Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА (ЛИТЕРАТУРА)
Оценка 5

Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА (ЛИТЕРАТУРА)

Оценка 5
Домашняя работа +3
docx
русская литература +1
Взрослым
04.05.2017
Методические указания для студентов  по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы  ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА (ЛИТЕРАТУРА)
Фонд оценочных средств разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413.
ВСР 20.10.16 литература.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Сызранский политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические указания для студентов

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

 

ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА (ЛИТЕРАТУРА)

 

«Общеобразовательный цикл»

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальностям

20.02.04 Пожарная безопасность

23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сызрань, 2016

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол № ____

«_____» ______________ 2016 г.

Председатель цикловой комиссии

_____________Н.Р. Виноградова

 

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебной работе

_________________ Т.Е.Пидодня

«____» ________________2016г.

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела организации образовательной деятельности

_______________ Е.Н.Колбехина

«____» ________________2016г.

 

 

 

 

Составитель: Виноградова Н.Р., преподаватель русского языка и литературы ГПБОУ «СПК» 

 

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ «СПК» по специальностям 20.02.04 Пожарная безопасность, 23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение, 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы адресованы  студентам очной формы обучения.

Методические указания включают в себя различные виды внеаудиторной самостоятельной работы, указания по их выполнению, контрольные вопросы и формы контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

 

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работыпо дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература (Литература) созданы Вам в помощь для работы.

Приступая к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, Вы должны внимательно ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральным государственнымстандартом среднего профессионального образования.

В результате освоения дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература (Литература) Вы должны иметь следующие достижения:

личностные результаты:

                  воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

                  понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

                  формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

                  способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

                  готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

                  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

                  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

                  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

                  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

                  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

                  эстетическое отношение к миру;

                  совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

                  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметные результаты:

                  владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

                  владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

                  применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

                  овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

                  готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

                  умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

                  умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

                  умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

                  умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

                  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметные результаты:

                  сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

                  сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

                  владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

                  владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

                  владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

                  сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

                  сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

                  способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

                  владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

                  сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

                  сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

                  сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

                  владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

                  владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

                  владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

                  знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

                  сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

                  способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

                  владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

 

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

 

Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии)

Личностные

УУД 1 Воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов.

УУД 2 Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

УУД 3 Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

УУД 7 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

УУД 9 Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

УУД 11 Эстетическое отношение к миру.

УУД 12 Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Регулятивные:

УУД 21 Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

УУД 22 Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Познавательные:

УУД 4 Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

УУД 5 Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

УУД 6 Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования.

УУД 8 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

УУД 10 Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

УУД 13 Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.).

УУД 15 Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом.

УУД 16 Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

УУД 18 Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.

УУД 19 Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

УУД 20 Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка.

УУД 21 Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

УУД 22 Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

УУД 23 Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

УУД 24 Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

УУД 25 Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике.

УУД 26 Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

УУД 27 Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

УУД 28 Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

УУД 29 Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.

УУД 30 Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.

УУД 31 Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста.

УУД 32 Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

УУД 33 Владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

УУД 34 Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

УУД 35 Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним.

УУД 36 Сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.

УУД 37 Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

УУД 38 Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

УУД 39 Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.

УУД 40 Знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры.

УУД 41 Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.

УУД 42 Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

УУД 43 Владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Коммуникативные:

УУД 4 Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных  высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

УУД 17 Применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

 

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Все задания внеаудиторной самостоятельной работы Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные результаты по приведенной методике.

Отчет о выполнении внеаудиторной самостоятельной работы Вы должны выполнить по приведенному алгоритму.

 

Внимание!Если в процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

                                                                                      

 

Желаем Вам успехов!!!

 

 

 


 

Тематический план

Наименование раздела и темы

Кол-во часов на внеауд. сам.раб.

 

 

Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Форма контроля

РАЗДЕЛ 1ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

25,5

 

Самоотчет

Введение

1

Подготовка информационного сообщения

Самоотчет

Тема 1.1 Русская литература первой половины XIX века

4

Подготовка информационного сообщения

Написание конспекта

Подготовка информационного сообщения

Самоотчет

 

 

 

Самоотчет

Самоотчет

Тема 1.2 Русская литература второй половиныXIX века

19,5

Подготовка информационного сообщения

Подготовка информационного сообщения

Подготовка информационного сообщения

Составление опорного конспекта

Написание эссе

Создание материалов презентации

Подготовка информационного сообщения

Ответы на контрольные вопросы

Ответы на контрольные вопросы

Подготовка информационного сообщения

Написание эссе

Самоотчет

 

 

Самоотчет

 

 

Самоотчет

 

 

Самоотчет

 

Самоотчет

Самоотчет

 

Самоотчет

 

 

Самоотчет

 

Самоотчет

 

Самоотчет

 

 

Самоотчет

 

Тема 1.3 Зарубежная литература (обзор)

1

Подготовка информационного сообщения

Самоотчет

РАЗДЕЛ 2 ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

33,5

 

 

Тема 2.1 Русская литература на рубеже веков

2

Подготовка информационного сообщения

Подготовка информационного сообщения

Самоотчет

 

Самоотчет

Тема 2.2 Поэзия начала XX века

5

Написание конспекта

Написание конспекта

Подготовка информационного сообщения

Самоотчет

Самоотчет

Самоотчет

Тема 2.3 Литература 20-х г. г. (обзор)

3

Подготовка информационного сообщения

Подготовка информационного сообщения

Подготовка информационного сообщения

Самоотчет

 

 

Самоотчет

 

 

Самоотчет

Тема 2.4 Литература 30-х– начала 40-х г.г. (обзор)

7

Написание конспекта

Подготовка информационного сообщения

Ответы на контрольные вопросы

Ответы на контрольные вопросы

Написание конспекта

Самоотчет

Самоотчет

 

 

Самоотчет

 

Самоотчет

 

Самоотчет

Тема 2.5 Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

6,5

Подготовка информационного сообщения

Создание материалов презентации

Подготовка информационного сообщения

Подготовка информационного сообщения

Написание конспекта

Самоотчет

 

 

Самоотчет

 

Самоотчет

 

 

Самоотчет

 

 

Самоотчет

Тема 2.6 Литература 50–80-х г. (обзор)

 

6

Подготовка информационного сообщения

Написание конспекта

Ответы на контрольные вопросы

Подготовка информационного сообщения

Подготовка информационного сообщения

Самоотчет

 

 

Самоотчет

Самоотчет

 

Самоотчет

 

 

Самоотчет

Тема 2.7 Русская литература последних лет (обзор)

1

Ответы на контрольные вопросы

Самоотчет

Тема 2.8 Зарубежная литература (обзор)

1

Подготовка информационного сообщения

Самоотчет

Тема 2.9 Произведения для бесед по современной литературе

2

Ответы на контрольные вопросы

Самоотчет

ИТОГО

59

 

 

 


 

РАЗДЕЛ 1ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Введение

 

Задание 1. Подготовка сообщений на тему «Основные течения русской литературы XIX века»

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений:см. Приложение 3

 

Тема 1.1 Русская литература первой половины XIX века

 

Задание 1. Подготовка сообщений на тему «А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Задание 2. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на тему: «Характеристика этапов творчества М.Ю. Лермонтова».

Время на выполнение задания: 2 часа.

Форма отчетности: конспект оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по составлению конспекта: см. Приложение 1.

 

Задание 3. Подготовка сообщений на тему «Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений:см. Приложение 3

 

Тема 1.2 Русская литература второй половины XIX века

 

Задание 1. Подготовка сообщений на тему «Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского»

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений:см. Приложение 3

 

Задание 2. Подготовка сообщений на тему «Роман И.А. Гончарова «Обломов»: история создания, характеристика главных героев произведения».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Задание 3. Подготовка сообщений на тему«И.С. Тургенев. Сведения из биографии».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений:см. Приложение 3

 

Задание 4. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте опорный конспект на тему: «Особенности композиции романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева».

Время на выполнение задания: 2 часа.

Форма отчетности: конспект оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по составлению опорного конспекта:

Роман И.С.Тургенева построен по принципу кольцевой композиции. Композиция (от лат. Compositio - составление, связывание)- это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

Роман состоит из 28 глав (и только в 2 не появляется Е. Базаров). Автор проводит Евгения Базарова по одному и тому же маршруту дважды, но повторяются лишь места и люди, сам герой претерпевает внутренние изменения

Опираясь на текст художественного произведения, составить опорный конспект с ответом на вопрос: «Для чего И.С. Тургенев проводит своего героя по двум кругам жизненных испытаний?»

Методические рекомендации по подготовке опорного конспекта: см. Приложение 2.

 

Задание 5. Используя шаблон, напишите сочинение-эссе по роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева на одну из тем:

а) Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»;

б) Конфликт двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Время на выполнение задания: 4 часа.

Форма отчетности:сочинение-эссе оформляется на отдельном

двойном листке, объем сочинения – не менее 150 слов.

Методические рекомендации по написанию сочинения - эссе: см. Приложение 5

 

Задание 6. Используя учебник и электронные ресурсы Интернет, создайте материалы презентации  по группам

Задание для группы № 1

Афанасий Фет

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

 

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

1.                 Проанализируйте синтаксический строй входящих в стихотворение предложений.

2.                 С какой «точки обзора» показан пейзаж?

3.                 Найдите определения. Какие из них можно считать эпитетами? Какова роль последнего эпитета (одинокий бег) в стихотворении?

4.                 Определите цветовую гамму стихотворения. Ее роль?

5.                 Статичен или динамичен пейзаж?

6.                 Чтение стихотворения наизусть.

Задание для группы № 2

А. Фет

Я тебе ничего не скажу

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что́ я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной... я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

1.                 Определите тему стихотворения. Речь идет о счастливой или о несчастной любви?

2.                 Найдите олицетворения, метафоры. Какова их роль?

3.                 Каковы особенности композиции произведения?

4.                 Определите стихотворный размер, способ рифмовки. Влияют ли они на создание эмоциональной тональности произведения?

5.                 Чтение стихотворения наизусть.

Задание для группы № 3

А. Фет

Жду я, тревогой объят,

Жду тут на самом пути:

Этой тропой через сад

Ты обещалась прийти.

 

Плачась, комар пропоет,

Свалится плавно листок...

Слух, раскрываясь, растет,

Как полуночный цветок.

 

Словно струну оборвал

Жук, налетевши на ель;

Хрипло подругу позвал

Тут же у ног коростель.

 

Тихо под сенью лесной,

Спят молодые кусты...

Ах, как пахнуло весной!..

Это, наверное, ты!

1.                 Найдите сравнения, метафоры, олицетворения. Какова их роль в раскрытии темы?

2.                 Какова роль повтора в начале произведения?

3.                 Объясните смысл выражения на самом пути в данном контексте.

4.                 Какую роль играют в стихотворении живые существа?

5.                 Чтение стихотворения наизусть.

Задание для группы № 4

А. Фет

Фонтан

Ночь и я, мы оба дышим,

Цветом липы воздух пьян,

И, безмолвные, мы слышим,

Что струей своей колышет,

Напевает нам фонтан.

 

- Я, и кровь, и мысль, и тело -

Мы послушные рабы:

До известного предела

Все возносимся мы смело

Под давлением судьбы.

 

Мысль несется, сердце бьется,

Мгле мерцаньем не помочь;

К сердцу кровь опять вернется,

В водоем мой луч прольется,

И заря потушит ночь.

1.                 Определите тему стихотворения.

2.     Какое значение в произведении приобретают понятия кровь, мысль, судьба, сердце?

3.     С какой целью в первой строфе слова ночь и я  дублируются словами мы оба?

4.     Можно ли считать это стихотворение произведением философской лирики? В чем его философский смысл?

5.     Чтение стихотворения наизусть.

Время на выполнение задания: 1,5 часа.

Форма отчетности: электронный носитель (флешкарта, CD диск), устное выступление.

Методические рекомендации по созданию материалов презентаций:см. Приложение 4

 

Задание 7. Подготовка сообщений на тему«Н.А. Некрасов. Сведения из биографии».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Задание 8. Пользуясь учебником и текстом произведения, ответьте на контрольные вопросы:

1.                 Докажите, что «Кому на Руси жить хорошо?»  - это поэма-эпопея.

2.                 Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Что можно сказать о художественном методе изображения действительности в поэме?

3.                 Какова фольклорная основа поэмы? Проиллюстрируйте свои суждения текстом.

4.                 Проанализируйте лексику, синтаксические обороты, поэтические интонации народной речи, воплощенные в поэме, ее ритмические особенности. Каковы смысловые функции этих художественных приемов?

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: ответы оформляются в тетради, следуя по порядку очередности вопросов.

Методические рекомендации по подготовке ответов на контрольные вопросы: см. Приложение 6

 

Задание 9. Пользуясь учебником и текстом произведения, ответьте на контрольные вопросы:

1.      В смысл названия повести «Очарованный странник»?

2.      Какие черты характера вместил в себе великий праведник Иван Флягин? В чём поэтичность прозы Н.С. Лескова?

3.      О чём заставило вас задуматься это произведение?

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: ответы оформляются в тетради, следуя по порядку очередности вопросов.

Методические рекомендации по подготовке ответов на контрольные вопросы: см. Приложение 6

 

Задание 10. Подготовка сообщений на тему«М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»: сатира, гротеск и пафос»

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Задание 11. Используя шаблон, напишите сочинение-эссе по романуФ.М. Достоевского «Преступление и наказание» на одну из тем:

а) Смысл названия и проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

б) Петербург в романеФ.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

в) Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Время на выполнение задания: 5 часов.

Форма отчетности: сочинение-эссе оформляется на отдельном

двойном листке, объем сочинения – не менее 150 слов.

Методические рекомендации по написанию сочинения - эссе: см. Приложение 5

 

Тема 1.3 Зарубежная литература (обзор)

 

Задание 1.Подготовка сообщений на тему«В. Шекспир. «Гамлет».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2 ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

 

 

Тема 2.1 Русская литература на рубеже веков

 

Задание 1. Подготовка сообщений на темы«И.А. Бунин. Сведения из биографии», «Рассказы. Философичность лирики Бунина».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Задание 2. Подготовка сообщений на тему «Тема любви в повести А.И. Куприна «Олеся».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Тема 2.2 Поэзия начала XX века

 

Задание 1.Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на тему: «Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в.».

Время на выполнение задания: 2 часа.

Форма отчетности: конспект оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по составлению конспекта:см. Приложение 1.

 

Задание 2. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на тему: «Жизненный и творческий путь М. Горького».

Время на выполнение задания: 2 часа.

Форма отчетности: конспект оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по составлению конспекта:см. Приложение 1.

 

Задание 3. Подготовка сообщений на темы«А.А. Блок. Жизненный и творческий путь», «Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

Тема 2.3 Литература 20-х г. г. (обзор)

 

Задание 1. Подготовка сообщений на тему«Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Задание 2. Подготовка сообщений на тему«В. Маяковский. Сведения из биографии. Стихотворения».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Задание 3. Подготовка сообщений на тему«Жизненный и творческий путь поэта С.А. Есенина».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Тема 2.4 Литература 30-х– начала 40-х г.г. (обзор)

 

Задание 1. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на тему: «Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине30-х годов (в культуре, искусстве и литературе)».

Время на выполнение задания: 2 часа.

Форма отчетности: конспект оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по составлению конспекта: см. Приложение 1.

 

Задание 2. Подготовка сообщений на тему«Жизненный и творческий путь поэта О.Э Мандельштама».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Задание 3. Пользуясь учебником и текстом произведения, ответьте на контрольные вопросы:

1.      В чем смысл названия повести А. Платонова «Сокровенный человек»?

2.      Каковы особенности сюжетного развертывания характера Пухова и чем они обусловлены?

3.      Почему Платонов избрал сюжет скитальчества, странничества для раскрытия характера?

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: ответы оформляются в тетради, следуя по порядку очередности вопросов.

Методические рекомендации по подготовке ответов на контрольные вопросы: см. Приложение 6

 

Задание 4. Пользуясь учебником и текстом произведения, ответьте на контрольные вопросы:

1.      В чем сходство судьбы Мастера с судьбой М. Булгакова?

2.      Почему и как Иван Бездомный стал преемником и духовным наследником Мастера?

3.      Каким должен быть писатель, по мнению М. Булгакова?

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: ответы оформляются в тетради, следуя по порядку очередности вопросов.

Методические рекомендации по подготовке ответов на контрольные вопросы: см. Приложение 6

 

Задание 5. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на тему: «Жизненный и творческий путь писателя М.А. Шолохова».

Время на выполнение задания: 2 часа.

Форма отчетности: конспект оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по составлению конспекта:см. Приложение 1.

 

Тема 2.5 Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

 

Задание 1. Подготовка сообщений на тему«Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: Павла Давидовича Когана, Михаила Валентиновича Кульчицкого, Николая Петровича Майорова, Мусы Мустафовича Джалиля».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

Задание 2. Используя учебник и электронные ресурсы Интернет, создайте материалы презентации  по группам:

Задание для 1 группы

1.                  Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

2.                 Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

 

Задание для 2 группы

1.                 Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

2.                 Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

3.                 Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

4.                 Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

 

Задание для 3 группы

1.                 Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

2.                 Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

Задание для 4 группы

1.                 Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

2.                 Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

3.                 Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает:

«Одна на двоих»?

Время на выполнение задания: 1,5 часа.

Форма отчетности: электронный носитель (флешкарта, CD диск), устное выступление.

Методические рекомендации по созданию материалов презентаций: см. Приложение 4

 

Задание 3. Подготовка сообщений на тему«Жизненный и творческий путь поэтессы А.А. Ахматовой».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений:см. Приложение 3

 

Задание 4. Подготовка сообщений на тему«Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Задание 5. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на тему: «А.Т. Твардовский. Сведения из биографии».

Время на выполнение задания: 2 часа.

Форма отчетности: конспект оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по составлению конспекта: см. Приложение 1.

 

Задание 6. Подготовка сообщений на тему«Смерть И.В. Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности:сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Задание 7. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на тему: «Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии».

Время на выполнение задания: 2 часа.

Форма отчетности: конспект оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по составлению конспекта: см. Приложение 1.

 

Задание 8. Пользуясь учебником и текстом произведения, ответьте на контрольные вопросы:

1.      Рассказ В.Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева»:Расскажите о судьбе майора Пугачева. Какова судьба его товарищей? Как повлиял на них опыт войны?

2.      Над чем заставляет задуматься рассказ В. М. Шукшина «Обида»?

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: ответы оформляются в тетради, следуя по порядку очередности вопросов.

Методические рекомендации по подготовке ответов на контрольные вопросы: см. Приложение 6

Задание 9. Подготовка сообщений на темы (по выбору учащегося) «Жизненный и творческий путь Н.М. Рубцова», «Жизненный и творческий путь Расула Гамзатова».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Задание 10. Подготовка сообщений на тему «Гоголевские традиции в драматургии А.В. Вампилова».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

Тема 2.7 Русская литература последних лет (обзор)

 

Задание 1. Пользуясь учебником и текстом произведений, ответьте на контрольные вопросы:

1.                  Какие мысли и чувства вызывает творчество современных писателей и поэтов (Л. Васильева, Ю. Мориц, Вл. Соколов, Н. Тряпкин, В. Корнилов, О. Чухонцев, Б. Чичибабин и др.)?

2.                  Какие проблемы общества можно увидеть в произведениях современных писателей?

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: ответы оформляются в тетради, следуя по порядку очередности вопросов.

Методические рекомендации по подготовке ответов на контрольные вопросы: см. Приложение 6

 

Тема 2.8 Зарубежная литература (обзор)

 

Задание 1. Подготовка сообщений на тему «И.-В.Гете. «Фауст». П. Коэльо. «Алхимик»: общечеловеческие темы произведений».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений: см. Приложение 3

 

 

 

Тема 2.9 Произведения для бесед по современной литературе

 

Задание 1. Пользуясь учебником и текстом произведения, ответьте на контрольные вопросы:

1.      1.       Где происходит действие в пьесе? Назовите главных героев, дайте  характеристику социальной среды произведения.

2.      В чем символическое содержание пьесы?

Время на выполнение задания: 2 часа.

Форма отчетности: ответы оформляются в тетради, следуя по порядку очередности вопросов.

Методические рекомендации по подготовке ответов на контрольные вопросы: см. Приложение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Методические рекомендации по составлению конспекта:

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Инструкция по составлению конспекта:

1.                 Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.

2.                 Выделите главное, составьте план.

3.                 Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.

4.                 Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5.                 Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

 

 

Критерии, используемые при оценивании конспекта

 

Критерий

Баллы

Составлен план материала

2

Выделение самого важного и необходимого

2

Краткий текст по каждому пункту

2

Маркировка текста

2

Логическая последовательность содержания

2

 

Оценивание конспекта

-                   10 баллов – «отлично»;

-                   8-9 баллов – «хорошо»;

-                   6-7 баллов – «удовлетворительно;

-                   мене 6 баллов – «неудовлетворительно».

 

Приложение 2

Методические рекомендации по составлению опорного конспекта:

Составление опорного конспекта представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.

Основная цель опорного конспекта— облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) — опорные сигналы.

Опорный конспект — это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании.

Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.

Примерный порядок составления опорного конспекта.

1.                 Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе .

2.                 Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3.                 Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определенных знаков, графиков, рисунков.

4.                 Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т. д.

5.                 Составление опорного конспекта.

 

Образец: Спасское –Лутовиново в жизни И.С. Тургенева.

 

-протест против

крепостного права

 

-гуманизм

 

-любовь к природе

 

-уважение к личности

 

-стремление к

самостоятельности

 
Родина

-родители

«Записки охотника»

 

«Муму»

 

«Стихотворение в прозе»

 

«Отцы и дети»

 

«Накануне»

 
-дом, семейный уклад

-земля, природа

-люди, среди которых

жил народ

 

Начало

-мировоззрение

-нравственные качества

-характер

-интересы, увлечения

 

 

 

Критерии, используемые при оценивании опорного конспекта

 

Критерий

Баллы

Составлен план материала

2

Выделение самого важного и необходимого

2

Краткий текст по каждому пункту

2

Маркировка текста

2

Логическая последовательность содержания

2

 

Оценивание конспекта

-                   10 баллов – «отлично»;

-                   8-9 баллов – «хорошо»;

-                   6-7 баллов – «удовлетворительно;

-                   мене 6 баллов – «неудовлетворительно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методические рекомендации по подготовке сообщений:

Подготовка сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Последовательность подготовки сообщения:

1.                  Изучить  литературу по теме.

2.                 Выделить основные понятия.

3.                 Подобрать  и ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения.

4.                 Оформить сообщение письменно и проиллюстрировать компьютерной презентацией.

Оформление текстового материала.

Текстовая часть работы должна быть представлена  в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Все страницы работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним приложением. Титульный лист(Приложение 3). Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная  с введения и заканчивая  последним приложением. Номер страницы ставится в правом углу нижнего поля.

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании сообщения

 

Критерий

Баллы

Грамотность сообщения

1

Новизна материала

2

Степень раскрытия сущности проблемы. Владение терминологией

2

Актуальность материала

2

Наглядность

1

Краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников

2

 

Оценивание сообщения

-                   10 баллов – «отлично»;

-                   8-9 баллов – «хорошо»;

-                   6-7 баллов – «удовлетворительно»;

-                   меньше 6 баллов – «неудовлетворительно»     

Приложение 3

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СООБЩЕНИЕ

на тему «Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина»

по дисциплине Литература

 

 

 

 

 

 

Подготовил

студент 1 А группы

Иванов Павел

 

Проверил

преподаватель русского языка и литературы

Виноградова Н.Р.

 

 

 

 

 

Сызрань, 2014

 

 

Методические рекомендации по созданию материалов презентаций:

 

Общие требования к презентации:

1.                 Презентация для каждой группы не должна быть меньше 10 слайдов.

2.                 Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилии, имена авторов, студентов 1 курса группы___ ГБОУ СПО «Сызранский политехнический техникум», проверил преподаватель русского языка и литературы Виноградова Н.Р., год.

3.                 Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) заданий по группам. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

Требования к содержанию мультимедийных презентаций:

              предпочтительно горизонтальное расположение материала;

              наиболее важная информация располагается в центре экрана, сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

              с точки зрения эффективного восприятия текстовой информации, один слайд в среднем должен содержать 7 - 13 строк. На слайде следует располагать список не более чем из 5 - 6 пунктов, в каждом из которых - не более 5 - 6 слов;

              расположение информации на слайде (наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись располагается под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

              наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

              каждый слайд должен отражать одну мысль;

              на одном слайде рекомендуется использовать не более 4-х цветов: один для фона, один для заголовков и один два для текста;

              для фона лучше использовать светлые тона.

              заголовок, привлекающий внимание;

              каждый слайд должен отражать одну мысль;

              на одном слайде не более 3-х определений или выводов;

              несущественная информация располагается внизу страницы;

              наименования используемых программ указываются вИм.п..

Требования к шрифту:

              желательно использовать для заголовков - 22-28 pt, подзаголовок - 20 – 24pt, текст - 18 – 22pt, подписи данных в диаграммах - 18 – 22pt, информация в таблицах - 18 - 22;

              не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов, следует использовать не более двух - трех шрифтов в одной презентации;

              для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание, нельзя злоупотреблять прописными буквами.

 

Требования к оформлению слайдов:

              допускается использовать либо темные знаки на светлом фоне (позитивная полярность изображения), либо светлые знаки на темном фоне (негативная полярность изображения);

              дата должна быть только на титульном и завершающем слайдах;

              в титульном и завершающем слайдах анимации объектов не используются;

              рекомендуется единый стиль оформления;

              во всей презентации заголовки, гиперссылки, списки должны выглядеть одинаково;

              разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде;

              все рисунки должны быть подписаны, подпись располагается снизу.

При создании презентации важно помнить:

              увиденное сначала предстает перед нами как образ - мы реагируем на поведение объекта, выделяем размер, цвет форму, а затем обращаем внимание на содержание;

              понимание закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации - это залог повышения эффективности восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации - это залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации.

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации

 

Критерий

Баллы

Обязательная информация для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего; план сообщения

1

Степень раскрытия сущности проблемы. Владение терминологией

2

Текстовое содержание презентации – устная речь или чтение, которая должна включать аргументы, факты, доказательства и эмоции

2

Слайды – визуальная подача информации, содержат минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку, выглядеть наглядно

2

Рекомендуемое число слайдов 17-22

1

Краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников

2

 

Оценивание сообщения, презентации

-                   10 баллов – «отлично»;

-                   8-9 баллов – «хорошо»;

-                   6-7 баллов – «удовлетворительно»;

-                   меньше 6 баллов – «неудовлетворительно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Методические рекомендации по написанию сочинения – эссе:

Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» - взвешивание. Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

 

Структурная схема эссе

Введение - определение основного вопроса эссе.

Основная часть - ответ на поставленный вопрос. Она содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос.

Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Техника доказательства приведенных в эссе высказываний.

Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Структура аргументации (доказательства)

Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения:

1.                 Тезис — это сужение, которое надо доказать.

2.                 Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

3.                 Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

4.                 Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

 

Памятка при написании эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1) Изучите теоретический материал;

2) Уясните особенности заявленной темы эссе;

3) Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4) Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

5) Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6) Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

              напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

              проанализируйте содержание написанного;

              проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность ипоследовательность изложенного;

              внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Критерии, используемые при оценивании сочинения - эссе

 

Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного рассмотрения вопроса, аргументированного выражения своей позиции, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;

Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного рассмотрения проблемы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат;

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если тема не раскрыта, работа выполнена крайне небрежно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Методические рекомендации по подготовке ответов на контрольные вопросы:

Контрольные вопросы дают студенту возможность оперативной оценки своей подготовленности по данной теме и определения готовности к изучению следующей темы.

Контрольные вопросы должны быть направлены на решение следующих задач:

              проверка понимания понятийного аппарата учебной дисциплины;

              воспроизведение фактического материала;

              раскрытие причинно-следственных, временных и других связей;

              выделение главного, сравнение, доказательство, конкретизация;

              обобщение и систематизацию знаний.

Оценка ответов учащихся на контрольные вопросы

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

 

При оценке ответа ученика учитывается:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

 

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу на контрольные вопросы

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение литературных понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого материала.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Введение УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Введение УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; − использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; − использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др

− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; − сформированность умений создавать устные и письменные монологические и…

− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; − сформированность умений создавать устные и письменные монологические и…

Освоение содержания учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов

УУД 18 Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения

УУД 18 Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения

УУД 26 Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и…

УУД 26 Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и…

Познавательные: УУД 4 Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

Познавательные: УУД 4 Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм…

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм…

Тематический план Наименование раздела и темы

Тематический план Наименование раздела и темы

Подготовка информационного сообщения

Подготовка информационного сообщения

Тема 2.7 Русская литература последних лет (обзор) 1

Тема 2.7 Русская литература последних лет (обзор) 1

РАЗДЕЛ 1ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Введение

РАЗДЕЛ 1ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Введение

Методические рекомендации по подготовке сообщений : см

Методические рекомендации по подготовке сообщений : см

Время на выполнение задания: 4 часа

Время на выполнение задания: 4 часа

Определите стихотворный размер, способ рифмовки

Определите стихотворный размер, способ рифмовки

Мысль несется, сердце бьется,

Мысль несется, сердце бьется,

Задание 9. Пользуясь учебником и текстом произведения, ответьте на контрольные вопросы: 1

Задание 9. Пользуясь учебником и текстом произведения, ответьте на контрольные вопросы: 1

РАЗДЕЛ 2 ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

РАЗДЕЛ 2 ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Тема 2.3 Литература 20-х г. г

Тема 2.3 Литература 20-х г. г

Задание 3. Пользуясь учебником и текстом произведения, ответьте на контрольные вопросы: 1

Задание 3. Пользуясь учебником и текстом произведения, ответьте на контрольные вопросы: 1

Задание 2. Используя учебник и электронные ресурсы

Задание 2. Используя учебник и электронные ресурсы

Методические рекомендации по подготовке сообщений : см

Методические рекомендации по подготовке сообщений : см

Задание 9. Подготовка сообщений на темы (по выбору учащегося) «Жизненный и творческий путь

Задание 9. Подготовка сообщений на темы (по выбору учащегося) «Жизненный и творческий путь

Тема 2.9 Произведения для бесед по современной литературе

Тема 2.9 Произведения для бесед по современной литературе

Приложение 1 Методические рекомендации по составлению конспекта:

Приложение 1 Методические рекомендации по составлению конспекта:

Приложение 2 Методические рекомендации по составлению опорного конспекта:

Приложение 2 Методические рекомендации по составлению опорного конспекта:

Критерии, используемые при оценивании опорного конспекта

Критерии, используемые при оценивании опорного конспекта

Приложение 3 Методические рекомендации по подготовке сообщений:

Приложение 3 Методические рекомендации по подготовке сообщений:

Приложение 3 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Приложение 3 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации по созданию материалов презентаций:

Методические рекомендации по созданию материалов презентаций:

Требования к оформлению слайдов: − допускается использовать либо темные знаки на светлом фоне (позитивная полярность изображения), либо светлые знаки на темном фоне (негативная полярность изображения);…

Требования к оформлению слайдов: − допускается использовать либо темные знаки на светлом фоне (позитивная полярность изображения), либо светлые знаки на темном фоне (негативная полярность изображения);…

- 6-7 баллов – «удовлетворительно»; - меньше 6 баллов – «неудовлетворительно».

- 6-7 баллов – «удовлетворительно»; - меньше 6 баллов – «неудовлетворительно».

Приложение 5 Методические рекомендации по написанию сочинения – эссе:

Приложение 5 Методические рекомендации по написанию сочинения – эссе:

Памятка при написании эссе Прежде чем приступить к написанию эссе: 1)

Памятка при написании эссе Прежде чем приступить к написанию эссе: 1)

Приложение 6 Методические рекомендации по подготовке ответов на контрольные вопросы:

Приложение 6 Методические рекомендации по подготовке ответов на контрольные вопросы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017