Методический материал для преподавателя
Оценка 5

Методический материал для преподавателя

Оценка 5
Контроль знаний +4
docx
психологическая работа +1
Взрослым
07.05.2017
Методический материал для преподавателя
Урок мужества для студентов СПО
Публикация является частью публикации:
метод доклад.docx
Тема: Психологический климат на уроке, как условие развития личности студента Методический доклад на педагогический совет Моторина Л.Н. В Концепции общего и среднего образования, других документах говорится о формировании   личности   обучающегося   в   новой   парадигме   образования.  Это декларируется  в   законе   РФ   “Об   образовании”.   В   статье   56.3  говорится   “о прекращении   трудового   договора   с   педагогом   в   случае   применения,   в   том   числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”. Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие   психологического   комфорта   оказывает   влияние   на   состояние   психики обучающегося, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года п. 2.1 указывает:  “Доступность   качественного   образования   означает   государственные гарантии:   обучения   в   условиях,   гарантирующих  защиту   прав   личности обучающегося   в   образовательном   процессе   его   психологическую   и   физическую безопасность. Обучение – индивидуально значимая деятельность отдельного студента, поэтому, социализованная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, как:  где обучающемуся предоставляется возможность выражать свое«я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;  где   поощряется   генерирование   идеи,   выдвижение   разного   рода   инициатив, внесение интересных предложений;  где развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;  где создаются условия для самоутверждения студента с учетом сильных сторон его личности;  где формируется взгляд на другого человека как на безусловную цен­ ность. Главным   критерием   такого   психологического   пространства   является   безопасная среда,   атмосфера   психологического   комфорта,   которая   является   одновременно   и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу   или   борьбу,   а   на   учебную   деятельность,   на   продуцирование   идей,   на творчество. Психологический   климат   может   быть   благоприятным   или   неблагоприятным, здоровым   или   нездоровым.   Очень   много   составляющих   у   благоприятного психологического   климата:   преобладание   в   коллективе   атмосферы   взаимного внимания,   уважительного   отношения   людей   друг   к   другу,   взаимопонимания, 1 сплоченности,   чувства   защищенности   и   эмоционального   благополучия   каждого, сочетающегося   с   высокой   внутренней   дисциплиной,   принципиальностью, ответственностью и др. Психологический   климат, или психологическая   атмосфера—   это преобладающий   в   группе   или   коллективе   эмоциональный   настрой.   Он   является достаточно   устойчивым   образованием   и   определяется   настроениями   людей,   их душевными   переживаниями   и   волнениями,   отношением   друг   к   другу,   к   работе,   к  Поэтому   желание   и   умение понимать   другого окружающим   событиям. человека составляет основу психологического климата любой — самой малой (он и она)   и   самой   большой   —   группы,   любого   коллектива.  На   формирование психологического климата влияет не только отношение к делу, к труду, но и то, как каждый член группы, класса относится к себе и к другим людям. Человек   всегда   находится   в   каком­либо   эмоциональном   состоянии:   или жизнерадостном,   оптимистичном,   или   грустном,   печальном,   или   подавленном, мрачном.  Это  проявляется   в  его   настроении.  Причем   у  каждого  человека   есть  так называемый   общий,   характерный   именно   для   него тон   настроения.  Настроение одного человека очень часто передается другим людям, с которыми тот общается, работает,   учится.   Психологические   исследования   показывают,   что   человек   с устойчивым   мрачным   настроением,   у   которого   отрицательные   эмоциональные переживания   возникают   без   каких­либо   существенных   объективных   причин, распространяет это свое состояние на других людей, с которыми он контактирует. Организация образовательного процесса для отдельно взятого студента с учетом его возможностей  и  потребностей  не  принесут  пользы, если  они  «замешаны» на  страхе перед преподавателем, подавлении личности. Как писал поэт Борис Слуцкий.( из воспоминаний о преподавателе)  Гром гремит, земля трясется  Это препод. наш несется…. Ничему меня не научит То, что тычет, талдычет и жучит … Однако   психологическая   комфортность   необходима   не   только   для   развития студента  и усвоения  им знаний и  умений.  От этого  зависит физическое  состояние. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у студента веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Рассматривая урок – как  зону психологического комфорта, важно отметить Принципы психологического комфорта  обучение  должно давать  радость;  урок должен протекать на фоне положительных эмоций;  учеба должна исключать психотравмирующие ситуации; Терпение + любовь + понимание = психологический комфорт на уроке 2 Исследования   показали,   что   позиция   преподавателя   на   уроке,   стиль   его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение обучающихся к обучению.   Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Выделяется   ряд   факторов,   способствующих   благоприятному   психологическому климату:  Преподаватель должен входить на урок с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную со студентами параллель.   Любое   эмоциональное   состояние,   включая   эмоциональное   отрицательной модальности,   можно   выразить   в   деликатной   форме.   Преподаватель   должен хорошо знать возрастные психологические особенности обучающихся, а также развивать в   себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.             Анализ методической литературы, показывает, что особенностью современного урока является стимулирование обучающихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение.  В педагогике отмечается, что урок   должен формировать интерес к обучению, потребность   в   познании.   В   этой   связи   урок   как   вид   общения   ­   это   формирование интереса не только к предмету, но и к личности преподавателя. Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием обучающихся. Хорошо в разговоре опираться   на  интересы   студентов,  для  каждой учебной группы могут быть свои характерные приёмы и методы.  Классификация методов по степени продуктивности Iгр ­ Объяснительно­иллюстративные методы ­ рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа. IIгр   ­  Репродуктивные   методы  ­пример,   демонстрация,   предписание,   поручение, упражнение IIIгр­   Проблемные   методы  ­   беседа,   проблемная   ситуация,   убеждение,   игра, обобщение. IVгр ­  Частично поисковые методы  ­ диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа Vгр ­  Исследовательские методы  ­ исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание,  проектирование  Каждый   метод   обучения   органически   включает   в   себя   обучающую   работу преподавателя   (изложение,   объяснение   нового   материала)   и   организацию   активной учебно­познавательной  деятельности обучающихся. То есть, преподаватель, с одной стороны,   сам   объясняет   материал,   а   с   другой   ­   стремится   стимулировать   учебно­ познавательную   деятельность   обучающихся   (побуждает   их   к   размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Эффективные методы работы с группой Беседа 5 % Чтение 10 % Аудиовидеозаписи – 20 % Наглядные пособия – 30 % 3 Обсуждение в группе – 50 % Обучение на практике – 70 % Выступление в роли педагога – 90 % Поэтому  активные методы обучения (АМО) –   это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, основанные на следующих принципах Принципы АМО:  Практическая направленность  Творческий характер  Интерактивность  Разнообразные коммуникации  Деятельностый подход  Групповые формы организации  Движение  Рефлексия          Важен   психологический   климат   урока,   который   проявляется   в   эмоционально­ психологическом   настрое   преподавателя   и   обучающихся.   В   нем   на   эмоционально­ нравственном   уровне   отражаются   личные   и   деловые   взаимоотношения,   моральные нормы и интересы, момент наступления утомления  и снижения их учебной активности. Например,   Неблагоприятное   изменение   работоспособности   и   функционального состояния организма обучающихся  отмечается: а) по дням недели и времени проведения пар Дни Уроки 1п У Б Б У У Н 2п У Б Б Б У У П В С Ч П С 3п У Б Б Б У Н 4п У Б Б Б Н Н 5п У У У У Н Н 6п Н Н Н Н Н Н Б ­ зона благоприятного восприятия У – зона удовлетворительного восприятия Н – зона неудовлетворительного восприятия Продуктивное время на уроке 2) хотя форма и способ подачи его более наглядны, высокая плотность передачи знаний (при   отсутствии   обратной   связи)   затрудняет   процесс   восприятия.  Рекомендуется смена частоты деятельности. 4 смены   Частота деятельности до 5 раз до 7 раз до 9 раз Зона работоспособности Б Рекомендуется Возможно Нежелательно У Возможно Рекомендуется Возможно Н Нежелательно Возможно Рекомендуется И самый взрывоопасные моменты урока коррекция поведения и оценка. В целях предупреждения конфликтных ситуаций, вызванных постановкой отметки , каждому преподавателю   необходимо   комментировать   выставляемую   отметку,   использовать прием самооценки студента своей работы, привлекать однокурсников для оценивания ответа.   В   начале   учебного   года   знакомить   обучающихся   и   их   родителей   (на родительском собрании) с нормами выставления отметок и системой контроля знаний по каждому предмету. Итак,   необходимость   обеспечения   благоприятного   психологического   климата актуальна   для   всех   участников   образовательного   процесса.  В   центре   внимания   на современном уроке находится обучающийся, его личность, происходит очеловечивание процесса   обучения,   создается   условия   для   развития   интересов   и   стремлений, стимулируется   реализации   их   потребностей   и   мотивов,   вовлечения   в   творческий учебный труд, который приносил бы ему радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых. Раздать памятку ­ «Создаём бодрое настроение» Повторять по утрам много раз, до полного усвоения пройденного материала !!!!!! Я бесконечно доброе Феноменально умное Божественно красивое Чертовски привлекательное Необычайно работоспособное Беспредельно ответственное Исключительно порядочное Беспрецедентно талантливое Кристально честное Экстра ординарное, Не-по-годам развитое Сказочно щедрое Бесподобно бесподобное Невероятно перспективное Непостижимо оптимистичное Легендарно сильное Идеально сложенное 5 Супер активное Архи надежное Крайне интеллигентное Неописуемо чувственное Бесспорно положительное Фантастически скромное Человечище !!!!!!! Золотые правила психологического комфорта на уроке Благоприятный   психологический   климат   на  уроке   зависит  от   многих   и многих   факторов,   которые   практически   невозможно   обозначить   в   небольшой памятке. В ней отмечены наиболее актуальные для преподавателя моменты:  Преподавателю   важно   помнить,   что   психологический   климат   на   уроке   начинает создаваться вне урока.  Отношение   обучающихся   к   преподавателю   ­   это   важнейшая   составляющая психологической   атмосферы   урока.   Как   преподаватель   относится   к   работе,   как разговаривает со студентами, родителями, коллективом, радуется ли он успехам студентов и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими   владеет   ­   все   это   и   многое   другое   оказывает   воздействие   на   восприятие преподавателя студентами и на их отношение к нему.  Преподавателю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с обучающимися в доброжелательной форме.  Чтобы   гибко   и   адекватно   реагировать   на   ту   или   иную   ситуацию   на   уроке, преподаватель   должен   хорошо   знать   возрастные   психологические   особенности студентов, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.  Если осуждение со стороны преподавателя неизбежно, оно должно соответствовать степени вины обучающегося.  Обучение   и   воспитание   должно   строиться   без   наказаний   и   окриков   (В.С. Сухомлинский).  Психологический   дискомфорт   на   уроке   для   преподавателя,   а   затем   и   для обучающихся, часто идет от чувства профессионального бессилия в педагогической 6 деятельности, профессиональное мастерство.   поэтому   преподавателю   важно   совершенствовать   свое  Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.  Не   тратьте   время   на  поиски   страницы   вашего   предмета   в   журнале,   отметьте   ее закладкой   заранее,   приучите   дежурных   оставлять   на   столе   преподавателя рапортичку  с фамилиями отсутствующих .  Начинайте урок энергично. Не задевайте вопрос о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый с начала и до конца был занят делом.  Мотивируя оценки знаний, скажите студенту, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Он будет привыкать к тому, что указания преподавателя  надо выполнять обязательно.  Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях.  Удерживайтесь от излишних замечаний.  Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании.  Студенты   склонны   охотнее   выполнять   распоряжения   преподавателя   при опосредованном способе воздействия.  Студента можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.   Совместная   деятельность   сближает   людей   и   повышает   их   авторитет   (если   она хорошо организована).  Предусмотрительность   и   корректность   поведения   преподавателя   снижают напряжение в общении.   Одним из условий является благоприятный психологический настрой преподавателя и как следствие благоприятный психологический климат урока.  Удачи Вам в работе и творческих успехов! Литература 1 Закон РФ “Об образовании”. 2 «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года». 3 Леви В. Искусство владеть собой.­ М.: «Знание», 2014 г. 4 Охитина Л.Т. Психологические основы урока», М.: «Просвещение», 2014 г. 5 Саляхова Л. И. Педагогический совет. М.: «Глобус», 2014 г. 7 8

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя

Методический материал для преподавателя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017