Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории
Оценка 4.9

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Оценка 4.9
Интерактивная доска +1
docx
история +1
6 кл—8 кл
02.11.2017
Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории
ПРИЛОЖЕНИЕ технологическая карты уроков.docx
Этап урока 1.Самоопределен ие к деятельности Деятельность учителя Эпиграф: О, светло­светлая и прекрасно  украшенная земля Русская! Многими  красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена,  земля Русская… “Слово о погибели Русской  земли”. Организационный момент.  Начинает урок учитель истории: ­Здравствуйте ребята! Мы рады  поработать с вами на этом уроке и  рассчитываем на вашу активность,  нестандартность мышления,  эрудицию.   Формулировка темы.   Сегодня мы с вами совершим   путешествие в Древнерусское  государство. Уточнить тему урока, сузить её, определить   исторический период вам поможет Деятельность учащихся УУД Уч­ся рассажены по группам (5  групп) Л: самоопределение Р: целеполагание К: планирование учебного  сотрудничества Уч­ся самостоятельно  формулируют тему урока,  уточняют период. Тема записывается на доске. 2. Актуализация  знаний, фиксация  затруднений в  деятельности. слайд­шоу.   Целью данного путешествия во  времени является определение  особенностей Древнерусской  культуры. В ходе путешествия вы  заполняете лист №1 «Особенности Древнерусской культуры», в конце урока проверяем. 2.Но прежде чем отправиться в  наше путешествие, нужно купить  билеты, то есть ответить на  вопросы:  Работа с терминами: летопись,  культура, миниатюра, устав,  патриотизм, былины, фольклор,  фреска, мозаика.  Работа с картой. Показать на карте соседей Древней Руси.  Уч­ся предлагается убрать   картинки, не относящиеся к  культуре Древней Руси. 2.Уч­ся работают с терминами на соответствие. 2.К: планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками П: анализ объектов с целью  выделения признаков Уч­ся показывают на карте  соседние с Русью государства,  говорят об их влиянии на  культуру Руси. Учащимся предложены  иллюстрации по мировой  культуре, им нужно выбрать  изображения, относящиеся к  культуре Древней Руси. 3.Р: целеполагание К: постановка вопросов П: самостоятельное  выделение цели,  формулирование проблемы 3.Постановка  учебной задачи.   3.Цитата на доске 3.Проблемный вопрос.  Обращаем внимание на термины  урока. Учителя озвучивают два  противоположных мнения о  древней культуре. Учитель  истории говорит, что все эти  понятия устаревшие, не  актуальные для современного  человека, возможно даже скучные.  Для подтверждения приводятся  слова Маяковского:                          Время ­ вещь  необычайно длинная, ­       были времена ­        Ни былин, прошли былинные. ни эпосов,                    ни эпопей. Урок продолжает учитель  литературы. Он  озвучивает другое мнение о значимости культуры  Древней Руси:  ­«Пращуры – герои скачут на  богатырских конях по степи,  бьются в сечах, пашут и бросают в  землю семена, пируют, любят,  спорят ... И никто из них за тысячу лет не обошёлся без “Азбуки”, без  былин и сказок, без летописей и  белокаменных храмов. Всё это  сопровождает нас едва ли не с  колыбели. И всю жизнь!» Проблемный вопрос:  ­ Чьё мнение вам ближе?  4.Отправляемся в путешествие,  получаем «маршрутные листы»  План путешествия: 1.Письменность и грамотность. 2. Устное народное творчество. 4.Построение  проекта выхода  из затруднения. Цитата на доске Учащиеся должны составить своё собственное мнение по этому  вопросу и высказаться в конце  урока. 4.Знакомятся с маршрутными  листами. 4.Р: прогнозирование П: моделирование, решение  проблемы К: инициативное  сотрудничество в поиске и  выборе информации Учебник стр.56­57 Пишут на бересте слова,  отгадывают написание друг у  друга. Пословица : Где дружба прочна,  там хорошо идут дела. Оценивание в группе Учебник стр. 55­56 Учащиеся отвечают:  сказки,  загадки, пословицы, поговорки,  песни, былины 3. Зодчество Древней Руси. 1.Письменность и грамотность.  Конверт с заданием: написать на  бересте слова кириллицей, каждая  группа пишет одно слово ( дружба, прочна, хорошо, дела)  В итоге получается пословица.  Запись на доске: Где … …, там …  … … .       2. Устное народное творчество. 2.1 Былины. Пословицы  относятся к устному народному  творчеству. ­ Что ещё относится к этому виду  творчества? Конверт с заданием по былинам:  задания с 3­мя уровнями  сложности. 1.Назовите былинных героев.  2.Прочтите строки и ответьте, в  чём главная идея русских былин, смысл богатырского служения: Вы постойте­ко за веру, за  отечество, Вы постойте­ко за славный  стольный Киев­град. 3.Соотношение идей русских  былин с идеями  западноевропейского рыцарского  эпоса  Дети отвечают  Оценивание в группе 5. Первичное  закрепление. 5. Фольклор.  ­ Какие праздники в течение года  празднуют в нашей стране?  ­Многие из них пришли к нам из  глубокой древности. Народ умел  работать, умел и отдыхать. Следуя правилу «делу — время, потехе — час», отдыхали и развлекались в  праздничные дни. Праздники были  в основном религиозные. Самые  древние из них, языческие, имели  славянское происхождение и были  связаны с земледельческим  5.Р: первичный контроль,  коррекция П: структурирование знаний К: управление поведением  партнера, умение осознанно  и произвольно строить  речевое высказывание 5.Опережающие творческие  задания по группам Работа по группам: 1 Колядки 2Подблюдные песни (гадания) 3 Масленица 4 Встреча весны (жаворонки) 5 Троица календарём. Остальные праздники  ­ христианские.  Например, Новый год — праздник  языческий, а Рождество —  христианский. Языческий и  христианский праздники встали  рядом, поэтому обряды,  посвящённые их празднованию,  переплелись.  Народные праздники делятся на  зимние, весенние, летние и  осенние.  1 группа. Святки. Рождественские новогодние  праздники продолжались с 24  декабря по 6 января.    Колядование начиналось в канун  Рождества, 24 декабря. Колядки  исполнялись детьми или  молодежью, которые несли на  шесте звезду. Эта звезда  символизировала Вифлеемскую  звезду, которая появилась на  небосводе в момент рождения  Христа. Хозяева одаривали  колядовщиков конфетами,  печеньем, деньгами. Если хозяева  скупились, то колядовщики пели  озорные колядки с шуточными  угрозами  Приходила коляда накануне  Рождества, Сей, вей, посевай, с новым годом  поздравляй! Овсень, овсень ходи по всем! Открывай двери, подымай с  постели,                                   (прослушивание аудиозаписи Открывай окно, запускай  Рождество!                                     «Приходила коляда…») Открывайте сундуки,  доставайте пятаки. Кто не даст пирога — мы корову за рога. Кто не даст пышку, тому в лоб  шишку!       ­Началу года придавалось  особенное значение. Как  проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому  старались, чтобы стол был  обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи.  Веселые коротенькие колядки  были песенной формой таких  пожеланий. 2 группа.       Одним из видов новогодних  песен и обрядов святочной недели  – «подблюдные песни», когда  девушки угадывали свою судьбу,  доставая под песни  свои  украшения из блюда, накрытого  полотенцем. 3 группа. Масленица.       Масленица – подвижный  праздник. На масленицу  веселились от души: катались на  тройках с бубенцами, ходили в  гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль  писал, что каждый день Масленицы имел свое название:  понедельник — встреча, вторник  — заигрыши, среда — лакомка,  четверг — широкий четверг,  пятница — тещины вечерки,  суббота — золовкины посиделки,  воскресенье — проводы.  (прослушивание аудиозаписи «Ой,  Масленая недалечка») 4 группа. Встреча весны.    В России широко бытовал обряд  встречи весны. Поздняя весна  приносила голод. В начале марта  взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц­жаворонков, а дети  несли их в поле или забирались на  крыши, подбрасывали их вверх и  выкрикивали  песни­веснянки, в  которых заклинали весну прийти  поскорее и прогнать холодную  зиму. (прослушивание аудиозаписи «Ой, жаворонки, жаворонушки…» 5 группа Троица. У уч­ся в руках зелёные берёзовые веточки.       Что касается троицкого цикла,  то в центре его – обряды с  березкой. Можно отметить, что он  был наиболее богат календарно­ обрядовыми песнями, играми,  хороводами.  Девушки украшали  березу лентами, лоскутками  разноцветной материи и совершали обряд кумления: разбившись на  пары, под пение песни целовались  через венок и на всю жизнь  считались кумами. Водили вокруг  березки хороводы.  (прослушивание аудиозаписи  «Троицкая песня») 6.  Самостоятельная  работа с  6.Подведение итогов работы.       — Приходилось ли вам  слышать подобные песни? Где и  при каких обстоятельствах? 6.Р: контроль, коррекция,  выделение и осознание того, самопроверкой по эталону.            ­Приходилось ли самим  исполнять такие песни?  Расскажите об этом подробнее. 6.Рассказывают о своих  традициях. что уже усвоено Л: самоопределение Учитель истории.  3.Зодчество.   Конверты с иллюстрациями. Дать характеристику: 1. Деревянное зодчество. 2.Десятинная Церковь. 3.Софийский собор в Киеве. 4. Софийский собор в Новгороде. 5.Фрески, мозаика. Учащиеся работают в группах по  иллюстрациям Иллюстрации крепятся на доску,  даётся характеристика ( 2­3  предложения) 7.Проверяют свои знания Оценивают свою работу в группе 7.К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли Р: рефлексия Л: смыслообразование Уч­ся высказывают своё мнение о значении знаний культуры  Древней Руси, почему и сегодня  интересны её обычаи, традиции,  чему они учат. 7.Рефлексия  деятельности. 7.Подводят итоги по листу № 1  «Особенности Древнерусской  культуры» Учитель литературы:  Подводит  итоги групповой  работы.  Выставляют оценки.  Учитель литературы.  ­ Наше путешествие подходит к  концу. Мы прощаемся с Древней  Русью и возвращаемся в XXI век. ­Чьё же мнение вам ближе?   Учитель истории:  ­Пращуры – герои скачут на  богатырских конях по степи,  бьются в сечах, пашут и бросают в  землю семена, пируют, любят,  спорят ... И никто из них за тысячу лет не обошёлся без “Азбуки”, без  былин и сказок, без летописей и  белокаменных храмов. Всё это  сопровождает нас едва ли не с  колыбели. И всю жизнь! Учитель литературы: ­Не уходящая Русь! Огромный  мир, который следует  рассматривать пристально, являет него надо постоянно смотреться,  дабы познать себя до конца.  ­Наше путешествие закончилось!  ­Благодарим всех за участие в  нем! ­ Ребята, какой календарный  праздник скоро мы будем  отмечать? Нарядите нашу березку  и оцените себя на уроке. Зелёные и жёлтые листочки на берёзовые  веточки. Зелёные ­урок  понравился, жёлтые ­не  понравился Троица. Наряжают веточки березы. Приложение 2 Этапы урока 1.Оргмомент Цель: создание  предпосылок для  эмоционально комфортной  обстановки на уроке. 2. Мотивация к учебной  деятельности.  Цель: Осознанное вхождение в  Деятельность учителя Приветственное слово учителей.  Учитель литературы: О, светло­светлая  и прекрасно украшенная  земля Русская!  Многими красотами прославлена ты…  Всем ты преисполнена,  земля Русская… ­Здравствуйте ребята!  Учитель истории: Мы рады  встрече с вами на  интегрированном уроке истории  и литературы. Обращаем внимание на  домашнее задание, которое  записано на доске. Учитель литературы: – Сегодня мы предлагаем вам  совершить экскурсию в  пространстве и времени. А  определить  исторический  период вам поможет  видеосюжет.  Деятельность учащихся Уч­ся слушают, записывают  д/з: П.10, повторить, составить  синквейн со словами  «культура» и «литература» УУД Коммуникативные:  участвовать в диалоге,  слушать и слышать  другого. Уч­ся формулируют тему  урока,  цель урока , уточняют  период. Учащиеся в процессе урока  Познавательные:  развитие умений  читательской составляют свое мнение по  этому вопросу и высказывают  его в конце урока. Знакомятся с маршрутными  листами, отмечают настроение. Работают с картой. Уч­ся обдумывают  высказывания, высказывают  свои предположения в паре. деятельности(нахожден ие главного,  формулирование  выводов) Коммуникативные:  высказывать и  аргументировать свою  точку зрения,  участвовать в диалоге,  быть готовым  корректировать свою  точку зрения. учебное , установление  темы урока, наметить шаги  учебной деятельности. ­ Сформулируйте тему нашего  урока.   Тема: Культура Российского  государства 17 века. Почему? Что стало вам  подсказкой в видеосюжете? Цель урока?  Повторить   особенности культуры России 17 века. Охарактеризовать новые   элементы в русской культуре  XVII века. Учитель записывает тему на  доске. Постановка проблемы.  Учителя озвучивают два  противоположных мнения о  древней культуре.  Учитель истории говорит, что  изучать вопросы культуры не так уж и интересно, интереснее  говорить о  сражениях, битвах,  восстаниях.  Русская культура   17 в. не актуальна   для  современного человека,  возможно даже скучна. Для  подтверждения приводятся  слова Маяковского: Время ­ вещь необычайно длинная, ­ были времена ­ прошли былинные. Ни былин, ни эпосов, ни  эпопей. Учитель литературы.  ­ «Пращуры – герои скачут на  богатырских конях по степи,  бьются в сечах, пашут и бросают в землю семена, пируют, любят,  спорят ... И никто из них за  тысячу лет не обошёлся без  “Азбуки”, без былин и сказок,  без летописей и белокаменных  храмов. Всё это сопровождает  нас едва ли не с колыбели. И всю жизнь!» Проблемный вопрос: учитель  литературы:  ­ Какое высказывание вам  ближе? Свое мнение обоснуйте в конце урока. ­ Обычно во время экскурсии ведут наблюдения, путевые  дневники. Вы будете работать с  маршрутным листом. Отмечаете  свои знания по ходу экскурсии и в конце подведем итоги.  ­ Экскурсия будет проходить по  станциям: 1.Образование  2.Литература 3. Архитектура 4. Живопись   Учитель литературы: Цель ясна? Вопросы есть? Тогда  отправляемся! ­ Но прежде чем отправиться в  путь, нужно купить билеты, то  есть ответить на вопросы:  1. Работа с картой. Показать на  карте соседей России 17 века. 2. Разгадайте путаницу: 1. Симон Полоцкий  2. Братья Лихуды термин   Напишите 3. Парсуна 4. Изразцы 5. Петрушка 3. правильно. 1.Архитектура 2.Реализм 3.Синопсис 4.Живопись 5.Зодчество 3.Уч­ся слушают, работают с  картой, с мультимедийной  доской, ЭОР. 3. Актуализация знаний. Цель: актуализировать  учебное содержание,  зафиксировать затруднения при выполнении  проблемного задания. 3.Познавательные:  развитие умений  читательской  деятельности(нахожден ие главного,  формулирование  выводов) Коммуникативные:  высказывать и  аргументировать свою  точку зрения,  участвовать в диалоге,  быть готовым  корректировать свою  точку зрения. 4. Применение  теоретических положений в условиях выполнения  упражнений и решения  проблемных задач. Цель: организация  первичного обобщения  материала 1.Образование  Ответьте «Да» или «Нет» 1. Потребность в  распространении грамотности в 17 в. возникла в связи с  оживлением торгово­ промышленной деятельности. (Да) 2. В 17 в. самой  распространённой формой   получения образования было  обучение в школе. (Нет)  3. В 17 в. школы, как правило,  открывались при церквах и  монастырях. (Да) 4. Первое в России высшее  учебное заведение­ Славяно­ греко­латинское училище­  было открыто в Санкт­ Петербурге в 1687 году. (Нет) Уч­ся выполняют у доски  задание, оценивают себя, в группе,  работают у доски. Регулятивные: искать пути решения  поставленной задачи  Уч­ся выполняют опережающее задание творческого характера. 1.Подблюдные песни (гадания) 2. Масленица 3.Троица (хоровод) 4. Кукольный театр 5. Исторические песни Оценивание в группе 5. В 17 в. впервые стали  собирать и записывать  произведения  устного  народного творчества­ фольклора. (Да) Продолжи цепочку: 1.школы при церквах­ 2. школы  при монастырях­ 3. специальные  школы(при Заиконоспасском  монастыре­государственная  школа для подготовки подьячих  для приказов)­ 4. высшее  учебное заведение (славяно­ греко­латинское училище ,позже  академия)­ обучение царских  детей. 2.Литература  (учитель  литературы)  Теперь давайте посетим станцию Литературную и поговорим о  литературе. В 17 в. появляются новые жанры  в русской литературе: рассказы,  романы, жизнеописания, вирши, исторические повести,  автобиографические повести. Уч­ся отвечают, вступают в  диалог. Правильно ли я перечислила  жанры? Учитель литературы. Теперь посетим станцию  Литературную. Назовите жанры  литературы 17 века. От группы  одно название. (лишние рассказ,  роман, поэма) ­Следующее задание связано с   личностями поэтов и писателей  17 века. Перед вами портреты.  Назовите имена и фамилии  писателей. (Симеон Полоцкий Карион Истомин Сильвестр  Медведев) ­ И последнее задание связано с  произведениями  17 века.  Правильно ли расположены  названия произведений  писателей 17 века. Симеон Полоцкий        Псалтырь  рифмотворная Изображения на слайдах Уч­ся отвечают, формулируют  ответы и мысли, оценивают  свою деятельность. Карион Истомин           Букварь Сильвестр Медведев      Домострой    Демонстрируют творческое  домашнее задание по группам. 5. Самостоятельное  творческое использование  сформированных умений и  навыков Цель:  самооценка и  взаимооценка учащихся  результатов своей учебной  деятельности в новых  творческих условиях. 5.Творческие задания ­ Пришло время проверить ваши  творческие способности. 1 группа. Одним из видов новогодних  песен и обрядов святочной  недели являются «подблюдные  песни», когда девушки  угадывали свою судьбу, доставая под песни  свои украшения из  блюда, накрытого полотенцем.  Началу года придавалось  особенное значение. Как  проведешь Новый год, такой  будет и весь предстоящий год.  Поэтому старались, чтобы стол  был обильным, люди веселыми,  желали друг другу счастья и  удачи.  5. Регулятивные:  контроль, коррекция Л: самоопределение 2 группа. Масленица. Масленица – подвижный  праздник. На масленицу  веселились от души: катались на  тройках с бубенцами, ходили в  гости, пекли румяные блины,  пели, плясали и играли.  3 группа. Троица. У уч­ся в руках зелёные  берёзовые веточки.       Что касается троицкого  цикла, то в центре его – обряды  с березкой. Можно отметить, что он был наиболее богат  календарно­обрядовыми  песнями, играми,водили вокруг  березки хороводы.  4 группа Народный театр миниатюры  Петрушки – своеобразное явление русского  фольклора. В  кукольном театре Петрушки  основной тематикой было  действие на площадях, во дворах и на ярмарках.  Показывают сценку. Во время праздников  представление Петрушки было  любимым народным зрелищем. 5 группа Особое место в фольклоре  занимают исторические песни,  события которых посвящены  реальным лицам и реальным  историческим событиям.  ­Ребята, вы послушали  песню  времён восстания Степана  Разина. Исполняются ли в наше время   исторические песни  или песни ,  связанные с событиями  и  великими датами? 2015 год ­ 70­летие великой  Победы. Этот день мы отмечаем  9 Мая. Значение победы велико  для каждого русского человека,  так как наши деды и прадеды  отстояли целостность страны и  дали жизнь всем нам. Мы  обязаны чтить их память. ­ Ребята, 2015 год  это не только  год 70­летия великой победы, но и еще год литературы, посвящен  литературному наследию нашей  страны.  Оно велико и бесценно, наша  задача помнить и знать русскую  литературу от времен  зарождения до современности, в  том числе и литературное  наследие 17 века. Подведем итоги. ­Что появилось нового в  литературе 17 века? 3.Архитектура Учитель  истории. Дать характеристику:  1. Новоиерусалимский  монастырь Троицко­ Сергиевский  монастырь 2. Теремной дворец  Московского Кремля 3.Спасская башня 4. Успенская церковь  Алексеевского монастыря в  Угличе Церковь Ильи Пророка в  Ярославле 5.Загородный летний  деревянный дворец Алексея  Михайловича в Коломенском. 4. Живопись.  Вопрос учащимся:  Что  объединяет данные  изображения? На слайде – иконы Симона  Ушакова На слайде – парсуны Закрепление по  архитектуре и  Отвечают ( 9 Мая, 23 февраля)  (День Победы, Журавли,  Прощание славянки, Офицеры) Изображения на слайдах Участвуют в диалоге живописи Ответьте «да» или «нет»: В 17 веке под руководством  английского мастера  Х. Галовея были установлены  часы на Спасской башне  Московского Кремля. (Да) Для нарышкинского барокко  характерна  сдержанность цвета  и отсутствие украшений. (Нет)  В 17 веке все живописные  произведения представлены  иконами (Нет)  В 17 веке появилась портретная  живопись ­ изразцы (Нет)  Теремной дворец Московского  Кремля был создан с 1635 по  1636 год архитекторами  Б.  Огурцовым,  А.  Константиновым,  Т.  Шарутиным, Л. Ушаковым. (Да) Уч­ся отвечают, формулируют  выводы, оценивают себя в паре. 6. Обобщение освоенного и  включение его в систему  ранее усвоенных ЗУНов и  УУД Цель: обобщение и  закрепление материала,  выявление проблем в  осмыслении материала,  коррекция ЗУНов. 6.Регулятивные:  соотносить цели и  результаты своей  деятельности,  выработать оценки и  определить степень  успешности работы 6.Уч­ся формулируют ответы.  Подводят предварительные  итоги знаний. Уч­ся оценивают свою работу в группе. Координатор выставляет свои  отметки. Уч­ся высказывают своё  мнение о значении знаний  культуры России 17 века,   почему и сегодня интересны её  обычаи, традиции, чему они учат. Уч­ся слушают, выставляют в  дневники. 6.Учитель литературы ­Вернемся к теме экскурсии и  цели урока. Выберите  особенности культуры 17 века из предложенных высказываний,  озвучьте их. В "лукошко" складываем  особенности   культуры России в 17 веке. ­Достигли мы цели урока? Учитель литературы:  ­ Подведем итоги работы.  Проверьте свои маршрутные  листы, оцените себя.  Сдаём маршрутные листы Учитель истории:  Отвечаем на проблемный  вопрос: ­Чьё же высказывание вам  ближе? На Тыргане ­  цветные дома, в  современном строительстве­  элементы архитектуры 17 в.,   Храмы­ нарядные, как в 17 веке,  в живописи­ портреты наших  современников, в литературе­ мемуары В моде ­ кружево, крой и цвет­ самобытный, развивается театр,  в ДК «им. Артёма» есть  кукольный театр.  Чему учат: любви к Родине,  самопожертвованию, гордости за себя и свое дело, ценность  семьи. Учитель литературы  озвучивает оценки. Учитель литературы: ­ «Литература служит вам  проводником в другие эпохи и к  другим народам, раскрывает  перед вами сердца людей ­  одним словом, делает вас  мудрыми» Д. Лихачев Учитель истории: ­ Не уходящая Русь! Огромный  мир, который следует  рассматривать пристально,  являет собой то зеркало, о котором старые философы  говорили, что в него надо  постоянно смотреться, дабы  познать себя до конца. Сколько бы мы не  путешествовали, мы всегда  возвращаемся домой,  только на  Родине мы чувствуем себя  счастливыми и защищёнными. Видеосюжет «Садко» 7.«Закончи предложение» (на  слайде) ­Наш урок закончился!  Продолжите фразы полными  ответами.  ­Благодарим всех за участие! 7.Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной  деятельности, самооценка  результатов своей и группы в целом. 7.Уч­ся подводят итоги урока,  высказывают свое мнение. 7.Регулятивные:  самореализация,  оценка результатов  работы. Личностные:  оценивание.

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории

Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков литературы и истории (технологичекая карта интегрированного урока литературы и истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2017