Методические рекомендации к составлению программ элективных курсов (5-11 классы)
Оценка 4.6

Методические рекомендации к составлению программ элективных курсов (5-11 классы)

Оценка 4.6
Документация +5
docx
информатика +2
5 кл—11 кл +1
08.01.2017
Методические рекомендации к составлению программ элективных курсов (5-11 классы)
В настоящее время создано немало программ элективных курсов в различных профилях обучения. Несмотря на это, появляются новые методические разработки, способствующие созданию новых программ. Данные методические рекомендации помогут в разработке элективных курсов как учителям со стажем, так и только начинающим учителям
Методические рекомендации к составлению программ элективных курсов.docx

Методические рекомендации к составлению программ элективных курсов

 

В настоящее время создано немало программ элективных курсов в различных профилях обучения. Несмотря на это, появляются новые методические разработки, способствующие созданию новых программ.

Для этих целей сформулируем некоторые требования разработки и создания элективных курсов.

В учебниках по элективным курсам возможно и весьма желательно использовать аппарат обращения к внешкольным источникам информации и к образовательному опыту, приобретенному вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, социально-творческая деятельность).

Возможно также создание учебных пособий по элективным курсам в виде набора модулей, что позволило бы определять содержание программы по этим курсам с участием учащихся. Такими модулями могут быть элективные спецкурсы, рассчитанные на 17-34 часа. Это позволит в течение учебного года глубоко изучить 2-4 темы, что позволит сочетать системность знаний по предмету с глубоким изучением отдельных тем курса, выбранных учениками.

Кроме того, существуют определенные требования к элективным курсам. Перечислим их:

1.     Избыточность (их должно быть много).

2.     Кратковременность (6–16 часов).

3.     Оригинальность содержания, названия.

4.     Курс должен заканчиваться определенным результатом (творческое сочинение, проект).

5.     Нестандартизированность.

6.     Элективные курсы могут проектироваться педагогам, в связи с тем, что это курсы формируются через школьный комитет УП.

Элективные курсы служат для построения индивидуальных образовательных траекторий школьника. Курсы могут вестись в традиционной форме: лекция, семинар, дискуссия, диспут, выступления с докладами.

В связи с этим разработаны некоторые методические рекомендации к составлению программ элективных курсов.

1. Цель изучения элективных курсовориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Тематика и содержание элективных курсов должны отвечать следующим требованиям:

-       иметь социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся;

-       способствовать социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;

-       поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутрипрофильной специализации обучения;

-       обладать значительным развивающим потенциалом, способствовать формированию целостной картины мира, развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенций учащихся.

Элективные курсы могут выполнять различные функции:

-       изучение ключевых проблем современности;

-       ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности;

-       ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

-       дополнение и углубление базового и предметного образования; компенсация недостатков обучения по профильным предметам.

2. Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов.

Место курса в образовательном процессе. При разработке содержания методической системы элективного курса важно показать, каково место курса на ряду с общеобразовательными и с базовыми профильными предметами:

-       какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса;

-       какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются;

-       как введение курса в учебный план конкретной школы поможет в выявлении и решении проблем школьного сообщества.

Цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся: для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет [19, 352].

При отборе содержания курса необходимо ответить на вопросы:

-       в чем основная суть теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы учащихся: основные знания, умения и навыки, методы и виды деятельности, опыт их освоения;

-       каким образом данное содержание будет способствовать специализации обучения и формированию профильных умений и навыков;

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности [19, 354]. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективных курсов: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов); личностно-деятельностный подход.

При определении форм организации учебных занятий следует исходить, прежде всего, из специфических целей курса. Нужно предусмотреть варианты изучения, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов, тем курса с указанием бюджета времени на их изучение. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, учебные проекты и.т.п.

Ожидаемый результат изучения курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены; какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения. Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками.

Для контроля уровня достижений учащихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями, экспертные оценки педагогов по другим предметам, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.

Таким образом, основные требования к содержанию и методике изучения элективных курсов следующие:

-       поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;

-       опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;

-       включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;

-       обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;

-       диагностичность и процессуальность поставленных целей, соответствие содержания поставленным целям;

-       использование дифференцированного подхода;

-       использование адекватных содержанию и психолого-педагогическим особенностям всех субъектов образовательного процесса педагогических технологий.

Структура программы элективного курса:

1. Пояснительная записка включает:

-       аннотацию – обоснование необходимости введения данного курса;

-       указание на место и роль курса в профильном обучении. Важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются;

-       цель и задачи элективного курса. Цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей;

-       сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

-       основные принципы отбора и структурирования материала;

-       методы, формы обучения, режим занятий. Результат изучения элективного курса – это ответы на вопросы: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения;

-       предполагаемые результаты.

2. Учебно-тематический план включает: перечень разделов, тем, количество часов на изучение каждой темы.

3. Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.

4. Методические рекомендации включают: основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме, описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий, дидактические материалы.

При проведении элективных курсов проще использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников.

Таким образом, можно утверждать, что разработанные методические рекомендации учителям по созданию программы элективного курса, помогут педагогу разработать свой элективный курс по любой интересующей теме.

В целом, анализ поведения элективного курса «В мире закономерных случайностей» показал, что при создании курса, представленного в выпускной квалификационной работе, были учтены все требования, предъявляемые к элективным курсам. Изучаемый материал полностью соответствует разработанной учебной программе, задания, предлагаемые для решения учащимся, отображают те знания, которыми должен овладеть учащийся после изучения той или иной темы. В соответствии с тем, что элективный курс «В мире закономерных случайностей» дал положительные результаты, были разработаны методические рекомендации по созданию элективных курсов, согласно схеме, по которой был разработан представленный курс.


 

Методические рекомендации к составлению программ элективных курсов

Методические рекомендации к составлению программ элективных курсов

Элективные курсы служат для построения индивидуальных образовательных траекторий школьника

Элективные курсы служат для построения индивидуальных образовательных траекторий школьника

Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов

Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов

При определении форм организации учебных занятий следует исходить, прежде всего, из специфических целей курса

При определении форм организации учебных занятий следует исходить, прежде всего, из специфических целей курса

Структура программы элективного курса: 1

Структура программы элективного курса: 1

Учебно-тематический план включает : перечень разделов, тем, количество часов на изучение каждой темы

Учебно-тематический план включает : перечень разделов, тем, количество часов на изучение каждой темы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017