Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе
Оценка 4.9

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Оценка 4.9
Контроль знаний +3
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
06.04.2017
Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе
Данная разработка представляет собой методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний за I семестр по Литературе для студентов I курса, обучающихся на базе основного общего образования. Цель - систематизировать и закрепить полученные теоретические знания студентов, развить познавательные способности и активность студентов: творческой инициативы, самостоятельности и организованности; сформировать самостоятельность мышления у студентов. Данные методические указания содержат так же справочный материал по биографии писателей, хронологии творчества.
Метод пособие.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе для укрупненных групп специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, 13.00.00 Электро и теплоэнергетика, 38.00.00 Экономика и управление, 43.00.00 Сервис и туризм Разработчик: А.В. Гриднева, преподаватель цикла общих гуманитарных  и социально­экономических дисциплин 2016 г. Содержание Пояснительная записка Раздел I. Краткая биография авторов Раздел II. Задания для проверочной работы для контроля знаний студентов  по литературе за I семестр первого курса для студентов ГБПОУ «ВЭК» Критерии оценивания Список использованной литературы С. 3 4 11 21 22 2 Пояснительная записка Данная   разработка   представляет   собой   методические   указания   для выполнения заданий текущего контроля знаний за I семестр по Литературе для студентов I курса, обучающихся на базе основного общего образования.  Цель ­  систематизировать и закрепить полученные теоретические знания студентов,   развить   познавательные   способности     и   активность   студентов: творческой инициативы, самостоятельности и организованности; сформировать самостоятельность мышления у студентов. Один из этапов текущего контроля знаний студентов проводится в форме аудиторной   письменной   проверочной   работы.   Данная   работа   выполняется   на учебном   занятии   под   непосредственным   руководством   преподавателя.   На выполнение данной работы отводится 60 минут. Объем времени, отведенный на проверочную работу, находит отражение в учебном плане и в рабочей программе по дисциплине «Литература». Проверочная работа включает в себя пять вариантов, в каждом из которых 16   заданий   в   соответствии   с   рабочей   программой:  I  вариант   направлен   на контроль   изучения   творчества   А.   Н.   Островского,  II  вариант­   на   контроль изучения   творчества   И.   А.   Гончарова,  III  вариант­   на   контроль   изучения творчества И. С. Тургенева, IV вариант­ на контроль изучения творчества М. Е. Салтыкова­   Щедрина,  V  вариант­   на   контроль   изучения   творчества   Ф.   М. Достоевского. Задания расположены по порядку изучения тем в соответствии с рабочей программой. В каждом из вариантов представлены задания разного типа: тестовые   задания,   задания   на   сопоставление,   задания   без   вариантов ответов и задания, требующие развернутого ответа. Таким образом, задания вышеперечисленных   типов   представляют   собой   два   уровня   сложности: репродуктивный и творческий, на чем строится система критериев оценивания данной работы. Данные методические указания содержат так же справочный материал по биографии писателей, хронологии творчества. Проверка   выполнения   заданий   осуществляется   преподавателем   в соответствии с системой критериев оценивания, которая представлена ниже. 3 Раздел     I  . Краткая биография авторов Александр Николаевич Островский – величайший русский драматург  XIX века, чье творчество оказало большое влияние на развитие русского театра.  Александр Николаевич Островский являлся также почетным членом  Петербургской АН. Писатель родился в Москве в семье уважаемого дворянина.  Детство Александра проходило в основном в Замоскворечье. Он рано  пристрастился к книгам, так как отец владел большой библиотекой. Окончив гимназию, мальчик по настоянию отца поступил в Московский  университет на юридический факультет. Однако учебу не удалось довести до  конца, так как Островский повздорил с одним из университетских  преподавателей. Так, с 1843 по 1851 год он стал работать писцом в московских  судах. В этот же период писатель начал работать над своей первой пьесой  «Несостоятельный должник», которая была позже переименована в «Свои люди  – сочтемся!». Именно эта комедия и принесла Островскому литературную известность.  Далее, одна за другой появлялись пьесы «Доходное место», «Гроза», «Бешеные  деньги», «Бесприданница» и многие другие. Всего Островским было написано  около 50 пьес. Помимо этого он переводил работы Теренция, Сервантеса,  Шекспира и других западных писателей. Драматургия писателя сыграла  решающую роль в становления русского сценического искусства. В 1865 году им был основан артистический кружок в Москве, а через пять  лет по его инициативе появилось Общество русских драматургов, которым он  руководил до конца своих дней. В 1886 году писатель был назначен заведующим  4 репертуара московских театров. Однако здоровье Островского уже было слабым и 14 июня того же года он скончался в своем имении в Костромской губернии. Иван Александрович Гончаров ­ великий русский писатель. Был рождён в Симбирске, в богатой семье купцов. Мать Гончарова воспитывала сына одна – его отец умер, когда будущему писателю было всего три года. Неподалёку от их дома   находился   пансион,   куда   и   был   отправлен   совсем   ещё   юный   Иван Александрович   для   получения   образования.   Гончаров   очень   рано   увлёкся чтением   и   к   двенадцати   годам   уже   успел   прочитать   многие   произведения Державина, Хераскова, Озёрова и многое другое. С 1822­ом года по 1830­ый он учился   в   коммерческом   училище   Москвы,   по   окончанию   которого   Гончаров поступил   в   Московский   университет   на   факультет   словесности,   который   и закончил вполне успешно спустя четыре года. Получив образование и отслужив короткое время в Симбирске, Гончаров отправился в Петербург, на службу в министерство финансов, где работал переводчиком до 1852­ого года.  Свои   первые   творческие   опыты   –   «Лихая   болесть»   и   «Счастливая ошибка», написанные в 1838­1839­ых годах, Гончаров опубликовал в журнале «Подснежник»   и   «Лунные   ночи».   В   1846­ом   году   Гончаров   знакомится   с кружком Белинского, и уже в 1848­ом году выпускает в журнале «Современник» рассказ   «Иван   Савич   Поджабрин»,  который   писатель   написал   ещё   шесть   лет назад. С 1852­ого года Гончаров находится в кругосветном путешествии. В это время   он   пишет   своё   главное   произведение   –   знаменитый   роман   «Обломов». Спустя десятилетие он выходит в отставку. Всё свое литературное наследие он завещал семье прислуги. 5 Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель­реалист XIX века, поэт,  переводчик и член­корреспондент Петербургской АН. Тургенев в городе Орёл в  дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать –  потомственной дворянкой. Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у  него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья  Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там  он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с  детства владел несколькими иностранными языками, включая английский,  французский и немецкий. Поступил в Московский университет, а через год перевелся в  Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем,  встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года  проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и  Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он  начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем,  Герценом, Аксаковым и т.д. В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра  внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал  немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов  молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений:  «Брётер», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году  появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во  6 время отбывания ссылки в Спасском­Лутовинове. В 1852 году появляются  «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4  крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети»,  «Дворянское гнездо». Тургенев тяготел к кругу литераторов­западников. В 1863 году вместе с  семейством Виардо уехал в Баден­Баден, где активно участвовал в культурной  жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди  них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и  многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских  писателей. В 1878 году он был назначен вице­президентом на международном  конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева  удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за  границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым»  (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев  скончался под Парижем, похоронили писателя согласно его воле в Петербурге. Михаил Евграфович Салтыков­Щедрин – русский писатель­публицист  XIX века, вице­губернатор Рязани и Твери. Настоящее имя писателя Михаил  Евграфович Салтыков, а псевдоним – Николай Щедрин. Родился в  стародворянской семье в селе Спас­Угол Тверской области. Начальное  образование получал дома с помощью крепостного живописца Павла Соколова.  В возрасте 10 лет поступил в Московский институт для дворянства, а затем за  отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей, где и началась его  писательская деятельность. 7 В 1844 году он окончил лицей. В это же время вышли в печать некоторые  из его стихотворений. Летом того же года юный писатель был принят  помощником секретаря в военную канцелярию. Уже тогда он увлекался  литературой французских социалистов и стал сам писать небольшие  библиографические очерки. В ноябре 1847 года появилась повесть  «Противоречия», годом позже «Запутанное дело». Вскоре писатель был выслан  на Вятку в наказание за вольнодумие. Во многих заметках Салтыкова­Щедрина  просматривалось негативное отношение к крепостному праву. Во время Вятской  ссылки писателю удалось собрать достаточно материала для своих последующих работ. Вернувшись из ссылки, поступил на службу в министерство внутренних  дел. Вскоре вышли в свет его «Губернские очерки». В 1858 году последовало  назначение на пост вице­губернатора Рязани, а в 1860 году он был переведен на  ту же должность в Твери. Одновременно писал много очерков и рассказов,  которые печатались в «Современнике», «Русском вестнике», «Библиотеке для  чтения». С 1860 года полностью перешел в «Современник». Работы, написанные  в этот период, вошли в два сборника: «Невинные рассказы» и «»Сатиры в прозе». С 1864 года писатель вернулся к государственной службе и занимал  должность управляющего казенной палатой в Туле, Пензе и Рязани. Вскоре он  присоединился к журналу Н. А. Некрасова «Отечественные записки». В этой  редакции писатель проработал с 1868 по 1884 год. В своих произведениях  Салтыков­Щедрин пытался раскрыть общественные проблемы того времени. Он  показывал воровство и взяточничество чиновников, жестокость помещиков и  прочие проблемы. Так, в своем романе «Господа Головлёвы» он изобразил  деградацию дворянства, а в «Истории одного города» – раскритиковал  правительство страны. Умер писатель в мае 1889 года в Петербурге и был  погребен на Волковском кладбище. 8 Федор Михайлович Достоевский – величайший писатель, один из самый  значимых и влиятельных писателей и мыслителей в мире русской литературы.  Родился в Москве, в семье потомственного дворянина и штаб­лекаря Михаила  Андреевича Достоевского. Помимо Федора в семье было ещё шестеро детей.  Мать писателя, Мария Федоровна, умерла, когда было 16 лет. Сразу после этого  события Федор со своим старшим братом Михаилом уехал в Петербург  поступать в Главное инженерное училище. Через два года пришло известие об  убийстве отца крепостными. На тот момент Достоевский работал в кружке  Белинского. В 1843 году писатель впервые перевел и издал роман Оноре де Бальзака –  «Евгения Гранде». А через год вышло в свет его первое произведение «Бедные  люди», после чего он сразу прославился. Высокую оценку этой работе дал  великий русский литературный критик В. Г. Белинский. Следующие работы  такого успеха не имели и даже натыкались на непонимание. Вскоре писатель  начинает принимать участие в тайной типографии, за что в апреле 1849 года был  арестован. Последующие восемь месяцев он проводит в Петропавловской  крепости, пока ведется следствие. В декабре тог же года его и его соратников  ждет смертная казнь на Семеновской площади. Однако Николай I заменяет это  наказание на 4­хлетнюю каторгу. По истечении этого срока, писатель выходит на свободу, получает обратно конфискованное имущество и принимает чин унтер­ офицера. В 1857 году Достоевский женится на М. Д. Исаевой. Однако этот брак не  приносит ему счастья. В это же время он работает над двумя комическими  9 повестями: «Село Степанчиково» и «Дядюшкин сон». В 1859 году он переезжает жить в Петербург, интенсивно работает как над собственными статьями, так и  над чужими рукописями. В свет выходит роман «Униженные и оскорбленные». В 1862 году писатель уезжает за границу, посещает Францию, Германию, Англию и  другие европейские страны. Вторично выезжает в 1863 году и там знакомится с  А. П. Сусловой, с которой у них складываются драматические отношения. Эти  взаимоотношения отразились в романах «Игрок», «Идиот» и некоторых других  работах. Возвращение в Россию ознаменовано несколькими печальными событиями.  Во­первых, от чахотки умирает его супруга. Во­вторых, в 1866 году истекает  контракт с издательством, что вынуждает Достоевского работать сразу над  двумя романами: «Игрок» и «Преступление и наказание». В октябре того же  года в жизни писателя появляется стенографистка А. Г. Сниткина, которая  впоследствии становится его женой. Этот брак более удачен, чем предыдущий.  Популярность писателя особенно возрастает в последние годы его жизни. Он  становится членом­корреспондентом Академии Наук. В 1878 году, после потери любимого сына Алексея, начинает работать над своим итоговым произведением  – «Братья Карамазовы». Умер Федор Достоевский 9 февраля 1881 года и был  похоронен на Тихвинском кладбище в Петербурге. 10 Раздел     II   . Задания для проверочной работы для контроля знаний студентов по литературе за I семестр первого курса для студентов ГБПОУ «ВЭК» I вариант 1. Какое художественное направление литературы сформировалось в Европе  в конце XVI века и в переводе с латыни значит «образцовый»: а) классицизм, б)  реализм, в) сентиментализм, г) романтизм. Запишите правильный ответ. Какие три течения русской литературной критики  XIX  века вы знаете? 2. Запишите их. Сопоставьте фамилии писателей и годы жизни. Запишите соответствующие 3. друг другу пары букв и цифр. а) А. Н. Островский               1) 1818­ 1883 г. б) И. А. Гончаров                  2) 1823­ 1886 г. в) И. С. Тургенев                   3) 1812­ 1891 г. г) М. Е. Салтыков­Щедрин        4) 1826­ 1889 г. Сопоставьте   фамилии   писателей   и   названия   произведений.   Запишите 4. соответствующие друг другу пары букв и цифр.  а) И. А. Гончаров                    1) «Обрыв» б) Ф. М. Достоевский                 2) «Хорь и Калиныч» в) И. С. Тургенев                      3) «Бесприданница» г) А. Н. Островский                   4) «Идиот» 5. Напишите, какое учебное заведение окончил в 1840­м году А. Н. Островский? 6.  Письменно продолжите фразу П. И. Мельникова: «Творчество Островского оказало решающее влияние на развитие русской драматургии и ……..  ……». 11 7. «14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже   без   сомнений   и   колебаний   поверил   в   свое   призвание»,­   писал   А.   Н. Островский о себе. Опишите, что же произошло в 1847­м году? 8.  К какому периоду творчества относится драма А. Н. Островского «Гроза»? Запишите правильный ответ. 9. Вспомните последнее произведение А. Н. Островского. Запишите его название и дату публикации. 10.  Какое   произведение   не   принадлежит   творчеству   А.   Н.   Островского:   а) «Гроза»,   б)   «Банкрот»,   в)   «Двойник»,   г)   «Доходное   место».   Запишите правильный ответ. 11. Выберите имя главной героини драмы А. Н. Островского «Гроза»: а) Марфа, б) Катерина, в) Лиза, г) Машенька. Запишите правильный ответ. 12. Эта героиня драмы А. Н. Островского «Гроза» имеет особо свирепый нрав, она   изматывает   своих   детей   бесконечными   наставлениями,   тиранит   их   своей жестокостью, подавляя их чувство свободы. Напишите, о какой героине идет речь. 13. Перечислите героев «светлого царства» драмы А. Н. Островского «Гроза». 14.  Кратко   изложите   финал   драмы   А.   Н.   Островского   «Гроза»   (1­3 предложения). 15.  Определите   особенности   конфликта   в   пьесе   А.   Н.   Островского   «Гроза». Дайте развернутый ответ. 16. Дайте оценку поступку одного из героев произведений А. Н. Островского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова­Щедрина (на выбор). 12 II вариант Какое художественное направление литературы сформировалось во  1. второй половине XVIII века и происходит от французского слова sentiment ­  «чувство»: а) классицизм, б) реализм, в) сентиментализм, г) романтизм.  Запишите правильный ответ. Какие три течения русской литературной критики XIX века вы знаете?  2. Запишите их. Сопоставьте фамилии писателей и годы жизни. Запишите соответствующие 3. друг другу пары букв и цифр. а) И. С. Тургенев                    1) 1826­ 1889 г. б) М. Е. Салтыков­ Щедрин         2) 1812­ 1891 г. в) Ф. М. Достоевский                3) 1821­ 1881 г. г) И. А. Гончаров                    4) 1818­ 1883 г. 4.  Сопоставьте   фамилии   писателей   и   названия   произведений.   Запишите соответствующие друг другу пары букв и цифр.  а) Ф. М. Достоевский                  1) «Дворянское гнездо»  б) А. Н. Островский                    2) «Банкрот»  в) М. Е. Салтыков­ Щедрин            3) «Ворон­ челобитчик»  г) И. С. Тургенев                       4) «Преступление и наказание» 5. Куда в 1831­м году поступил И. А. Гончаров? Запишите правильный ответ. 6.  Запишите   в   хронологическом   порядке   произведения,   которые   вошли   в знаменитую «трилогию» И. А. Гончарова. 7.  Куда   в   1852­м   году   министр   просвещения   предложил   отправиться   И.   А. Гончарову   в   должности   секретаря   при   адмирале   Е.   В.   Путятине?   Запишите правильный ответ. 13 8.  Эта книга И. А. Гончарова полна самых разнообразных впечатлений. Автор описывает службу и быт моряков на военном судне, рассказывает о том, чем питается команда, как развлекаются матросы, какие издевательства и наказания испытывают. Напишите, о какой книге И. А. Гончарова идет речь? 9.  Вспомните последний роман И. А. Гончарова. Запишите его название и дату публикации. 10. Какое произведение не принадлежит творчеству И. А. Гончарова:  а)   «Обыкновенная   история»,   б)   «Обрыв»,   в)   «Фрегат   Паллада»,   г)   «Игрок». Запишите правильный ответ. 11.  Выберите   имя   главной   героини   романа   И.   А.   Гончарова   «Обломов»:   а) Катерина, б) Марфа, в) Ольга, г) Анна. Запишите правильный ответ. 12.  С детства в этом герое романа И. А. Гончарова «Обломов» воспитывались привычка   к   труду,   самостоятельность,   воля   к   достижению   цели,   бесстрашие перед   трудностями.   Он   рано   стал   незаменимым   помощником   отца   и   сам пробивает себе дорогу в жизни. Напишите, о каком герое идет речь. 13.  Вспомните,   сколько   лет   охватывают   события   романа   И.   А.   Гончарова «Обломов»? Запишите правильный ответ. 14. Опишите, чем заканчивается роман И. А. Гончарова «Обломов»? 15. Почему не смогла состояться любовь Обломова и Ольги? Дайте развернутый ответ. 16. Дайте оценку поступку одного из героев произведений А. Н. Островского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова­Щедрина (на выбор). 14 III вариант 1. Какое художественное направление литературы сформировалось в XVIII­  начале XIX века и стало выражением трагического мироощущения этой эпохи,  где на первый план выходят романтические герои: а) классицизм, б) реализм, в)  сентиментализм, г) романтизм. Запишите правильный ответ. Какие три течения русской литературной критики XIX века вы знаете?  2. Запишите их. Сопоставьте фамилии писателей и годы жизни. Запишите соответствующие 3. друг другу пары букв и цифр. а) Ф. М. Достоевский              1) 1818­ 1883 г. б) И. С. Тургенев                   2) 1823­ 1886 г. в) А. Н. Островский               3) 1812­ 1891 г. г) И. А. Гончаров                   4) 1821­ 1881 г. 4.   Сопоставьте   фамилии   писателей   и   названия   произведений.   Запишите 4. соответствующие друг другу пары букв и цифр. а) И. С. Тургенев                    1) «Хорь и Калиныч» б) А. Н. Островский                2) «Гроза» в) Ф. М. Достоевский            3) «Премудрый пескарь» г) М. Е. Салтыков­Щедрин        4) «Бедные люди» 5.  Вспомните,   куда   в   1843­м   году   поступил   И.   С.   Тургенев?   Запишите правильный ответ. 6. Напишите, кем являются герои рассказов сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева? 7. Студентом И. С. Тургенев познакомился с профессором русской словесности П.   А.   Плетневым.   Вспомните,   кого   в   доме   Плетнева   впервые   увидел   И.   С. Тургенев? Запишите правильный ответ. 15 8.  В 1847­м году И. С. Тургенев уехал из России во Францию. Какова главная причина его отъезда? Запишите правильный ответ. 9. Вспомните первое значительное произведение И. С. Тургенева. Запишите его название и дату публикации. 10. Какое произведение не принадлежит творчеству И. С. Тургенева: а) «Хорь и Калиныч», б) «Отцы и дети», в) «Господа Головлевы», г) «Дворянское гнездо». Запишите правильный ответ. 11.  Вспомните имя главы семейства Кирсановых в романе Тургенева «Отцы и дети»: а)  Павел Петрович, б) Николай  Петрович,  в) Аркадий  Николаевич,  г) Василий Иванович. Запишите правильный ответ. 12.  Это умный и волевой человек, который обладает определенными личными достоинствами ­ честен, благороден, верен своим убеждениям. Он соблюдает все аристократические условности даже в деревне. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…».  О   каком   герое   романа   И.  С.   Тургенева  «Отцы   и   дети»  идет   речь? Запишите правильный ответ. 13.  Перечислите   представителей  «детей»  в  романе   И.  С.   Тургенева  «Отцы   и дети». 14. Опишите, чем заканчивается роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»? 15. В чем суть конфликта героев в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»? Дайте развернутый ответ. 16. Дайте оценку поступку одного из героев произведений А. Н. Островского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова­Щедрина (на выбор). 16 IV вариант 1. Какое художественное направление возникло в европейской литературе,  представителями которого стали такие известные писатели, как Д. Дэфо и С.  Ричардсон: а) классицизм, б) реализм, в) сентиментализм, г) романтизм.  Запишите правильный ответ. Какие три течения русской литературной критики XIX века вы знаете?  2. Запишите их. Сопоставьте фамилии писателей и годы жизни. Запишите соответствующие 3. друг другу пары букв и цифр. а) И. А. Гончаров                    1) 1812­ 1891 г. б) И. С. Тургенев                    2) 1818­ 1883 г. в) Ф. М. Достоевский              3) 1826­ 1889 г. г) М. Е. Салтыков­Щедрин     4) 1821­ 1881 г. Сопоставьте   писателей   и   названия   произведений. 4. соответствующие друг другу пары букв и цифр.   Запишите а) Ф. М. Достоевский                 1) «Бесприданница» б) М. Е. Салтыков­Щедрин          2) «Премудрый пескарь» в) И. С. Тургенев                     3) «Белые ночи» г) А. Н. Островский                  4) «Хорь и Калиныч» Вспомните, куда в 1838­м году, после Московского дворянского  5. института, в числе лучших воспитанников, был переведен М. Е. Салтыков­  Щедрин? Запишите правильный ответ. 6. «Михаил Евграфович вошел в историю русской литературы под  псевдонимом…». Запишите, под каким псевдонимом вошел в русскую  литературу М. Е. Салтыков­ Щедрин? 17 Вспомните, за что в 1847­м году М. Е. Салтыков­ Щедрин был арестован и  7. сослан по распоряжению царя в Вятку? Запишите правильный ответ. 8. В 1862­м году М. Е. Салтыков­Щедрин переехал в Петербург и сблизился с Н. А. Некрасовым. А в декабре того же года, после смерти Н. А. Добролюбова, вошел   в   состав   редакции   знаменитого   журнала.   Вспомните   этот   журнал   и запишите его название. 9. Вспомните, какое произведение М. Е. Салтыкова­Щедрина журнал «Русский  вестник» начал публиковать в августе 1856­го года? Запишите правильный ответ. 10. Какое произведение не принадлежит творчеству М. Е. Салтыкова­Щедрина:  а) «Господа Головлевы», б) «Премудрый пескарь», в) «Губернские очерки», г)  «Дворянское гнездо». Запишите правильный ответ. 11. В какой сказке М. Е. Салтыкова­ Щедрина трусливый персонаж всю жизнь  отсиживается в своей норе и умирает с голода: а) «Медведь на воеводстве», б)  «Премудрый пескарь», в) «Либерал», г) «Дикий помещик». Запишите  правильный ответ. 12. Какая сказка М. Е. Салтыкова­Щедрина с юмором описывает проблемы  отношений власти и простого народа и начинается со слов: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и, в качестве таковых, заносятся на  скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными, и не  только Историю в заблуждение не вводят, но и от современников не получают  похвалы»? Запишите правильный ответ. 13. Запишите всех «представителей власти» в сказке М. Е. Салтыкова­Щедрина «Медведь на воеводстве». 14.  Кратко   изложите   содержание   одной   из   сатирических   сказок   М.   Е. Салтыкова­Щедрина (на выбор). 15. Раскройте жанровое своеобразие и основные темы сказок М. Е. Салтыкова­ Щедрина на примере двух ­ трех сказок. Дайте развернутый ответ. 16. Дайте оценку поступку одного из героев произведений А. Н. Островского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова­Щедрина (на выбор). 18 19 V вариант Какому художественному направлению литературы присущи психологизм  1. и раскрытие, прежде всего внутреннего мира человека. К этому направлению  относились: Дж. Гордон Байрон, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Е. А.  Баратынский: а) классицизм, б) реализм, в) сентиментализм, г) романтизм.  Запишите правильный ответ. Какие три течения русской литературной критики XIX века вы знаете?  2. Запишите их. Сопоставьте   писателей   и   годы   жизни.   Запишите   соответствующие   друг 3. другу пары букв и цифр. а) И. А. Гончаров                  1) 1826­ 1889 г. б) М. Е. Салтыков­ Щедрин       2) 1823­ 1886 г.  в) А. Н. Островский                3) 1812­ 1891 г. г) И. С. Тургенев                   4) 1818­ 1883 г. 4.   Сопоставьте   писателей   и   названия   произведений.   Запишите 4. соответствующие друг другу пары букв и цифр. а) А. Н. Островский               1) «Идиот» б) И. С. Тургенев                  2) «Медведь на воеводстве» в) М. Е. Салтыков­ Щедрин       3) «Гроза» г) Ф. М. Достоевский               4) «Дворянское гнездо» 5. Какое трагическое событие в жизни Ф. М. Достоевского совпало со смертью его матери в 1837­м году? Запишите правильный ответ. 6.  Продолжите   цитату   Ф.   М.   Достоевского:   «Человек   есть   тайна.   Ее   надо разгадать и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо …. …. ………». 20 7.  За что в 1848­м году Ф. М. Достоевский был приговорен к смертной казни? Запишите правильный ответ.  8. Ф. М. Достоевский был приговорен к 4­м годам каторги. Перед отправкой в Сибирь, на пути в острог, в Тобольске, Достоевский и его товарищи встретились с женами декабристов. Какую книгу подарили жены декабристов Достоевскому, которую  он  хранил  и  читал  всю  жизнь, даже  за  несколько  часов  до  смерти? Запишите правильный ответ. 9. Назовите первый роман Ф. М. Достоевского и год его публикации. 10. Какое произведение не принадлежит творчеству Ф. М. Достоевского:  а)   «Бедные   люди»,   б)   «Идиот»,   в)   «Хорь   и   Калиныч»,   г)   «Преступление   и наказание». Запишите правильный ответ. 11. Вспомните имя главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: а) Роман, б) Родион, в) Петр, г) Порфирий. Запишите правильный ответ. 12. И. С. Тургенев так говорил об одном из героев своего романа «Отцы и дети»: «Самоуверен, говорит отрывисто и немного работящ… Живет малым, доктором не   хочет   быть,   ждет   случая.   Умеет   говорить   с   народом,   хотя   в   душе   его презирает. Знает довольно много. Независимая душа и гордец». Вспомните и запишите, о каком герое идет речь. 13.  Перечислите представителей «темного царства» драмы А. Н. Островского «Гроза». 14. Кому из героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» принадлежат слова:  «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен…»? Что произошло с этим героем? Запишите правильный ответ. 15. В чем суть конфликта героев в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»? Дайте развернутый ответ. 16. Дайте оценку поступку одного из героев произведений А. Н. Островского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова­ Щедрина (на выбор). 21 Раздел     III. Критерии оценивания № задания Количество баллов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Максимальное количество баллов­ 37 1 2 3 3 2 2 2 1 1 1 1 3 2 3 5 5 На оценку  «5» (отлично)  необходимо набрать  32­37 баллов, при этом обязательно   выполнить   задание   №15   и   (или)   задание   №16;   на   оценку  «4» (хорошо)­  27­ 31 балла; на оценку  «3» (удовлетворительно)­  22­ 26 баллов.  «2» Количество (неудовлетворительно). соответствует   оценке  баллов  менее   22  22 Основная литература: Список использованной литературы: 1. Обернихина Г. А.Литература.­ М.: Академия, 2015; 2. Гончаров И. А. Избранные сочинения.­ М.: Художественная литература, 2012.; 3.  Достоевский   Ф.   М.   Собрание   сочинений   в   трех   томах.­   М.:   Просвещение, 2012.; 4. Островский А. Н. Избранные сочинения.­ М.: Просвещение, 2003.; 5.   Салтыков­Щедрин   М.   Е.   Избранные   сочинения.­   М.:   Художественная литература, 2009.; 6. Тургенев И. С. Избранные сочинения.­ М.: Художественная литература, 2009. Дополнительная литература: 1.   Буренин   Б.   В.   Литературная   деятельность   И.   С.   Тургенева.   Критический этюд.­ Спб.: 2012.­ 375 с.; 2. Бушмин А. С. Салтыков­Щедрин: Искусство сатиры­ М.: Современник, 2002.; 3.   Волгин   И.   Л.  Достоевский­   журналист:   «Дневник   писателя»   и   русская общественность.­ М.: МГУ, 2014.; 4. Дмитриев В. А. Реализм и художественная условность.­ М.: 2000.­ 643 с.; 5. Зельцер Л. З. Символ­ инструмент анализа художественного произведения: Учебное пособие по литературе.­ Владивосток: Изд­во Дальневосточного Ун­та, 2004.­ 373 с.; 6. Курляндская Г. Б. И. С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции.­ Тула: 2001.­ 262 с.; 7. Нечаева В. С. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских «Время» 1861­1863.­ М.: Наука, 2012.; 23 8. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова­Щедрина ­ М.: «Детская литература», 2003. 24

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе

Методические указания для выполнения заданий текущего контроля знаний студентов по Литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017