Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов
Оценка 4.9

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
русский язык
Взрослым
03.05.2017
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов
Основное назначение дисциплины «Русский язык и культура» в средних специальных учебных заведениях состоит в формировании у студентов таких языковых, коммуникативных и этических норм, владение которыми позволяет эффективно пользоваться русским языком в актуальных ситуациях речевого общения, прежде всего – профессионального. Для достижения данных целей примерной программой предусмотрены практические работы в количестве 10 часов. Выполнение данных практических работ направлено на формирование у студентов навыков работы со словарями, справочниками и использование их в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Способствует формированию грамотной устной и письменной речи, умению видеть и исправлять речевые ошибки, употреблять лексику в соответствии со стилевой принадлежностью; мыслить творчески.
Метдические указания на практические задания.doc
Министерство образования Кировской области. КОГПОАУ «Кировский технологический колледж пищевой промышленности» Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов специальностей: 38.02.02 «Страховое дело», 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», 21.02.05 «Земельно­имущественные отношения» Составила   Лаптева О.А.– преподаватель КОГПОАУ «Кировский технологический колледж пищевой промышленности» Киров, 2016­2017 Содержание Пояснительная записка…………………………………………………….…..4 Перечень практических работ…………………………………………………6 Содержание и форма отчета…………………………………………………...6 Критерии оценки………………………………………………………………..7 Практическая работа №1………………………………………………………8 Практическая работа №2……………………………………………………..11 Практическая работа №3……………………………………………………..19 Практическая работа №4……………………………………………………..25 Практическая работа №5……………………………………………………..31 Литература…………………………………………………………………….37 2 Пояснительная записка Основное назначение дисциплины «Русский язык и культура» в средних специальных учебных заведениях состоит в формировании у студентов таких языковых, коммуникативных и этических норм, владение которыми позволяет эффективно пользоваться русским языком в актуальных ситуациях речевого общения, прежде всего – профессионального. В ходе изучения дисциплины студент должен знать:  ­ различия   между   языком   и   речью;   функции   языка   как   средства формирования и трансляции мысли;  ­ социально­стилистическое   расслоение   современного   русского   языка, качества   грамотной   литературной   речи   и   нормы   русского литературного   языка,   наиболее   употребительные   выразительные средства русского литературного языка; ­ специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно­научных жанров. Студент должен уметь: ­ строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; ­ анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и   целесообразности;   устранять   ошибки   и   недочеты   в   устной   и письменной речи; ­ пользоваться   словарями   русского   языка;   употреблять   основные выразительные средства русского литературного языка; продуцировать тексты основных деловых и учебно­научных жанров.   Для достижения данных целей примерной программой предусмотрены практические   работы   в   количестве   10   часов.   Выполнение   данных практических   работ   направлено   на   формирование   у   студентов   навыков 3 работы   со   словарями,   справочниками   и   использование   их   в   дальнейшей учебной   и   профессиональной   деятельности.     Способствует   формированию грамотной устной и письменной речи, умению видеть и исправлять речевые ошибки, употреблять лексику в соответствии со стилевой принадлежностью; мыслить творчески. Все сказанное определяет цель практических работ:   дать необходимые сведения   о   русском   языке,   его   богатстве,   ресурсах,   структуре,   формах реализации, сформировать у студентов основы культуры речи. Методическое пособие может быть использовано для самостоятельной работы студентов и для организации учебного процесса преподавателями. 4 № ПЗ Наименование раздела Перечень практических работ Тема 1 Литературный язык  и языковая норма 2 Система языка и ее  Роль словарей и справочников в укрепление  норм русского литературного языка Орфографические нормы русского языка.  стилистическая  характеристика 3 4 Установление видов орфографических  ошибок и их исправление Лексические и фразеологические ошибки.  Анализ литературного текста и наблюдение  за языковыми средствами в нем Основные виды ошибок в формообразовании,  5 Текст как речевое  произведение их обнаружение и устранение Функциональные стили русского языка.  Составление различных текстов,  стилистический анализ текста Содержание и форма отчета. Кол­ во часов 2 2 2 2 2 По   результатам   выполнения   каждой   практической   работы   студент оформляет отчет по следующей форме: 1. наименование темы; 2. наименование работы; 3. цель; 4. выполнение задания; 5. вывод; 6. ответы на контрольные вопросы. Качество выполнения работы оценивается по сделанному отчету. Критерии оценки 5 Отчеты по практическим работам оцениваются по следующим критериям: «5»   ­   за   полное,   правильное   выполнение   работы,   которая   предполагает грамотное, логичное изложение. Работа отличается богатством словаря, разнообразием   используемых   синтаксических   конструкций,   точностью словоупотребления.   Допускается   одна   не   грубая   орфографическая ошибка или  одна пунктуационная или одна грамматическая.  «4» ­ за правильно выполненную работу, содержание и форма которой имеют отдельные   неточности.   Лексический   и   грамматический   строй   речи достаточно   разнообразен.   Допускаются   две   орфографические   и   две   или   одна   орфографическая   и   три пунктуационные   ошибки, пунктуационные   ошибки,   или   четыре   пунктуационные   при   отсутствии орфографических, а также две грамматические ошибки. «3»   ­   работа   выполнена   не   полностью,   непоследовательно,   допущены   беден   словарь   и   однообразны   употребляемые неточности, неправильное синтаксические словоупотребление.   Допускается   четыре   орфографические   и   четыре конструкции,     встречается     или   три   орфографические   и   пять пунктуационные   ошибки, пунктуационных   ошибок,   или   семь   пунктуационных   ошибок   при отсутствии орфографических, а также четыре грамматические ошибки. «2»   ­   за   бессистемно,   беспорядочно,   разрозненно   выполненную   работу, допущено   много   неточностей,   крайне   беден   словарь,   предложения   часты   случаи   неправильного короткие   и   однотипные, словоупотребления.   В   целом   в   работе   допускается   не   более   шесть недочетов в содержании и до семь речевых недочетов. 6 Практическая работа № 1 Тема: Н   аименование работы: Приобретаемые   умения   и навыки: Цель: Используемые средства: Норма времени: Вопросы для повторения: грамотная письменная речь; знание   Роль   словарей   и   справочников   в   укреплении норм русского литературного языка. Выполнение   упражнений,   направленных   на формирование   навыков   работы   со   словарем, расширение словарного запаса.  Навык   работы   со   словарем, использование   словарей   и   справочников   в учебной и профессиональной деятельности;   значений   новых   слов фразеологических сочетаний и использование их в своей речевой практике. Я   хочу   (понять,   систематизировать,   учиться, осознать,   повторить,   закрепить,   обобщить, совершенствовать, обогатить и т.д.) Что? Для чего? (для личной выгоды, для саморазвития, для практики, для общения и т.д.) Например, я хочу   обогащать   свой   словарный   запас   для саморазвития. Основные   типы   словарей,   наборы   слов   и словосочетаний для определения их значений. 2 часа 1. 2. 3. Перечислите основные типы словарей. Назовите их отличительные особенности. Какова   роль   словарей   в   учебной   и профессиональной дальнейшей деятельности?   Порядок выполнения работы 1. 2. Запишите тему, наименование  работы и цель в тетрадь. Выполните предложенные задания. Вариант 1 1) Расставьте ударения в данных словах:  аристократия, августовский, баловать,   валовой,   диспансер,   договор,   закупоривать,   заржаветь, каталог, красивее, облегчить, одновременно, феномен, ходатайствовать, экспертный, партнер, украинец, вероисповедание. 2) Установите,   какие   буквы   пропущены,   проверьте   себя   по орфографическому   словарю.   Составьте   с   данными   словами словосочетания и запишите их.  Если затрудняетесь в определении значения слов, обратитесь к толковому словарю:  ад…ютант,  ав… нгард, апоф…оз, пр…оритет, п…симизм, досто…нство, отобр…жение, 7 бел…тристика,   гум…нист,   инт..лигенция,   ствовать, электр…фикация.   неотъемл…мый,   уч… 3) Выясните значение данных слов:  парламент, очерк, нация, лауреат, мавзолей, консул, конференция, благородный, ассистент, хозяин. 4) Подберите   синонимы   к   данным   словам:  дремучий,   идеальный, молодость,  препятствие,   самовластный,  стихийный,  тонуть,  убежище, вера, ясный. 5) Объясните происхождение и значение фразеологизмов. С каждым из них составьте предложение:  Пускать корни (пустить корни);  Петь Лазаря;  Держать нос по ветру;  Звезд с неба не хватает;  Раздувать кадило;  Нож в сердце;  Изживать себя;  Бросать тень;   Язык прилип к гортани.  Базарная баба; Вариант 2 1) Расставьте ударения в данных словах:  апостроф, баловать, щавель, осужденный, ржаветь, избалованный, нефтепровод, исчерпать, коклюш, компас,   танцовщица,   татуированный,   умерший,   уникум,   ходатайство, эксперт. 2) Установите,   какие   буквы   пропущены,   проверьте   себя   по орфографическому   словарю.   Составьте   с   данными   словами словосочетания и запишите их.  Если затрудняетесь в определении значения  слов, обратитесь  к толковому словарю:  пр…зидент,   б… гровый,   ч…ствование,   прив…л…гия,   энтуз…азм,   д…корация,   к… медия, р…пертуар, ав…нтюрист, песс…мист, к…рикатура, инв…нтарь, пан…рама. 3) Выясните значение данных слов: беззаветный, откровенный, доблесть, перспектива, тенденция, интенсивный, монолитный, честь, вдохновение, деятель. 4) Подберите   синонимы   к   данным   словам:  лохмотья,   любовь, сплоченный,   проницательный,   требовательный, трудолюбивый, тускнеть, бледнеть, простой.   разориться, 5) Объясните происхождение и значение фразеологизмов. С каждым из них составьте предложение:  Тряхнуть стариной;  На птичьих правах; 8  Куда Макар телят не гонял;  Втирать очки;  Войти во вкус;  Соломенный вдовец;  Бросить перчатку;  Иметь голову на плечах;   Тащить за уши. 3. Напишите вывод согласно цели. Какова роль словарей и справочников в   и укреплении   норм   литературного   языка?   Значение,   каких   слов   фразеологических сочетаний вы сегодня узнали? Литература:  1) Л.А. Чешко «Русский язык», Москва, Просвещение, 1990  2) Л.А. Введенская  «Русский язык и культура речи», Ростов – на – Дону, «Феникс», 2003; 3) Основные типы словарей.                                  9 Практическая работа № 2 Тема: Н   аименование работы: Орфографические   нормы   русского   языка. Установление видов орфографических ошибок и их исправление Выполнение   упражнений, формирование грамотной письменной речи   направленных   на Приобретаемые умения: Грамотная письменная речь Цель: Я хочу (понять, осознать, повторить, закрепить, обобщить, совершенствовать, обогатить и т.д.) Что? Для чего? (для личной выгоды, для саморазвития, для практики, для общения и т.д.) Например, я хочу повторить орфографические правила русского языка для практики. Используемые средства: Норма времени: Вопросы для повторения: Наборы упражнений 2 часа 1) Расскажите о правописании безударных гласных в корне слов; 2) Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне; 3) Расскажите о правописании О/Ё после шипящих, разделительных Ъ и Ь, непроизносимых согласных; 4) Расскажите о правописании сложных слов (слитно или через дефис); 5) Расскажите о правописании гласных и согласных в приставках. Порядок выполнения работы 1.Записать тему, наименование  работы и цель в тетрадь. 2.Выполните предложенные задании я. Вариант 1 1. Вставьте  проверяемые  безударные гласные,   подобрав   для   проверки родственные слова. Н: запах ­ пахнуть 2.     Составьте словосочетания, встаньте   проверяемые   безударные гласные,   запишите   проверочное слово       Н: ОБ(е,и)ЖАТЬ            Обежать вокруг дома – бег            Обижать маленьких ­ обида 3.   Вставьте   непроверяемые   гласные, подберите к словам синонимы 10 ДОК…ЗАТЕЛЬСТВО ХВ…ЛА УПР…ВЛЕНИЕ ИСС…КАТЬ К…ТОК УВ (и, я)ДАТЬ ЗАП(е, и)ВАТЬ ПОС(е, и)ДЕТЬ СЛ(е, и)ЗАТЬ ПОЛ(а, о)СКАТЬ СОСТ…ЗАНИЕ Д…ФЕКТ Н: аналог ­ сходство 4. Вставьте чередующиеся безударные   составьте  О, и гласные словосочетания  А        Н: загорелый спортсмен 5. Вставьте  О или Е после шипящих, разберите слова по составу       Н:  дирижеров 6.   Вставьте   звонкие   или   глухие используя согласные, уменьшительно­ласкательные суффиксы     Вставьте,       Н: гладкий ­ гладенький 7. где   надо, непроизносимый согласный, укажите количество букв и звуков в слове           Н: тростник – 8 букв, 7 звуков  8.   Вставьте,   где   нужно,   двойную согласную букву       Н: классный            серебряный ­ нет 9.   Вставьте   в   слова,   где   нужно, разделительный Ъ или Ь знак        Н: отъявленный             Соловьиный;   сэкономить ­ нет 10.   Вставьте   в   слова,   где   нужно,  Ь после шипящих       Н: дочь,            меч ­ нет 11.   Определите   написание   сложных слов (слитно или через дефис)       Н: юго­восточный            Древнерусский 11 АПЛ…ДИСМЕНТЫ АН…НИМНЫЙ Ф…НТАЗИЯ ПРИК…СНОВЕНИЕ ОБМ…КНУТЬ ПРОИЗР…СТАТЬ ОТСК…ЧИТЬ ОЗ…РЯТЬ ВООРУЖ…ННЫЙ МЕЧ…М Ш…ЛК Ш…РОХИ БОЧ…НОК ПРО…КИ СКО…КИ НЕЗАБУ…КА НАХО…ЧИВЫЙ УСА…ЬБА ЛЕС…НИЦА СО…НЦЕ ЗВЕЗ…НЫЕ ИНТЕРЕС…НЫЙ ЧЕС…НЫЙ БЕС…ЛЕДНО А…ПАТИЯ ВАН…АЯ АП…ЕТИТ МЕТАЛ…ИЧЕСКИЙ ОБ…ЯВЛЕНИЕ ОБЕЗ…ЯНА С…АГИТИРОВАТЬ ВЕРХОВ…Е ЗАВ…ЮЖИТЬ МОЩ… СПРЯЧ…ТЕ ПЛЮЩ… НЕСКОЛЬКО ДАЧ… НАОТМАШ… ТЕМНО…СИНИЙ ЖЕЛЕЗНО…ДОРОЖНЫЙ ШАХМАТНО…ШАШЕЧНЫЙ ЖЕЛЕЗО…БЕТОННЫЙ 12.   Определите   написание   слов   с приставкой ПОЛ­, ПОЛУ­       Н: пол­оборота     пол­листа;    пол­Москвы     полмира;    полупроводник  13. Вставьте З или С        Н: разделить            расшить 14. Вставьте гласные в приставки        Н: пришить             прервать 15. Вставьте, где нужно, букву Н       Н: подоконник             утиный – нет Вариант 2 1.   проверяемые   Вставьте безударные   гласные,   подобрав для   проверки   родственные слова.       Н: потихоньку ­ тих 2.   Составьте   словосочетания, встаньте проверяемые безударные   гласные,   запишите проверочное слово         Н: ОБ(е,и)ЖАТЬ            Обежать вокруг дома – бег            Обижать маленьких ­ обида 3.   Вставьте   непроверяемые гласные,   подберите   к   словам синонимы       Н: аналог ­ сходство 12 СЕВЕРО…ЗАПАДНЫЙ ПОЛ…ПУТИ ПОЛ…УРОКА ПОЛ…ЛИМОНА ПОЛ…КИРОВА ПОЛУ…МЕРА …ДУТЬ И…ЖЕВАТЬ РА…ПИСАНИЕ В…БИРАТЬ РА…ДАРИТЬ ПР…ОБОДРИТЬ ПР…КРАСНЫЙ БЕСПР…СТАННО ПР…ПЛЫТЬ ПР…ВОКЗАЛЬНЫЙ КУРИН…ЫЙ ДЕРЕВЯН…ЫЙ КЛЮКВЕН…ЫЙ ТРУЖЕН…ИКИ БАШЕН…ЫЙ ОСВ…ЖИТЬСЯ Д…КАБРЬ Р…БЕТЬ РАСХР…БРИЛСЯ СТ…РУШКА РАЗР(е, я)ДИТЬ ОТВ(а, о)РИТЬ ПОС(е, и)ДЕТЬ ПРОЖ(и, е)ВАТЬ ПРИМ(е, и)РЯТЬ С…БАКА БР…ШЮРА Б…СЕДА Б…ЧЕВКА М…ТЕЛЬ 4.   чередующиеся   Вставьте безударные   гласные  А  и  О, составьте словосочетания       Н: загорелый спортсмен 5.   Вставьте     О   или   Е   после шипящих,   разберите   слова   по составу       Н:  дирижеров 6.   Вставьте   звонкие   или   глухие используя согласные, уменьшительно­ласкательные суффиксы         Н: гладкий ­ гладенький где 7.     надо,   Вставьте, непроизносимый   согласный, укажите   количество   букв   и звуков в слове       Н: тростник – 8 букв, 7 звуков  8.   Вставьте,   где   нужно,   двойную согласную букву       Н: классный            серебряный ­ нет 9.   Вставьте   в   слова,   где   нужно, разделительный Ъ или Ь знак        Н: отъявленный            соловьиный            сэкономить ­  нет 10. Вставьте в слова, где нужно, Ь после шипящих       Н: дочь            меч ­ нет 11.   Определите   написание сложных слов (слитно или через дефис)       Н: юго­восточный            Древнерусский ПРИЛ…ГАТЕЛЬНОЕ ПОКЛ…НЕНИЕ ОЗ…РЕНИЕ ОГ…РОК Р…СТОК БЕСШ…ВНЫЙ Ч…РНЫЙ Ж…ЛОБОК Ч…РТОЧКА ДЕШ…ВЫЙ СТОЛ… ДЕРЕВЯ…КА ЛО…КА КНИ…КА СКО…КИ ХРУС…НУТЬ СО…НЦЕ ГОРЕС…НЫЙ ЦЕЛОС…НЫЙ ВКУС…НЫЙ ИЛ…ЮМИНАЦИЯ КАС…ИР КОМ…УНИСТ ПАС…СИВ ТРАС…СА ОБ…ЕКТ ОБЕЗ…ЯНА С…ЕЗД БЕЛ…Е В…ЮН КАЛАЧ… МЫШ… НОВЫХ КРЫШ… СЪЕШ…ТЕ РЕЧ…КА БЕЛО…РОЗОВЫЙ ЮГО…ЗАПАДНЫЙ АНТИ…ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВАГОНО…СТОРИТЕЛЬНЫЙ ПЛОДОВО…ЯГОДНЫЙ 12.   Определите   написание   слов   с приставкой ПОЛ­, ПОЛУ­ ПОЛ…ЛОМТИКА ПОЛ…УТКИ 13 Н: пол­оборота;            пол­листа            пол­Москвы;            полмира            полупроводник  13. Вставьте З или С        Н: разделить            расшить 14. Вставьте гласные в приставки        Н: пришить             прервать 15. Вставьте, где нужно, букву Н       Н: подоконник             утиный ­ нет Вариант 3 1. Вставьте   проверяемые безударные   гласные,   подобрав для   проверки   родственные слова.       Н: поспевать ­ спешка   2. Составьте словосочетания, встаньте проверяемые безударные   гласные,   запишите проверочное слово         Н: ОБ(е,и)ЖАТЬ            Обежать вокруг дома – бег            Обижать маленьких ­ обида   3. Вставьте непроверяемые гласные,   подберите   к   словам синонимы       Н: аналог ­ сходство   4. Вставьте чередующиеся безударные   гласные  А  и  О, составьте словосочетания       Н: загорелый спортсмен 14 ПОЛ…МОСКВЫ ПОЛ…ВЕДРА ПОЛУ…СТАНОК …БЕГАТЬ РА…ПУШИТЬ РА…ВЯЗАТЬ В …ПЕНИТЬ В …БЕЛЕНИТЬСЯ ПР…ОТКРЫТЬ ПР…КЛЕИТЬ ПР…РВАТЬ ПР…ШКОЛЬНЫЙ ПР…КРАСНЫЙ СТЕКЛЯН…ЫЙ КУРИН…ЫЙ СПЛЕТЕН…ЫЙ ВЕСЕН…ИЙ СЕРЕБРЯН…ЫЙ ИЗВ…НЕНИЕ УК…РЕНИЛСЯ ВЗВ…ЛНОВАЛСЯ ПРИС…ГАТЬ ПОПР…СИЛ ОБВ(е, и)ВАЛ ПРИМ(е, и)РЯЛ ПОСВ(я, е) ТИЛ РАЗР(е, я) ДИТЬ ПОЛ(а, о)СКАТЬ …ЛФАВИТ …СТРОГ Д…ФИС ГР…МАДНЫЙ Ф…НТАЗИЯ З…РЯ ПРИК…САТЬСЯ ИЗЛ…ЖЕНИЕ ПОКЛ…Н 5. Вставьте     О   или   Е   после щипящих,   разберите   слова   по составу       Н:  дирижеров 6. Вставьте   звонкие   или   глухие используя согласные, уменьшительно­ласкательные суффиксы         Н: гладкий ­ гладенький 7. Вставьте,     надо, где непроизносимый   согласный, укажите   количество   букв   и звуков в слове       Н: тростник – 8 букв, 7 звуков  8. Вставьте,   где   нужно,   двойную согласную букву       Н: классный            серебряный ­ нет 9. Вставьте   в   слова,   где   нужно, разделительный Ъ или Ь знак        Н: отъявленный            соловьиный            сэкономить ­  нет 10.Вставьте в слова, где нужно,  Ь после шипящих       Н: дочь            меч ­ нет 11.Определите написание сложных слов (слитно или через дефис)       Н: юго­восточный            Древнерусский 12.Определите   написание   слов   с приставкой ПОЛ­, ПОЛУ­       Н: пол­оборота 15 ВОЗЛ…ГАЛИ Ш…ФЕР Ж…НГЛЕР Ш…ЛКОВЫЙ Ш…КОЛОДКА ОБЖ…РА СКА…КА ЛА…КА НАХО…КА ЛО…КА ПЛО…КА ЯРОС…НЫЙ МЕС…НЫЙ ЧУДЕС…НЫЙ ПРЕЛЕС…НЫЙ ЗВЕЗ…НЫЙ АК…УРАТНО КЛАС…НЫЙ АЛ…ЕЯ КОЛОС…АЛЬНЫЙ ИЛ…ЮМИНАЦИЯ ОБ…ЯВЛЕНИЕ С…ЕМКА С…ЕЗД В…ЮШКА ОБЕЗ…ЯНА НАМАЖ… ЛОЖ… СВИНЫХ КОЖ… КЛЮЧ… ГРУШ… СТЕН…ГАЗЕТА ИЗБА…ЧИТАЛЬНЯ ЯЗЫКО…ЗНАНИЕ ЯРКО…АЛЫЙ ЮГО…ЗАПАДНЫЙ ПОЛ…ЛИЦА ПОЛ…АНАНАСА ПОЛ…КИРОВА пол­листа;     пол­Москвы     полмира;     полупроводник  13.Вставьте З или С        Н: разделить            расшить 14.Вставьте гласные в приставки        Н: пришить             прервать 15.Вставьте, где нужно, букву Н       Н: подоконник             утиный ­ нет Вариант 4 1. Вставьте   проверяемые безударные   гласные,   подобрав для   проверки   родственные слова.         Н: наполнялся – полный  2. Составьте словосочетания, встаньте проверяемые безударные   гласные,   запишите проверочное слово         Н: ОБ(е,и)ЖАТЬ            Обежать вокруг дома – бег            Обижать маленьких – обида    3. Вставьте непроверяемые гласные,   подберите   к   словам синонимы       Н: аналог ­ сходство   4. Вставьте чередующиеся безударные   гласные  А  и  О, составьте словосочетания       Н: загорелый спортсмен 5. Вставьте     О   или   Е   после шипящих,   разберите   слова   по составу 16 ПОЛ…ВАГОНА ПОЛУ…МЕСЯЦ …ЖЕЧЬ РА…БУДИТЬ РА…ТОПТАТЬ В…БУХНУТЬ В…ПУХНУТЬ ПР…ПОДНЯТЬ ПР…СТРОЧИТЬ ПР…ВОСХОДНЫЙ ПР…МОРСКИЙ ПР…КОВЫЛЯТЬ СОЛОВ…ИНЫЙ СОЛОМЕН…ЫЙ ЛУН…ЫЙ БЕШЕН…ЫЙ ОМР…ЧАТЬ НАСЛ…ЖДЕНИЕ ПРЕНЕБР…ЖИТЕЛЬНЫЙ Н…ЩЕТА Т…ИНСТВЕННЫЙ СЛ(и, е)ЗАТЬ ОТВ(а, о)РИТЬ ПОС(е, и)ДЕТЬ РАСК(а, о)ЛИ СКР(е, и)ПИТЕ …ПЕКА …СТРОГ М…РОЗ П…РТФЕЛЬ ХА…С УТВ…РЬ ТВ…РЧЕСТВО СР…ВНЕНИЕ СЛ…ГАЕМОЕ ИЗЛ…ЖЕНИЕ ЗАЧ…Т ПЧ…ЛКА Ш…РОХ Н:  дирижеров 6. Вставьте   звонкие   или   глухие используя согласные, уменьшительно­ласкательные суффиксы         Н: гладкий ­ гладенький 7. Вставьте,     надо, где согласный, непроизносимый   укажите   количество   букв   и звуков в слове       Н: тростник – 8 букв, 7 звуков  8. Вставьте,   где   нужно,   двойную согласную букву       Н: классный            серебряный ­ нет 9. Вставьте   в   слова,   где   нужно, разделительный Ъ или Ь знак        Н: отъявленный            соловьиный            сэкономить ­  нет 10.Вставьте в слова, где нужно,  Ь после шипящих       Н: дочь            меч ­ нет 11.Определите написание сложных слов (слитно или через дефис)       Н: юго­восточный            Древнерусский 12.Определите   написание   слов   с приставкой ПОЛ­, ПОЛУ­       Н: пол­оборота     пол­листа;     пол­Москвы     полмира;     полупроводник  13.Вставьте З или С        Н: разделить            расшить 17 Ш…ПОТОК ПОЩ…ЧИНА СНЕ…КИ ПАЛА…КА РЫ…КА ТРО…КА УСА…ЬБА ЗАХОЛУС…НЫЙ ОПАС…НЫЙ ДОБЛЕС…НЫЙ ГОРЕС…НЫЙ СЕР…ЦЕ ГРАМ…АТИКА ИЛ…ЮЗИЯ АГРЕС…ОР ТЕР…ИТОРИЯ КОЛ…ЕКТИВ СУД…Я РАЗ…ЯСНЯТЬ ОБ…ЕМ ВЕРХОВ…Е В…Ю ПЕЧ…КА ЛЕЧ… НОЧ… МНОГО КРЫШ… ГРАЧ… ТЕМНО…БОРДОВЫЙ ЕЛЕ…ЕЛЕ СЛОБА…ХАРАКТЕРНЫЙ ЖЕЛЕЗО…БЕТОННЫЙ СЕВЕРО…ЗАПАДНЫЙ ПОЛ…ПОМИДОРА ПОЛ…ЛОЖКИ ПОЛ…ЕРЕВАНА ПОЛ…АНАНАСА ПОЛ…КРУГ …ДЕЛАТЬ РА…ДЕЛИТЬ РА…КРАСИТЬ 14.Вставьте гласные в приставки        Н: пришить             прервать 15.Вставьте, где нужно, букву Н       Н: подоконник             утиный ­ нет В…ВЫТЬ В…ХОДИТЬ ПР…КОЛОТИТЬ ПР…ЛЕТЕТЬ ПР…РЕЧНЫЙ ПР…ОТЛИЧНЫЙ ПР…КРАСНЫЙ КОМАРИН…ЫЙ ДЕРЕВЯН…ЫЙ ПЛЕМЕН…ОЙ КАРМАН…ЫЙ СЕРЕБРЯН…ЫЙ 3. Напишите вывод согласно цели. Литература:  1) Л.А. Чешко, «Русский язык», Москва, «Просвещение»,1990 2) В.Ф.   Греков,   «Пособие   для   занятий   по   русскому   языку»,   Москва, «Просвещение»,2003 3) А.И. Власенкова, «Русский язык», Москва,  «Просвещение»,2001 4) Д.Э. Розенталь, «Справочник по правописанию и литературной правке», Москва, 1997 Практическая работа № 3 Тема: Лексические   и   фразеологические   ошибки,   их обнаружение и исправление Н   аименование работы:   Выполнение упражнений, связанных   с     употреблением   синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;   Выполнение упражнений, связанных   с   исправлением   лексических   и фразеологических ошибок.   Приобретаемые умения: Цель: ~ Видеть речевые ошибки; ~ правильно использовать те или иные слова; ~ мыслить творчески. Я хочу (систематизировать, научиться, понять, осознать,   повторить,   закрепить,   обобщить, совершенствовать, обогатить и т.д.) Что? Для 18 чего? (для личной выгоды, для саморазвития, для   практики,   для   общения,   для   дальнейшей учебной   и   профессиональной   деятельности   и т.д.)   Например,   я   хочу   учиться   видеть   и исправлять   лексические   и   фразеологические ошибки для совершенствования своей речи.  Используемые средства: Норма времени: Упражнения, наборы слов и словосочетаний 2 часа Вопросы для повторения: 1. Что изучает лексикология? 2. Что предполагает лексические нормы? 3. Перечислите и поясните основные виды лексических ошибок. Как их избежать? 4. Что изучает фразеология? 5. Назовите основные фразеологических ошибок.     виды Порядок выполнения работы 1. Запишите тему, наименование  работы и цель в тетрадь. 2. Выполните предложенные задания. Вариант 1 1. Подберите   синонимы   и   антонимы   к   прилагательным   в   следующих словосочетаниях.   Образец:   свежий   взгляд:   новый   взгляд   – консервативный взгляд. Обычная   ситуация,   интересная   внешность,   свежий   хлеб,   бледный   луч, легкая походка, глубокий сон. 2. Составьте словосочетания со следующими паронимами: Столб­столп, удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний, хозяйский – хозяйственный, передний – передовой.           3. Докажите, что данные слова являются омонимами. Образец: акция, выгодно   продать   акции   завода   «Лепсе»   ­  военная   акция   (действие, предпринимаемое для достижения какой­нибудь цели). Брак, глава, свет, образование, тушить, правый, косой, засыпать. 4. Найдите   в   предложениях   лексические   ошибки.   Докажите,   записав правильный вариант. 1) На   вокзале   висит   объявление:   «Касса   для командировочных на втором этаже». 2) 3) 4) остановишь. замечание. Председатель собрания представил слово докладчику. Он   был   смешной   парень,  как   начнет   смеяться,  так   не За   нетактическое   поведение   пассажиру   сделали 19 5) 6) 7) 8) образование. «Москвича». Мой   дядя   окончил   университет   и   получил   высшее Обратно идет дождь. Напишите, пожалуйста, свою автобиографию. В   кузове   грузовика   могут   разместиться   четыре 5. Найдите фразеологические обороты. Отметьте случаи неправильного употребления   фразеологизмов;   определите   характер   допущенных ошибок. Исправьте предложения. Образец: молодые коммерсанты ни в   копейку   не   ставят  достоинство   и   самостоятельность   своих конкурентов – молодые коммерсанты в грош не ставят достоинство и самостоятельность   своих   конкурентов   (искажение   состава фразеологизма). 1) 2) Мастер обещал в три счета устранить все неполадки. Бригадир не раз уверял собрание, что   сделает все по силе возможности. 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) Решающее значение в общем успехе пятиборцев играла Решение в крайней мере заставит некоторых задуматься. Начальник давно махнул на те досадные неполадки. Главный инженер явно покривил в душе. Убирать в архив торговлю топливом еще рано.   Умение    смотреть   прямо  в  глаза   фактов  приходит   с стрельба. опытом. Многим управляющим коммерческими банками удалось выбить почву под ногами западных коллег.  Вариант 2 1) Подберите   синонимы   и   антонимы   к   прилагательным   в   следующих словосочетаниях.   Образец:   свежий   взгляд:   новый   взгляд   – консервативный взгляд. Свежий   журнал,   бледные   краски,   легкий   характер,   глубокие   знания, обычный день, интересный фильм.  2) Составьте словосочетания со следующими паронимами: Наследие   ­   наследство,   доверительный   –   доверчивый,     эффектный   – эффективный,   самолюбие­   себялюбие,   союзник   –   сообщник,   освоить   – усвоить.         20 3) Докажите, что данные слова являются омонимами. Образец: акция, выгодно   продать   акции   завода   «Лепсе»   ­  военная   акция   (действие, предпринимаемое для достижения какой­нибудь цели). Среда, горы, бродить, ключевой, худой, уход, совет. 4) Найдите   в   предложениях   лексические   ошибки.   Докажите,   записав правильный вариант. 1) «Господа   командировочные,   получите   командировочные удостоверения!» ­ обратился к присутствующим начальник. 2) Станция может с  большим эффектом снабжать энергией завод. 3) Можно начинать собрание: форум уже есть. 4) Автор пишет о простоте,  ясности и понятливости языка. 5) Сюжетом повести стала драматическая ситуация, сложившаяся в семье писателя. 6) Все пассажиры оплатили за проезд. 7) Николай был красивый  молодой юноша. 8) Лектор привлек общее внимание всех присутствующий. 5) Найдите фразеологические обороты. Отметьте случаи неправильного употребления   фразеологизмов;   определите   характер   допущенных ошибок. Исправьте предложения. Образец: молодые коммерсанты ни в   копейку   не   ставят  достоинство   и   самостоятельность   своих конкурентов – молодые коммерсанты в грош не ставят достоинство и самостоятельность   своих   конкурентов   (искажение   состава фразеологизма). 1) Каждый нарушитель должен усвоить, что ему не сойдет даже малейшее отступление от закона. 2) Приехавшим корреспондентам пришлось восстанавливать события, как говорится, с третьих рук. 3) Бюро   обязало   старших   инструкторов   принять   на   себя   труд   по организации детских хоккейных команд. 4) Убирать в архив торговлю топливом еще рано. 5) Предложения   о   подготовке   научных   кадров   призваны   развязать   этот гордиев узел. 6) И на этот раз динамовцам не удалось одержать реванш над соперниками. 7) В переулке встретились два закадычных врага. 8) Выяснилось, что некоторые работают, спустив рукава. 9) Развитие области ставит в повестку вопрос об использовании местных гидроресурсов. Вариант 3 1. Подберите   синонимы   и   антонимы   к   прилагательным   в   следующих словосочетаниях.   Образец:   свежий   взгляд:   новый   взгляд   – консервативный взгляд. 21 Свежий   ветер,   бледное   лицо,   глубокий   лед,   обычная   внешность, интересный писатель, легкий вопрос. 2. Составьте словосочетания со следующими паронимами: Хозяйский   –   хозяйственный,   обидный   –  обидчивый,   тяготится­тяготеет, бережный – бережливый, здравица – здравница, адресат – адресант.          3. Докажите, что данные слова являются омонимами. Образец: акция, выгодно   продать   акции   завода   «Лепсе»   ­  военная   акция   (действие, предпринимаемое для достижения какой­нибудь цели). Такт, наступить, залив, балка, клуб, мина, лавка, второе. 4. Найдите   в   предложениях   лексические   ошибки.   Докажите,   записав правильный вариант. 1) Председатель собрания представил слово докладчику. 2) Дефектные изделия принадлежат возврату и обмену. 3) Первый дебют молодого актера оказался удачливым.  4) Прогрессировать вперед – задача всех студентов. 5) Полностью   данное   явление   проявляются   в   специально   созданных условиях. 6) После   обследования   больные   направляются     на     лечение   по   месту жительства. 7) Ручка из термостойкого материала предохранит от обжога. 8) Полет  на современных сверхзвуковых аэропланах требует от авиатора больших физических напряжений. 5. Найдите фразеологические обороты. Отметьте случаи неправильного употребления   фразеологизмов;   определите   характер   допущенных ошибок. Исправьте предложения. Образец: молодые коммерсанты ни в   копейку   не   ставят  достоинство   и   самостоятельность   своих конкурентов – молодые коммерсанты в грош не ставят достоинство и самостоятельность   своих   конкурентов   (искажение   состава фразеологизма). 1) Вам нужно бросить все, махнуть на дела и уехать лечиться. 2) Страхование   в   области   в   настоящий   момент   находится   ниже   любой критики. 3) Одержать успех в этом деле сегодня очень важно для всех нас. 4) Автор же покоился  на лаврах. 5) Правила хорошего тона основательно забыты, деньги правят бал. 6) Самым   главным   преткновением   в   нашей   работе   стало   согласование новых названий бывших автономий. 7) Я расчищу эти Авдеевы конюшни. 8) Большое значение стали играть сетевые графики. Вариант 4 22 1) Подберите   синонимы   и   антонимы   к   прилагательным   в   следующих словосочетаниях.   Образец:   свежий   взгляд:   новый   взгляд   – консервативный взгляд. Свежий вечер, бледный рассказ, легкий аромат, глубокие знания, обычные заботы, интересный сюжет.  2) Составьте словосочетания со следующими паронимами: Абонемент   –   абонент,   аффект   –   эффект,   дружеский   –   дружественный, невежа – невежда, опасный – опасливый, скрытый – скрытный.          3) Докажите, что данные слова являются омонимами. Образец: акция, выгодно   продать   акции   завода   «Лепсе»   ­  военная   акция   (действие, предпринимаемое для достижения какой­нибудь цели). Предлог, предложение, есть, заставить, бабка, жать, косой, ключевой. 4) Найдите   в   предложениях   лексические   ошибки.   Докажите,   записав правильный вариант. 1) Чтобы добиться успеха, надо предпринять эффектные меры. 2) Исполнительская власть на местах должна активизировать свою работу. 3) Ниже своих возможностей сработали в декабре строители. 4) В конце книги был приведен список рекомендательной литературы. 5) Памятные сувениры будут долго напоминать нам об этой поездке. 6) От разгоревшегося пожарища посветлело на улице. 7) Он ложит папку с документами на стол. 8) Польза от использования нового изобретения очевидна. 9) В нашей поликлинике новый детский педиатр. 10) Первый   дебют   студенческий   команды   КВН   оказался   весьма удачен. 5) Найдите фразеологические обороты. Отметьте случаи неправильного употребления   фразеологизмов;   определите   характер   допущенных ошибок. Исправьте предложения. Образец: молодые коммерсанты ни в   копейку   не   ставят  достоинство   и   самостоятельность   своих конкурентов – молодые коммерсанты в грош не ставят достоинство и самостоятельность   своих   конкурентов   (искажение   состава фразеологизма). 1) Конники   хотели   настигнуть   отряд   еще   у   границы,   наступить   ему   на пятку. 2) Жизнь в поселке била горячим ключом. 3) Не знала я, что у вас  там такие содом и гарем. 4) Составление и издание словарей – сизифов труд. 5) Этот роман сыграл большое воспитательное значение. 6) Игра артистов оказала на зрителей огромное впечатление. 7) Хотя   «голубой   огонек»   и   облегчил   жизнь   многим   жителям   поселка, убирать в архив торговлю топливом еще рано. 23 8) Многим   молодым   управляющим   коммерческими   банками   удалось выбить почву под ногами западных коллег. 3. Напишите вывод согласно цели. Что показалось наиболее трудным в выполнении работы? Какое задание вызвало у вас интерес и почему? 4. Домашнее   задание   наблюдать   в   речи   окружающих   лексические   и фразеологические ошибки. Литература:  1) Введенская   Л.А.,   Павлова   Л.Г.,   Русский   язык   и культура речи. – Ростов – на – Дону: Феникс,2001. 2) Рахманин   Л.В.   Стилистика   деловой   речи   и редактирование служебных документов. – М.: Высшая школа, 1997 24 Практическая  работа № 4 Тема: Н   аименование работы: Приобретаемые умения: Цель: Используемые средства: Норма времени: Вопросы для повторения: Основные   виды   ошибок   в   формообразовании, их обнаружение и устранение.  Определение несклоняемых существительных,   составление   с   ними словосочетаний; рода      склонение числительных;  склонение собственных     имен существительных;  выполнение   упражнений,   связанных   с исправлением   ошибок   в   употреблении прилагательных,   местоимений,   глаголов   и глагольных форм. ~ Правильно употреблять части речи; ~ видеть и исправлять речевые ошибки; ~ мыслить творчески. Я   хочу   (понять,   учиться,   систематизировать, осознать,   повторить,   закрепить,   обобщить, совершенствовать, обогатить и т.д.) Что? Для чего? (для личной выгоды, для саморазвития, для практики, для общения и т.д.) Например, я хочу совершенствовать свои умения правильно употреблять разные части речи для практики. Упражнения, толковые словари 2 часа 1. Что изучает морфология? 2. Что   предполагают   морфологические нормы? 3. Как   определить   род   несклоняемых   имен существительных? 4. Какие   трудности   употреблении местоимении?   существуют в прилагательных,   5. каковы   особенности   склонения числительных? 6. Каковы   особенности   склонения   некоторых имен и фамилий? 1. Запишите тему, наименование  работы и цель в тетрадь. Порядок выполнения работы 25 2. Выполните предложенные задания. Вариант 1 1.   Укажите   род   несклоняемых     существительных.   Если   затрудняетесь определить   значение   слова,   обратитесь   к   толковому   словарю. Запишите   существительные   в   сочетании   с   прилагательными   или глаголами в форме прошедшего времени: алиби, леди, жюри, аллегри, кофе, галифе, кенгуру, Гюго, Осло, Мали. 2.  Запишите  предложения,  используя   правильную   форму   собственных имен:  1) В детстве он охотно читал Жюл…Верн… 2) Театр  поставил новую пьесу Жан…­Пол…Сартр… 3) Взгляды философов обратились к Август…Шлегел… 4) Написать письмо Елене Герасим… 5) Звучала музыка композитора Бизе… 3. Перепишите предложения, исправив ошибки в употреблении степеней сравнения имен прилагательных:  1) Речь   бабушки   более   ярче   и   выразительна,   чем   речь   других   героев повести. 2) Наши космические корабли открыли человечеству путь к еще глубжему познанию тайн природы. 3) Слова   Луки   производят   на   некоторых   обитателей   ночлежки   самое сильнейшее впечатление. 4) Ольга была более моложе Татьяны. 5) Из­за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 4. Раскройте скобки, числительные перепишите словами: 1)  К 15 мая в хозяйстве вспахано более 1750 (гектары). 2) В газете сообщается о 2975 (станки), выпущенных заводом уже сегодня. 3) Урожай картофеля составляет более 200 (центнеры) с гектара. 4) В ходе боев было захвачено в плен до 380 (солдаты) противника. 5) За год надой составил до 2455 (килограммы) молока на каждую корову. 6) Было уничтожено до (полторы роты) противника. 5.  Отметьте предложения, в которых есть нарушение морфологической нормы. Докажите, запишите правильный ответ: 1) Глядя на Болконского, лицо Наташи постепенно покрылось румянцем. 2) Я знаком с этими троими девочками, но подругу ихнюю не знаю. 3) В обоих магазинах продается дешевая шампунь. 4) Средняя зарплата равна шестьсот сорока тысячами рублей. 5) Редька более горче репы. 26 6) Согласно графика ремонтных работ школа будет готова перед первым сентября. 7) Показывают двестисерийный фильм «Санта ­ Барбара». 8) Был у него третий разряд, сейчас ­  самый высший. 9) Не ложите локти на стол, когда кушаете. Вариант 2 1.   Укажите   род   несклоняемых     существительных.   Если   затрудняетесь определить   значение   слова,   обратитесь   к   толковому   словарю. Запишите   существительные   в   сочетании   с   прилагательными   или глаголами в форме прошедшего времени: пальто, кюре, трио, либретто, пресс­бюро, досье, какаду, Чили, Перу, Гете, Баку. 2.  Запишите  предложения,  используя   правильную   форму   собственных имен:  1) Расскажите о книге (Пьер – Анри  ­ Симон). 2) Написать письмо студенту (Кулик). 3) Познакомь меня, пожалуйста, с (Виктор Кох). 4) Возьмите в библиотеке произведения (Бернард Шоу). 5) Прозвучали песни в исполнении (Булат Окуджавы). 3. Перепишите предложения, исправив ошибки в употреблении степеней сравнения имен прилагательных:  1) Разработка   морских   нефтяных   месторождений   становится   все   более интенсивнее. 2) Самыми   крупнейшими   речными   дорогами   Сибири   становятся   Обь   и Енисей. 3) Чем менее закален организм ребенка, тем более опаснее становится для него переохлаждение. 4) Ракетная   техника   дает   самые   безграничные   возможности   в   изучении космического пространства. 5) Современная   экспериментальная   биология   имеет   довольно   точные представления о механизме генетических воздействий. 4. Раскройте скобки, числительные перепишите словами: 1) Из 596 вычесть 387. 2) Поезд с 287 (экскурсантами). 3) В 1947 (год)  Москва отмечала свое (800)летие. 4) Ящик со 124 (килограмм) (яблоки). 5) Длина окружности, равная 422  (сантиметр). 6) Отчитаться о 254 (рубль). 27 5. Отметьте предложения, в которых есть нарушение морфологической нормы. Докажите, запишите правильный ответ: 1) Показывают двестисерийный фильм «Санта ­ Барбара». 2) Был у него третий разряд, сейчас ­  самый высший. 3) Не ложи локти на стол, когда кушаете. 4) Пора было двигаться к трехсот тридцатому километру. 5) Много мест в партере было свободно. 6) По возращении из школы мальчик одел свитер и пошел гулять. 7) Затяните, пожалуйста, узел слабее. 8) Кто поднимет тост за юбиляра? 9) Их   двести   семидесяти   восьми   выпускников     более   ста   сорока   двух окончили вуз. Вариант 3 1) Укажите   род   несклоняемых     существительных.   Если   затрудняетесь определить   значение   слова,   обратитесь   к   толковому   словарю. Запишите   существительные   в   сочетании   с   прилагательными   или глаголами в форме прошедшего времени:   бра,  пенсне,  радио,  метро, крупье, денди, пани, хинди, Перу, Дюма, Нагасаки. 2) Запишите   предложения, используя  правильную   форму  собственных имен:  1) Отмечается юбилей (Тарас Шевченко). 2) Прочитайте произведение (Томас Манн). 3) Эти учебники (Нина Жук). 4) Выучили стихи (Пабло Неруда). 5) Выступления главного редактора (Петр Положевец). 6) Гости собрались у (Карл Зегерс). 3) Перепишите предложения, исправив ошибки в употреблении степеней сравнения имен прилагательных:  1) Все отчетливей становятся наши знания о влиянии космического излучения на живые организмы. 2) Все более шире проникают в быт синтетические материалы. 3) Самые крупнейшие достижения нашей науки освещаются периодической печатью. 4) Работа прибористов подвергалась наиболее интенсивнейшей критике. 5) Выпускаемые   заводом   уникальнейшие   двадцатисемитонные   и   больше грузовики – самосвалы отлично зарекомендовали себя на строительствах гидростанций. 4) Раскройте скобки, числительные перепишите словами: 28 1) Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 (метр) 74 (сантиметр). 2) Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 (километр) в час. 3) Из 1109 (объект) было введено лишь 749. 4) Сметная стоимость составляет более 455 (миллион). 5) Длина окружности равна 255 (сантиметр). 5) Отметьте предложения, в которых есть нарушение морфологической нормы. Докажите, запишите правильный ответ: 1) Трюма судов переполнены водой. 2) В районе открыто шесть ясель и восемь детских садов. 3) Учитель был добрый к ученикам. 4) Сейчас темпы вывозки зерна на элеваторы явно замедленные. 5) Кадры   рабочих   в   леспромхозе   недоукомплектованы,   в   значительной степени временные. 6) Самые крупнейшие достижения нашей науки освещаются периодической печатью. 7) Обоим нашим спортсменкам достались трудные соперницы. 8) В этом доме помешается центральный универмаг; напротив его находится здание почтамта. 9) Стадо коров медленно двигалось к реке, сзади их шел пастух с собакой. Вариант 4 1) Укажите   род   несклоняемых     существительных.   Если   затрудняетесь определить   значение   слова,   обратитесь   к   толковому   словарю. Запишите   существительные   в   сочетании   с   прилагательными   или глаголами в форме прошедшего времени: хинди, рандеву, буржуа, пони, боа, кашне, Тарту, Таити, Тбилиси, Чили, Конго.. 2) Запишите   предложения, используя  правильную   форму  собственных имен:  резонанс. 1) На встрече нас познакомили со студентом (Саша Кох). 2) Репертуар (Михаил Рыба) обширен. 3) Зрителям нравился лирический стиль (Наташи Кауфман). 4) Выступление   (Рамен   Роллан)   против   мировой   войны   имело   широкий 5) В концертах часто звучала музыка (Давид Ойстрах). 6) Нам нравились лекции (Петр Яковлевич Дурново). 3) Перепишите предложения, исправив ошибки в употреблении степеней сравнения имен прилагательных:  29 1) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой. 2) У младшего брата голос более звонче, чем у старшего. 3) Твой рисунок красившее моего. 4) Он непреклонен и своенравный. 5) Сегодня погода более яснее, чем вчера. 6) Наши космические корабли открыли человечеству путь к еще глубжему познанию тайн природы. 4) Раскройте скобки, числительные перепишите словами: 1) Урожай овощей поднялся до 157 (центнер) с гектара. 2) Перед 750 (курсант училища) выступил командующий округом. 3) В нашем распоряжении до (полчаса, получаса). 4) Прибыл поезд с 287 (экскурсанты). 5) Участникам конкурса было выдано по 10 (заготовка) деталей. 6) К 1778 прибавить 852. 5) Отметьте предложения, в которых есть нарушение морфологической 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) нормы. Докажите, запишите правильный ответ: Я знаком с этими троими девочками, но подругу ихнюю не знаю. Пора было двигаться к трехсот тридцатому километру. Показывают двестисерийный фильм «Санта ­ Барбара». Средняя зарплата шестьсот сорока тысячами рублей. Недалеко   отсюда   находится   диспанцер,около   его   расположен сосновый бор. Мой брат старше него на 2 года. Раскопав яму до дна, на солнце заблестели голубые камни. Я убедю участвовать друга в конкурсе. Обеим студентам повезло на экзамене.  4. Напишите вывод согласно цели. Что показалось наиболее трудным в выполнении работы? 5. Домашнее задание: наблюдать в речи окружающих разные виды речевых ошибок. Литература:  1) Л.А. Чешко, «Русский язык»; 2) Л.В.   Рахманин,   «Стилистика   деловой   речи   и редактирование служебных документов»; 3) Е.Д. Ващенко, «Русский язык и культура речи»; 4)  Словари. 30 Тема: Н   аименование работы: Практическая  работа  № 5 Функциональные   стили   русского   языка. различных Составление текстов. Стилистический анализ текста.       Выполнение   упражнений,   связанных   с определением   принадлежности   лексики, словосочетаний   и   предложений   к функциональным стилям;  стилистический анализ текста;  составление   разных   типов   текстов   в соответствии со стилем. Приобретаемые умения: ~ Употреблять   лексику   в   соответствии   со Цель: стилевой принадлежностью; ~ определять особенности текста; ~ составлять   текст   в   соответствии   с требованиями; ~ грамотно писать; ~ аргументировано высказываться; ~ мыслить творчески. Я хочу (систематизировать, научиться, понять, осознать,   повторить,   закрепить,   обобщить, совершенствовать, обогатить и т.д.) Что? Для чего? (для личной выгоды, для саморазвития, для   практики,   для   общения,   для   дальнейшей учебной   и   профессиональной   деятельности   и т.д.). Например, я хочу совершенствовать свою связную   письменную   речь   для   дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Используемые средства: Норма времени: Вопросы для повторения: Упражнения, схема анализа текста. 2 часа 1. Что   такое   текст?   Назовите   основные особенности структуры текста. 2. Назовите   типы   текстов.   Чем   они   схожи   и чем различаются? 3. Назовите   функциональные   стили   русского языка и их особенности. 4. Какие стили имеют общие черты? 31 Порядок выполнения работы 1. Запишите тему, наименование  работы и цель в тетрадь. 2. Выполните предложенные задания. Вариант 1 1. Назовите   по   пять   примеров,   относящихся   к   лексике   пяти   дайте   определение   межстилевой функциональных   стилей, нейтральной лексики.         Научный стиль: молекула, гранула, глагол и т.п.       Официально­деловой: заявление, докладная и т.п.       Публицистический стиль: демократия., приватизация и т.п. 2. Образуйте   с   данными   ниже   словами   (в   их   терминологическом значении)   словосочетание   или   предложение.   Образец:   акт   – предъявить   акт;   члены   комиссии   составили   акт   о   списании оборудования. Претензия, благодарность, виза, выговор, договор, документ, заявка, иск, соглашение, приказ. 3. С   данными   глаголами   составьте   предложения,   имеющие   окраску официально­делового   стиля.   Образец:   разрешить   –   экономические споры разрешаются в судебном порядке. Внести, высказать, заслушать, затребовать, обеспечить, объявить.  4. Определите,   к   какому   стилю   относятся   приведенные   ниже   тексты, сделайте стилистический разбор текстов по следующей схеме:  1) Функциональный (научный, стиль официально­деловой,       публицистический, литературно­художественный, разговорный). 2) Цель, которая ставится перед читателем, слушателем. 3) Основные стилевые черты, Характерные особенности данного стиля. Текст 1 Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным   обстоятельствам.   Прилагаю   письмо   с   сообщением   о   болезни отца (подпись). Текст 2 В  Тбилиси   на   улице   Георгия   Товстоногова   состоялось   торжественное открытие   мемориала   бывшего   режиссера   БДТ.   На   мраморной   табличке значится, что  «с 1915 по 1946 гг. в этом доме жил великий режиссер». На мероприятии   Межгосударственной конфедерации театральных деятелей Кирилл Лавров. присутствовал президент     5. Составьте  рассуждение на одну из предложенных тем в соответствии с требованиями к тексту. 32 1) «Лень – это ржа ума и тела» (Б. Франклин). 2) Много говорить и многое сказать – не одно и тоже. 3) Семья или карьера? 4) Каждый должен заботиться о собственном здоровье. 5) Быть руководителем – это значит… 6) Деньги в нашей жизни. 7) Хочу ли я стать политиком? 8) А счастье, что оно…? 9) Что значит для меня свобода? 10)Как я понимаю милосердие? Вариант 2 1. Назовите   по   пять   примеров,   относящихся   к   лексике   пяти   дайте   определение   межстилевой функциональных   стилей, нейтральной лексики.         Научный стиль: молекула, гранула, глагол и т.п.       Официально­деловой: заявление, докладная и т.п.       Публицистический стиль: демократия., приватизация и т.п. 2. Образуйте   с   данными   ниже   словами   (в   их   терминологическом значении)   словосочетание   или   предложение.   Образец:   акт   – предъявить   акт;   члены   комиссии   составили   акт   о   списании оборудования. Отчет,   письмо,   повестка,   подпись,   постановление,   предложение, предписание, ответственность, лицо, порядок. 3. С   данными   глаголами   составьте   предложения,   имеющие   окраску официально­делового   стиля.   Образец:   разрешить   –   экономические споры разрешаются в судебном порядке. Предоставить, принести, составить, продлить, откликнуться, произвести.  4. Определите,   к   какому   стилю   относятся   приведенные   ниже   тексты, сделайте стилистический разбор текстов по следующей схеме:  Функциональный стиль (научный, официально­деловой, публицистический, литературно­художественный, разговорный). Цель, которая ставится перед читателем, слушателем. Основные стилевые черты, Характерные особенности данного стиля. Текст 1 Твердое   тело,  состоящее  из  большого  числа   маленьких  кристалликов, называется   поликристаллическим.   Одиночные   кристаллы   называют монокристаллами. Текст 2 У   многих   русских   рек,   наподобие   Волги,   один   берег   горный,   другой луговой;   у   Исты   тоже.   Эта   небольшая   речка   вьется   чрезвычайно прихотливо, ползет змеей, ни полверсты не течет прямо, и в ином месте, с высоты   крутого   холма,   видна   верст   на   десять   со   своими   плотинами, 33 прудами, мельницами, огородами, окруженными ракитником и гусиными стадами. (И. Тургенев) 5. Составьте  рассуждение на одну из предложенных тем в соответствии с требованиями к тексту. 1) «Лень – это ржа ума и тела» (Б. Франклин). 2) Много говорить и многое сказать – не одно и тоже. 3) Семья или карьера? 4) Каждый должен заботиться о собственном здоровье. 5) Быть руководителем – это значит… 6) Деньги в нашей жизни. 7) Хочу ли я стать политиком? 8) А счастье, что оно…? 9) Что значит для меня свобода? 10) Как я понимаю милосердие? Вариант 3 1. Назовите   по   пять   примеров,   относящихся   к   лексике   пяти   дайте   определение   межстилевой функциональных   стилей, нейтральной лексики.         Научный стиль: молекула, гранула, глагол и т.п.       Официально­деловой: заявление, докладная и т.п.       Публицистический стиль: демократия., приватизация и т.п. 2. Образуйте   с   данными   ниже   словами   (в   их   терминологическом значении)   словосочетание   или   предложение.   Образец:   акт   – предъявить   акт;   члены   комиссии   составили   акт   о   списании оборудования. Предупреждение, содействие, учет, протокол, меры, отношения, расписка, распоряжение, иск,  резюме. 3. С   данными   глаголами   составьте   предложения,   имеющие   окраску официально­делового   стиля.   Образец:   разрешить   –   экономические споры разрешаются в судебном порядке. Принять, предпринять, представить, оказать, рассмотреть, удовлетворить. 4. Определите,   к   какому   стилю   относятся   приведенные   ниже   тексты, сделайте стилистический разбор текстов по следующей схеме:  Функциональный   стиль   (научный,   официально­деловой, публицистический, литературно­художественный, разговорный). Цель, которая ставится перед читателем, слушателем. Основные стилевые черты, Характерные особенности данного стиля. Текст 1 Правительство   Эстонии   выделило   10   миллионов   крон   на   поддержку реэмиграции   некоренных   жителей,   передает   наш   корреспондент   Г. 34 Сапожникова. Материальную поддержку в размере 115 долларов получат только гражданские лица. Текст 2 Легко сказать: писать! На это нужен навык, нужна какая­то сноровка. Конечно, это вздор, но все­таки нужно! Вот я! Говорить я. Хоть до завтра, а примись писать, и бог знает что выходит. А ведь не дурак, кажется. Да вот и вы. Ну, как вам писать! (А.Островский) 5. Составьте  рассуждение на одну из предложенных тем в соответствии с требованиями к тексту. «Лень – это ржа ума и тела» (Б. Франклин). Много говорить и многое сказать – не одно и тоже. Семья или карьера? Каждый должен заботиться о собственном здоровье. Быть руководителем – это значит… Деньги в нашей жизни. Хочу ли я стать политиком? А счастье, что оно…? Что значит для меня свобода? Как я понимаю милосердие? Вариант 4 1) Назовите   по   пять   примеров,   относящихся   к   лексике   пяти   дайте   определение   межстилевой функциональных   стилей, нейтральной лексики.         Научный стиль: молекула, гранула, глагол и т.п.       Официально­деловой: заявление, докладная и т.п.       Публицистический стиль: демократия., приватизация и т.п. 2) Образуйте   с   данными   ниже   словами   (в   их   терминологическом значении)   словосочетание   или   предложение.   Образец:   акт   – предъявить   акт;   члены   комиссии   составили   акт   о   списании оборудования. Рекомендация,   решение,   справка,   счет,   требование,   характеристика, санкции, пособие, ответственность, рассмотрение. 3) С   данными   глаголами   составьте   предложения,   имеющие   окраску официально­делового   стиля.   Образец:   разрешить   –   экономические споры разрешаются в судебном порядке. Составить, предъявить, разрешить, принять, привлечь, содействовать. 4) Определите,   к   какому   стилю   относятся   приведенные   ниже   тексты, сделайте стилистический разбор текстов по следующей схеме:  1) Функциональный   стиль   (научный,   официально­деловой, публицистический, литературно­художественный, разговорный). 35 2) Цель, которая ставится перед читателем, слушателем. 3) Основные   стилевые   черты,   Характерные   особенности   данного стиля. Текст 1 Демография  –  наука,   изучающая   состав   населения   по   полу,  возрасту, занятиям и другим признака, его движение рождаемость, бракосочетание, смертность и т.п. Текст 2 Подтверждаем   получение   Вашего   письма  N..   от   …,   в   котором   Вы запрашиваете нас о дате проведения научной конференции. Сообщаем, что она состоится… Надеемся, что Вы примите в ней активное участие. 5) Составьте  рассуждение на одну из предложенных тем в соответствии с требованиями к тексту. «Лень – это ржа ума и тела» (Б. Франклин). Много говорить и многое сказать – не одно и тоже. Семья или карьера? Каждый должен заботиться о собственном здоровье. Быть руководителем – это значит… Деньги в нашей жизни. Хочу ли я стать политиком? А счастье, что оно…? Что значит для меня свобода? Как я понимаю милосердие? 3.   Напишите   вывод   согласно   цели.   Что   показалось   наиболее   трудным   в выполнении работы? Какое задание вызвало у вас интерес и почему?   Литература:  1) Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Русский язык и культура речи. – Ростов – на – Дону: Феникс,2001. 2) Власенков   А.И.,  Рыбченкова   Л.М.  Русский  язык:  Грамматика.  Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 1996 3) Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 1997 4) Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: Высшая школа, 1997. 36 Литература 1. Введенская   Л.А.Культура   речи.   Серия   «Учебники,   учебные Основная пособия».­Ростов н/Д: Феникс, 2000. 2. Введенская   Л.А.,   Павлова   Л.Г.,  Кашаева   Е.Ю.  Русский   язык   и культура   речи:   Учеб.   пособие   для   вузов.­Ростов   н/Д:   Феникс, 2001. 3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. ­М.: Высшая школа, 1988. 4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. –М.: Логос, 2001. 5. Розенталь   Д.   Э.   Практическая   стилистика   русского   языка.­М.: ООО «Изд­во АСТ­ЛТД», 1998. 6. Чешко Л.А.Русский язык.­М.:Просвещение, 1990. Дополнительная 1. Введенская   Е.Д.,   Павлова   Л.Г.   Культура   и   искусство   речи. Современная риторика.­ Ростов н/Д: Феникс, 2001. 2. Данцев А.А., Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи (для технических вузов). –Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 37 3. Русский язык и культура речи: Учеб. пос. / О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА­М., 2002. 4. Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие.­М.: Флинта, Наука, 1997. Словари и справочники 1. Ахманова О.С. словарь омонимов русского языка.­М.: Русский язык, 1986. 2. Львов   М.Р.   Словарь   антонимов   русского   языка:   ­М.:   Русский язык, 1988. 3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: ­М.:1992. 4. Трудности   словоупотребления   и   варианты   норм   русского литературного языка. Словарь­справочник.­Л.: Наука, 1973. 5. Учебный словарь синонимов русского языка / Авт. В.И. Зимин, Л.П.Алекторова и др.­М.:Школа­ Пресс,1994. 6. Фразеологический словарь русского литературного языка конца 19­20 вв.­ М.: Топикал, 1995. 38 39 40 41

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2017