Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории
Оценка 4.9

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Оценка 4.9
Интерактивная доска +1
docx
история +1
6 кл—8 кл
02.11.2017
Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории
Технологические карты уроков
конкурсная работа Красилова Л.В..docx
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА» Автор:  Красилова Лариса Валерьевна,  учитель русского языка и литературы  МБОУ «Школа № 25»   г. Прокопьевска 89521718513  .00@   mail    .  ru   .  krasilova   larisa   Прокопьевск 2017 Оглавление 1.   Пояснительная записка …………………………………………………3 1. 1 Аннотация к урокам……………………………………………………4 1.2. Технологическая карта урока………………………………………….5 1.3. Методические рекомендации………………………………………….8  Литература………………………………………………………………….11  Приложения 1,2 2       Введение Необходимость создания интегрированных   уроков   истории России и литературы диктуется,   прежде   всего,   возросшим   общественным   интересом   к   событиям   прошлого, 3 литературному  и  историческому  наследию,    возможностью   создания   единого  историко­ литературного пространства при изучении вопросов культуры России. Цель   опыта  –   обеспечение   качественного   методического     оснащения   учебно­ воспитательного процесса при проведении интегрированного уроков по культуре России. Обобщение   опыта   представляет   собой   технологические   карты   интегрированных уроков   по   теме:   «Культура   Древней   Руси   IX–XII   веков»,    «Культура   Российского государства в 17 века», систему дидактических средств обучения, создаваемую в целях наиболее   полной   реализации   образовательных,   развивающих   и   воспитательных   задач, сформированных программой  по курсу «История России» и «Литература» за 6­7 класс. В структуру   так   же   включены   аннотация,   методические   рекомендации   для   проведения данных   уроков   и   средства   контроля   знаний,   содержание   которых   поможет   учителю проводить диагностику качества знаний учащихся. Содержание опыта направлено на повышение качества школьного  образования по   развитие   компетенций   учащихся   седьмых   классов истории   и   литературе, общеобразовательной   школы   в   соответствие   с   требованиями   Федерального государственного   образовательного   стандарта   (ФГОС)   основного   общего   и   среднего общего   образования,   формирование   единого   культурно­исторического   пространства Российской Федерации.                    Реализация опыта предполагает формирование единого историко­литературного пространства при изучении вопросов культуры России. Общая характеристика Интегрированные   уроки   затрагивают   предметное   информационное   пространство курсов истории России и литературы. Тема  «Культура Древней Руси IX–XII веков» входит в разделы «Устное народное творчество» и «Культура Киевской Руси  IX–XII веков» в 6 классе,   тема  «Литература   России  17   века»   заканчивает     главу,   посвященную   духовной литературе и жанрам фольклора 16 – 17 веков  в разделе «Устное народное творчество» в 4 7 классе. Эта тема раскрывает истоки отечественной прозы и подготавливает к восприятию всей последующей литературы в историко­литературном контексте. Урок «Образование и культура в XVII в.»  в курсе истории России за 7 класс является заключительным в разделе 2   «Россия   в   XVII   веке».   Такое   совпадение   тем   позволяет,   благодаря   интеграции,   на качественно новом уровне продолжить формирование ключевых компетенций учащихся: выявлять определённые закономерности изучаемого исторического процесса, прослеживать причинно­следственные   связи   исторических,   культурных   и   литературных   событий, интерпретировать их и соотносить с общей идеей урока, что позволяет создать целостное представление  о культуре Российского государства. Уроки рассчитаны на 45 мин. 1. Технологическая карта  ФИО учителя:  Красилова Лариса Валерьевна. Класс: 6 Предмет: история и литература Тема урока: «Культура Древней Руси IX–XII веков»  Тип урока: интегрированный урок , урок обобщения, систематизации и углубления  изученного. Образовательные:   Выявление   особенностей   древнерусской   культуры,   определение   её места в мировой художественной культуре.   Развивающие: Развитие   умений   конспектировать   и   работать   с   первоисточниками; развитие навыков классифицировать предметы культуры по указанным признакам; развитие навыков логического описания предметов материальной культуры и быта, художественных 5 произведений, архитектурных сооружений; развитие навыков выдвижения версий и оценок наиболее значительных произведений искусства; работать с проблемными вопросами. Воспитательные: Развитие   мотивации   чувства   гордости   культурой   предков,   любви   к Родине,   гражданственности;   формирование   национального   самосознания   и   уважения   к культурному наследию Отечества и окружающего мира. Задачи урока:   1. Познакомить учащихся с культурой Древней Руси, с русскими народными календарными обрядами и обрядовой поэзией, определить значение  культуры в жизни наших предков. 2. Формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, соотносить факты, сравнивать   и   описывать   архитектурные   памятники,   соотносить   тексты   исторических источников с событиями, делать выводы. 3.Возродить интерес к русской старине, народным традициям, фольклору. 4.Воспитывать интерес к истории и литературе своей страны. Использовались методы обучения: o частично­поисковый,  o наглядный,  o словесный,  o проблемный.  Использовались формы обучения:  o фронтальная,  o коллективная, групповая, работа в парах o индивидуальная,  Использовались приёмы деятельности учителя:    Организация:   проблемно­поисковой работы учащихся,   самостоятельной, групповой работы учащихся,  оценка работы учащихся,     рефлексия. o o o o Используемая технология: Технология развития  критического мышления. Оборудование:  компьютер, телевизор, презентация;  иллюстрации;  карточки с заданиями;  береста;  таблица «Маршрутный лист»; На уроке формировались УУД:  1.   Мотивация   (Л:   мотивация,   К:   планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и сверстниками) 2. Актуализация знаний (П: формулирование темы и задач, К: умение выражать свои мысли полностью и логически в соответствии с задачами урока). 3. Подведение итогов (П: подведение итога, Р: коррекция, К: умение выстраивать свое высказывание ) . 6 4.     Рефлексия   (   Л:   самооценка,   Р:   оценка   того,   что   уже   усвоено,   осознание   качества усвоения). Основные понятия: культура, литература, живопись, зодчество, жанры литературы. Межпредметные связи: литература, история, музыка, живопись Ресурсы: учебник истории России, учебник литературы для 6 класса. ЭОР по истории, литературе. Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах. Урок 1 (смотри приложение 1) Урок 2 ФИО учителя:  Красилова Лариса Валерьевна. Класс: 7 Предмет: история и литература Тема урока: «Культура Российского государства XVII века»  Тип урока: интегрированный урок , урок обобщения, систематизации и углубления  изученного. Цель урока: выявление особенностей  культуры России в XVII веке.  Задачи урока: 1. Образовательные: повторить и обобщить особенности культуры  Российского  государства XVII века, определить значение  культуры в жизни наших предков. 2. Развивающие: формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника,  соотносить факты, сравнивать и описывать архитектурные памятники, соотносить тексты  исторических источников с событиями, делать выводы. 3.Воспитательные: возродить интерес к русской  культуре, народным традициям,  фольклору, развивать чувство гордости культурой предков, учить любви к Родине,  гражданственности; формировать национальное самосознание и уважение к культурному  наследию Отечества и окружающему миру. Планируемые результаты: Предметные: знать определения «культура», «парсуна», «живопись», «реализм», жанры  литературы. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерии успешности учебной  деятельности Метапредметные: уметь определять цель на уроке , работать по коллективно  составленному плану, высказывать свое предположение, уметь оформлять свои мысли в  устной форме, слушать и понимать речь других, отличать новое от уже известного ,  добывать новые знания. Основные понятия: культура, литература, живопись, зодчество, жанры литературы. Межпредметные связи: литература, история, музыка, живопись Ресурсы: учебник истории России, учебник литературы для 7 класса. ЭОР по истории, литературе. Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах. Технология : технология развития  критического мышления. Оборудование: • компьютер, телевизор, презентация; • иллюстрации; • карточки с заданиями; • таблица «Маршрутный лист»; 7 (смотри приложение 2) Заключение               Модернизация российского образования предполагает расширение возможности интеграции   предметов   учебной   программы.   Понятие   «интеграция»   происходит   от   лат. Integer   –   цельный,   что   подразумевает   восстановление   некоего   единого   пространства, например, общеобразовательных дисциплин по курсу «История России» и «Литература» в 6­7 классах.                           Один   из   главных   вопросов,   занимающих   преподавателей   при   подготовке интегрированного урока, должен стать вопрос о том, какое место интеграция занимает в учебной деятельности. В данном случае можно выделить две формы учебной интеграции (объединения) материала на уроках: а) на основе одинаковых тем;  б) на основе учебных предметов гуманитарного и общеобразовательного профиля.  Поэтому важную роль играет дидактическое наполнение такого урока, где наряду с традиционными   этапами   учебного   процесса,     для   учителя   открывается   возможность применения и своих собственных разработок и находок.                    Интегрированные   уроки   требует тщательного планирования, т.к. учащимся предстоит   создать   обобщенную   картину   по   отдельно   взятой   теме,   что   требует определенных интеллектуальных усилий.  Работа над уроком состоит из трех основных этапов: 8 1.   Подготовительный   этап.   Определяются   цели   и   задачи   урока,   обосновывается необходимость   интеграции   с  другими   предметами,  составляется   технологическая   карта урока,   подбирается   литература,   иллюстрации,   аудио­   и   видеоматериалы,   учащиеся получают индивидуальные задания.  2. Основной этап. Организация и проведение урока.  3.   Заключительный   этап.   Учителя   совместно   со   школьниками   подводят   итоги   урока. Намечаются   вопросы   для   дальнейшей   самостоятельной   работы   по   изученной   теме. Организуется   обмен   мнениями   участников   о   возможности   проведения   интегрированных уроков в дальнейшем.                    Огромна роль учителя в интегрированном уроке, но не менее важна позиция учащегося.   Во   время   подготовки   и   проведения   интегрированного   урока   происходит сближение, взаимодействие двух учебных дисциплин, и школьник выполняет новую, более активную   роль.   Его   основной   задачей   является   не   воспроизведение   и   пересказ   знаний, полученных   от   источника   или   учителя,   а  выработка   индивидуального   пути   освоения   и применения этих знаний.  К ученику – участнику урока предъявляются следующие требования:  умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;   навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;  умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;  выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;  выступать публично, литературно выражая свои мысли.             Методические разработки интегрированных уроков по истории и литературе  в 6­7 классах   составлены  по   темам  «Устное  народное   творчество»  и  «Культура   Российского государства».  Актуальность   опыта заключается в том, что он   содержит пояснительную записку, методические рекомендации для преподавателей, технологические карты уроков. Уроки призваны донести до сознания учащихся мысль о том, что знание культурного наследия непреходящее   и   необходимое   любому   человеку.   Эти   знания   учащиеся   получают   не   в готовом виде, а получают их сами, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности.  Уроки выстроен как проблемные и развивающие, проходят в форме урока­экскурсии. Уроки имеют мобилизирующее начало и рефлективное окончание. Смотивировать учащихся на активную деятельность способствует просмотр видео­ фрагмента   из   фильма   «Садко»,   обращение   к   собственным   знаниям,   иллюстрации памятников культуры,  обращение к фольклору, обсуждение ситуации в группе. Мотивация к   учебной   деятельности   предполагает  создание     проблемной   и   поисковой   ситуации, сталкивая     два   противоположных   мнения   о   значении   культурного   наследия,   создаются условия для того, чтобы к концу урока учащиеся самостоятельно пришли к выводу. 9 На   этапе   актуализации   знаний   учащиеся   повторяют   термины,   работают   с  картой. Этот этап является переходным мостиком к углублению знаний по теме. На этапе применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и   решения   проблемных   задач   реализуется   деятельностный   подход.   Для   обобщения теоретических знаний,   умения определять особенности культуры России, предлагается применить   групповую   и   парную   работу.   Смысл   данной   работы   состоит   в   том,   чтобы каждый учащийся исполнял отведённую ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всех. Ученикам раздаются маршрутные листы, где задания дифференцированы по станциям. На данном этапе учащиеся учатся искать информацию, сообщать её другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает формирование всех видов УУД.  Развитию  творческих способностей учащихся, для расширения кругозора, развития речи и навыка самостоятельной работы способствуют творческие задания. На данном этапе урока создаются условия для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности   и   реализации   принципа   творчества.   Выступления   учащихся   построены   на фольклорном   материале,   они   делают   уроки   интересными,   увлекательными,   помогают поддерживать   атмосферу   сотрудничества,   психологического   комфорта.   У   учащихся возникает ощущение праздника. Учителями создаются условия для реализации  максимума детского творчества и соблюдения здоровьесберегающего характера обучения. На этапе обобщения освоенного и включения его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков и УУД используются вопросы, требующие классификации материала и обобщения   его   на   разных   уровнях.   С   целью   проверки   уровня   усвоения     материала предлагаются карточки, иллюстрации, интерактивные задания.          Особое место в формировании УУД на уроках занимает рефлексия. В данном случае применяется умение учащихся смотреть и оценивать себя и свои достижения «со стороны». Используется приём «незаконченные предложения».   Литература 1.Иоффе А.Н.  Структура современного урока истории и обществознания как основа  организации деятельности учащихся/ А.Н. Иоффе// Преподавание истории в школе. –  2012.­ №1.­ с.7­13. 10 2. Как готовить интегрированные уроки: история + литература / Н. Дорожкина, Т.  Нехорошева, Е. Семыкина, О. Ковальчук – М.: Чистые пруды, 2006.­ 135 с. 3. Каргин  А.С. Народная художественная культура/А.С.Каргин. ­ М.: Просвещение, 1997.­  254 с. 4. Мартьянова О.А. История России, 7 класс. Интерактивные дидактические материалы.­  М.: Планета, 2015.­ 496с. 5. Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увлечения и зрелища/ А.Ф. Некрылова. ­  М.: Просвещение,1988.­ 342 с. 6. Руднев, В.А. Древо жизни/ В.А.Руднев. ­ Л.: Лениздат, 1989. ­ 160 с. 7.Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов. ­ М.: Просвещение, 2009. 8.Шантина   Э.Д.   Интеграция   как   фактор   развития   учащихся   в   процессе   обучения   и воспитания // Образование в современной школе, 2006 №2 с.17.

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2017