Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)
Оценка 4.6

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
чтение
1 кл
02.05.2017
Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)
В разработке представлен краеведческий материал для первого класса. Можно использовать на уроках литературного чтения по обучению грамоте. Материал формирует знания детей об иве, как о растении, знакомит с её разновидностями. Воспитывается бережное отношение к природе, прививается любовь к родному краю.Занимательный материал для уроков обучения грамоте 1 класс
Буква И ИВА 1 класс литературное чтение (Обучение грамоте).doc
МКОУ «Средняя школа № 6» городского округа город Фролово Волгоградской области Методический материал по краеведению 1 класс Буква И (Ива) Учитель начальных классов  Рожнова Наталья Викторовна И Ива                               , ветлаИ, рак таиИ , лозаИ, лоз наиИ , в рбаеИ  (лат. Sálix) — деревянистое растение; род  ваИИ семейства Ивовые . Очень распространённые и весьма известные в средней части России  растения («ивушка», «ракитовый кусточек»). Большинство видов ив любят влажность и  селятся в сырых местах, в сухих же местах (на склонах, песках и т. п.) и на болотах растут  сравнительно немногие виды. Встречается ива и в лесах, как подмесь к другим деревьям.  Внешний вид ив весьма разнообразен: есть между ними высокие деревья и кустарники, иногда  довольно мелкие, приземистые, стелющиеся по земле; в полярных же странах и на высоких  горах, в нагорных областях, растут ещё более мелкие ивы­карлики, весьма мелкие  кустарнички, не выше 2,5 сантиметров, и не превышающие мхов, среди которых они растут. Насчитывают не менее 170 видов ив, распространённых, главным образом, в прохладных  областях. Большинство ив — небольшие деревья 10—15 м или кустарники, однако есть ива  высотой 30—40 м и диаметром ствола более 1 м. Отличаются ивы друг от друга листьями —  они у них от узколанцетных до яйцевидных и от гладких до шерстисто­войлочных.  Излюбленные места обитания всех ив — берега водоемов, рек, озер, им порой и затопление не  во вред. По этому поводу говорят в народе: «Ивяно кустовье с половодьем не в споре». Жизнь ивы недолга — всего 50—70 лет, но сколько пользы приносит она людям за свой  короткий век! Цветут некоторые из ив ранней весной до распускания листьев (напр. Salix daphnoides),  другие — в начале лета, одновременно с появлением листьев или даже позже. Плод —  коробочка, вскрывающаяся двумя створками. Семя весьма мелкое, покрытое белым пушком,  весьма легкое, свободно переносимое ветром на далекие расстояния. На воздухе семена ивы  сохраняют свою всхожесть в продолжение только нескольких дней; попав же в воду, на дно  водных бассейнов, они сохраняют свою всхожесть в продолжение нескольких лет. Вот где причина того, что высохшие канавы, пруды, илистая грязь, вычерпанная при очистке пруда или  речки, иногда обильно покрываются в короткое сравнительно время ивовыми всходами.  Молодой росток ивы очень слаб и легко заглушается травой, но растет он очень быстро;  древесные же ивы вообще в первые годы своей жизни растут необыкновенно быстро. В природе  ивы размножаются семенами, в культуре же, главным образом — черенками и отводками;  живая веточка ивы, кол, вбитый в землю, быстро укореняются. Корни ивы отличаются обильным развитием и многочисленными разветвлениями и потому  особенно пригодны для укрепления рыхлых почв и песков (Шелюга, Ива каспийская).  Разведением ивы с успехом пользуются при регулировании горных потоков, закреплении  берегов каналов и рек, откосов плотин (Ива белая, Ива ломкая) обрывов и скатов. В  противоэрозионных насаждениях в лесостепных и степных районах (Ива белая, Ива ломкая,  Ива прутьевидная), для полезащитных и придорожных лесных полос на более влажных почвах,  для задержания передвижения летучих материковых песков. Древесина ив очень легка и мягка, быстро загнивает, идёт на многие поделки. В Древней Греции ива была посвящена богиням — Гекате и Гере. В произведениях римского  поэта Вергилия нимфы и пастухи, скорбящие по умершим возлюбленным, сидят под ивами ­  символом печали и горя. В Египте в погребальных кострах жгли дуб, орешник и иву, которые  знаменовали собой власть, мудрость и очарование умершего. Облиственные ветви ивы идут на корм животным, особенно козам и овцам. Кору многих ив  (например, серой, козьей, белой) употребляют для дубления кож. Ветки молодой ивы используются в православной традиции на Вербное воскресенье вместо  пальмовых листьев. В безлесных районах иву используют как строительный материал. Кора ивы обладает антибиотическим действием. В народной медицине отвар коры используют  при лечении простуды. Кора некоторых видов содержит гликозид салицин, имеющий  лекарственное значение. Экстракты ивовой коры, благодаря наличию салицилатов, обладают  противовоспалительным действием. Ивы ­ценные медоносы. Первые пчелки спешат к иве. Ведь цветы и другие деревья еще не  спешат зацветать. Деревья, с которых пчелы собирают нектар и затем делают мед, называются  «медоносы». Как источник для сбора нектара и пыльцы ивы представляют большую ценность  для пчеловодства. Зацветают они рано весной, когда в природе еще мало других цветущих  медоносов, благодаря чему способствуют росту пчелиных семей. Если в окрестностях пасеки  произрастает несколько видов ив, то цветут они в общей сложности около месяца, обеспечивая  пчел хорошим взятком. В некоторых зонах , богатых представителями этого рода (Белоруссия,  западные районы России), в условиях благоприятной весны от сильных пчелиных семей  откачивают товарный ивовый мед. Ивушка ­ дерево крепкое, сильное, стойкое и одновременно нежное, уступчивое, покорное ­  точно такое, как настоящая женщина. Ива ­ растение уникальное. Она растет практически по всему земному шару и везде ассоциируется с образом женщины. У  многих народов название ивы просто означает слово “женщина” или женское имя. Русские  считают, что нежные поникшие ветви ивы выглядят, как длинные женские волосы, трепещущие  на ветру. Обучение грамоте (Литературное чтение) Пословицы:  Верба красна бьет напрасно; верба бела бьет за дело.  Дождешься, как от вербы яблок.  Не верба бьет, старый грех.  Он сказывает на вербе грушу, врет.  От ивы яблоко не родится.  Немец, что верба: куда ни ткни, тут и принялся! Эпитет За ивой прочно закрепился эпитет «плакучая». В народном поэтическом представлении ива —символ грусти и красоты. В  сказках, песнях и легендах многих европейских народов ива уподобляется  живому существу. Она говорит и плачет, а если ее рубят, то из нее течет кровь.  Как к живому существу, обращены к иве слова русской народной песни:  Ивушка, ивушка  Зеленая моя,  Что же ты, ивушка,  Невесело стоишь?  Или тебя, ивушка,                                                     Загадки   Солнышком печет,  Солнышком печет,  Частым дождичком сечет?      1. Живет в низинке                                         4. На кусте в овражке,      Плетет корзинки.                                         Желтые барашки.                                           2. Для плетня перед двором                        5. Кудри в речку опустила      Вбили колья топором;                                И о чем­то загрустила,      Колья корни отрастили,                             А о чем она грустит, Пышно ветки распустили.                          Никому не говорит.                                    3.Вышли девицы весне подивиться,          6.Над водою у запрудки      Сели гурьбой над самой водой:                 Вырастают звонки дудки.      Ножки в реке купаются,                           Ручки в воде плескаются,                         7. На кусте­кусточке      Косы с плеч спускаются,                            Ватные комочки.      Сережки висят, качаются. Стихи: Ивушка плакучая Плакучей ивы красота Не знает в мире повторенья. Так первозданна чистота Природы дивного творенья. Родит же матушка­земля Луга, покрытые росою Леса, озёра и поля, И реки с чистою водою. Она вся ­ искренность и свет... И я признаюсь в мысли лучшей: Красивей, право слова, нет, Чем косы ивушки плакучей. И иву... Вот она во всём Своём обличие прекрасном! Словно объята тихим сном Под небом вечным, небом ясным. Она стоит на берегу, Любуется в реке стыдливо. Я ж оторваться не могу От красоты плакучей ивы. Так в полудрёме, в полусне, Сильнее делаясь и краше, Над этой речкой, в тишине, Проходят годы ивы нашей. Зеленые кони (Ива) На синюю речку  Вечерней порою  Зелёные кони  Пришли к водопою.  Склонились они  Над прохладной  Водицей  И долгие годы  Не могут напиться. Им хочется  В чистое поле  Умчаться,  Да только нельзя  От воды оторваться.  Им хочется вихрем  Лететь по дороге,  Да в землю вросли  Непослушные ноги... Зелёные кони —  Плакучие ивы,  Склонились над речкой  Зелёные гривы. Автор: В.Орлов Ива Возле речки у обрыва  Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого­то жалко?  Может, ей на на солнце жарко?  Может, ветер шаловливый  За косичку дернул иву?  Может, ива хочет пить?  Может, нам пойти спросить?  Ива белая Ива ломкая Ива ломкая, ракита, тоже очень знаменита. Только листья у ракиты волосками не покрыты. Автор: Ю. Насимович «Разговор старой Ивы с Дождём» ­Восемь ­ у дороги,  Девять ­ на лугу...  ­ Что ты, Дождь, считаешь?  Может, помогу?  ­ Две ­ под старой елью,  Возле стога ­шесть...  ­Что ты , Дождь, считаешь,  Да не можешь счесть? Ива белая, ветла, если ветер, то бела. Листья снизу у ветлы шелковисты и светлы. Автор: Ю. Насимович  ­ тороплюсь ромашки  Все пересчитать,  Десять ­ на опушке,  Под осиной ­ пять...  Ну как просчитаюсь,  Долго ль до беды!  Вдруг на всех не хватит  У меня воды!  (И.Токмакова)  Повеяла крылом. Афанасий Фет Уж верба вся пушистая  Раскинулась кругом;  Опять весна душистая  Где жмутся над омутом лозы,  Где летнее солнце печет,  Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод.  А. К. Толстой Рассказы. Н. Сладков Ивовый пир рассказ Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья вокруг ещё голые,  серые. Ива среди них — как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый  барашек — как пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем  тронешь — пожелтеет палец. Щёлкнешь — золотой дымок запарит.  Понюхаешь – мёд! Спешат гости на пир. Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил,  заворочался, весь в пыльце измазался. Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди ободки на животах лопнут. Комарики прилетели: ножки сложены горсточкой, крылышки мельтешат.  Крошечные вертолётики. Жуки какие­то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали. Шершень на слюдяных крыльях, полосатый и злой, как тигр. Все гудят и торопятся. И я там был, медовые барашки нюхал. Вот отцветет ива, зазеленеет, потеряется среди других зеленых кустов. Тут и  пиру конец. Сказка. Кузина Ирина Арсентьевна         Посвящается моей маме  Из рассказа   "Плакучая ива"              Сказка для детей любого возраста                 Наконец­то! Вот и завершился этот долгий летний день, со всеми трудами и заботами, делами и разговорами. Солнце скрылось за синеющей вдали  полоской леса... От реки потянуло сыростью и прохладой. Ветер стих. Первые звездочки сверкнули в быстро темнеющем небе. В траве, на одной ноте,  застрекотали невидимые цикады. Все вокруг замерло, словно к чему­то прислушиваясь...         Пришло время Сказки....         "Бабушка, ты обещала рассказать, почему иву плакучей прозвали?" От  нетерпения внук подпрыгивал в кровати, сидя на коленках: "А разве деревья  плачут?"         "Деревья, малыш, как и мы, плачут и болеют. Как все живое, радуются  свету да теплу солнечному. Благодарят за уход и ласку. Только, не всегда  люди замечают это.         Послушай, что старые люди сказывали, когда я еще ребенком была. Вот,  за что иву плакучей прозвали:         Давным­давно это было. На опушке леса жила ­ была женщина. Муж ее  лесником был. Пошел, как­то раз, на охоту и не вернулся. Осталась она одна с ребенком, которого любила без памяти. Мальчик рос здоровым, красивым,  одна беда ­ очень уж непослушным. Все ему не так, все, по­своему хочет  сделать. Как подрос, да окреп немного, на целый день из дому убегать стал.  Все терпела мать, жалела сироту.. А сколько слез пролила, одному Богу  известно.         И вот однажды, закрутилась мать с домашними делами, не заметила, как  день прошел. Спохватилась, на дворе уж темнеть стало. А сын ­ ни к обеду, ни к ужину так и не появился.         Бросилась искать его всюду. А сердце материнское беду чует! Вспомнила, как вчера грозился мальчуган реку переплыть. А река ­ ох, широка! Ох,  глубока! Течение быстрое, холодное, да с омутами ­ не приведи, Господи!         Бежит мать по берегу, от страха себя не помнит. Видит, на ивовом кусте  висит рубашонка сына, а самого не видать нигде.         Упала она, как подкошенная, на землю, заломила руки. Заплакала,  запричитала. Да слезами горю не поможешь.         Протянула руки к реке: "О, Река! Ты как жизнь широка, да как смерть  глубока! Верни сыночка малого, неразумного! Влей в свои струи кровь мою  горячую ­ возьми силу жизненную, всю до капельки. Нет жизни без дитятка  ненаглядного". Зашумела Река: "Небывалого просишь! Да выкуп твой тоже  небывалый! Так и быть ­ верну тебе сына целым, да невредимым. Только, как  достать его со дна омута глубокого ­ не ведаю". Отвела свое русло в сторону.         И видит мать под самым обрывом Бездонную Яму. Отшатнулась в испуге, схватилась за ветку ивы. Ветка длинная, гибкая, прочная....         Упала она, к земле лицом, взмолилась: "Мать Сыра Земля, ты всему  живому мать! Ты услышь мою печаль ­ кручинушку. Пойми горе мое,  материнское. Возьми тело мое белое, все без остаточка. Только, дай вместо  рук ­ ветви ивовые, чтобы до дна омута достали! Вместо ног ­ корни крепкие!  Чтобы ветви удержали, по которым сыночек выбираться на свет божий  станет!".         Отвечает Земля, со вздохом: "Что ж, будь по­твоему. Дам тебе ветви  вместо рук. Славно потрудились они ­ то сея, то урожай собирая. Цветами меня украшая, да за детьми моими ­деревьями ухаживая. Дам и корни вместо  ног. От зари до зари по мне хаживали, а зря ни одну травинку не затоптали.  Только, глубок омут ­ не увидит сынок веточек твоих, не поймет, что по ним  на свет белый выбраться можно".         Протянула мать руки ­ветви к солнцу: "Солнце Красное, Солнце Ясное!  Внемли горю моему! Возьми свет сердца моего горемычного! Всю любовь  материнскую лучикам твоим отдай, только освети малышу путь из ямы!"         "Знаю сердце твое любящее. Помню, как лучам ­ детям моим радовалось,  за свет с теплом благодарило. Будь, по­твоему! Только, придется тебе и у  Ветра помощи просить. Ослаб малыш, не выбраться самому из ямы" ­ отвечает ей Солнце.         "Ветер могучий, вольный ­ певучий! Возьми голос мой нежный, только, не  откажи, помоги горю моему!"         Отозвался Ветер вольный: "Давно слушаю песни твои, да разношу их по  всему лесу. Птицы смолкают, к ним прислушиваясь. Цветы головками кивают  в такт им. Трава зеленеет ярче под звуки нежные и печальные. Семена всходят дружнее, а плоды наливаются слаще от песен твоих светлых, да радостных.  Как не помочь!"         Опустила мать­ ива ветви вниз, до самого дна достали. Вспыхнуло солнце  заходящее. Ярким лучом на миг осветило яму. Увидел малыш веточки,  ухватился за них ­ к солнцу потянулся. Надоело ему сидеть в темноте, да  сырости. Задул Ветер в пол­ силы своей могучей, чтобы иву с корнем из земли не выдернуть. Подхватил ветви­ руки, взметнулись они в самое небо.  Вытащили сыночка наверх.         Тут и солнце зашло. Потемнело вокруг. Первые звездочки на небе  заблистали. Сколько раз любовалась она сиянием звезд на ночном небе. Но, не  было голоса у нее, чтобы просить о чем ­то. И заплакала мать ­ ива слезами  горючими. А когда иссякли слезы, прозрачными кристаллами скатились на  землю и глаза ее ясные. И в кристаллах этих, как солнце в капельках утренней росы, засверкали звездочки, заиграли лучиками серебряными... И  залюбовались своим отражением. Узнали о беде человеческой. Поняли, что за  дивные зеркала свет их отражают. Вспыхнули еще ярче: " Не собьется малыш  с пути ­ выведем из леса!"         Огляделся мальчуган по сторонам. Веточки ивы, словно, руки  материнские его обнимают. Шелестят листочками, будто сказать что­то  пытаются. Раздвинул он ветки и увидел две яркие ­ яркие звезды в небе. И так ласково светили они. Словно, звали за собой туда, где все будет хорошо. "Так  мамины глаза сияют, когда она мне сказку перед сном рассказывает" ­  подумал ребенок. Засмеялся и зашагал туда, куда манили чудесные огоньки.  А легкий ветерок подталкивал его в спину, да, словно, напевал что­то. Будто,  пел кто­то голосом знакомым ­ знакомым... Вот, только, слов никак не  разобрать. Мифы Ива вошла в мифы и легенды всех народов. Двойственность ее образа  отразилась в противоположных символических значениях, которыми ее  наделяли разные народы. Как Древо жизни, она символизирует солнце,  долголетие и обилие жизни. В Древней Греции ива была посвящена богиням — Гекате и Гере. В  произведениях римского поэта Вергилия нимфы и пастухи, скорбящие по  умершим возлюбленным, сидят под ивами ­ символом печали и горя. В Египте в погребальных кострах жгли дуб, орешник и иву, которые знаменовали собой  власть, мудрость и очарование умершего.

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)

Методический материал "Буква И - ива" Литературное чтение. Обучение грамоте (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017