Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"
Оценка 4.8

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Оценка 4.8
Домашняя работа
docx
МХК
Взрослым
30.01.2017
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"
В данной работе предоставлены методические рекомендации по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)". Интересные творческие задания по развитию русской музыкальной культуры XIX века, а также зарубежной музыки девятнадцатого столетия помогут вам лучше узнать о жизни и творчестве композиторов того времени. Материал предназначен для студентов всех специальностей педагогического колледжа.В данной работе предоставлены методические рекомендации по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)". Интересные творческие задания помогут помогут окунуться в мир как русской музыкальной культуры, так и зарубежной. Материал предназначен для студентов всех специальностей педагогического колледжа.
методичка по самостоятельной.docx
Министерство образования и науки УР БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж  им.Т. К. Борисова» Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Мировая художественная культура (музыка)» Составитель: Сажина Н. В. Можга 2014 Введение. Самостоятельная внеаудиторная работа по МХК проводиться с целью: - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; - углубления и расширения теоретических знаний; - развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По МХК используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы: для овладения знаниями: чтение текста (учебника, лекций, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета; для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудиозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов, тематических тестов и кроссвордов; для формирования умений: выполнение схем, обобщающих таблиц, анализ музыкальных произведений, определение стилей и жанров сочинений. Пред выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает в себя цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнения задания. В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: - уровень освоения студентом учебного материала; - умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - сформированностьобщеучебных умений; - обоснованность и четкость изложения ответа; - оформление материала в соответствии с требованиями. Самостоятельная работа №1. Тема: «И. С. Бах – великий музыкант эпохи Барокко»» Цель: познакомиться с творческой биографией композитора, закрепить музыкальные термины(полифония, фуга, сюита,); расширить знания о музыкальной семье Баха. Содержание работы: 1.Прочитать биографию Баха, используя справочную или художественную литературу, составить план-схему, отражающую основные периоды жизни композитора и вписать соответствующие сочинения. (Методические рекомендации: при составлении схемы следует выделить города, в которых жил композитор.Каждый период будет отмечен переездом в новый город). Год переезда Название города Место работы Основные произвед ения периода 2.Найти ошибки в предложенном тексте: В одно весеннее утро 1578 года в немецком городке Эйзенах родился удивительный малыш. Несмотря на то, что он был восьмым ребенком в семье, родители не чаяли в нем души и дали ему имя Иоганн Себастьян. Предки Моцарта издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Моцартов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Моцартом и каждого Моцарта музыкантом. И маленький Моцарт тоже должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой, и его воспитательницей стала старшая сестра. Уроки сестры были скучные, поэтому мальчик стремился к самообразованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французких композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды Бах сел в автомобиль и поехал в другой город, чтобы послушать игру прославленного органиста Дитриха Букстехуде. Когда Бах жил в Веймаре им были созданы лучшие произведения для органа - это опера «Орфей» и концерт «Времена года». В 1717 году Бах переехал с семьей в Кетен. Так как в городе не было органа, композитор сочинял, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. Это «Французские» и «Английские» симфонии и сонаты. Кроме сочинения музыки Бах преподавал, дирижировал, играл на разных инструментах и занимался ремонтом обуви. Однажды Бах пил кофе с Бетховеном в одном итальянском кафе, и после этой встречи последний сказал: «Не ручей должно быть ему имя, а море» В течении всей своей жизни Иоганн Себастьян Бах работал на одном и том же месте в должности кантора певческой школы при церкви Св. Фомы в Лейпциге. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а так же опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Поэтому Бах сочинял музыку простую, невыразительную, которая соответствовала строгой церковной обстановке и настроению отрешенности от всего земного. В Лейпциге были созданы самые крупные инструментальные произведения Баха. Это «Страсти по Матфею», где музыка рассказывает о любви, о природе, о патриотизме. В семье композитора никто не занимался музыкой, поэтому, когда он умер, все о нем забыли, и все ноты были потеряны. И только в XX веке русский композитор Рубинштейн нашел случайно сочинение для органа «Токката и фуга ре минор» и исполнил его. 3.Составить кроссворд из названий старинных танцев, входящих в состав «Английских» и «Французских» сюит. 4.Вписать детей композитора, ставших знаменитыми музыкантами. Срок выполнения: 3 часа. Формат выполнения: план-схема, кроссворд. (конспект, сообщение,реферат, письменная работа, кластер) Критерии оценки: навыки работы с различными источниками, умение выделять главное,умение оформлять результаты в виде схем. Контроль выполнения: опрос, проверка тетради Литература:  С. Морозов «Бах». – М. 1975 г.  Сто великих композиторов( с. 88 - 93. )– М.1999 г.  С. Фрай «Неполная и окончательная история классической музыки»( с. 115 - 122.) – М. 2006 г.  И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран» (с. 8 -20). – М. 1985 г.  В. Галацкая «Музыкальная литература зарубежных стран» (с.66 – 87). – М. 1963 г.  Книга о музыке. Составитель О. Очаковская (с.77 – 90). – М. 1971 г. Самостоятельная работа №2. ТЕМА: «Композиторы – романтики» ЦЕЛЬ: познакомиться с лучшими музыкальными образцами романтизма; найти общие музыкальные характеристики эпохи в творчестве композиторов – романтиков. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ: I. Выполнить цепное задание: 1.Автором первого романтического песенного цикла, является……. 2. В историю культуры он вошел, в первую очередь как а)писатель, б)художник, в) композитор 3. Он является автором произведения: а) «Прекрасная мельничиха»,б) «Революционный этюд»,в) «Пер Гюнт» 4. Особенностью содержания этого произведения является а) реальность, б) фантастика, в)фантастика и реальность 5. Другое произведение этого же автора, обладающее такой же особенностью является: а) «Зимний путь», б) «Кольцо нибелунга», г) «Кармен» II . Указать соответствие композиторов определенным сочинениям: Шуберт Шопен Григ 1 «Венгерские рапсодии» 2 «Прекрасная мельничиха», 3 «Золото Рейна», «Летучий «Зимний путь» голландец», «Тристан и Изольда» 4 «Революционный этюд», ноктюрны, баллады 5 «Пер Гюнт» 6 «Сон в летнюю ночь» Вагнер Лист Мендельс он III. Прослушать произведения и найти общие характеристики, соответствующие романтическому направлению в музыке. Ф. Шуберт «Музыкальный момент ля бемоль мажор». Ф. Шопен «Ноктюрн до диез минор», Р. Шуман «Грезы», Э. Григ «Песня Сольвейг». IV . Составить кроссворд на тему: «Музыкальные жанры эпохи романтизма» СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ: 2 часа ФОРМАТ ВЫПОЛНЕНИЯ: в тетради в форме отчета КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:оформление материала в соответствии с требованиями, навыки работы с различными источниками, уровень усвоения студентом материала, определение на слух прослушанных музыкальных произведений. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ: семинар ЛИТЕРАТУРА:  Книга о музыке. Составитель О. Очаковская (с.111 - 132). – М. 1971 г.  Сто великих композиторов ( с. 100 - 107)– М.1999 г.  В. Галацкая «Музыкальная литература зарубежных стран» (с.99 - 113). – М. 1963 г.  Ю. Булучевский, В. Фомин «Краткий музыкальный словарь для учащихся» (с. 223 – 225) Л. – 1990 г.  Л. А. Рапацкая «Мировая художественная культура» 11 класс (с.8-60) М. – 2007г. Самостоятельная работа №3. ТЕМА: «Могучая кучка». Вклад композиторов объединения в сокровищницу мировой художественной культуры». ЦЕЛЬ: Выявить общие темы в искусстве выдающихся русских композиторов. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ: I. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВАРИАНТОВ: 1.«Могучая кучка» - это: а) объединение художниковб) объединение писателей в) объединение композиторовг) объединение архитекторов 2.Основателем объединения был: а) Глинка б) Балакирев в) Даргомыжский г) Чайковский 3.Самый популярный жанр в котором работали композиторы был: а) соната б) опера в) песня г) симфония 4.Традиции какого композитора продолжали «кружковцы»? а) Баха б) Моцарта в) Глинки г) Бортнянского 5. Какую оперу сочинял А. П. Бородин 18 лет? а) «Иван Сусанин» б) «Снегурочка» в) «Князь Игорь» г) «Садко» 6. Кто является автором сочинения «Картинки с выставки»? а) Чайковский б) Мусоргский в) Кюи г) Римский –Корсаков 7. Сборник чего вышел под редакцией Н. А. Римского Корсакова? а) р.н.п. б) сказок в) п.д.д. г) стихов 8. Кто из композиторов дописывал сочинения после смерти их автора? а) Балакирев б) Римский –Корсаков в) Даргомыжский г) Бородин 9. Как проводили время «кружковцы», когда собирались вместе? а) пили чай б) изучали музыку в) играли в боулинг г)медитировали 10. Близкий друг композиторов критик, искусствовед, историк. Его девиз: «Быть полезным другим, если сам не родился художником» а) Пушкин б) Стасов в) Менделеев г) Рубинштейн II. ПРОЧИТАТЬ ОТРЫВОК И ОПРЕДЕЛИТЬ О КАКОМ КОМПОЗИТОРЕ ИДЕТ РЕЧЬ 1.« Учителю сразу пришелся по душе скромный, по-юношески нескладный, долговязый подросток. На рояле он играл посредственно, но музыкальный слух и память были исключительны, а, главное с ним можно было по настоящему говорить об искусстве . Занятия шли успешно. Незаметно пролетел год, и старший брат талантливого музыканта решил. Что пора прекратить эти уроки музыки. Так как тем количеством знаний, которое требовалось для любителя, юноша уже овладел, а большего на морской службе, в условиях дальних плаваний и не потребуется». 2.«Молодой талантливый русский ученый возвращался из долгой заграничной командировки удовлетворенный и счастливый. Три года провел он за пределами родной страны. По заданию Медико-хирургической академии, которую он с отличием окончил, ученый знакомился с достижениями химии в Западной Европе. Ему довелось побывать во многих городах, поработать в лабораториях разных университетов. Увидеть и сделать много интересного. Все его помыслы и устремления были связаны с Россией: достичь возможно большего и отдать это отечественной науке!» 3.«Первая моя встреча с будущим композитором была в 1856 году, я был свежеиспеченный военный медик и состоял ординатором при втором сухопутном госпитале. Мой товарищ был офицер Преображенского полка, только что вылупившийся из яйца. Он был тогда совсем еще «мальчонок», очень изящный, точно нарисованный офицерик: мундирчик с иголочки, в обтяжку, ножки вывороченные, волоса тщательно приглаженные, припомаженные, ногти точно выточенные, руки выхоленные, совсем барские. Манеры у него были изящные, вежливость и благовоспитанностьнеобычайные». 4.Римский –Корсаков в нескольких строках нарисовал портрет этого композитора , каким он был в первые годы существования кружка: «Молодой, с чудесными подвижнымиогненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо. Каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой». После отстранения от работы с Русским музыкальным обществом с музыкантом произошли потрясающие перемены. Душевный разлад все углублялся, наконец, наступила катастрофа. Композитор, обессилев в нервной борьбе, совсем бросил музыку и поступил на службу в управление Варшавской железной дороги. Это потрясло товарищей. III. РАСПРЕДЕЛИТЕ ГЕРОЕВРУССКИХ ОПЕР СООТВЕТСТВЕННО НАЗВАНИЯМ «Золотой Игорь Святославович, Ярославна, хан Кончак, Кончаковна, царь Додон, царевич Гвидон, Монах -летописецПимен, царевич Дмитрий, князь Шуйский, Марина Мнишек, Царь Берендей, Лель, Весна –красна, девушка-Снегурочка, Леший, самозванец Григорий, воевода Полкан, Звездочет, Шамаханская царица, Золотой петушок юродивый петушок» «Борис Годунов» «Снегурочк а» «Князь Игорь» Определите , сцены из каких опер изображен ы на фото? Кто автор произведен ия? IV. Назвать представителей музыкального содружества «Могучая кучка» СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: 3 часа ФОРМАТ ВЫПОЛЕНИЯ РАБОТЫ: тест, письменная работа в тетради КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:оформление материала в соответствии с требованиями, навыки работы с различными источниками,умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; КОНТРОЛЬ ВЫПОЛЕНИЯ: опрос, проверка тетради, угадайка ЛИТЕРАТУРА:  Сто великих композиторов ( с. 177 – 203)– М.1999 г. г.  И. Ф. Кунин «Н. А. Римский –Корсаков». – М.1983 г.  Творческие портреты композиторов. (с. 50 – 87) – М.1990  История русской музыки. Том 1. (с. 68 – 140) – М. 1981 г.  Русская музыкальная литература. (с.98 – 147) – М. 1980 г.  Е. М. Гордеева «Могучая кучка». - М. 1969 г. Самостоятельная работа №4. ТЕМА: «Джаз – искусство XX века” ЦЕЛЬ:определение истоков джаза, знакомство с американской музыкальной культурой, развитие тембрового слуха. СОДЕРЖАНИЕ: I. Ответить на вопросы. 1. Когда и где возник джаз? 2. Что обозначает в переводе с английского слово «Джаз»? негров? 3. Как называются духовные песни американских 4. Какие стили джаза появились в первую очередь? 5. Подчеркните из предложенных инструментов те, которые были популярны в джазовой музыке( саксофон, рояль, скрипка, тромбон, банджо, флейта, труба) 6. Какие средства музыкальной выразительности характеризуют джазовую музыку? 7. Как называются джазовые ансамбли, состоящие из «белых» исполнителей? II. Подписать фамилию музыканта, изображенного на фото III. Прослушать музыкальные композиции и определить стили, в которых они написаны. Скотт Джоплин «Артист эстрады» Луи Амстронг «Весь этот прекрасный мир» Дюк Эллингтон «Караван» СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: 2 часа ФОРМАТ ВЫПОЛЕНИЯ РАБОТЫ: письменно в тетради КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:навыки работы с различными источниками, умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;определение на слух прослушанных музыкальных произведений. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛЕНИЯ: тестирование, угадайка ЛИТЕРАТУРА: • • класс (с.189-193) М. – 2007г. Сто великих композиторов ( с. 205 – 209)– М.1999 г. Л. А. Рапацкая «Мировая художественная культура» 11  Книга о музыке. Составитель О. Очаковская (с.88-97). – М. 1971 г.

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017