Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Оценка 4.7

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
12.04.2018
Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рекомендации предназначены для студентов по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Методические рекомендации содержат цель и задачи учебной практики, описание видов и содержания деятельности, формы подготовки отчетных документов практики. Составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике».
Методические рекомендации по учебной практике Подготовка к летней практике.docx
КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж» 1 Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах 2 Рубцовск, 2016 Рассмотрено на заседании предметно­цикловой комиссии    профессионального цикла  протокол №   от «  » __________201_ года Составитель: Большина И. Г ­ Методические рекомендации по учебной  практике «Подготовка к летней практике».  Для студентов  педагогического колледжа, Рубцовск, 2016, с.36. Рекомендации предназначены для студентов  по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Методические рекомендации  содержат цель и задачи учебной  практики, описание  видов   и содержания деятельности, формы подготовки отчетных документов практики.  Составлены   в   соответствии   с   требованиями     ФГОС   СПО   по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Этика вожатого В копилку вожатого  … 1. Планирование деятельности в загородном лагере 2. Девизы и названия команд или отряда — для детского лагеря 3. Игры на знакомство  4. Тренинг на сплочения коллектива  5. Коллективно­творческая деятельность в условиях детского лагеря  6. Игры в зале и на воздухе 7. Кричалки, речевки 8. Самооценка уровня готовности к работе вожатым Список использованной литературы Приложение 3 4 6 13 13 16 18 20 22 25 30 32 34 4 Введение Данные рекомендации помогут практиканту четко и содержательно организовать деятельность,   создать   ограниченное   поле   взаимодействия,   соответствующее   правам   и обязанностям классного руководителя. Практика   проводится   концентрированно   при   освоении   профессионального   модуля ПМ.03 Классное руководство с целью формирования профессиональной компетентности педагога в сфере летнего оздоровления, досуга и воспитания детей. Задачи практики ­ формирование знаний из области практической педагогики и психологии ­   формирование   практических   умений   и   навыков   по   организации   разнообразной деятельности   детей   и   подростков   в   условиях   оздоровительного   лагеря   (летнего пришкольного лагеря) ­   отработка   конкретных   технологий   педагогической   деятельности,   обучение   их применению в различных ситуациях ­ развитие лидерских качеств и коммуникативных умений.  В ходе освоения программы практики студенты должны иметь практический опыт: ­ организации режима, активного отдыха детей; ­ проведения санитарно­гигиенической работы и работы по самообслуживанию; ­   организация   коллективно­творческой   деятельности   по   всем   направлениям воспитания; ­ проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками.  В ходе освоения программы практики студенты должны уметь: ­ разрабатывать и проводить творческие, воспитательные дела КТД, игры и т.д.; ­   организовать   жизнедеятельность   в   отряде,   собственной   педагогической деятельности; ­ организовывать взаимодействие в педагогическом коллективе.  В ходе освоения программы практики студенты выполняют виды работ: ­   овладение   нормативно­правовыми   основами   деятельности   вожатого   (педагога­ организатора); 5 ­ овладение методическими и управленческими основами деятельности вожатого; ­ овладение методикой коллективно­творческой деятельности; ­ овладение спецификой работы с детьми различного возраста; ­овладение   методикой   организации   культурно­досуговых,   спортивно­ оздоровительных, трудовых операций и дел; ­ знакомство с инструкцией по охране труда и здоровья детей.   В   процессе   практики   у   студентов   должны   быть   сформированы   общие   и профессиональные компетенции: ОК   1.  Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей   профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК   2.  Организовывать   собственную   деятельность,   определять   методы   решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и 6 Этика вожатого Если хочешь быть хорошим вожатым, будь им! Этика вожатого — это особый кодекс чести вожатого, разного рода памятки, указывающие пути и   формы   поведения   вожатого   по   отношению   к детям, к коллегам по работе, к родителям. Внешний   облик   вожатого   кроме   простого, опрятного   костюма,   определяют   подтянутость,   естественность   манер, доброжелательность,   приветливое   выражение   лица,   внимание   всем   и   каждому   ученику собранность   движений, отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимы в общении с детьми, коллегами, старшими, родителями детей. Вежливость, уважение,   требовательность,   строгость,  разумная   любовь,   постоянная   забота,   внимание, чуткость, тенденция к защите более слабого. Стиль взаимоотношений между вожатым и воспитанниками должен располагать к взаимному доверию, уважению, взаимной симпатии. Позиция вожатого зависит от возраста воспитанников. Заповеди вожатого Главная цель воспитания — счастливый человек. Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя. Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе! Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью). Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требуется. Найдите добрые начала и опирайтесь на них в работе. Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг. Покажи ребенку, что его любят и принимают, безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения. Помогай ему строить свои собственные планы и принимать решения. 7 Педагогическое табу Есть   такое   полинезийское   слово   табу.   У первобытных   народов   оно   означало   религиозный запрет,   налагаемый   на   какой­либо   предмет, действие,   слово.   Нарушение   этого   запрета каралось либо сверхъестественными силами, либо людьми. В наш обиход это понятие вошло просто как обозначение строгого запрета на что­то. Поговорим о табу на то, что всегда дает отрицательный результат. Обращения вожатого к воспитанникам должны быть во всех без исключения случаях доброжелательны.   Это  не  исключает  права   на  строгость,  суровость,  иногда   специально подчеркнутую   сдержанность   тона.   Раздраженный   тон   вожатого,   кричащего   на   детей, бессознательно,   инстинктивно   воспринимается   ими   как   оскорбление,   и   автоматической формой   самозащиты   воспитанников   в   этом   случае   является   невосприимчивость   к   его словам.   Вожатый,   вызывающий   у   воспитанника   страх   криком   или   грозным   молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым   и   воспитанником   поселяется   чувство   страха.   Страх   создает   психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его. Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого. Даже не пытайтесь воевать с детьми — проиграете в любом случае. Проследите за своей речью, исключите такие выражения как: ­ Я кому говорю? ­ Кому неинтересно — может выйти. ­ Откроешь рот — пойдешь прямо к начальнику лагеря. ­ Ну что же вы не понимаете таких простых вещей! ­ Вот приедут родители, они о тебе все узнают. ­ Умней ничего не придумал? ­ И кто это тебе сказал? ­Сейчас же перестань! 8 ­Еще одно слово, и ты вылетишь из комнаты! ­Чтобы я этого больше не слышала! ­Немедленно замолчите! ­Смотрите, как бы вам не стало хуже! ­Если еще раз повторится, я вызову родителей! ­Если по моей команде не выйдете из воды, больше никогда не будете купаться! ­Не забывайте, сколько на вас потрачено денег! ­Ведите себя, как подобает, на вас смотрят окружающие! ­Перестаньте болтать за столом, это неприлично! ­Не болтай, как попка­дурак! ­Что вы ползете, как тараканы! Если   поведение   ребенка   не   соответствует   ожиданиям   вожатого,   нужно   наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков и девочек. Обязательно   заметить   их   изменение,   сдвиг   в   лучшую   сторону   и   также   наедине похвалить   ребенка,   порадоваться   с   ним   этим   успехам,   обратить   внимание,   как   легче, радостнее стало ему жить в коллективе. Примерно   такого   же   стиля   работы   следует   придерживаться   и   с   детьми, оказавшимися   небрежными,   неопрятными,   грубыми   или   слишком   скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят. Неуместно вожатому начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Воспитателю всегда следует   исходить   из   установки,   что   перед   ним   лишь   формирующиеся   личности   детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам. Давайте   не   лукавить:   запугивание   может   быть   открытым   и   скрытым,   как   и оскорбление личности. Особенно ранит оскорбление при всех, при родителях. Приклеивать ярлыки или клички, выражать недоверие, провоцировать на дурное, быть раздражительным, угрюмым, злым, обижаться на детей — это сфера табу. Иногда   воспитатели   жалуются:   «Никаких   нервов   не   хватает!»,   «Сейчас   такие плохие   дети   пошли,   что   просто   ужас!».   Это —   оправдание   своей   педагогической неграмотности, своего бессилия. Чем слабее воспитатель, тем он более тяготеет к сильным механизмам, которые разрушают внутренний положительный образ ребенка. В результате 9 одни дети надевают нужные взрослому маски послушания, согласия, другие замыкаются в себе, третьи становятся агрессивными. Круг негативности уныл и порочен. Разве можно справиться с последствиями, оставив без внимания причины? Причины все равно остаются. Нельзя воровать личное время ребенка. Категорически нельзя лишать ребенка сна или заставлять спать больше положенного по режиму времени (дети шалят на тихом часе, и за это их держат в постели лишний час или два в наказание). Нельзя лишать еды за плохое поведение или опоздание. Это уже физическое наказание, за которое воспитатель, как, скажем, и за побои ребенка, может нести юридическую ответственность. Есть еще одна сфера табу       — личная жизнь ребенка в лагере.  Может   быть,   хватит   считать,   что   детство —   это   жизнь   начерно,   а   вот   позже начнется настоящая жизнь? Настоящая жизнь идет у ребят сегодня и везде, тем более в школе.  Воспитание должно иметь разумные рамки. У ребенка есть право на коллективную жизнь, есть и на одиночество. Пусть читает, гуляет, наблюдает жизнь муравьев — словом, делает, что хочет. Его уединение законно. Табу на неприкосновенность личной жизни ребенка в школе означает, что никто не имеет права лезть в его портфель, в его тумбочку, трогать его личные вещи, игрушки. Когда это делается, то это что — обыск? Грех заставлять ребенка есть то, что он не хочет, например, вечно ценное молоко. Убедить, что это полезно, — другое дело. Главное   в   школе   для   вожатого —   выстроить   верные   отношения   с   растущим человеком, и не надо делать того, что портит эти отношения. У него нет ориентации на плохое. Плохое поведение появляется чаще всего как протест против чего­то. Значит, надо быть осторожнее со словами в адрес ребенка, даже интонация имеет большое значение. Увы,   часто   язык   взрослых   непонятен   для   ребят.   Следует   быть   очень   осторожным   с соревновательностью, которая может перерасти в соперничество, зависть и обиды. Одну девочку выбрали в красавицы, другие умирают от зависти. Неприлично одних держать в любимчиках,   других   делать   козлами   отпущения.   Пусть   каждый   ребенок   стремится   к незаменимости, к нужности всем или кому­то. Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких­либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого, учителя. Как   тут   быть?   Самая   большая   педагогическая   ошибка —   на   грубость   отвечать грубостью,   на   игнорирование   личности   педагога —   игнорированием   личности 10 воспитанника! Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного   детства,   вызвана   грубостью   родителей,   в   силу   частого   переживания отрицательных   эмоций, —   в   таких   случаях   единственно   правильными   оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении. Иное   дело,   когда   это   явно   преднамеренная   грубость,   серьезные   нарушения распорядка   дня,   пренебрежение   покоем   окружающих,   порой   имеющие   у   некоторых подростков   «философскую   основу»   (сорвать   коллективное   дело,   подавить   инициативу товарищей — и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командное положение и т. д.). Надо   уметь   отличать   грубое   нарушение   дисциплины   от   простого   озорства   или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением   грубости,   оскорбительных   действий   одного   или   группы   воспитанников (обратиться к директору школы или его заместителю). Каждый ребенок имеет право на индивидуальность, право быть не как все; дружить с   кем   хочется;   любить   то,   что   не   любят   все;   иметь   право   на   выбор,   на   странности поведения,   на   ошибки,   на   незнание.   Он   не   виноват,   что   он   такой,   а   не   другой. Индивидуальность — это проявление личности. И еще несколько советов: Считай   своим   основным   педагогическим   методом   осознанное   наблюдение   за ребенком. Помни, серьезное разрушается смехом, смех серьезным. Воспитание без уважения — подавление. Воспитание должно быть системным. Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез. Приучай ребенка мыслить самостоятельно. Хвали ребенка только за конкретные успехи и поступки и делай это искренне. Давай   ребенку   возможность   самостоятельно   принимать   решения   и   нести ответственность за них. Научись все видеть и кое­чего не замечать, все слушать, но кое­что не слышать. Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши. Никогда не делай сам того, что можно поручить детям. 11 Развивай в себе незаурядность. Говори, что знаешь, делай что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей. Не будь занудой: не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно. Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять. Будь   честным   с   ребятами,   не   обещай   того,   что   не   можешь   выполнить,   не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их. Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе. Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика. Не сердись долго на ребенка, это непрофессионально. Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: спасибо, пожалуйста, будь добр и т.д. Помни:   каждый   ребенок   имеет   право   на   собственное   мнение.   Высказывая   свои предложения, спрашивай: «А как вы думаете?» Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять. Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному. Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки. Не забывай народную мудрость: начал говорить — договаривай, начал строить — достраивай, начал делать — доделывай. Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди. Если   ты   входишь   в   комнату   или   палатку,   пусть   у   тебя   будут   теплые   руки, приветливое лицо и доброе сердце. Если ребенку плохо, поставь себя на его место. Если хочешь добиться успеха, советуйся с ребятами. Если хочешь иметь с детьми согласие, уважай разногласие. Если ты не понимаешь шуток…пиши пропало. Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя. Если ты говоришь, что у тебя в отряде ужасные дети, ты прав. У тебя они и не могут быть дружными. 12 Улыбнись, и тебе дети улыбнутся в ответ. Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой. Хвали. Похвала повышает самооценку. Этика общения с родителями В отношении с посетителями, родителями детей нужно проявлять максимум такта, предупредительности, сердечности. При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное,   заботливое   отношение   к   воспитаннику   независимо   от   характера возникающих   у   него   иногда   конфликтов   с   родителями, —   это   обязательная   этико­ педагогическая норма. Всегда защищать интересы детства, детей в семье. Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в  оскорбительной   форме.   Разъяснить,   объяснить,   в   чем  они   ошибаются,   учесть   верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личное достоинство родителей. Если   замечания   высказываются   грубо —   не   продолжать   разговор,   предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей. Жаловаться   на   ребят   начальству   или   родителям —   проявление непрофессионализма. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям — значит провоцировать их на разбирательство с ребенком. 13 В  КОПИЛКУ  ВОЖАТОГО … 1. Планирование деятельности в загородном лагере В условиях лагеря вожатый не приходит на работу, а живет вместе с детьми   24   часа   в   сутки,   принимает   самостоятельные   решения.   В   лагере предстоит работа по созданию, развитию и сплочению временного детского коллектива.   Все   чаще   в   детских   оздоровительных   лагерях   формируются разновозрастные   отряды.   В   детском   загородном   лагере   вожатый   и воспитатель, и организатор детской жизни, и затейник, и няня, и медсестра, и мама, и папа и ... часто, несмотря на небольшую разницу в возрасте с детьми. Планируя   деятельность   в   загородном   лагере,   необходимо   учесть следующее: «временный характер коллектива»; «изменение привычной среды жизнедеятельности,   большая   связь   с   природой»;   «закрытость   загородного 14 лагеря   как   типа   детского   учреждения;   отсутствие   родительской   опеки, поддержки, контроля». В   процессе   анкетирования   все   записи,   касающиеся   интересов   детей   и подростков, группируются. Учитывая ожидания и интересы воспитанников, цели   и   задачи   данной   оздоровительной   смены,   прогнозируемую   программу деятельности,   летний   календарь,   способности   и   возможности   вожатых   и воспитателей,   приступайте   к   планированию   работы   отряда.   Программа деятельности   вашего   отряда   должна   быть   ориентирована   на   детскую социальную   среду.   Нужно   осознавать,   что   вся   жизнь   в   детском   лагере развивает опыт ребенка, расширяет и углубляет его. При   планировании   желательно   придерживаться   следующих принципов: а) безопасность всех мероприятий; б)   возможность   проявления   способностей   детей   в   разных   областях творческой деятельности; в) возможность быстро поменять программу в случае дождя; г) учет времени, проводимого КТД в зависимости от возраста детей и подростков. д) создание ситуации успеха в процессе коллективной деятельности; е) распределение эмоциональных нагрузок на протяжении всей смены; ж) учет особенностей первых и последних дней смены; з)   последовательность   планирования:   дни   заезда   и   отъезда,   банные   и родительские дни, общелагерные, традиционные, отрядные КТД. Чтобы   организовать   детский   отдых   в   лагере   увлекательно   и интересно   используется   такая   форма   деятельности   как   ролевая   игра. Игровая (тематическая) смена отчасти и может быть охарактеризована как длительная ролевая игра, соответственно, и ее этапы представлены в виде этапов ролевой игры. 15 Тематическая (игровая) смена в большей степени упорядочивает жизнь лагеря.   Дает   возможность   избежать   некоторых   организационных   и педагогических проблем за счет вовлеченности и взрослых, и детей в общую, развивающуюся во времени игровую деятельность. При этом в игровой смене сохраняются все этапы традиционной смены. Но они соответствуют развитию игрового сюжета, лежащего в основе смены. План­сетка смены или календарный план Требования к План­сетке: ­ Соответствие программе лагеря; ­ Цели и задачи предстоящей смены; ­ Учесть возрастные особенности детей; ­ Учесть средства и формы которыми владеешь; ­ Учесть сухую и влажную погоды; ­ Учесть родительские дни; ­ Учесть календарные и праздничные дни; ­ Лучший отдых ­ это смена деятельности. Согласуется с план­сеткой лагеря и  временем работы кружков. Представляет собой список мероприятий по дням, включает общелагерные и отрядные  мероприятия.  План­сетка может иметь и другой вид, главное чтобы с ней  было удобно работать. План ­ сетка 1день 2 день 3 день 4 день 5 день 6день 7 день 8 день 9 день 10 день 11 день 12 день 13  день 14 день 15 день 15 день 17 день 18 день 19 день 20  день 21 день 16 2.  Девизы и названия команд или отряда — для детского лагеря.  Подходят для приветствий комант­соперников или как кричалки.  Команда «Спортсмены» ­  Девиз: Приходим, чтобы победить, уходим потренироваться.   Команда «Веники» ­ Девиз: Энеки, беники, всех обыграют веники  Команда «PEPSI» ­ Девиз: Мы шепим и пенимся, победой не поделимся  Команда «Энергия» ­ Девиз: Соперники знают — энергия, всегда побеждает  Команда «Молния» ­ Девиз: Мы быстрые как молния, привыкли побеждать,  и в этот раз попробуем всех вас переиграть!  Команда «Динамит» ­ Девиз: Если лагерь наш гремит, это сделал Динамит!  Команда «Торнадо» ­Девиз: Наезжать на нас не надо, Потому что мы торнадо!  Команда «Ну погоди!»  Девиз: Максимум спорта, максимум смеха!  Так мы быстрее добьемся успеха.  Если другой отряд впереди, 17  Мы ему скажем: «Ну погоди!»   Команда «Пингвины» ­ Девиз: Мы пингвины просто класс, победи попробуй нас!  Команда «Светлячок» ­ Девиз: Хоть свет наш слаб и мы малы,  но мы дружны и тем  сильны.  Команда «Пираты Карибского моря» ­ Девиз: Мы, пираты, молодцы – умные,  спортивные! На все руки мастера и, конечно, сильные!  Команда «Чебурашка» ­ Девиз: Чебурашка — верный друг, помогает всем вокруг!   Команда «Алые паруса» ­ Девиз: Ветер дует в паруса, юность верит в чудеса.  Команда «Радуга» ­  Девиз: Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!   Команда «Улыбка»  Девиз: Жизнь без улыбки ошибка  Да здравствует смех и улыбка!   Команда «Костер» ­ Девиз: Гореть, не тлеть и все уметь!   Команда «Дружба» ­  Девиз: Дружба и успех!  Мы победим сегодня всех!   Команда «Комета» ­ Девиз: Комета на небе, а мы — на земле! До здравствует счастье  всегда и везде!  Команда «Coca­Cola» ­ Девиз: мы ребята Coca­Cola, жить не можем без прикола!  Команда «Созвездие» ­  Девиз: Светят звёзды в вышине, в нашей маленькой стране,  звёзды шлют нам свой привет, дарят нам тепло и свет!  Команда «Рекорды» ­ Девиз: Рекорды — всегда, рекорды — везде, рекорды на суше и  даже в воде!  Команда «Лесная братва» ­ Девиз: Мы Лесная братва маршируем раз­два, победим  любого — раз и готово!  Команда «Кристал» ­  Девиз: Кем бы в жизни ты не стал, всегда будь чистым как  кристал!  Команда «Улыбка» ­ Девиз: Улыбайся каждый раз, для здоровья это класс!  Команда «Рваный кед» ­ Девиз: Даже если дырка в кеде, все равно бежим к победе! Команда «Акуна Матата» ­ Девиз: Акуна­матата — наш девиз. Акуна­матата с нами  веселись, Акуна­матата — это значит нет проблем. Акуна­матата — удача наш тотем.  Команда «Смешарики» ­  Девиз отряда: Дома мы не усидели и в «Лагерь» прилетели.  Ждут нас славные дела, дружно крикнем мы «Ура!» 18 3.Игры на знакомство  «Давай­ка познакомимся!» Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» — и так далее. «Здравствуйте!» Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по   внешней   стороне   круга.   Встретившись,   они   пожимают   друг   другу   руки,   говорят: «Здравствуйте!», и называют свои имена, потом бегут дальше. Пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим. «Откроем сердце другу» Каждый   игрок   получает   жетон   в   форме   сердечка,   на   котором   он   пишет   имя. Ведущий идет с шляпой по кругу. Игроки громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков — достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину. «Это — Я» Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно — женское, другое — мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это — Я!», и меняются местами.   Задача   ведущего   —   занять   освободившееся   место.   Тот,   кто   не   успел   занять свободное место, становится ведущим. Если среди играющих есть только один человек с одним из двух названных имен, то он кричит: «Это — Я», и остается на месте. «Теремок» К ведущему подходит первый игрок и спрашивает: — Кто, кто в теремочке живет? 19 Кто, кто в невысоком живет? — Я ... (называет свое имя). А ты кто? — Я ... (называет свое имя). К ним подходит второй игрок, и диалог повторяется. «У лукоморья дуб зеленый» На   дерево   прикрепляются   листья,   на   которых   написаны   имена   детей.   Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем, вызывает ребенка (детей) с этим именем. Вызванный ребенок (дети) срывает следующий листок с дерева, и так далее. Затем ведущий раздает детям листья с именами в беспорядке, дети должны найти листок со своим именем. Выигрывают те, кто сделает это быстрее других. «Угадай мое имя» Вместо представления игрок дает остальным детям подсказки: мое имя начинается на букву «О»; мое имя заканчивается на букву «А»; мое имя состоит из шести букв и др. Все остальные должны отгадать, какое это имя. «Кто? Где? Когда?» Игроки становятся в круг. По сигналу ведущего дети перестраиваются так, чтобы они располагались: в алфавитном порядке; по месяцам рождения; по знакам зодиака; по увлечениям. «Веселые задания» «Слушай, смейся, выполняй. Имена запоминай!» — с этими словами ведущий дает задания детям: Саши, Оли, Димы, Юли должны надуть воздушный шарик, у кого же шарик лопнет раньше; Лены и Алеши должны похвалить самих себя, глядя в зеркало, и при этом даже не улыбнуться; Даши и Сережи набрать в рот воды и спеть песню так, чтобы другие ее узнали, и так далее. «Воробей» Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга — в другом направлении, и при этом приговаривает: 20  Скачет, скачет воробей — бей­бей,  Собирает всех друзей — зей­зей.  Много, много разных нас­нас­нас,  Выйдут... (называет имя ребенка) сейчас­час­час.  Названные дети входят в круг, и игра повторяется, пока не будут названы имена всех детей. 4.ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА Цели тренинга:  ­ способствовать сплочению детей; ­ формировать дружеские чувства между детьми. Оборудование: карточки для визиток, фломастеры, мяч. Ход тренинга I. Сообщение правил работы ­ Будь активным! ­ Слушай! ­ Уважай мнение других  ­ Будь искренним и доброжелательным! II. Активизация группового взаимодействия  1. «Визитка»  /Дети изготавливают визитку, причем пишут своё имя так, как бы они хотели, чтобы их называли/ 2. Упражнение «Молекулы»  /Вначале   дети   ходят   свободно   по   комнате,   затем   по   команде,   взявшись   за   руки, образуют молекулу/ Молекулы состоят из атомов. Сейчас мы будем образовывать молекулы из разного количества атомов. Я буду давать команду ­ называть число атомов, из которых состоит молекула,   а   вы   должны   образовать   молекулу,   состоящую   из   заданного   числа   атомов. Команды – 3 атома, 4 атома, 2, 5, 3, 6, 2. III. Основная часть 1. Упражнение «Интервью» ­ /работа в парах/ 21 В   течение   1   минуты   один   берёт   интервью   у   другого,   и   наоборот.   Затем   один становится за спину другого, и говорит от его имени то, что узнал о нём, и наоборот. 2. Упражнение «Ритм» ­ /все сидят в круге/ 2 хлопка в ладони, 2 – по коленям (какое­то время хлопаем, чтобы был один ритм). Затем при хлопках руками называем своё имя, при хлопках по коленям   – имя другого. Другой продолжает и т.д.  Эта игра задействует левое и правое полушарие, гармонизирует их работу. Правое полушарие – эмоции, левое полушарие – слова.  ­  Почему   сбивались?  (т.к.   возникала   паника,   боязнь,   страх,   растерянность несоответствия   требованиям,   совершить   промах,   возникало   напряжение.   Но   мы   не акцентировались   на   этом,   и   человек   быстро   входил   в   ритм,   продолжал   работу   и напряжение уходило.) 3. Игра «Обменяйтесь местами те, кто …»  Ведущий произносит слова: «Обменяйтесь те, кто ...(например, любит яблоки; у кого в одежде есть зелёный цвет, у кого есть кошка; по знаку зодиака ­ лев и т.д.)  Все игроки, относящие   сказанное   к   себе,   меняются   местами.  Кому   места   не   досталось,   становится ведущим.   Что нового вы узнали о ком­либо из участников? Чем полезно это упражнение? 4. Ассоциация Один   из   участников   выходит   за   дверь.   Остальные   выбирают   кого­нибудь   из оставшихся,   которого   водящий   должен   угадать   по   ассоциациям.   Водящий   входит   и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: ­ На какой цветок он похож? На какой вкус?  На какую песню?  На какую книгу? И т.д. 5. Игра «Имена» Правила   игры:  Играющие   садятся   по   кругу.   Один   стул   остается   не   занятым. Водящий стоит в круге. Тот, у кого свободный стул стоит справа, хлопает правой рукой по стулу и называет им любого участника тренинга. Тот, кого назвали, перебегает со своего стула на свободный стул. Если он зазевается, то свободный стул может занять водящий, а игрок, в свою очередь, становится водящим. Как   только   стул   освобождается   справа,   игрок   хлопает   по   стулу   и   называет   имя другого. Если он забывает это сделать, то водящий садится на свободный стул, а этот игрок выходит в круг и становится водящим. Игра проходит в быстром темпе. 22 ­ Чем полезно это упражнение? 6. Упражнение «Сядем по порядку» Сейчас вы должны сесть по алфавиту, не договариваясь друг с другом и не произнося ни звука.  7. Ранжирование по качествам  Участники молча строятся в шеренгу по:  цвету глаз, цвету волос, росту (с закрытыми глазами), теплоте рук и т.д. Чем полезно это упражнение? 8. Упражнение «Пожелание» И завершим наш тренинг знакомств пожеланиями друг другу. Вы бросаете любому участнику мяч и называете качество, которое вы хотите ему пожелать для жизни, для учёбы. IV. Рефлексия   «Чем полезен для вас был этот тренинг?»                            «Что вам понравилось на тренинге?» 5.КОЛЛЕКТИВНО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ Этапы организации КТД в условиях детского лагеря:  коллективное целеполагание (определение темы, цели и задач предстоящей работы, выдвижение перспектив перед детьми, увлечение всех обшей деятельностью);  коллективное планирование дела (обсуждение различных предложений, вариантов плана, подбор материала, составление заданий, выбор временной инициативной группы);  коллективная   подготовка   дела   (распределение   поручений   между   участниками деятельности, определение заданий микроколлективам, выбор ответственных, организация контроля за выполнением заданий);  проведение   дела   (содержание   и   методика   его   проведения   зависят   от соответствующих ему целей, задач, формы);    коллективный анализ. КТД   развивают   различные   творческие   способности   ребенка,     «сочинительские», актерские,   режиссерские,   помогают   познать   мир   изобразительного,   театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора. Виды КТД: 23 Трудовые КТД Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на   труд   как   основной   источник   радости,   воспитать   стремление   вносить   свой   вклад   в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких   и   далеких   людях,   работать   самостоятельно   и   творчески   на   пользу   и   радость Модели ­ трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская. Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного,  действенного  отношения   к  непосредственным   источникам  открытия  мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость,   наблюдательность   и   любознательность,   пытливость   ума,   творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Модели ­ вечер веселых задач,   вечер­путешествие,   вечер   разгаданных   и   неразгаданных   тайн,   город   веселых мастеров, защита фантастических проектов, рассказ­эстафета, собрание­диспут, турнир­ викторина, турнир знатоков, устный журнал. Художественные КТД. Цель: развивать художественно ­ эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное   другим   людям;   пробуждать   желание   испробовать   себя   в   творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека Модели   ­   кольцовка   песен,   концерт   ­   «молния»,   кукольный   театр,   литературно­ художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий. Спортивные   КТД.  Цель:   развивать   гражданское   отношение   к   спортивно­ оздоровительной   стороне   жизни,   к   физической   культуре,   к   себе   как   здоровым   и закаленным   гражданам   общества;   вырабатывать   быстроту,   ловкость,   выносливость,   коллективизм   и находчивость   и   настойчивость,   смелость   и   мужество, дисциплинированность.   Модели   ­   веселая   спартакиада,   «Космонавты   и   метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристских игр, «Тайна», «Следопыт». Организаторские   КТД.   Любое   практическое   дело   становится   коллективным   и творческим только в живой совместной ­ организаторской деятельности. Модели ­ газета ­ «молния»,   день   рождения   коллектива,   «живая   газета»,   журнал­эстафета,   коллективное планирование,   общий   сбор,   разведка   дел,   сбор­рождение   коллектива,   смотр   дружбы, эстафета дружбы. Экологические   КТД.  Природа   ­   лучший   учитель   ребенка.   Приобщение   к   миру природы,   включение   детей   в   экологическую   заботу   о   живом   мире   природы   ­   задача учителя.   Операции   «Родничок»,   «Муравейник»,   «Малая   речка»,   «Озеро»,   «Поляна»   ­ экологические КТД. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края. 24 Примеры КТД: 1. КТД «Моя семья» Проводится в начале сезона. Цель: сплочение коллектива, обучение взаимодействию в обществе. Задачи: познакомить, максимально раскрепостить детей, выявить творческие способности. Возраст: средний, старший. Реализация мероприятия: отряд делится на команды­семьи (в каждой «семье» по шесть   человек:   бабушка­дедушка,   мама­папа,   внук­внучка),   если   отряд   невозможно разделить на равные группы, вводите новых персонажей или же организуйте детское жюри. 1 задание – каждая семья придумывает себе фамилию, легенду и проводит пресс­ конференцию 2 задание – конкурс бабушек. Каждая «бабушка» должна узнать членов своей семьи а) по рукам на ощупь с завязанными глазами, б) по голосу (игра «Птичка, пискни») и др. 3 задание – конкурс дедушек. «Дедушка» садится лицом к семье. Ведущий держит над   его   головой   (так,   чтобы   участник   не   видел)   табличку   с   указанием   места   (БАНЯ, РОДДОМ, МАГАЗИН и др.). Семья задает «дедушке» вопросы типа «Как часто вы туда ходите?», «Вы берете туда с собой кошелек?» и др. «Дедушка», не зная, что написано на табличке, пытается «вспомнить», где он был вчера. Побеждает тот, кто отгадает. 4 задание – конкурс пап и мам (коммуникативная игра «Голубая корова»). «Мама» жестами изображает текст записки из роддома, «папа» должен правильно ее понять. Варианты   текстов:   «Милый!   У   нас   родилась   тройня!   Мальчик   и   две   девочки. Вернее, не две девочки, а одна с двумя головами. Они сиамские близнецы. Ждем – не дождемся, когда ты заберешь нас домой»; «Дорогой! У нас родилась очень жизнерадостная девочка! Она так похожа на тебя, что даже родинка между пальцами левой ноги как у тебя. Крепко целую тебя»; «Любимый! Я рада, что у нас теперь есть два прелестных мальчугана. Один похож на твою бабушку, а второй… в общем. Он негритенок. Но мы же все равно будем его любить?». 5 задание – конкурс внуков и внучек. Разнообразные варианты: сказать на сленге фразу   («Родители   дома,   встреча   отменяется»,   «мой   друг   поругался   с   отцом»   и   т.д.); 25 загадывают любую букву, ведущий задает участникам вопросы ЧТО? ГДЕ? КОГДА? и др. Он может указать на любого играющего, и тот должен ответить на его вопрос словом, начинающимся на заданную букву. 2. Концерт «Ромашка». Проводится в любой день. Данный вариант – КТД для среднего возраста. Цель: выявление творческих способностей.  Реализация мероприятия: ведущий заранее готовит большую ромашку, на лепестках которой пишет задания. Отряд делится на группы по 5­7 человек. По очереди группы отрывают лепестки. После прочтения общего задания, например «Изобразите оркестр …», капитаны   команд   берут   у   ведущего   карточки,   в   которых   задание   конкретизируется. Соперники должны угадать, что показывают команды. Примерные задания:  1. Изобразить оркестр (симфонический, джаз­банду, рок­группу, военный и др.) 2.   Изобразить   предмет   всей   командой   (горячий   утюг,   звенящий   будильник, работающий миксер и др.) 3. Станцевать танец (больных бегемотов, бешеных кротов, восторженных кроликов и др.) 4.   Инсценировать   сказку   (фильм   ужасов   «Колобок»,   опера   «Репка»,   трагедия «Курочка Ряба», балет «Красная Шапочка» и др.) 5. Придумать мимические сценки на лагерную тему (отбой, Зарница, День Любви, выезд, вожатый поймал курильщика и др.) 6.   Представить   мимикой,   звуками   и   походкой   животное   (восторженный   осел, грустный суслик, встревоженный павлин, влюбленный верблюд и др.) 7.   Спеть   одну   и   ту   же   песню,   напр.   «Ой,   мороз,   мороз»   как…   (в   опере,   как церковный хор, как Рамштайн и др.) 8.   Всей   группой   произнести   скороговорку   (Корабли   лавировали,   да   не вылавировали;   стул   с   повыламыванными   ножками;   ложечка   желобоковыгибистая   с приподвыподвертом и т.д.) 3. КТД «Киностудия» Ребята разбиваются на творческие коллективы различных киностудий. Придумывают название «студии», жанр фильма, который будут «снимать» (комедия, детектив, сказка, мелодрама, мультфильм); тему сюжета фильма, название фильма. Все эти задания они выполняют предельно быстро и по команде вожатого докладывают вслух о выполнении задания.   Затем   дети   все   вместе   пишут   сценарий.   Распределяют   роли   и   обязанности, «ставят» свой фильм и показывают его всем. Фильм оценивает «жюри» ­ другие команды. Вожатому   остается   внимательно   наблюдать   и   оценивать   организаторские   и   творческие способности детей. 26 6. ИГРЫ В ЗАЛЕ И НА ВОЗДУХЕ  «Интеллектуальные задачи » ­ чем больше идей, тем лучше.  ­ Кто под проливным дождём не замочит волосы? /лысый/ ­ Что производят в Бразилии и нигде больше? /бразильцев/  ­ Что имеет 8 ног и может петь? /квартет/ ­ Как удвоить количество ваших денег? /посмотреть на них в зеркало/ ­ В каком случае 6 детей и 2 собаки, забравшиеся под обычный зонтик, не намокнут? /если не будет дождя/ ­ Что вампир говорит своей вампирихе? /обожаю вашу группу крови/ ­ Что жжётся в холодильнике? /горчица/ ­ В какой школе Вас сначала выкидывают, а потом дают диплом об её окончании? /в парашютной/ ­ Какое государство начинается на «А» и оканчивается тремя «Я»? /Австрия/ ­ В какой клетке не держат птиц и зверей? /в тетрадной/ ­ В каких лесах не водится дичь? /в строительных/ ­ Из какого крана не берут воду? /из подъемного/ ­ Каким поясом нельзя подпоясаться? /географическим/ ­   Какой   вид   художественного   произведения   обозначается   человеческим   именем? /роман/ ­ Из какого сосуда не напьешься? /из пустого/ ­ Название какой реки у тебя во рту? /десна/ ­ Новая посудина, а вся в дырках /дуршлаг/ ­ Каким гребнем нельзя причесаться? /гребнем волны/ ­ Сын моего отца, а мне не брат /я сам/ ­ Из каких двух нот можно сварить суп? /фа, соль/ ­ Перечислите пять дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели /позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра/ ­ Что нужно делать, когда видишь зеленого человечка? /Переходить улицу/  ­ Что имеет голову, но не имеет мозгов?   /Сыр, лук, чеснок/ ­ Вы сидите на самолете, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где вы находитесь? /На карусели/  ­ В какую посуду нельзя налить воды? /В полную/  ­ Какой месяц короче всех? /Май/  ­ Где край света? /Там, где начинается тень/ ­ Может ли страус назвать себя птицей? /Не может – он не умеет говорить/ ­ Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? /Пух/  ­ Сколько горошин может войти в один стакан? /Ни одной, горох не ходит/  ­ Что стоит между окном и дверью? /Буква «И»/ ­ Кто говорит на всех языках? /Эхо/   «Раз цветочек, два цветочек»  Произносят слова и показывают движения. А в конце игры кричат: «Девочки!!!» или «Мальчики!!!». Кто кого перекричит.  27 Раз цветочек, два цветочек. Ёжики, ёжики,  Наковальня, наковальня. Ножницы, ножницы.  Бег на месте, бег на месте. Зайчики, зайчики.  Ну­ка дружно, ну­ка вместе …  ­ Девочки!!! ­ Мальчики!!!   «Летит, летит по небу шар» Произносят слова и постепенно заменяют их движениями: «Летит, летит по небу шар. По небу шар летит. Но знаем мы до неба шар никак не долетит». /нужно сказать не сбившись, у кого не получилось – выбывает из игры/.  «Мы охотимся на льва» /Произносят слова и сопровождают их движениями/ Мы охотимся на льва, Не боимся мы его (шаги на месте и хлопки по коленям) Будем долго, долго биться  И конечно победим (прыжки на месте и хлопки ладонями) А что это там … (показывают рукой вправо) А это луг … (трут ладонями: вжих­вжих­вжих) Мы охотимся на льва, Не боимся мы его (шаги на месте и хлопки по коленям) Будем долго, долго биться  И конечно победим (прыжки на месте и хлопки ладонями) А что это там … (показывают рукой влево) А это озеро … (руками «как будто плывут»: буль­буль­буль) ­ ПОВТОР СЛОВ ­ А что это там … (показывают рукой в сторону) А это болото … (сжимают руки: чав­чав­чав)  ­ ПОВТОР СЛОВ ­ А что это там … (показывают рукой в сторону) А это пещера … (шепотом) Мы охотимся на льва, Не боимся мы его (шаги на месте и хлопки по коленям) Будем долго, долго биться  И конечно победим (прыжки на месте и хлопки ладонями) А что это там … (показывают рукой прямо) А это лев … (бег на месте, быстро) Чав­чав­чав, буль­буль­буль, вжих­вжих­вжих Ух, убежали (вытирают пот со лба)  «Игра в театр» 28 Хотите поиграть в театр?  ­ Да /Произносят слова и сопровождают их движениями/ Гремит гром Сверкают молнии Звучат аплодисменты Раздвигается занавес На сцену выходят артисты… (называют имена любых детей) Что   им   сделать?    (зрители   придумывают   задание   для   артистов)   и   всё повторяется сначала.  Игра «Спасение от пиратов» Все неожиданно оказываются в трюме пиратского корабля. Все пленники с разных кораблей, но никто не помнит, кто с какого, у каждого сохранился кусочек картинки его корабля.   Пленники   собирают   свои   корабли.   Таким   образом,   получаются   команды.   У каждой команды свой корабль, на обороте которого план побега от пиратов (расположение этапов прохождения).    Этапы: o Открыть дверь. Достать нужный ключ из нескольких висящих ключей с помощью маршрут их и         длинной палки с гвоздем на конце. o Пройти   темный   коридор.   Пройти   определенный   путь   с   завязанными   глазами, держась за веревку.  o Пройти   другой   темный   коридор.   Пронести   горящую   свечу   от   одного   места   до другого. Ветер ­ пират пытается ее задуть.  o С   завязанными   глазами   на   вкус   распознать   напитки   в   разных   стаканах. Побег с корабля. Связать веревку определенной длины из своей одежды. Удочкой поймать плавающую бутылку.  o Очистить   себе   проход.   Из   тазика   маленькими   кружечками   вылить   всю   воду. Ровно опустить шлюпку. Шлюпка – доска, к которой с двух сторон привязано по одной веревке. Шлюпка опускается одновременно разными людьми с двух сторон за веревки. На доску ставится что­ то, что не должно упасть при ее опускании.  o Битва с пиратом. Армрестлинг с пиратом.  На каждом этапе, при его успешном прохождении, команде выдается одна буква. Из собранных кладу. Основная   задача   команд   –   сбежать   с   пиратского   корабля   (пройти   все   этапы).   Клад является бонусом и достается команде, которая первой его найдет. необходимо слово­ключ составить букв к              Игра «Плащ­невидимка» Очень простая и  веселая игра.  На этом этапе дети  должны научиться  видеть даже невидимый мир. Два человека залазят под покрывало (плащ­ невидимка), мир становится для них невидимым. Начинается игра в салки – эти двое должны на ощупь переловить весь отряд,   причем   каждый   новый   пойманный   присоединяется   к   салкам   и   залазит   под   их покрывало. Играющие не должны выбегать за пределы территории. К концу игры весь отряд должен оказаться под покрывалом, причем никто из играющих не должен видеть окружающий мир. Это право они получают, когда ловят последнего человека. Оценивать можно слаженность работы отряда и время, затраченное на ловлю всего отряда.  Игра «Колпак на колпаке» Склейте   один   большой   колпак   и   несколько   маленьких   –   желательно   разноцветных. Маленькие   колпаки   подвешивают   на   крепкой   нитке.   Играющие   выбирают   одного 29 участника,   который   надевает   большой   колпак   и   завязывает   глаза.   Надо   три   раза повернуться вокруг своей оси, присесть и, выпрямившись, попасть большим колпаком в маленький. Команда может подсказывать игроку.  Игра «Веревочка» Для   проведения   этой   игры   возьмите   веревку   и   свяжите   ее   концы   так,   чтобы   было образовано  кольцо.   (Длина   веревки   зависит   от  количества   участвующих   в   игре   ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Ведущий предлагает закрыть глаза и, не открывая глаз и не выпуская из  рук веревку, построить треугольник. Сначала возникают пауза и полное бездействие ребят, затем кто­ то из участников предлагает какой­ то вариант решения, например: рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Игру можно продолжать,   усложняя   задачу,   т.   е.   предложить   ребятам   построить   квадрат,   звезду, шестиугольник.  Пословицы Командам   необходимо   найти   аналогию   пословицы   в   русском   языке. ­ Немецкая пословица «Кто надеется на ужин соседа, тот останется голодным» /«На чужой каравай рот не разевай»/ ­ Пословица народов Африки «Сын леопарда – тоже леопард» /«Яблоко от яблони недалеко падает»/ ­ Финская   пословица   «Тот   не   заблудится,   кто   спрашивает»   /«Язык   до   Киева доведет»/ ­ Тибетская пословица «Куда лопата ведет, туда вода течет» /«Куда иголка, туда и ниточка»/ ­ Английская пословица «После обеда приходится платить» /«Любишь кататься – люби и саночки возить»/ ­ Французская пословица «Ошпаренный петух от дождя убегает». /«Обжегшись на молоке, и на воду будешь дуть»/. ­  Конкурс «На вокзале» Представьте, что вы находитесь на вокзале. Изобразите (пластикой, мимикой, голосом): ­ ­ ­ ­ ­ ­ ребенка, потерявшегося на вокзале; родителей потерявшегося ребенка; что вам срочно надо уехать, а билетов нет; что вы опаздываете на поезд; что вы третьи сутки на вокзале.  Конкурс «Интонация» Участникам необходимо произнести предложенную фразу с заданной интонацией: ­ Здравствуйте, я ваша тетя! (с горечью) ­ Эх, жизнь моя жестянка… (с радостью) ­ Ваня, я ваша навеки! (печально) ­ А теперь покатай меня, большая черепаха! (гневно) ­ Я сказал: Горбатый! (ласково).  Конкурс «Пантомима» Команда   должна   без   слов   с   помощью   жестов   и   пантомимы   передать   содержание   и смысл пословицы. Команде дается на подготовку ровно 1 минута. 1.Баба с возу ­ кобыле легче. 30 2.Один с сошкой ­ семеро с ложкой. 3.Куда иголка ­ туда и нитка. 4.Семеро одного не ждут. 5.Под лежачий камень вода не течет. 6. Любишь кататься – люби и саночки возить. 7. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. 8. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 9. Не красна изба углами, а красна пирогами. 10. Работа – не волк, в лес не убежит.      Песня­кричалка  «Небылицы» ­ На балконе 48 – оёёй Мы сидели с братом Костей ­ тьфу­ты грех какой Весело было нам – тумба­рирам Всё делили пополам  ­ Правда? ­ Ага ­ Мы с балкона улетели ­ оёёй Тапком  барышню огрели ­ тьфу­ты грех какой Весело было нам – тумба­рирам Всё делили пополам  ­ Правда? ­ Ага ­ Нас в больницу положили  ­ оёёй  Там пилюлями кормили ­ тьфу­ты грех какой Весело было нам – тумба­рирам Всё делили пополам  ­ Правда? – Ага ­ Мы с больницы убежали ­ оёёй Одеяла там украли ­ тьфу­ты грех какой Весело было нам – тумба­рирам Всё делили пополам  ­ Правда? – Ага ­ Нас милиция поймала ­ оёёй Испинала как попало ­ тьфу­ты грех какой Весело было нам – тумба­рирам Всё делили пополам  ­ Правда? – Ага ­ На столе стоит стакан ­ оёёй А в стакане таракан ­ тьфу­ты грех какой Весело было нам – тумба­рирам Всё делили пополам  ­ Правда? – Ага ­ За столом сидит судья ­ оёёй Корчит рожу как свинья ­ тьфу­ты грех какой Весело было нам – тумба­рирам Всё делили пополам  ­ Правда? – Ага «Кричалки» Бала­бала­ми, хэй!                                Чика­чика­чик, хэй!     Чик, хэй! Чик, хэй!     Чик­чирик­чик!          Хэй, хэй! 7. КРИЧАЛКИ, РЕЧЕВКИ Не берегу      Большой реки      Пчела ужалила      Медведя прямо в нос.      «Ой­ей­ей­ей!» ­       Взревел медведь      Сел на песок Парам­парэра!       Хэй!      Парам –парэра!      Хэй!      Парам­парэра!      Хэй! Хэй! Хэй! 31       И начал петь…..   Ты, наш лагерь золотой.      Мы всегда с тобой, с тобой.      Мы хотим с тобой дружить      Веселить тебя, смешить.   Олейла, олейла!       О­мара­тики­тамба!       О­мара­тики­тамба!       О–маса­маса­маса!       О­малу­малу­малу!        Эй! «Дружная». Раз, два! Три, четыре! Эй. Ребята, шире шаг! Нет, наверно, в целом  Веселей, дружней ребят! Не грустят в семействе  Мы поем, танцуем,  мире нашем пляшем! Все занятья хороши­ Веселимся от души! Все сумеем сделать сами И письмо напишем маме. Эй, дружок, не унывай. Нашу песню запевай! «Вечерняя». День отшумел, И, ночью объятый, Лагерь зовет уснуть. Мальчики: «Доброй вам ночи,  наши девчата!» Девочки: «Доброй вам ночи, наши  ребята!» Все: завтра нам снова в путь! «Морская». Раз, два! Три, четыре! Речка близко? Речка здесь! Лодок  много? Лодки есть! Как команда? Молодцы! Мы шагаем дружно, Нянек нам не нужно! Парус выше поднимай, Песню громче запевай! «Голодная». Раз, два! Мы не ели! Три, четыре! Есть хотим. Открывайте шире двери. А то повара съедим. Руки? Чистые. Лицо? Умыто. Всем, всем приятного  аппетита! Завтрак съели, щас обед.       Ужин будет позже,       Мы голодные давно:       Кишки прилипли к коже.       Мы в столовую идем:       Все съедим и чай попьём. «Речевки» «Утренняя». Раз, два! Три, четыре! Три, четыре! Раз, два! Солнце только что  проснулось вставай. дорогу? Песню, ложку и рюкзак! Мы голодные, как звери. Открывайте шире двери! Нам еда полезна будет Силы новые разбудит Кто отстал? Не отставай! Кто устал? Не унывай! Кто идти захочет с нами – Нашу песню запевай! Столовские И ребятам улыбнулось! Поскорей, дружок,  На зарядку выбегай. Солнце светит Ярко ­ ярко! Нам от солнца Жарко­жарко! Солнышко, сильнее грей. Воду в речке нам согрей! Солнце, воздух и вода С ними здорово всегда! Кто шагает с рюкзаком? Мы, туристы! Кто со скукой не знаком? Мы, туристы! Нас вперед ведут  Дороги. Наш девиз: «Всегда вперед!» Эй, ребята, тверже шаг! Что турист берет в  «Туристическая». Спасибо нам, что мы поели,  А приготовить может каждый! Спасибо Отцу Небесному  И повару местному. С благодарностью мы к вам  обращаемся опять,  Вкусно варите вы нам, кушать 32 хочется опять,  Но мы знаем, что сейчас наш  желудок полный,  С благодарностью от нас вам  привет огромный! Еле ночь мы пережили,  И дождались мы утра,  Потому что завтрак ждали,  Дорогие повара. Мы поели, мы попили,  Червячка мы заморили,  Мы пойдём, передохнём  И опять поесть придём! Гречка вкусная была,  Тюлька тоже ничего.  Но капуста лучше всех,  Поваров мы любим всех. Спасибо за кашу,  Спасибо за чай,  Кухня, к обеду  Нас снова встречай! Команде наших поваров  Мы говорим спасибо!  Все было круто, просто класс,  На славу и на диво! Вожатый: Открывайте шире двери  Дети:Открывайте шире двери  ­ Мы голодные как звери  ­ Мы голодные как звери  ­Очень кушать мы хотим  ­Очень кушать мы хотим  ­ Даже повора съедим  ­ Даже повора съедим  ­ А,а  ­ А,а  ­О­О  ­О­О  и так далее Ничего на свете лучше нет,  Чем тарелка с тремя порциями  котлет. Макароны, макароны  Мы так долго ждали вас,  Вы пришли и мы готовы  Поприветствовать всех вас. Даже пасмурное утро  Не испортит завтрак нам.  Любим мы молочный супчик  И спасибо поварам! Самооценка уровня готовности к работе вожатым Цель: выявление уровня готовности к работе вожатым. Инструкция: внимательно прочитай утверждения и напротив каждого поставь балл: 5 б – если данное утверждение проявляется в 100% случаев, 4 б – больше 50%, 3 б – 50% на 50%, 2 б – меньше 50%, 1 б ­ 0%. Утверждение Когнитивный уровень № I 1. Я знаю много детских игр 2. Я знаю много детских песен 3. Я знаю методики проведения различных занятий: а) Игр: подвижных, интеллектуальных, состязательных б) Классного часа, беседы, праздника в) Трудового, спортивного дела 4. Я знаю нетрадиционные формы, методы проведения восп.занятий 5. Я знаю, как правильно общаться с детьми 6. Я знаю, как можно поддержать и похвалить ребёнка 7. Я знаю, как установить дисциплину на занятии, как организовать  и заинтересовать детей Практический уровень 8. Я знаю, как анализировать воспитательное занятие 9. Я читаю педагогическую литературу II 1. Я могу провести различные игры с детьми 2. Я могу разучить и спеть с детьми любую песню 3. Я могу провести любое воспитательное занятие: а) Игры (подвижные, интеллектуальные, состязательные) б) Классный час, беседу, праздник в) Трудовое, спортивное дело 4. Я могу подготовить и провести нетрадиционные формы и  методы воспитательных занятий 5. Я умею общаться с детьми 6. Я умею поддержать и похвалить ребёнка 7. Я умею установить дисциплину на занятии, организовать и  заинтересовать детей 8. Я умею анализировать воспитательное занятие 9. Я собираю какой­либо материал для работы с детьми III 1. У меня есть желание работать с детьми Аффективно­личностный уровень 2. Я иду с радостью на практику 3. Я чувствую себя уверенно во время занятия 4. Я могу импровизировать на занятии 5. Я могу управлять своим психоэмоциональным состоянием во  время проведения занятия 6. У меня выразительная чёткая развитая речь 7. У меня есть хобби, которое может помочь в работе 8. Я знаю свои недостатки и исправляю их 9. У меня не возникает проблем при подготовке к ВЗ Балл 54321 54321 33 я не знаю я не знаю я не знаю я не знаю я не знаю я не знаю я не знаю я не знаю я не знаю я не знаю не читаю я не могу я не могу я не могу я не могу я не могу я не могу я не умею я не умею я не умею я не умею не собираю 54321 нет  желания без радости неуверенно я не могу я не могу неразвитая нет хобби я не знаю возникают Обработка   результатов:  проводится   количественный   и   качественный   анализ ответов.  По количественному анализу выявляется уровень готовности к работе вожатым. 34 Уровни готовности к работе вожатым Высокий уровень – большинство ответов на 5 и 4 балла Средний уровень ­ большинство ответов на 3 балла Низкий уровень ­ большинство ответов на 2 – 1 балл По   качественному   анализу   ответов   выявляются   успешные   и   «проблемные   зоны», вызывающие затруднения.      На   основе   данных   диагностики   можно   составить  план   профессионального   и личностного саморазвития, а в конце практики провести оценку и самооценку степени выполнения запланированного.   В плане профессионального и личностного саморазвития важно обозначить задачи (над чем нужно работать?)  и  способы достижения задач (каким образом можно решить поставленные задачи?)            Список использованной литературы 1. Дереклеева   Н.И.   Справочник   классного   руководителя:   1­4   классы.­   М., «Академия», 2008. 2. Классное руководство: учебник для студ.сред.проф.образования/ под ред. В. П.  Сергеевой. М.: «Академия», 2014. 3. Сластёнин В. А. и др. Педагогика.­ М., Издательский центр «Академия» , 2013. 4. Тыртышная М.А. 20 тематических смен для пришкольного и загородного  лагеря/М.А. Тыртышная. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 5. У  штурвала лагерной смены: метод, рек. По работе с детьми в оздров. лагерях: в 2ч. Ч. 1­2 / Под ред. Л.А. Романиной. ­ Тамбов, 2003. 35 Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное Приложение 1 учреждение  «Рубцовский педагогический колледж» ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ «ПОДГОТОВКА К ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ» 36 ПМ.03 (МДК.03.01) студентки 301 группы Гилевой Алены Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» 2016 Приложение 2 ДНЕВНИК ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ «ПОДГОТОВКА К ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ» 37 ПМ.03 (МДК.03.01) студентки 301 группы Гилевой Алены Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» База практики:                                                                                                                         Руководители практики: Образец оформления дневника Дата Содержание  Анализ работы Отметка, подпись

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по учебной практике «Подготовка к летней практике» для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018