   учебной   деятельности   обогатилась   новым   содержанием   и концепция мотивации учения.  В рамках общей теории мотивации учебной деятельности подробно   рассматривались   познавательные   потребности   (В.С.Ильин,   Ю.В.Шаров), социальные   и   познавательные   мотивы  (М.В.Матюхина,   А.К.Маркова,   А.В.Орлов), предметно­познавательный   интерес   учащихся   (Г.И.Щукина,   Ф.К.Савина,   М.Г.Морозова, Л.П.Ромадин),     мотивы   поведения   (Л.И.Божович,   Л.П.Лусканова),   мотивы   достижения успеха и избегания неудач (Н.В.Бордовская, А.А.Реан). Ряд   ученых   (Н.А.Бакшаева,   М.А.Данилов,   В.С.Ильин)   исследовали   различные средства   воздействия   учителя   на   развитие   мотивационно­познавательной   сферы обучаемых. Работы по проблемам мотивации учения и труда школьников (О.С.Гребенюк, В.С.Ильин,   В.А.Ядов)   позволили   ученым   выявить   дидактические   условия   управления учебным процессом на основе его мотивационного обеспечения.  1 Однако   следует   отметить,   что   большинство   теоретических   положений   не   стало руководством к действию для учителей в их повседневной педагогической деятельности и для родителей в семейном воспитании. Исследования специалистов, а также опыт работы в школе     показывают,   что   уровень   развития   мотивации   учебной   деятельности   имеет тенденцию отрицательной динамики. В формировании у школьников мотивов учения важную роль играет семья, так как основные   человеческие   потребности,   прежде   всего,   социальные   и   познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Мотивационная   основа   школьного   учения  формируется,   главным   образом,   в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует   вовсе),   положительных   результатов   силами   одного   образовательного учреждения достигнуть не удастся.  Значительное   влияние   на   отношение   к   учению   оказывают   стиль   семейного воспитания,   характер   взаимодействия   семьи   и   школы,   способ   организации   учебно­ воспитательного   процесса   и   система   взаимоотношений   ребенка   с   учителем   и одноклассниками. Общий смысл формирования учебной мотивации у детей в условиях семьи состоит в том,   что   родителям   необходимо   быть   незаменимыми   помощниками   учителя   и   общими усилиями переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению   к   зрелым   формам   положительного   отношения   к   учению   –   действенному, осознанному и ответственному; оказывать всестороннюю помощь в развитии ребенка, т.е. создать   такие   условия,   при   которых   его   физиологические,   эмоциональные   и интеллектуальные   потребности   будут   удовлетворяться   в   достаточной   мере   и   на необходимом качественном уровне. Воспитанию   положительной   мотивации   учения   в   условиях   семьи   способствуют общая атмосфера в семье; интерес членов семьи к разным сферам знаний; организованный доступ к информации (библиотека, справочники, энциклопедии, СМИ, Интернет и т.д.); отношения   сотрудничества   родителей   и   ребенка   (создание   совместных   проектов   о животных, об именах, о генеалогическом древе); посещение театров, музеев, выставочных залов и т.д.; помощи родителей не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение родителями детей к оценочной деятельности и формирование у них   адекватной   самооценки.   Кроме   того,   формированию   положительной   мотивации способствуют   предоставление   ребенку   самостоятельности   в   сочетании   с   оптимальным уровнем   контроля   со   стороны   родителей   при   выполнении   домашних   заданий, познавательные   игры,   ситуация   спора   и   дискуссии;   анализ   жизненных   ситуаций; совместный просмотр и обсуждение кинофильмов, познавательных игр; умелое применение родителями поощрения и порицания.  Основными   педагогическими   условиями,   обеспечивающими   формирование положительного отношения школьников к учению, являются:  повышение  воспитательного  потенциала  семьи  с  опорой на прогрессивные воспитательные семейные традиции;  учащимися; активное   включение   семьи   в   систему   учебно­воспитательной   работы   с  создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях со сверстниками,   учителями   и   взрослыми   в   классе   и   семье;   организация   совместной деятельности   младших   школьников   в   учебно­воспитательном   процессе   на   основе взаимодействия семьи и школы.  Методические   рекомендации   для   родителей   учащихся   по   созданию   условий   для развития   у   детей   учебной   мотивации  разработаны   с  целью   обеспечения   повышения 2 компетенции   родителей   в   вопросе   формирования   мотивации   учения   у   школьников   в условиях семьи (Таблица 1). 3 Методические рекомендации для родителей учащихся  по созданию условий для развития у детей учебной мотивации Способы и приемы создания условий Таблица 1 Для каких групп детей, с какими затруднениями № п/п Условия для развития учебной мотивации у детей в семье 1. 2. 3. Ежедневное внимание  к ребенку и демонстрация интереса к его делам Знание и соблюдение необходимых условий успешного обучения в школе Преподнесение информации о школе и способ ее подачи со стороны родителей. Формирование у детей положительного отношения к школе и желания учиться Когда ребенок отправляется в школу, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу   «Не торопись», «Будь осторожен, внимателен при переходе дороги». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из  дому. Первым  вопросом ребенку, пришедшему из школы, должны стать вопросы: «Что сегодня было интересного в школе?» «Как   дела?».   Не   стоит   спрашивать   с   порога:   «Что   ты   сегодня   получил?»,   так   как ориентация на оценку приводит к тому, что родители ругают ребенка за плохую оценку, не пытаясь разобраться в ее причинах, и готовы скорее   наказать ребенка, чем помочь ему [45, с.37]. Оборудуйте уголок школьника – заранее изготовьте подставки, подумайте о правильном освещении, о соответствии стола и стула росту ребенка. Следите,   чтобы   уроки   готовились   в   установленное   время   в   хорошо   проветренном помещении. Перед началом работы (выполнением домашних заданий) выключите радио, телевизор, не мешайте детям  излишними замечаниями, громкими разговорами. Ежедневно   проверяйте   уроки   и   сообщайте   учителю   о   возникших   затруднениях   при выполнении домашних заданий [29, с.66]. Настраивая ребенка на учебу, многие родители в своих рассказах создают эмоционально привлекательный  образ школы:  «В школе так интересно учиться», «Отличником у нас будешь», «Учителя любят таких умненьких детишек, как ты». Родители полагают, что тем самым   они   прививают   ребенку   заинтересованное   отношение   к   учебной   деятельности, которое будет способствовать его успехам. В действительности же ребенок, настроенный на  радостную,  увлекательную  учебу,  испытав  даже  незначительные   негативные  эмоции ­ ­ ­ 4 Исключение из семейных разговоров высказываний о негативном отношении к школе, к учителям, к педагогической профессии в целом 1. Включение ребенка в интересную, значимую для него художественно­ творческую деятельность, являющейся частью системы взаимодействия школы, семьи и дополнительного образования Развитие у детей познавательного 2. (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять к ней интерес. Причин для подобных   эмоций   предостаточно:   ситуация   неудачи   на   фоне   кажущейся   всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, недостаточное внимание со стороны учителя, расхождение его оценки и привычной родительской и т.п. [5, с.42].  Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы ребенку. Сосредоточьте свои усилия на более подробном знакомстве детей со школьными требованиями, а главное – с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.  Важно, чтобы   сообщаемые   детям   знания   были   не   только   понятны,   но   и   прочувствованы   ими. Подобный эмоциональный опыт обеспечивается, прежде всего, через включение детей в деятельность,   активизирующую   как   мышление,   так   и   чувства.   Для   этого   используйте сюжетно­ролевые игры, беседы, рассказы о своей учебе и любимых учителях, общение с учениками на 1–2 года старше, чтение и анализ детской художественной литературы и просмотр   фильмов   о   школьной   жизни,   включение   в   общественную   жизнь   школы (праздники, спортивные мероприятия, походы), знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения, труда и т.д. [24, с.67]. Формирование высокого уровня познавательной мотивации Окажите   помощь   ребенку   в   открытии   для   себя   ценности   познания   и   переживания эстетических характеристик отдельных предметов, явлений, событий, в выборе близкого его   интересам   содержания   творческой   деятельности   (участие   в   театрализованных представлениях,   изобразительной   деятельностью, моделированием и т.д.).   В   процессе   художественно­творческих     занятий   ребенок   становится   раскрепощенным, расположенным   для   общения   со   взрослыми   и   сверстниками,   организованным, дисциплинированным   –   все   это   помогает   ему   освоить   более   трудную   учебную деятельность [60, с.17].    занятие   музыкой,   танцами, Для детей с учебной дисфункцией, у которых наблюдаются проблемы с моторикой, восприятием, дефицит внимания, расстройства речи (проблемы с восприятием, переработкой и подачей речевого материала), расстройства поведения Именно   в   младшем   школьном   возрасте   необходимо   и   очень   важно   формировать потребность   в   знаниях,   в   непрерывном   самообразовании   и   саморазвитии.   Старайтесь ­ 5 интереса и любознательности 3. Создание интеллектуального фона, способствующего активизации доступно отвечать на вопросы, интересующие ребенка, учите его самостоятельно работать с   книгой,   энциклопедией,   справочной   литературой   и   самому   находить   то,   что   его интересует.   Ребенку   необходимо   обеспечить   свободный   доступ   к   художественной литературе, информационно­справочным материалам, СМИ, Интернет и т.д. Первым шагом в этом направлении является создание общей установки на обучение. У ребенка   с   установкой   на   учебную   деятельность   формируется   внутренняя   позиция учащегося, ребенок осознает важность и значимость учебного труда, отказываясь от игры, развлечения   на   время   занятия,   понимает   социальную   ценность   выполняемой   им   роли ученика [60, с.18].  познавательной и творческой деятельности ребенка 4. Создание ситуации успеха, используя различные приемы 1. Похвала. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, открыть ему свое   сердце,   полное   добра   и   сочувствия,   –   залог   успешного   воспитания.   Родители   в общении   с   ребенком   должны   правильно   формулировать   свои   фразы   и   замечания (например, игра «Так говорить не стоит!» «А вот так надо!») [29, с.27].  2. Авансирование успешного результата. Помогает родителям выразить свою твердую убежденность в том, что их ребенок обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в   свою   очередь,   внушает   ребенку   уверенность   в   свои   силы   и   возможности.   «У   тебя обязательно получится…», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате» (например, упражнение «Волшебный стул»). 3.   Холодный   душ.   Можно  наблюдать,   что   у  способных   учеников   периоды   подъема, взлета   могут   сменяться   расслаблением.   Такие   ученики   очень   эмоциональны,   активно реагируют на успехи и неудачи. Их слабость – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников также может быть полезно упражнение «Волшебный стул», но в высказываниях желательно допустить побольше критики. 4.Эврика.  Суть   этого   приема   в   том,   чтобы   создать   условия,   при   которых   ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу,  раскрывающему неизвестные   для  него   ранее   возможности,   или   получил   интересный   результат, Для педагогически запущенных детей, эмоционально­ отрицательно относящихся к занятиям, «интеллектуально пассивным» детям  (Л.С.Славина) Для детей с повышенной школьной тревожностью. Дети испытывают волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, в классе, находятся в постоянном ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих 6 открывающий перспективу познания. Заслуга родителя в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и  всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение (например,  упражнения «Кричалка», или самореализующееся пророчество», «Гром аплодисментов»). решений 5. Эмоциональное поглаживание.  Комплимент, поддакивание, дружественные жесты и мимика,   дружелюбия, успокаивающие слова – вот неполный набор средств для «эмоционального поглаживания» [29, с.28].   эмоциональное   заступничество,   проявления   сочувствия, 6.   Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что­то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». 7.  Скрытое     инструктирование     ребенка     в     способах     и   формах   совершения деятельности.   Помогает   ребенку   избежать   поражения.   Достигается   путем   намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудь о…..». 8.   Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных   действий.   «Уже   не   терпится   начать   работу…»,   «Так   хочется   поскорее увидеть…» 9.  Высокая   оценка  детали.   Помогает эмоционально  пережить  успех  не  результата  в целом, а какой­то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы» [45, с.38]. Создавая ситуацию успеха, следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его настроение,   уровень   работоспособности.   Можно   использовать   в   работе   цветовую диагностику   Люшера   («Цветок   настроений»),   теппинг­тест   (цветовой),   что   позволяет определить наиболее благоприятные для активной работы дни, предостеречь от неудач в неблагоприятные дни [29, с.28] Некоторые родители идут по легкому пути. Например, в начальных классах вместо того, чтобы   помочь   ребенку   осмысленно   заучить   состав   чисел,   контролировать   процесс закрепления, учат их считать на пальцах, рано показывают способ вычислений столбиком. На родительских собраниях учителю необходимо  показать родителям основные приемы, формы   работы,   которые   им   необходимо   использовать   дома.   Например,   при   изучении состава чисел можно предложить рациональные приемы для более прочного усвоения этой 5. Преподнесение ребенку не готового результата, а способа, с помощью которого он ­ 7 6. 7. 8. 9. достигается Демонстрация ребенку собственной заинтересованности материалом, изучаемым на каждом конкретном учебном предмете, и обсуждение его дома Повторение упражнений Проведение интересных и нескучных занятий Нахождение времени для повседневного общения с ребенком темы,   игровые   моменты   (домино,   лото,   двухцветные   кружочки),   объяснить   важность чередования   различных   приемов   заучивания,   чтобы   были   задействованы   разные   виды памяти [39, с.69] Можно предложить   помощь   в выполнении   какого­либо задания, но делать домашнее задание за ребёнка не следует. Привычка к родительской опеке, даже в виде пассивного присутствия, может укорениться и принести вредные плоды. В течение первого года надо научить   ребенка   выполнять   задание   быстро,   четко,   не   отвлекаясь.   Иначе   он   может навсегда возненавидеть само понятие «урок» [53, с.60] ­ Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое­то   упражнение   не   получается,   необходимо   сделать   перерыв,   вернуться   к   нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант Если ребенку интересно заниматься, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по­настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий Учитесь  вместе с  детьми,   развивайте  память, разучивая  стихи,  загадки  и  пословицы; развивайте речь, составляя рассказы, сказки и загадки; развивайте внимание и усидчивость через занятия рисованием, лепкой, конструктором.  Организовывайте походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых (красота природы,   смена   обстановки   и   ее   необычность   активизируют   эмоциональную   сферу личности,   что   ведет   к   стремлению   узнавать   что­то   новое   об   окружающем   мире,   к возможности сделать что­то красивое и необычное); экскурсии, в результате которых дети воспринимают   и   усваивают   знания   путем   выхода   к   месту   расположения   объектов   и непосредственного   ознакомления   с   ними.   С   помощью   экскурсий   растет   уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно­ познавательный мотив [5, с.58]; Для детей с проблемами моторики, восприятия, дефицитом внимания, трудностей запоминания и воспроизведения информации, расстройствами речи ­ 8 Играйте вместе с ребенком в подвижные или познавательные, настольные или дворовые, спортивные   или   народные   игры.    Дидактическую   игру   можно   рассматривать   как своеобразную форму общения взрослого с ребенком, ведь каждая, даже самая простая игра   обязательно   имеет   правила,   которые   организуют   и   регулируют   действия   ее участников. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсную активность, ситуативность поведения, присущую детям младшего школьного возраста [53, с.61]. Ребенок понимает вас лучше, если вы играете с ним так, как это ему нравится, если относитесь   к   его   играм   со   всей   серьезностью,   принимая   в   общении   с   ним   его мировосприятие.   Можно   предложить   такие   игры,   как   «Слова   на   одну   букву» (традиционная   игра   с   детьми,   развивающая   сообразительность,   память,   внимание   (а   у самых маленьких – и навыки счета), «Кузовок» (вариант, записанный В.И. Далем), «Слова на одну букву», «Спор предлогами», «ДА или НЕТ», «Метка», «Все равно тебе водить!», «Считалочки», «На кулачках» [10, с.13]; Формирование у ребенка правильного понимания оценки Обсуждайте   учебные   достижения   ребенка   и   свои   ожидания   только   с   индивидуальных возможностей ребенка  и  возможностей вашей семьи   учетом Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не сравнивайте своего ребенка с детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из­за этого самооценка  значительно снижается, и ребенок перестает верить в свои силы) – только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее,   чем   вчера!»   Такой   подход   будет   ориентировать   ребенка   на   собственное совершенствование 1. Ежедневное проговаривание ребенку собственных ожиданий в отношении учебных достижений ребенка Объективное оценивание возможностей и способностей своего ребенка  2. ­ ­ 9 3. 4. 5. 6.  Мера во всем: замечайте не более одного недостатка в минуту;  не скупитесь на похвалу, но хвалите в меру Применение техники оценочной безопасности Применение правила: хвалите – исполнителя, критикуйте ­ исполнение При оценивании помнить, что ребенок ­ не объект, а соучастник оценки Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен   к   вашим   оценкам.   Конечно,   это   очень   трудно,   но   по   возможности выберите   из   множества   недостатков   ребенка   тот,   который   сейчас   для   вас   особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.   Остальное   же   будет   преодолено   позже   либо   просто   окажется   несущественным. Выделите   из   потока   неудач   крошечный   островок,   соломинку   успеха,   и   у   ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»  Чрезмерное использование похвалы за достижения может оказать отрицательное влияние на мотивацию. Ребенок может оценивать свои  возможности неадекватно, а похвала  за достижения   в   заданиях,   оцениваемых   ребенком   как   легкие,   может   вызвать   его разочарование Оценивать   детский   труд   надо   очень   дробно,   дифференцированно.   Здесь   не   годится глобальная   оценка,   в   которой   соединены   плоды   очень   разных   усилий   ребенка ­   и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи,   и   внешний   вид   работы.   При   дифференцированной   оценке   у   ребенка   нет   ни иллюзии   полного   успеха,   ни   ощущения   полной   неудачи.   Возникает   самая   деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать» [45, с.37] Оценка должна  иметь точный  адрес.  Ребенок обычно считает, что оценивают  всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать   к   личности   надо   похвалу.   Положительная   оценка   должна   относиться   к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале,   ребенок   начнет   уважать   себя   за   эти   качества,   то   вы   заложите   еще   одно важнейшее основание желания учиться [52, с.34] Ребенка   следует   учить   самостоятельно   оценивать   свои   достижения.   Умение   себя оценивать   является   необходимым   компонентом   умения   учиться ­   главным   средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок воспитанного принципах ребенка,   на         Для детей с неадекватной (низкой или завышенной) самооценкой, снижающей уровень социальных притязаний ребенка, способствующей развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы ребенка ­ ­ 10 7. Выражение оценки в каких­либо зримых знаках сел за уроки вовремя и без напоминаний Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких­либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка ­ 11 Семья   –   это   те   люди,   которые   прилагают   усилия   для   реализации   всех вышеперечисленных   моментов.   Родители   не   просто   могут,   они   должны   и   обязаны выстраивать воспитание ребенка так, чтобы он шёл по вектору постепенного развития. Слишком   усердствующие   занятия,   связанные   с   учебной   деятельностью,   способствуют негативному влиянию на развитие и позитивное воспитание ребёнка. Ребенок обязан при этом быть активным субъектом этого взаимовлияющего процесса развития и воспитания, принимать   «услуги»,   которые   предлагают   родители,   стремящиеся   к   достижению наибольшего   результата   в   развитии   и   воспитании   своего   ребенка.   К   сожалению,   на практике не всегда семья действует по намеченному плану.  Главные   основания,   которыми   родителям   следует   руководствоваться     при воспитании   ребенка,   ­     чистота,   последовательность   в   отношении   слова   и   дела   при обращении   с   ребенком,   отсутствие   произвола   в   действиях   или   обусловленность   этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности. Работа родителей по формированию  положительной учебной мотивации у детей в условиях   семьи  должна   быть   направлена   на   то,   чтобы   ребенок   оказался   в   единой образовательной среде в школе и в семье. Организация   совместной   деятельности   младших   школьников   при   тесном сотрудничестве   с   семьей   ребенка,   с   учетом   особенностей   семейного   воспитания, повышение   воспитательного   потенциала   семьи   с   опорой   на   прогрессивные   народные воспитательные   традиции   способствует   формированию   положительного   отношения младших школьников к учению. Семья   должна   проникнуться   пониманием   огромной   важности   образования   для настоящего и будущего ребенка. Только такая работа поможет на практике реализовать формулу: «Успех обучения ребенка – в успешном сотрудничестве учителя и родителей». На основании вышеизложенного сформулируем основные выводы: 1. Исследование   сформированности   учебной   мотивации   у   детей   и   вскрытие источников побуждений к интеллектуальной и социальной активности в процессе учения, раскрытие личностных механизмов этих побуждений означает возможность рационального подхода   к   процессу   обучения   и   воспитания,   учета   индивидуальных,   личностных особенностей школьников, более продуманного построения методических приемов в целях развития личности школьников в учебно­воспитательном процессе.  2. Положительное отношение к учению – это интегральное свойство личности, которое   состоит   из   трех   взаимосвязанных   компонентов:   мотивационно­потребностного, эмоционально­волевого   и   поведенческо­деятельностного.   Данное   отношение   в   младшем школьном возрасте проявляется в сформированных социальных и учебно­познавательных мотивах   учения,   устойчивом   эмоциональном   состоянии   ребенка,   в   адекватно сформированной   позитивной   самооценке,   эмоционально­положительном   характере отношений   со   сверстниками,   педагогами   и   родителями,   познавательной   и   социальной активности младшего школьника. 3. Формирование положительной мотивации должно основываться на   тесном сотрудничестве с семьей ребенка, при этом значительно обогащаются формы семейного и школьного воспитания, происходит демократизация отношений детей и взрослых.  4. Семья   стоит   у   истоков   личности,   является   фундаментом   ее   развития. Особенности   семейного   воспитания,   повышение   воспитательного   потенциала   семьи   с опорой   на   прогрессивные   народные   воспитательные   традиции   способствуют формированию положительного отношения школьников к учению. 5. Основными   путями   реализации   воспитательного   потенциала   семьи, способствующими   формированию   положительного   отношения   младших   школьников   к учению, являются: 12  создание   условий   для   максимально   возможного   развития,   заложенного   в ребенке, на основе изучения склонностей, возможностей и особенностей своего ребенка, что включает в себя формирование у ребенка мотивации достижения успехов; заботливое, доброжелательное   отношение   к   ребенку   и   его   интересам,   воспитание   трудолюбия, поощрение   активности   ребенка;   формирование   важнейших   ценностей,   основанных   на нравственных   заповедях  народа  –   уважения   к старшим,  доброты,  скромности,  умения ценить дружбу, беречь достоинство свое и окружающих людей;  развитие речи, памяти, мышления   детей   на   основе   обогащения   жизненного   познавательного   опыта   детей   в процессе   деятельности;   организация   совместной   трудовой,   культурно­досуговой, познавательной, спортивной деятельности детей и родителей, которая создает комфортную психологическую атмосферу сотрудничества;  тесное сотрудничество школы и семьи в учебно­воспитательном процессе, направленное   на   взаимообогащение,   взаимодополнение   в   процессе   формирования положительного отношения школьников к учению;  распространение   передового   семейного   опыта   путем   установления непосредственных контактов между родителями, между детьми. Формирование   положительной   мотивации   учения   –   не   стихийный   процесс,   и рассчитывать только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Положительную мотивацию учения надо специально воспитывать, формировать, развивать, стимулировать – это значит создать для школьника ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы   и   цели   складывались   и   развивались   бы   с   учетом   прошлого   опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.  Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе должна быть направлена на решение трех основных задач: 1) формирование у детей правильных представлений о школе и учении; 2) формирование положительного эмоционального отношения к школе; 3) формирование опыта учебной деятельности. Задача   родителей   состоит   в   том,   чтобы   не   погасить   стремление   школьника   к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия   для   его   развития,   поддерживать   при   возникновении   затруднений,   создавать «ситуации успеха», дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения между учителем, учеником и родителями. 1. Асеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. – Список литературы: М., 2006. – 297 с. 1993. – 128 с. 2. 3. Азаров, Ю.П. Педагогика семейных отношений. ­ М., 2004. – 243 с. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И.Бабаева. – М.: Просвещение, 4. 1998. – 359 с. Божович, Л.И. Изучение  мотивации  поведения  детей  и подростков. – М., 5. Вартанова,   И.И.   К   проблеме   диагностики   мотивации.//Вестник   МГУ. Психология, серия 14, 2006. ­ № 2. ­ с. 23­38 6. 7. Воликова, Т.В. Учитель и семья. – М.: Педагогика, 2007. – 160 с. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – 16.М.: Велби, 2004. – 208 с. 8. Выготский,   Л.С.   Собрание   сочинений:   В   6­ти   т.   Т.4.   Детская   психология [Текст] / Выготский Л.С., под ред. Д.Б. Эльконина. ­ М.: Педагогика, 1984. ­ 432 с. 13 9. Кочергина,   Г.Д.   Организационно­педагогические   условия   взаимодействия субъектов   образовательного   процесса//   Автореф.дисс.   кандидата   пед.наук.   –  Смоленск, 2006. – 52 с. 10. Маркова,   А.К.,   Орлов   А.Б.,   Л.М.   Фридман.   Мотивация   учения   и   ее воспитание у школьников. – М., 2006. – 112 с. № п/п 1. 2. 3. 4. Организация  работы учителя с семьями различного типа Типы семьи Характеристика типа семьи Работа с семьей Семьи с устойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме. Атмосфера в семье нравственно­положительная, родители осуществляют целенаправленное воспитание, активно сотрудничают с ОУ. Отношения в семье стабильные, доброжелательные. Высокая социальная направленность, родители активны, хорошие взаимоотношения между членами семьи. Но ситуация нестабильна: возникают трудности во взаимоотношениях, отрицательно влияющих на микроклимат в семье, вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме. В семье не созданы необходимые условия, нет порядка в организации жизнедеятельности семьи. Типичны конфликты из­за несовпадения взглядов и требований к детям, атмосфера в семье авторитарная. Семьи с безнравственным, асоциальным Родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются 1.Изучение и пропаганда опыта отношений, воспитания, семейных традиций. 2.Помощь учителя (специалистов) по запросу родителей. 1.Помощь родителям в установлении устойчивых, стабильных взаимоотношений (привлечение к взаимодействию обоих родителей). 2.Знакомство родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей. 3.Оказание психолого­ педагогической помощи при необходимости. 1.Обсуждение проблем развития и коррекции, совместный поиск их преодоления. 2.Вовлечение родителей в процесс воспитания, развития, коррекции (обоих родителей и индивидуально). Целесообразно давать практические задания, предварительно проконсультировав родителей, отмечать успехи и достижения детей (даже самые незначительные). 1.Индивидуальные формы общения, беседы, посещение родителями ОУ. 14 поведением. организацией их жизни и занятий. В таких семьях присутствую алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение 2.Привлечение общественности (социального работника, руководителя ОУ, психолога и др.) Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой 1. Тебе нравится в школе?    не очень нравится не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?    чаще хочется остаться дома бывает по­разному иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?                         не знаю остался бы дома пошел бы в школу не нравится бывает по­разному нравится хотел бы не хотел бы не знаю не знаю не хотел бы хотел бы часто редко не рассказываю точно не знаю хотел бы не хотел бы мало много нет друзей нравятся не очень не нравятся 9. У тебя в классе много друзей? 10. Тебе нравятся твои одноклассники? 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие­нибудь уроки? 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгие учителя? Ключ Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты. № вопроса 1 оценка за 1­й ответ оценка за 2­й ответ оценка за 3­й ответ 1 3 0 15 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 3 0 1 3 1 1 3 1 0 1 3 3 1 0 3 1 3 3 0 1 0 0 3 0 0 Первый уровень. 25­30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть  познавательный  мотив,  стремление наиболее успешно  выполнять все  предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. Второй уровень. 20­24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень. 15­19  баллов  –  положительное  отношение к  школе,  но школа привлекает  таких  детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс   их   мало   привлекает.   В   рисунках   на   школьную   тему   такие   ученики   изображают,   как   правило, школьные, но не учебные ситуации. Четвертый уровень. 10­14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти   дети   посещают   школу   неохотно,   предпочитают   пропускать   занятия.   На   уроках   часто   занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой. Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается  ими как  враждебная  среда,  пребывание  в которой для  них невыносимо.  Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно­психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка. 16 Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно­ учебную действительность. Стандартная беседа Т.А. Нежновой В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов   ориентации  в  отношении   школы   и учения.  Преимущественная  ориентация   на содержание   учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника. Возможные варианты ответов и их оценка: А – Ориентация на содержание учебной деятельности ........................ 3 балла Б – Ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности          и школьной жизни................................................................................. 2 балла В – Ориентация на внешкольные виды деятельности         и условия ............................................................................................... 1 балл Вопросы  1. Хочешь ли ты идти в  школу? 2. Почему ты хочешь идти в школу? 3.   Готовишься   ли   ты  к школе? Как ты готовишься (тебя  готовят к школе)?   4.   Нравится   ли   тебе  в школе?   Что   тебе   нравится (не     нравится)  больше всего?  (Предварительно   у ребенка         спрашивают, был ли он в школе) 5. Если бы   тебе   не  надо было ходить  в школу и в детский  сад,   чем   бы   ты занимался   дома,   как   бы проводил свой день? Варианты ответов А – очень хочу  Б – так себе, не знаю  В – не хочу А – интерес  к учению,  занятиям:  хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.  Б – интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т.д.  В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала» А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.  Б – приобретение формы, школьных  принадлежностей.  В – занятия, не относящиеся к школе А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка  Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена,   занятия   во   внеурочное   время,   перемены,   личность учителя, внешний вид школы, оформление класса  В   –   уроки   художественно­физкультурного   цикла,   знакомые   и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе А – занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д.  Б – дошкольные занятия: рисование,  конструирование  В – занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь Таблица 2 Баллы 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 17 Интерпретация результатов по среднему баллу:  I  (высокий)   уровень  (2,4   –   3   балла)  –  говорит   о   школьно­учебной   ориентации   ребенка   и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована); II  (средний) уровень (1,7 – 2,3 балла) – свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника); III (низкий) уровень (1 – 1,6 балла) – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).  Тест «Представь себе» (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер) Цель: оценить направленность ребенка на процесс обучения в школе. Оборудование: картинки. Проведение исследования. Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, хочет ли он пойти в школу. В зависимости от ответа задают первый вопрос: 1.   Что   тебе   в   школе   нравится   (не   нравится)   больше   всего?   Что   для   тебя   самое   интересное, привлекательное, любимое в школе? Далее   экспериментатор   говорит:   «Я   буду   рассказывать   маленькие   истории   про   тебя   самого,   но только не о том, что с тобой уже бывало, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой». 2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ты у меня еще маленький. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя взяли в первый класс через год. Хочешь отложить поступление в школу?» Что ты ответишь маме? 3.  Представь  себе,   что  в школу идти не надо,  делай что хочешь...  Что  бы ты стал  делать,  чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе? 4. Представь, что есть две школы — школа «А» и школа «Б». В школе «А» расписание уроков в 1­м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура редко, один раз в неделю. А в школе «В» все наоборот: ежедневно физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться? 18 5. Представь, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, и он не ходит ни в 1­й класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо приготовиться к 1­му классу?» Что ты ему посоветуешь? 6.   Представь,   что   тебе   предложили   учиться   так:   ты   не   должен   ходить   каждый   день   в   школу, наоборот, к тебе ежедневно будет приходить учительница и заниматься с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты бы согласился заниматься дома? 7. В школе «А» от первоклассников строго требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку, если надо что­то сказать или выйти. А в школе «Б» не сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о чем­то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе хотелось бы учиться? 8. Представь себе, что в какой­то день, когда ты пойдешь в школу, ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница скажет: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я даже  хочу  наградить  тебя   за   такое  хорошее   учение».   Выбирай   сам:   дать  тебе   шоколадку,   игрушку   или отметку в журнал поставить. 9.   Представь   себе,   что   ваша   учительница   неожиданно   уехала   в   командировку   на   целый   месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как по­твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы? Обработка данных: 3 балла ставят за ответ, содержание которого раскрывает: I. Общее отношение к школе и учению 1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предложения еще на год остаться в детском саду). 2. Наличие школьно­учебных ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения). II. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий 1.   Отказ   от   школы,   в   которой   занятия   грамоте   и   счету   заменены   уроками   художественно­ физкультурного цикла. 2.   Предпочтение   уроков   грамоты   и   счета   другим   видам   деятельности   (рисование,   пение, физкультура, игры на переменах, обед, прогулка и т.д.). 3. Содержательное представление о подготовке к школе. III. Ориентация на новые, собственно школьные нормы организации деятельности 1. Предпочтение коллективных классных занятий индивидуальной форме обучения. 2.   Предпочтение   школы,   в   которой   соблюдение   правил   школьной   дисциплины   является обязательным. 3. Предпочтение отметки как формы учебной работы другим видам поощрения (сладости, игрушки). IV. Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями) 2 балла ­ ответы не соответствуют перечисленным выше критериям 1 балл – отказался отвечать на вопрос. Оценка результатов по среднему баллу: I (высокий) уровень (2,4 – 3 балла) –  свидетельствует о положительной направленности ребенка к обучению в школе; II (средний) уровень (1,7 – 2,3 балла) – положительная направленность на процесс обучения в стадии формирования; III (низкий) уровень (1 – 1,6 балла) – направленность на процесс обучения  не сформирована.  Характеристика   итогового  уровня  сформированности   положительного   отношения   к   учебной деятельности по результатам двух диагностических заданий: I  (высокий)   уровень  (2,4   –   3   балла)  ­    положительное   отношение   ребенка   к   обучению   в   школе сформировано, он имеет общие представления и знания о школе, проявляет высокий познавательный интерес; II (средний) уровень (1,7 – 2,3 балла) – знания ребенка о школе, процессе обучения неполные, интерес к обучению в школе проявляет, но он не стойкий, привлекает внешние атрибуты и условия, положительное отношение к обучению в школе в стадии формирования; III (низкий) уровень (1 – 1,6 балла) – ребенок имеет поверхностные знания, представления о школе, познавательного интереса к школе не проявляет, положительное отношение не сформировано.  19 20

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся по формированию учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся  по формированию учебной мотивации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2018