Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."
Оценка 4.9

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл—7 кл
04.11.2017
Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."
Как же обеспечить усвоение материала всеми учениками? Как предупредить неуспеваемость? Как добиться результативности при изучении русского языка ? Один из путей решения данных проблем – применение на уроках современных образовательных технологий. Наиболее приемлемой является технология разноуровневой дифференциации, главная идея которой заключается в следующем: если каждому ученику создать условия, соответствующие его личным способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы, повысить качество обучения.Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных задач, которые в массовой практике вызывают, как правило, затруднение у учителей.
проект Червенко .docx
Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5­7 классах. Выполнил:        учитель русского языка и литературы                                                 муниципального                                                               общеобразовательного учреждения "Средняя                 общеобразовательная   школа" х.Бурковский                    Среднеахтубинского                            Волгоградской области       Червенко Вера Семёновна Актуальность.            Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта, в  котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы  и вытекающих из нее профессиональных задач, которые в массовой практике вызывают,  как правило, затруднение у учителей.            В  недалёком  прошлом  при существующей  авторитарной   парадигме  образования сложилась     достаточно     жёсткая     система     учебно­познавательной       деятельности школьников.     Учителю     в    ней     отводилась     главенствующая     роль     информатора,     а учащимся  предписывалось  запоминать  рассказы  учителя и  сведения,  прочитанные  в учебниках.       Оценка   учебной     деятельности     сводилась   к     приоритету     знаниевого компонента,   что   привело   к   порочной   практике   выучивания   готовых       ответов   на билеты,  сочинений, формулировок,  изложенных  в  учебной  литературе.  Отсюда  падение интереса  учащихся  к  предметам,  в  том  числе  к  русскому  языку,  а  значит,  снижение грамотности,  культуры,  косноязычие,  неумение  правильно  выразить  свою  мысль,  и  как следствие,  понижение  успеваемости  учащихся.           Уже  в  начальной  школе  мы  сталкиваемся  с  разными  учебными  возможностями детей.  Этот  разрыв  увеличивается  по  мере  усложнения  учебных  программ  и  приводит к   тому,   что   в 6 ­7   классах   ряд   учеников   практически     выпадает   из   процесса обучения.  Присутствуя  на  уроке,  они  никак  не  участвуют  в  нём. Однако   модернизация   современного   образования   ставит   задачу   перед   учителем: индивидуализировать   процесс   обучения   с  учетом  реального  здоровья  обучающихся  и   с учетом   уровня   мотивации   у   разных   групп   обучающихся.   Дополнительные   занятия     с такими  детьми  во  внеурочное  время  увеличивают  учебную  нагрузку  детей,  которые не  справляются   с  основной работой,  вызывают  у  них  неприязнь  к  предмету,  создают конфликтные  ситуации.  Если  труд  непосилен,  он  угнетающе  действует  на  психику, дети  теряют  веру  в  себя.  Увеличение  тренировочных  упражнений  на  уроке  не  решает проблему  обучения  «слабых».  Если  учитель  ориентируется  на  уроке  на  «слабых»  и «средних»  учеников,  то  сдерживает  развитие  познавательных  способностей   наиболее сильной     группы     школьников.     Традиционные     формы     работы     не     дают     должных результатов. Как     же     обеспечить     усвоение     материала     всеми     учениками?     Как     предупредить неуспеваемость?  Как  добиться  результативности  при изучении русского языка ?              Один  из  путей  решения  данных  проблем – применение  на  уроках  современных   образовательных  технологий.  Наиболее  приемлемой   является  технология   разноуровневой  дифференциации,  главная  идея  которой  заключается  в  следующем:    если  каждому  ученику  создать условия,  соответствующие  его  личным  способностям, то можно  обеспечить  гарантированное  усвоение  базисного  ядра  школьной  программы,  повысить  качество  обучения. Предлагаемые типовые решения особенно могут оказаться востребованными в связи с  введением  и реализацией ФГОС общего образования, который предусматривает  концепцию  уровневой дифференциации, согласно которой школьники, обучаясь по единой  программе, получат возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не  ниже уровня обязательной подготовки. Достижение этого уровня свидетельствует о  выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению учебного  материала. Уровневая дифференциация обучения как педагогическая технология направлена на  непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе, на  адаптацию стандартов к ученику и к школе. Тем самым она призвана внести весомый вклад в модернизацию образования. Профессиональная педагогическая проблема. Эти противоречия привели к проблеме : как повысить результативность обучения  русскому языку , используя технологию  разноуровневого обучения  в 5­7 классах?  Появление этой проблемы вызвано рядом причин: ­ отсутствие  знаний учителя о каждом своем ученике, о возможностях ребенка,  индивидуальных и возрастных его особенностях развития; ­ у учащихся со средними и низкими учебными способностями пропала возможность  повышения уровня обученности. Практически каждый урок ­ это урок усвоения новых  знаний, на этапе закрепления которого учащиеся выполняют задания своего уровня  сложности; ­  сложности, возникающие на уроках с использованием заданий трех уровней: дети с  заниженной самооценкой, не поддерживаемые другими учащимися и родителями, не берут  задания следующего уровня из­за боязни не справится с ними; ­дети, не рискующие сразу приступать к задачам повышенного уровня, сначала выполняют   задания первого уровня, затем второго, затем третьего. Соответственно, им может не  хватить отведенного времени на решение всех задач; ­потеря  мотивации :только один­два человека в классе будут способны справиться с  задачами повышенного уровня сложности. Профессиональные педагогические задачи. В   данном   методическом   проекте,   разработанном   на   основе   накопленного   опыта, ставлю следующие педагогические задачи: 1.Изучить и пранализировать теоретическую литературу по технологии разноуровнерого обучения.(далее  ­ ТРО) 2.Обосновать   педагогические   условия,   направленные   на   разноуровневого обучения.   применение   технологии 3.Разработать примеры приёмов и методов к уроку по ТРО. 4.Повысить уровень познавательной самостоятельности. 5.Повысить уровень недостаточной высокой мотивации. 6.Создать рефлексию в обучении. Теоретические основы профессиональных задач. Теоретическую   основу   профессиональных   задач   составляют   педагогические положения   о   технологии   разноуровневого   обучения.   В  основе   этой   технологии   лежат принципы : ­  учёт особенностей школьников: обучаемости, сформированности познавательных  интересов;  ­ обучение в удобном для учащихся темпе, на доступном для них уровне требований и  сложности учебного материала;  ­ предоставление учащимся свободы выбора в процессе обучения.     Разноуровневым обучением занимаюсь на протяжении многих  лет. За  методологическую основу я взяла две модели: “Внутриклассная дифференциация”  (Н.П.Гузик) и “Технология индивидуализации обучения (И.Э.Унт, А.С.Границкая,  В.Д.Шадриков) . Они оказались наиболее приемлемыми и актуальными  в обучении  русскому языку.  Н.П.Гузик свою систему назвал «комбинированной системой  обучения». Учитель при этом  организует  уровневую  работу  этих  учащихся  на   уроке,  на  всех  этапах: при предъявлении  нового  материала,  закреплении  и   повторении,  при  контроле ЗУН. Выделяется     три     типа     дифференцированных     программ:   «А»,   «В»,   «С»,   разной степени  сложности. Они  рассматривают  два  важнейших  аспекта:         а).   Обеспечение     определённого     уровня     овладения     знаниями,     умениями     и навыками   (  от репродуктивного  до  творческого);     б).Обеспечение  определённой  самостоятельности  детей  в  учении  (от  постоянной помощи     со     стороны     учителя   –   работа     по     образцу,     инструктаж     до     полной самостоятельности) Задания  программы «С» зафиксированы  как  базовый  стандарт. Выполняя  их,  ученик овладевает         конкретным         материалом     по     предмету     на     уровне     его воспроизведения.   Его   должен   уметь   выполнить   каждый   ученик,   прежде   чем приступить  к  работе по  более сложной  программе. Задания     программы   «В»     обеспечивает     овладение     учащимися   теми     общими     и специфическими     приёмами     учебной     деятельности,     которые     необходимы     для решения     задач     на     применение.     Поэтому     помимо     конкретных     задач     в     эту программу   вводятся     дополнительные   сведения,   которые     расширяют     материал первого     знание,   показывают функционирование   и применение   понятий.   Этот   уровень   несколько   увеличивает объём  сведений,  помогает  глубже  понять  основной  материал.   иллюстрируют   основное     уровня,     доказывают,   Выполнение     программы     «А»     поднимает     учащихся     на     уровень     осознанного, творческого     применения     знаний.     Эта     программа     предусматривает     свободное владение   фактическим   материалом,   приёмами   учебной   работы   и   умственных действий.  Она вводит  ученика  в  суть  проблем,  которые  можно  решить  на  основе полученных  в  школе  знаний,  даёт  развивающие  сведения,  углубляющие  материал, открывающие     перспективы     творческого     применения.     Этот     уровень     позволяет ребёнку   проявить  себя  в  дополнительной  самостоятельной  работе. При повторении  материала  применяется методика  свободного  выбора  разноуровневых заданий. Выбор  программы  изучения  предоставляется  самому  школьнику. Так  обеспечивается общий  для  всех базовый  минимум    знаний  и  одновременно  открывается  простор  для развития  творческой  индивидуальности  каждой  личности. При  контроле  знаний  дифференциация  углубляется  и  переходит  в  индивидуализацию (индивидуальный  учёт  достижений  каждого  учащегося).  Переход  к  новому  материалу осуществляется     только     после     овладения     учащимися     общим     для     всех     уровнем образовательного  стандарта. Во  всех  случаях  в дифференциации  выделяют  3 основных компонента:  1.Учёт  индивидуально­типологических  особенностей    личности;  2. Группирование  учащихся;  3. Различие построения процесса  обучения  в группах. Групповая  работа  учащихся  на  уроке  как  средство  уровневой  дифференциации.         Эффективность  дифференциации в обучении  зависит  от того,  насколько  удачно сформированы группы  школьников. В  дидактическо – методической  литературе  предлагается  более 20 критериев  деления учащихся     на     группы.   Одни     предлагают     объединить     учащихся     в     группы     по успеваемости,   устойчивости   интереса   к   уровню   познавательной   самостоятельности. Другие   исходят    из    устойчивости    восприятия,   уровня   развития    памяти,   уровня выполнения  мыслительных  операций.            И.Э.Унт   предлагает   в   качестве   критериев деления   обученность, обучаемость, умения  самостоятельно  работать,  специальные  способности,  познавательные  интересы, отношение  к  труду. Также  предлагается  деление  учащихся  на  группы,  исходя  из  фактического  уровня знаний,  умений, навыков, по разделу,  теме,  курсу. Многие   учителя используют   свои   варианты   деления   на   группы. В любом   случае необходимо   знать,   что   самое   важное   условие   эффективной   организации групповой работы – правильное,   продуманное  комплектование  групп, при  котором  учитывается уровень  учебных  успехов  и  характер  межличностных  отношений. Школьников  можно объединить     в     группы         или     по     однородности     (гомогенные   группы),     или     по разнородности (гетерогенные группы)   учебных   успехов.   Гетерогенные   группы   могут включать   и сильных, и средних, и слабых.   В такой   группе   лучше   всего   создаются условия  для  взаимодействия  и  сотрудничества,  но  может  существовать  опасность,  что лидер  подменит  всю  группу,  сведя  участие  остальных  в  коллективном  выполнении задания  до  минимума. С  другой  стороны, учащиеся могут  чувствовать  себя  комфортно в однородной  группе.  Ещё  К.Д. Ушинский  отмечал, что деление  класса  на  группы,  из которых  одна  сильнее  другой,  не  только  не  вредно,  но  даже  полезно. Процесс  формирования  групп  может  проходить  в  рамках  обычных  уроков.  Учитель, хорошо   знающий   индивидуальные особенности   каждого   учащегося   в   своём   классе, может     сам     разбить     класс   на     группы   по     результатам     успеваемости,     при     этом учитывается  и  психологическая  совместимость  учащихся.  Это  разбиение  стабильно  в течение  года,  хотя  частые  переходы  из  группы в    группу  возможны  в  случае,  если ученик  стал  заниматься  лучше  или, наоборот, хуже.           Я использую деление   групп,  предложенных  учёным – дидактом Т.М.Орловой. Учащиеся   первой   группы (наименее успешные)   имеют   пробелы   в   знаниях программного     материала;   учебные     задания     выполняют     на     уровне   копирования     и воспроизведения.     В   процессе   закрепления     проявляют   догадливость,     но     проявить собственное     отношение     к     фактам     не     могут,     при     усвоении     нового     материала испытывают     определённые     затруднения,     нуждаются     в   дозированной     помощи, обязательным  результатом  овладевают после  длительной  тренировки.          Учащиеся  второй  группы  («успешные»)  имеют  достаточные  знания  программного материала, умеют проводить  тщательный  анализ  учебной  задачи,  придают  предстоящей деятельности   строгую   логику ;   свободно   переносят   знания   с   одного     явления   на другое,   умеют   классифицировать,  систематизировать   информацию;   могут  проводить опытную     работу     на     основе     предложенного     учителем     плана.   Самостоятельно составляют  рассказ;  многосторонне  подходят  к  изложению,  переводя  его  в  сочинение, используя  основы  творческой  логики.        Учащиеся  третьей  группы  (творческий  уровень) имеют  следующие  характеристики: обладают     многосторонними     способностям;   имеют     высокую     работоспособность, испытывают  непрерывную  потребность  в  умственном  труде; обладают     умениями     широко     интерпретировать     и     конструировать     материал, пересказывая  разными  способами,  сопоставлять  критически  анализировать; работать  с различной  литературой,  отбирая  необходимый  материал,  увлекаясь  историей  открытий с  определённой  целевой  установкой;  свободно  выстраивают  новые  знания  в  систему уже  сложившихся,  расширяют  при  выполнении  творческого  задания  самостоятельно поисковую деятельность,  открывая  новые  стороны  изучаемого  явления,  объекта. С  большим  интересом посещают  занятия,  расширяя  и  углубляя знания  интересующей его  области.  Такая   форма   урока   способствует   качественному   усвоению   материала, повышению результативности. Система педагогических средств решения педагогических задач. В   своей   работе   использую:   разноуровневые   карточки,   алгоритмы,  образец выполнения   задания,  опорные   конспекты,  памятки,  таблицы,   схемы,  план   выполнения задания,  кроссворды, презентации, рабочие тетради. Методика решения профессиональных задач. Приняв детей в 5 классе, работаю с ними до выпуска. Качество знаний ­ главное, на что   направлены   мои   усилия.   С   5­го   класса   и   на   протяжении   всех   последующих   лет обучения стремлюсь к тому, чтобы знания воспринимались детьми осознанно. Убеждена, что в каждом ребёнке на подсознательном уровне заложено стремление к развитию,   почти   в   каждом   развито   честолюбие,   стремление   быть   лучшим.   Зная   это, прививаю     интерес к предмету, а он проявится в том случае, если накапливаются  не пробелы, а знания.  В   своей   работе   использую   технологию   разноуровневого   обучения.   Применяю следующие   педагогические   приемы,   позволяющие  активизировать   и   соединить   усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания. Их можно использовать вместе, что повышает эффективность. Как учитель ­ практик, я неплохо знаю индивидуальные особенности своих учеников в  каждом классе. Поэтому разбиваю класс на группы в соответствии с уровнем  сформированности их умений по русскому языку . Чаще всего выделяю в классе три  группы учащихся по методике Орловой  Т.М. Знание уровня сформированности у школьников умений позволяют мне при подготовке к уроку заранее спланировать все виды дифференцированного воздействия, подобрать  задания , продумать формы помощи для каждой группы учащихся. Дифференцированный  подход осуществляю на определенных этапах урока. Так  на  этапе  усвоения  нового   материала  предлагаю задания различных  уровней  сложности. Например, для  «сильных» учащихся предлагаю  карточку с  примерами  предложений,  иллюстрирующих  все  случаи, например, постановки  знаков препинания при однородных  членах. Предлагаю  самостоятельно  вывести  правило,  подобрать  соответствующий    иллюстративный  материал,  составить  схему (таблицу). Учащиеся 2 группы  работают  с  учебником.  Им  предлагается  прочитать  теоретические   сведения,    сформулировать   вопросы  и  подобрать  примеры   по  всем  пунктам   материала. «Слабые» (3 группа) работают  над  параграфом  по  плану, записанному  на  доске,  устно   готовят  ответы  к  каждому  пункту  плана. Постоянными помощниками для этой группы  учащихся являются всевозможные памятки. Приложение №1. После  этого необходимо  совместно  с учителем  обсудить  результаты работы, сделать   обобщение  изученного,  сформулировать цель  урока      (что должны  узнать, чему   должны  научиться), выполнить тренировочные  упражнения с постепенно нарастающей  сложностью.  Начинать  работу необходимо с  заданий  обязательного  уровня.                     Обучающие работы предназначены для организации самостоятельной деятельности  учащихся, ориентированной на усвоение знаний и выработку умений применять их. Они  часто  носят индивидуальный характер и предназначены для ребят, по тем или иным  причинам, не усвоившим материал вместе с остальной частью класса. Обучающие  самостоятельные работы в свою очередь подразделяют на работы по формированию знаний и работы по формированию умений. Во всех случаях я стремлюсь проводить обучающие  работы в непринужденной, деловой обстановке, чтобы ребята не боялись задавать любые  вопросы, были бы уверены, что за ошибки их не накажут, а там, где требуется, помогут,  покажут, повторно разъяснят непонятое.  Обычно в своей практике обучения  я использую 3 варианта самостоятельных работ,  различающихся по уровню сложности заданий  ( Приложение №2).           На уроках закрепления материала использую  разноуровневые карточки для всего  класса с опорными схемами. Приложение №3 . В классах  со слабоуспевающими детьми  использую адаптивные разноуровневые карточки. Перед началом работы провожу  инструктаж: сейчас вы будете закреплять полученные знания следующим образом. У вас на парте лежат  карточки с разноуровневыми заданиями. Каждое задание имеет свою цель: 1­е упражнение  нацелено на отработку умения находить слова на новое правило и обозначать орфограммы,  2­е и 3­е направлены на отработку навыков правописания слов с приставкой на з­(с­).  Сначала вы выполняете 1­е упражнение, затем берете у учителя карточку с ответом,  проверяете, исправляя другой пастой допущенные ошибки, а уже потом ставите плюс за 1­ е задание на экране напротив своей фамилии и так с каждым упражнением. Приложение  №4. Ученики выбирают тот вариант, который смогут выполнить. На обратной стороне карточки записаны ответы. Ученики выполняют задания, сверяются с ответами. Если ученику, что­то не понятно, то он просит  консультацию у учителя. Работы оцениваются с учетом  полученных консультаций. Такие уроки позволяют индивидуально работать с каждым учеником. Разноуровневые карточки позволяют каждому школьнику работать в своем  оптимальном темпе, дают возможность справляться с заданиями, вселяют уверенность в  собственных силах, способствуют повышению интереса к учебной деятельности,  формируют положительные мотивы. Карточки такого типа целесообразно использовать для проведения коррекционной работы со «слабыми» и индивидуальной работы с  отсутствующими на предыдущих уроках учениками. Кроме этого, каждый ученик при  желании во внеурочное время может отрабатывать алгоритм выполнения заданий более  сложного уровня. Выставление отметок проводится учителем с учетом индивидуальных  особенностей учащихся, т.к. основной функцией дифференцированных заданий с  адаптацией является не столько контролирующая, сколько обучающая функция. Применяю на уроках контроля знаний тесты. Приложение№5. Тесты позволяют провести  более широкий и более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему, а  также по ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить  «потолок» знаний в группе учащихся, определить среди них лидеров и отстающих. Тест  выявляет общую картину усвоения материала и дает возможность для индивидуальной  работы как с отстающими, так и с успевающими. Тесты учащимся предлагаю в печатном  виде.        Для работы на уроках обобщения знаний предлагаю задания «Найди ошибку».  Приложение №6.В зависимости от наличия учебного времени, можно предложить два  варианта работы с заданиями «Найди ошибку»: либо просто указать номера неверных  примеров (терминов, определений, утверждений), либо найти ошибку и исправить ее.  Карточки с заданиями могут быть предложены как для индивидуальной работы некоторым  учащимся, так и всему классу одновременно. В таком случае можно устроить соревнование за звание самого внимательного, самого грамотного и т.д.  В практике своей работы  использую и другие виды самостоятельных работ.         Активно начинаю готовить учащихся к экзаменам, начиная с первой четверти 5 класса. Для этого ученики 5 класса заводят тетрадь ­ справочник, в котором ведут записи по  каждой теме. До 9 класса мы продолжаем работу со справочником, постепенно накапливая алгоритмы  решения различных видов упражнений, заданий.    Материал, накопленный в таких справочниках, сокращает время на повторение в начале   каждого   нового   учебного   года     и   на   итоговое   повторение,   а   главное   помогает слабоуспевающим учащимся в работе с индивидуальными заданиями.                       Дифференцированный  подход  к  учащимся  осуществляю  и  на  уроках  по развитию  речи. После беседы по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» обучающимся даётся   задание   по   составлению   сложного   плана.   Обучающимся   3   уровня   предлагается составить план сочинения по картине по результатам беседы самостоятельно. Им даётся памятка по написанию сочинения по картине и составлению сложного плана к данному сочинению,   а   также   информационный   лист.   При   этом   даётся   следующая   информация: вначале сочинения нужно рассказать о художнике, написавшем картину, в основной части описать   изображённое   на   картине   (первый   и   второй   планы),   в   конце   построить заключительную  часть своего описания, сделать выводы. В соответствии с этим нужно составить сложный план. Обучающимся предоставляется возможность задавать в процессе самостоятельной работы вопросы учителю, индивидуально консультироваться, чтобы при этом не мешать работать остальным ученикам. Приложение №7          Важным  этапом  в  изучении   раздела   является  контрольная  работа  (зачёт).   Приложение №8. Она  состоит  из обязательной части и дополнительной.  Обязательная   часть направлена на достижение  уровня  стандарта. За  успешное  выполнение   обязательной  части  ученик  получает «3» (зачёт). Дополнительная  часть  направлена на  проверку овладения темой на повышенном  уровне. Её выполнение  позволяет  ученику   получить  одну  из  повышенных  отметок «4» или «5».  Важный   аспект   рефлексивного   этапа   урока   –   определение   домашнего   задания. Целесообразно варьировать домашнее задание по уровням. Первый уровень – обязательный –   то,   что   должны   знать   все   ученики   класса.   Домашнее   задание   второго   уровня   – понятийного – выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Третий уровень – творческий – предполагает не только свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки. Приложение №9           Неотъемлемой  частью   работы  является  ведение  мониторинга   знаний  учащихся по теме, что  позволяет  держать  в  поле  зрения  каждого  ученика  и  его  «багаж»  знаний, добиваться  выполнения стандарта. Описанные приемы, методы, средства, формы обучения применяются для оптимизации преподавания,   повышения   качества   усвоения   учебного   материала,   что   способствует созданию  таких  условий,  при  которых  каждый  из  обучаемых  испытал  бы  учебный успех,  смог  бы  увидеть  свои  достижения  и  захотел  ликвидировать  пробелы  в  своих знаниях  и  умениях.  Продукт методического проекта. В результате работы  по технологии  уровневой  дифференциации  учащиеся научились:  ­ осуществлять самоконтроль за своей деятельностью;  ­вселять уверенность  в свои силы; ­проявлять активность и самостоятельность в познавательной деятельности; ­создавать рефлексию в обучении.  Условия эффективности и использование типовых решений в практике.   уровневой   осуществления   Для   формирования  успешного   и   эффективного   дифференциации учащихся имеется: ­ оборудованный  кабинет, оснащенный дидактическим материалом, учебными пособиями, наглядными пособиями; ИКТ; копилка разноуровневых классных и  домашних заданий.  Для     успешного     и   эффективного     осуществления     уровневой     дифференциации: выделенные  уровни  усвоения  материала,  и  в  первую  очередь  обязательные  результаты обучения  должны  быть  открытыми  для  учащихся;  предлагая  учащимся  одинаковый объём  материала,  мы  устанавливаем  различные  уровни  требования  к  его  усвоению;  в обучении  должна  быть  обеспечена  последовательность  в  продвижении  по  уровням. Трудности  в  работе  должны  быть  посильными, соответствующими  индивидуальному темпу  овладения  материалом на  каждом  этапе  обучения.   Добровольность  в  выборе уровня  усвоения  и  отчётности. Применение  данной  технологии  влияет  на  качество обученности  учащихся,  результат обучения. Практическая    реализация   теоретических    основ   организации   обучения   на   основе уровневой  дифференциации  выявила изменения:  ­ в  методической   системе  работы  учителя;  ­ в предъявлении  учащимся  предметного  содержания  учебного  материала; ­ в    содержании  промежуточного  контроля.  В ходе работы была  доказана  эффективность  и целесообразность  введение  в  практику преподавания  русского  языка уровневой дифференциации. Было установлено: уровневая  дифференциация  обеспечивает  эффективность  усвоения учебного  материала  не  только  «сильными» учащимися,  но  и «слабыми»,  предполагает возможность  проявления  на  уроке  самостоятельности,  способствует  целенаправленной деятельности   учащихся,   повышению   интереса   к   предмету,   влияет   на   устойчивое формирование   ЗУН.   Это  способствует     повышению     результативности     обучения      по русскому  языку, на  что  указывает: ­ рост успеваемости  учащихся; ­   высокие   результаты   на     итоговой     аттестации     по   русскому   языку   в     9­м     классе (абсолютная успеваемость­ 100%,  качественная –70%); ­ победа учащегося в олимпиаде   по   русскому языку (муниципальный   уровень) в 2014­ 2015 учебном году( 8­й класс), в 2015­2016 учебном году( 10 класс). Опыт  работы  по  теме «Применение технологии разноуровневого обучения   на  уроках русского  языка»  был  обобщён  в  школе. Литература и другие источники. Орлова Т. В. Основы технологии реализации модели целостного и  1. поуровнего развития школы (для системы доп. проф. пед. образования) / Мин. образования  РФ – М.: Прометей, 2005г 2. – С.76­85. Горычева С.Н. Разноуровневое обучение //Школьные технологии.­2005. ­ №2. 3. подходы и интерпретации // Образовательные технологии ­ 2005. ­ № 1. ­ с. 7­13 Корнетов Г.Б. Технологии в педагогике об образовании: современные  4. пособие. Под ред. Н.Н. Никитиной.­  Ульяновск: ИПК ПРО, 1999 – 327с Личностно­ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное  5. образования. Психологическое обозрение. № 2 (5). 1997. С. 6. Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика  6. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса. ­ М.: Новая школа, 2000­ 381с.  7. М., Народное образование, 2000 – 280с.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/ Учебное пособие. ­  8. образовательных систем.­  М., Логос, 1999 – 318с. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования 9. – 289с. 10. Якиманская И.С. Разноуровневое обучение в современной школе.­  М., 1999  Сайт В.В. Гузеева: http://www.gouzeev.ru/ Бурдуковская Л.А.:  11. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2015/03/17/doklad­ispolzovanie­tekhnologii­ urovnevoy­differentsiatsii­na 12. Презентация Калеевой А.М., Колцановой Г.Н. Синтаксис – наука о строении предложения и словосочетания ПАМЯТКА Пункуация – свод правил о постановке знаков препинания Приложенине№1 Знаков препинания 10: точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак,    многоточие, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки.   выделительные. Они делятся на знаки завершения предложения, разделительные и  Предложение ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ бывает: 1 повествовательное (содержит сообщение) 2 3 побудительное (содержит просьбу, приказ, совет, мольбу) вопросительное (содержит вопрос) Предложение ПО ИНТОНАЦИИ бывает: 1 2 невосклицательное восклицательное (произносится с особыми чувствами, эмоциями: восторгом,  гневом, страхом и т.д.) По КОЛИЧЕСТВУ ОСНОВ предложение бывает  простое – содержит одну грамматическую основу сложное – состоит из двух или более простых предложений ПО НАЛИЧИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ В ОСНОВЕ: двусоставное – такое, в основе которого есть оба главных члена: и подлежащее, и  сказуемое односоставное – такое, в основе которого только один главный член: или  подлежащее, или сказуемое ПО НАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ предложения бывают: распространённые (кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный член) нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные) Предложение может быть осложнено ОБРАЩЕНИЕМ, ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ и  т.д. ПЛАН СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ: вид предложения по цели высказывания 1 2 по интонации 3 по количеству грамматических основ – ПРОСТОЕ 4 по наличию главных членов в основе 5 по наличию второстепенных членов 6 осложнения (если есть) Приложенине№2 Разноуровневые карточки 1 уровень.  1. Что такое основа слова?  2. Подберите однокоренные слова к слову дом. 3. Выпишите слова с приставками.   Ответ, подставка, столовая, промыть, надкусить, забег, заяц, спрыгнуть, директор,  добежать, телефон, выучить.   4. Разберите слова по составу.   Бабушка, совенок, худенький, подводный, ракетка, переход.  2 уровень.  1. Какая часть слова может изменяться? Для чего она служит?  2. Образуйте родственные слова от корня цвет­ при помощи приставок и суффиксов.  3. Выпишите слова соответствующие схеме: корень + суффикс + окончание.   Лесок, сады, ледяной, березка, смелый, погода, лесной, столики, осенний, морозы.   4. Разберите слова по составу.   Тропинка, хлопушка, нагрузка, деловой, соринка, подкоп.  3 уровень.  1. Каждое словосочетание замените одним словом. Выделите суффикс.   Детеныш орла. Жадная девочка. Человек, играющий на гитаре. Тот, кто любит шутить.  Любящий мечтать. Участник игры.   2. Придумайте слова. Разберите их по составу.   Приставка ПО­, суффикс К­.   Приставка НА­, суффикс НИК­.   Приставка ПОД­, суффикс НИК­.   3. Придумайте и запишите 3 предложения так, чтобы в них были и приставка и  предлог: от, по, в.   4. Разберите слова по составу. Игрушка, дубовая, перестрелка, скалолаз, свеженький,  рассказ. 5 класс Карточка с опорными схемами Приложение№3 Среди гор в л…сной глуши ж…л старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец  Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она з…мой возвращ…лась поздно  Оленёнок. вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла  ему жизнь.4 Мальчик л…жал больной  простудился.   Однажды дед собрался на охоту3.  Гришутка попросил его принести ж…лтенького ол…нёнка. День был жаркий. Но вот  знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться  но олениха м…талась2 из  стороны в сторону. Вдруг Емеля увидел в кустах ж…лтенького ол…нёнка на тонких но… ках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать опустил ружьё и  свис…нул.4 Оленёнок скрылся в кустах3. Весело см…ялся Гришутка, когда дед рассказывал2 о том, как уб…жал ол…нёнок. Справочный материал Адаптивные разноуровневые карточки Приложенине№4 1 уровень. Выпишите из текста слова с приставкой на з­(с­). Объясните графически выбор букв. В лес я приходил к рассвету, ложился на опушке леса и ждал, когда придет день. Сквозь сероватую мглу чуть видны под горою сероватые луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через нее и расплылись, растаяли в туманах. Но вот восходит солнце, на черных гривах лесов беззаботно вспыхивают огни. 2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные. Образец: без плана – бесплановая работа. Без заботы – ..., без крыльев – ..., без дома – ..., без края – ..., без конца – ..., без руки – …, без хозяйства – ..., без цели – ..., без работы – ..., без толка – … 3 уровень. Исправьте в словах ошибки. С любыми тремя словами составьте три предложения. Бесзвучный, безпричинный, исбавиться, разходиться, разпилить, бесжалостный, расгром, разсол, безхитростно, бесвкусный.  Ключ к 1­му заданию: Учитель графически объясняет выбор букв карандашом. К рассвету, разрезаны, расплылись, растаяли, восходит, беззаботно, вспыхивают. Ключ ко 2­му заданию: Без заботы – беззаботный мальчик, без крыльев – бескрылая птица, без дома – бездомное животное, без края – бескрайняя равнина, без конца – бесконечные дела, без руки – безрукий мужчина, без хозяйства – бесхозяйственная щетка, без цели – бесцельный человек, без работы – безработная женщина, без толка – бестолковый день. Ключ к 3­му заданию: Беззвучный, беспричинный, избавиться, расходиться, распилить, безжалостный, разгром, рассол, бесхитростно, безвкусный.  Я избавлюсь сегодня от ненужных вещей. Мы распилили все доски. У бабушки получается очень вкусный рассол для огурцов Тест по теме «Имя прилагательное» Приложенине№5 1 Вариант. 1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает  a) Предмет; b) Признак предмета; c) Действие предмета. 2. В какой строке только имена прилагательные: a) Красный, желтый, новизна; b) Белеть, гонять, шуметь; c) Превосходный, чудесный, горький. 3. Продолжите правило: Имя прилагательное стоит в том же числе и падеже, что и … a) Имя существительное, к которому оно относится; b) Предлог, с которым он связан; c) Глагол. 4. У прилагательного нет следующего признака: a) Времени; b) Числа; c) Рода. 5. Этот маленьк… зверек живёт в лесу. В прилагательном вставьте нужное  окончание: a) –ый; b) –ой; c) –ий. 6. Имена прилагательные изменяются по: a) Родам, числам; b) Родам, числам, падежам; c) Падежным вопросам. 7. Укажите прилагательное женского рода: a) Разноцветный кораблик; b) Широкая стена; c) Цветущее растение. 8. Найдите прилагательное в винительном падеже: a) О молодом поколении; b) Юношескими библиотеками; c) Красные перья. 9. Укажите род, число и падеж прилагательного в словосочетании  рыжей шубкой: a) Женский род, единственное число, предложный падеж; b) Женский род, единственное число, творительный падеж; c) Средний род, множественное число, предложный падеж. 10. Какая буква пишется в окончаниях прилагательных после шипящих: чуж…й  человек, больш…е значение a) –е; b) – о; c) –ё. 11. Для чего служат имена прилагательные? a) Делают нашу речь точной и выразительной; b) Делают нашу речь грубой и безграмотной; c) Нет правильного ответа. 12. Прочитайте пословицу. Определите род прилагательных: Добрая слава лежит, а  худая бежит. a) Средний род; b) Мужской род; c) Женский род. 13. Какой частью речи выражено слово яркий в словосочетании: ярким огнём, яркий  огонь a) Глаголом; b) Прилагательным; c) Существительным. 14. Впишите окончания прилагательных: звонк… песня, золот… браслет, недоступн…  место, художествен… школа. a) –ая, ­ой, ­ое, ­ая; b) –ая, ­ые, ­ая, ­ое. c) –ий, ­ой, ­ая, ­ая. 15. Укажите прилагательное с окончанием –ая: a) Добр… конь; b) Глубок… блюдце; c) Сладк… вата. 16. В предложении прилагательное чаще всего является: a) Обстоятельством; b) Подлежащим; c) Определением. 17. Укажите прилагательные, которые имеют окончание с твердой основой: a) Народные танцы; b) Весенние паводки; c) Яркие краски. 18. Прилагательное в словосочетании фиолетовый шарф стоит в форме: a) И.п., мужского рода, единственного числа; b) Д.п., женского рода, единственного числа; c) И.п., среднего рода. 19. Найдите в стихотворении «Узник» А.С.Пушкина имена прилагательные:  Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой,  Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,… a) Решёткой, темнице, сырой, товарищ, махая; b) Сырой, вскормленный, молодой,  грустный, кровавую; c) В неволе, крылом, клюёт, под окном. 20. Найдите правильное словосочетание по форме единственное число, средний род,  Родительный падеж: a) Раннего утра; b) Тугих узлов; c) Тяжёлого портфеля Вариант 2 1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и  отвечает на вопросы…? …? …? a) Что делает? Что сделает? b) Где? Когда? Откуда? Куда? c) Какая? Какое? Какой? Какие? Чей? 2. Укажите строку с прилагательными: a) Сухие листья, соленые орешки, храбрый воин; b) Поставить оценку, удобная обувь, на крыльце; c) Свежие овощи, завязать отношения, с друзьями. 3. Определите нужный вопрос к имени прилагательному в словосочетании мамины  очки: a) Какой? (какая?, какое? какие?); b) Кто? Что? c) Чей? (чья? чьё? Чьи?) 4. Укажите прилагательное, которое имеет окончание с мягкой основой: a) Огромный торт; b) Плохие отметки; c) Необыкновенный человек. 5. В каком словосочетании прилагательное употреблено в переносном значении? a) Шелковая травка; b) Кожаная обувь; c) Пожилая дама. 6. Найдите прилагательное с орфографической ошибкой: a) Хорошого дня; b) Чужого имущества; c) Колючему кусту.  7. Прочитайте пословицу. Определите род прилагательного: Горючими слезами  обливаемся. a) Средний род; b) Женский род; c) Мужской род. 8. Укажите синоним к слову сердечный: a) Добрый; b) Крепкий; c) Жестокий. 9. Напишите падеж имени прилагательного: Палитра – это специальная (…)  дощечка, на которой художник разводит краски. a) Именительный падеж; b) Творительный падеж; c) Родительный падеж. 10. Какое утверждение относится к прилагательному: a) … изменяется только по падежам; b) … зависит от наречия; c) … в предложении бывает определением или сказуемым. 11. В каком словосочетании главным словом является имя прилагательное: a) Читать книгу; b) Верный другу; c) Летний вечер. 12. В каком ряду в обоих прилагательных пропущена одна и та же буква: a) На свеж…й сметане, на дремуч…й дороге; b) Разноцветн…й бумагой, интересн…й материал; c) Бел…го снега, лучш…й ученицей. 13. Дополните предложение: Лось – огромное животное с … рогами. a) Угрюмыми; b) Веселыми; c) Развесистыми.  14. Впишите окончания прилагательных: драгоценн… хвост, свеж… ветер, близк…  подруга, малахитов… шкатулка. a) –ий,­ый, ­ое,­ ая; b) –ый, ­ий, ­ая, ­ая; c) –ый, ­ий, ­ое, ­ее. 15. Прилагательное горячий в Родительном падеже имеет окончание: a) –ему; b) –его; c) –им. 16. Словосочетанию умные глаза соответствует схема:     х a) Сущ. + сущ.    х b) Сущ. + прил.                 х c) Прил. + сущ. 17. Прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже имеют окончание: a) –ом, ­ем; b) –им, ­ом; c) –ым, ­ем. 18. Найдите прилагательные­антонимы: a) Сильный папа  ­ храбрый воин; b) Мокрый асфальт – сухая одежда; c) Прошлый четверг – прошедшее время. 19. Сколько прилагательных в данном предложении: Размеров белка небольших, она –  обладательница красивого, пушистого хвоста. a) Три слова; b) Два слова; c) Четыре слова. 20. Выберите правильно падежные окончания прилагательного: И.п. мохнат… лапа Р.п. мохнат… лапы Д.п. мохнат… лапе В.п. мохнат… лапу Т.п. мохнат… лапой П.п. о мохнат… лапе a) –ая, ­ой, ­ой, ­ую, ­ой, ­ой; b) –ая, ­ей, ­ому, ­ой, ­ей;                              с)–ая, ­ых, ­ом, ­ым, ­ой, ­ую,  Вариант 3 1.Как определить род, число и падеж имени прилагательного: a) По вопросу; b) По окончанию; c) По существительному. 1. В каком словосочетании есть имя прилагательное женского рода: a) Тихий голос; b) Доклад подробный; c) Воздушная сирень. 2. С какой частью речи связано имя прилагательное: a) С именем числительным; b) С именем существительным; c) С предлогом. 3. Дополните пословицу: Умный себя винит, … своего товарища. a) Грубый; b) Глупый; c) Находчивый. 4. Определите падеж имени прилагательного: Если мама достанет из кладовки мои  резиновые сапоги и поставит их в коридоре, это и значит, что весна началась".  a) Творительный падеж; b) Родительный падеж; c) Именительный падеж. 5. Продолжи: «Чтобы определить род имени прилагательного, надо  a) Определить его падеж; b) Найти в предложении существительное, связанное с прилагательным, определить  род; c) К прилагательному подставить слова он (мой), она (моя), оно (моё). 6. Определите вариант с прилагательным употребленным в переносном значении: a) Желтые лучи; b) Листва золотая; c) Страна далёкая. 7. Исправьте ошибки в окончаниях имен прилагательных: a) Французские язык; b) Мягкие игрушки; c) Нарядное платье. 8. Укажите прилагательное с мягкой основой: a) Зимние дни; b) Телевизионный канал; c) Хвойные ели. 9.  Словосочетанию дождливая осень соответствует схема:     х a) Сущ. + сущ.    х b) Сущ. + прил.                 х c) Прил. + сущ. 10. В каком падеже имена прилагательные женского рода имеют окончание –ую, ­юю: a) В именительном падеже; b) В винительном падеже; c) В дательном падеже. 11. Определите род имен прилагательных в пословице: Маленькая ложь за собой  большую ведет. a) Женский род; b) Средний род; c) Мужской род. 12. На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Дательном  падеже: a) Какому? b) Каким? c) о каком? 13. Выберите правильный ответ окончаний прилагательных: Январь – месяц больш…  молчалив… снегов. a) – ого, ­ ых; b) –их, ­ых; c) –ых, ­их. 14. Найдите прилагательные­синонимы: a) Дикий кабан – домашняя утка; b) Грач чёрный – белый халат; c) Хитрый поступок – лукавая лиса. 15. Выберите вопрос имени прилагательного множественного числа: a) Какая? b) Какое? c) Какие? 16. Сколько прилагательных в данном стихотворении:  Отчизна –твой очаг и дом единый  Живут друзья друг другу помогая  В любой беде, как завещал Абай  Под мирным небом дружбу прославляя,  Мой Казахстан, расти и процветай! a) Два; b) Три; c) Четыре. 17. Найдите правильные падежные окончания прилагательного: И.п. кашатнов… косы Р.п. каштанов… кос Д.п. каштанов… косам В.п. каштанов… косы Т.п. каштанов… косами П.п. о каштанов… косах a) –ые, ­ых, ­ым, ­ые, ­ыми, ­ых; b) –ые, ­их, ­им, ­ые, ­ими, ­их; c) –ые, ­ых, ­ыми, ­ие, ­ими, ­ых. 18. Найдите прилагательные­антонимы: a) Вечная пора – бессмертный человек  b) Трусливый зайчишка – боязливый ребенок c) Шарик лёгкий – тяжёлое ведро. 19. Отгадайте загадку: Часть речи это непростая, Ее вопросы «Какой?», «Какая?», Обозначает лишь признак предмета. Ф. И. Яросный  ветер срывает  листя  с  диревев и кустоф. Напиши слова, в которых допущены  ошибки, верно 1. 2. 3. 4. 5. 6. Как называется? Что же это?  a) Имя числительное; b) Имя прилагательное;  с)Имя существительное Приложение№6                       Найди ошибку Ф. И. Раним  утром рибята  радосно  бигут  в  свой клас. Напиши слова, в которых допущены  ошибки, верно 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1.Яростный  ветер срывает  листья  с деревьев и кустов.  5 ошибок 2.Ранним  утром ребята  радостно  бегут  в свой класс.  5 ошибок Разноуровневая карточка при подготовке  к написанию сочинения Приложение №7 План. 1) Информация о художнике, написавшем картину. 2) Картина А. Саврасова «Грачи прилетели». 1. Что изобразил художник на картине? 2. ____________________________________.                                              а) ________________;                                              б) ________________;                                              в) ________________. 3. ___________________________________. 4. ___________________________________.                                              а) ___________________;                                              б) ___________________. 3)  Картина А. Саврасова «Грачи прилетели» ­ гимн _____________________. Обучающимся   2   уровня   даётся   возможность   определить   основное   содержание плана, озаглавить пункты плана сочинения через наводящие вопросы и формулировки. Информационный лист №2 (алгоритмический  уровень). План. 1) Информация о художнике, написавшем картину. 2) Картина А. Саврасова «Грачи прилетели». 1. Что изобразил художник на картине? 2. Что изображено на первом плане картины?                                              а) ________________;                                              б) ________________;                                              в) ________________. 3. Как художник изобразил весеннее небо? 4. Что изображено на _________ плане картины?                                              а) ___________________;                                              б) ___________________. 3)  Картина А. Саврасова «Грачи прилетели» ­ гимн родной русской природе.  Обучающимся 1 уровня даётся информационный лист предлагается составить план сочинения с учётом того, что некоторые пункты плана уже названы, а затем приступить к написанию сочинения на черновике.            Информационный лист №1 (базовый уровень). 1) А. Саврасов – художник­_______________. 2) _______________________________. План. 1. Изображение художником весеннего пробуждения природы.                2. Первый план картины:                                              а) __________________;                                              б) __________________;                                              в) __________________. 3.Весеннее небо на картине А. Саврасова.                        4._____________________:                                              а) пятиглавый собор и колокольня;                                              б) деревянные строения. 3)  Картина _________________________ ­ гимн родной русской природе.     Образец плана. 1) А. Саврасов – художник­пейзажист. 2) Картина А. Саврасова «Грачи прилетели».               1.Изображение художником весеннего пробуждения природы.              2. Первый план картины:                                              а) берёзы с гнёздами грачей;                                              б) хлопотливые птицы;                                              в) рыхлый снег.              3.Весеннее небо на картине А. Саврасова.               4. Второй план картины: а) пятиглавый собор и колокольня;                                              б) деревянные строения. 3)  Картина А. Саврасова «Грачи прилетели» ­ гимн родной русской природе.                                                                              Проверочная работа               по русскому языку в 5 классе    Приложение№8 Спишите текст, подчеркните слова ­ названия птиц. 1 уровень Экскурсия в лес.            Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе ветвистой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку.   Синички   и   воробьи   подбирают   семена.   Вдруг   мы   увидели   рыжую   белку.   Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу мы заметили следы птиц. Хорошо в лесу! Легко дышится свежим воздухом. Поздним вечером мы вернулись домой. 2 уровень Спишите текст. 1.  Выпишите слова, которые обозначают названия птиц. Допишите к ним вопросы. 2.  Выберите и запишите среди перечисленных слов имена прилагательные: бежать,  красивый, зима, снежная, стоит, ясное Экскурсия в лес.            Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе ветвистой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку.   Синички   и   воробьи   подбирают   семена.   Вдруг   мы   увидели   рыжую   белку.   Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу мы заметили следы птиц. Хорошо в лесу! Легко дышится свежим воздухом. Поздним вечером мы вернулись домой. 3 уровень. Спишите текст. 1.   Запишите слова, выделите в них корень. Перезимовать, зима, зимний, зимовка. 2.  Из перечисленных слов запишите существительные в первый столбик, а  прилагательные ­ во второй. Зимний, покров, голубое, деревья, зимуют, пестрый, сосна, ветвистая. 3.  В записанных существительных определите число и род. Экскурсия в лес.            Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе ветвистой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку.   Синички   и   воробьи   подбирают   семена.   Вдруг   мы   увидели   рыжую   белку.   Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу мы заметили следы птиц. Хорошо в лесу! Легко дышится свежим воздухом. Поздним вечером мы вернулись домой. Задания для домашней индивидуальной работы по русскому языку                                                      5 класс Справочный материал Приложение №9 Задание к тексту 1. Озаглавь текст. 2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. 3. Сделай морфемный разбор слов под цифрой 2. 4. Сделай синтаксический разбор предложения под цифрой 4 . 5. Найди в тексте 1 предложение с прямой речью и нарисуй его схему. Погода стала меня(т, ть)ся. Из (за) д…лекого2 г…ризонта н…слись и прибл…жались ни… кие обл…ка. Со…нце выгл…нуло из (за) туч м…лькнуло в голубом пр…свете2  и и… чезло.   Пот…мнело. Нал…тел ре…кий ветер. Он бросил в воду сухие лист…я и погнал их  по р…ке.   Дождь пойдёт   прогов…рила2 Нина. Ветер нал…тает с нов…й силой морщит гладь р…ки а потом ст…хает. Зашуршал к…мыш   и на воде по…вились кру….ки от первых капель. Валерка громко закр…чал   Бежим  ребята Но вот ветер утих снова пок…залось со…нце. Ре…кие капли д…ждя падали на землю.4  Они пов…сали в траве и в кажд…й   капле отр…жалось со…нце. Справочныйматериал

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."

Методический проект "Технология разноуровневого обучения как способ повышения результативности обучения по русскому языку в 5-7 классах."

Методический  проект "Технология  разноуровневого  обучения  как способ повышения результативности обучения   по русскому языку в 5-7 классах."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017