МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

Оценка 5
Документация
docx
правоведение +1
1 кл—4 кл
05.06.2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»
Методические рекомендации «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия» раскрывают концептуальные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников, рассматривают их возможности. В данных рекомендациях представлен обобщенный результат анализа педагогической теории и практики по проблеме воспитания, изучения материалов исследований по проблеме духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Цель настоящего пособия – предоставить педагогам общеобразовательных учреждений методические рекомендации по реализации в школе педагогических условий, необходимых для создания целостного воспитательного процесса, а именно таких условий, когда пример педагога, накладывается ещё и на пример родителей, которые позволят им обеспечить эффективность совместного воспитательного процесса школы и семьи по организации духовно – нравственного воспитания младших школьников. Электронное приложение в формате книга 3 D позволяет педагогу визуализировать процесс познания, стимулировать интеллектуальную деятельность детей. Мультимедийные презентации, мультипликационные фильмы, игры сделают внеурочную деятельность, уроки яркими, интересными, запоминающимися и продуктивными. Сочетание печатного и цифрового формата соответствует современным требованиям к методическим материалам, делает их использование удобным, а поиск – быстрым.Цель настоящего пособия – предоставить педагогам общеобразовательных учреждений методические рекомендации по реализации в школе педагогических условий, необходимых для создания целостного воспитательного процесса, а именно таких условий, когда пример педагога, накладывается ещё и на пример родителей, которые позволят им обеспечить эффективность совместного воспитательного процесса школы и семьи по организации духовно – нравственного воспитания младших школьников.
М. Р_«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к.docx
«Духовно­нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»     МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1 а ц и н а р т С Юрга 2016 г. Методические   рекомендации   «Духовно­нравственное   развитие   и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»   концептуальные   подходы   к   духовно­ нравственному   воспитанию   младших   школьников,   рассматривают   их возможности.   раскрывают   В   данных   рекомендациях   представлен   обобщенный   результат   анализа педагогической   теории   и   практики   по   проблеме   воспитания,     изучения материалов   исследований   по   проблеме   духовно­нравственного   развития   и воспитания младших школьников. Цель настоящего пособия – предоставить педагогам общеобразовательных учреждений   методические   рекомендации   по     в   школе педагогических   условий,   необходимых     для   создания   целостного воспитательного процесса, а именно таких условий, когда пример педагога, накладывается ещё и на пример родителей,  которые позволят им обеспечить эффективность   совместного воспитательного процесса   школы и семьи по организации духовно – нравственного воспитания  младших школьников.   реализации   Электронное   приложение     в   формате     книга   3  D    позволяет   педагогу визуализировать   процесс   познания,   стимулировать   интеллектуальную деятельность   детей.   Мультимедийные   презентации,   мультипликационные фильмы,   игры   сделают     внеурочную   деятельность,   уроки   яркими, интересными, запоминающимися и продуктивными. Сочетание печатного и цифрового формата соответствует современным требованиям к методическим материалам, делает их использование удобным, а поиск – быстрым. 2 а ц и н а р т С Содержание 1 Нормативно­правовая   база   реализации   программы   духовно­ нравственного   воспитания   младших   школьников   с ограниченными возможностями здоровья…………………..    4 2 Концептуальные   подходы   к   духовно   –   нравственному воспитанию   младших   школьников   в   образовательной организации   для   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья……………………………………………………….... 3   Программа     «Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание младших   школьников   через   приобщение   к   духовным традициям православия»……………………………………….   6    13 4 Электронное пособие   в формате 3­D книга…………………    39 5 Оценивание эффективности внедрения   программы духовно­ нравственного развития и воспитания………………………..    45 6 Заключение ………………………………………………………  63 7 Список литературы……………………………………………….  65 8 Приложение   1.       «   Результаты   и   анализ     эффективности реализации программы»……………………………………….  68 9 Приложение   2         Конспекты       «Родительских   чтений»     и «Детско – родительских встреч»……………………………....  82 1. Нормативно­правовая база реализации программы духовно­ нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья Программа   «Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   младших школьников   через   приобщение   к   духовным   традициям   православия» разработана в соответствии с требованиями:   • Закона РФ «Об образовании»  Статья 87. Особенности изучения основ духовно­нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно­нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных   стандартов,   учебные   предметы,   курсы,   дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно­нравственной   культуры   народов   Российской   Федерации,   о нравственных   принципах,   об   исторических   и   культурных   традициях мировой   религии   (мировых   религий),   или   альтернативные   им   учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). • Конституции РФ (Ст. 1, 10, 15, 17, 19, 32, 43, 50, 51, 52) • Конвенции ООН о правах ребенка. • Федеральной целевой программы развития образования  • Федерального     государственного   образовательного   стандарта начального общего образования Организация   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям: Воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде (экологическое воспитание). Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование представлений   об   эстетических   идеалах   и   ценностях   (эстетическое воспитание). • Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России Базовые национальные ценности Основным   содержанием   духовно­нравственного   развития,   воспитания   и социализации   являются   базовые   национальные   ценности,   хранимые   в социально­исторических, традициях культурных,     семейных   многонационального   народа   России,   передаваемые   от   поколения   к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.  Патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, природа, искусство и литература , традиционные российские религии  • Письма Минобразования РФ "О повышении воспитательного потенциала образовательного   процесса   в   общеобразовательном   учреждении"   от 2.04.2002, №13­51­28/13 • Письма Минобразования РФ "Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях" от 22.07.2002, №30­51­547/16 2. Концептуальные подходы к духовно­нравственному воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Создание   условий   для   духовно­нравственного   развития,   воспитания   и успешной   социализации   личности   ­   один   из   важнейших   факторов модернизации   современной   России.   На   сегодняшний   день   государство нуждается   в   высоконравственном,   культурном   гражданине,   который   будет осознавать ответственность за дальнейшее развитие своей страны, следовать традициям нашего многонационального народа России. Позитивные   изменения,   произошедшие   в   современном   обществе   в последнее время, позволили, открыто говорить о религии, сделали возможным приобщение людей к национальным ценностям.  Актуальность   проблемы   возрождения   традиционной   иерархии нравственных   ценностей,   целенаправленного   их   формирования   в   сознании детей закрепляется в документах федерального и регионального уровней. Согласно   концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности   гражданина   России,   «духовно­нравственное   развитие   личности осуществляется   в   процессе   социализации,   последовательное   расширение   и укрепление   ценностно­смысловой   сферы   личности   ­   формирование способности   человека   оценивать   и   сознательно   выстраивать   на   основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. В современном мире особое значение приобретает духовно­нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение   к   другим   культурам,   готовность   и   способность   к   диалогу   и сотрудничеству,   что   подразумевает   овладение   знаниями   об   особенностях национальных   культур,  культурологических   основах   социальных   явлений   и традиций.   Духовно­нравственное   воспитание   направлено   на   усвоение подрастающим   поколением   нравственных   ценностей,   обеспечивающих общественно   значимую   мотивацию   поведения   и   поступков,   ориентацию   в разнообразных жизненных ситуациях. Становление   духовного   человека   невозможно   без   правильного воспитания.   «Воспитать»   ­   значит   способствовать   формированию   духовно­ зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо   зажечь   и   раскалить   в   нём   как   можно   раньше   духовный   «уголёк», чуткость ко всему «Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение  добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и,   наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли. Среди   детей   с   нарушениями   зрения   приходится   особое   внимание обращать на нравственное воспитание, проводить работу по нравственному воспитанию   чаще,   чем   среди   зрячих   детей.   Дети   с   нарушениями   зрения   в состоянии   усвоить   основные   понятия   этики   и   нормы   поведения,   но практическое овладение этими нормами для них затруднено, что объясняется ограничением   наблюдения   за   поведением   людей   в   различных   ситуациях, трудностями   в   подражании   их   действиям,   формировании   навыков культурного   самообслуживания,   сужением   круга   общения   по   сравнению   с нормально   видящими   сверстниками.   В   результате   чрезмерной   опеки   со стороны окружающих или отсутствия внимания, формируются отрицательные моральные стороны характера (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга   и   товарищества,   равнодушие   к   окружающим,   душевная   черствость). Осознание себя инвалидом формирует у ребенка неадекватные требования к обществу,   школе   и   семье.   Направленные   на   удовлетворении   иногда эгоистических   претензий,   без   глубокого   осознания   заботы   и   ответного внимания к другим. Вследствие этого перед семьей и школой встают задачи, предусматривающие   нахождение   путей   преодоления   у   детей   с   дефектом зрения отрицательных личностных черт.  Основными   сферами   жизни   ребёнка   с   ограниченными   возможностями здоровья, в которых происходит непрерывный процесс духовно­нравственного становления его личности, являются семья и школа. В этих сферах сложно переплетены   государственные,   народные,   национальные   и   религиозные традиции.   В   педагогической   практике   и   теории   достаточно   полно рассмотрены   проблемы   духовно­нравственного   становления   личности     в каждой   из   названных   сфер   жизнедеятельности.   На   практике   основные противоречия   возникают   при   переходе   из   одной   сферы   в   другую   или   при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны   с   постановками   целей   воспитательного   процесса,   его   содержания, используемых методов, подходов  и так далее. В   МКОУ   «Начальная   школа   –   детский   сад   №   33   г.   Юрги»   образовательно­воспитательном   процессе   используются   разные в   концептуальные   подходы   к   духовно­нравственному   воспитанию   личности   подход   гуманитарного,   светского   содержания,   основанный   на ребенка:   традициях   народной   культуры   и   современной   культурной   практике реализуется   через     проектную   деятельность.   Данная   форма   организации деятельности учащихся при   изучении  родного края  представляется  особо актуальной,   так   как   именно   в   процессе   такой   деятельности   у   младших школьников появляется возможность самостоятельно более глубоко познать народные традиции, красоту родной земли, ее особенности, природу, людей, национальную   культуру.   В   рамках   нашего   учреждения   были   реализованы проекты:  «Национальный   костюм   коренных   жителей   Кузбасса»   в   процессе исследовательской деятельности дети изучают прошлое и настоящее своего края, особое   внимание   уделяется   изучению   истории     становления   земли Кузнецкой и исследованию обычаев, традиций и одежды коренных жителей Кузбасса.   «Крещение   коренных   жителей   Кузбасса»  данный   проект   посвящён изучению   региональных особенностей   вероисповедания коренных жителей Кузбасса,   влияния   на   него   различных   исторических   событий.       В   ходе реализации   проекта       мы   ходили   на   экскурсии     в   храмы,   встречались   со священником для бесед о православных   традициях,   книгах, о храме и его назначении.  «Семейные   традиции»    посвящён   исследованию   национальных, сословных,   профессиональных   корней   своего   рода   в   разных   поколениях. Семейное   изучение   своей   родословной   помогает   детям   начать   осмысление   духовно­нравственных   ценностей,   которые   хранили   и очень   важных   преумножали наши прадеды. «Теоцентрический»  подход      предполагает   определение  содержания   и методики   духовно­нравственного   воспитания   детей   на   основе   положений Концепции православной педагогики. В МКОУ «Начальная школа – детский сад   №33 г. Юрги» данный подход реализуется через родительские чтения и детско   –   родительские   встречи,   целью   данных   мероприятий   выступает развитие «человеческих качеств», т.е. духовности. Обращаясь к опыту   православной  культуры   в   настоящее   время, когда идёт поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающие   духовно­нравственные   компоненты   в   содержании образования.   Учитывая,   что   процесс   образования   есть   по   природе   своей процесс   непрерывный   от   начала   жизни   человека   до   её   завершения   и происходит этот процесс в определённой культурно ­   исторической среде, следует говорить о воспитании и образовании не вообще, а применительно  к конкретной культурно­исторической традиции. Такой   подход     требует   сочетания   государственного,   народного   и национального   воспитания   и   образования   с   тысячелетней   православной традицией   России.     Отметим,   что   культурологический   подход   к   решению проблем   образования   и   воспитания   предполагает   прежде   всего   духовное осмысление   жизненых   явлений   и   следование   религиозным   духовно­ нравственным представлении о человеке, о семье и семейных ценностях. В   настоящее   время   семья   практически   отчуждена   от   школьного образовательного   процесса,   что,   по   нашему   мнению,   является   одной   из главных   проблем   современной   педагогики.   Принято   считать,   что   только учитель и ученик являются субъектами образовательной деятельности школы. Но ребенок, пришедший в образовательное учреждение, является носителем национальных, религиозных, социальных, психологических, педагогических и других   традиций   и   особенностей   семьи.   Встречаясь   с   ребенком, школа встречается   с  семьей.  Ученик   не   только   юридически,  но   и   духовно неотделим от семьи. Поэтому следует считать субъектом образовательного процесса   не   ребенка,   а   семью.   Она   должна   определять   цели,   смысл, содержание   образовательного,   воспитательного     процессов,   она   является основным хранителем народной традиции и основным элементом ее передачи. Семья делегирует свои полномочия школе, которая не заменяет, а помогает семье   создать   условия   для   развития   личности   школьника   и  его   духовного становления, вводит его в мир культуры, являющейся результатом духовного творчества   народа,   обеспечивает   расширение   социальных   контактов   и   его самоопределение   в   поле   профессиональных   возможностей.  Через   ребенка школа   влияет   на   семью.   Учитель   и   школа   ответственны   не   только   перед государством за результаты своей деятельности, а в основном ответственны перед семьей. Именно семья должна быть активно вовлечена в современное образовательное пространство.  На   основе   изучения   работы     школы     по   духовно­нравственному воспитанию детей мы выявили факт недостаточного подключения родителей к   решению   данного   взгляда.   В   основном   задачи   воспитания   решались педагогами   в   разных   видах   деятельности   с   детьми.   Работа   с   родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель   —   вовлечь   родителей   в   процесс   духовно­нравственного     воспитания детей с помощью взаимодействия.   Взаимодействие   с   родителями   по   данному   вопросу   способствует бережному отношению к традициям,  культуре,  истории.  "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все,   что   совершается   в   стране,   через   вашу   душу   и   вашу   мысль   должно приходить   к   детям",   —   эту   заповедь   А.С.   Макаренко   необходимо использовать   при   работе       педагога     и   с   детьми,   и   с   их   родителями. Привлечение семьи к духовно – нравственному воспитанию детей требует от учителя   большого   такта   и   терпения.   Добровольность   участия   каждого   — обязательное требование и условие данной работы.             Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес   к   своей   генеалогии,   к   исследованию   национальных,   сословных, профессиональных   корней   и   своего   рода   в   разных   поколениях.   Поэтому семейное   изучение   своей   родословной   помогает   детям   начать   осмысление очень важных и глубоких постулатов:  корни   каждого   —   в   истории   и   традициях   семьи,   своего   народа, прошлом края и страны.    Совместно   с   родителями       проводятся     ряд     мероприятий   под   общим названием     «Счастливая   семья».     Данные     мероприятия       посвящены знакомству с семьями детей, традициями русской народной культуры. Дети вместе   с   родителями   готовят   русские   народные   костюмы,   читают   сказки, разучивают  народные песни и игры, знакомятся  со старинными обрядами и обычаями.  Совместные  классные  часы  посвящаются темам: «Мой город», «Моя страна», «Традиции моего народа», «Народные ремесла». Большое   значение   имеют   семейные   экскурсии   по   району,   городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги   таких   экскурсий   представляются     в   фотовыставке,   совместном   с ребенком   выступлении,   выпуска     9   серий     «Виртуальных   экскурсий   по Храмам Кузбасса».   Не менее интересно проводятся   "мини­исследования", совместная   работа   над   проектами,       изготовлением   продуктов   проектов: куклы   в   национальных   костюмах     коренных   жителей   Кузбасса   и   русских   Православного   Храма, переселенцев,   эскизы     жилищ,   макет     мультипликационные   фильмы,   виртуальные   экскурсии   и   многое   другое.   . Организованная таким образом работа способствует   правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию     у учащихся с ограниченными возможностями здоровья любви к своей стране,  к своему народу,   к своим традициям и культуре. В     ходе     совместной     деятельности   происходит   систематизация   и накопление  богатого материала.  Это ребусы, кроссворды,  презентации   об истории России,  Кузбасса,  малой  родины, данный материал  используется  в воспитательно ­ образовательном  процессе. 3. Программа  «Духовно­нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»  Вернуть в школу утраченные ценности без   семьи, без самого народа невозможно Ю.П.Азаров В   числе   важнейших   проблем   воспитания   серьёзную   тревогу   вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную   культуру,   самобытность   и   традиции   своего   народа?   Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном  поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на     образец   общечеловеческих   ценностей   и   идеалов.     В   настоящее   время появляется все более отчетливое понимание того, что единственно реальный путь выхода из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно­ нравственному   потенциалу   нашей   страны,   носителем   которого   с   давних времен являлось и является сейчас Православие. Нравственные   корни   русского   народа   берут   свое   начало   в   глубокой древности.   Это   ярко   выразилось   в   синкретизме   христианства и   древнего мировоззрения   славян,   что   дало   говорить   о   новой   системе   ­   Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке   гордость   прошлым   своей   Родины,   патриотизм,   чувством ответственности, долга перед государством и семьей. Становление и развитие Российского государства происходило под сенью православной веры. Православие было живительным родником, из которого напитывались   наша   культура,   искусство,   ремесла,   движущей   силой зарождения и формирования письменности. Православие   духовно   преобразило   народы   России,   сформировало замечательные   черты   русского   характера   –   милосердие,   жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма. Православие составляет как бы нравственную основу природы русского человека.  Современное  общество находится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода из этого кризиса следует заняться, прежде всего, вопросами воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования. Ибо только   достойное   семейное   воспитание,   совместно   с   обновленной образовательной системой может вывести человечество из этого духовного кризиса. В своих трудах И. А. Ильин доказывает, что воспитать ребенка ­ значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания.   Тертуллиан   сказал   однажды,   что   душа   человеческая   по природе своей христианка. Это особенно верно в применении к семье. Ибо в браке и семье человек учится от природы ­ любить, из любви и от любви страдать и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе всего. Поэтому семья является естественной школой христианской любви, школой творческого самопожертвования. Самое важное в  семейном воспитании ­ это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей источник силы и утешения в его собственной душе. Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно­религиозную, национальную и отечественную традицию. Сегодня  же ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного  поведения   учащихся   принадлежит   начальной   школе, поскольку,   во­первых,   ее   деятельность,   по   сравнению   с   другими воспитательными  институтами, носит более целенаправленный и  целостный характер,   и,   во­вторых,   именно   в   этом   возрасте   происходит  социализация ребенка,   расширение   круга   его  общения,   когда   требуется   проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Но не стоит   думать, что для достижения главной цели – дать детям нравственные ориентиры, достаточно только  воспитания  в  школе.  Решение задач духовно­нравственного воспитания  возможно лишь во взаимодействии семьёй. К современным подходом взаимодействие школы и семьи относятся отношение к родителям как партнёрам и вовлечение их в жизнь школы.  В   настоящее   время   эта   работа   актуальна   и   особенно   трудна, требует большого такта и терпения, так как: Во­первых,   далеко   не   все   родители   занимаются   нравственным   не   только   так   называемые воспитанием   своих   детей,   причём     «неблагополучные семьи», но и, наоборот «сверхблагополучные», где дом   ­ полная  чаша, где у детей есть всё… кроме родительского тепла и внимания. Во ­ вторых, если дети слышат о нравственных нормах только в школе, то у них не складывается   убеждения, что эти нормы общезначимые, что ими должны руководствоваться все. Школа должна   лишь дополнять семейное воспитание, подтверждая и укрепляя то доброе, что дети слышат от родителей. Во всяком случае, так должно быть  в идеале. В реальности же в молодых семьях, особенно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, вопросы  воспитания духовности, нравственности   не   считаются   важными,   и   зачастую   вызывают   лишь недоумение.  Следовательно,   в   сложных   современных   условиях   семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только  в  процессе  взаимодействия  педагогов  и  родителей  можно  успешно решать проблему развития личности школьника. Необходимо   возвратить   воспитание   в   семью,   признать   родителей главными   воспитателями,   ответственными   за   духовность   и   нравственность своего   ребёнка,   и   вести   поиск   путей   педагогического   сотрудничества   и добровольного общения с родителями, взаимообучения педагога и родителей.    В   связи   с   этим   особую   значимость   приобретает   деятельность   по разработке и реализации  в школе педагогических условий, необходимых  для создания   целостного   воспитательного   процесса,   а   именно   таких   условий, когда   пример   педагога,     накладывается   ещё   и   на   пример   родителей.   Для четкого   определения   педагогических   условий   осуществления   данного процесса   было   проведено   педагогическое   исследование.   Для   реализации выявленных   в ходе исследования     педагогических условий осуществления целостного   воспитательного   процесса   создана     программа     совместной воспитательной   работы   школы   и   семьи   по   организации   духовно   –   младших   школьников   с   ограниченными нравственного   воспитания   возможностями здоровья. Нами   разработана   программа  «Духовно­нравственное   развитие   и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия» Цель   программы:  Формирование   у   младших   школьников   с ограниченными   возможностями   здоровья   цельного   мировоззрения   и устойчивой системы духовных ценностей, передача детям теоретических и практических знаний, умений и навыков, а также освоение ими эффективных способов   организации   мышления   и   действия,   которые   позволят   им реализовать свои таланты в новой социальной и экономической среде на благо государства и близких Задачи:         1.Формировать у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья  цельное мировоззрение и устойчивую систему духовных ценностей, через  сотрудничество школы и семьи, основанное  на приобщении к духовным традициям православной России 2.Ориентировать   семью   на   духовно­нравственное   воспитание   детей (ознакомление родителей с основами православной культуры, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада) 3. Познакомить       семьи     учащихся     с системой нравственных норм Православия. 4.   Познакомить   младших   школьников   и   их   родителей   с   историей, праздниками и традициями Православной России. 5.   Научить младших школьников давать   духовную оценку, как своим поступкам, так и  окружающих. Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:  изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;  группировку   семей   по   принципу   возможности   их   нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;  анализ   промежуточных   и   конечных   результатов   их   совместной воспитательной деятельности. Сотрудничество   школы   и   семьи   начинается   с   изучения   условий   и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Дифференцированный   подход   строится   на   выделении   5   типов   семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса: 1­й   тип:   семьи   с   высоким   уровнем   нравственных   отношений.   В   них здоровая   моральная   атмосфера,   дети   получают   возможность   для   развития своих   способностей.  Частое   вмешательство   педагога   здесь   не   нужно,  хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются. 2­й   тип:   семьи,   характеризующиеся   нормальными   отношениями   между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи, с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога. 3­й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании   нет   и   речи,   все   пущено   на   самотек.   Нужно   активное педагогическое   воздействие,   чтобы   изменить   микроклимат   в   семье,   не потерять растущего в ней человека. 4­й   тип:   внешне   благополучные   семьи,   в   которых   процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь   поколений   часто   нарушена.   Но   некоторые   дети   хорошо   усваивают семейную   психологию   внешнего   благополучия,   поэтому   воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.    5­й   тип:   неблагополучные   семьи,   для   которых   характерны   грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога,   общественности,   а   иногда   и   активного   вмешательства,   чтобы защитить интересы детей.  Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями. Программа   «Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   младших школьников   через   приобщение   к   духовным   традициям   православия» основывается на следующих  подходах  воспитания: 1. Деятельностный подход Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том,   что   в   центре   внимания   стоит   не   просто   деятельность,   а   совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с родителями и детьми, совместный поиск норм   и   законов   жизни   в   процессе   деятельности   и   составляет   содержание воспитательного   процесса,   реализуемого   в   контексте   деятельностного подхода. Деятельностный   подход   предполагает   направленность   всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности,   ибо   только   через   деятельность   человек   усваивает   науку   и культуру, способы познания и преобразования мира.  2. Личностный подход   Личностный   подход   предполагает   в   качестве   ведущего   ориентира   общественной формирование   личностных   качеств: активности, творческих  способностей,  черт  характера.  Личностный  подход   направленности, может   осуществить   лишь   педагог,   осознающий   себя   личностью,   умеющий   в видеть   личностные   качества,   как   в   родителях   учащихся,   так   и   воспитаннике,   понять   их   и   строить   с   ними   диалог   в   форме   обмена   эмоциональными   и   социальными интеллектуальными,   моральными, ценностями.   Отношения   между   педагогом   и   семьями   в   силу   различий возраста,   опыта,   социальных   ролей   никогда   не   могут   быть   абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства   искренности   по   отношению   к   родителям   и   учащимся.   Педагог, раскрываясь   навстречу   родителям   и   получая   в   ответ   их   откровенность, вместе помогают развитию личности ребёнка и обогащают себя. 3. Культурологический подход Культурологический  подход   к   решению   проблем   образования   и воспитания   предполагает   прежде   всего   духовное   осмысление   жизненых явлений и следование религиозным духовно­нравственным представлении о человеке. Цель ­  не доказать, что Бог есть, а прежде всего, вызвать интерес у детей и родителей, заставить задуматься об основополагающих вещах в жизни каждого человека: что есть добро, что зло, что такое смирение и вера, любовь и прощение. Принципами построения   воспитательного процесса являются: 1.Духовная  и  культурная целостность 2.Единство школы, семьи 3.Непрерывность 4.Дифференцированность 5.  Освоение методов получения знаний и разработки проектов. Основополагающим   является   принцип   духовной   и   культурной целостности,   который   означает,   что   фундаментальные   основы   воспитания учащихся и получаемых ими знаний и способов деятельности идут из одной исторической культуры.   Принцип целостности и предполагает наличие православной  компоненты  в содержании образования   и реализуется   с одной стороны, через следование православным традициям и, с другой стороны, благодаря последовательному освоению на школьном уровне современных знаний и методов исследования и проектирования.   Особое   внимание   уделяется     формированию   у   младших школьников   с   ограниченными   возможностями   здоровья   умений   и   навыков исследовательской и проектной работы. В процессе воспитательной   работы используются следующие методы: Методы:   Метод диалога  Игровые методы  Рефлексивные методы  Метод педагогической поддержки  Диагностические методы  Создание ситуации выбора и успеха  Метод проекта  Исследовательский метод Направления работы  Духовно­образовательное   Культурно­познавательное  Нравственно – трудовое Все предлагаемые направления связаны между собой логически и вместе представляют   целостную   картину   духовно­нравственного   становления личности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья. Направление  воспитательной  деятельности Духовно­ образовательное направление Основные формы  Характеристика   деятельности Родительские чтения Родительские чтения –  это форма,  способствующая обмену позитивного опыта  благополучных семей,  работы православных  педагогов  и  священнослужителей  Русской Православной  Церкви.  Цель —  вовлечь родителей в  обсуждение вопросов  воспитания. Главное  условие успеха таких  встреч, дискуссий —  добровольность и  взаимная Культурно­ познавательное  направление Детско­ родительские встречи. заинтересованность Совместная  деятельность  детей и  родителей направлена на повышение роли семьи в  жизни каждого на  формирование  личностно­ ориентированного  взаимодействия  взрослого с ребёнком. Экскурсионные поездки, Учащиеся, родители и  туристические походы педагоги совершали  увлекательные  путешествия  по храма и памятным местам  Кузбасской Митрополии Русской  Православной  Церкви. Совместные олимпиады, викторины, семейные  Позволяют ребёнку  поверить в собственные  праздники, спортивные  праздники, читательские силы, он чувствует свой  успех, делает какие – то  конференции « Круг  семейного чтения» маленькие «открытия»  для себя и радуется  оттого, что рядом его  семья. Реализация проектов. Проектная деятельность, как форма организации  совместной деятельности учащихся,  родителей и педагогов  при изучении родного  края представляется   особо актуальной, так  как именно в процессе  такой деятельности у  младших школьников  с  нарушением зрения  появляется возможность самостоятельно более  глубоко познать  народные традиции,  красоту родной земли,  её особенности, природу людей. Благоустройств Обучающиеся   учатся Нравственно – трудовое  направление    о и   озеленение двора, школьного   посадка аллей;  Создание школьной библиотеки;  Ярмарка семейных поделок;  Помощь ветеранам жить в  гармонии   с   собой   и окружающим   миром; сохранять   и   укреплять своё   обеспечить здоровье; экологические   условия своей жизнедеятельности; себя   от оградить неблагоприятных воздействий   из   вне, им. противостоять   об Позаботиться экологии   своей   души,   освободить   её   от   зла, наполнить добротой. I. Духовно­образовательное направление  Родительские чтения. Родительские чтения – это форма, способствующая обмену позитивного   и опыта   благополучных   семей,   работы   православных   педагогов   священнослужителей   Русской   Православной   Церкви.     Эта   форма   даёт возможность  родителям не только слушать лекции, но изучать литературу по проблеме и знакомиться с опытом, участвовать в обсуждении. Родительские чтения   организуются   после   определения   вопросов,   которые   наиболее волнуют,   как   родителей,   так   и   школу.   Классный   руководитель,   вместе   со специалистами определяет литературу, с помощью которой родители могли бы найти ответ на поставленные вопросы. И рекомендует их прочитать.  Через определённое     время   проводится   родительские   чтения.   Особенность родительских   чтений   –   анализируя   книгу,   родители   должны   изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению. Родительские   чтения     проводится   в   форме   встреч   и   требует   от организаторов   специальной   подготовки.   Цель   —   вовлечь   родителей   в обсуждение   вопросов   воспитания.   Главное   условие   успеха   таких   встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность. Данная форма работы интересна тем, что тематика заседаний чтений может варьироваться в зависимости   от   проблемы   и   запросов   родителей.   Состав   семей   учащихся довольно   разнородный:   в   их   числе   полные   и   неполные   семьи.   Более   чем половина   семей   имеет   по   одному   ребенку.   Родители   детей   –   в   основном молодые люди. Уровень образования родителей тоже неодинаков. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе духовно – нравственного   развития ребенка, выбрать правильное направление   воспитания,   вооружить   определенными   знаниями   и   умениями, методами   и   приемами   преодоления   духовного   и   нравственного   кризиса. Родительские чтения проводятся  1 раз в четверть. Продолжительность встреч 40­60 минут – небольшая  продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку родители часто ограничены во времени в силу разных причин.  Для примера возьмём   мероприятие     «Семейная иерархия, как основа   «Родительское   чтение»   проводится восприятия   авторитета».   Это   первым. Цель:  приобщение   родителей   учащихся   к   нравственным   устоям православной культуры, помощь в обретении ими  смысла жизни, основанном на высоких  нравственных ценностей Евангельских заповедей. Для   реализации   поставленной   цели   необходимо   решить   следующие задачи: 1.  Познакомить родителей с особенностями православной педагогики 2. Рассмотреть  иерархическую структуру семьи. 3.   Определить   правильное   поведение   родителей   с   детьми   младшего школьного возраста. Цитаты для обсуждения (выведены на слайд): 1.   «Ибо   только   свободное   признание   чужого   высшего   ранга   помогает переносить свой низший ранг без унижения, и только любимый и уважаемый авторитет не гнетёт душу человека» философ И.А. Ильин. 2. Семья есть первая и естественная школа свободы. Родительские   чтения   сопровождаются   мультимедийной презентацией.   Список     рекомендуемой   литературы,   а   также   сама необходимая   литература   находится   в   классной   библиотеке   для родителей.  План: 1. Чтение   статьи   «Семейная   иерархия,   как   основа   восприятия авторитета». / Православная педагогика. Протоиерей  Евгений Шестун /  2. Анализ   статьи,   дискуссия   по   данной   теме,     презентация   семейного опыта. 3. Практическая часть «Определение путей   преодоления трудностей в воспитании  у младших школьников  восприятия авторитета». «Родительские чтения» начинаются с приветствия родителей,   далее читается статья   из православной педагогики по  данной теме и обсуждается, анализируется.   Родители     делятся   своим   позитивным   опытом   воспитания. Родительские  чтения заканчиваются практической частью. В данных чтениях родителям предлагается ответить на  20 вопросов: 1.   Принимаете   ли   вы   на   себя   ответственность   за   собственное поведение и поведение ваших детей? 2. Сдерживаете ли вы обещания? 3.   Оцениваете   ли   вы   в   целом   свой   характер   и   уровень   зрелости положительно? 4. Как вы чаще всего настроены: оптимистично или пессимистично? 5. Возникают ли у вас трудности из­за приобретенных в детстве и подростковом возрасте установок? Страдаете ли вы из­за последствий событий, причиной которых стали эти установки? 6. Часто ли вы испытываете “неразрешимый” гнев? 7. Нравитесь ли вы сами себе? Есть ли у вас план продолжения роста? 8. Как вы относитесь к идее получше узнать себя? Наводит ли это вас на мысль о хорошем и интересном приключении или вызывает тревогу, как будто вам что­то угрожает? 9.   Проявляете   ли   вы   уважение   ко   всем   членам   своей   семьи? Справедливы ли вы к каждому из них? 10.   Обращаетесь   ли   вы   справедливо   и   уважительно   с   теми,   кто работает   под   вашим   началом?   С   людьми   в   церкви?   С   друзьями   и знакомыми? 11.   Часто   ли   вы   жалуетесь   на   своих   начальников?   Просто   на окружающих? 12. Вы честно отрабатываете деньги, которые вам платят? 13. Вы часто жалуетесь на своего супруга (супругу)? 14.   Признаете   ли   вы   присутствие   Бога   в   вашей   супружеской   и семейной жизни? А в вашей частной жизни? 15. Выработан ли у вас долгосрочный план воспитания ваших детей во всех   областях   их   жизни,   включая   духовную?   В   этом   плане   отведено место   вашим   близким   и   дальним   родственникам,   церкви   и общественности? 16. Вы хотите, чтобы ваши дети унаследовали ваш характер? 17. Как вы реагируете, сталкиваясь с проблемами: обычно игнорируете их или размышляете и пытаетесь найти способ их разрешения, обращаясь к Богу за помощью? 18.   Приветствуете   ли   вы   новые   идеи   и   проекты?   Или   мысль   о перемене вызывает у вас чувство тревоги? 19. Есть ли люди, у которых вам следует просить прощения? 20. Нанесли ли вы кому­нибудь урон, который должны возместить? Если,   отвечая   на   вопросы,   вы   обнаружите,   что   некоторые   черты вашей   личности   нуждаются   в   корректировке,   не   пугайтесь.   Это нормально. Главное – признать это и иметь готовность работать над тем, чтобы стать более зрелой личностью. Выявив проблемные области, запишите их. Затем, не торопясь, подумайте над тем, что вам нужно сделать, чтобы усовершенствоваться или измениться. Верьте, что Бог будет с вами и поможет вам осуществить свое желание – стать более похожим   на   такого   человека,   каким   он   вас   задумал   и   стать Авторитетом для Ваших детей.  В   конце   родительских   встреч   родителям   раздаются       рекомендации   у   младших   школьников   с «Преодоления   трудностей   в   воспитании   ограниченными возможностями здоровья восприятия авторитета»: Задолго до того, как мы начнем прививать ребенку   с ограниченными возможностями здоровья   духовные ценности, мы должны помочь ему выйти из гневного и угнетенного состояния. Надо дать ему понять, что мы   любим   его   безусловно   и   пытаемся   разобраться   в   его   конкретной проблеме.   Только   после   этого   мы   сможем   вовлечь   его   в   искренние взаимоотношения,   включая   наивысшие   взаимоотношения   –   с   Иисусом Христом. Ребенок,   страдающий   нарушениями   зрения,   не   может   также адекватно   воспринять   чувства,   которые   другие   люди   выражают   по отношению к нему. Он склонен придавать чувствам негативную окраску. Именно по этой причине такому ребенку кажется, что родители и другие люди, которые символизируют для него авторитет, не любят его и не заботятся о нем. В большинстве случаев, конечно, это не так. Но ребенок не   ощущает   этого   и   потому   чувствует   себя   таким   разгневанным   и угнетенным. За годы работы с  детьми с нарушениями зрения  мы обнаружили три главных   западни,   которые   подстерегают   родителей.   Первая   из   них хорошо:   замена   эмоционального   внимания   достатком,   дорогими подарками. Вторая западня – недостаток твердости и контроля за поведением ребенка.   Эти   родители   часто   испытывают   такую   жалость,   а   иногда даже и вину, что не пытаются осуществлять нормальный контроль за поведением   ребенка.   Результат   –   ребенок   манипулирует   родителями   с помощью болезни. И   есть   третья   западня,   в   которую   могут   попасть   родители.   Она заключается в том, что они не воспитывают в детях умение управлять гневом. Детей, страдающих различными недостатками, обычно труднее учить,   поскольку   они   склонны   к   антиавторитетным   установкам.   Их родители разрываются между жалостью и виной, с одной стороны, и своим собственным гневом – с другой. Мудрые   родители   очень   редко   прибегают   к   методам   модификации поведения. Модификация   поведения   –   это   система,   в   которой   используется положительное   подкрепление   —   введение   положительного   фактора; негативное   подкрепление   –   устранение   положительного   фактора;   и наказание — введение негативного фактора. Пример  позитивного подкрепления  – когда мы в награду за хорошее поведение,   даем   ребенку   что­нибудь   вкусное.   Негативное   подкрепление заключается в лишении ребенка привилегий. Например, за плохое поведение мы   запрещаем   ему   смотреть   любимую   телевизионную   передачу   или играть в компьютер.  В   своих   возражениях   против   использования   системы   модификации поведения   в   качестве   основного   метода   воздействия   на   ребенка   мы исходим   из   того,   что   многие   родители   заменяют   ею   эмоциональное общение и теплоту. При чрезмерном использовании этой техники ребенок не ощущает себя достаточно любимым. Если к системе модификации поведения прибегать слишком часто, то возникает   и   другая   проблема,   а   именно:   у   ребенка   вырабатывается искаженное представление о системе ценностей. Он учится делать то, за что, как он знает, получит награду. Со временем у него разовьется подход, типа: “А что мне за это будет?” Мэг   Эстман   указывает   на   ценность   молчания   в   тех   случаях,   когда дети пытаются соперничать с родителями по поводу вопросов, которые не подлежат обсуждению. Хотя и действительно нет никакого смысла обсуждать   то,   что   уже   “решено   и   подписано”,   для   большинства родителей самое трудное в такие минуты просто сохранять спокойствие. Самое   могущественное   “позитивное   подкрепление”   –   это   ваше одобрение, которое вы ежедневно выражаете ребенку. Вы делаете это в самой   обычной   обстановке,   непринужденно   и   естественно,   порой   без помощи   слов.   Вы   просто   слушаете   его   внимательно,   улыбаетесь, обнимаете   его   и   проводите   с   ним   время.   Это   помогает   пробудить   в ребенке   его   лучшие   качества.   Эти   способы   не   вписываются   в   систему модификации   поведения.   Но   они   гораздо   скорее   помогут   вам   прийти   к такой семейной жизни, которой вы желаете.  Детско­родительские встречи. Детско­родительские встречи проходят в тёплой уютной обстановке у нас нет   зрителей   все   –   участники.   Вся   совместная   деятельность     детей   и родителей   направлена   на   повышение   роли   семьи   в   жизни   каждого   на формирование   личностно­ориентированного   взаимодействия   взрослого   с ребёнком. Во время детско­родительских встреч дети получают новый опыт общения с родителями, развиваются социальные эмоциональные способности. Все наши встречи – о семье, о детях, о счастье быть вместе. Тема встречи оглашается   заранее.   На   стендах   для   семей   вывешиваются   приглашение   на встречу и предлагаемые домашние задания.  К каждой встрече организуется выставка детско­родительских работ.  Проводятся  1 раз  в четверть. Детско­родительские встречи состоят из нескольких этапов: 1. Приветствие   –   необходимо   для   раскрепощения   участников   снятия эмоционального напряжения поднятие командного духа. 2. Динамические   паузы   проводятся   между   творческими   заданиями   с целью удовлетворения потребности детей в двигательной активности. 3. Формированию   умения   анализировать   свои   поступки   общаться   со сверстниками   приобретению   навыков   саморегуляции   владения   собой посвящён завершающий этап встречи  ­ рефлексия.  4. В конце  встречи семьи получают брошюрки с полезными советами. В   данных   встречах   семьи   (обязательное   условие   –   желание   и   свобода   показывают   театрализованные выбора)   презентуют   свои   проекты,   представления   (Рождество   Христово,   светлое   Христово   Воскресенье), предлагают   полезные   советы   и     проводят   мастер­классы,   рассказывают   о своих семейных традициях. Совместная   творческая   деятельность   обогащает   не   только   внутренний мир, но и способствует установлению положительного психоэмоционального контакта   с   родителями   знакомыми   взрослыми.   Дети   учатся   творческому партнёрству умению  обсуждать совместный проект  оценивать  свои силы и возможности.  Для примера возьмём    детско – родительскую встречу «Зачем творить добро».  Цель   встречи:  помочь   учащимся   и   родителям   осмыслить нравственные   христианские   основы   отказа   от   эгоистической   позиции; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость. Задачи:  – освоение учащимися, родителями христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму; –   понимание   учащимися   отличия   доброго   поступка   на   основе   выгоды   и доброго   бескорыстного   поступка;   осознание   добра   как   подражания христианской жертве;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017