Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Оценка 4.9

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
12.04.2018
Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Данные методические материалы предназначены студентам, включенным в практическую деятельность по освоению системы работы классного руководителя школы. Составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Содержанием материалов могут воспользоваться учителя школы для анализа практической подготовки студента и процесса собственной деятельности в качестве классного руководителя.Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство"
Методические рекомендации к практике Классное руководство.docx
КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж» 1 Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах Рубцовск, 2016 2 Рассмотрено на заседании предметно­цикловой комиссии    профессионального цикла  протокол №   от «  » __________201_ года Составитель: Большина И. Г ­ Методические рекомендации по  производственной практике «Классное руководство». Для студентов  педагогического колледжа, Рубцовск, 2016, с.39. Данные   методические   материалы   предназначены   студентам, включенным   в   практическую   деятельность   по   освоению   системы   работы классного руководителя школы. Составлены   в   соответствии   с   требованиями     ФГОС   СПО   по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».  Содержанием   материалов   могут   воспользоваться   учителя   школы   для анализа   практической   подготовки   студента   и   процесса   собственной деятельности в качестве классного руководителя. 3 4 6 7 8 9 10 11 13 14 17 19 21 23 24 25 26 27 28 31 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Заповеди классного руководителя Структура плана воспитательного мероприятия Рекомендации по составлению характеристики класса Социальный паспорт класса Паспорт семьи Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке Схема наблюдения за учащимся на уроке Психолого­педагогическая характеристика ученика  Игры на знакомство (для младших школьников) Игры на перемене Схема анализа воспитательного мероприятия Схема самоанализа воспитательного мероприятия  Классный час как одна из главных форм воспитания в школе Схема анализа классного часа Формулирование предложений в процессе самоанализа или анализа Критерии оценивания часа результативности проведения классного Материалы для организации и проведения работы с родителями  Список использованной литературы Приложение 4 Введение Федеральным   стандартом   СПО предусматривается   изучение   системы   работы   классного   руководителя   через     ПМ.03. Классное руководство.  государственным   образовательным   В   результате   изучения   содержания   дисциплины   профессионального   модуля обучающийся   должен   иметь   практический   опыт   деятельности   классного   руководителя, знать теоретические и методические основы деятельности классного руководителя, уметь выбирать   информационный   материал,   соответствующий   направлениям   деятельности, выстраивать цели и задачи работы.  Данные рекомендации помогут практиканту четко и содержательно организовать деятельность,   создать   ограниченное   поле   взаимодействия,   соответствующее   правам   и обязанностям классного руководителя. Практика   классного   руководства  проводится   при   освоении   профессионального модуля   ПМ   03.   Классное   руководство   в   два   этапа:   первый   этап   (психолого­ педагогический) концентрированно, второй этап рассредоточено. Задачи практики: ­ знакомство с деятельностью классного руководителя; ­ овладение умениями планировать и проводить внеклассные мероприятия; ­ овладение методами и приемами работы с родителями; ­ освоение основных форм взаимодействия с классом учащихся и индивидуальной работы.  В  ходе освоения программы студента должен иметь практический опыт: ­ определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя; ­ анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции; ­   педагогического   наблюдения,   диагностики   и   интерпретации   полученных результатов.  В ходе освоения программы практики студенты должны уметь: ­   формулировать   цели   и   задачи   воспитания   и   обучения   класса   и   отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; ­ планировать деятельность классного руководителя; ­   создавать   условия   для   развития   ученического   самоуправления,   формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; ­ составлять план работы с родителями; ­ организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительское собрание, консультации, беседы); ­ изучать особенности семейного воспитания младших школьников; ­   анализировать   процесс   и   результаты   классного   руководства,   внеклассные мероприятия.  В ходе освоения программы практики студенты выполняют виды работ: Проведение анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработка предложений по их коррекции. 5  Планирование деятельности классного руководителя,  определение ее цели и задач. Планирование, организация и проведение внеурочных мероприятий. Планирование работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучение особенностей семейного воспитания. Проведение   наблюдения,   анализа   и   самоанализа   внеурочных   мероприятий, обсуждение их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики.   Разработки   предложений   по   совершенствованию   и   коррекции   внеурочных мероприятий. Организация   и   проведение   педагогического   наблюдения,   диагностики   и интерпретации полученных результатов. Проведение анализа планов и организации деятельности специалистов: логопедов, дефектологов, психологов, разработка предложений по их коррекции. В   процессе   практики   у   студентов   должны   быть   сформированы   общие   и профессиональные компетенции: ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей   профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. ПК 3.2. Проводить внеклассные мероприятия. ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. ПК   3.6.   Обеспечивать   взаимодействие   с   родителями   младших   школьников   при решении задач обучения и воспитания. ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями. 6 Заповеди классного руководителя  Классный   руководитель   –   автор   своей   программы,   системы,   методов,   своего класса.  Главная цель воспитания – счастливый человек.  Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.  Люби детей! Защити их любовью и правдой!  Не ври!  Постоянно ищи в ребенке богатство его души.  Научи детей думать и любить.  Дари себя детям!  Знай, к чему стремишься!  Ни дня без новизны!  Воспитывай, опираясь на природу ученика.  Дорожи   доверием   своих   воспитанников,   береги   ребячьи   тайны,   никогда   не предавай своих детей.  Учитель учит других до тех пор, пока учится сам! 7 Структура плана воспитательного мероприятия Класс, возраст воспитанников_________________________ Организационная форма мероприятия__________________________ Тема (название) мероприятия:__________________________________________________ Цель:___________________________________________________________________ Задачи: 1.Образовательная:_____________________________________________________________  2. Развивающая:_______________________________________________________________  3. Воспитывающая: ___________________________________________________________ Ожидаемые результаты: личностные УУД:________________________________________________________ регулятивные УУД:______________________________________________________ познавательные УУД:____________________________________________________ коммуникативные УУД:__________________________________________________ Оборудование, оформление и реквизит:_________________________________________ Подготовительная работа с воспитанниками: ___________________________________ Ход мероприятия. Деятельность  классного руководителя Деятельность  учащихся Этап мероприятия, время 1.Организационное  начало 2. Основная часть 8 3. Подведение итогов Рекомендации  по составлению характеристики класса Состав класса:    количественный и половозрастной состав;  социальное происхождение. Общая характеристика:   работоспособность;   успеваемость;   отношение к общественным делам. Социально­психологическая характеристика класса:    наличие   совместной   внеучебной   деятельности   (участие   в   общественно   значимых мероприятиях, коллективных творческих делах, узкая эгоистическая деятельность, групповая антиобщественная деятельность); характер   межличностных   отношений   (наличие   лидеров   или   отверженных,   общий микроклимат, требовательность друг к другу, внимательное отношение к членам коллектива, мальчиков к девочкам); сплоченность (наличие лидеров, микрогрупп, наличие общих интересов, отношение к общим делам, удачам и неудачам класса и отдельным членам коллектива). Актив класса:  состав актива;  официальный и фактический актив. Организованность класса:  умение   организоваться   для   выполнения   коллективных   дел   (трудовых, учебных и др.);  умение подчиняться активу. Общественное мнение в классе:  поведение в конфликтных ситуациях;  осуждение безнравственных поступков или равнодушие;  соответствие слов и дел;  критика и самокритика. 9 Социальный паспорт класса Вопрос Количеств о Ответ Фамилии Дети­сироты Дети, находящиеся под опекой Дети из неполных семей семьи без матери семьи без отца   Дети­инвалиды Дети «группы риска»  состоят на учете в ИДН    состоят на внутришкольном  учете необходимо поставить на  внуришкольный учет требуют особого внимания Многодетные семьи 10 Неблагополучные семьи  родители не оказывают  должного внимания воспитанию  детей  родители не справляются с  воспитанием ребенка Малообеспеченные семьи Учащиеся, нуждающиеся в оказании  материальной помощи Учащиеся, нуждающиеся в  предоставлении бесплатного питания 11 Паспорт семьи ученика (цы) ___________________________________________класса СОШ № _____ 1. Общие сведения о родителях и других членах семьи № Ф.И.О. Год рождения Образование Специальность, место работы Примечание Жилищные условия _____________________________________________________________ Материальное положение, источники доходов ______________________________________ Характеристика культурного уровня семьи)___________________________________ 2. Общие сведения о детях № Ф.И.О. Дата рождения Где учиться, работает Примечание Интересы детей_________________________________________________________ Рабочее место ученика__________________________________________________________  3. Воспитательные возможности семьи   семейного   с       взаимоотношений воспитания (благоприятная, ____________________________________________________________ Уровень   воспитанности   ученика   _____________________________________(высокий,   средний, низкий)  Уровень педагогической культуры родителей  Отца___________________ (высокий, средний, низкий)  Матери__________________ (высокий, средний, низкий)  Микроклимат в семье  ________________________________________________________________ ____ (здоровый, устойчивый, недостаточно здоровый, неустойчивый, нездоровый)  Направленность   семьи  (общественно направленная, индивидуалистическая, асоциально направленная)  Ситуация ____________________________________________________________ осложненная, неблагоприятная)  Характер   ________________________________________  ­ Семейный диктат (подавление инициативы и чувства собств. достоинства ребенка)  ­ Чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот)  ­ Попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность) ­ Сотрудничества (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.) Тип семьи __________________________________________________________________  ­ благополучная (родители эмоциональная атмосфера в семье положительная ­ неблагополучная, в том числе: ­   педагогически   некомпетентная   (родители   не   владеют   культурой   воспитания,   отсутствует единство   требований,   ребенок   безнадзорен,   с   ним   жестоко   обращаются,   систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы); ­   нравственно   неблагополучная   (родители   ведут   аморальный   образ   жизни,   пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются) ;­   конфликтная   (в   семье   неблагополучная   эмоциональная   атмосфера,   между   родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы). ПРИМЕЧАНИЕ _____________________________________________________________________________________ Классный руководитель ______________________ /__________________________/ родителей   ребенком: 12 Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке Школа _______________________  Наблюдатель__________________________________________ Дата__________ Класс ___________ Учащихся в классе__________  На уроке___________________ Ф.И.О. учителя______________  Предмет__________________________________________________ Тема__________________________________________________________ 1. Создание учителем условий для достижения учебного эффекта на уроке:  А) указания по плану и целям урока ясные и полные;  Б) заинтересовывает новым материалом, привлекает внимание к нему перед объяснением;  В) технические средства и учебные пособия способствуют быстрому включению в работу;  Г) учитель передает учащимся часть функций учителя, это повышает эффективность  урока;  2. Приспособленность обучения к особенностям учащихся:  А) обучение соответствует возрастным особенностям;  Б) все учащиеся имеют одинаковую возможность участвовать в работе;  В) времени достаточно для достижения учебных целей;  Г) обучение строится на взаимодействии учителя и учащихся.  3. Оценка продвижения учеников на уроке:  А) контролируются отдельные (сильные и слабые) учащиеся;  Б) требуются ответы от многих учащихся;  В) учеников побуждают оценивать свою работу;  Г) учеников побуждают оценивать работу друг друга.  4. Сообщение учащимся о результатах продвижения:  А) учитель сразу же сообщает об ожидаемых результатах урока;  Б) указывает на правильное выполнение задания;  В) указывает на ошибки в выполнении задания;  Г) предлагает учащимся внести предложения по улучшению работы на уроке.  5. Помощь учащимся в выполнении учебных занятий:  А) учащиеся выполняют задание вместе с учителем;  Б) учитель дает подсказку (направляет действия);  В) учитель оценивает поиски способов выполнения учащимися;  Г) учитель побуждает действовать совместно, помогать друг другу.  6. Использование предложений и вопросов учащихся по содержанию урока:  А) поясняющие вопросы и примеры запрашиваются у учащихся;  Б) выявляются ученики, желающие дать пояснения;  В) вопросы и пояснения принимаются с благодарностью;  Г) идеи учащихся разрабатываются и используются.  7. Передача учителям личного энтузиазма:  А) энтузиазм передается посредством взгляда и мимики;  Б) энтузиазм передается посредством голоса и его интонаций;  В) энтузиазм передается энергичной позой;  Г) энтузиазм передается жестами.  8. Стимуляция интереса учащихся:  А) объясняется важность темы для учебного курса или будущей жизни;  Б) используются важность темы для учебного курса или будущей жизни;  В) интерес стимулируется с помощью вопросов или юмора;  Г) урок опирается на использование жизненного опыта. 13 9. Демонстрация теплоты и дружелюбия:  А) приятный тон голоса, доброжелательный тон;  Б) имена учащихся используются в теплой, дружелюбной манере;  В) доброта и дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора;  Г) учитель демонстрирует теплоту и дружелюбие, подходя к столам, подсаживаясь.  10. Помощь учителя в выработке высокой самооценки у учащихся:  А) речь свободна от сарказма, ярлыков;  Б) поведение учтивое, вежливое, уважительное;  В) конкретные учащиеся поощряются за успехи в работе, за улучшение в работе;  Г) поддерживаются и поощряются те, кто сталкивается с трудностями.  11. Поддерживание включенности учащихся в работу на уроке:  А) воздействия путем изменения голоса и передвижений учителя по классу;  Б) поощрения учащимся за активное участие в работе;  В) использование приемов активизации внимания;  Г) поддерживание включенности за счет интересного содержания и заданий.  12. Руководство учащимся, не включенными в работу:  А) использование словесных средств воздействия;  Б) использование несловесных средств воздействия;  В) использование средств активизации внимания;  Г) использование специальных средств для пассивных учащихся.  11. Сообщение учащимся мнения об их поведении:  А) сразу сообщает об ожиданиях относительно их поведения;  Б) неоднократно напоминает о своих ожиданиях относительно их поведения;  В) указывает на случаи неприемлемого поведения;  Г) отмечает случаи правильного поведения.  12. Воздействие на нарушителей дисциплины:  А) не обращает внимания на нарушителей дисциплины;  Б) нарушители дисциплины сталкиваются с немедленной реакцией учителя;  В) действия учеников редко нарушают течение урока;  Г) учитель умело предупреждает нарушение дисциплины. 14 Схема наблюдения за учащимся на уроке Школа _______________________  Наблюдатель__________________________________________ Дата__________ Класс ___________  На уроке___________________ Ф.И.О. учителя______________  Предмет__________________________________________________ Ф.И.ученика  _________________________________________ Вопросы для наблюдения на уроке за учеником. Насколько активно включается в работу на уроке? ________________________________________________________________________ Проявляет инициативу сам или по требованию учителя? _______________________________________________________________________ Умеет ли сосредоточиться при выполнении длительного умственного задания? ______________________________________________________________________ Участвует ли в выполнении творческих заданий на уроке? ______________________________________________________________________ Как реагирует, если учитель ставит проблемные вопросы, вопросы на сообразительность? __________________________________________________________________________ Умеет ли ученик ставить вопросы на уроке? _________________________________________________________________________ Как ведет себя ученик во время выполнения учебной работы? _________________________________________________________________________ Насколько эмоционально относится ученик к выполняемой им умственной работе? _______________________________________________________________________ Нравится ли ему участвовать в работе на уроке? ________________________________________________________________________ 15 ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА                                               Раздел 1. Общие сведения о ребенке. 1. Анкетные данные   Фамилия, имя ______________________________________________________________   Дата рождения ______________________________________________________________   Школа, класс _______________________________________________________________ 2. Успеваемость. / отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная/ 3. Внешкольные занятия / систематические/     1. Занятия общественно­полезным трудом /каким/______________________________     2. Занятия художественной самодеятельностью /какой/_________________________     3. занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах /каких/_________________________     4. занятия спортом /каким/ __________________________________________________     5. Занятия организованной работы /какой/ ____________________________________                                         Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка. А. Направленность интересов: 1 2 3 4 5 на учебную деятельность на трудовую деятельность на художественно­эстетическую деятельность на достижения в спорте, туризме на отношения между людьми Б. Отношение  к делу 1. Ответственность. 1 Всегда  хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное дело. 2 В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу. 3 Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело. 4 Очень редко выполняет порученное ему дело. 5 Никогда не доводит до конца порученные ему дела. 2. Вежливость, тактичность. 1 Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям. 2 Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям. 3 Часто бывает невежлив и нетактичен. 4 Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры. 5 Всегда резок, не выдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре  оскорбляет других, грубит. В. Отношение к себе. 3. Скромность. 1 Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг. 16 2 Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,  достоинствах. 3 Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах. 4 Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к  чему имеет мало отношения. 5 Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами. 4.. Уверенность в себе. 1 Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы  сделать. 2 Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в  случае действительной необходимости.  3 Порой, выполняя трудную задачу, обращается  за помощью, хотя мог бы справиться сам. 4 Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если  сам может справиться. 5 Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других. Г. Положение ребенка в детском коллективе. 5. Авторитет в классе. 1 Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его  уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела. 2 Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников. 3 Пользуется авторитетом только у части одноклассников / у какой­то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д./ 4 Пользуется авторитетом у остальных учащихся. 5 В классе авторитетом не пользуется. 6. Симпатия. 1 Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. 2 В классе ребята относятся к нему с симпатией. 3 Пользуется симпатией только у части одноклассников. 4 Пользуется симпатией у отдельных ребят.       5.   В классе его не любят. Раздел 3. Особенности психических процессов и эмоции. 1. Внимание. 1 Всегда   легко   и   быстро   сосредотачивает   свое   внимание   на   объяснении   учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает. 2 Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из­за невнимательности. 3 Не   всегда   внимательно   слушает   объяснение   учителя.   Периодически   отвлекается, часто делает ошибки из­за невнимательности, но исправляет  их при проверке. 4 Слушает достаточно внимательно только  в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается.   Постоянно   делает   ошибки   из­за   внимательности,   при   проверке   не всегда исправляет их. 5 Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из­за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке. 1 При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал,  2. Память. требующий механического заучивания, запоминается им легко. 2 При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разбирался, понял.  Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом. 17 3 Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1­2 раза посмотреть его. Имеет  привычку не разбираться в структуре и смысле  заучиваемого материала. 4 При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по  форме, но смысл излагает точно. 5 Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и  осмысления, делает смысловые ошибки. 3. Мышление. 1 Быстро охватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто  предлагает собственные оригинальные решения. 2 Достаточно быстро понимает материалы, быстрее многих решает задачи, иногда  предлагает собственные оригинальные способы решения. 3 Удовлетворительно принимает материал после объяснения учителя, решает задачи в  среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает. 4 В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается  медлительным темпом обдумывания и решения. 5 Принимает материал, только после дополнительных занятий, крайне медленно решает  задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны». 4. Эмоциональная реактивность. 1 Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко,  до слез, взволновать рассказ, кинофильм. 2 Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может  взволновать глубоко. Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события. 3 4 Живая эмоциональная реакция практически отсутствует. 5. Общий эмоциональный тонус. 1 Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все  вмешивается, берется за все дела. 2 Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни. 3 Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни. 4 В сравнении с товарищами менее активен и оживлен. 5 Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что  здоров. 6. Эмоциональная уравновешенность. 1 Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек. 2 Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки. 3 Эмоционально уравновешен. 4 Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным  проявлениям. 5 Вспыльчив : часто сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу. 18 Игры на знакомство (для младших школьников) «Давай­ка познакомимся!» Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» — и так далее. «Здравствуйте!» Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по   внешней   стороне   круга.   Встретившись,   они   пожимают   друг   другу   руки,   говорят: «Здравствуйте!», и называют свои имена, потом бегут дальше. Пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим. «Откроем сердце другу» Каждый   игрок   получает   жетон   в   форме   сердечка,   на   котором   он   пишет   имя. Ведущий идет с шляпой по кругу. Игроки громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков — достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину. «Это — Я» Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно — женское, другое — мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это — Я!», и меняются местами.   Задача   ведущего   —   занять   освободившееся   место.   Тот,   кто   не   успел   занять свободное место, становится ведущим. Если среди играющих есть только один человек с одним из двух названных имен, то он кричит: «Это — Я», и остается на месте. «Теремок» К ведущему подходит первый игрок и спрашивает: — Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? — Я ... (называет свое имя). А ты кто? — Я ... (называет свое имя). К ним подходит второй игрок, и диалог повторяется. 19 «У лукоморья дуб зеленый» На   дерево   прикрепляются   листья,   на   которых   написаны   имена   детей.   Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем, вызывает ребенка (детей) с этим именем. Вызванный ребенок (дети) срывает следующий листок с дерева, и так далее. Затем ведущий раздает детям листья с именами в беспорядке, дети должны найти листок со своим именем. Выигрывают те, кто сделает это быстрее других. «Угадай мое имя» Вместо представления игрок дает остальным детям подсказки: мое имя начинается на букву «О»; мое имя заканчивается на букву «А»; мое имя состоит из шести букв и др. Все остальные должны отгадать, какое это имя. «Кто? Где? Когда?» Игроки становятся в круг. По сигналу ведущего дети перестраиваются так, чтобы они располагались: в алфавитном порядке; по месяцам рождения; по знакам зодиака; по увлечениям. «Веселые задания» «Слушай, смейся, выполняй. Имена запоминай!» — с этими словами ведущий дает задания детям: Саши, Оли, Димы, Юли должны надуть воздушный шарик, у кого же шарик лопнет раньше; Лены и Алеши должны похвалить самих себя, глядя в зеркало, и при этом даже не улыбнуться; Даши и Сережи набрать в рот воды и спеть песню так, чтобы другие ее узнали, и так далее. «Воробей» Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга — в другом направлении, и при этом приговаривает:  Скачет, скачет воробей — бей­бей,  Собирает всех друзей — зей­зей.  Много, много разных нас­нас­нас,  Выйдут... (называет имя ребенка) сейчас­час­час.  Названные дети входят в круг, и игра повторяется, пока не будут названы имена всех детей. 20 Игры на перемене Тише едешь ­ дальше будешь    В   игре   может   участвовать   любое   количество   игроков.   Сначала   выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10­15 шагах за ним. «Водила» произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь»   и   быстро   оборачивается,   внимательно   оглядывая   игроков.   Игроки   могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.  Дракон, кусающий свой хвост    Играющие выстраиваются друг за другом. Правую руку кладут на правое плечо стоящего впереди. Первый игрок ­ голова дракона, последний его хвост.    Цель   головы   –   поймать   хвост.   Тело   дракона   (остальные   игроки)   находится   в постоянном   движении   и   послушно   следует   за   го­лозой.   Цепочка   игроков   не   должна разрываться.   Тот,   по   чьей   вине   произошел   разрыв,   становится   головой.   Тело   дракона подыгрывает хвосту, не давая голове его ухватить. Когда голова ловит хвост, последний в колонне   игрок   идет   вперед,   становится   головой,   а   новым   хвостом   —   игрок,   бывший предпоследним.  Невод   Все играющие ­ рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой.   Они   стараются   окружить   её,   сомкнув   вокруг   рыбки   руки.   Постепенно   из пойманных рыбок составляется целая цепочка ­ “невод”. Теперь рыбки ловятся “неводом”. Последние двое непойманных игроков являются победителями, при повторении игры они ­ рыбаки.  Быстро по местам! 21  Дети встают в круг (колонну, шеренгу и т.п.). По сигналу водящего : "На прогулку" ­ все расходятся в разные стороны. По синалу: "По местам!" ­ все должны вернуться на свои места. Играют 3­4 раза. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.   Исходные положения могут быть самые разные. Быстро по местами! Играющие   строятся   в   одну   или   две   колонны   и   вытягивают   руки,   касаясь   плеч впереди   стоящего.   По   команде   учителя   «На   прогулку!»   ученики   расходятся   в   разные стороны, по команде «Быстро по местам!» — строятся в исходное положение, стараясь быстрее занять свое место.  Внимание! На слово «Внимание!» учитель показывает любые упражнения, дети должны быстро их повторить. В конце подвести итоги игры. Внимание! (Руки к плечам.) И вот опять (Хлопок перед собой.) (Руки на парту.) Учебное задание. (Руки перед собой на парту.)  Вызов номеров Играющие рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой номер. Учитель вызывает детей по номерам и дает им определенное задание: поймать мяч, сделать упражнение, принести эстафетную палочку и т. д. Замри! Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены. По команде учителя «Замри!», ученик пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, мысленно считая до 10­ти, после чего возвращается в свободное положение. Запомни свое место Учитель строит играющих в определенном порядке. Дети должны запомнить свои места. Затем они расходятся. По сигналу учителя (команда, свисток, хлопок, флажок и т. п.) каждый играющий должен занять свое место. Запрещенное движение Учитель   проводит   комплекс   физкультпауз   по   предложенной   схеме,   по   типу общеразвивающих упражнений, но одно движение, например «руки за голову», — является запрещенным. Это значит, что выполнять его нельзя: тот, кто выполнит это упражнение, получает штрафное очко и т. д. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков. Название игры: «Река и ров»  Содержание: Занимающиеся построены на середине зала (площадки) в колонну по одному.   Справа   от   колонны   –   ров,   слева   –   река.   Через   реку   надо   переплыть   (идти, имитируя руками движения пловца), через ров – перепрыгнуть. По сигналу учителя «Ров – справа!»   дети   поворачиваются   направо   и   прыгают   вперёд.   Тот,   кто   прыгнул   в   другую сторону,   считается   упавшим   в   реку.   Ему   помогают   выбраться,   подавая   руку.   Все возвращаются и строятся посреди зала. По сигналу «Река – справа!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Попавшему в ров подают руку, он возвращается к товарищам. Выигрывает игрок, совершивший меньше ошибок Название игры: «Совушка»  Содержание:   Играющие   располагаются   на   площадке   произвольно.   Выбирается «совушка». Её гнездо – в стороне от площадки. После слов учителя «День наступает – всё оживает» дети ходят, бегают, подражая полёту птиц. После слов «Ночь наступает – всё замирает»   играющие   останавливаются   в   той   позе,   в   какой   их   застал   сигнал.   Совушка 22 выходит охотиться: уводит шевельнувшихся в своё гнездо. Учитель произносит «День...». Совушка уходит в гнездо, играющие «оживают». Название игры: «Ловишка в кругу»  Содержание: Посреди площадки чертят круг диаметром 4 – 5 м. Занимающиеся стоят по кругу. Выбирается водящий (ловишка). Он становится в центр круга. По сигналу «Раз, два, три – лови!» дети бегут, пересекая круг. Водящий должен дотронуться до них, не выходя из круга. Осаленный считается пойманным и временно выбывает из игры. Через 1 – 1,5 мин подаётся сигнал «Стой!». Подсчитываются пойманные. Из неосаленных выбирается новый водящий. Правило: Ловить можно только в кругу. Название игры: «Ловишка с лентами»  Содержание:   Играющие   стоят   по   кругу.   У   каждого   из   них   цветная   ленточка, заложенная за пояс или ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу «Беги!» дети разбегаются   по   площадке.   Ловишка   бежит   за   играющими,   стремясь   взять   у   кого­либо ленточку. Лишившийся её временно отходит в сторону. По сигналу учителя «В круг!» все бегут в круг. Ловишка подсчитывает взятые ленты и возвращает их детям. Варианты:  «Ноги   от   земли».  Нельзя   ловить   успевших   встать   на   какой­нибудь возвышающийся предмет. «С мячом». Водящий должен осалить убегающих мячом. «С приседанием». Нельзя ловить присевшего игрока. Схема анализа воспитательного мероприятия№1 1.   Цель и содержание мероприятия 2.   Актуальность мероприятия (показатель педагогической и психологической  грамотности классного руководителя): ­     соответствие его содержания интересам, запросам, потребностям личности и  возникающим проблемам в детской среде; ­     обеспечение дальнейшего положительного общения в детском коллективе; ­     направленность содержания на решение задач, поставленных перед школой.  3.   Преемственность содержания данного мероприятия с другими в системе работы  классного руководителя (показатель педагогической чуткости и способности классного  руководителя ориентироваться в конкретной педагогической ситуации, возможности  использования прежнего педагогического опыта в новых ситуациях). 4.   Соответствие содержания мероприятия форме его проведения, оригинальность  решения воспитательных задач через содержание и форму (показатель педагогического  творчества, новизны и оригинальности педагогических решений). 5.   Насыщенность мероприятия информацией и эмоциональными переживаниями,  обеспечивающими активное восприятие происходящего (показатели общей культуры  классного руководителя). 6.   Продолжительность подготовительного периода (показатель организаторских  способностей классного руководителя). 7.   Удовлетворенность школьников проведенным мероприятием: настроение,  поведение, отношение к участникам (показатель педагогического мастерства классного  руководителя). 23 8.   Культура проведения мероприятия, четкость, последовательность  запланированных событий, его органическая этапность, свобода проявления чувств,  переживаний учащихся, их самостоятельность и инициатива (показатель оптимистической  атмосферы в классном коллективе и знания педагогом своих воспитанников). 9.   Самооценка классным руководителем качества и результатов мероприятия  (показатель педагогической требовательности к своей работе – объективность  самооценки). Схема анализ воспитательного мероприятия №2 В качестве примера анализа для практического использования приводится одна из  возможных его схем. I. Общие сведения 1. Название мероприятия. 2. Дата проведения, класс. 3. Организатор мероприятия. 4. Состав группы учащихся: мальчики (юноши), девочки (девушки), группы по интересам,  др. 5. Вид деятельности (является ли она частью системной работы или мероприятие носит  эпизодический характер). 6. Цель проведения мероприятия (на решение каких задач классного коллектива и  формирование качеств личности учащихся рассчитано данное меро­приятие). 7. Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности (соответствие занятия  основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного  коллектива, возрастным особенностям учащихся). II. Анализ подготовки мероприятия 1. Кто являлся инициатором организации данного мероприятия, и как оно готовилось? В  чем и каким образом проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся  при подготовке к мероприятию? 2. Содержание этапов подготовительной работы: планирование, разработка элементов  мероприятия, изготовление необходимого оборудования и т.д. 3. Степень включенности детского коллектива в подготовку мероприятия. III. Анализ хода мероприятия 1. Насколько убедительно и эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи  предстоящей деятельности; степень их актуальности для детей. 2. Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа. 3. Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, на формирование каких  социальных установок, чувств и убеждений оно было направлено? 4. Какова результативность проделанной работы? 5. Какое влияние оказало проведенное мероприятие на коллектив детей? Какие  последствия для развития коллектива оно может иметь? 6. Какова роль классного руководителя в ходе мероприятий? 7. Характер взаимоотношений между воспитанниками и педагогом­воспитателем, их  соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям,  уровню развития коллектива. IV. Анализ деятельности воспитателя 1. Какие действия воспитателя способствовали удачному проведению мероприятия, а  какие — мешали и почему? 24 2. Какие педагогические способности и умения были проявлены в ходе воспитательной  работы с учащимися? V. Общая оценка воспитательного мероприятия 1. Насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач? Причины успеха, неудач,  замеченные ошибки. 2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы. 3. Педагогические выводы и предложения рекомендации для дальнейшего  совершенствования воспитательной деятельности педагога. Анализ воспитательного мероприятия №3 Дата ______ Класс_____ ОУ _______ Студент_____________________________ Тема занятия: Критерии оценки  Баллы 1 2 Оформление помещения к проведению мероприятия 3 4 5 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 Эстетичность оформления Роль оформления в успешности проведения мероприятия Степень рациональности и эффективности использования  времени Эмоциональный фон Создание благоприятного морально­психологического климата Соответствие содержания мероприятия возрасту, интереса,  особенностям учащихся данного класса Оригинальность формы проведения Активность детей, стимулирование учащихся к достижению  поставленной цели Организованность учащихся, выполнение ими норм и правил  поведения Реализация индивидуального и личностного подхода к  учащимся Организационная четкость мероприятия Культура речи, мимика и жесты педагога Оценка результативности мероприятия Достижение цели, уровень решения поставленных задач  Расширение общего кругозора участников Освоение учащимися новых знаний, умений, социального опыта Реакция детей на достигнутый результат  Степень обучающего и развивающего значения данного  мероприятия Социальная и педагогическая значимость мероприятия Удачные, положительные моменты мероприятия Недостатки мероприятия и их причины 25 Замечания и предложения Схема самоанализа воспитательного мероприятия  1. Название мероприятия (тема классного часа). 2. Дата проведения. 3. Место проведения.  4. Состав группы обучающихся (класс) 5. Какие воспитательные, образовательные, развивающие цели ставились на  мероприятии? ­Как учитывались возможности класса и отдельных обучающихся? ­Каковы ожидаемые результаты (каких изменений  во взглядах, в поведении обучающихся  планировалось достичь при подготовке внеклассного мероприятия). 6. Самоанализ с точки зрения этапов подготовки внеклассного мероприятия. ­Сколько ребят было охвачено при подготовке к внеклассному мероприятию? ­Какая работа проведена с активом класса? ­Кто из учителей, родителей, общественности привлекался при подготовке классного часа? 7. Самооценка (для краткого самоанализа классного часа).  ­Достигнуты ли поставленные цели? Почему Вы так считаете? ­Выявлены ли какие­либо недостатки? Какие? Причины недостатков? ­Есть ли желание, (смысл) продолжить работу в данном направлении? (перспективы) Классный час как одна из главных форм воспитания в школе Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя).  Классный час  – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством   педагога   включаются   в   специально   организованную   деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.  Выделяют   два   основные   вида   классного   часа:   тематический   и   час   общения   по текущим делам в классе. Классный час выполняет следующие функции:  1) просветительскую  ­  дает   возможность   расширить   круг  тех   знаний   учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие. 26 2)   ориентирующую  ­   способствует   формированию   отношения   к   окружающему миру,   выработке   иерархии   материальных   и   духовных   ценностей.   Помогает   оценивать явления, происходящие в жизни.  Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию.  3) направляющую  ­ призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.  4) формирующую  ­ формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Типы классного часа:  • Нравственный классный час Цели:  1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов,  суждений, оценок 2. Изучение,. осмысление и анализ нравственного опыта поколений 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков  сверстников и одноклассников 4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение  признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.)  (нельзя проводить часто)  • Интеллектуально­познавательный классный час Цели:  1. Развивать познавательный интерес учащихся 2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к  самосовершенствованию • Тематический классный час Цели: 1. Развивать кругозор учащихся 2. способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных  потребностей  • Информационный классный час Цели: 1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно­ политической жизни своей страны, своего города, района. 2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения 3. Формирование своего отношения к происходящему 4. Развитие исследовательских умений Формы классного часа: беседа (эстетическая, нравственная), диспут, встречи с  интересными людьми, викторины по различным областям знаний, дискуссии,  КВНы,интерактивные игры, игры­путешествия, тренинги, читательские конференции  …  Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения  классного часа исходя из: • возрастных и психологических особенностей школьников • целей и задач, которые он ставит • нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо  ориентироваться на следующую систему действий: 27 • Определить тему, сформулировать цель • Составить план (сценарий) • Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме • Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено  планом) • Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или  родителей Анализ классного часа Он нужен воспитателю для определения задач индивидуальной работы с воспитанниками,  выделения стратегических направлений работы с классом.  Выделяют две стороны анализа. Первая сторона – это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия).  Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и  результат; причем, важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого;  выделение положительных моментов в организации совместной деятельности.  Другая сторона – это педагогический анализ.  • Почему? Зачем? ­ Потребности, особенности, интересы • Что? ­ Цель  • Как? ­ Методы Формы работы.Активность, вовлеченность, интерес,   эмоциональное состояние учащихся. Удачи, трудности  • И что мы с этого имеем? ­ Результат, продолжение работы.  Критерии эффективности классного часа  • Личностная значимость для учащихся  • Комфортность, благоприятный психологический климат  • Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих  способностей школьников  • Обогащенность жизненного опыта учащихся  • Духовно­нравственная ценность  • Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа  Схема анализа классного часа 1.   Тема классного часа. 2.   Образовательно­воспитательные задачи классного часа, их личностный смысл  для каждого школьника. 3.   Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа: ­     своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;  ­     уровень самостоятельности и активности школьников к его подготовке; ­     педагогическая обеспеченность учебно­наглядным оборудованием. 4.   Ход классного часа: ­     убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в  постановке и раскрытии перед учащимися цели и задач классного часа;  ­     соответствие содержания, тематической направленности и технологии  проведения мероприятия уровню развития коллектива класса; ­      педагогическое мастерство классного руководителя в проведении классного  часа: педагогическая культура, такт, общение, внешний вид воспитателя; ­      создание психологической совместимости на начальном этапе проведения  классного часа; ­      рациональное использование учебного времени; коррекционные действия  28 классного руководителя. 5.   Итоги классного часа: ­     достижение цели и задач классного часа;  ­     позитивные и негативные аспекты проведенного мероприятия, их причины;  ­     педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию работы  классного руководителя по подготовке и проведению классного часа.   Формулирование  предложений в процессе самоанализа или анализа Примерные речевые обороты:   содержание соответствовало возрастным особенностям детей...(младшего  школьного возраста), так как у детей данного возраста необходимо формировать… (полезные привычки, умение общаться, умение делать выводы, умение спорить и  отстаивать свою точку зрения и т.д.)  данная форма проведения классного часа была выбрана, потому что я стремлюсь  сформировать у детей такие умения как…  в ходе проведения классного часа выявлены такие положительные моменты  (некоторые недостатки) …  на мой взгляд, причиной недостатков явилось то, что у некоторых обучающихся  недостаточно развиты (сформированы) навыки общения, умение делать выводы и  т.д.  исходя из анализа выявленных недостатков, считаю необходимым продолжить  работу в данном направлении (по формированию у детей ….умений, качеств…)  я довольна (доволен) итогами (результатами) классного часа, так как результаты  соответствуют поставленным целям (цели и задачам). Считаю, что в перспективе  можно использовать (более сложные) формы проведения классного часа,  способствующие развитию (формированию) у детей …… качеств личности (каких­ либо умений) ИЛИ: можно предоставить больше самостоятельности детям при  подготовке классного часа и т.п. Критерии оценивания результативности проведения классного часа Ф.И. студента:_______________ Школа:____________________Класс:____ Учитель:______________________________________________________________________ Тема классного часа:_____________________________________________________ 29 Критерии Баллы 2 3 1 Подготовка к проведению мероприятия Подготовка учителя к классному часу (оборудование, оформление доски и  другие средства  воспитания). Использование  ИКТ. Соответствие плана­конспекта заявленной теме.  Внешний вид студента. Эмоциональный фон Создание благоприятного психологического климата. Соответствие содержания мероприятия возрасту, интересам,  теме  классного часа. Оригинальность выбора формы проведения мероприятия. Активность учащихся, стимулирование их к достижению  поставленной цели. Культура  и выразительность речи учителя, использование  вербальных и невербальных средств общения. Оценка результативности мероприятия Достижение цели, реализация  поставленных задач мероприятия. Степень воспитывающего и развивающего значения данного  мероприятия. Степень рациональности и эффективности использования времени. Итого баллов Удачные, положительные моменты мероприятия   _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Недостатки мероприятия и их причины  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Оцениваются все показатели в баллах от 1 до 3. Классный час  оценивается на «отлично» при наличии от 30 до 36 балла, на «хорошо» ­ от   20 до 29 баллов, на «удовлетворительно» от 16  до 19 баллов. Дата «       _____»_________________20____г. Подпись________________________ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ 30 Секреты успешного общения с родителями 1.Скажите родителям, что вы просите их о встрече, так как очень нуждаетесь в их совете,  поскольку никто лучше их  не знает,какой подход нужен ребенку. 2.Выбирайте для беседы  с родителями удобное для этого место. 3.Начните разговор с вопросов о делах в семье и если вы узнали о серьезных неприятностях лучше не говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка. 4. Начинайте и заканчивайте разговор с родителями похвалой ребенка. Умейте увидеть  положительное в ребенке. 5.Терпеливо выслушивайте родителей,  обращайте внимание на то положительное что  рассказывают о ребенке и что не известно учителям. 6.Спокойно, корректно,  без лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что  смущает учителей в его характере и поведении. 7. На индивидуальную беседу с родителями можно приглашать «узких» специалистов. 8. Приглашайте к совместному общению родителей, дети которых имеют сходные  личностные или учебные проблемы. Родители поймут, что они не одиноки в своей  проблеме и у них появится возможность поделиться своим опытом. 9.Завершая беседу, не забудьте вежливо попрощаться и наметить ориентиры на следующую встречу. 10. Не навреди! Обязательно думай о том, что будет в семье после вашей беседы. Содержание и формы работы с родителями       Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три  основных направления:  ­ психолого—педагогическое просвещение родителей; ­  вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс; ­  участие в его управлении в школе.        Психолого­педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью  следующих форм работы с семьей: ­  родительские университеты; ­  конференции; ­  индивидуальные и тематические консультации; ­  родительские собрания;  ­  тренинги. Требования к проведению консультации  1.   Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.  2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и  рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.  3.   В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам  высказать свое мнение и своё отношение к проблеме.  4.   Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть  компетентны в решаемой проблеме.  5.   Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и  угроз.  6.   В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и  положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.  7.   В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить  о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем. 31  8.   Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме  специалистов, педагогов, классного руководителя.  9.  Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в  семье и в лучшую сторону.  10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей. Изучение  семей Информация о  семье  необходима школе для решения оперативных педагогических задач: ­ для точного выбора методов, адекватных образовательным потребностям  семьи;  ­ для понимания истоков и причин сценария развития успешности в обучении, ­  для выработки индивидуальной тактики  взаимодействия  с родителями. Методы изучения семьи: 1. Наблюдение. 2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ОДН). 3. Индивидуальные беседы. 4. Тестирование. 5. Анкетирование. 6. Диагностика. 7. Деловые игры. 9. Использование карточек­консультаций, карточек с направляющим планом действий. Анализ родительского собрания 1. Какова повестка родительского собрания и целесообразность его повестки на данном  этапе?  2. Насколько квалифицированно была изложена тема?  3. Был ли организован обмен лучшим опытом семейного воспитания?  4. Была ли рекомендована родителям педагогическая литература по изучаемой теме?  5. Были ли предложены родителям памятки, советы по теме лектория?  6. Была ли организована выставка детских работ?  7. Какое место на уроке занимал анализ классного руководителя в работе класса, выявлены ли причины недостатков? Поставлены ли задачи?  8. Был ли организован обмен мнениями? Характер выступления родителей?  9. Были ли сделаны выводы по обследованному вопросу? Принято ли решение? Насколько  оно корректно, реально?  10. Была ли информация о выполнении ранее принятого решения?  11. Насколько тактичен был классный руководитель по отношению к родителям (особенно  слабых)?  12. Подготовка помещения.  13. Явка родителей (число матерей, отцов).  14. Вывод руководителя об уровне подготовки и проведения родительского собрания.  Предложения по повышению эффективности этой работы. Памятка для родителей «Развитие жизнестойкости в детях»  Создайте защитную среду с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы.  Помогайте   ребенку   развивать   самоуважение,   интересы,   навыки,   таланты   и  увлечения. 32     Подчеркивайте   значимость   семьи,   чувство   гордости   и   родства.   При   отсутствии семьи   помогите   развить   в   ребенке   чувство   принадлежности,   смысл   существования. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.  Поощряйте   самостоятельность   ребенка   в   раннем   детстве   –   предоставляйте возможность выбора. Судить о независимости можно по способности ребенка успешно довести дело до конца, получая в награду похвалу и удовлетворение от завершения работы. Лучше всего давать детям в качестве задания конкретные задания по дому. Представляя   возможность   для   самостоятельных   поступков,   родители   должны   не забывать о создании необходимой атмосферы защищенности и заботы.  Будьте   заботливы,   но   строги.   Ясно   формулируйте   правила   и   требуйте   их соблюдения.  Общайтесь!!!   Предоставляйте   ребенку   возможность   открыто   выражать   свои чувства:  ­ будьте открыты и доброжелательны ­ учите понимать других и самостоятельно принимать решения ­ открыто выражайте озабоченность и недовольство ­ внимательно слушайте ­ общайтесь как с помощью слов, так и действий     Учите   быстро   принимать   решения.   Часто   трудности   возникают   не   из­за   самой проблемы, а из­за того, как ее пытаются разрешить. Учите ребенка быть инициативным, а   не   пассивно   реагировать   на   ситуацию.   Поощряйте   активность,   это   предотвратит появление беспомощности, которая, как известно, часто ведет к депрессии.  Четко называйте проблему: подчеркивайте, что проблемы – это часть нормальной жизни.   Вместе   ищите   выход,   предоставляйте   родителям   роль   лидеров,   а   всем остальным   членам   семьи   возможность   открыто   высказывать   свои   идеи   и   выражать чувства.  Учите   ребенка   вести   себя   в   обществе:   дружелюбию,   общительности, ответственности, взаимовыручке и эмпатии.  Моделируйте   самоконтроль,   спокойствие,   оптимизм,   гибкость.   Поведение   и реакции родителей и других взрослых столь же важны, как и их высказывания.  Поощряйте жизнерадостность и жизнестойкость  Помогайте ребенку перестраивать негативные эмоции на позитивные. Позволяйте ему рассказывать о том, что его беспокоит.  Давайте ребенку понять, где и как он может попросить помощи.  Поощряйте веру ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.  Устраивайте отдых и развлечения – веселитесь и смейтесь – юмор лечит.  Внимательно   следите   за   настроением   и   поведением,   не   пропускайте   тревожных сигналов. Таким сигналом может быть внезапное изменение поведения, например, уход   в   себя,   потеря   интересов,   отказ   от   обычного   графика,   расстройства   сна, снижение успеваемости в школе. 33 Список использованной литературы 1. Александрова М.А., Екимова И.Н.,  Содержание анализа воспитательного процесса в классе //Классный руководитель­ № 4­2010. 2. Дереклеева   Н.И.   Справочник   классного   руководителя:   1­4   классы.­   М., «Академия», 2008. 3. Классное руководство: учебник для студ.сред.проф.образования/ под ред. В. П.  Сергеевой. М.: «Академия», 2014. 4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и  сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под  ред. С.А.Смирнова. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2000. 5. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. Учеб. для студ. сред. пед. учеб.  заведений ­ М.: Издательский центр «Академия», 2001. 6. Сластёнин В. А. и др. Педагогика.­ М., Издательский центр «Академия» , 2013. 34 Приложение 1 Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Рубцовский педагогический колледж» ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ «КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО» ПМ.03 (МДК.03.01) студентки 201 группы Гилевой Алены Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» 35 Приложение 2 2014 ДНЕВНИК ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ «КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО» ПМ.03 (МДК.03.01) студентки 201 группы Гилевой Алены Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» База практики:                                г. Рубцовск, МОУ СОШ №6                                                                                          Руководители практики: Моргунова Н.А. Большина И.Г. 36 Образец оформления дневника Дата Содержание  работы Анализ Отметка, подпись Приложение 4 Сценарий  классного часа Класс, возраст воспитанников:  1 класс Организационная форма мероприятия: игра­соревнование. Тема (название) мероприятия: "Праздник вежливых ребят". Цель: Воспитание культурно развитой личности, соблюдающей нормы и правила этики. Задачи:  1.Образовательная: 1.Совершенствование нравственных качеств личности, умение  пользоваться полученными знаниями в межличностном общении; учить  доброжелательности, стремлению понимать друг друга; формировать умение правильно  оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев,  персонажей. 2. Развивающая: Развивать этические чувства, коммуникативные навыки, творческое  воображение; эмоционально­ценностные сферы учащихся. 3. Воспитывающая: Формирование нравственных качеств обучающихся, общаться в  коллективе;  воспитывать стремление совершать добрые дела, уважения друг к другу. Ожидаемые результаты: личностные УУД: ­умение соотносить свои действия и поступки с принятыми этическими нормами;   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной развитие   этических   чувств, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  регулятивные УУД: ­  умение прогнозировать свои действия в рамка конкретного задания; осуществлять самоконтроль и оценивать свои действия; ­умение слушать и слышать и взаимодействовать в группе; 37 ­ умение логично выстраивать свое суждение, корректно отстаивать свою позицию;  познавательные УУД: ­ умение выбирать эффективный способ решения поставленной задачи; воспроизводить по памяти информации, необходимую для решения поставленной задачи;  коммуникативные УУД: ­умение эффективно сотрудничать в поиске необходимой информации. Оборудование, оформление и реквизит: пословицы, мультимедийная презентация,  варианты названий команд, ситуации, песню «Если с другом вышел в путь», сл. М. Танича,  муз. В. Шаинского,грамоты. Этап мероприятия, время Ход мероприятия. Деятельность классного руководителя 1.Организационное начало Добрый день, дорогие дети! Здравствуйте!  2. Основная часть ­ Сегодня у нас необычный праздник ­ Праздник доброты и  вежливости. Сегодня мы поговорим о "волшебных" словах и о добрых  поступках. Любого человека в жизни ценят за его душевные  качества. Чтобы стать настоящим человеком, надо быть  добрым, смелым, отзывчивым, вежливым. А этому тоже надо  учиться. Поэтому мы должны как можно чаще пользоваться  "волшебными" словами, от которых на душе у любого человека  становится теплее, радостнее, светлее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту,  помогает рассеять плохое настроение. Но не только слова должны  быть добрыми, надо, чтобы и поступки были разумными, такими,  чтобы нам никогда не приходилось за них краснеть и стыдиться. Надо  стараться всегда и во всём быть полезным людям. Стать добрым волшебником  Ну­ка попробуй.  Тут хитрости вовсе  Не нужно особой. Понять и исполнить Желанье другого­ Одно удовольствие, Честное слово! Хоть мама Ещё не вернулась с работы, Нетрудно узнать Её думы, заботы. «Вернусь,­ Хорошо бы пошить, почитать... Да надо с уборкой возиться опять». И ты совершаешь весёлое чудо­ Пол засверкал, 38 Засияла посуда! И ахнула мама,  Вернувшись, домой: ­ Да это, как в сказке, Волшебник ты мой!  Сегодня мы проводим игру­соревнование. Приглашаем участников  команд, занять свои места за столом. Ребята, сейчас вы должны из предложенных названий выбрать такое  название для своей команды, которое будет соответствовать теме  нашего праздника. Варианты названия команды написаны на  листочке: надежные помощники, добрые ребята, знатоки  вежливости, верные друзья, заботливые товарищи. Также вы  должны выбрать капитана, который будет озвучивать мнение своей  команды. Кто быстрее справится с заданием, тот заработает больше  очков. Раздаются листочки. Выставление баллов. Приглашаются капитаны команд. Капитаны, сейчас вы по очереди  должны будете называть "вежливые " слова, не повторяя их. Кто  последний назовет вежливое слово, тот и заработает больше очков. Давайте еще раз повторим известные нам «вежливые слова». Мультимедийная экранная заставка с перечнем вежливых слов.  Выставление баллов. На листочке записаны пословицы. Но дается только начало каждой из  них. Вы должны вспомнить продолжение каждой пословицы.  Капитаны, получите задание. А) Жизнь дана на (добрые дела). Дружба в делах (помощница).  Языком не торопись, торопись (делом). Б) Один за всех и все (за одного). Старый друг лучше (новых двух).  Над чужой бедой (не смейся). В) Покорное слово гнев (укрощает). Сам погибай, а товарища  (выручай). Нет друга ­ ищи, а нашёл ­ (береги). А теперь проверим, как команды справились с заданием.   Выставление баллов. Подведение промежуточного результата. Ребята, сейчас вам будет предложено несколько слов, записанных на  листочке. Вы должны будете выбрать один листок и пояснить  значение слов, которые на нем записаны. А) Что обозначает фраза "Доброе утро"? Б) Что обозначает слово "Здравствуйте"? 1. Конкурс: «Назови свою  команду». 2. Представление команд. 3. Конкурс капитанов. 4. Конкурс: «Продолжи пословицу». В) Что обозначает слово "Пожалуйста"? Выставление баллов.  Пока команды готовятся, остальные участники праздника играют в  игру: «Доскажи словечко». 1. 2. Растает даже ледяная глыба От слова тёплого (спасибо). Зеленеет старый пень, 39 5. Конкурс: «Это интересно!» 6. Игра: «Доскажи словечко». Когда услышит (добрый день). Если больше есть не в силах, Скажем маме мы (спасибо). Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь, (здравствуйте). Когда нас бранят за шалости, Говорим (прости, пожалуйста). И во Франции, и в Дании На прощанье говорят (до свидания). Прыгнул лисёнок на высокий пень: «Эй, звери, добрый (день)». Если ты столкнулся с кем­то по пути, Не забудь сказать: пожалуйста (прости). Если вежлив поросёнок: Хрю, Он, поев, шепнёт: (благодарю). 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Ребята, сейчас вам будет предложено несколько качеств человека,  записанных на листочке. Вы должны будет выбрать такие  человеческие качества, которые вы хотели бы видеть у себя или своих товарищей. Капитаны, получите задание. Раздаются листочки со  словами. Смелость. Резкость. Грубость. Честность. Преданность. Невежество. Доброжелательность. Отзывчивость. Уважение. Насмешливость. Трусость. Взаимопомощь. Хамоватость. Забота о ближнем человеке. Зависть. Драчливость. Воспитанность. Душевность. Жестокость. Лживость. А теперь проверим, как команды справились с заданием.  Вот он  какой ­ Настоящий человек! Ребята прослушайте выбранную ситуацию и дайте ей оценку. А) 7. Конкурс: «Человеческие качества». Решение ситуаций 40 Таня конфетку в классе съедает, Фантик куда, догадайтесь, бросает? В этом вопросе, ребята, туман: В урну, под парту, иль, может, в карман. Б) Мы играли в салки, в прятки, Было всё у нас в порядке. Тут наш Коля прилетел, Первым быть везде хотел. Всех давай толкать, ругать, Стало скучно нам играть. В) Танцевали мы в спортзале,  Но столкнулись и упали. ­ Слон ты,­ мне сказала Люда. ­ Ты сама как два верблюда.  Стихотворение С.Я. Маршака "Песенка о вежливости"): Ежели вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе. Ежели вы вежливы В душе, а не для виду, В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду. И ежели вы вежливы, Вы, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. Ежели вы вежливы, Поможете вы маме, И помощь ей предложите Без просьбы ­ то есть сами. Ежели вы вежливы, То в разговоре с тётей, И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьёте. Ежели вы вежливы, На тех, кто послабее, Вы нападать не будете, Пред сильными робея. 3. Подведение итогов А сейчас мы исполним с вами песню «Если с другом вышел в путь»,сл. М. Танича, муз. В. Шаинского. А сейчас мы подведем итог нашего соревнования, назовем команду­ победительницу, наградим грамотами. Вежливость для взрослых и для детей важна, Вежливость ­ чудесная, добрая страна. 41 Вежливости с детства надо всем учиться, Вежливость, ребята, волшебства частица. Если будем вежливы Каждый день и час ­ Станет мир счастливее В миллионы раз!

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Классное руководство» для студентов специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018