Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Оценка 4.9
Лабораторные работы
docx
естествознание +1
10 кл—11 кл
15.09.2018
Методические указания по выполнению практической работы предназначены для студентов очного отделения специальности 43.01.09 «Повар, кондитер», 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир», 43.01.02 «Парикмахер». Программой учебной дисциплины «Естествознание» (химия) на проведение практических занятий для базового уровня профессионального образования предусмотрено 14 часов. Практические занятия проводятся в учебных кабинетах. Продолжительность каждого занятия 2 часа.Лабораторные работы
Практич.раб. химия.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ РЕМЕСЛА И СЕРВИСА ИМ. А. ДАВЛЕТОВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации и выполнению
практических и лабораторных работ обучающихся
по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
ДЛЯ ПРОФЕССИЙ 43.01.09 «ПОВАР, КОНДИТЕР»
38.01.02 «ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЕР КАССИР»
43.01.02 «ПАРИКМАХЕР» Согласовано:
методист Л.Н.Скоблик
« » 20____г.
_________________________
_______________________
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
Н.Н.Савина
Утверждаю:
зам. директора по УПР
З.Р.Киньябулатова
« » 20___г.
Организацияразработчик:
ГБПОУ УКРиС имени А.Давлетова, г.Уфа, проспект Октября, 4
Разработчики:
Бурханова Уралия Радмировна, преподаватель химии и биологии Пояснительная записка
как объективное условие
В Федеральном Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 32661 "Об образовании в
Российской Федерации" практическая работа квалифицируется как форма организации
учебного процесса,
формирования познавательной,
исполнительской, творческой активности и самостоятельности обучающихся при
обучении.
Методические указания по выполнению практической работы предназначены для
студентов очного отделения специальности 43.01.09
«Повар, кондитер», 38.01.02
«Продавец, контролеркассир», 43.01.02 «Парикмахер». Программой учебной дисциплины
«Естествознание» (химия) на проведение практических занятий для базового уровня
профессионального образования предусмотрено 14 часов. Практические занятия
проводятся в учебных кабинетах. Продолжительность каждого занятия 2 часа.
Цели химического образования
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных
источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и
окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических
задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
Общие компетенции
Целью химии становится
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Студенты при выполнении данного вида работ осваивают экспериментальные
основы химии
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ.
Определение характера среды.
Индикаторы.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Качественные реакции на органические вещества. В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен:
знать/понимать
смысл понятий: естественнонаучный метод познания, периодический закон,
химическая связь, химическая реакция,
уметь
1. приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих:
зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости
химической реакции от температуры и катализаторов,
2. объяснять прикладное значение важнейших достижений в области
естественных наук для: получения синтетических материалов с заданными
свойствами
3. выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на
основе экспериментальных данных, таблицы или диаграммы;
4. работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях
СМИ, интернетресурсах, научнопопулярной литературе: владеть методами
поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
5. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
6. безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
7. осознанных личных действий по охране окружающей среды.
Общая и неорганическая химия
Введение
Химическая картина мира как составная часть естественнонаучной картины
мира. Роль химии в жизни современного общества. Новейшие достижения химической
науки в плане развития технологий: химическая технологиябиотехнологияна
нотехнология. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере
деятельности общества.
Основные понятия и законы химии
Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его
существования. Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины.
Периодический закон
и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и
система в свете учения о строении атома. Закономерности изменения строения
электронных оболочек атомов и химических свойств образуемых элементами простых и
сложных веществ. Значение Периодического закона и Периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Строение вещества
Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь.
Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Взаимосвязь кристаллических
решеток веществ с различными типами химической связи.
Вода. Растворы
Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические
свойства воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение.
Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного
состояния в другое.
Растворение твердых веществ и газов. Зависимость растворимости твердых веществ и газов
от температуры. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава
раствора.
Химические реакции
Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы,
от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и
способы его смещения..
Практическое занятие
Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры,
концентрации веществ, действия катализаторов).
Неорганические соединения
Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты,
основания, соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений в
свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. Среда водных
растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.
Металлы и неметаллы. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов,
обусловленные строением атомов и кристаллов и положением металлов в
электрохимическом ряду напряжений. Общие способы получения металлов. Сплавы:
черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы. Общая
характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно
восстановительные свойства неметаллов.
Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности
человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями
азота, серы, углерода.
Практические занятия
Реакции обмена в водных растворах электролитов.
Определение рН раствора солей.
Вытеснение хлором брома и йода из растворов их солей. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Органическая химия
Органические соединения
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.
Понятие изомерии. Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, положения кратной
связи или функциональной группы), пространственная. Многообразие органических
соединений.
Углеводороды.
Предельные и непредельные углеводороды. Строение углеводородов, характерные
химические свойства углеводородов. Представители углеводородов: метан, этилен,
ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция
полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь — природные источники углеводородов.
Кислородсодержащие органические вещества.
Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические
свойства. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и
этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот.
Жиры как сложные эфиры.
Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.
Азотсодержащие органические соединения.
Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические
свойства белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Реакция получения уксусноэтилового эфира.
Качественная реакция на глицерин.
Цветные реакции белков.
Практические занятия
Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, металлами (Mg),
с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO).
Обратимая и необратимая денатурация белков.
Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные
полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров:
фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о
химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Отдельные
представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна,
винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон),
полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).
Практические занятия
Ознакомление с синтетическими и искусственными полимерами.
Определение различных видов химических волокон.
Химия и жизнь Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и
неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы,
жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в
организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах
питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.
Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной
работы со средствами бытовой химии.
№
П/П
1
2
3
4
Наименование разделов и тем
Зачетные
лабораторные работы
Введение
Общая химия
Неорганическая химия
Органическая химия
ИТОГО:
3
3
1
7
Правила выполнения лабораторных работ
1. Студент должен придти на лабораторное занятие подготовленным по данной теме.
2. Каждый студент должен знать правила по технике безопасности при работе в
химической лаборатории (и при работе с реактивами в данной работе).
3. После проведения работы студент представляет письменный отчет.
4. До выполнения лабораторной работы у студента проверяют знания по выявлению
уровня его теоретической подготовки по данной теме.
5. Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетради для лабораторных работ.
Содержание отчета указано в описании лабораторной работы.
6. Таблицы и рисунки следует выполнять карандашом, записи – синим или чёрным цветом
пасты или чернил. Рисунки выполняются в левой половине листа, наблюдения и выводы в
правой части листа. Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и
выводов).
7. Зачет по данной лабораторной работе студент получает при положительных оценках за
теоретические знания и отчет по лабораторной работе, общий зачет – при наличии зачетов
по всем лабораторным работам.
ЧТОБЫ ОПЫТ ПОЛУЧИЛСЯ…
…ознакомьтесь с каждым пунктом правил и старайтесь точно их выполнять
В химический кабинет заходите только после того, как разрешит преподаватель. Не
трогайте и не переставляйте на столе приготовленные реактивы и оборудование – это
может затруднить вашу дальнейшую работу.
Прежде чем приступить к выполнению химических опытов, обязательно изучите
описание лабораторной работы и внимательно выслушайте объяснения преподавателя.
Проверьте, все ли необходимое для работы есть на вашем столе.
В ходе выполнения работы координируйте свои действия с действиями группы.
Разговаривайте шепотом, чтобы не мешать работать другим. Если возникнут какие
либо затруднения, которые вы не можете разрешить самостоятельно, обратитесь за
помощью к преподавателю.
Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые
указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны
превышать 1 мл. (34 капли)
Чтобы не перепутать пробки, не открывайте одновременно несколько склянок.
Если вы случайно взяли вещества больше, чем нужно для данного опыта, лишнее
вылейте в специальную склянку для слива веществ или, если вещество твердое,
отсыпьте в коробку для мусора.
В химической лаборатории (кабинете) очень важно быть предельно аккуратным во
всем – тут нет мелочей. Прежде чем начать работать руками, продумайте, как
разместить оборудование на столе, чтобы было удобно, и работать, и наблюдать за
ходом эксперимента.
Не забывайте, что за этим же столом с этими же реактивами и оборудованием
будут работать студенты других групп, не создавайте им дополнительных
трудностей, оставив свое рабочее место в беспорядке.
Правила по технике безопасности при проведении лабораторных и
практических работ
Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность.
Приступать к выполнению задания после указания преподавателя.
Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ,
в таких приборах и посуде, как указано в описаниях работ.
Производить опыты в чистой посуде.
Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
Все опыты с выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ
проводить с особой осторожностью.
Выполнять опыты с взрывчатыми, легковоспламеняющимися веществами или
кислотами и щелочами с соблюдением мер предосторожности, работая
стоя. Поджигать газы и пары после проверки их на чистоту, смесь горючего газа с
воздухом взрывается.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. 8.
9.
Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.
10.
Держать дальше от огня легко воспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт,
бензол и др., если эти вещества воспламеняются, накрыть пламя брезентом или
засыпать песком.
11.
12.
Не зажигать горючее зажигалкой. Гасить горючее, накрывая ее колпачком.
В случае возникновения пожара в лаборатории вызвать пожарную охрану, а до
прибытия гасить огонь песком, огнетушителем.
13.
В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать
пострадавшему помощь. Лабораторные работы
Лабораторная работа №1
Реакции ионного обмена между растворами электролитов.
Цель работы: ознакомиться на практике с реакциями ионного обмена различных типов и
условиями их протекания.
Оборудование и реактивы: Штатив с 4 пробирками, соляная кислота, растворы хлорида
бария, сульфата меди, сульфата натрия, гидроксида натрия, карбоната натрия,
фенолфталеин
Ход работы:
1. В пробирку налейте 2 мл раствора хлорида бария и добавьте столько же раствора
сульфата натрия. Что наблюдаете? Сделайте вывод и напишите уравнение химической
реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде.
1. В пробирку налейте 2 мл раствора сульфата меди и прилейте раствор гидроксида
натрия. Что наблюдаете? Сделайте вывод и напишите уравнение химической реакции в
молекулярном и сокращенном ионном виде.
1. Налейте в пробирку 2 мл раствора карбоната натрия, добавьте 1мл соляной
кислоты. Что наблюдаете? Сделайте вывод и напишите уравнение химической реакции в
молекулярном и сокращенном ионном виде.
1. Налейте в пробирку 2 мл гидроксида натрия, добавьте каплю фенолфталеина. Что
наблюдаете? Затем добавьте по каплям соляную кислоту до полного обесцвечивания
раствора. Сделайте вывод и напишите уравнение химической реакции в молекулярном и
сокращенном ионном виде.
2 + Ba2+ + 2Cl = 2Na+ + 2Cl + BaSO4↓
2 = BaSO4↓
По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод об условиях
протекания реакций ионного обмена до конца.
Образец выполнения работы
Порядок выполнения работы
Химизм процесса
1. В пробирку с сульфатом натрия приливаем раствор хлорида бария. Выпадает
осадок белого цвета
Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4↓
2Na+ + SO4
Ba2+ + SO4
Реакция ионного обмена протекает до конца, т.к. выпадает осадок.
2. В пробирку с сульфатом меди приливаем раствор гидроксида натрия. Выпадает
осадок синего цвета
CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2↓
Cu2+ + 2OH = Cu(OH)2↓
Реакция ионного обмена протекает до конца, т.к. выпадает осадок.
3. В пробирку с карбонатом натрия приливаем раствор соляной кислоты. Наблюдаем
выделение пузырьков углекислого газа
Na2CO3 +2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
2H+ + CO3
Реакция ионного обмена протекает до конца, т.к. выделяется газ
2 = H2O + CO2↑ 3. В пробирку с гидроксидом натрия добавили фенолфталеин. Раствор окрасился в
малиновый цвет. Затем по каплям добавили соляную кислоту. Раствор обесцветился.
Фенолфталеин меняет свою окраску в щелочной среде на малиновый
NaOH +HCl = NaCl + H2O
H+ + OH = H2O
Реакция ионного обмена протекает до конца, т.к. образуется малодиссоциирующее
вещество вода
Вывод: ознакомились на практике с реакциями ионного обмена, изучили условия, при
которых они протекают до конца.
Лабораторная работа №2
Определение рН раствора солей.
Цель занятия: научиться определять рН раствора солей с помощью индикаторов.
Приборы и реактивы: растворы солей №1, 2, 3; индикаторы: универсальные, метилоранж,
фенолфталеин, синий лакмус.
Задания.1. Определить реакцию среды в растворах солей №1, 2, 3, применяя индикаторы:
а) универсальные; б)метилоранж; в)фенолфталеин; г)синий лакмус.
2. Составить таблицу на основании лабораторного опыта.
Ход работы:
1. К 67 каплям раствора соли под № 1 прилейте 12 капли синего лакмуса. Происходит ли
изменение цвета раствора?
Испытайте данный раствор другими индикаторами.
Проведите аналогичные опыты с растворами солей под №2 и №3. Воспользуйтесь таблицей
«Изменение цвета универсального индикатора» и определите, какой характер – кислый или
щелочной – имеют исследуемые растворы солей.
2.Занесите результаты проведенных исследований в таблицу.
№1
№2
№3
Индикатор
Универсальный
Фенолфталеин
Метилоранж
Синий лакмус
Лабораторный опыт №3
Вытеснение хлором брома и йода из состава их солей.
Цель занятия: убедиться опытным путем, каким образом происходит вытеснение хлором
брома и йода из состава их солей; научиться объяснять причину данного процесса.
Оборудование и реактивы: Пробирка Вюрца с пробкой, две Uобразные трубки,
хлоркальциевая трубка с активированным углем, штатив, спиртовка, спички, соляная кислота (конц.), KMnO4 (кристал.), ложечка для сжигания, растворы KI и KBr массовой
долей 5%.
Ход работы:
Собирают прибор. Установка должна быть герметичной. В пробирку Вюрца (4) помещают
одну – две ложечки для сжигания кристаллического KMnO4 и соляную кислоту (конц.),
немного превышающую уровень соли. Пробирку быстро закрывают пробкой.
Выделяющийся хлор проходит сквозь толщу раствора KI в первой Uобразной трубке.
Наблюдают появление коричневой окраски и образование темно – фиолетовых кристаллов
иода. Далее хлор проходит через раствор KBr во второй Uобразной трубке, вытесняет
бром из соли. Раствор приобретает красноватобурый цвет. Излишки хлора поглощаются
активированным углем в хлоркальциевой трубке (3).
Закончив опыт, установку переносят в вытяжной шкаф или на улицу, заливают слабым
щелочным раствором для нейтрализации хлора и кислоты. Затем разбирают и моют детали
установки.
Техника безопасности: Концентрированную соляную кислоту необходимого объема
наливают в емкость в вытяжном шкафу и переносят на демонстрационный стол.
Утилизация: В первой по ходу хлора Uобразной трубке получают иод:
2KI + Cl2 ® I2 + 2KCl.
Кристаллы йода оседают через некоторое время на дно трубки, а над осадком получается
раствор йода в солевом растворе. Раствор йода слить в склянку и использовать для
обнаружения непредельных углеводородов. Кристаллы йода промыть холодной водой, а
затем растворить в спирте. Получим спиртовую настойку йода. Если необходим
кристаллический йод, то йод высушивают на воздухе, затем переносят в склянку с плотно
притертой пробкой. Во второй Uобразной трубке получают бром:
2KBr + Cl2 ® Br2 + 2KCl.
Бром находится в растворе образовавшейся соли. Слить содержимое трубки в склянку.
Использовать эту смесь для обнаружения непредельных углеводородов, предварительно
разбавив ее водой. Полученную бромную воду можно использовать для демонстрации
следующих окислительновосстановительных реакций:
2NH3 + 3Br2 ® N2 + 6HBr;
H2S + Br2 ® Sˉ + 2HBr;
Na2S + Br2 ® Sˉ + 2NaBr.
После опытов слить растворы NaBr и HBr с осадка серы, использовать раствор вновь для
получения брома: 2NaBr + Cl2 ® 2NaCl + Br2 Утилизация смеси КMnO4 и HCI: см. опыт
№1.
Лабораторная работа №4
Качественная реакция на глицерин.
Цель занятия: с помощью качественной реакции научиться распознавать глицерин.
Приборы и реактивы: глицерин, вода, 10%ные растворы гидроксида натрия и сульфата
меди (II), штатив с пробирками.
Задания.1. Приготовьте раствор глицерина в воде.
2.Проведите качественную реакцию на глицерин.
Ход работы: 1. К 0,5 мл воды в пробирке добавьте 2 капли глицерина, содержимое взболтайте.
Прибавьте еще каплю глицерина и снова взболтайте. Прибавьте еще каплю глицерина и
снова взболтайте. Что можно сказать о растворимости глицерина?
2. К полученному раствору глицерина прилейте 2 капли раствора сульфата меди (II) и по
каплям добавляйте раствор гидроксида натрия до изменения окраски раствора (щелочь
должна быть в избытке). Образуется глицерат меди яркосинего цвета. Эта реакция
является качественной на глицерин (многоатомные спирты).
Напишите уравнение реакции.
Тема: «Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, с
металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO)»
Цель занятия: научиться проводить опыты по определению химических свойств уксусной
кислоты и подтверждать их протекание уравнениями реакций.
Приборы и реактивы: растворы уксусной кислоты, магний (стружка), гидроксид меди
(II), оксид меди (II), индикатор (лакмус), посуда: пробирки, химические стаканы, штатив
для пробирок, спиртовка, зажим для пробирок.
Задания.1. Проведите реакцию взаимодействия уксусной кислоты с индикаторами.
2. Проведите реакцию взаимодействия уксусной кислоты с металлами (Mg).
3. Проведите реакцию взаимодействия уксусной кислоты с основаниями (Cu(OH)2).
4. Проведите реакцию взаимодействия уксусной кислоты с основными оксидами (CuO).
Выполнение опыта
1. В пробирку с уксусной кислотой опустите лакмусовую бумажку. Как изменяет свой
цвет лакмусовая бумажка в растворе уксусной кислоты?
2. В пробирку влейте 1 мл раствора уксусной кислоты. Всыпьте немного стружек магния.
Что наблюдаете? Как уксусная кислота реагирует с магнием? Напишите уравнения в
молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
3. Прилейте уксусную кислоту в пробирку с гидроксидом меди (II).
Что наблюдаете? Как уксусная кислота взаимодействует с основаниями? Запишите
уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом меди (II).
4. Прилейте уксусную кислоту в пробирку с оксидом меди (II). Что наблюдаете?
При обычных условиях реакция идет очень медленно. Нагрейте смесь в пламени
спиртовки. Что наблюдаете? Как называется образовавшаяся соль? Запишите уравнение
реакции взаимодействия уксусной кислоты с оксидом меди (II).
Лабораторная работа №5
Получение этилена и опыты с ним. Уравнение реакций. Цель работы: Получить этилен путём нагревания смеси этилового спирта с
концентрированной серной кислотой и изучить его свойства.
Реактивы и оборудование: Прибор для получения газов, водный раствор перманганата
калия, раствор брома в воде (бромная вода), реакционная смесь этилового спирта и серной
концентрированной кислоты (1:3), спиртовка, спички.
Ход работы:
1. Получение этилена
Получите готовую реакционную смесь у учителя. Соберите прибор для получения газов.
Осторожно, равномерно нагрейте смесь.
Внимание!!!
Соблюдайте осторожность. Вы работаете с концентрированной серной кислотой.
2. Окисление этилена кислородом перманганата калия
Пропустите выделяющийся газ в пробирку с водным раствором перманганата калия,
подкисленного серной кислотой.
3. Взаимодействие этилена с бромной водой
Выделяющийся этилен пропустим через раствор брома в воде, который
называют бромной водой.
4. Окисление этилена кислородом воздуха (горение)
Поверните газоотводную трубку отверстием вверх и подожгите выделяющийся газ.
5. Оформите работу в тетради в виде таблицы:
Название
Ваши наблюдения
Уравнение реакции, выводы опыта,
рисунок
1
2
3
4
Какой газ
выделяется?
Закончите уравнение реакции:
CH3CH2OH t>140°C, H2SO4(конц.)→
Укажите тип реакции, назовите продукты реакции?
Что происходит с
раствором
марганцовки?
Закончите уравнение реакции:
CH2=CH2 + [O] + H2O KMnO4→
Назовите продукты и тип реакции?
Что происходит с
бромной водой?
Закончите уравнение реакции:
CH2=CH2 + Br2 →
Назовите продукты и тип реакции?
Почему этилен горит
более светящимся
пламенем, чем этан?
Закончите уравнение реакции:
C2H4 + O2
t →
Назовите тип реакции и продукты?
5. Вывод: (из цели)
Лабораторная работа №6
Получение уксусноэтилового эфира. Изучение свойств мыла.
Цель: Изучить свойства мыла. Опытным путем
установить, при каких условиях протекает
реакция синтеза уксусноэтилового эфира.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; растворы:
гидроксида натрия, серной кислоты ,этилового спирта,уксусной кислоты, универсального
индикатора РКС, раствор мыла, серная кислота(концентр.),
хлорид кальция, спиртовка, колба плоскодонная,держатель.
Правила техники безопасности Опыт №1.Получение уксусноэтилового эфира.
Выполнение опыта:
1) Возьмите чистую пробирку. Налейте в нее 0,5мл концентрированной уксусной кислоты и
добавьте столько же этилового спирта. Закрепите пробирку держателе и нагрейте в
пламени спиртовки, не доводя смесь до кипения. Осторожно понюхайте. Запах эфира не
обнаруживается.
2) После этого осторожно добавьте к смеси 0,51л концентрированной серной кислоты.
Пробирку со смесью поместите в колбу с небольшим количеством воды (водяная баня) и
нагревайте 57минут,пока не почувствуете запах эфира. Вылейте смесь в неширокий
стаканчик с насыщенным раствором поваренной соли. На поверхности появляются капли
эфира. Наблюдения запишите в тетрадь. Напишите уравнение реакции взаимодействия
уксусной кислоты с этиловым спиртом в присутствии серной кислоты, используя
структурные формулы. Какова роль серной кислоты в этой реакции?
Опыт №2. Изучение свойств мыла.
Выполнение опыта: Взять пробирку, в которой находится стружка мыла. Прилить в нее
около 3мл воды и нагревать до полного растворения. Полученный мыльный раствор
разделить на три пробирки:1)в первую пробирку добавить 23 капли фенолфталеина.
Наблюдать изменение окраски раствора. О чем говорит цвет раствора?
Наблюдения запишите в тетрадь.
Напишите уравнение реакции гидролиза мыла (стеарата натрия) в молекулярной и ионной
формах.
Лабораторная работа №7
Цветные реакции на белки
Присутствие белков в биологических объектах или растворах можно определить с
помощью цветных реакций, протекание которых обусловлено наличием в белке
специфических групп и пептидных связей.
Реактивы: водный раствор яичного белка (белок одного куриного яйца отделяют от
желтка, растворяют в 15–20кратном объеме дистиллированной воды, затем раствор
фильтруют через марлю, сложенную в 3–4 слоя, и хранят в холодильнике;10 %й раствор
гидроксида натрия; 30 %й раствор гидроксида натрия; 1 %ный раствор сульфата меди; 1
%й раствор ацетата свинца; концентрированная азотная кислота; 0,5 %й раствор
нингидрина.
Оборудование: пробирки; водяная баня или спиртовка.
Задание 1. Биуретовая реакция.
В щелочной среде белки, а также продукты их гидролиза – пептиды дают фиолетовое
или краснофиолетовое окрашивание с солями меди. Реакция обязана наличию пептидных
связей в белках: 1.
2.
1.
2.
3.
Интенсивность окраски зависит от длины полипептида.
Ход работы
В пробирку налейте 5 капель раствора яичного белка, затем 10 капель 10 %го
раствора щелочи.
Добавьте 1–2 капли раствора сульфата меди, смесь перемешайте. Появляется
краснофиолетовое окрашивание.
Задание 2. Ксантопротеиновая реакция.
Реакция характерна для некоторых ароматических аминокислот (фенилаланина,
тирозина, триптофана), а также для пептидов, их содержащих. При действии азотной
кислоты образуется нитросоединение желтого цвета. Далее нитропроизводные могут
реагировать со щелочью с образованием натриевой соли, имеющей желтооранжевое
окрашивание:
Ход работы
Данную работу необходимо выполнять в вытяжном шкафу, соблюдая особую
осторожность!
В пробирку налейте 5 капель раствора яичного белка и ОСТОРОЖНО по стенке
прибавьте 3–4 капли концентрированной азотной кислоты.
Смесь осторожно нагрейте. Выпадает осадок, который окрашивается в желтый цвет.
После охлаждения в пробирку ОСТОРОЖНО по стенке прилейте 10 капель 30 %го
раствора NaOH, желтая окраска переходит в оранжевую.
Задание 3. Реакция на серусодержащие аминокислоты (реак ция Фоля).
В остатках серусодержащих аминокислот цистеина и цистина сера при щелочном
гидролизе отщепляется, образуя сульфиды. Сульфиды, взаимодействуя с ацетатом свинца,
образуют осадок сульфида свинца черного или бурочерного цвета. 1.
2.
Ход работы
В пробирке смешайте 5 капель раствора яичного белка, 5 капель 30 %го раствора
щелочи и 2 капли раствора ацетата свинца.
Смесь осторожно нагрейте на спиртовке до кипения и кипятите. Через некоторое
время появляется буроваточерное или черное окрашивание.
Задание 4. Нингидриновая реакция.
Реакция характерна для аминогрупп в
наличием
α
аминокислот в молекуле белка. При нагревании белка с водным раствором нингидрина
аминокислоты окисляются и распадаются, образуя двуокись углерода, аммиак и
соответствующий альдегид. Восстановленный нингидрин конденсируется с аммиаком и
окисленной молекулой нингидрина, образуя соединение фиолетовосинего цвета:
α
положении и обусловлена Ход работы
В пробирку вносят 5 капель 1 %–го раствора яичного белка, добавляют по 3 капли 0,5
%го раствора нингидрина и нагревают до кипения. Через 2–3 минуты появляется
розовое, красное, а затем синефиолетовое окрашивание.
Оформление результатов
Оформите проведенные исследования в виде таблицы.
№задания
Условия
проведения
реакции
Наблюдаемое
явление
Протекающие
реакции
Выводы Литература
1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально
экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
2. Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений
сред.ьпроф. образования. — М., 2014. (электронный вариант)
3. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ.
Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. (элекронный вариант)
4. Гаршин А.П. Учебное пособие: Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках,
таблицах, химических реакция СПб.: Питер, 2011.288с. Ил
5. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: 9 класс: ученик для учащихся
общеобразовательных учреждений; под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой. – 4е изд.,
перераб. – М.: ВентанаГраф, 2011.288 с. : ил.
6. Кузнецова Н.Е. Химия: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара – М.: ВнтанаГраф, 2011.
– 288 с.: ил.
7. Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия. 9й класс.
Подготовка к ГИА2013 : учебнометодическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. –
Ростов н/Д: Легон, 2013. – 176 с. – (ГИА9).
8. Антошин А.Э. ЕГЭ 2012. Химия. Решение задач. Сдаем без проблем! /. – М.: Эксмо,
2011. – 112 с. – (ЕГЭ. Сдаем без проблем).
9. Химия: электронный учебнометодический комплекс. — М., 2014.
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.