Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Оценка 4.9

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Оценка 4.9
Лабораторные работы
docx
естествознание +1
10 кл—11 кл
15.09.2018
Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Методические указания по выполнению практической работы предназначены для студентов очного отделения специальности 43.01.09 «Повар, кондитер», 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир», 43.01.02 «Парикмахер». Программой учебной дисциплины «Естествознание» (химия) на проведение практических занятий для базового уровня профессионального образования предусмотрено 14 часов. Практические занятия проводятся в учебных кабинетах. Продолжительность каждого занятия 2 часа.Лабораторные работы
Практич.раб. химия.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ  РЕМЕСЛА И СЕРВИСА ИМ. А. ДАВЛЕТОВА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия) СОЦИАЛЬНО­ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ  ДЛЯ ПРОФЕССИЙ  43.01.09  «ПОВАР, КОНДИТЕР»  38.01.02 «ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЕР ­ КАССИР»  43.01.02  «ПАРИКМАХЕР» Согласовано: методист  Л.Н.Скоблик «       »                       20____г. _________________________ _______________________ Рассмотрено на заседании     цикловой комиссии                          Н.Н.Савина                  Утверждаю:              зам. директора по УПР               З.Р.Киньябулатова            «        »                    20___г. Организация­разработчик:  ГБПОУ УКРиС  имени А.Давлетова, г.Уфа,  проспект Октября, 4 Разработчики: Бурханова Уралия Радмировна, преподаватель химии и биологии Пояснительная записка   как   объективное   условие В   Федеральном   Законе   РФ   от   10   июля   1992   г.   №   3266­1  "Об   образовании   в Российской   Федерации"   практическая   работа   квалифицируется   как  форма   организации учебного   процесса,  формирования   познавательной, исполнительской,   творческой  активности   и   самостоятельности   обучающихся   при обучении.  Методические   указания   по   выполнению   практической   работы   предназначены   для студентов   очного   отделения   специальности  43.01.09     «Повар,   кондитер»,   38.01.02 «Продавец, контролер­кассир», 43.01.02 «Парикмахер».  Программой учебной дисциплины «Естествознание»   (химия)   на   проведение   практических   занятий   для   базового   уровня профессионального   образования   предусмотрено   14   часов.   Практические   занятия проводятся в учебных кабинетах. Продолжительность каждого занятия 2 часа.  Цели  химического образования     овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных  химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных  технологий и получении новых материалов; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе  самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных  источников информации, в том числе компьютерных; воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества,  необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и  окружающей среде; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и  материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью  человека и окружающей среде. Общие  компетенции Целью химии становится  ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы  выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного  выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной  деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,  руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за  результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,  заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной  деятельности. Студенты при выполнении данного вида работ осваивают экспериментальные  основы химии         Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции на органические вещества. В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен: знать/понимать  смысл   понятий:  естественнонаучный   метод   познания,   периодический   закон, химическая связь, химическая реакция,        уметь 1. приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: зависимость   свойств   вещества   от   структуры   молекул,   зависимость   скорости химической реакции от температуры и катализаторов,  2. объяснять   прикладное   значение   важнейших   достижений   в   области естественных   наук  для:   получения   синтетических   материалов   с   заданными свойствами  3. выдвигать   гипотезы   и  предлагать   пути  их  проверки,   делать  выводы  на основе экспериментальных данных, таблицы или диаграммы; 4. работать с естественно­научной информацией,  содержащейся в сообщениях СМИ,   интернет­ресурсах,   научно­популярной   литературе:  владеть   методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; 5. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 6. безопасного использования материалов и химических веществ в быту; 7. осознанных личных действий по охране окружающей среды. Общая и неорганическая химия Введение Химическая картина мира как составная часть естественно­научной картины мира.   Роль   химии   в   жизни   современного   общества.   Новейшие   достижения   химической науки   в   плане   развития   технологий:   химическая   технология­биотехнологияна­ нотехнология.   Применение   достижений   современной   химии   в   гуманитарной   сфере деятельности общества.                                       Основные понятия и законы химии Предмет   химии.   Вещество.   Атом.   Молекула.   Химический   элемент   и   формы   его существования. Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и система   в   свете   учения   о   строении   атома.   Закономерности   изменения   строения электронных оболочек атомов и химических свойств образуемых элементами простых и сложных веществ. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Строение вещества Природа   химической   связи.   Ковалентная   связь:   неполярная   и   полярная.   Ионная   связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Взаимосвязь кристаллических решеток веществ с различными типами химической связи. Вода. Растворы Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства   воды.   Загрязнители   воды   и   способы   очистки.   Жесткая   вода   и   ее   умягчение. Опреснение   воды.   Агрегатные   состояния   воды   и   ее   переходы   из   одного   агрегатного состояния в другое. Растворение твердых веществ и газов. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от   температуры.   Массовая   доля   вещества   в   растворе   как   способ   выражения   состава раствора. Химические реакции Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.. Практическое занятие Зависимость   скорости   химической   реакции   от   различных   факторов   (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов). Неорганические соединения Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания,  соли.  Химические  свойства  основных классов  неорганических  соединений  в свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора. Металлы   и   неметаллы.   Металлы.   Общие   физические   и   химические   свойства   металлов, обусловленные   строением   атомов   и   кристаллов   и   положением   металлов   в электрохимическом   ряду   напряжений.   Общие   способы   получения   металлов.   Сплавы: черные   и   цветные.   Коррозия   металлов   и   способы   защиты   от   нее.   Неметаллы.   Общая характеристика   главных   подгрупп   неметаллов   на   примере   галогенов.   Окислительно­ восстановительные свойства неметаллов. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода. Практические занятия Реакции обмена в водных растворах электролитов. Определение рН раствора солей. Вытеснение хлором брома и йода из растворов их солей. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Органическая химия Органические соединения Основные   понятия   органической   химии   и   теория   строения   органических   соединений. Понятие изомерии. Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи   или   функциональной   группы),   пространственная.   Многообразие   органических соединений. Углеводороды.   Предельные   и   непредельные   углеводороды.   Строение   углеводородов,   характерные химические   свойства   углеводородов.   Представители   углеводородов:   метан,   этилен, ацетилен,   бензол.   Применение   углеводородов   в   органическом   синтезе.   Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь — природные источники углеводородов.  Кислородсодержащие органические вещества.   Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические свойства.   Представители   кислородсодержащих   органических   соединений:   метиловый   и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.      Азотсодержащие органические соединения.   Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические свойства белков. Генетическая связь между классами органических соединений. Реакция получения уксусно­этилового эфира. Качественная реакция на глицерин. Цветные реакции белков. Практические занятия Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO). Обратимая и необратимая денатурация белков. Пластмассы и волокна.  Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры.   Отдельные   представители   синтетических   и   искусственных   полимеров: фенолоформальдегидные   смолы,   поливинилхлорид,   тефлон,   целлулоид.   Понятие   о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан). Практические занятия Ознакомление с синтетическими и искусственными полимерами. Определение различных видов химических волокон. Химия и жизнь Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры,   витамины.   Углеводы   —   главный   источник   энергии   организма.   Роль   жиров   в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание. Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. № П/П 1 2 3 4 Наименование  разделов  и тем Зачетные лабораторные работы Введение Общая химия Неорганическая химия Органическая химия ИТОГО: 3 3 1 7 Правила выполнения лабораторных работ 1.  Студент должен придти на лабораторное занятие подготовленным по данной теме. 2. Каждый студент должен знать правила по технике безопасности при работе в  химической лаборатории (и при работе с реактивами в данной работе). 3. После проведения работы студент представляет письменный отчет. 4. До выполнения лабораторной работы  у студента проверяют знания по выявлению  уровня его теоретической подготовки по данной теме. 5. Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетради для лабораторных работ.  Содержание отчета указано в описании лабораторной работы. 6. Таблицы и рисунки следует выполнять карандашом, записи – синим или чёрным цветом  пасты или чернил. Рисунки выполняются в левой половине листа, наблюдения и выводы в  правой части листа. Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и  выводов). 7. Зачет по данной лабораторной работе студент получает при положительных оценках за  теоретические знания и отчет по лабораторной работе, общий зачет – при наличии зачетов  по всем лабораторным работам. ЧТОБЫ ОПЫТ ПОЛУЧИЛСЯ… …ознакомьтесь с каждым пунктом правил и старайтесь точно их выполнять   В химический кабинет заходите только после того, как разрешит преподаватель. Не  трогайте и не переставляйте на столе приготовленные реактивы и оборудование – это  может затруднить вашу дальнейшую работу. Прежде чем приступить к выполнению химических опытов, обязательно изучите  описание лабораторной работы и внимательно выслушайте объяснения преподавателя.  Проверьте, все ли необходимое для работы есть на вашем столе.   В ходе выполнения работы координируйте свои действия с действиями группы.  Разговаривайте шепотом, чтобы не мешать работать другим. Если возникнут какие­ либо затруднения, которые вы не можете разрешить самостоятельно, обратитесь за  помощью к преподавателю. Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые  указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны  превышать 1 мл. (3­4 капли) Чтобы не перепутать пробки, не открывайте одновременно несколько склянок.   Если вы случайно взяли вещества больше, чем нужно для данного опыта, лишнее  вылейте в специальную склянку для слива веществ или, если вещество твердое,  отсыпьте в коробку для мусора. В химической лаборатории (кабинете) очень важно быть предельно аккуратным во  всем – тут нет мелочей. Прежде чем начать работать руками, продумайте, как  разместить оборудование на столе, чтобы было удобно, и работать, и наблюдать за  ходом эксперимента. Не забывайте, что за этим же столом с этими же реактивами и оборудованием  будут работать студенты других групп, ­ не создавайте им дополнительных  трудностей, оставив свое рабочее место в беспорядке. Правила по технике безопасности при проведении лабораторных и практических работ Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность. Приступать к выполнению задания после указания преподавателя. Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ,  в таких приборах и посуде, как указано в описаниях работ. Производить опыты в чистой посуде. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта. Все опыты с выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ  проводить с особой осторожностью. Выполнять опыты с взрывчатыми, легковоспламеняющимися веществами или  кислотами и щелочами с соблюдением мер предосторожности, работая  стоя. Поджигать газы и пары после проверки их на чистоту, смесь горючего газа с  воздухом взрывается. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе. Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты. 10. Держать дальше от огня легко воспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт,  бензол и др., если эти вещества воспламеняются, накрыть пламя брезентом или  засыпать песком. 11. 12. Не зажигать горючее зажигалкой. Гасить горючее, накрывая ее колпачком. В случае возникновения пожара в лаборатории вызвать пожарную охрану, а до  прибытия гасить огонь песком, огнетушителем. 13. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать  пострадавшему помощь. Лабораторные работы Лабораторная работа №1 Реакции ионного обмена между растворами электролитов. Цель работы: ознакомиться на практике с реакциями ионного обмена различных типов и условиями их протекания. Оборудование и реактивы: Штатив с 4 пробирками, соляная кислота, растворы хлорида бария,   сульфата   меди,   сульфата   натрия,   гидроксида   натрия,   карбоната   натрия, фенолфталеин Ход работы: 1. В   пробирку   налейте   2   мл   раствора   хлорида   бария   и   добавьте   столько   же   раствора сульфата   натрия. Что   наблюдаете?   Сделайте   вывод   и   напишите   уравнение   химической реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде. 1. В   пробирку   налейте   2   мл   раствора   сульфата   меди   и   прилейте   раствор   гидроксида натрия. Что наблюдаете? Сделайте вывод и напишите уравнение химической реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде. 1. Налейте   в   пробирку   2   мл   раствора   карбоната   натрия,   добавьте   1мл   соляной кислоты. Что наблюдаете? Сделайте вывод и напишите уравнение химической реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде. 1. Налейте   в   пробирку   2   мл   гидроксида   натрия,   добавьте   каплю   фенолфталеина.   Что наблюдаете?   Затем   добавьте   по   каплям   соляную   кислоту   до   полного   обесцвечивания раствора. Сделайте вывод и напишите уравнение химической реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде. 2­ + Ba2+ + 2Cl­ = 2Na+ + 2Cl­ + BaSO4↓ 2­ = BaSO4↓ По   итогам   проведенных   опытов   заполните   таблицу,   сделайте   вывод   об   условиях протекания реакций ионного обмена до конца. Образец выполнения работы Порядок выполнения работы Химизм процесса 1.   В   пробирку   с   сульфатом   натрия   приливаем   раствор   хлорида   бария.   Выпадает осадок белого цвета Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4↓ 2Na+ + SO4 Ba2+ + SO4 Реакция ионного обмена протекает до конца, т.к. выпадает осадок. 2. В пробирку с сульфатом меди приливаем раствор гидроксида натрия. Выпадает осадок синего цвета CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2↓ Cu2+ + 2OH­ = Cu(OH)2↓ Реакция ионного обмена протекает до конца, т.к. выпадает осадок. 3. В пробирку с карбонатом натрия приливаем раствор соляной кислоты. Наблюдаем выделение пузырьков углекислого газа Na2CO3 +2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑ 2H+ + CO3 Реакция ионного обмена протекает до конца, т.к. выделяется газ 2­ = H2O + CO2↑ 3. В пробирку с гидроксидом натрия добавили фенолфталеин. Раствор окрасился в малиновый цвет. Затем по каплям добавили соляную кислоту. Раствор обесцветился. Фенолфталеин меняет свою окраску в щелочной среде на малиновый NaOH +HCl = NaCl + H2O H+ + OH­ = H2O Реакция  ионного  обмена протекает   до конца,  т.к.  образуется  малодиссоциирующее вещество ­ вода Вывод: ознакомились   на   практике   с   реакциями   ионного   обмена,   изучили   условия,   при которых они протекают до конца. Лабораторная работа №2 Определение рН раствора солей. Цель занятия: научиться определять рН раствора солей с помощью индикаторов. Приборы и реактивы: растворы солей №1, 2, 3; индикаторы: универсальные, метилоранж, фенолфталеин, синий лакмус. Задания.1. Определить реакцию среды в растворах солей  №1, 2, 3, применяя индикаторы:  а) универсальные; б)метилоранж; в)фенолфталеин; г)синий лакмус. 2. Составить таблицу на основании лабораторного опыта. Ход работы: 1. К 6­7 каплям раствора соли под № 1 прилейте 1­2 капли синего лакмуса. Происходит ли  изменение цвета раствора? Испытайте данный раствор другими индикаторами. Проведите аналогичные опыты с растворами солей под №2 и №3. Воспользуйтесь таблицей «Изменение цвета универсального индикатора» и определите, какой характер – кислый или щелочной – имеют исследуемые растворы солей. 2.Занесите результаты проведенных исследований в таблицу. №1 №2 №3 Индикатор Универсальный Фенолфталеин Метилоранж Синий лакмус Лабораторный опыт №3 Вытеснение хлором брома и йода из состава их солей. Цель занятия: убедиться опытным путем, каким образом происходит вытеснение хлором брома и йода из состава их солей; научиться объяснять причину данного процесса. Оборудование   и   реактивы:  Пробирка   Вюрца   с   пробкой,   две   U­образные   трубки, хлоркальциевая   трубка   с   активированным   углем,   штатив,   спиртовка,   спички,   соляная кислота (конц.), KMnO4 (кристал.), ложечка для сжигания, растворы KI и KBr массовой долей 5%. Ход работы:  Собирают прибор. Установка должна быть герметичной. В пробирку Вюрца (4) помещают одну – две ложечки для сжигания кристаллического KMnO4 и соляную кислоту (конц.), немного   превышающую   уровень   соли.   Пробирку   быстро   закрывают   пробкой. Выделяющийся   хлор  проходит  сквозь толщу  раствора  KI  в  первой  U­образной  трубке. Наблюдают появление коричневой окраски и образование темно – фиолетовых кристаллов иода. Далее хлор проходит через раствор KBr во второй U­образной трубке, вытесняет бром из соли. Раствор приобретает красновато­бурый цвет. Излишки хлора поглощаются активированным углем в хлоркальциевой трубке (3).  Закончив опыт, установку переносят в вытяжной шкаф или на улицу, заливают слабым щелочным раствором для нейтрализации хлора и кислоты. Затем разбирают и моют детали установки. Техника   безопасности:   Концентрированную   соляную   кислоту   необходимого   объема наливают в емкость в вытяжном шкафу и переносят на демонстрационный стол. Утилизация: В первой по ходу хлора U­образной трубке получают иод: 2KI + Cl2 ® I2 + 2KCl. Кристаллы йода оседают через некоторое время на дно трубки, а над осадком получается раствор   йода   в   солевом   растворе.   Раствор   йода   слить   в   склянку   и   использовать   для обнаружения непредельных углеводородов. Кристаллы йода промыть холодной водой, а затем   растворить   в   спирте.   Получим   спиртовую   настойку   йода.   Если   необходим кристаллический йод, то йод высушивают на воздухе, затем переносят в склянку с плотно притертой пробкой. Во второй U­образной трубке получают бром: 2KBr + Cl2 ® Br2 + 2KCl. Бром находится в растворе образовавшейся соли. Слить содержимое трубки в склянку. Использовать эту смесь для обнаружения непредельных углеводородов, предварительно разбавив   ее   водой.   Полученную   бромную   воду   можно   использовать   для   демонстрации следующих окислительно­восстановительных реакций: 2NH3 + 3Br2 ® N2 + 6HBr; H2S + Br2 ® Sˉ + 2HBr; Na2S + Br2 ® Sˉ + 2NaBr. После опытов слить растворы NaBr и HBr с осадка серы, использовать раствор вновь для получения брома: 2NaBr + Cl2 ® 2NaCl + Br2 Утилизация смеси КMnO4 и HCI: см. опыт №1.  Лабораторная работа №4 Качественная  реакция на глицерин. Цель занятия: с помощью качественной реакции научиться распознавать глицерин. Приборы и реактивы: глицерин, вода, 10%­ные растворы гидроксида натрия и сульфата  меди (II),  штатив с пробирками. Задания.1. Приготовьте раствор глицерина в воде. 2.Проведите качественную реакцию на глицерин. Ход работы: 1. К 0,5 мл воды в пробирке добавьте 2 капли глицерина, содержимое взболтайте.  Прибавьте еще каплю глицерина  и снова взболтайте. Прибавьте еще каплю глицерина  и  снова взболтайте. Что можно сказать о растворимости глицерина? 2. К полученному раствору глицерина прилейте 2 капли раствора сульфата меди (II) и по  каплям добавляйте раствор гидроксида натрия до изменения окраски раствора (щелочь  должна быть в избытке). Образуется глицерат меди ярко­синего цвета. Эта реакция  является качественной на глицерин (многоатомные спирты).  Напишите уравнение реакции. Тема: «Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO)» Цель занятия: научиться проводить опыты по определению химических свойств уксусной  кислоты и подтверждать их протекание уравнениями реакций. Приборы и реактивы: растворы уксусной кислоты, магний (стружка),  гидроксид меди  (II), оксид меди (II), индикатор (лакмус), посуда: пробирки, химические стаканы, штатив  для пробирок, спиртовка,  зажим для пробирок. Задания.1. Проведите  реакцию взаимодействия уксусной кислоты с индикаторами. 2. Проведите  реакцию взаимодействия уксусной кислоты с металлами (Mg). 3. Проведите  реакцию взаимодействия уксусной кислоты с основаниями (Cu(OH)2). 4. Проведите  реакцию взаимодействия уксусной кислоты с основными оксидами (CuO). Выполнение опыта 1.  В пробирку с уксусной кислотой опустите лакмусовую бумажку. Как изменяет свой  цвет лакмусовая бумажка в растворе уксусной кислоты? 2. В пробирку влейте 1 мл раствора уксусной кислоты. Всыпьте немного стружек магния.  Что наблюдаете? Как уксусная кислота реагирует с магнием? Напишите уравнения в  молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. 3. Прилейте уксусную кислоту в пробирку с гидроксидом меди (II). Что наблюдаете? Как уксусная кислота взаимодействует с основаниями? Запишите  уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом меди (II). 4. Прилейте уксусную кислоту в пробирку с оксидом меди (II). Что наблюдаете? При обычных условиях реакция идет очень медленно. Нагрейте  смесь в пламени  спиртовки. Что наблюдаете? Как называется образовавшаяся соль? Запишите уравнение  реакции взаимодействия уксусной кислоты с оксидом меди (II). Лабораторная работа №5 Получение этилена и опыты с ним. Уравнение  реакций. Цель работы: Получить этилен путём нагревания смеси этилового спирта с  концентрированной серной кислотой и изучить его свойства. Реактивы и оборудование: Прибор для получения газов, водный раствор перманганата  калия, раствор брома в воде (бромная вода), реакционная смесь этилового спирта и серной  концентрированной кислоты (1:3), спиртовка, спички. Ход работы:  1. Получение этилена Получите готовую реакционную смесь у учителя. Соберите прибор для получения газов. Осторожно, равномерно нагрейте смесь.  Внимание!!! Соблюдайте осторожность. Вы работаете с концентрированной серной кислотой.  2. Окисление этилена кислородом перманганата калия Пропустите выделяющийся газ в пробирку с водным раствором перманганата калия,  подкисленного серной кислотой.  3. Взаимодействие этилена с бромной водой Выделяющийся этилен пропустим через раствор брома в воде, который  называют   бромной  водой.  4. Окисление этилена кислородом воздуха (горение) Поверните газоотводную трубку отверстием вверх и подожгите выделяющийся газ.  5. Оформите работу в тетради в виде таблицы:  Название Ваши наблюдения Уравнение реакции, выводы опыта, рисунок 1 2 3 4 Какой газ  выделяется? Закончите уравнение реакции:                  CH3­CH2­OH   t>140°C, H2SO4(конц.)→   Укажите тип реакции, назовите продукты реакции? Что происходит с  раствором  марганцовки? Закончите уравнение реакции:  CH2=CH2 + [O] + H2O KMnO4→  Назовите продукты и тип реакции? Что происходит с  бромной водой? Закончите уравнение реакции: CH2=CH2 + Br2  →  Назовите продукты и тип реакции? Почему этилен горит  более светящимся  пламенем, чем этан? Закончите уравнение реакции:                 C2H4 + O2   t →  Назовите тип реакции и продукты? 5. Вывод: (из цели) Лабораторная работа №6 Получение уксусно­этилового эфира. Изучение свойств мыла. Цель: Изучить свойства мыла. Опытным путем установить, при каких условиях протекает реакция синтеза уксусно­этилового эфира. Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; растворы: гидроксида натрия, серной кислоты ,этилового спирта,уксусной кислоты, универсального  индикатора РКС, раствор мыла, серная кислота(концентр.), хлорид кальция, спиртовка, колба плоскодонная,держатель. Правила техники безопасности Опыт №1.Получение уксусно­этилового эфира. Выполнение опыта: 1) Возьмите чистую пробирку. Налейте в нее 0,5мл концентрированной уксусной кислоты и добавьте столько же этилового спирта. Закрепите пробирку держателе и нагрейте в  пламени спиртовки, не доводя смесь до кипения. Осторожно понюхайте. Запах эфира не  обнаруживается. 2) После этого осторожно добавьте к смеси 0,5­1л концентрированной серной кислоты.  Пробирку со смесью поместите в колбу с небольшим количеством воды (водяная баня) и  нагревайте 5­7минут,пока не почувствуете запах эфира. Вылейте смесь в неширокий  стаканчик с насыщенным раствором поваренной соли. На поверхности появляются капли  эфира. Наблюдения запишите в тетрадь. Напишите уравнение реакции взаимодействия  уксусной кислоты с этиловым спиртом в присутствии серной кислоты, используя  структурные формулы. Какова роль серной кислоты в этой реакции? Опыт №2. Изучение свойств мыла. Выполнение опыта: Взять пробирку, в которой находится стружка мыла. Прилить в нее  около 3мл воды и нагревать до полного растворения. Полученный мыльный раствор  разделить на три пробирки:1)в первую пробирку добавить 2­3 капли фенолфталеина.  Наблюдать изменение окраски раствора. О чем говорит цвет раствора?  Наблюдения запишите в тетрадь.   Напишите уравнение реакции гидролиза мыла (стеарата натрия) в молекулярной и ионной  формах. Лабораторная работа №7 Цветные реакции на белки    Присутствие белков в биологических объектах или растворах можно определить с помощью   цветных   реакций,   протекание   которых   обусловлено   наличием   в   белке специфических групп и пептидных связей. Реактивы: водный раствор яичного белка (белок одного куриного яйца отделяют от желтка,   растворяют   в   15–20­кратном   объеме   дистиллированной   воды,   затем   раствор фильтруют через марлю, сложенную в 3–4 слоя, и хранят в холодильнике;10 %­й раствор гидроксида натрия; 30 %­й раствор гидроксида натрия; 1 %­ный раствор сульфата меди; 1 %­й   раствор   ацетата   свинца;   концентрированная   азотная   кислота;   0,5   %­й   раствор нингидрина. Оборудование: пробирки; водяная баня или спиртовка. Задание 1.  Биуретовая реакция. В щелочной среде белки, а также продукты их гидролиза – пептиды дают фиолетовое или красно­фиолетовое окрашивание с солями меди. Реакция обязана наличию пептидных связей в белках: 1. 2. 1. 2. 3.  Интенсивность окраски зависит от длины полипептида. Ход работы В пробирку налейте 5 капель раствора яичного белка,     затем  10 капель 10 %­го раствора щелочи. Добавьте   1–2   капли   раствора   сульфата   меди,   смесь   перемешайте.   Появляется красно­фиолетовое окрашивание. Задание 2. Ксантопротеиновая реакция. Реакция   характерна   для   некоторых   ароматических   аминокислот   (фенилаланина, тирозина,   триптофана),   а   также   для   пептидов,   их   содержащих.   При   действии   азотной кислоты   образуется   нитросоединение   желтого   цвета.   Далее   нитропроизводные   могут реагировать   со   щелочью   с   образованием   натриевой   соли,   имеющей   желто­оранжевое окрашивание: Ход работы Данную   работу   необходимо   выполнять   в   вытяжном   шкафу,   соблюдая   особую осторожность! В пробирку налейте 5 капель раствора яичного белка и ОСТОРОЖНО по стенке прибавьте 3–4 капли концентрированной азотной кислоты. Смесь осторожно нагрейте. Выпадает осадок, который окрашивается в желтый цвет. После охлаждения в пробирку ОСТОРОЖНО по стенке прилейте 10 капель 30 %­го раствора NaOH, желтая окраска переходит  в оранжевую. Задание 3. Реакция на серусодержащие аминокислоты   (реак  ция Фоля). В   остатках   серусодержащих   аминокислот   цистеина   и   цистина   сера   при   щелочном гидролизе отщепляется, образуя сульфиды. Сульфиды, взаимодействуя с ацетатом свинца, образуют осадок сульфида свинца черного или буро­черного цвета. 1. 2. Ход работы В пробирке смешайте 5 капель раствора яичного белка, 5 капель 30 %­го раствора щелочи и 2 капли раствора ацетата свинца. Смесь осторожно нагрейте на спиртовке до кипения и кипятите. Через некоторое время появляется буровато­черное или черное окрашивание. Задание 4. Нингидриновая реакция.           Реакция характерна для аминогрупп в    наличием   ­α аминокислот   в молекуле белка.   При нагревании белка с водным раствором нингидрина аминокислоты   окисляются   и   распадаются,   образуя   двуокись   углерода,   аммиак   и соответствующий альдегид. Восстановленный нингидрин конденсируется  с аммиаком и  окисленной молекулой нингидрина, образуя соединение фиолетово­синего цвета: α ­положении и обусловлена Ход работы В  пробирку вносят 5 капель 1 %–го раствора яичного белка, добавляют по 3 капли 0,5 %­го   раствора   нингидрина   и   нагревают   до   кипения.   Через   2–3   минуты   появляется розовое, красное, а затем сине­фиолетовое окрашивание. Оформление результатов Оформите проведенные исследования в виде таблицы.   №задания Условия проведения реакции Наблюдаемое явление Протекающие реакции Выводы Литература 1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально­ экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 2. Ерохин   Ю.М.   Химия:   Задачи   и   упражнения:   учеб.   пособие   для   студ.   учреждений сред.ьпроф. образования. — М., 2014. (электронный вариант) 3. Ерохин   Ю.М.   Сборник   тестовых   заданий   по   химии:   учеб.   пособие   для   студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. (элекронный вариант) 4. Гаршин А.П. Учебное пособие: Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакция СПб.: Питер, 2011.­288с. Ил 5. Кузнецова   Н.Е.,   Титова   И.М.,   Гара   Н.Н.   Химия:   9   класс:   ученик   для   учащихся общеобразовательных   учреждений;   под   ред.   проф.   ­     Н.Е.   Кузнецовой.   –   4­е   изд., перераб. – М.: Вентана­Граф, 2011.­288 с. : ил.  6. Кузнецова   Н.Е.   Химия:   10   класс:   базовый   уровень:   учебник   для   учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара – М.: Внтана­Граф, 2011. – 288 с.: ил. 7. Доронькин   В.Н.,   Бережная   А.Г.,   Сажнева   Т.В.,   Февралева   В.А.   Химия.   9­й   класс. Подготовка к ГИА­2013 : учебно­методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легон, 2013. – 176 с. – (ГИА­9). 8. Антошин А.Э. ЕГЭ 2012. Химия. Решение задач. Сдаем без проблем! /. – М.: Эксмо, 2011. – 112 с. – (ЕГЭ. Сдаем без проблем). 9. Химия: электронный учебно­методический комплекс. — М., 2014.

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)

Методические указания по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» (химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2018