Методические рекомендации по разработке программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ
Оценка 5

Методические рекомендации по разработке программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
13.01.2017
Методические рекомендации  по разработке программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ
Методологической основой разработки и реализации Стандарта, включающего программу духовно — нравственного/нравственного развития обучающихся с ОВЗ, является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно - нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитанников).
дух - нравст восп ОВЗ Коньковой.doc

 

Методические рекомендации

по разработке программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ

 

       Программа духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного/нравственного развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

   Методологической основой разработки и реализации Стандарта, включающего программу духовно — нравственного/нравственного развития обучающихся с ОВЗ, является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  определяет характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно - нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитанников).

   В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России четко сформирован национальный идеал современной России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Определяет национальный идеал многовековая история России, социальная эпоха, потребности общества. В этом смысле образовательное учреждение транслирует идеальный образ гражданина России в процессе обучения и воспитания обучающимся.

    В основу программы духовно-нравственного/нравственного развития должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, изложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: обязательными для ознакомления являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.

В целом при составлении программы рекомендуется опираться на следующие педагогические подходы:

1.Аксиологический подход.

   Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность.

   Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

  Аксиологический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному распаду социальной среды.

2.Системно-деятельностный подход.

   Этот подход должен быть определяющим для формирования и реализации основной образовательной программы. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

3.Развивающий подход.

  Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют:

-соответствующая система базовых национальных ценностей (аксиологический подход);

-многоукладность тематической программы, т.е. интеграцию ею различных видов образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной и т.д. (системно-деятельностный подход);

-разработанные для каждого направления и соответствующие базовым ценностям технологии духовно-нравственного развития и воспитания.

 Программа духовно-нравственного/нравственного развития должна обеспечивать:

-создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

-формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Программа духовно-нравственного/нравственного развития должна включать:

-Цель и задачи.

-Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

-Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

-Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

-Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

-Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

     При формировании программы следует помнить, что необходимо сохранить ключевые моменты, которые определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития.

   Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разрабатываются на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям. Ценности: толерантность; представление о вере, религиозной жизни человека; ценности религиозного мировоззрения.

 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; духовной культуре и светской этике.

Формы работы с детьми ОВЗ:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников школы и общественности.

Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).

Детская благотворительность: акция «Посылка солдату», акция «Милосердие» и т. д.)

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия). Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.

Формы работы с родителями:

-Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

-Лекторий для родителей.

-Дни открытых дверей.

-Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).

-Анкетирование и тестирование  родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

-Индивидуальные беседы.

    Своеообразие развития детей с ОВЗ, конечно, затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения, однако необходимо добиваться понимания учащимися гуманной сущности и справедливости духовно-нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм.

   Важнейшим условием является такая организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой в практических ситуациях, личностно значимых для ребёнка, школьники получают запас необходимых представлений и убеждений. Учащиеся с ОВЗ затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те духовно-нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях в видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение школьников к нормам морали, которое способствует их присвоению учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

 


Методические рекомендации по разработке программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся с

Методические рекомендации по разработке программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся с

России в процессе обучения и воспитания обучающимся

России в процессе обучения и воспитания обучающимся

Развивающий подход. Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой…

Развивающий подход. Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой…

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Дни открытых дверей. -Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы)

Дни открытых дверей. -Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017