Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»
Оценка 4.6

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
05.04.2017
Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ дисциплины «Специальный рисунок и художественная графика» Данное рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. Методические рекомендации является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика». Методические рекомендации по выполнению практических заданий для обучающихся включают краткую информацию и пошаговое выполнение практических заданий по темам программ дисциплины «Специальный рисунок и художественная графика» по разделу 1 Изображение простых геометрических форм. Для проверки знаний и закрепление практических умений есть вопросы для самоконтроля и контрольные домашние задания. Предназначено обучающимся колледжей по данному направлению подготовки .Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»
Конструктора Раздел 1.doc
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области  «Сызранский медико­гуманитарный  колледж» Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплины  «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»  специальность 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий 2 Автор­составитель: 2016  год  государственного   бюджетного преподаватель   первой   квалификационной   категории профессионального   образовательного   учреждения   Самарской   области    «Сызранский   медико­ гуманитарный  колледж» Т.А. Киричевская  Методические   рекомендации   для   обучающихся   по   выполнению   практических   работ дисциплины «Специальный рисунок и художественная графика» авт.­ сост. Т.А. Киричевская – Сызрань, 2016. – 29 с.  Данное  рекомендации  разработаны  в   соответствии   с   требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения   по специальности  29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.  Методические   рекомендации    является   частью   учебно­методического   комплекса   по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика». Методические рекомендации по выполнению практических заданий   для   обучающихся включают   краткую   информацию   и   пошаговое   выполнение   практических   заданий   по   темам программ   дисциплины  «Специальный   рисунок   и   художественная   графика»  по   разделу   1 Изображение простых геометрических форм. Для проверки  знаний и закрепление практических умений  есть вопросы для самоконтроля и контрольные домашние задания.  Предназначено обучающимся колледжей по данному направлению подготовки . 3 Оглавление 1 Введение 2 Методические рекомендации по выполнению практических заданий 3 Раздел 1 Изображение простых геометрических форм 1.1. Введение 1.2. Изображение простых геометрических тел 1.3. Рисование складок и драпировок 1.4. Рисунок натюрморта Вопросы для самоконтроля Задания и требования по оформлению  домашней контрольной работы  Литература 5 6 6 28 29 30 4 Введение Дисциплина «Специальный рисунок и художественная графика» для обучающихся колледжа  состоит из трех разделов:  Раздел 1. Изображение простых геометрических форм.  Раздел 2. Изображение фигуры человека.  Раздел 3. Основы художественной графики Все разделы тесно связаны между собой общими художественными задачами. Обладание   искусством   рисунка,   как   основы   реалистического   изображения окружающей   нас   действительности   является   начальным   этапом   подготовки   будущих специалистов конструкторов­технологов. Чтобы научиться выразительно и правильно изображать реальные формы предметов на плоскости, необходимо хорошо усвоить изобразительную грамоту и применять ее на практике, рисовать с натуры, а также по памяти, по представлению. Разумеется, также творческие задачи под силу лишь тем, кто, имея художественные способности, в состоянии заставить себя работать настойчиво и терпеливо. Учебная дисциплина «Специальный рисунок и художественная графика» является обще   профессиональной   дисциплиной,   устанавливающей   базовые   знания   и   умение   для освоения специальных дисциплин и получение профессиональных знаний и учений.    В результате изучения дисциплины студент должен: уметь: выполнять   рисунки   с   натуры   с   использованием   разнообразных   графических приёмов; выполнять линейно­конструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта и фигуры человека; выполнять   рисунки   с   использованием   методов   построения   пространства   на плоскости. знать: принципы перспективного построения геометрических форм; основные   законы   перспективы   и   распределения   света   и   тени   при   изображении предметов, приёмы чёрно­белой и цветной графики; основные законы изображения предметов, окружающей среды, фигуры человека. Дисциплина   «Специальный   рисунок   и   художественная   графика»   базируется   на знаниях и умениях, полученных обучающимися при изучении основ рисунка и черчения в образовательной программе среднего общего образования.    В   дисциплине   «Специальный   рисунок   и   художественная   графика»   изучаются основные   художественно­технические   средства,   приемы   рисования   геометрии   тел   и предметов   быта   основы   композиции,   основы   живописной   грамоты   (на   примере натюрмортов),   особенности   изображения   головы   и   фигуры   человека   (с   натуры   и   по представлению) в живописном, графическом и декоративных решениях. Для   проведения   занятий   целесообразно   использовать   практические   занятия   с вводными   беседами,   проводить   дискуссии   по   проблемам   изобразительного   искусства (рисунка,   живописи,   графики)   работать   с   методическими   и   иллюстративными материалами, применять технические средства обучения. Данное   пособие   дает   рекомендации   к   1   разделу   «Изображение   простых геометрических форм». 5 Методические рекомендации по выполнению практических заданий Раздел 1.  Основы специального рисунка 1.1.            Введение.  Цели и задачи дисциплины ее связь с другими учебными дисциплинами.   Рисунок как   основа   всех   видов   изобразительного   искусства.   Роль   рисунка   в   практике конструирования и моделирования швейных изделий.   Материалы и принадлежности для рисования.   Виды   рисунка.   Законы   и средства   композиции.   Основы   теории   линейной перспективы. Понятие о воздушной перспективе.  Методические указания Рисунок как основа всех видов изобразительного искусства.       Виды рисунка. Рисунок — изобразительное начертание на какой­либо поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом (либо процарапанное твердым инструментом на более мягкой основе) и др. с помощью таких выразительных средств, как линия, штрих, пятно.   Различными   сочетаниями   этих   средств   в   рисунке   достигаются   пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффект. Как самостоятельная область творчества рисунок является главным видом графики. Графика (греч. grapho — пишу, рисую) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и очень широкий и многообразный круг печатных художественных произведений. Иллюстрации   в   книгах,   рисунки   в   журналах   и   газетах,   плакаты,   различные   гравюры, почтовые и денежные знаки, эмблемы и многое другое. Графика объединяет рисунок и печатные   художественные   изображения:   гравюру   на   дереве   (ксилографию),   гравюра   нa металле (офорт), гравюру на камне (литографию), гравюру на линолеуме (линогравюру), гравюру   на   картоне   и   другие   виды,   основанные   на   искусстве   рисунка,   но   имеющие собственные средства художественной выразительности. Рисунки могут различаться по технике, характеру, назначению, жанрам и темам. Станковый   рисунок   имеет   самостоятельное   значение,   это   тщательно   проработанное произведение, выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе.  Это могут   быть   рисунки   различных   жанров:   пейзажи,   портреты,   натюрморты,   рисунки   на бытовую   и   историческую   темы   и   т.д.   По   времени   исполнения   рисунки   могут   быть длительными и краткосрочными. В отличие от длительных рисунков в быстрых набросках и   зарисовках   художник   фиксирует   свое   общее   представление   о   натуре.   В подготовительных   рисунках­эскизах   художники,   скульпторы,   дизайнеры   воплощают первоначальные замыслы своих проектов. Средства художественной выразительности в рисунке Искусство рисунка, как и любое другое, имеет свой образный язык. К основным художественно­выразительным   средствам   рисунка   относятся:   линия,   пятно,   штрих, светотень,   тон.   С   помощью   этих   средств   художники   передают   свое   восприятие   мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное. Линия   —   это   главное   выразительное   средство   рисунка.   Линия   художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой. Линия также может иметь пространственный характер: она, то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Штрих — это короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования.   Различными   по   направлению   и   характеру   штрихами   передаются   объемно­ 6 пластические   и   пространственные   свойства   объектов,   их   фактура.   Системой   штрихов можно создать выразительные эффекты динамики, света и тени. Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт — пятно. Силуэт (от франц. silhouette; по имени французского министра XVIII в. Э. де Силуэта, на которого была нарисована карикатура в виде теневого профиля) — плоское цветовое пятно на более темном или более светлом фоне. Выразительность силуэта зависит от   формы,   положения   и   освещенности   фигур   и   предметов.   Пятно   при   кажущейся непластичности   может   выявлять   бесконечное   разнообразие   состояний.   С   его   помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию. Рисунок пятном может и не быть силуэтным. В нем могут использоваться градации тона, т.е. постепенные переходы от темного к светлому. Графические материалы, принадлежности Для выполнения рисунков используются многие инструменты и материалы.  Для   начинающего   наиболее   пригоден   обычный   простой   карандаш   с   графитным стержнем. Карандаши"(от тюрк, «кара» — черный и «таш» — камень) бывают твердыми, мягкими, глянцевыми, матовыми, а также различных силы и цвета. Большими выразительными возможностями отличается уголь. Он изготавливается обжигом веточек или обструганных палочек различных пород дерева. Степень мягкости угля обусловливается обжигом и породой дерева. В зависимости от характера заточки угля можно не только получить тонкие, четкие линии, но и закрыть большую плоскость. Техника работы углем разнообразна, она может носить и графический и живописный характер. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и различные тональные переходы. Однако уголь легко осыпается, поэтому рисунки следует закреплять специальным фиксатором. Другим мягким графическим материалом является сангина.   Сангина (от франц. sanguine,   от   лат.   sanguineus   —   кровавый)   —   материал   в   виде   палочки­карандаша   без оправы.  Для рисования жидкими красящими веществами (тушь, чернила и пр.) используют металлические   перья   разных   размеров   и   форм.   В   старину   использовали   тростниковые, соломенные и птичьи перья (гусиные, лебединые, павлиньи, вороньи и т.д.), позволяющие легко изменять толщину линии, варьировать методы штриховки. Законы и       средства композиции. Первой задачей при рисовании какого­либо предмета является размещение рисунка на листе бумаги — композиция. Под композицией листа понимается такое расположение элементов   изображения   на   плоскости,   которое   позволяет   автору   с   наибольшей выразительностью передать свой замысел.  Процесс   компоновки   рисунка   содержит   элемент   творческого   поиска.   Сначала целесообразно   сделать   на   небольших   листах   несколько   вариантов   композиционных размещений изображаемой натуры. Наиболее удачный вариант композиционного решения переносят на основной лист, пропорционально увеличивая размер изображения. Для   удачного   размещения   рисунка   на   листе   следует   обратить   внимание   на следующие моменты: 1)  необходимо   мысленно   уравновесить   массу   изображаемой   натуры   с   форматом листа; 2)   определить   геометрический   центр   формата   листа.   Для   этого   соединить   по диагонали   противоположные   углы   листа   или   разделить   его   пополам   по   горизонтали   и вертикали. Геометрический центр является ориентиром для размещения рисунка на листе; 3) рисунок располагаем на листе так, чтобы внизу оставалось больше места, чем вверху. Однако при рисовании предметов, стоящих на горизонтальной плоскости стола или 7 пола для придания им большей тяжести и весомости, рисунок целесообразнее сместить немного вниз; 4) при рисовании группы предметов, например натюрморта, необходимо найти его композиционный центр — тот предмет, часть предмета или группу предметов, которые первыми бросаются в глаза. В натюрморте всегда один из предметов является главным, а остальные — второстепенными; 5)   не   обязательно   добиваться   совпадения   геометрического   и   композиционного центров. Перспектива Перспектива – это учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим. Оно основано   на   соблюдении   нескольких   законов,   учитывающих   особенности   человеческого зрения.  Первый закон перспективы говорит о том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше. Значит, таким его и надо изображать под небольшим углом друг к другу.  Кроме того, художник должен учитывать, что цвет предмета меняется в зависимости от   расстояния:   отдалённые   предметы   кажутся   нам   слегка   голубоватыми   и   не   такими яркими. Дело в том, что воздух смягчает цвета. Это правило было впервые подмечено и применено Леонардо да Винчи. Называется этот эффект приёмом воздушной перспективы.  Линейная   перспектива   даёт   возможность   верно   построить   кажущиеся   очертания предмета при любом его положении. Часто практический метод передачи перспективного эффекта   «на   глаз»,   без   коррективов,   на   основе   теории   называется   наблюдаемой перспективой.  Термин   «обратная   перспектива»   обозначает   ранние,   условные   и   несовершенные приёмы передачи реального пространства на плоскости. Её можно увидеть, например, в иконописи.  Практическая работа № 1. Передача различного характера линий. Цель задания: Освоить приемы работы  карандашом и развить моторику рук. Материал: графитный карандаш, бумага, ластик Решение: линейное. Упражнения на передачу различного характера линий.  8 Рис. 1.  Упражнения на передачу различного характера линий. Вопросы для самоконтроля: 1) Какую роль играет предмет «Специальный рисунок и художественная графика» в подготовке квалифицированного специалиста конструктора­технолога? 2) Что входит в комплект материалов и принадлежностей на занятиях по учебному рисунку? 3) Какую роль в строении формы предмета играет его конструкция? 4) Что означает понятие «перспектива»? 1.2.      Изображение простых геометрических тел. Общие   понятия   о   строении   формы   и   ее   конструкции.   Композиция   в   учебном рисунке. Понятия о пропорциях. Освещение   его   вида   и   влияние   на   восприятие   натуры   и   характер   изображения. Понятие   о   светотени,   основные   градации   светотени.   Понятие   о   тональности.   Средства выявления   объема   предметов.     Выявление   объема   и   формы геометрических тел и предметов быта тоном. Последовательность и приемы работы над тональным рисунком.   Техника   штриха.   Практическая работа № 2. Перспективное изображение линий, плоских предметов, объемных геометрических тел и тел вращения. Цель   задания:   Развить   глазомер,   приобрести   практические   навыки   изображения каркасных геометрических тел в пространстве. Объем постановки: каркасные геометрические тела. Материал: графитный карандаш, бумага, ластик Решение: линейно­конструктивное. Методические указания 9 Для владения  рисунком необходимы сознательная подготовка «видения натуры» и умение логически последовательно изображать ее на плоскости. Все,   что   мы   видим   вокруг,   обладает   формой,   которая   наилучшим   образом характеризует   любой   предмет.   Под   формой   понимается   геометрическая   сущность поверхности предмета, характеризующая его внешний вид и очертания.  Всякий предмет характеризуется тремя измерениями его объема: длиной, шириной, высотой. Под объемом предмета понимается его трехмерная величина, ограниченная от окружающего пространства какими­то плоскостями. Принцип конструктивного анализа модели, взаимосвязи образующих ее плоскостей необходим для овладения изобразительным мастерством. Это обязательно не только для рисования с натуры, но и особенно при рисовании по представлению. Для   того   чтобы   в   рисунке   передать   форму   объемной,   нужно   с   помощью воображения   и   логики   представить   себе   ее   внутреннее   строение,   т.   е.   разобраться   в конструкции предмета. Конструкция (лат. constructio — устройство) — это структурная основа формы, ее каркас, связующий взаиморасположенные в пространстве отдельные элементы и части в единый пластический объем. Для того чтобы уяснить особенности строения формы, ее конструкции, в рисунке применяют метод сквозной прорисовки. По форме предметы можно классифицировать как простые и сложные. Сложные, или   комбинированные,   формы   представляют   собой   сочетание   различных   поверхностей (плоских, выпуклых и вогнутых). Примером может служить форма автомобиля. Простые   формы   предметов   можно   подразделить   на   граненые   и   круглые. Поверхности граненых геометрических тел образованы плоскими гранями — это кубы, призмы,   пирамиды.   Поверхности   круглых   геометрических   тел   образованы   вращением плоского   контура   вокруг   своей   оси   —   это   шар,   цилиндр,   конус.   Для   них   характерны кривые поверхности — сферические или цилиндрические. Приступая   к   рисованию,   необходимо   внимательно   рассмотреть   изображаемый предмет со всех сторон, чтобы составить ясное представление о его объеме. Далее для уяснения   конструкции   предмета   сделать   несколько   набросков   способом   сквозной прорисовки, в которых наметить оси и характерные линии сечений. Рисунок куба в перспективе.  Перспектива   куба   строится   на   перспективе   квадратов,   его   образующих.   Для изображения квадрата в перспективе надо знать следующее.  1. Чем дальше от линии горизонта (выше или ниже) находятся горизонтальные грани куба,   тем   большее   раскрытие   они   имеют.   Чем   ближе   квадрат   к   линии   горизонта,   тем меньше он раскрывается. На линии горизонта он превращается в отрезок.  2. Чем дальше от точки схода находится вертикальная грань куба, тем больше она раскрывается. И наоборот, чем ближе к точке схода расположена вертикальная грань, тем ее раскрытие меньше.  3. Чем дальше от куба рисующий, тем дальше находятся друг от друга точки схода сторон   куба   и   тем   меньше   их   перспективные   сокращения.   И   наоборот,   чем   ближе рисующий   к   кубу,   тем   ближе   друг   к   другу   находятся   точки   схода,   а   перспективные сокращения его сторон ­ больше.  Рисунок куба в центральной перспектив    е    У куба, расположенного фронтально на уровне горизонта, мы видим только одну переднюю   грань.   Ребра   куба,   принадлежащие   фронтальным   граням,   остаются параллельными между собой, но изменяются по величине: ребра передней фронтальной грани   больше   ребер   задней   грани.   Горизонтальные   ребра,   уходя   от   нас   в   глубину, сокращаются по своему размеру. Они лежат на прямых, пересекающихся в точке схода на горизонте.  10 Если куб поставить ниже или выше линии горизонта, не изменяя его фронтального к зрителю положения, то ребра, уходящие в глубину, поднимутся вверх или опустятся вниз, так же сходясь на линии горизонта в одной точке (рис. 2). Рис.2. Рисунок куба в центральной перспективе. Рисунок куба в угловой перспективе.  У   куба   в   угловом   положении   на   уровне   горизонта   видны   две   боковые   грани. Горизонтальные ребра этого куба имеют две точки схода ­ т.1 и т.2, расположенные слева и справа от него. Если поставить куб ниже или выше горизонта, то, кроме боковых граней, будет видна верхняя или нижняя грань (рис.3). 11 Рис.3. Рисунок куба в угловой перспективе. Рассмотрев   различные   положения   куба,   зарисуем   куб   в   угловом   положении   с натуры. Построение рисунка надо начинать с нанесения на бумагу общих габаритов куба легкими   горизонтальными   и   вертикальными   штрихами.   Затем   следует   определить местоположение переднего вертикального ребра (первый план). Проводим легкую линию и откладываем на ней высоту куба, затем намечаем наклоны горизонтальных ребер, начиная с нижней точки.  Продолжая   рисовать   куб,   намечаем   наклоны   всех   уходящих   в   глубину   ребер   и определяем высоту вертикальных ребер на втором плане.  Изображаем верхнюю грань куба. Нам важно показать, что верхняя грань куба в перспективе сокращается больше, чем нижняя, так как находится ближе к горизонту. Мы будем   прорисовывать   все   невидимые   ребра   куба,   поскольку   этот   прием   позволит   нам лучше   передать   конструктивные   особенности   предмета   и   одновременно   проводить контроль правильности перспективного изображения предмета. Линии уходящих в глубину ребер   нужно   в   пределах   листа   продолжить   и   проследить   степень   их   сближения   в перспективе (рис. 4).  Закончив рисунок, полезно сделать ряд набросков куба в других, рассмотренных ранее положениях с целью закрепления навыков, развития глазомера и пространственного представления.  12 Рис.4.  Этапы построения  куба в угловой перспективе. Рисование тел вращения     (шара, цилиндра) Тела вращения образуются путём поворота плоскости вокруг оси. Прямоугольная плоскость   создаёт   цилиндр,   треугольная   –   конус,   при   повороте   круга   –   шар.   В перспективном построении тел вращения сложность представляет изображение оснований, имеющих форму круга. 13 Рисование  окружности  в перспективе Рис. 5. Рисование  окружности  в перспективе Окружность в перспективе изображается в форме эллипса (рис. 5). Знакомство с перспективным рисунком окружности следует начинать с наиболее простого положения – горизонтального. Один  из наиболее  распространённого способа  – это построение её на основе квадрата. Квадрат, расположенный параллельно уровню зрения, во фронтальном положении строится с учётом одной точки схода. В угловом положении он строится с учётом двух точек схода. Построение перспективного рисунка окружности легче начинать изучать с фронтально расположенного квадрата. 1.  Проведите линию горизонта. Нарисуйте вертикальную линию, пересекающуюся с линией  горизонта. Она будет соответствовать  положению малой  оси эллипсов.  Задайте протяженность квадрата по горизонтали. 2.  Постройте в перспективе квадраты. Не менее двух – выше уровня зрения и двух – ниже уровня зрения. Положение ещё одного должно совпадать с уровнем зрения. Рисуйте квадрат по законам перспективы в заданном положении, в нем проведите диагонали. При пересечении диагоналей образуется центр – это центр и для построения окружности. Окружность  в  перспективе  –  это  эллипс.   У  эллипса   есть  большая   и  малая   оси. Перспективные изменения происходят по малой оси. Большая и малая оси всегда взаимно перпендикулярны. При фронтальном положении (фронтальная перспектива) большая ось эллипса параллельна уровню зрения. 3.   Через центр квадрата проведите большую и малую оси. Затем стройте эллипс. Вначале проведите небольшие дуги через точки пересечения осей со сторонами квадрата: слева, справа и сверху, снизу. Далее осуществляйте плавное соединение этих дуг между собой. Формообразующая линия эллипса должна быть натянута, и нигде не провисать. Изображение   в     перспективе   ряда     горизонтально   расположенных   окружностей выглядит   следующим   образом.   По   мере   приближения   к   горизонту   малая   ось   эллипса 14 уменьшается   и   круг   (окружность)   в   перспективе,   совпадающий   с   линией   горизонта, изображается в виде прямой горизонтальной линии. По мере удаления круга (окружности) от  линии   горизонта   видимый   эллипс   будет   приближаться   по   форме  к   окружности.   На концах большой оси дуги не имеют изломов, они мягко переходят одна в другую. Обратите внимание на малую ось эллипса, дальний её радиус кажется короче, чем ближний. Это обстоятельство необходимо хорошо запомнить. При рисовании с натуры надо внимательно сравнить длину ближнего к нам отрезка малой оси эллипса с длиной дальнего и выяснить, насколько первая длина больше второй. Рисование  шара Шар воспринимается нашим глазом с любых точек зрения одинаково. В линейном  рисунке его очертание предстаёт в виде окружности. Придать ему объём позволяет  использование сечений и тона  (рис. 6).  Существует множество подходов к  изучению изображения шара. В  методике  линейно конструктивного рисунка предлагается построение шара на основе куба. Рис. 6. Рисование  шара на основе куба 1.  Выполните по воображению рисунок куба. Убедительно он выглядит в угловом положении,   так   как   видны   три   его   плоскости.   Куб   рассеките   тремя   взаимно перпендикулярными плоскостями, проходящими через его центр. Сечения представляют собой квадраты в перспективе. 2.     В   данных   сечениях   изобразите   горизонтальный   и   два   вертикальных   эллипса (принцип их построения рассматривался в задании по рисованию куба с вписанными в его плоскости окружностями). 3.     Полученные   эллипсы   являются   сечениями   шара.   По   большим   осям   точки эллипсов равноудалены от центра. Соединив их линией между собой, получите очертание в форме   окружности.   Сохраните   линии   построения.   Особенно   это   касается   большой   и перпендикулярной ей малой оси. В линейном рисунке усильте линии ближних участков сечений – эллипсов и очертания шара. Рисование  цилиндра Вертикально расположенный цилиндр возьмите в положении ниже линии горизонта (можно, по усмотрению, выбрать и выше уровня зрения) (рис. 7). 15 Рис. 7. Рисование  цилиндра в вертикальном положении 1.  Вначале постройте четырёхгранную призму. При её построении используется тот же принцип, что и куба. 2.  Выполните сечения, необходимые для раскрытия конструкции цилиндра. 3.     Впишите   в   верхнюю   и   нижнюю   плоскости   квадрата   окружности.   Это   будут эллипсы. 4.   Затем поведите образующие цилиндра, соединив крайние точки больших осей эллипсов вертикальными линиями. Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа: рисование предметов быта не сложной конструкции (книги, коробки) в перспективе относительно их положения к линии горизонта, формат А4. Практическая работа № 3. Рисование натюрморта из простых геометрических тел и  выявление формы с помощью тона Цель задания: Приобрести практические     навыков   передачи объемного решения геометрических тел с выявлением формы тоном.  Объем постановки: объемные геометрические тела (куб, шар). Материал: графитный карандаш, бумага, ластик Решение: конструктивное ­ тональное. Методические указания Мы   видим   предметы   благодаря   тому,   что   они   освещены.   Воспринимая   свет, отраженный от поверхности предмета, мы получаем представление о его форме. Светотень   –   средства   изображения   предметов   в   действительном   их   объеме и положение их в пространстве (степень освещенности поверхности предмета). Естественное (природное) освещение. Искусственное (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора. 16 Фронтальное освещение ­ источник света освещает объект прямо, т.к. находится перед ним. Слабо выявляет детали. Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов. Контражурное освещение источник света находится за объектом. Рассмотрим светотеневое освещение предмета: Названия светотеневых градаций:  Свет – самое светлое место.  Полутень – то место, где лучи лишь скользят.  Тень – место, куда свет не проникает.  Блик – Самое яркое место, где отражается источник сета.   Тень   на   самом   предмете   –   собственная   тень,   которую   он   отбрасывает   ­ Рефлекс – отсвет от освещенных плоскостей в тенях. падающая. Последовательность тонального рисования куба (рис.8.) Первый этап. Определение размера куба, его основных пропорций, перспективного положения. Второй   этап.   Определение   при   помощи   направляющих   перспективных   линий точного пространственного положения всех сторон куба. Прорисовка невидимых граней куба легкими линиями. Третий   этап.  Завершение  работы   —  выявление   объема   с  помощью  светотеневой моделировки   формы:   левая   плоскость   —   свет,   верхняя   плоскость   —   полутон,   правая плоскость — собственная тень с рефлексом, справа — подающая тень от куба. Рекомендуется   такой   подход   к   передаче   светотеневых   отношений:   выбирается самый   темный   тон   и   более   нигде   не   повторяется.   Все   остальные   градации   будут варьироваться от этого темного тона к тону самой бумаги. Разработка фона и поверхности стола должны вестись параллельно с выявлением формы куба. Сначала фон намечается около самых светлых и самых темных поверхностей формы, затем по мере разработки светотени формы, заполняется и фон. Прежде  всего прокладываются  самые  глубокие,  а также  падающие  тени,  от них переходят   к   теням   и   светам.   Постепенное   выявление   формы   должно   производиться равномерно,   по   всему   рисунку,   с   постоянной   проверкой   намеченных   в   рисунке светотеневых   отношений   по   натуре.   При   такой   системе   работы   рисунок   все   время сохраняет цельность. В   работе   над   рисунком   граненых   тел   активно   используется   краевой   контраст. Самый   темный   тон   находится   у   переднего   вертикального   ребра   на   теневой   грани   и распространяется по границе с горизонтальной плоскостью (образуя букву Г). От верхнего переднего   угла   по   диагонали   вниз,   тон   постепенно   высветляется   за   счет   рефлексов   и действия закона воздушной перспективы (чем дальше, тем светлее тень). На освещенной боковой грани затемнение тона происходит от светлого угла вверху по диагонали вниз (образуя латинскую букву L). Здесь также действует закон воздушной перспективы (чем дальше, тем темнее). Горизонтальная плоскость самая светлая. Ближний к нам угол приближается  по тону к тону бумаги; удаляясь, этот тон темнеет. Требование   работать   над   всеми   частями   одновременно   имеет   целью   приучиться видеть все сразу и рисовать способом сравнения отдельных частей и целого. 17 Рис.8.  ­ Линейный и тональный рисунок куба Последовательность тонального рисования шара (рис. 9.) Шар обладает той особенностью строения, что все точки его круглой поверхности отстоят на одинаковом расстоянии от одной точки – его центра. После того, как круг построен, можно приступить к выявлению сферической формы шара.  Шар имеет только одну поверхность. Поверхность шара замкнута сама на себя и не имеет   границы.   Это   понятно,   так   как   форма   шара   образуется   вращением   окружности вокруг   ее   диаметра   (ось   вращения).   Объемное   построение   шара   оказывается   одной   из самых сложных задач в рисунке. Постепенные   изменения   освещенности   шара   характером   поверхности.   У   шара сферический характер поверхности, светотень идет по ней как по кругу. Световые   лучи,   перпендикулярно   попадающие   на   сферическую   поверхность, образуют на шаре блик, вокруг которого начинается незаметное потемнение, все сильнее распространяющиеся   по   постепенно   увеличивающимся   дугам,   пока   не   переходит   в лунообразную по невидимым очертаниям тень. Тень не доходит до края тела, так как ей препятствует рефлекс, сам постепенно светлеющий при приближении к падающей тени. Рефлекс   показывает   характер   поверхности   формы   в   теневой   ее   части.   На затемненной   части поверхности шара благодаря рефлексам возникает много светлых и темных теней, мягко переходящих из одной в другую. Рефлекс должен быть светлее  тени, но темнее полутона на свету. Рельефность изображения шара еще больше усиливается, если будут правильно переданы рефлексы в его неосвещенной, теневой части.   Трудность задачи заключается в том, чтобы объемную форму шара пролепить до самого   контура.   Особо   сложным   при   лепке   формы   шара   оказывается   решение   так называемых «касаний» его видимого края с фоном, когда особенно велика контрастность освещенной поверхности шара и темного фона, а также «касаний» края поверхности с фоном,   когда   светосила   его   и   светосила   фона   позади   него   совпадают.   В   этом   случае видимый край становится невидимым и контур исчезает. 18 Рис.9. Линейный и тональный рисунок шара. Вопросы для самоконтроля: 1)     К каким задачам композиции сводится учебный рисунок? 2)     Что такое свет и блик? 3)     Какие виды техники используются в рисунке для передачи объема формы? 4)     Что такое анализ формы? Внеаудиторная   (самостоятельная)   учебная   работа:    рисование   предметов быта не сложной конструкции  (книга на книге – стопка книг, коробка на коробке, тела вращения – вазочки, кружки, кастрюли) в перспективе относительно их положения к линии горизонта. Распределение светотени по поверхности геометрических тел. Формат А4 1.3.  Рисование складок и драпировок  Виды   драпировок.   Закономерности   образования   складок   из   ткани   и   нетканых материалов. Зависимость вида складок от пластических свойств материала. Направление складок и их связь с точками опоры материала. Особенности формирования складок из материала расположенного на объеме. Практическая   работа   №   4.   Рисование   складок   и   драпировок   с   натуры   формированием их тоном.   с Цель задания: Освоить приемы объемно­пространственного мышления при анализе конструкции складок драпировки и сформировать умения лепить тоном и цветом складки драпировки различных форм. Объем постановки: драпировка Материал: графитный карандаш, бумага, ластик Решение: линейно­штриховые рисунки драпировок. Методические указания Драпировка — это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки. 19 С драпировками связан весь наш быт. Это шторы, накидки, скатерти, одежда и т.д. Они являются составной частью натурных постановок и не только служат фоном, но и органично входят в постановку. Ткань не имеет четкой стабильной формы и принимает форму того предмета, на который она накинута. Если ткань спускается с предмета или с иной точки опоры, то она образует различного вида складки  — драпируется.  В изобразительном искусстве верно нарисованные   складки   драпировки   способствуют   живости   создаваемого   образа.   Для грамотного   рисования   складок   нужно   правильно   определить   их   пластику,   поэтому необходимо знание основ формообразования.  Можно выделить следующие виды складок:  Прямые, образующиеся в результате сдвига материала в прямом направлении навстречу   друг   другу.   Прямые   складки   можно   разделить   на   долевые, образующиеся   в   результате   сжатия   материала   по   ширине   и   поперечные, образующиеся в результате сжатия материала по длине.   Радиальные, образующиеся в результате давления, направленного нормально к какому либо месту на поверхности материала, и располагающиеся лучами­ радиусами   от   точки   приложения   силы   и   диагональные,   возникающие   при растягивании материала по диагонали.  Если на поверхности материала действуют силы, в нескольких направлениях одновременно (например, при сжатии  в ширину и высоту),  то образуются кривые   складки.   Кривые   складки   могут   быть   круглыми   (трикотажное полотно), ломаными (грубая ткань, лен, ситец), в зависимости  от свойств материала и раздвоенными. Структура и форма складок зависит от пластических свойств тканей. Форма складок зависит от свойств и вида материала: тонкие ткани дают мелкие складки, толстые и жёсткие – крупные и широкие, так как различные материалы имеют разную   степень   сопротивления   сжатию.   Трикотажные   полотна   дают   складки   более округлой формы, чем ткани при тех же условиях динамического воздействия. На рис. 10 представлены варианты композиционного решения драпировок: Рис. 10. Варианты композиционного решения драпировок: а – композиция драпировки, с свисающей с одной точки опоры; б – драпировка, свисающая с двух точек опоры; в – драпировка, свисающая с трех точек опоры; г – драпировка, спадающая с основной и подчинённой точек опоры; д – расположение драпировки на горизонтальной поверхности; е – образование складок на ткани, на шарообразной поверхности 20 1. Композиция драпировки,  висящей  на одной  точке опоры,  имеет  вертикальное направление и образует складки конусообразной формы (рис. 10 а). 2.   Драпировка,   свисающая   с   двух   точек   опоры,   образует   в   целом   правильную систему складок в виде дуг, группирующихся на той или иной стороне. При этом складки между рядами дуг в одном или двух местах ломаются (рис. 10 б). 3. Если ткань подвесить на три точки опоры, то образуются складки полудвойной формы. Драпировка,  заложенная складками,  объёмна, то есть имеет высоту, глубину и ширину. Объёмные формы драпировок представляют собой изгибы складок, направленных от лицевой стороны ткани к изнаночной, и наоборот. Высота складок к низу драпировки постепенно   увеличивается   так   как   тяжесть   материала   придаёт   им   больший   изгиб. Поверхность   наибольшей   выпуклости   образует   выступающие   формы   складок,   а поверхность наибольшей глубины – впалые формы складок (рис. 10 в). 4. Драпировка может спадать с основной и подчинённой точек опоры. Основной точкой   опоры  является   та,  с  которой  начинается   спадание  драпировки,   а  подчинённая точка та, на которой форма складок драпировки прерывается, приобретая иногда новую форму   А.   Наличие   основных   и   подчинённых   точек   опоры   формирует   композицию драпировки   так,   что   складки   отходят   от   точки   опоры   в   виде   лучей,   волн   или   дуг   в соответствии с закономерностями, характерными для драпировки, свисающей с двух точек опоры, находящихся на разной высоте, с тем отличием, что волны или дуги смещаются к точке опоры, расположенной ниже. Складки сначала падают вертикально, а затем полого спускаются   по   направлению   к   нижней   точке.   В   то   же   время   на   подчинённой   точке образуется новая точка опоры, от которой складки идут в противоположном направлении. Подобные формы образуют ступенчатую композицию драпировки (рис. 10 г). 5. Расположение драпировки на горизонтальной поверхности образует композицию со сложными группировками прямых складок, не имеющих никакой системы, т.е. каждый раз складки образуются по­новому (рис. 10 д). 6. Образование складок на ткани, брошенной на поверхность шарообразной формы, также   подчиняется   определённым   закономерностям.   Драпировка   плотно   прилегает   к верхней части шарообразной формы, образуя гладкую поверхность. Чем дальше от верхней части к широкой горизонтальной окружности формы, тем больше драпировка свободно свисает складками. На этой окружности образуется ряд точек опоры. Отходящие от них складки формируются так же, как складки драпировки, свисающей с одной точки (рис. 10 е). Приступая   к   рисунку   драпировки   (рис.   11),   надо   стремиться   как   можно   яснее выявить характер складок материала. В форме любой складки можно выделить наиболее выступающую поверхность и поверхность наибольшей глубины, мысленно разделить форму на составляющие ее плоскости, таким образом, провести конструктивный анализ формы. Рисуя ткань, закрепленную в двух точках опоры на вертикальной плоскости, прежде всего необходимо проследить, как образуются складки.  Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют вид конусов, а между ними образуются дугообразные складки. В   рисовании   драпировки   сохраняется   та   же   последовательность,   что   и   в предыдущих учебных рисунках: после общей компоновки на листе намечаем направление складок,   строим   форму,   состоящую   из   выпуклых   и   углубленных   частей   ткани;   далее приступаем   к   выявлению   формы   складок   при   помощи   светотени.   При   тональной разработке складок штрих лучше всего класть по форме их движения, а в углублениях — вдоль натяжения поверхности ткани. В практической работе по рисованию драпировок можно использовать штриховку и растушевку. 21 Рис. 11 Тональный рисунок драпировки с отработкой штриха по форме складок Осваивая технические приемы передачи тканей различной плотности и фактуры, красоту складок, разнообразие их движения и пропорций, все это подготавливает Вас   к изображению драпировок на фигуре человека. Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа:  рисование драпировок в различных     вариантах   композиционного   решения   с   распределением   светотени   по поверхности  (а   –   композиция   драпировки,   с   свисающей   с   одной   точки   опоры;   б   – драпировка,   свисающая   с   двух   точек   опоры;   в   –   драпировка,   свисающая   с   трех   точек опоры;   г   –   драпировка,   спадающая   с   основной   и   подчинённой   точек   опоры;   д   – расположение   драпировки   на  горизонтальной  поверхности;   е  –  образование   складок   на ткани, на шарообразной поверхности). Формат А4. Практическая работа № 5. Рисование складок и драпировок на деталях одежды Цель задания: Освоить приемы объемно­пространственного мышления при анализе конструкции складок драпировок одежды и сформировать умения лепить тоном и цветом складки драпировки различных форм на деталях одежды. Объем постановки: складки деталей одежды  Материал: графитный карандаш, бумага, ластик Решение: линейно ­ штриховые рисунки складок на одежде  Методические указания Одежда   является   чрезвычайно   важным   элементом   вашей   работы.   Прежде   чем   Вы научитесь изображать людей во всех подробностях, нужно научиться рисовать одежду.  Одежда может изменить облик человека, внести новые дополнительные средства в создание его образа. Различают складки прямые, круглые, диагональные, радиальные и дугообразные. Все эти типы складок в зависимости от формы поверхности, на которой размещается материя, могут сочетаться между собой. Рассмотрим   складки,   которые   образуются   на   одежде   при   различных   движениях человека. Например, при сгибании руки в локте на рукаве образуются прямые (если ткань плотная и жесткая) или круглые (мягкая пластичная ткань) складки (рис. 12, а, б). Если мы сгибаем руку, то локоть является центром радиальных складок на вытянутой стороне рукава, тогда как с вогнутой стороны образуется ряд прямых складок. 22 На   брюках   сидящего   человека   у   колена   образуются   радиальные   складки, переходящие в диагональные на бедрах и на икрах (рис. 12, в). При повороте плечами вперед   идущее   плечо   образует   на   спине   ряд   диагональных   складок,   направленных   от поясницы (рис. 12, г). Рис. 12. Складки, образованные движениями человека Вытянутые   вперед   и   немного   вверх   руки   создают   на   спине   ряд   горизонтальных прямых складок (рис. 12, д). На   юбке   сидящей   дамы   между   коленями   образуются   одна   или   несколько дугообразных складок, в то время как от колен идут радиальные складки (рис. 12, е). Также   очень   важно   учитывать   и   покрой   одежды.   Мы   можем   встретиться   с искусственно сделанными складками: складки, заложенные в одну сторону или встречные складки, сборки, воланы и т.д. (рис. 13). Рис. 13. Варианты искусственно созданных складок Разные по покрою рукава будут образовывать разные складки при одном и том же движении. Так, на обычном пиджачном рукаве при поднятой в сторону руке образуются складки в районе плеча. А если это горизонтально вшитый рукав русской рубахи, то при этом движении складок на нем не окажется — наоборот, расправятся складки, которые при опущенной руке шли от угла плеча к подмышкам (рис. 14, а). Рукав «реглан» при 23 опущенной   руке   дает   несколько   складок   под   мышкой;   при   поднятой   же   руке   складки будут такие, как и у пиджачного рукава, только прямые складки на наружной стороне рукава пойдут выше, на плечо к воротнику (рис. 14, б). Рис. 14. Образование складок при различных покроях рукава При рисовании фигуры человека в одежде важно найти главное, ведущее движение складок,   отобрать   из   общей   массы   те,   направление   которых   соответствует   движению фигуры и определяет ее выразительность. Рассмотрим   несколько   схем   рисования   сгибов   и   складок   на   ткани.   На   рис.   15 изображена схема рисования отогнутых углов платка. На первом этапе рисуем квадрат и наносим   на   нем   линии   сгибов   (а).   Далее   из   угла   квадрата   опускаем   на   линию   сгиба перпендикуляр   и   продлеваем   его   дальше   на   величину,   равную   высоте   треугольника, образованного сторонами квадрата и линией  сгиба (б). Полученную точку соединяем  с точками   пересечения   линии   сгиба   со   сторонами   квадрата   (в).   Далее   убираем   линии построения,   уточняем   рисунок   и   выявляем   каким­либо   узором   лицевую   и   изнаночную стороны платка. В данном случае это кайма в виде полосы (г). Рис. 15. Последовательность рисования отогнутых углов платка Эту схему можно использовать при рисовании, например, отогнутой полы пальто или плаща. На рис. 16 показана схема рисования складок, направленных в одну сторону. Для рисунка односторонних складок проводим на некотором расстоянии друг от друга две 24 параллельные горизонтальные линии. Параллельно этим линиям на небольшом расстоянии от каждой из них проводим еще две линии. Вверху и внизу между ними проводим осевые. Затем   следует   провести   вертикальные   линии,   обозначающие   выступающие   вершины складок,   одновременно   размечая   расстояние   между   складками.   Вверху   и   внизу небольшими   вертикальными   линиями   намечаем   глубину   складок.   Волнистой   линией прорисовываем плавные линии изгибов складок, уточняем их видимые части и штриховкой передаем объем. Рис. 16. Схема рисования односторонних складок Принцип   построения   встречной   и   байтовой   складок   аналогичен   предыдущему. Примеры построения этих складок представлены на рис. 17. Схемы рисования складок более сложного порядка даны на рис. 18. Рис. 17. Схема рисования байтовой складки Рис. 18. Построение различных видов складок: а — рюши; б — кокелье; в — воланы 25 Внеаудиторная   (самостоятельная)   учебная   работа: одежды с натуры. Формат А4.  рисование   складок 1.4. Рисунок натюрморта Выполнение   рисунка   простого   натюрморта   из   предметов   быта   и   на   фоне драпировки. Натюрморт в изобразительном искусстве, особенности композиции.  Понятие о простом и сложном натюрморте.   Анализ постановки.   Последовательность работ над рисунком натюрморта.   Композиция листа.   Выполнение линейного рисунка по законам перспективы.  Выполнение формы и объема предметов тоном. Практическая работа № 6, 7.  Рисование натюрморта из простых предметов быта и выявление формы тоном. Рисование натюрморта из простых по форме предметов быта на фоне драпировок. Цель   задания:   Приобрести   практические   навыки     компоновки   натюрморта   с изображением объема, передачи  фактуры поверхности предметов. Объект постановки: натюрморт из предметов быта, натюрморт из предметов быта на фоне драпировки. Материал: графитный карандаш, бумага, ластик Решение:   линейно­пространственное   построение   форм   предметов   с   учётом   их перспективного сокращения. Выявление объёмности предметов с помощью светотени. Методические указания Натюрморт от французского nature morte означает "мертвая натура"– изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Изображение   натюрморта   имеет   свою   определенную   закономерность   и методическую последовательность. В   предыдущих   заданиях   мы   рассматривали   изображение   группы   предметов, состоящих из простых геометрических тел, поэтому общее представление об изображении группы предметов в натюрморте у нас имеется. Переходя к изображению натюрморта, Вам следует знать, что отличие от предыдущего задания состоит в сложности самих предметов и вещей, входящих в постановку. Это, прежде всего, сложные разнохарактерные формы предметов   или   объектов,   имеющих   различную   окраску   и   фактуру   материала   (стекло, керамика, гипс, металл, бумага, цветы, фрукты). Приступая   к   изображению   натюрморта,   необходимо   строго   соблюдать методический принцип последовательности ведения рисунка (от общего к частному и от частного  к  общему),  без  чего  трудно  понять  основной  смысл  изображения.  Нарушение этого   принципа   в   работе   над   рисунком   значительно   усложняет   усвоение   учебного материала, поэтому весьма важно закреплять отдельные этапы. По мере усвоения учебного материала   по   изображению   простых   натюрмортов   и   постепенного   усложнения   задач   к более сложным натюрмортам, с включением в них драпировок. Работа   над   натюрмортом   начинается   с   отбора   и   размещения   определенных предметов После того как натюрморт поставлен, вы выбираете определенное место, откуда постановка   хорошо   видна   (мы   уже   говорили   о   наиболее   оптимальном   расстоянии   от рисующего до натурного объекта: оно должно составлять примерно три размера самой натуры). 26 Выразительность   и   правдивость   изображения   натюрморта   зависят   от   вашей способности наблюдать, компоновать, строить рисунок, моделировать его тоном и т.д. Перед непосредственной работой над рисунком целесообразно выполнить одну­две зарисовки постановки для поиска рациональной и эффектной компоновки изображения на бумаге.   Зарисовки   желательно   выполнять   быстро,   основываясь   на   первом,   еще   очень свежем   впечатлении  от постановки,  стремясь   передать  в них  характерные  особенности натуры,   взаимосвязь   и   пропорции   формы   каждого   предмета,   отношение   площади изображения к площади формата листа. На рис.   19 даны варианты композиции натюрморта, где а) композиция слишком велика, б) слишком мала по отношению к формату, в) смешена в сторону, в) правильная композиция. Рис.  19  Варианты композиции натюрморта а) композиция слишком велика, б) слишком мала по отношению к формату, в) смещена в сторону, г) правильная композиция После   того   как   в   зарисовке   вы   определили   композицию   изображения,   можно перейти к непосредственной работе на формате. Теперь перед вами стоит задача пройти несколько этапов рисования натюрморта. Таких этапов в работе над рисунком натюрморта как простого, так и сложного обычно не более четырех. Этапы работы над натюрмортом: 1. Безусловно,   начальным   этапом     (рис.   20)   любого   изображения   является композиционное размещение его на листе бумаги.   Здесь главное место уделяется определению всей ширины и всей высоты предметов сразу для ограничения поля изображения,   тут   же   намечаются   легкими   линиями   позиции   каждого   из   тел относительно друг друга и плоскость, на которой они поставлены. 27 Рис. 20.  Начальный этап  рисования натюрморта 2. На следующем этапе рисования натюрморта вы должны уточнить место каждого из предметов в изображении и определить их пропорциональные отношения. В этом промежутке   работы   выявляйте   также   конструктивную   основу   формы   (рис.   21). Здесь решение всех задач данного этапа изображения основывайте на внимательном анализе   постановки.   Форму   стройте   пока   одними   линиями,   видя   свой   рисунок «каркасным», но соблюдайте известную меру, чтобы они у вас не выглядели всюду одинаковой толщины. Рис. 21. Выявление конструктивной  основы формы предметов 3. Третий   по   счету   этап   работы   проведите   как   дальнейшее   уточнение   формы   тел, имеющих   объемность   и   рельефность.   Эти   признаки   предметов   воспринимаются только при условии светотени. Поэтому вам надлежит не только наметить большой свет и большую тень, но и определить легкими штрихами все основные градации (постепенные расположения) светотени (рис. 22).   Нужно внимательно следить в натуре и сравнивать на бумаге, насколько один предмет темнее или светлее другого. Помимо   этого   не   забывайте   также   о   различии   в   рисунке   технических   приемов работы карандашом, чтобы уже на этой стадии рисования выявить различие фактур предметов.   Все   вместе   взятое   и   рассмотренное   с   позиций   перспективного построения, объемности и рельефности форм, тонового решения, материальности ведет вас к последнему этапу работы над рисунком натюрморта.  28 Рис. 22 Тональный разбор  4. Обобщение   рисунка   (рис.   23)   ­   подчинение   деталей   большой   форме,   выявление главного   выразительного,   обобщение   всего   линейного   и   тонального   строя изображения. Рис. 23. Обобщение рисунка Вопросы для самоконтроля 1) Что   такое   композиционный   центр   картины,   математический   центр   картины, тематический или смысловой центр картины? 2) На каких композиционных принципах строятся картины? 3) Как распределяется свет на предметах граненой формы? 4) Какие виды техники используются в рисунке для передачи объема формы? 5) Какие стадии мы используем в рисовании натюрморта? 29 Задания и требования по оформлению  домашней контрольной работы  Задания для  контрольной работы Вариант 1 1) Выполнить конструктивное построение натюрморт из бытовых предметов на фоне драпировки из ткани одного тона (графическое решение). 2) Выполнить   тональный   разбор   натюрморта   из   бытовых   предметов   на   фоне драпировки из ткани одного тона. Вариант 2 1) Выполнить  конструктивное построение  натюрморт  из  геометрических  фигур   на фоне драпировок из ткани одного тона (графическое решение). 2) Выполнить   тональный   разбор   натюрморта   из   геометрических   фигур     на   фоне драпировок из ткани одного тона. Требования по оформлению  домашней контрольной работы 1. Работа выполняется  на  формате А3. 2. Контрольная работа должна быть сдана преподавателю в соответствии с графиком начала сессии. 3. В случае неудовлетворительного выполнения контрольной работы – должна быть переделана. 4. Неудовлетворительная оценка: ­       выполнена не в полном объеме, ­       не учтен формат, ­       в заданиях ­ грубое нарушение композиционного размещения, ­       выполнена неаккуратно. 30 Литература 1) Бердник Т.О., Неклюдова Т. П. «Дизайн костюма». Ростов­на Дону, 2000 2) Василевская А.А. Специальное рисование. М.,1989. 3) Захаржевская Р. В.«История костюма». М.,2005 4) Кирцер Ю.М.«Рисунок и живопись» М., 1998 Учебное пособие. 5) Костерин Н.П.«Учебное рисование» М., 1980 6) Кузин В.С.«Наброски и зарисовки» М., 1981 пособие для учителей 7) Секачева А.В., Чуйкина А.М.«Рисунок и живопись» М., 1983 8) Сокольникова Н.М. «Основы рисунка» Издательство «Титул»., 1996 «Основы  композиции». 9) Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд­во ВЛАДОС­ПРЕСС,  10) Жабинский В.И. Рисунок. ­ М.; 2008 11) Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С­Пб.; Питер,  2002. – 176 2006 12) Кандинский В.В. «Точка и линии на плоскости» ­ СПб., 2004г. 31

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации для выполнения практических заданий по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика» Раздел 1 «Изображение простых геометрических форм»

Методические рекомендации  для выполнения практических заданий по дисциплине   «Специальный рисунок и художественная графика»    Раздел 1  «Изображение простых геометрических форм»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017