Методические рекомендации к проведению открытого урока
Оценка 5

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
физика
Взрослым
05.05.2017
Методические рекомендации к проведению открытого урока
Одной из важных форм организации методической работы - открытые уроки. Открытый урок в отличии от обычного- специально подготовленная форма организации методической работы. На открытом занятии преподаватель демонстрирует и показывает свой положительный или инновационный опыт, применение методического приема или какого либо метода обучения. Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи преподавателям и мастерам в решении педагогических задач по совершенствованию учебного процесса при подготовке и проведении открытых уроков. Основные задачи данных методических рекомендаций: способствовать повышению качества преподавания; совершенствовать педагогическое мастерство.Структура методических рекомендаций: 1. Правила и особенности открытого занятия. 2. Оформление материалов. 3. Анализ открытых занятий. 1.Отрытые уроки-одна из важных форм организации методической работы. На открытом уроке преподаватель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. Для открытого занятия можно использоваться любой вид учебных занятий. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками ( 45 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки или наработки преподавателя. Подготовка открытого урока или мероприятия не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако достижение методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Преподаватель, показывающий открытый урок , должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока- освоение учащимися знаний, умений, навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ урока осуществляется в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и с точки зрения освоения обучающимися учебного материала.
Рекомендации к открытому уроку (1).docx
Пояснительная записка Одной из важных форм организации методической работы - открытые уроки. Открытый урок в отличии от обычного- специально подготовленная форма организации методической работы. На открытом занятии преподаватель демонстрирует и показывает свой положительный или инновационный опыт, применение методического приема или какого либо метода обучения. Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи преподавателям и мастерам в решении педагогических задач по совершенствованию учебного процесса при подготовке и проведении открытых уроков. Основные задачи данных методических рекомендаций: способствовать повышению качества преподавания; совершенствовать педагогическое мастерство. Структура методических рекомендаций: 1. Правила и особенности открытого занятия. 2. Оформление материалов. 3. Анализ открытых занятий. 1.Отрытые уроки-одна из важных форм организации методической работы. На открытом уроке преподаватель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. Для открытого занятия можно использоваться любой вид учебных занятий. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками ( 45 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки или наработки преподавателя. Подготовка открытого урока или мероприятия не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако достижение методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Преподаватель, показывающий открытый урок , должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока- освоение учащимися знаний, умений, навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ урока осуществляется в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и с точки зрения освоения обучающимися учебного материала. Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что хочет показать посещающим данное занятие. Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество освоения профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом, приобретенных обучающимися под руководством преподавателя. 2. Рекомендации к подготовке и проведению открытых занятий. -открытое занятие проводят преподаватели, имеющие высокий уровень научно- методической и профессиональной подготовки, обеспечивающие высокую эффективность учебно- воспитательного процесса. Урок педагога, работающего по старому, не может быть источником инновационного опыта. -открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методике его изучения. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих. -открытое занятие должно отражать решение методической проблемы, над которой работает преподаватель или мастер п.о. Его индивидуальная тема должна быть связана с общей методической проблемой техникума. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы. -открытое занятие должно показать( доказать) преимущества ( высокую эффективность) новации. Поэтому преподаватель или мастер п.о., показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать При проведении открытого занятия должны соблюдаться все требования предъявляемые к учебно- воспитательному процессу. Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний . умений и навыков обучающихся. Они должны получить столько знаний и умений, сколько они усвоили бы. Изучая тему без посещающих. Для посещающих готовятся рабочие места. Число посетителей на открытых уроках не должно быть безграничным. Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программа. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение темы. Недопустима « репетиция» открытого урока с одной и той же учебной группой. Рекомендуется сообщить обучающимся о проведении открытого урока ( самое меньшее, накануне). Это подготовит их к тому, что на уроке будут сидеть посетители. 3.Планирование открытого занятия ( урока) В конце учебного года, на заседании ПЦК рекомендуется провести анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании, которого определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году. Составляется план проведения открытых занятий, определяется уровень на котором будут проводиться занятия: внутри ПЦК, отделения, техникума. Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении, открытое занятие не отличается от обычных занятий. Оно имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание учебного материала и формы организации учебно- познавательной, практико- исследовательской, интерактивной и другой деятельности обучающихся. Определить основную дидактическую цель урока- значит установит, чему в основном он будет посвящен- изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала. Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать следующие типы уроков: - урок изучения нового; -урок закрепления; -урок комплексного применения ЗУН; -урок систематизации и обобщения знаний; -урок проверки и коррекции знаний, умений, навыков; -комбинированный урок. Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии. Его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающегося и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала. Каждый из названных типов уроков в зависимости от характера деятельности преподавателя и обучающихся и используемых источников знаний подразделяются на уроки различного вида. Типы уроков Урок изучения нового Цели Изучение и первичное закрепление новых знаний. Виды уроков Лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическая работа. Практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, семинар. Практическое занятие, лабораторная работа, семинар. Семинар, конференция, круглый стол, деловая игра и т. д. Формирование умений по применению знаний. Формирование умений самостоятельно применять знания в комплексе, или в новых условиях. Обобщение единичных знаний в систему. урок закрепления знаний. Урок комплексного применения знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний. Определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Основные этапы подготовки и проведения открытого урока. 1. Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им приемы и методы, организацию учебной деятельности учащихся на разных этапах занятий. 2. Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого урока. Методическая цель отражает основную методику проведения урока. Это поможет наиболее объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов , приемов и форм организации урока. Методическая цель может быть сформулирована следующим образом: -методика использования персонального компьютера в решении практических задач; -методика организации самостоятельной работы обучающихся; -активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях ( практических, лабораторной работе …) в процессе с наглядными пособиями и дидактическим материалом и т. д. 3. При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно- технической и методической литературы. Все это может поможет сделать занятие интересным и познавательным , позволит обучающимся быть в курсе современных достижений. 4. Материально- техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать действие приборов и оборудования, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии. 5. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся. Все иллюстративные материалы урока должны работать на учебную цель занятия. Выбор группы: Когда выбрана тема необходимо определится с группой, на которой вы будите показывать открытый урок. Группа должна быть контактная, мыслящая. При проведении открытого урока следует учитывать « публику урока». Составление плана урока: Классический план урока состоит из трех частей: вступительная, основная и заключительная. Вступительная ( или вводная) часть необходима чтобы добиться внимания обучающихся. С самого начала урока нужно удивить, заинтересовать, восхитить, то есть мотивировать их предстоящую работу Во второй основной части урока раскрывается и закрепляется тема урока. Показываются отобранные преподавателем педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решать поставленные задачи. Третья часть заключительная. Служит обобщением предыдущего процесса. Задается задание на самостоятельную работу и комментируется процесс его выполнения. Анализируется работа на уроке, выставляются оценки , подводится итог. ( смотри приложение № 2). Определение целей открытого урока: Цель занятия- это заранее запрограммированный преподавателем результат, который должен быть достигнут педагогом и обучающимися в конце данного занятия. Цель обучения пред полагает формирование у обучающихся профессиональных и общих компетенций, практического опыта, системы научных знаний и т.д. Ее необходимо конкретизировать применительно к данной теме урока. Уровни усвоения знаний студентами определены государственным образовательным стандартом. Часть материала преподаватель должен преподносить для ознакомления, чтобы студенты имели представления о каких- то фактах, событиях. Примерные формулировки для дидактических целей урока 1 уровня: 1. Познакомить обучающих с методами … 2. Дать понятие… Материал , дающийся на 1 уровне , не выносится на экзамен и контрольные работы. 2 уровень: -это уровень знаний, пересказа. Пример постановки целей данного уровня: 1. Изучить материал…. 2. Повторить классификацию… 3. Показать применение… 4. Научить использовать… 5. Закрепить полученные знания… 6. Проконтролировать применение…. 7. Систематизировать знания по…. 8. Выработать навыки… Цели развития предполагают развитие на занятиях познавательных психических процессов обучающихся, профессиональных умений и навыков, личностных качеств( воли, самостоятельности, ответственности и т.д). - развитие мышления- формирование умения выделять существенные признаки и свойства, развитие умений составлять план изучаемого материала, развитие умений классифицировать, делать обобщающие выводы, развитие умений применять знания на практике и т.д. -развитие познавательных умений- формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение и т.д. -развитие профессиональных умений-развитие умения творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие умений пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий и т. д. -развитие умений профессиональной деятельности- умения работать в нужном темпе, развитие приемов наблюдения и т. д. -развитие воли и самостоятельности- развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения владеть собой, умения действовать самостоятельно и т. д. Воспитательные цели: предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и характера. На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в обучающемся, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. Примеры формулировок воспитательных целей: -стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости; -стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; К открытому уроку необходимо составит план урока или технологическую карту урока ( смотри приложение № 1) с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как выполняют обучающиеся и преподаватель. План урока должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности , как студентов, так и преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений и заданий. Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока. 4.Оформление материалов открытого занятия. Структура методической разработки открытого занятия должна содержать 1. Пояснительную записку( методические рекомендации). 2. Технологическую карту. 3. Подробный конспект занятия. 4. Образцы дидактического материала. 5. Список используемой литературы. Требования, предъявляемые к содержанию методической разработки урока. 1. Содержание методической разработки должно соответствовать теме и цели. 2. Содержание разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. 3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и ясно. 4. Язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным. Убедительным 5. Она должна содержать конкретные материалы: инструкции, карточки, схемы, тесты. 6. Список использованных источников должен быть в алфавитном порядке. 5 Анализ открытого урока. Анализ открытого занятия с участием посетивших-является обязательным. В начале слово дается педагогу- автору урока. Он напоминает методическую цель, дает комментарии по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель урока, выполнены ли задачи учебно- воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения достижения методической цели. В отличие анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное –обмен мнениями, дискуссии, споры и т.д. Порядок анализа и самоанализа открытого урока. № Педагогические явления 1 Методическая цель и инновации Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно- воспитательного процесса. Показатель оценки. 2. Методическая цель и содержание урока. 3. Методическая цель и структура урока. 4. Методическая цель и методические приемы, методы обучения. 5. Инновации и учебно- познавательная деятельность обучающихся. 6. Вариативность применения инновации не уроке. 7. Перспективы применения инновации в образовательной практике. Роль инновации в выполнении задач обучения по предмету. Взаимосвязь с традиционной методикой. Достижение методической цели урока. Факторы, препятствующие полному достижению методической цели. Соответствие содержания темы методической цели. Педагогическая целесообразность выбора структуры урока. Соответствие выбранной структуры урока методической цели. Выбор методов и методических приемов, Соответствующих методической Роль инновации в активизации познавательной деятельности обучающихся . Уровень познавательной самостоятельности обучающихся. Развитие творческих способностей студентов. Активность студентов на открытом уроке. Варианты применения инновации на уроке. Границы применения инновации. Целесообразность внедрения инновации в общеобразовательную практику. Применимость в обучении другими предметами. Самоанализ занятия педагогом оказывает серьезную помощь присутствующим. Он дает возможность знакомства с системой работы педагога. Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются преподавателю коллегами. Список литературы: 1.Сальникова Т.П. « Педагогические технологии» М. « Сфера», 2005 г. 2. Сергеев А.В., СамойленкоП.И. « Лекционно- семинарские занятия», методика проведения. М. « Высшая школа» , 1991г. 3.Пидкасистый П.И. « Организация учебно- познавательной деятельности студентов» М. « Сфера», 2005г. 1. Тема урока Приложение : Схема поурочного плана. Организационный момент. -взаимное приветствие преподавателя и студентов; -проверка отсутствующих; -проверка внешнего вида студентов, рабочих мест; -проверка внешнего состояния аудитории; -организация внимания. Постановка целей урока: обучающей, развивающей, воспитывающей. Планируемые результаты обучения: студенты должны знать, уметь. Основные понятия ( впервые вводимые на уроке). Тип урока. Основные методы, применяемые на уроке. Оборудование урока. Межпредметные связи урока. 2. Ход урока и режим времени. 1. Проверка знаний. -устный опрос; -программированный контроль; -письменный опрос; -комментирование ответов; -оценка знаний; -обобщение по опросу. 2. Изучение нового материала( оглашается план занятия) -организация внимания; -объяснение; -экскурсия; -связь с предыдущим материалом; -использование технических средств обучения; -развитие умственных способностей студентов в процессе объяснения; -обобщение. 3. Закрепление изученного материала( имеет цель добиться, чтобы студенты запомнили материал, научились использовать полученные знания ) Формы закрепления: -демонстрация учебного фильма; -решение задач, требующих практического использования полученных знаний и умений; -групповая работа; -выполнение тестовых заданий; -выполнение лабораторно- практических работ. 4. Задание самостоятельной работы на дом. - работа над текстом учебника, с конспектом урока; -выполнение упражнений и решение задач; -выполнение письменных и графических работ; -индивидуальное задание; -задание по выбору. 5. Итоги урока( краткий вывод о проделанной работе, перечень полученных на уроке оценок с краткими комментариями; краткая перспектива на следующий урок). Примерная форма технологической карты урока № п\ п Эта пы уро ка Дидак ти- ческая цель Метод обучен ия Методи-- ческое обеспече ние Деятельно сть обучающи хся Деяте ль- ность препо да вател я Схема поурочного плана. (изучение нового материала) Урок №_____________ Дата ____________ Группа________________ Вид учебного занятия( теоретическое, практическое) Тип занятия ( изучение нового материала, закрепление полученных знаний, отработка умений и навыков, контроль знаний, обобщение знаний, комбинированный урок) Тема:_________________ Цели урока: ____________ Межпредметные связи:__________________ Педагогическая технология:___________________ Методическая цель урока:_______________________ Форма организации обучения: ( деловая игра, лекция, семинарское занятие и т,д.) Используемые методы обучения:__________________________ Время проведения урока:__________________________ Оборудование урока:__________________________ ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 1. Организационная часть 1-2 мин. 2. Сообщение темы и целей занятия 1-2 мин. 3. Актуализация опорных знаний 5-7 мин. ( проверка готовности к уроку) ( объяснение темы урока, целеустановка) ( выполнение упражнений и заданий, ответы на вопросы и т. д. необходимых как опора для изучения нового материала) 4. Начальная мотивация учебной деятельности 2-3 мин. ( заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации и т. д.) 5. Изучение нового материала 15-20 мин. (последовательное изложение по принципу от « простого к сложному» с демонстрацией опытов и наглядных пособий) 6. Обобщение и систематизация изученного материала 5-6 мин. ( выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнений, составление таблиц, ответы на вопросы и т. д.) ( подведение итогов занятия, выполнение комментированных оценок) 8. Сообщение домашнего задания 1-2 мин. ( разбор домашнего задания, рекомендации по его выполнению) 7. Итоговая часть занятия 3-5 мин. Типы уроков. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель: восприятие студентами и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей между предметами. Структура данного типа урока. 1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания. 3. Подготовка учащихся к усвоению. 4. Изучение нового материала. 5. Первичная проверка усвоения знаний. 6. Первичное закрепление знаний. 7. Контроль и самопроверка знаний. 8. Подведение итогов урока. 9. Информация о домашнем задании. Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания учащихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке. Но бывают уроки, на которые изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, все другие части урока также подчинены изучению нового. Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают обучающихся к восприятию нового материала. На таком уроке происходит и первичное закрепление изучаемого материала. 2. Урок закрепления знаний. Цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Логика процесса закрепления знаний: 1. Актуализация опорных знаний и их коррекция. 2. Определение границ( возможностей) применения знаний. 3. Пробное применение знаний. 4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки 5. Упражнения с переносом знаний в новые условия. умений безошибочного применения знаний. Данный тип урока характерен для построения учебного процесса в начале изучения предмета. Это объясняется тем, что одной из основных задач является: научить учащихся учиться, вооружить их определенными умениями и навыками. Основное место на уроке данного типа занимает выполнение тренировочных упражнений и заданий. Упражнения предлагаются с постепенным нарастанием трудностей. Структура данного типа урока: 1. Сообщение целей урока. 2. Воспроизведение знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных знаний. 3. Выполнение обучающимися различных упражнений и задач. 4. Проверка выполненных работ. 5. Задание на дом( если это необходимо). С целью развития знаний , умений и навыков на таких уроках иногда включают элементы нового. С помощью специальных упражнений проводится подготовительная работа к изучению следующих тем. Но эти дидактические цели подчиняются основной дидактической цели урока- закреплению изученного. 3. Урок комплексного применения знаний, умений и навыков . Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их в новых условиях. Логика процесса комплексного применения ЗУН: 1. Актуализация ЗУН, необходимых для их творческого применения. 2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 3. Усвоение образца комплексного применения знаний. 4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. 5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков. 4.Урок обобщения и систематизации знаний. Цель: обобщение и систематизация знаний. Этот тип урока требует заранее информировать студентов о теме( проблеме), вопросах и источниках дополнительной литературы. Необходимо для проведения такого типа урока обеспечить обучающихся таблицами, справочной литературой, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения- объединение всех частей темы или раздела в одно целое. 5.Урок проверки, оценки и коррекции знаний , умений и навыков. Цель: определение уровня знаний, сформированность умений и опыта, комплексного их применения. Коррекция знаний, умений и навыков. В процессе учебно- воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно Усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях. 1. Уровень осознанного воспринятого и зафиксированного в памяти 2. Уровень готовности применять знания по образцу и подобных знания. Это значит: понял, запомнил, может воспроизвести. условиях. Это значит : понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец. значит: овладел знаниями на 2 уровня и научился применять свои знания в новых условиях. 3. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это В конце урока, если проверка проводилась в устной форме, преподаватель, как правило, дает краткую характеристику знаниям, умениям и навыкам обучающимся, указывает на достижения, недостатки и пути их преодоления. Если проверка проводилась в письменной форме, то последующий урок посвящается разбору контрольной работы. 6.Комбинированный урок. На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: -повторение пройденного; -проверка домашнего задания; -изучение новых знаний; -закрепление новых знаний. На каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким направлениям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний. Структура уроков комбинированного типа может быть такой: 1. Проверка домашнего задания. 2. Подготовка к усвоению новых знаний и умений. 3. Объяснение нового материала. 4. Закрепление нового материала. 5. Задание на дом. Этапы других типов уроков включают как обязательные: 1. Организация начала урока. 2. Подготовка к активному усвоению нового материала. 3. Информация о внеаудиторной самостоятельной работе, инструкция о ее выполнении. В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока. Психологические требования к уроку. К ним относятся: -учет возрастных особенностей; -учет психологических особенностей( памяти ,внимания и т.д.) Гигиенические требования к уроку. - температурный режим; -освещенность; -критические точки усвояемости. Время Усвояемо сть Кризисы внимания: 5-23 1-4 мин. мин. 60% 80 % 23- 34 35-45 мин мин. 45-60% 6 % 1- На 14-18 минуте 2- Через 11-14 минут 3- Через 9-11 минут 4- Через 8-9 минут ( по С.И. Высотской) Содержание учебного материала подбирается преподавателем в соответствии с темой занятия и его целью, оно должно соответствовать ФГОС нового поколения. В содержании реализуется связь с профессией( специальностью), потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами студентов. Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира. Преподаватель выделяет важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности , т.е. главное в содержании обучения. Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать обучающимся, но полным по объему. Преподаватель должен обеспечить связь содержания данного занятия с предыдущим занятием и ранее изученным материалом. Методы и приемы обучения. В методической литературе существует много подходов к классификации методов обучения. Одни определяют методы по источникам знаний, другие по характеру учебно-воспитательной деятельности и т.д. Наиболее полной, по мнению специалистов, сегодня является классификация методов обучения, предложенная Ю.К. Бабанским. Классификация методов обучения( по Ю.К. Бабанскому) № п\ п 1. Метод Основные группы методов обучения Основные подгруппы методов обучения Отдельные методы обучения стимулировани я и мотивации учения 1.1 1.2 Метод формирования интереса к учению. формирования долга и ответственности в учении. Методы Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и другие. Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и другие. Лекция, рассказ, беседа и другие. Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и другие. Сочетание словесных и наглядных методов. Методы упражнений, проведение опытов, 2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций. 2.1 Перцептивн ые методы- методы передачи и восприятия информации с помощью чувств: -словесные методы -наглядные методы -аудиовизуальные методы -практические методы 2.2 Логические методы 2.3 Гностически е методы – методы организации и осуществления мыслительных операций 2.4 Методы самоуправления учебными действиями. 2.5 Методы контроля выполнение заданий. Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий. Проблемно- поисковые ( проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод). Репродуктивные методы: инструктаж, иллюстрирование объяснение, практические тренировки. Самостоятельная работа с книгой, приборами, оборудованием. Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля. Методы программированного контроля. Методы самоконтроля. Основные принципы отбора методов: - соответствие принципам обучения; - соответствие учебному материалу; -соответствие целям и задачам урока; -учет реальных возможностей обучающихся; -соответствие условиям и отводимому времени для обучения; -соответствие уровню методической подготовки преподавателей; 1.Приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу обучения. - интонационное выделение преподавателем логически важных моментов изложения; - повторное, более краткое предъявление обучающимся готового задания; -подробное резюмирование преподавателем каждого этапа урока; -сопровождение обобщенных выводов преподавателем приведением конкретных примеров; -демонстрация обучающимся натуральных объектов, схем, графиков; -предъявление обучающимся готового плана изложения; -предъявление обучающимся переформулированных вопросов, текстов изложения, облегчающих понимание их смысла; -инструктаж обучающихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника) - подсказки, содержащие готовую информацию. 2.Приемы, соответствующие репродуктивному методу обучения. -задание обучающимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач; -задания обучающимся на проговаривание « про себя» используемых правил, определений в процессе решения задач; -задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач; -задания обучающимся на воспроизведение наизусть ( правил, законов); -задание обучающимся на заполнение схем, таблиц; -задание обучающимся на составление алгоритма; -задание обучающимся на описание какого-либо объекта по образцу; -задание обучающимся на приведение собственных примеров, подтверждаемых справедливость свойства или правила; -наводящие вопросы обучающимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия. 3.Приемы, соответствующие методу проблемного изложения. -предъявление обучающимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализа преподавателем полученных при этом результатов; -раскрытие преподавателем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем; -обсуждение преподавателем возможных последствий, сделанных из неверных предположений; -разделение преподавателем материала на развивающие смысловые моменты; -фиксирование внимания обучающихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач; -установка преподавателя на мысленное решение обучающимся логического задания, выдвинутого в ходе изложения; -предъявление обучающимся конфликтного примера. 4.Приемы, соответствующие частично – поисковому методу обучения. - включение обучающихся в аргументацию выдвинутой преподавателем гипотезы; -задание обучающимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного преподавателем; -наводящие вопросы обучающимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней; -задания обучающимся на поиск ошибок в рассуждениях требующее оригинальной мысли; -организация конкретных наблюдений обучающихся, побуждающих к формулированию проблемы; -задание обучающимся на обобщение фактов, изложенных преподавателем в определенной последовательности; -задание обучающимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной преподавателем; -демонстрация объекта, явления ориентирующее обучающихся на выдвижение проблемы. 5.Приемы, соответствующие исследовательскому методу обучения. -задание обучающимся на самостоятельное составление нестандартных задач; -задание обучающимся с несформулированным вопросом; -задание с избыточными данными; -задание обучающимся на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений и опыта; -задание обучающимся на описание какого-либо объекта без использования инструкций; -задание обучающимся на отыскание границ применимости полученных результатов; -задание обучающимся на определение степени достоверности полученных результатов; -задание обучающимся « на мгновенную догадку», « на соображение». Памятка-алгоритм для самоанализа урока. Памятка-алгоритм для самоанализа урока преподавателем предусматривает ответы на следующие вопросы: 1. Каков замысел, план данного урока и почему он является таким? 1.1 1.2 1.3 Каково место урока в теме, разделе? Как он связан с предыдущими уроками, на что в них Каким образом были учтены программные требования к опирается? уроку? форм, методов и средств обучения? Как были учтены особенности содержания урока при выборе Почему выбран именно этот тип урока? 1.4 1.5 2. Какие особенности студентов были учтены при подготовке к 3. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему? 4. Почему ыла выбрана такая структура урока? 5. Как осуществлялась управление учебной деятельностью уроку и почему? 6. Какие условия были созданы для проведения урока: студентов( стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)? Как осуществлялся дифференцируемый подход к студентам на уроке? -учебно-материальные; -морально-психологические; -гигиенические; -эстетические; -временные? 7. Были ли отклонения по отношению к плану в ходе урока? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения? 8 . Удалось ли решить поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки студентов? 9. Что в данном уроке стоило бы изменить, сделать по- другому и почему? 10. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее? 11. Какова общая самооценка урока преподавателем? Список вопросов при посещении урока. 1. Как решаются задачи урока? А) познавательные задачи -соответствуют ли познавательные задачи урока требованиям учебной программы? -Как формируются знания основных понятий, законов и закономерностей; специальные , предметные умения и навыки; профессиональные умения и навыки? -Как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся? -На сколько полно используются образовательные возможности урока? Б)воспитательные задачи -Как используются в целях комплексного решения воспитательных задач воспитательные возможности учебного материала? -Насколько преподавателем выделены и раскрываются важнейшие мировоззренческие идеи, заложенные в содержании учебного материала? -Как организовано общение в группе? В)задачи развития обучающихся. -Как используются возможности урока для развития: интеллектуальной сферы ( внимания, памяти, мышления, их речи); эмоциональной сферы, волевой сферы? - Правильно ли учтены преподавателем особенности группы и отдельных подгрупп студентов? 2. Как осуществляется отбор содержания учебного материала? -Соответствует ли материал программным требования и задачам урока? - Используются ли внутрипредметные и межпредметные связи? -Соответствует ли отобранное содержание учебного материала принципам науч- ности, доступности, последовательности, связи с жизнью, практической и профес- сиональной направленности обучения? -Рационально ли использован дополнительный материал? - Удалось ли отобрать в содержание главное, существенное и сконцентрировать на главном внимание и деятельность студентов? 3. Как осуществляется выбор методов и средств обучения? -Рациональны ли избранные преподавателем сочетания: методов и приемов обучения? -Насколько оправданно предложенное педагогом соотношение самостоятельной работы студентов и работы под руководством преподавателя? -Как используются методы стимулирования познавательных интересов обучающихся и методы контроля? -Рационально ли избраны и применяются средства обучения? 4. Как осуществляется выбор формы обучения? -Рационально ли избранное преподавателем сочетание фронтальных, групповых и инди- видуальных форм обучения? -Есть ли необходимость в дифференцированном подходе к обучающимся и если да, то как он осуществляется? - Обеспечивается ли коллективный характер учебной деятельности? 5. Как организована учебная деятельность студентов? - Сделано ли все необходимое для рациональной организации обучающихся( четкая постановка задач, качественно ли проведен инструктаж о порядке выполнения работы, сроках и видах контроля, обеспечены ли необходимыми для выполнения работы приборами)? - На сколько эффективен контроль учебной работы( разнообразие видов контроля, сочетание контроля и самоконтроля)? -Как осуществляется работа над ошибками? - Как организовано взаимодействие преподавателя и студентов? 6. Созданы ли благоприятные условия для обучения? -учебно- материальные? -морально- психологические? -эстетические? -фактор времени? 7.Удалось ли решить поставленные задачи на необходимом уровне? 8.Удалось ли избежать перегрузки обучающихся? Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи СОГБОУ СПО « Ярцевский индустриальный техникум» Методические рекомендации для преподавателей Как подготовить и провести открытый урок Разработал: Председатель МО ООД Прохоренкова О.А. 2012-2013 учебный год. Содержание: 1. Пояснительная записка 2. Отрытые уроки-одна из важных форм организации методической работы. 3. Рекомендации к подготовке и проведению открытых занятий. 4. Планирование открытого занятия ( урока) 5. Оформление материалов открытого занятия. 6. Анализ открытого урока. 7. Приложение 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Схема поурочного плана. Примерная форма технологической карты урока Схема поурочного плана. (изучение нового материала) Типы уроков. Психологические и гигиенические требования к уроку. Методы и приемы обучения. Памятка-алгоритм для самоанализа урока. Список вопросов при посещении урока.

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока

Методические рекомендации к проведению открытого урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017