Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства
Оценка 5

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
искусство +1
5 кл—11 кл +1
29.09.2017
Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства
Cовременный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе. Данный материал содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства. Данные методические рекомендации могут быть полезны учителям изобразительного искусства, организаторам внеклассной работы, классным руководителям, руководителям творческих объединений и кружков художественно-эстетического цикла общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ.docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  ГОРОДА УСТЬ­ИЛИМСКА Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 13 имени академика М.К.Янгеля» (МАОУ «СОШ №13 им.М.К.Янгеля») Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства                                                               учитель изобразительного искусства  Автор­составитель:Фроленко Юлия Юрьевна, 1 г. Усть­Илимск, 2017 г. Содержание 1. Пояснительная записка………………………………………………………...3 2.Введение………………………………………………………………………...4 3. Проектная деятельность в рамках дисциплины «Основы дизайна»………..7 4. Опыт организации проектной деятельности в рамках Комплексной  образовательной программы «Школьный университет»……………………..12 5. Проектирование индивидуального стиля школы…………………………..18 6. Заключение…………………………………………………………………….21 7. Литература…………………………………………………………………….22 8. Приложение 1. Конспект урока «Создание объёмных композиций  Космические фантазии»….………………………………………….………….23 9. Приложение 2.Конспект урока «Создание мультфильма «Кто сказал  «Мяу»?» …………………………………………………..……………………..32 10. Приложение 3. Сценарий мультфильма (отдельным файлом) 11. Приложение 4. Мультфильм «Кто сказал «Мяу»?» (отдельным файлом) 12. Приложение 5. Материалы к разделу «Опыт организации проектной  деятельности в рамках Комплексной образовательной программы «Школьный университет»………………………………………………...........40 13. Приложение 6. Примеры оформления школьного пространства………..45 2 1. Пояснительная записка Актуальность   данной   темы   в   том,   что   современный   образовательный процесс   немыслим   без   поиска   новых,   более   эффективных   технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе. В школе с углублённым изучением предметов изобразительного искусства   на   уроках   предмета   «Основы   дизайна»   большая   часть   заданий   носит проектный   характер.  Благодаря   тому,  что   мы   тесно   сотрудничаем   с   НОУ «Открытый   молодёжный   университет»   города   Томска   и   используем Комплексную образовательную программу «Школьный университет», имеем возможность   реализовать   дизайнерские   проекты   с   помощью   различных компьютерных   программ,     использовать   виртуальную   среду.   Накопленный опыт работы в этой области и послужил основой для данной разработки. Цель: раскрыть эффективность использования метода творческого проекта в классах  художественно­эстетического профиля. Задачи: 1. Познакомить   с   особенностью   проектной   технологии   в   рамках Комплексной образовательной программы «Школьный университет». 2. Представить   опыт   по   созданию   творческих   проектов   на   примере художественной деятельности учащихся 5 класса. 3 Данные   методические   рекомендации   могут   быть   полезны   учителям изобразительного   искусства,   организаторам   внеклассной   работы,   классным руководителям,   руководителям   творческих   объединений   и   кружков художественно­эстетического   цикла   общеобразовательных   школ   и учреждений дополнительного образования. 2. Введение В последнее десятилетие метод проектов становится все более популярным, с одной   стороны,   его направленностью   на развитие   способностей, познавательных   потребностей   и мотивов   учащихся,   а с   другой   стороны,   он  предоставляет  возможность для творческой самореализации учителя.                 Метод   проектов  –   это система   учебно–познавательных   приёмов, которые   позволяют   решить   ту или   иную   проблему   в результате самостоятельных   и коллективных   действий   учащихся   и обязательных презентаций результатов их работы. Этот метод предполагает использование учителем   при проектировании   и осуществлении   образовательного   процесса личностно­ориентированного   подхода, дидактическими принципами.   который   поддерживается Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.  Подход к обучению личностно-ориентированный деятельностный обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности построенный на принципах проблемного обучения развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу здоровьесберегающий 4 Основная задача проектной деятельности ­ направленность на практическое применение предметных знаний. Проектная деятельность: ­ формирует умение планировать свою деятельность; ­ вырабатывает умение ставить цель своей работы; ­ формирует способность  к  анализу, сравнению вариантов; ­ формирует умение оптимального выбора необходимого оборудования, материалов; вырабатывает способность к самоанализу, самооценке. ­ Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини­проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, надпредметных и внешкольных.  Проект  предполагает наличие определённых этапов и оценки результатов.  В ходе   работы   над   проектом   учитель   является   консультантом,   источником информации,   координатором   и   помощником.   Он   должен   помочь   в   выборе способов деятельности, но не давать конкретных знаний. Согласно классификации Е.И. Полант, выделяют пять типов проектов: ­ ­ ­ ­ ­ исследовательский (продуманная структура, цели, актуальность предмета исследования, обсуждение полученных результатов.При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие); ­  творческий  (результат   проявляется   в   альбоме,   газете, реферате.Результатом   такого   проекта   может   быть   и   создание информационной среды класса или школы); ­  ролево­игровой  (распределение   ролей,   обусловленное характером и содержанием их деятельности); ­ информационный (сбор информации о событиях, явлениях); 5 ­ ­  практико­ориентированный  (результат   ориентирован   на социальные интересы участников.Продукт заранее определен и может быть   использован   в   жизни   класса,   школы,   микрорайона,   города, государства). Учебный проект с точки зрения учащегося ­ это возможность делать что­то   интересное   самостоятельно,   в   группе   или   самому,   максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной   проблемы,  сформулированной   самими   учащимися   в  виде   цели, задачи,   когда   результат   этой   деятельности   ­   найденный   способ   решения проблемы ­ носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Данного мнения   придерживается   автор   книги   "Метод   учебного   проекта   в образовательном учреждении" Н. Ю. Пахомова. .) [ 1] Главная цель введения в школьную практику проектной технологии – раскрытие   творческого   потенциала   каждого   ученика,   развитие   навыков   опирающихся   на   сочетание сотрудничества,   делового   общения, индивидуальной, самостоятельной и коллективной работы, имеющих внутри себя   исследовательскую   методику,   обязательное   создание   конечного результата   деятельности   и   как   следствие   ­   поднятие   престижа преподаваемого предмета.  6 3. Опыт создания творческих проектов на примере деятельности учащихся 5 класса В   практической   деятельности   активно   используется   метод   проектов   на уроках живописи, рисунка, основ дизайна, также во внеурочной работе: 1час в неделю   –   проектная   деятельность,   1   час   –   занятия   по  Комплексной образовательной   программе   «Школьный   университет»,   по   направлению  Рассмотрим   подробнее   проектную   деятельность   в   рамках «Дизайн». дисциплины «Основы дизайна» в 5 классе. Среди предметов художественно – эстетического цикла важное место занимает   дизайн.   Современный   уровень   развития   производства,   техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего высокую технологичность   и   эстетичный   вид   предмета,   изделия.   Художественное проектирование требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины и пластилина. Необходимо знание теоретических основ предметов.  Дизайн – это особая сфера изобразительного искусства, которая проектирует, создает,   усовершенствует   предметное   окружение   человека   «от   иголки   до самолета», улучшает качество жизни. Дизайн сегодня стал одним из символов 7 современной   цивилизации.   Профессия   дизайнера   очень   интересная   и перспективная именно потому, что область ее применения безгранична, как и предметная среда. Включение в программу обучения дисциплины  «Основы дизайна» необходимо и для профессиональной ориентации учащихся, и для более   осознанного   выбора   профессии,   для   формирования   у   школьников особого   стиля   мышления   (дизайнерского   мышления),   для   которого характерно понимание основных критериев гармонии формы и содержания любой   вещи,   чувство   стиля,   эстетическое   отношение   к   миру   вещей. Композиция станковая, декоративная и дизайн имеют свой образный язык. Освоение   этого   языка   дает   возможность   увидеть   и   понять   красоту окружающего мира, красоту повседневных предметов быта, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Поэтому очень важно с ранних лет   на   уровне   общеобразовательной   школы   воспитание   творчески­ созидательной личности. В процессе занятий преподаватель последовательно и   целенаправленно   формирует   у   учащихся   чувство   композиции.   Опорные качества способностей, формируемых занятиями, с одной стороны, относятся преимущественно   к   области   восприятия   (развитость   аналитико­ синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки) Основной  целью  курса  «Основы   дизайна»   является   формирование   у учащихся   особого   стиля   мышления,   для   которого   характерно   понимание дизайнерского проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование   предметной   среды,   понимание   основных   критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей (т.е. дизайнерское мышление). Задачи курса: 8 ­  дать   учащимся   первое   представление   о   дизайне   как   специфической художественно­творческой конструкторской деятельности человека; ­ научить строить композицию в определенной системе и последовательности; ­   повысить   графическую   грамотность   учащихся,   способствовать формированию   технического   мышления,   развивать   способность   искать, думать, фантазировать; ­   сформировать   простейшие   умения   и   навыки   художественного проектирования (составление эскизов, коллажей, простых макетов и моделей и т.д.); ­ развивать объемно­пространственное мышление; ­ развивать   умения анализировать, сравнивать, сопоставлять. Программа   дисциплины   «Основы   дизайна»   даёт   возможность   применения проектных   технологий,   что   делает   уроки   интересными,   увлекательными, помогает поддерживать психологический комфорт и дружескую атмосферу взаимодействия. Форма организация учебного процесса: Наиболее   эффективными   формами   и   методами   работы   с   учащимися   при изучении   данной   программы   являются   уроки   смешанного   типа.   Это   и проектная   деятельность,   и   практические   занятия,   содержание   которых должно   быть   направлено   на   поиск   и   самостоятельный   выбор   способа отображения   задуманного   или   усовершенствованного   объекта;   творческий подход   к   решению   любого   задания,   культуры   выполняемой   работы; использование   рациональных   приемов   проектной   и   графической деятельности. Необходимо регулярно проводить промежуточные просмотры ­ презентации с анализом во время работы, экскурсии. 9 Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:  ­ практическая деятельность длительного характера (1­4 часа),  ­ обобщающая беседа по изученному материалу;   ­   различные   виды   творческих   работ   (эскизы,   чертежи,   наглядные изображения, декоративные композиции, макеты),  ­ виды работ, связанные с анализом конструктивных композиций, творчества художника;  ­ составление учащимися авторской творческой работы; ­ проектная деятельность. Виды и формы контроля: Основная   цель   использования   творческого   потенциала   дизайна   для многостороннего развития школьника заключается во введении учащихся в   Этому самостоятельную   художественно­творческую   деятельность. способствовала   следующая   последовательность   действий:   апробирование системы заданий и упражнений с последующим анализом и оценкой; контроль уровня   развития   у   детей   воображения   и   мышления.   Полученные   знания, умения и навыки подтверждаются различными формами контроля знаний. Текущий  контроль   направлен   на   выявление   особенностей   деятельности учащихся с учетом зоны ближайшего развития; проводится в форме анализа творческих работ, т.е. активного обсуждения целей изучения данного раздела (темы) и степени достижения этих целей каждым учащимся; опирается на самооценку учащихся. Создание творческих композиций, творческий отчёт, выставка, самооценка творческих работ, взаимооценка. Проверочные  задания  могут быть  направлены на  закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии   с   требованиями   государственного   стандарта;   на  участие   в проектной   деятельности,  которая   обеспечивает   развитие   познавательных 10 умений: навыков, ориентироваться   в   информационном   пространстве,   самостоятельно   конструировать   свои   знания,   самостоятельно планировать  свою  деятельность,  самостоятельно  приобретать  новые   знания для   решения   новых   познавательных   и   практических   задач;   способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы. [ 2] Примеры творческих проектов на уроках «Основы дизайна» для учащихся 5 классов: 1. «Молодёжная   мода»,     проектирование   моделей   одежды   и   модных аксессуаров в ансамбле одежды; 2. Моделирование книжной закладки; 3. Проект «Декоративная рамка для фотографии»; 4. Проектирование форм и оформление предметов крестьянского быта; 5. Разработка гербов и эмблем; 6. Макет «Новогодняя ель»; 7. Коллективные,   групповые   и   парные   работы:   «Праздничные   народные гулянья», «Дворцовый интерьер и бал во дворце»; 8. Коллективная работа «Вот моя деревня» (макетирование); 9. «Чёрное и белое – основы языка графики» (купонные композиции) и др. В   5   классе   творческую   проектную   деятельность   можно   организовать   при создании объёмной композиции на тему «Космос» (Приложение 1); Проектная   технология   особенно   эффективна   при   организации   урока   по бумажной   пластике.   Учащиеся   по   группам   изготавливали   персонажей мультфильма   в  технике   оригами,  изображали   декорации   (фон),   выполняли монтаж   фильма.   Конспект   урока   (Приложение   2),   сценарий   мультфильма (Приложение 3), сам мультфильм (Приложение 4). 11 4. Опыт организации проектной деятельности в рамках Комплексной образовательной программы «Школьный университет» Началом   моего   сотрудничества   с   Молодёжным   университетом   были   2 элективных   курса   для   10­11   классов:   «Основы   компьютерного   дизайна»   и «AutoCAD: черчение и моделирование». Опыт оказался интересным, решила продолжить   сотрудничество.   Курировала   два   элективных   курса   «Юный дизайнер»  и «Азбука  офиса». В этом 2016 ­2017 уч. году набрала  группу учащихся 5 классов для обучения по программе «Юный дизайнер». Рассмотрим организацию учебного процесса по данной программе подробнее.  В учебно­методический комплект входят печатные тетради (5­7 –й классы) (рис. 1. Приложение 5) и учебные пособия (8­11 классы) (рис. 2. Приложение 5)   по   курсам   программы;  CD  –диски   с   интерактивными   электронными учебниками (рис. 3. Приложение), которые установливаются в компьютерном классе,   а   также   на   домашние   компьютеры   учащихся   и   виртуальная образовательная   среда   «Движер»   (http://dviger.com)   как   дополнение   к существующим учебным пособиям и интерактивным электронным учебникам (рис. 4.  Приложение  5).  На   диске   для  учителя   находятся  организационно­ 12 методические и дидактические материалы, которые позволяют легко и просто спланировать   и   организовать   учебный   процесс   по   выбранным   программам. Что немало важно, все материалы предоставляются учителю на безвозмездной основе.  Учебные   программы     (рис.   5.   Приложение   5)   содержат   пояснительную записку,   в   которой   указываются   место   курса  в   образовательном   процессе, цели и задачи курса, формы обучения. В них также излагаются планируемые результаты   обучения,   приводятся   тематическое   планирование   курса   и основное его содержание. В разделе «Содержание курса» перечисляются темы курса,   список   формируемых   компетенций   учащихся,   а   также   темы практических   занятий   и   самостоятельной   работы   учащихся   с   указанием конкретных уроков из интерактивного электронного учебника. По окончании курса   проводится   итоговая   аттестация,   защита   индивидуального   проекта, результаты которой заносятся в зачётную книжку (рис. 6. Приложение 5).  При   реализации   образовательной   программы   меняется   роль   учителя,   он   Хорошо перестаёт   быть   единственным   источником   информации. спланированная и организованная деятельность учащихся с использованием материалов   электронных   образовательных   ресурсов:   интерактивного   и   Виртуальной электронного   учебника   (рис.   7.   Приложение   5)   образовательной среды «Движер» (рис.8. Приложение 5), нуждается только в координации   и   коррекции.   Учитель   выступает   в   роли   организатора   и консультанта   учебного   процесса,   в   роли   тьютора   при   организации индивидуальной образовательной траектории и проектной деятельности. Для   разработки   технологии   и   методики   проведения   занятий,   для формулирования домашних заданий, для постановки исследовательских задач и запуска проектов даны полезные методические рекомендации и контрольно­ измерительные   материалы   (контрольные   работы,   экзаменационные   работы, 13 задания для выполнения индивидуальных проектов) (рис.9. Приложение 5). [ 3] Каждое   занятие   начинается   с   «Постановки   задачи»   и   «Разминки» интерактивного   электронного   учебника,   которые   помогают   ученикам определиться   с   целями   нового   урока,   поставить   соответствующие   задачи. Также в начале занятия для введения в проблематику   можно использовать разделы виртуальной образовательной среды «Движер»: «Виртотека», «Набор вариативных и разноуровневых заданий», «Система галерей, блогов, форумов, конкурсов»,   «Система   рейтингов»,   «Система   электронного   портфолио» (рис.10. Приложение 5). Практическая деятельность построена на основе выполнения упражнений из интерактивного   электронного   учебника   и   самостоятельной   работы   с заданиями из раздела «Задачник». При выборе задания возможно использовать индивидуальный подход, так как задания имеют разный уровень сложности (рис.11.   Приложение   5).   Раздел   «Справка»   и   система   тестовых   заданий интерактивного электронного учебника помогают актуализировать понятия, организовать   повторение   и   закрепление   учебного   материала.   Структура раздела «Справочник» позволяет быстро найти ответ на актуальные вопросы (рис. 12. Приложение 5).Для здоровьесбережения учащихся в каждом уроке даны валеологические упражнения (рис. 13. Приложение 5). Формы   организации   учебного   процесса   могут   быть   различны:   фронтальная форма, работа в малых группах, в рамках одного уровня сложности, в разных уровнях сложности. Можно организовать коллективную работу по принципу «каждый обучает каждого», чем добиться высокой активности учащихся на уроке, развивать основные компетентностные качества, формировать мотивы, 14 знания,   умения,   способности   сообща   находить   решения   поставленной проблемы.  Критерии   оценивания   результатов   обучения   разрабатываются   совместно   с учащимися. Учащимся предлагается проанализировать свою деятельность и оценить себя. Обсуждаются эффективные, креативные способы достижения, цели и приёмы выполнения задания в нестандартных ситуациях, поощряются оригинальные способы решения. Большая часть заданий носит проектный характер. В данном случае педагог обращается   к   проектной   технологии.   Задания   могут   быть   использованы   в качестве полноценного проекта: создать обучающий урок по заданной теме; разработать виртуальную экскурсию; выполнить бизнес­заказ на разработку продукта   (сайта,   открытки,   упаковки   и   т.   п.);   пройти   виртуальную стажировку. Важно то, что учащийся участвует в интересных виртуальных мероприятиях, что у него появляется возможность получать оценки в сети, обсуждать результаты проектной деятельности и обучения. Получение оценки со стороны сверстника из другого региона и независимого взрослого является одним из главных мотиваторов современного учащегося. [ 4] Рекомендуется   несколько   способов   использования   ресурсов   Виртуальной среды в рамках погружений: решение комплексных заданий, моделирующих профессиональную   сферу.   В   рамках   погружения   можно   выстраивать   как взаимодействие между группами учеников, так и коллегами и экспертами на портале;   обращение   к   разделам   Виртотеки   об   истории   и   перспективах развития профессии, о ключевых понятиях и инструментах, об образе жизни профессионалов   и   пр.;   состязания   в   сетевой   активности,   для   этого необходимо выбрать задания, требующие публикации на форуме, в блогах  и других площадках портала. Есть возможность вызвать на соревнование класс или   группу   учеников   из   другого   города,   взаимодействовать   с   «классом­ 15 побратимом»   и   проводить   взаимное   оценивание   работ,   обращать   внимание ребят на лучшие работы, сделанные другими школьниками и пр. Погружаясь   в   Виртуальную   среду,   моделирующую   профессиональную деятельность,  учащийся   получает   определенный   опыт   и,   что   немаловажно, объективную  открытую  оценку  своего  уровня достижений.  Обеспечивается рефлексия   активности   учащегося   в   открытой   профессионально­ ориентирванной   среде   и,   далее,   самоопределение.   Для   обеспечения   этих важных   при   профориентации     действий   полезно   использовать   электронное портфолио учащегося. Одной из целей программы является адаптация учащихся к вузовской системе обучения,   повышение   дисциплинированности   и   формирование   серьёзного отношения к учёбе. Итоги проводимой с учащимися аттестации оформляются в   виде   ведомостей,   которые   отправляются   на   адрес   НОУ   «Открытый молодёжный университет». У каждого учащегося, как писалось раннее, есть зачётная книжка, в которую также заносятся результаты итоговой аттестации по курсам и результаты защиты индивидуального проекта. [ 5] Для   организации   проектной   деятельности   по   учебным   курсам   даны содержательные   рекомендации   с   перечнем   тем   для   итогового   проекта   по курсу,   с   примерами   оформления   документации,   структурой   технического задания на проект и системой оценивания. На   этапе   планирования   проектной   деятельности   учащихся   необходимо выделить предметную область, в рамках которой будут рассматриваться и изучаться основные объекты исследования. Также на первоначальном этапе необходимо поставить цели и задачи проектирования. К разработке проекта могут быть привлечены учителя – предметники. В   рамках   выбранной   предметной   области   предлагается   несколько   тем проектов   на   выбор   учащимся.   Обсуждается   и   выбирается   наиболее подходящая   с   точки   зрения   заинтересованности   учащихся   и   полезности   в 16 учебном процессе тема. Обсуждаются способы и инструменты, необходимые для реализации проекта. Продумывается   и   описывается   план   работы   над   проектом,   каждый   этап должен   быть  привязан   к  конкретным   срокам  с  указанием   промежуточного результата и формы отчётности. Разрабатывается   совместно   с   учащимися   техническое   задание,   отвечающее предложенным в методических рекомендациях требованиям по оформлению и содержанию:  Наименование организации;  Данные об утверждении темы – Ф.И.О. и подпись руководителя, дата утверждения;  Данные об исполнителе (ях) – Ф.И.О., место учёбы;  Тема проекта;  Ожидаемые результаты (объект проекта);  Срок выполнения проекта по этапам. Подписывается   техническое   задание   совместно   с   детьми   –   это дисциплинирует их и стимулирует на ответственное отношение к работе над проектом. Если проект большой, организуется работа в группах. Роли распределяются так, чтобы каждому учащемуся были понятны его задачи. Учитель   выступает   в   роли   консультанта   работы   учащихся   над   проектом, организует   плановую   работу   и   согласование   промежуточных   результатов. Педагог помогает подготовить текст доклада и утверждает его. Выступление репетируется   перед   защитой,   обсуждаются   речевые   формы   ответов   на возможные вопросы к проекту – это помогает воспитать культуру публичного выступления, умение кратко и грамотно отвечать ан вопросы слушателей. Публичное   подведение   итогов   проводится   сразу   после   защиты   проекта.   К оцениванию привлекаются учащиеся. Созданный проект может служить основой для дальнейшего развития темы, но уже с привлечением новых участников и новых областей знаний. Кроме 17 того, он может быть доработан с целью участия в различных конкурсах и грантах, для публикации в галереях на портале «Движер», получать оценки экспертов и формировать электронное портфолио.  Проекты учащихся (рис. 15. Приложение 5). 5. Проектирование индивидуального  стиля школы. Одним   из   интересных   практических   примеров   проявления   проектной деятельности     можно   считать     проектирование   индивидуального     стиля школы (ИСШ). Назовём так систему творческих художественно­логических приёмов     и   средств,   выбранных   в   соответствии     идейным   содержанием   и концепцией развития  школы. Необходимость   ИСШ   очевидна.   Современные   школы   –   это самоопределяющиеся   организации   с   определённым   кадровым   составом, собственной концепцией и потенциалом развития. Интересно разработанный ИСШ   позволяет   увеличить   интерес   к   ней   потенциальных   учеников   и   их 18 родителей. Повышается престижность обучения в данном учебном заведении,   способствует развиваются   патриотические   чувства   у   учеников.   ИСШ     школы,   проявлению   элементов   её созданию   положительного   имиджа   общественного   статуса.   Важность   и   своевременность   обретения   школой индивидуального   стиля   подтверждается   и   необходимостью   решения некоторых насущных проблем:  Выбор   учениками   истинных   идеалов,   жизненных   ценностей,   учебных стимулов;  Повышение культурного уровня педагогов и учеников;  Применение выразительных художественных средств, способствующих самоопределению школы  в условиях информационного многообразия. Поэтому   важно   найти   или   создать   в   школе   тот   стержень,   который   во многом   будет   определять   направление   воспитательной   работв.   На   его основе   может   создаваться   в   миниатюре   модель   общества,   в   котором придётся самоопределяться и существовать выпускнику. ИСШ является естественной основой для объединения учителей, учеников и родителей. Общее дело помогает задумать и претворить в жизнь специальные учебно­ воспитательные   мероприятия,   имеющие   перспективы   превратиться   в традиционные   праздники,   ожидаемые   всем   коллективом   школы.   Среди таких   мероприятий   могут   следующие:   посвящение   в   ученики,   день рождения школы, в нашей школе имени М.К. Янгеля, школе Мира миров, это   день   рождения   Михаила   Кузьмича   Янгеля,     янгелевские   чтения, праздник толерантности, день открытых зонтов и другие. Большое   значение   в   разработке   стиле   имеет   использование   единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех видов его носителей. Среди них: логотип, знаки визуальной коммуникации, стенды и т.д. ИСШ,   с   одной   стороны,   выделяет   школу   из   ряда   подобных   учреждений,   а   с   другой,   обеспечивает   более образовательных   19 эффективное,   целенаправленное   ведение   учебной,   воспитательной, социальной   работы   при   условии   удовлетворения   требований государственного   образовательного   стандарта.   Нужна   системность.   Все компоненты ИСШ должны иметь взаимосвязь с учебными предметами, с дополнительными программами, с воспитательной программой, с другими средствами   учебно­воспитательного   процесса.   Важна   регулярность применения   элементов   стиля   (   например,   в   каждом   случае   проведения традиционных   мероприятий).   Имеет   большое   воспитательное   значение сохранения   единства   композиционных,   графических,   колористических   и других художественных средств. Конкретные особенности художественного проектирования проявляются уже  на первоначальной идее, и поэтому так важна эвристичность, творческий  подход сразу на начальном этапе.  Однако на первом этапе проектирования ИСШ есть опасность запутаться во множестве идей. В процессе такой работы остановимся на отдельных элементах:  Логотип (словесный знак – название школы и графический знак – эмблема, символ школы) (Приложение 6, рис. 1 );  Слоган (лозунг, краткое характеристическое выражение устремлений и направлений работы школы, её девиз) (Приложение 6, рис. 2 );   Цветовая гамма (набор определённых цветов, создающих в сочетании с другими графическими элементами определённый образ);  Шрифт   (особая   графика   начертания   букв,   применяемая   для оформления стендов, визитных карточек и др.) [ 6]. ИСШ   нам   помогают   поддерживать   учащиеся   10­11   классов,   которые обучаются   по   программе   профессиональной   подготовки   по   профессии «Исполнитель художественно­оформительских работ».  Художественно­оформительские   работы   отличаются   многообразием отображения   школьной   жизни.   Художественное   оформление   в   школе отображает   процессы,   события,   праздники.   На   занятиях   учащиеся 20 организованно   и   заинтересованно   выполняют   самые   разные   виды   работ: шрифтовые надписи с помощью плакатных перьев, кистью, накладных букв, трафаретов, шрифтовых композиций заголовок, текстов, роспись стен, эскизы плакатов, эмблем, проектов, макетов, размещения экспонатов на выставках, которые   становятся   традициями   в   школе.   ИСШ   сближает   учащихся, позволяет ощутить себя непосредственными участниками событий, увидеть себя как бы со стороны. (Приложение 6, рис. 3). 6. Заключение Модернизация   системы   образования   основывается   на   внедрении компетентностного   подхода.   Именно   компетентностный   подход   даёт возможность адекватно ответить на изменившуюся ситуацию на рынке труда. В основу   обновления   содержания   образования   положено   формирование ключевых компетентностей, являющихся базовыми, надпредметными. Именно эти   компетенции   позволяют   учащемуся   успешно   строить   свою   учебную деятельность,   а   в   дальнейшем   стать   конкурентоспособным,   эффективно работающим сотрудником, независимо от выбранной специальности. В любой классификации   ключевых   компетентностей,   представленной   различными группами   авторов,   которые   предлагают   свои   идеи   к   разрабатываемой концепции   модернизации   российского   образования,   информационная 21 компетентность занимает лидирующую позицию.Компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую, что является основной в   проектной   технологии.   Практико­ориентированный   характер   творческих проектов   позволяет   учителю   строить   учебный   процесс   на   основе компетентностного   подхода.   В   тоже   время,   компетентностный   подход   не противопоставляется традиционному, и за учителем остаётся право выбирать технологии, способы и методы обучения. Литература: 1. Изобразительное искусство: опыт творческой деятельности учащихся. 1­8 классы/сост. З.А. Степанчук. –Волгоград: Учитель, 2008. 2. Программа   «Основы   дизайна   5   –   9   классы»   /Программы   для общеобразовательных   школ   с   углубленным   изучением   предметов эстетического   цикла   для   гимназий,   лицеев.   Кузин   В.С./­   М.;   Дрофа, 2001. 3. Комплексная   образовательная   программа   «Школьный   университет». Советы учителю. – Томск: НОУ «Открытый молодёжный университет», 2011. 4. Юный   дизайнер.   Учебная   программа.  Котова   А. В.  –   Томск:   НОУ «Открытый молодёжный университет», 2011. 22 5. Нехорошева   Ю.   Г.,   Петлин   А.   В.   ИТ­образование   школьников: Комплексная   образовательная   программа   «Школьный   университет». [Электронный ресурс] . Тема: Создание объёмной композиции «Космические фантазии»  ПРИЛОЖЕНИЕ 1 5 класс (2 ч.) Тип урока: открытие нового знания. Цель урока:  обучить детей создавать объемно­пространственную композицию для конкретной цели (выставка, посвященная 105­летию М.К. Янгеля). Задачи: Образовательные:   изучить     нетрадиционные техники рисования («набрызг», восковые   мелки,   мыльные   пузыри   и   т.д.);   расширить   знания   о   космосе,     о 23 разнообразных возможностях художественных материалов,  о красках космоса, активизировать познавательную активность. Воспитательные:  патриотическому воспитанию детей. воспитывать   чувство   прекрасного,   способствовать Развивающие:  развивать   творческую   фантазию,   умения   анализировать, сопоставлять, активности детей.  Требования к результатам освоения нового материала             Личностные результаты освоения нового материала: 1)       развитие творческого потенциала ребенка, активизация   воображения и фантазии; 2)   развитие   этических   чувств   и   эстетических   потребностей,   эмоционально­ чувственного   восприятия   окружающего   мира   природы   и   произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей; 3)     воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие   желания   привносить   в   окружающую   действительность   красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Метапредметные результаты освоения нового материала: 1)     развитие   продуктивного   проектного   мышления,   творческого   потенциала личности,   способности   оригинально   мыслить   и   самостоятельно   решать творческие задачи; 2)   развитие   визуально­образного   мышления,   способности   откликаться   на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о космических пространствах и телах; 3)   развитие сознательного подхода к собственной творческой деятельности; 24 4)   формирование   способности   сравнивать,   анализировать,   обобщать   и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой; 5) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия; 6) воспитание нравственных и эстетических чувств. Предметные результаты освоения нового материала:  1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству;  2)   развитие   индивидуального   чувства   формы   и   цвета   в   изобразительном искусстве,   сознательное   использование   цвета   и   формы   при   выполнении практической работы; 3) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей; 4) использование в собственной творческой работе цветовых   фантазий, форм, композиционных  решений и образов. Материалы:  Бумага   А2,   цветная   бумага,   шаблоны,   зубная   щетка,   восковые мелки, акварель. Листы бумаги, пластиковые стаканчики. Жидкое средство для мытья посуды, соломинки. Цветная бумага, ножницы, клей, кисти. Зрительный ряд:  методические таблицы «Цветовой круг»,          иллюстрации, электронная презентация. Ход урока. I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель:  1)   мотивировать   учащихся   к   учебной   деятельности   посредством создания   эмоциональной   обстановки;   2)   определить   содержательные   рамки урока. 25 Вступительное   слово   учителя.    Стремление   человека   к   познанию окружающего мира известно и неистребимо. И одна из самых ярких страниц этого процесса – желание взлететь над землей, взглянуть с неба на колыбель человечества, узнать, что же там, дальше, в безграничных просторах Вселенной.    Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже люблю, и сегодня мне с вами хочется   отправиться   в   космическое   путешествие,   к   неизведанным   планетам. Слайд   2.      Объявляю   проверку   готовности   к   полёту.   Приготовьте   бумагу, ножницы,   клей,   краски,   кисти   и   свою   фантазию.     Делимся   на   три   группы, назначаем     капитанов   трёх   экипажей   и   даём   название   вашим   кораблям. Отправляемся в полёт.  Первая планета «Планета Янгеля». Слайд 3. Наша школа носит имя земляка – сибиряка, создателя ракетно­космических систем Михаила Кузьмича Янгеля. Сегодня урок приурочен к его юбилею, 25 октября (7 ноября) ему исполнилось бы 105 лет.  ­ Чем прославил Михаил Кузьмич свою страну, наш край?  Мы должны изготовить объёмные композиции для выставки, посвящённой юбилею М.К. Янгеля. ­ Что для этого нам нужно повторить, изучить?  (Примерные ответы: посмотреть цвета   космоса,   рассмотреть   космические   пейзажи   известных   художников, примеры объёмных композиций, определиться с материалами) ­ Хотите продолжить космическое путешествие? Тогда в путь! II. Актуализация знаний. Слайд 4. «Цветландия» 26 Если говорить по существу,   космос цвета не имеет, потому что космос – это пространство.   Но   мы   привыкли   видеть   в   разных   изданиях   прекрасные «космические»   картинки   —   в   чём   же   тут   дело?   Цвет,   который   видят космонавты  ­ это свет от звёзд, который по­разному поглощается и отражается планетами, туманностями.            Никакая современная аппаратура не может точно передать увиденное в космосе. Только человеческий глаз  и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты. Космические пейзажи строятся на контрастах, световых и цветовых. Вспомним контрасты по цветовому кругу. Слайд 5. Планета волшебных брызг. Для того, чтобы передать космический фон, нужно использовать яркие, звонкие цвета, необычные сочетания их, что создает оригинальность, фантастичность. Для   этой   цели   часто   художники   пользуются   нетрадиционными   техниками рисования:   техникой   «набрызг»   (прикладывают   шаблоны   и   щеткой   делают набрызг);   техникой   ­   восковые   мелки   и   акварель;   рисование   мыльными пузырями. (В стаканчик с водой добавляем гуашь и немного моющего средства, размешиваем   палочкой   для   коктейля,   а   затем     дуем,   так   чтобы   пена поднялась.Берем   лист   и   накрываем   стаканчик,   затем   аккуратно   поднимаем); рисование с солью; рисование целлофановым пакетом и др. Слайд 6. Планета космических художников. Колорит   космических   пейзажей   я   хочу   с   вами   рассмотреть   на   примере современного   художника   Артемьева   Эду рдаНикол евича,   тоже   сибиряк, родился в Новосибирске — советский и российский композитор, народный   аа аа артист   России.   Известен,   в   частности,   как   автор   музыки   к   фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и  Андрея Кончаловского. Живёт и работает 27 в Москве. Его музыкальные композиции были использованы 7 февраля 2014 года на церемонии открытия и закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи. Слайд 7. Планета мастеров. Примеры работ. III  Практическая работа      Чтобы корабль вернулся домой   нужно  выполнить задание. Задача:   изготовить   объёмную   композицию   «Космическая   фантазия».   Работа будет проходить в группах. Выбор материалов для нашей объёмной композиции ограничен, это бумага А 2, цветная бумага, шаблоны, ножницы, клей, кисти. Мозговой   штурм.  Выбор   идеи,   определение   материалов,   распределение ролей. Слайд 9. Физкультминутка: гимнастика для глаз. IV. Итог урока.  Слайд 10. Пятая планета «Земля»   ­Молодцы! Наш космический корабль успешно приземлился на планету. Прошу капитанов доложить о результатах выполнения работы. Ребята защищают свои работы.  Рефлексия ­ Ребята, с каким настроением вы вернулись из путешествия?   ­ Какими знаниями вы могли бы поделиться с ребятами из других классов?  28 Какими работали? ­ ­ Что, на ваш взгляд, было самым интересным, трудным, над чем нужно ещё техниками   рисования     вы   поработать? ­ Как оцениваете сегодня свою работу? –   Как   здорово,   мы   сегодня   побывали   в   необыкновенном   космическом пространстве   и   узнали   много   нового   о   космосе.   Может   быть,   когда­нибудь можно   будет   отправиться   на   экскурсию   на   звездолете   и   на   самом   деле побродить,   посмотреть,   привести   сувениры.   А   пока,   у   нас   есть   возможность нарисовать, помечтать об этом, полюбоваться работами. Желаю  и в дальнейшем творческих успехов.   Уборка рабочего места. Дополнительный материал о М. К. Янгеле. «Отец Сатаны», академик Янгель Михаил Кузьмич, родился 25.10.1911 года в дер.   Зырянова,   Иркутской   обл.,   происходил   из   семьи   потомков   поселенцев­ каторжан. Учёный,  конструктор   в  области   ракетно­космической   техники,  академик   АН СССР   (1966).   Принимал   участие   в   разработке   истребителей   И­16,   И­17, двухмоторного истребителя для сопровождения дальних бомбардировщиков и 29 других самолётов. С 1944 г. работал в КБ Ар. И. Микояна и В. М. Мясищева. В 1950 г. окончил Академию авиационной промышленности; в 1952­54 г. директор НИИ. С 1954 г. главный конструктор КБ. Создал новое направление и свою школу в разработке ракет и космических аппаратов различного назначения, внёс существенный   вклад   в   развитие   международного   сотрудничества социалистических   стран   в   области   спутниковых   исследований,   а   также   в изучение   верхней   атмосферы   и   околоземного   космического   пространства   по программе   "Космос".   Удостоен   Ленинской   премии   (1960),   а   также Государственной премии СССР (1967), награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции.   Рис.   1.   Результат   работы   1   группы.   Объемная   композиция   «Инопланетный город» 30 Рис. 2. Результат работы 2 группы. Объёмная композиция «История российской космонавтики» Рис.3. Результат работы 3 группы. Объёмная композиция «В космосе» 31 Рис. 4. Результат работы 4 группы. Объёмная композиция «Луноход» Рис. 5. 5б класс и их творческие работы. 32 Рис. 6. Выставка творческих работ, посвящённая 105­летию М.К. Янгеля. 33 Тема урока:  Создание мультфильма «Кто сказал «Мяу»?». 5 класс. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Цель урока: Формировать художественно­творческую активность личности, воспитывать интерес к предмету, соединить три учебных предмета в одном уроке.   Научиться   коллективно   работать   над     созданием   мультфильма   в программе  MovieMaker. Результаты Личностные: формировать основы художественной и трудовой  культуры;   развивать   эстетическое   сознание   через   освоение   творческой   деятельности эстетического характера; воспитывать коллективистские качества. Метапредметные: формировать   умения   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей   коммуникации;сформировать   понятие   о   мультипликации,   о художниках­мультипликаторах,  художественных достоинствах мультфильма; развивать ИКТ – компетентности. Предметные: содействовать   развитию   эстетического   вкуса,   художественного   мышления обучающихся; 34 упражнять  обучающихся   в  использовании   различных   материалов   и  средств художественной   выразительности,   для   передачи   замысла   в   собственной деятельности; развивать фантазию и эмоциональную разрядку. Оборудование:  Отрывок   мультфильма   «Кто   сказал   «Мяу»?»,   цветная   бумага,   ножницы, краски, бумага А3, кисти, ноутбук, программа MovieMaker, фотоаппарат. Технологическая карта урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) Коммуникативные: Организаци онный этап Этап мотивации и  актуализац ии   знаний. Постановка учебной задачи. Организация Занимают   свои местоположени каждого я   места, приветствуют учебного планирование сотрудничества с учителем и   ученика. Учитель присутствующих . Ученики одноклассниками. Коммуникативные: предлагает сформулироват формулируют содержание сотрудничества с учителем и одноклассниками; постановка ь цель и задачи урока. темы урока. Для создания вопросов. Познавательные: Учитель   активизирует мультфильма нужно умение знания,   структурировать   умение   осознанно знания учащихся, вспомнить сюжет,   написать строить высказывание;   речевое 35 создаёт проблемную сценарий, нарисовать   или   самостоятельное выделение­ формулирование ситуацию.    изготовить персонажи,  На сегодняшнем уроке   мы   Создать фоны. мультфильм познавательной цели. Регулятивные: целеполагание. станем создателями можно специальными мультфильма  «Кто   сказал «Мяу»?».   Что нам   нужно   для компьютерными программами, затем озвучить и вставить   звуки, музыку. этого вспомнить, узнать, изучить, посмотреть? «Открытие» обучающим ися   нового знания Учитель организует Ученики отвечают Регулятивные: целеполагание. Познавательные:   на учащихся   по исследованию поставленные вопросы. построение   логической   цепи рассуждений. проблемной ситуации. ­   Что   такое мультипликаци я? ­   Назовите известные   вам мультфильмы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в   поиске   и   выборе информации 36 Первичное закрепление Беседа «История мультипликаци   Процесс и. создания мультфильма». (Приложение № 1) Учитель устанавливает осознанность восприятия.  Вспомним сюжет мультфильма «Кто   сказал «Мяу»?». Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент. Ответить   на вопросы о   героях, сюжетной линии. Просмотр учащимися фрагмента Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками. мультфильма. Учащиеся   на отвечают вопросы. Познавательные: умение   структурировать   знания, и произвольно   строить   речевое осознанно   высказывание. Динамическ ая пауза Выполнение движений   Личностные: сформированности в соответствии   с внутренней   позиции 37 Творческая практическ ая деятельност ь. героями мультфильма. Учащиеся выполняют коллективное Учитель организует деятельность по   применению новых знаний. творческое задание. Поиск   замысла мультфильма 1.Изготовление в технике   обучающегося. Регулятивные: выделение   и   осознание   того, что   уже   усвоено   и   что   ещё подлежит усвоению, осознание   качества   и   уровня   усвоения; Личностные: под руководством оригами   героев мультфильма   ­1 самоопределение. Коммуникативные: учителя. Формирование группа, помощь   в планирование учебного сотрудничества с учителем и   одноклассниками. творческих групп. Во   время практической учащимся раздаются карточки схемами   со работы учитель делает целевые обходы. оригами главных персонажей. 2.   Оформление фона для   отдельных   сцен –   2   группа,   в помощь учащимся раздаются карточки   со схемами оформления 38

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства

Методические рекомендации  по организации проектной деятельности школьников в классах углубленного изучения изобразительного искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2017