Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения
Оценка 4.9

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Оценка 4.9
Документация +1
docx
воспитательная работа
Детсад
12.05.2017
Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения
доклад.docx
Методические рекомендации по организации питания в группе           Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на   воспитателей   ложится   обязанность   научить   ребенка   полезно,   вкусно, красиво   и,   самое   главное,   аккуратно   питаться.   От   методически   грамотно организованного приема пищи педагогом и его помощником зависит качество организации питания в группе. Одним из условий, необходимых для создания благоприятной   обстановки   во   время   еды,   является   правильное   поведение взрослых и детей во время организации питания.   С этой целью нужно соблюдать следующие правила: ­ все необходимое для организации питания  готовить к тому моменту, когда дети начинают мыть руки; ­ умывание и рассаживание за стол проводить постепенно, начиная с младших детей и тех, которые едят медленно; ­ не задерживать детей после окончания еды; ­ пищу для младших детей готовить заранее (разрезать мясо, блины и т.д.); ­   порядок   обслуживания   детей,   требования   воспитателя   и   помощника воспитателя должны быть едины и постоянны.          I БЛОК ­  Дежурство          Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую   из   цветных   колпачков,   косынок   и   фартучков.   Все   эта   одежда хранится в «Уголке дежурного». Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный   помогает   помощнику   воспитателя   накрыть   столы.    Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы. В   средней   группе   дети   закрепляют   навыки   сервировки   стола.   Во   втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, тарелки,  которые предварительно   поставила   на   стол   нянечка,   вложить   в   стаканы   салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками. В   старшей   и   подготовительной   группах   дежурные   могут   самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит   не   только   расстановка   посуды,   но   и,   например,   раскладывание   и складывание   салфеток.   Столы   застилают   хлопчатобумажными   скатертями или   салфетками.   При   сервировке   стола   обязательно   наличие   отдельной посуды   для   первого   и   второго   блюд,   хлопчатобумажных   салфеток индивидуальных,   салфеток   бумажных   в   стаканчике,   тарелок   для   хлеба, столовых приборов в соответствии с возрастом.            Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого   в   дошкольном   учреждении   необходимо   иметь   красивую,   удобную, устойчивую посуду, соответствующую по объему возрасту детей, столовые  Для   детей   младшего   возраста   удобны   обыкновенные   детские приборы.   глубокие тарелки; для детей 5—6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 —400   г). Хорошо   иметь   мелкие   тарелки   двух   размеров:   десертные   —   за завтраком и полдником и мелкие, соответственно размеру глубоких тарелок, — для вторых блюд. Десертные тарелки для вторых блюд неудобны, так как на них трудно красиво расположить еду. Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Для малышей удобны десертные ложки, старшим детям дают обычные столовые.                   В детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер: вилка в левой руке, нож в правой. Исходя из этого, сервируют столы. Требования к сервировке стола: ­ сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала   желание быть аккуратным; ­ индивидуальная салфетка в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится глубокая тарелка (кроме 1 младшей группы), столовые приборы (справа нож (кроме 1 младшей группы, 2 младшей и средней), вилка, ложка слева (кроме 1 младшей, 1 полугодия 2 младшей); ­ над   верхним   углом   салфетки   ставится   блюдце,   на   него   –   чашка,   при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами); ­ в центре стола ставятся хлеб или хлебницу (одна на 2­4 человека), салфетки в салфетнице (одна на 2­4 человека). II  БЛОК  Воспитание культурно­гигиенических навыков Перед   приемом   пищи   следует   избегать   шумных   игр,   за   20­30   минут прекращаются   занятия.   Это   время   используют   для   создания   у   детей определенного настроя, который располагает к приему пищи. Перед   каждым   приемом   пищи   дети   умываются,   приводят   в   порядок   нос, волосы, одежду. В туалетную комнату дети входят из расчета по 1­2 человека к каждой раковине. У детей необходимо формировать определенные навыки умывания: ­        взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу; ­        создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук; ­        смыть мыло водой; ­         отжать   руки   или   стряхнуть   остатки   воды   с   рук   над   раковиной,   не допуская, чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей; ­         взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место; ­        при необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо. III БЛОК Формирование культурно­гигиенических навыков за столом. Профессиональная   обязанность   воспитателя   детского   сада  –  обучить ребенка правилам поведения за столом  и воспитать навыки культуры еды. Во время   кормления   детям   говорят   о   приятном   виде,  вкусе,   запахе   пищи,  ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.  Ребенок   должен   правильно   сидеть   за   столом:   нижняя   часть   спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле,   сидеть,   развалившись,   перегибаться   через   спину   рядом   сидящего, отодвигать   стул   всем   весом   своего   тела,   барабанить   по   столу   пальцами, ставить на стол локти.  Категорически запрещается рассаживать детей заранее за пустые столы во всех возрастных группах.  В   группах   раннего   возраста,   1   младшей   группе   организация   приема пищи происходит следующим образом. Перед едой каждый день проводится один и тот же ритуал ­ организовать мытьё рук, надеть нагрудник и только после этого усадить его за стол. Детей рассаживают подгруппами за каждый стол, соблюдая принцип постепенности, и перед  ребенком выставляют первое блюдо, хлеб.   На хлебницы выкладывается хлеб к каждой смене блюд.  По мере   употребления   детьми   блюда,     воспитатель   и   помощник   воспитателя убирают   со   столов   тарелки   из­под   первого,     подают   второе   блюдо.   Если педагог внимательно следит за детьми   во время еды – она всегда успеет вовремя   подать   каждому   второе   блюдо.   На   раздаточном   столе   помощник воспитателя разливает 3 блюдо, прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.   Соблюдается   принцип   постепенности,   и   последовательности   в организации приема пищи.           В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного   приема   пищи,   докармливают,   используя   дополнительный столовый прибор, давая малышам возможность действовать самостоятельно. Докармливание   детей   осуществляется   с   помощью   второй   дополнительной ложки для каждого ребенка.            Не позволяйте ребёнку раннего возраста играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест. После еды не выпускайте малыша из­ за  стола   сразу.   Ребенок   не   должен   уходить   чумазым.   Покажите   ему,   как нужно   пользоваться   салфетками   ­   они   всегда   должны   быть   на   столе. Вытирайте   ими   рот   и   руки   ребенка   после   еды.   Так   вы   приучите   его   к аккуратности   за   столом.  Детям,   окончившим   еду   раньше   других,   можно разрешить   выйти   из­за   стола   и   заняться   спокойной   игрой   (например, строитель).  II     младших   и   средних   группах   организация   приема   пищи   происходит Во     следующим образом: ЗАВТРАК   ­  на   середину   ставят   хлебницу   с   хлебом,   салфетницу.   Тарелки складывают друг на друга и оставляют на краю стола, раскладывают столовые приборы (в зависимости от блюда). Вилка, ложка ­ с правой стороны. Чай или кофе   разливается   взрослым   на   отдельном   столике   и   по   мере   надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени. Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол.    ОБЕД ­   стол  сервируют  так же,  блюдца, при  необходимости на  блюдце кладется   чайная   ложка   (если   компот   с   фруктами),   но   компот   разливают заранее. Дежурные разносят тарелки с хлебом, воспитатель приглашает детей за столы. По мере съедания детьми салата (при меню­раскладке), помощник воспитателя   разливает   первое   блюдо,   разносить   помогает   воспитатель.   По мере   употребления   детьми   первого   блюда,   воспитатель   и   помощник воспитателя   убирают   со   столов   тарелки   из­под   первого,   подают   второе блюдо.   Дежурные   к   этому   процессу   не   допускаются.   Если   педагог внимательно следит за детьми   во время еды – она всегда успеет вовремя подать   каждому   второе   блюдо.   Категорически   запрещается   оставлять использованную   посуду,   во   время   обеда   необходимо   приучать   детей   не отставлять   на   середину   стола   грязную   тарелку:   это   загромождает   стол   и создаёт некрасивый вид. Тарелки после второго складываются одна в одну на краю стола,   их убирают, так как стол всегда должен выглядеть  опрятно. Посуду убирают слева от сидящего ребенка. ПОЛДНИК  ­  стол сервируют так же, как и к завтраку.                    В   дошкольных   группах   дети   старшего     и   подготовительного дошкольного   возраста   садятся   за   уже   сервированные   столы,     детям   дают полный   столовый   набор   (ножи   детские   не   должны   быть   острыми).   Вилка кладется слева от тарелки, нож – справа, ложка – параллельно краю стола. Дети старшей и подготовительной к школе групп должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой руке, так и в левой руке. IV БЛОК   Этикет организации питания          В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями.  Ложку дети   держат в правой руке,   подносят   ко   рту   широкой   стороной,   ближе   к   зауженному   краю, содержимое   медленно   выливают   в   рот.    Учат   детей   не   набирать   полную ложку, не тянуть суп из ложки, не облизывать ее. Последнее правило особенно важно при еде вторых и третьих блюд. Не разрешают детям дуть в ложку или в тарелку, объяснив им, что брызги могут попасть на скатерть или на соседа. На тарелку столовые приборы кладутся только тогда, когда в них более нет необходимости.            Начиная со второй половины года во 2 младшей группе, необходимо приучать детей пользоваться вилкой, в старшей группе ­ пользоваться ножом. Салаты   есть   с   помощью   ножа   и   вилки,   поддевая   порцию,   держать   вилку зубцами   вверх,   а   ножом   подгребать   и   слегка   поджимать.     Остатки   супа доедать,   наклонив   тарелку   от   себя.   Ложку   оставлять   в   тарелке.   Многие ребята имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки капусты, лука. Необходимо объяснять им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках всё съедобно. Необходимо приучать есть гущу вместе с жидкостью.             В старшей и подготовительной группе второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки: курицу, рыбу, сосиску, суфле. Учить детей отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию надо только   малышам,  которые   сами   с  этим   не  справляются.   Учить   детей   есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы   и   много   гарнира.   Сосиски,   сардельки   в   младшей   группе   подавать   в разрезанном   виде,   с   5   лет     дети   разрезают   их   сами.   Также   подавать   в разрезанном виде огурцы и помидоры.            Макароны, картофельное пюре, омлет, котлету – едят только вилкой; блины, оладьи, арбуз – вилкой (вилкой и ножом в старшей и подготовительной группах);  ягоды   в   компоте   –   чайной   ложкой,   косточку   отделяют   во   рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце, ложку в чашке не оставляют.             Суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска. Брать хлеб из общей хлебницы учить детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз. Пирожки, ватрушки, печенье, пряники  ставить на середину каждого стола   в   общих   тарелках   или   хлебницах.   Учить   детей   брать,     не   выбирая пирожок, печенье, что лежит ближе к ним. Пирожки, печенье, пряники дети едят, держа их в руке, чай пьют как обычно. Учить детей пить молоко, чай, кофе или другие напитки с пирогом, печеньем небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом.           Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони. Чашку  без ручки берут ниже к донышку.                   Бумажной   салфеткой   дети   должны   пользоваться   по   мере   необходимости.   Ее   следует   приложить   к   губам,   затем,   сжав   в   комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой.  Бумажной   салфеткой   пользуются   только   один   раз,   при необходимости   берут   вторую.  После   каждого   приема   пищи   воспитатель отмечает аппетит детей, отношение их к новым блюдам, наличие остатков пищи.  V  БЛОК    Руководство организации питания взрослыми.          Важное   требование,   предъявляемое   к   персоналу   и   педагогам,   –   не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили в этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно   обучать   непринужденно,   спокойно   и   лучше   всего   собственным примером,   приходя   на   помощь   всякий   раз,   когда   ребенок   испытывает затруднения.           При организации питания необходимо обратить внимание: ­ перед ребенком должно находиться только одно блюдо; ­ блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным; ­ не допускать громких разговоров и звучания музыки; ­ не допускать понуканий, поторапливания детей; ­ не допускать насильного кормления детей; ­ не   осуждать   ребенка   за   неосторожность,   неопрятность,   неправильное использование столовых приборов; ­не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него.                  Помните, что дети очень внимательны, они все видят, все слышат. Следите   за   своими   репликами   о   пище.  Взрослые   (няня   и   воспитатель) разговаривают   друг   с   другом   спокойным,   тихим   голосом   только   о   делах, связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть. Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство питанием детей   позволяет   упражнять   их   во   многих   хороших   поступках,   прививать устойчивые   гигиенические   навыки,   расширять   их   бытовую   ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения

Методические рекомендации по организации питания во всех возрастных группах дошкольного учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017