Методический проект учебного занятия «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»
Оценка 5

Методический проект учебного занятия «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Оценка 5
Разработки курсов
doc
Междисциплинарный 4
5 кл—11 кл +1
07.05.2017
Методический проект учебного занятия  «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»
Презентация к методическому проекту учебного занятия
Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных.doc
ГБОУ ДПО ЧИППКРО Кафедра общественных и художественно­эстетических дисциплин ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «Арттерапия и современные образовательные технологии в творческом развитии личности» СРОКИ КУРСОВ 12.03 – 24.03 2012 г. Ф.И.О. слушателя Глазова Любовь Александровна Место работы, должность МОУ Кассельская СОШ, учитель ИЗО  Методический проект учебного занятия (учебной темы) по курсу «Арттерапия и современные образовательные технологии в творческом развитии личности» в 5 классе, по теме «Оформление и дизайн пасхальных  композиций по мотивам традиционных народных промыслов» Челябинск, 2012г. Тема: «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам  традиционных народных промыслов» Цель:  Создание   и   оформление   пасхальных   композиций   по   мотивам традиционных   народных   промыслов   для   преподнесения   в   дар   на праздник Пасхи для пожилых людей. Задачи: Воспитывающая:  Формировать   художественно­эстетический   вкус, восприятие декоративно­прикладного искусства во всём многообразии   его   видов.   Формировать   навык самостоятельной работы при выполнении практической творческой деятельности.  Р.К. Знакомить с обычаями и традициями своего народа. Развивающая:  Развивать   художественно­образное   мышление,   фантазию, воображение. Обучающая:  Обучать   умению   в   данном   виде   деятельности,   научить применять   художественно­творческие   знания   и   умения   в учебно­проектной и социально­проектной деятельности. Тип урока: комбинированный. Виды:  беседа,   презентация   урока,   практическая   работа,   самостоятельная работа. Формы организации учебной деятельности: ­ фронтальная работа (изучение нового материала, проверка домашнего  задания) ­ групповая работа (практическое воплощение замысла) ­ индивидуальная работа (закрепление изученного и творческое  переосмысление нового материала) ­ коллективная работа (все группы работают над решением одной  проблемы) Методы:  словесные,   наглядные,   практические,   проектная   деятельность, дидактическая игра. Литература:   «365 весёлых уроков труда» АЙРИС ПРЕСС РОЛЬФ, МОСКВА 1999,  http://lesyaka.ru/post162240453/  http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://knitly.com/w  http://www.webpodarki.ru/pasha/traditsionnyy­podarok­na­pashu.html  http://www.art­catalog.ru/picture.php?id_picture=9750  Работа   учителя   изобразительного   искусства   МБОУШИС(п)ОО№3 ст.Казанская, Левченко Е.А. Оборудование для учащихся:  выставка книг о народных промыслах, религиозных праздниках, материалы для создания композиций: свечи, ленты, салфетки, колосья пшеницы, веточки вербы, корзинки, подносы по количеству групп. Оборудование для педагога:   презентация, демонстрационный материал по традиционным народным  ремеслам Гжель, Дымка, Хохлома, Городец, фоновая музыка. Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный этап    Приветствие учителем учащихся, проверка  готовности учащихся к           уроку. Сегодня   ребята   вы   уже   догадались,   что   урок   у   нас необычный   и   посвящен   одному   из   основных христианских   праздников   –   Пасхе.   Прежде   чем приступить   к   работе,   древние   мастера,   просили благословения и духовно очищались. Вот и мы, перед тем как войти в кабинет и приступить к работе, мысленно скажем   себе   хорошие   слова,   попросим   прощение   и простим   друг   друга.   Зайдем   в   класс   с   чистыми помыслами. Теперь мы готовы к работе.                (слайд 2) Проверка готовности к уроку (муляж  яйца, краски,  кисточки, материалы для  создания композиций: свечи, ленты, салфетки, колосья  пшеницы, веточки вербы,  корзинки) Дети   рассаживаются   по группам (по 3­м артелям) Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков На   прошлых   занятиях   мы     познакомились   с народными   промыслами   России.     Вспомните   народные ремесла и назовите их характерные особенности.   (слайд 3) Обучающиеся отвечают на  вопросы. Рассказывают об  особенностях народных  промыслов: Дымки, Гжели,  Хохломы. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала На   этом   уроке   мы   работаем   в   так   называемых «рабочих артелях», задача каждой артели: составить   и оформить   пасхальную     соблюдая предложенный стиль мастеров Дымки, Гжели, Хохломы. Для   этого   каждой   группе   предстоит     расписать пасхальные яйца в манере этих мастеров.    композицию, Рассказ учителя  Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? Что изображено   на   картинах   «Пасха»   Мохова   Леонида Андреевича   и   «Пасхальный   обряд»   (Христосование) Кустодиева Бориса Михайловича?  (слайд 4) Пасха   это   древнейший   праздник   христианской   церкви. Праздник Пасхи еще более древний, чем события, связанные с Христом. Первые упоминания о нем уходят в глубину веков, когда кочевые племена  перегоняли свои стада по просторам почти мифического Вавилонского царства. Дети определяются со  стилем росписи путем  жеребьевки. Учащиеся отвечают на  вопросы  Обучающиеся слушают  рассказ учителя   ­  «пасах», Потому   и   происходит   название   «Пасха»   от древнееврейского   слова   означающего «прохождение».   Не   было   для   пастухов   большей  радости весной, когда преумножались их стада; не знали они кого и благодарить   за   ягнят   и   жеребят;   появляющихся   на   свет. Отсюда и пошел этот праздник, как день благословения всех жизненных сил, приносящих обновление в мир, побеждающих смерть.   Позднее   когда   кочевники   стали  земледельцами, весенний праздник Пасхи воплотил в себе культ благодарения небесам за то, что с них светит солнце, согревает после зимы землю. Вот откуда обычай, печь на Пасху куличи «круглый хлеб». Древнему   человеку представлялось, что кулич – это как солнце красное у него в праздник на столе, и,  попробовать его,   это   как   прикоснуться   к   солнцу,   вобрать   в   себя   его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы. На стол в  этот   день   подавали   не  только   куличи   и   пасхи,   но   и крашенные или расписанные пасхальные яйца. И у нас в поселке есть древняя традиция в день Пасхи. Какая? Первоначально Пасхальные яйца были только красного цвета.   Краску   получали   из   луковой   шелухи.   Такие вареные   в   луковой   шелухе   яйца   называли «крашенками».  (Слайд   5)  Во   многих   семьях   эта традиция сохранилась и  по сей день.  Ответ учащихся (дети  рассказывают о традиции  одаривать детей  пасхальными яйцами и  сладостями) Вопрос:  А   вы   знаете,   почему   первоначально Пасхальные   яйца   были   окрашены   только   в   красный цвет? Ответы детей Позже стали использовать и другие цвета – желтый, зеленый, черный. Вопрос:  Кто   знает,   как   получали   различные цвета в те времена?  Ответы детей Желтый получали из зерна, зеленый из листьев  клевера, а черный из кофе или ржавого железа.  Со временем  техника росписи усложнялась. А вот расписанные  вручную яйца назывались  – «малеванки». (Слайд 6)  Для росписи использовали краски на водной основе. Это сложный вид росписи на яйцах, когда яйца расписываются   различными   придуманными   узорами   с помощью красок.      При росписи яйца в виде малеванки могут быть использованы не только краски, но и кисти, ткани, лепестки, бисер, кружева и т.д. «Крапанки»   название   свое   получили   от украинского   слова   "крапать"   т.е.,   покрывать   каплями. (Слайд   7).  Чтобы   сделать   крапанку   нужно   сперва окрасить яйцо в необходимый цвет, затем зажечь свечку и покапать воск на яйцо. После того, как он застынет, яйцо можно окунуть в другой цвет.  «Дряпанка»,  это   яйцо   которое   царапают   по однотонной   краске.  (Слайд   8).   Для   царапания   яйца используют   какой­либо   острый   металл.   Кроме   того   к этому   виду   росписи   относят   прорезную   роспись   —   из цельной скорлупы яйца вырезают ажурное изделие. Самый   сложный   вид   росписи   пасхальных   яиц   – «Писанки».  (Слайд   9).   Вначале   яйцо   окрашивают особым орнаментальным или сюжетным узором. Затем на холодном яйце делают узоры горячим воском, после чего его   погружают   в   разведенную   краску.   После   этого рисуют новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нарисованы, яйцо очищают от воска. Сегодня каждая группа изготовит малеванки так, как это сделали бы мастера выбранного вами промысла. У каждого традиционного народного промысла есть свои характерные особенности и, расписывая пасхальные яйца по мотивам выбранного промысла, старайтесь соблюдать эти характерные черты. У вас не получится одинаковых малеванок,   ведь   каждый   художник   вносит   в   свое произведение   свою   душу,   свои   старания,   свои   идеи.   У всех получатся единственные в мире экземпляры. Готовые   композиции   мы   принесем   в   дар   на праздник   Пасхи   пожилым   одиноким   людям.   Вы   знаете таких   людей,   живущих   недалеко   от   вас?   Им   будет приятно получить подарок от вас. Ведь пожилым людям очень нужно наше внимание. Учитель дает возможность каждой группе обсудить свое   задание,   при   необходимости   участвует   в   работе группы. Учащиеся рассказывают об  одиноких дедушках и  бабушках, проживающих  поблизости. Учащиеся обсуждают  задание. Этап усвоения новых знаний. Учащиеся делают  необходимые пометки,  записи в тетрадях. Слушают  учителя.  Рекомендации педагога. (слайд   10) Дымковские   мастера   привлекали внимание   забавностью   создаваемых   образов   и особенным   колоритом.   Расписывая   по   мотивам   этих мастеров,   следует   использовать   яркие   насыщенные цвета   без   оттенков.   В   основном   это   малиновый, желтый,   синий   и   черный   узор,   часто   простой, геометрического характера. Наносится данный узор в свободной   кистевой   манере.   Элементы   крупные состоящие из кругов, клеток, полосок, точек различных цветов и размеров. Фон яйца при этом должен остаться белым.  Расписывая   яйца   в   стиле   мастеров  Хохломы, используйте «кудрявую Травку». С помощью кудрявых завитков можно изобразить птицу, растение. «Травка» травяная роспись главный рисунок Хохломы. Ведущая линия узора – волнистая основа, от которой в стороны наносятся   мазки   –   «Травинки»   большие,   имеющие различный   силуэт,   и   маленькие,   густо   обрамляющие стебель.   Условность   травяного   узора   подчеркивается цветовым решением: красные и черные мазки травки на золотой поверхности фона. (Слайд 11)  Городецкая роспись – яркая, нарядная, ее отличают свободные   мазки   с   белой   и   черной   графической обводкой и характерный рисунок ­ растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Главными элементами Городецкой   росписи   являются   розан,   купавка   и бубенчик. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров   выполнены   красными,   розовыми,   синими, голубыми,   зелеными   и   черными   красками   на   ярко­ желтом   фоне.   Городецкие   узоры   пользуются   особой популярностью, потому что они прекрасно передают все своеобразие русского орнамента. (Слайд 12) Изделия  Гжельских  мастеров   всегда   можно отличить   по   цвету.   Декоративная   цветочная   роспись выполнена,   синим   кобальтом.   Цвет   кобальта   от интенсивно   –   синего,   до   светло­голубого,   еще   ярче выделяется   на   белом   фоне.   Белый   и   синий   цвета придают   удивительно   торжественный   и   нарядный, неповторимый   облик   присущий   изделиям   Гжели. Цветочные мотивы росписи – это простые цветы средней полосы   России,   опоэтизированные   гжельскими мастерами. (Слайд 13). Правила оформление композиций Как и всякий большой праздник – Пасха имеет свои атрибуты.   Для   оформления   пасхальных   композиций необходимо   использовать   предметы,   имеющие  Веточки   вербы  скажут   о символическое   значение. прошедшем Вербном воскресении,  колосья пшеницы  о  веточки   сосны  о   долголетии   и богатом   урожае, здоровье,  проросшие семена  – рождении новой жизни. Кулич  по   своей   форме   очень   напоминает     церковную башенку с куполом. Пасхальная  писанка или крашенка символизирует   зарождение   жизни.   В   зависимости   от дизайнерского   решения   можно   использовать   свечи различных   цветов,   украшенные   лентами,   стеклярусом, мульчей.   В   некоторых   европейских   странах   символом Пасхи также является кролик. (Слайд 14) Физминутка Косой, косой,  Не ходи босой, А ходи обутый, Лопаточки закутай. Если будешь ты обут, Учащиеся усваивают правила оформления пасхальной  композиции.  Дети выполняют упражнения Прыгают  шагают, на внутренней и  внешней стороне стопы вращают руками наклон Волки зайца не найдут. Не найдёт тебя медведь… повороты в стороны с  взмахом Этап закрепления нового материала Инструктаж к самостоятельной работе.  (Слайд 15­18) Теперь   предлагаю   вам   подумать,   какой   рисунок   вы выберите для своей самостоятельной работы. Затем составьте небольшой эскиз композиции (можно использовать   цветные   карандаши),   где   вы   продумаете цветовое   решение.   После   этого   приступаете   к выполнению работы. Самостоятельная   роспись   пасхальных   яиц   каждым учеником группы происходит на основе инструкционных указаний   учителя.  По   окончании   окрашивания   яиц   на основе   вариаций   мотивов     народного   промысла, происходит     составление     и   оформление     пасхальных композиций     предметов). Дизайнерское   решение   должно   продолжать   полученное направление.   Основу   (корзинку,   блюдо,   др.)   для составления композиций можно окрасить в соответствии с   замыслом,   что   придаст   композиции   законченное смысловое решение.   предложенных (из Учащиеся слушают  инструктаж к  самостоятельной работе,  распределяют обязанности,  выполняют эскизы. Самостоятельная работа  учеников. Учащиеся работают в  группах по видам  прикладного творчества. Этап подведения итогов уроков Законченные пасхальные композиции выставляются в центр   класса.   Представитель   каждой   группы   защищает свою   композицию,   поясняя   заложенный   в   ней   смысл   и мотив выбранного традиционного промысла. Рабочие   группы   готовят защиту   своего   проекта, представитель группы защищает.   Молодцы!   У   всех   получилась   неповторимая композиция. Любому человеку будет приятно получить такой подарок в день светлой Пасхи. Задание на дом следующее: совместно с родителями составить список одариваемых пожилых людей.  Рефлексия  Детям   предлагается,   уходя   с   урока,   положить   в корзину вырезанные из цветной бумаги яйца.  Красное  – если     урок   понравился,  желтое  –   если   не   может определиться и  синее  – если урок получился скучным. (Слайд 19) Критерии оценивания (базовый уровень): Итог   урока   подводится   детьми. совместно Выясняется,   какие   знания они получили на уроке. с   Просмотр работ, анализ  детских поделок. «5»  Работа   выполнена   в   соответствии   с   требованиями.   Композиция составлена правильно, подобрано удачное цветовое решение. Роспись пасхальных   яиц   выполнена   с  соблюдением   стилей   мастеров   (Дымки, Гжели или Хохломы). Удачная защита композиции с пояснениями. «4»  «3»      Работа   выполнена   в   соответствии   с   требованиями.   Композиция составлена правильно, подобрано удачное цветовое решение. Роспись пасхальных   яиц   выполнена   с  соблюдением   стилей   мастеров   (Дымки, Гжели или Хохломы).  Имеются некоторые незначительные ошибки при составлении композиции. Ученики подготовили защиту проекта, но не сделали пояснения или не выступили с защитой.       Композиция   составлена   правильно,   подобрано   удачное   цветовое решение.   Роспись   пасхальных   яиц   выполнена   с  соблюдением   стилей мастеров (Дымки, Гжели или Хохломы).  Есть некоторые ошибки при составлении композиции.  Имеется небрежность в оформлении. Защита проекта не подготовлена. Критерии оценивания (повышенный уровень): «5»  Работа   выполнена   в   соответствии   с   требованиями.   Композиция составлена правильно, подобрано удачное цветовое решение. Роспись пасхальных   яиц   выполнена   с  соблюдением   стилей   мастеров   (Дымки, Гжели   или   Хохломы).  Составлено   несколько   композиций.   Удачная защита   всех   композиций.   Составлен   предположительный   список одариваемых и примерное словесное сопровождение подарка. «4»  Работа   выполнена   в   соответствии   с   требованиями.   Композиция составлена правильно, подобрано удачное цветовое решение. Роспись пасхальных   яиц   выполнена   с  соблюдением   стилей   мастеров   (Дымки, Гжели или Хохломы). Удачная защита композиции. «3»        Работа   выполнена   в   соответствии   с   требованиями.   Композиция составлена правильно, подобрано удачное цветовое решение. Роспись пасхальных   яиц   выполнена   с  соблюдением   стилей   мастеров   (Дымки, Гжели или Хохломы).  Имеются некоторые незначительные ошибки при составлении композиции. Ученики подготовили защиту проекта. Что сырости серей.           В ней что­то есть от радуги От капелек росы      В ней что­то есть от радости  Гремящей как басы  Она глядит не прянично –  Ликующе и празднично. В ней молодость – изюминка В ней удаль и размах  Сияйте охра с суриком  По всей земле в домах                Сияйте охра с суриком                    Чтоб всем ­ светло не сумрачно  И злость, и хмурость льдинкою  Без всякого следа                             Пусть под улыбкой Дымкова  Дымка Чем знаменито Дымково       Игрушкою своей              В ней нету цвета дымного                 Растают навсегда. В. Фофанов Пламенеют ягоды   Приложение  Распускаются цветы                      Хохлома Тихо травы шепчутся                  Хохлома ты Хохлома                 Дивной русской красоты  Далеко идет молва Об искусниках твоих О руках их золотых На посуде деревянной  Солнышко играет Хороша наша посуда Вся от блюдца до ковша  Потому что в это чудо                   Чья – то вложена душа  Хохлома ты Хохлома                 И в лучах его багряных                 Сердцу русскому мила                    Лето оживает                          Ведь с посудою твоей                Жизнь становится светлей Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука. Городецкий конь бежит! Вся земля вокруг дрожит! Птицы яркие летают И кувшинки расцветают.

Методический проект учебного занятия «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия  «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия  «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия  «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия  «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия  «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия  «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия  «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия  «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия  «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия  «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»

Методический проект учебного занятия  «Оформление и дизайн пасхальных композиций по мотивам традиционных народных промыслов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017