Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»
Оценка 4.8

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
30.10.2019
Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»
Материал может оказать практическую помощь учителям начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных классах, в школах, где нет специалистов: психолога, логопеда. Содержит практические упражнения, диагностические тесты, коррекционные упражнения для развития памяти, внимания, логического мышления и других психических .
Роль диагностики в организации пед сопровождения детей с особыми образоват потребностями.doc
Муниципальное      общеобразовательное    учреждение «Наумовская средняя общеобразовательная школа» «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» Автор:  учитель начальных классов Ирина Владимировна Тимощенко с.Наумовка Томский район 2015г. В ходе работы приходится  постоянно отвечать на вопросы: как далеко  «забегать      Давно стало крылатым высказывание Л.С.Выгодкого о том, что «педагогика должна  ориентироваться не на вчерашний, а   на завтрашний день детского развития», т.е. обучение  должно  осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка.     вперед развития» ребенка по отношению к каждому ученику? На каком этапе обучения?  В  какой мере  развивающая система  обучения должна обеспечивать психологический комфорт? На десятки подобных вопросов приходится отвечать себе,  прежде чем прояснится схема  завтрашнего урока.  В первый класс приходят дети, не посещающие ДОУ, поэтому на учителя начальных   Педагогическое диагностирование помогает учителю выявить детей с низким уровнем  классов ложится задача выявить уровень развития ребенка на момент поступления его в  школу.    развития,  определить  зону ближайшего развития.    диагностики и прогностической деятельности.  Каждый учитель должен для этого обладать специальными умениями в области  Вид деятельности Диагностическая  Прогностическая             Специальные умения педагога *увидеть отклонения в развитии ребенка; *спланировать, организовать и осуществить коррекционную работу   на всех этапах обучения; *оценить научно­педагогическую, методическую информацию,  методы и приемы, средства воспитания и обучения, развития детей  с точки зрения их пригодности для нужд коррекционной работы; *анализировать и критически оценивать  ход и результаты  коррекционной деятельности *наблюдать индивидуальное развитие ребенка и учитывать  результаты наблюдений при составлении индивидуальных программ развития; *планировать все виды коррекционной работы и ее элементы в  общих структурах учебно­воспитательного процесса; *учитывать темп и возможности коррекционной работы с ребенком, соотнося их с его индивидуальными особенностями и  компенсаторными возможностями; *предполагать  возможные  затруднения в учебной, воспитательной   и  коррекционной  работы  у отдельных  учащихся,  коллектива в  целом; *прогнозировать развитие ребенка  при наличии  альтернативных  возможностей его воспитания, обучения, социализации; *прогнозировать результаты учебной, коррекционной,  воспитательной работы; *предвидеть характер поведения, особенности деятельности уч­ся  В своей педагогической  деятельности я использую методы диагностики, которые  считаю  необходимыми: ­беседы с учащимися и их родителями; ­анкетирование; ­ежедневное наблюдение; «Дневник развития ребенка»  включает в себя задания на развитие внимания, памяти, Формой учета результатов  диагностирования и обучения школьников служат   ­тестирование    и др.    «Дневник развития ребенка»  и  «Педагогическая карта ученика».   воображения  и  т.д., которые дети выполняют с большим удовольствием на уроках и дома.   Упражнения дети любят придумывать сами или берут их из газет и журналов. Сначала  задаются  элементарные упражнения. Если ребенок с ними справляется, то их уровень  сложности увеличивается. Если задания решаются с помощью взрослого, то даются  аналогичные упражнения, чтобы ребенок научился выполнять их самостоятельно.  Таким  образом, я четко вижу  уровень продвижения в развитии каждого ребенка. Для того, чтобы ребенок успешно обучался, необходимо, чтобы у него была  положительная школьная  мотивация. Для определения уровня мотивации провожу  анкетирование в 1 классе, затем во 2, 3 и в 4 классе. Результаты сравниваются, что позволяет  оценить динамику школьной мотивации. Снижение ее уровня может служить критерием  дезадаптации ребенка, а повышение – положительной динамики в обучении и развитии.  Опросник школьной мотивации 1. Тебе нравится в школе?     * не очень     *нравится     *не нравится 2. Утром, когда ты проснешься, ты всегда с радостью идешь идешь в школу или  тебе хочется остаться дома?     *чаще хочется остаться дома     *бывает по­разному     *иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем  ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу?     *не знаю     *остался бы дома     *пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие­нибудь уроки?     *не нравится     *бывает по­разному     *нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?     *хотел бы     *не хотел бы     * не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?     *не знаю     *не хотел бы     *хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?     *часто     * редко     * не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?     *точно не знаю     *хотел бы     * не хотел бы баллы 1 3 0 0 1 3 1 0 3 3 1 0 0 3 1 1 3 0 3 1 0 1 0 3 1 3 0 9. У тебя в классе много друзей?     *мало     *много     *нет друзей 10. Тебе нравятся твои одноклассники? 3     *нравятся 1     *не очень     *не нравятся 0 Ребенок отвечает на вопросы, количество баллов суммируется. Если ребенок набрал 25­30 баллов – сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная  активность. 20­24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано 15­19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами 10­14 баллов – отношение к себе как к школьнику не сформировано Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе [2] Чтобы  иметь более полное представление о ребенке, изучаю волевые проявления,  например, мобилизацию волевых усилий и произвольного поведения, что не менее необходимо для успешного  обучения. Изучение мобилизации волевых усилий проводится с детьми в виде игры и  включает в себя четыре этапа с интервалом в 2­3 дня.  1. этап  Ребенку предлагаю по команде «Замри!» не двигаться и как можно дольше сохранять  неподвижную позу. 2. этап  Двум детям по очереди предлагаю сохранять неподвижную позу. 3. этап Той же паре детей предлагаю посоревноваться: сохранять неподвижную позу. 4. этап Игра «День и ночь». Взрослый берет на себя роль ведущего и объясняет правила игры:  «день» ­ звучит бубен, все должны двигаться по комнате, веселиться, играть;  «ночь» ­  бубен замолкает, все должны замереть;  «день» ­  бубен звучит снова, можно опять  двигаться. Тот, кто пошевелится до этого, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто  останется. Время сохранения неподвижности фиксируется с помощью секундомера и результаты  заносятся в таблицу.   Ф.И. уч­ся Длительность сохранения позы, мин Начало года Конец года I II III IV I II III IV Определяются способы мобилизации волевых усилий, используемые детьми, делаются  выводы об изменениях. Способы мобилизации:  Отсутствие контроля над собственными телесными ощущениями  (несформированность координации движения, ощущение своего тела в  пространстве)  делает практически невозможным сохранение неподвижной позы.  Кратковременно сохраняет неподвижную позу на основе зрительного контроля  за  действиями сверстника.  Способен к более длительному сохранению неподвижности; управление собой  носит характер автоматизма.  Сохраняет неподвижную позу достаточно долго и это не требует от него  непрерывного усилия. Работа с ребенком в течение года, как правило, дает положительный результат и к  концу первого класса  формируются черты сознательной способности управлять своим поведением. Изучение произвольного поведения. Учитель подготавливает исследование: подбирает конструктор, привлекательные     игрушки. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком в два этапа. I этап.­ игра «Не подглядывай!» Учитель сообщает ребенку, что принес интересную игру, но прежде, чем начать играть, нужно подождать, пока он приготовит все необходимое. Главное – не подглядывать, что  делает учитель, иначе «будет неинтересно играть». В течение 3­х минут ребенок сидит с  закрытыми глазами, а в это время взрослый создает видимость активной подготовки к игре  (перекладывает детали конструктора, роняет их, стучит) через 3 мин ребенок получает  обещанную игру. Если ребенок не выдерживает и открывает глаза раньше, учитель делает вид, что не замечает нарушения правил. II этап – игра «Дождись своей очереди» В исследовании участвуют двое детей. Одному из них предлагается поиграть в новую  игру, а другому посидеть 3 мин с закрытыми глазами и, не подглядывая, подождать своей  очереди.  В обоих  этапах фиксируется время, в течение которого ребенок может ждать с закрытыми  глазами, количество подглядываний, поведение в процессе ожидания. Результаты заносятся в  таблицу для отслеживания динамики развития.  Ф.И. НАЧАЛО ГОДА КОНЕЦ ГОДА I  этап II  этап I  этап II  этап А Б В А Б В А Б В А Б В А –время ожидания (в мин);  Б – количество подглядываний;  В – количество  самостоятельных действий. [2] Один из главных психологических процессов – внимание. Именно от него зависит  оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы,  возникающие в учении, особенно в начальный период, непосредственно связаны с  недостатками в развитии внимания. В первом классе,  с детьми 6­7 лет, для изучения устойчивости внимания предлагаю три серии заданий, отличающихся содержанием. 1 серия. «Сравни картинки». Ребенку показываю пару картинок и прошу найти различия. 2 серия. «Что неправильно?». Ребенку последовательно показываю неоконченные картинки и  прошу назвать, что не дорисовано, или же показываю картинку нелепого содержания и прошу  найти несоответствие. 3 серия. «Раскрась картинку».  Прошу дорисовать и раскрасить второй рисунок точно так же,  как и первый. Во всех сериях фиксируется время выполнения заданий, время и количество отвлечений от  его выполнения. Подсчитываются показатели успешности выполнения заданий. Таким показателем в  первой серии является число правильно названных различий картинок; во второй серии –  число названных неоконченных деталей или нелепостей в рисунках; в третьей – число деталей, правильно раскрашенных. Во втором классе использую методику «Шифровка» (модификация метода Пьерона­ Рузера).  Эта работа заключается в том, чтобы в каждой фигуре поставить тот знак, который  дан вверху на образце: 1         * + Оценка результатов: высокий уровень устойчивости внимания – 100% за 1 мин 15 сек  без ошибок. Средний уровень – 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень – 50% за 1  мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками  (по  М.П.Кононовой) Для детей 9­10 лет использую методику «Домик». Она представляет собой задание на  срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из  элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в  своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития  произвольного внимания и тонкой моторики руки. Если что­то ребенок нарисовал не так,  как надо, то стирать резинкой ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом  нарисовать правильно. За каждую ошибку начисляется 1 балл. Ошибками считаются: 1. отсутствие какой­либо детали рисунка; 2. увеличение отдельных деталей более, чем в 2 раза 3. неправильно изображенный элемент рисунка; 4. неправильное расположение деталей в пространстве; 5. отклонение прямых линий более, чем на 30º; 6. разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; 7. «залезание» линий одна на другую. Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Чем хуже выполнена работа, тем выше  полученная суммарная оценка. Если же ребенок 10 лет получает более 1 балла, то это  свидетельствует о неблагополучии в развитии психологических сфер. При анализе рисунка  необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные и «лохматые» линии могут  свидетельствовать о тревожности ребенка. [2] Для  исследования скорости ориентировочно­поисковых движений взора, объема внимания  использую таблицы Шульте. Предъявляется таблица, и по сигналу «начали» включаю  секундомер. Фиксируется время работы  с каждой из таблиц. Сравнивается время работы по  каждой таблице. Норма ­30­50 сек на 1 таблицу. Средняя норма – 40­42 сек. В норме на  каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время. 9 14 16 18 22 21 6 19 24 9 5 25 21 12 15 12 15 4 2 14 11 17 7 6 10 7 17 8 22 11 23 19 3 24 2 1 3 25 16 23 20 13 1 4 8 20 18 13 5 10 14 22 16 23 19 6 12 2 16 9 18 1 5 4 13 1 10 20 21 4 7 10 8 25 17 18 15 5 8 17 24 9 20 3 12 22 3 23 11 19 21 6 11 15 2 14 25 13 24 7 Один из ведущих психических процессов – память, имеющая  особое значение для  младших школьников, интеллектуальное развитие которых невозможно без сохранения полученной информации. По свидетельству известного психолога Н.П.Блонского, дети до 7­8  лет сначала запоминают, а затем анализируют запомненный материал, то есть память служит  базой для мышления. Старшие дети, наоборот, запоминают преимущественно то, что сначала  поняли. Таким образом, в 1 классе, опираясь на наглядно­образную память, предлагаю тест «10  предметов».  На альбомном листе изображены 10 предметов на некотором расстоянии друг от друга. Дается 2­3 мин на запоминание, затем рисунок забирается, предупреждая, что через  некоторое время (20­30 мин) нужно будет вспомнить все нарисованные предметы. Количество запомненных предметов, как и число допущенных ошибок, фиксируется. Нормой считается  запоминание 4­6 предметов.  Во 2 классе дается тест «10 слов» (методика А.Лурии). Дается задание: «Слушай меня  внимательно. Я сейчас назову слова, которые мы с тобой выучим, а в конце урока ты их  перечислишь». Медленно (с интервалом в 1­2 сек), четко произносятся слова: Самолет Чайник Бабочка Ноги Бревно Свеча Тачка Журнал Машина Волк. По окончании ребенок повторяет слова, в случае необходимости поправляются ошибки.  Слова повторяются до тех пор, пока он не назовет все слова правильно. После этого еще раз  учитель медленно и четко повторяет слова. примерно через 20­30мин ребенку предлагается  вспомнить их. Количество правильно воспроизведенных с первого раза слов показывает объем памяти, а число повторений говорит о скорости запоминания. Норма 5­6 слов при первом  воспроизведении и запоминание всего ряда после 2­3 повторений. При систематической  работе в течение учебного года объем памяти значительно увеличивается.    Методику «Запомни пару», что позволяет исследовать логическую и механическую  память методом запоминания двух рядов слов, применяю в 3­4 классах. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Первый ряд                                                              Второй ряд Кукла – играть                                                        жук – кресло Курица – яйцо                                                         компас – клей Ножницы – резать                                                  колокольчик – стрела Лошадь – сани                                                        синица – сестра Книга – учитель                                                      лейка – трамвай Бабочка – муха                                                       ботинки – самовар Щетка – зубы                                                          спичка – графин Барабан – палочки                                                  шляпа – пчела Снег – зима                                                             рыба – пожар Корова – молоко                                                    пила – яичница Зачитываются 10 пар ряда с интервалом в 5 сек. После 10 сек перерыва читаются слова второго ряда с интервалом в 10 сек, а ученик записывает запомнившиеся слова правой  половины ряда. [1] Результаты записываются в таблицу: Ф.и.  Объем логической памяти Объем механической памяти 1   в о л с   о в ­ л о К   1 А ­ а д я р Коэффициент  смысловой  памяти  С1=В1/А1 я с х и ш в и н м о п а з   в о л с   о в ­ л о К 1 В   2   2 А ­ а д я р   в о л с   о в ­ л о К   в о л с   о в ­ л о К я с х и ш в и н м о п а з 2 В Коэффициент механической памяти  С2=В2/А2  Каждого педагога, в том числе и меня интересует не только объем запоминаемой  информации на уроке, но и  как долго ученик способен ее удерживать.  Методика  «Долговременная память» позволяет это определить. Детям зачитывается несколько раз,  чтобы запомнили ряд слов: Стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко. Проверка происходит через 7­10 дней. Коэффициент долговременной памяти вычисляется по  формуле:    С= В/ А ∙ 100%, А – общее количество слов В – количество запомнившихся слов 75­100% ­ высокий уровень 50­75% ­ средний уровень 30­50% ­ низкий уровень Ниже 30% ­ очень низкий уровень  В начале учебного года, чтобы определить   общий уровень развития  мышления, провожу тестирование. Для учащихся 1 класса использую следующие задания   (на выполнение 1­5 заданий отводится по 5 мин, а для 6 задания – 15 мин): развития мышления Тест для определения общего уровня уч-ся 1 класса в начале года Задание 1. Анализ, синтез Из предложенных фигур выбери только те, которые использованы при составлении картинок. Задание 2. Сравнение  Сравни между собой похожие рисунки. Назови не менее 5 отличий. Задание 3. Обобщение. Найди что­то общее у зверей каждого ряда.             Задание 4. Сериация Рассмотри рисунки. Что было сначала, а что потом? Назови по порядку. Задание 5.  Умозаключения  Подумай и ответь правильно на 5 вопросов.  Чего в лесу больше –                  грибов или лисичек?                            *  Чего в библиотеке больше –                                                                                                                              книг или сказок?                                                       *  Кто быстрее плавает –                                         утенок или цыпленок?                                        *Кто быстрее долетит до цветка –                            *Летели два крокодила – один  красный,                         бабочка или гусеница?                       другой – синий. Кто скорее  долетит? Задание 6. Классификация. Назови каждую группу одним словом:                                                 Затем  заносятся  результаты в таблицу: подсчитывается количество правильных  ответов  по каждому заданию, затем общий суммарный балл. Например, Иванов И. в первом задании правильно выполнил только по 1 картинке, во  втором – нашел только 2 отличия, в третьем –  нашел 2 общие и отличительные черты, в  четвертом – 2 правильных ответа, в пятом задании – правильный ответ 1  и в последнем  задании верно 2 раза. Таким образом, суммарный балл равен 10 , что соответствует общему  уровню мышления ниже среднего. Оценка результатов: Тесты  1. анализ, синтез 2. сравнение 3. обобщение 4. сериация 5. умозаключения 6. классификация Общий уровень развития  мышления Высокий  уровень 5 5 5 5 5 5 30­35 Выше  среднего 4 4 4 4 4 4 24­29 Средний  уровень 3 3 3 3 3 3 18­23 Ниже  среднего 2 2 2 2 2 2 10­17 Низкий  уровень 1 1 1 1 1 1 0­9 Аналогичный тест дается в конце года. Задание 1. Анализ, синтез Выбери нужный ответ: Задание 2. Сравнение Задание 3. Обобщение. Чем похожи числа? и      Чем похожи слова?                        и                         и Задание 4. Сериация Задание 5.   Умозаключения Если чемодан тяжелее сумки,                        Если самолет летит быстрее птицы, то сумка…                                                          то птица …                                                                                                 Чего на дорогах больше –                                Если сапоги грязнее туфель, то туфли …. машин или грузовиков?                                                                           Если сосна выше ели, то ель … Задание 6. Классификация Выбери в каждой группе предмет, который не подходит ко всем остальным.                                                                  Оценка результатов:    Иванов И. Тесты  1. анализ, синтез 2. сравнение 3. обобщение 4. сериация 5. умозаключения 6. классификация Общий уровень  развития мышления Высокий  уровень 4 5 4 5 5 5 30­35 Выше  среднего 3 4 3 4 4 4 24­29 Средний  уровень 2 3 2 3 3 3 18­23   Ниже  среднего 1 2 1 2 2 2 10­17 Низкий  уровень 0 1 0 1 1 0­1 0­9 Тест для определения общего уровня развития мышления уч-ся 2 класса в начале года Задание 1. Анаграмма Составь слово из первых слогов данных слов:                                Составь слова, отделив первые буквы:      ­     .  .   .       ­     .  .   . Задание 2.Умозаключения Сколько цыплят вывел петух,                                         Сколько меду соберут две бабочки, если он снес пять яиц?                                                     Если у них по одному ведерку?                   На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежало на столе?               Три брата – Коля, Ваня и Толя –учатся в                 У трех девочек волосы разной длины. Разных классах. Коля старше Вани,                         У Марины длиннее, чем у Алены, а у  Ваня старше Толи.  Кто из детей самый старший? Алены длиннее, чем у Наташи. У кого Из девочек самые длинные волосы?              Задание 3. Сравнение Сравни предметы. Что у них общего? Чем отличаются? Задание 4. Классификация Выбери в каждой группе предмет, который не подходит к остальным                                    Задание 5. Аналогия  Внимательно рассмотри картинку слева. Составь такую же пару на рисунке справа. Задание 6. Обобщение  Продолжи  перечень слов.      . . .                            . . .     . . .                         . . .          Результаты тестирования заносятся в таблицу: Тесты   .  .  .  1. задание 2. задание 3. задание 4. задание 5. задание 6. задание Высокий  уровень 5 5 5 5 5 5 Выше  среднего 4 4 4 4 4 4 Средний  уровень 3 3 3 3 3 3 Ниже  среднего 2 2 2 2 2 2 Низкий  уровень 1 1 1 1 1 1 Общий уровень  развития мышления 30­35 24­29 18­23   10­17 0­9 Тест для определения общего уровня развития мышления уч-ся 2 класса в конце года Задание 1.  Анаграмма В домике новые квартиранты. Составь слова и определи, кто жил раньше Задание 2. Систематизация В пустую клеточку вставь недостающую фигуру Задание 3. Сравнение Задание 4. Классификация Выбери в каждой группе предмет, который не подходит к остальным Задание 5. Сериация Задание 6. Обобщение Продолжи перечень слов . . .                                       . . .         . . .                                          . . .       . . .  Результаты тестирования заносятся в таблицу: Тесты  1. задание 2. задание 3. задание 4. задание 5. задание 6. задание Общий уровень  развития мышления Высокий  уровень 5 5 4 5 5 5 30­35 Выше  среднего 4 4 3 4 4 4 24­29 Средний  уровень 3 3 2 3 3 3 18­23  (18) Ниже  среднего 2 2 1 2 2 2 10­17 Низкий  уровень 1 1 0 1 1 1 0­9 Тест для определения общего уровня развития мышления уч-ся 3 класса в начале года Задание 1.  В приведенных  словах  буквы  переставлены местами. Запишите эти слова. Е, р, о, м            ш, а, к, а          а, к, у, р           б, о, н, е          а, с, о, к  Задание 2.    Найди  2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для                     слова, стоящего перед скобками.  1. сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) 2. город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) 3. сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены) 4. деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага) 5. война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты) Задание 3.  Сравни понятия: лошадь ­ корова.                    Общие  и отличительные черты выпиши на листе в 2 столбика. Задание 4.    Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его. 1. приставка, предлог, суффикс, окончание, корень 2. треугольник,  отрезок, длина, квадрат, круг 3. Василий, Федор, Иван, Петров, Семен  4. молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша 5. секунда, час, год, вечер, неделя Задание 5.  Определить что общего между словами каждой пары 1. математика – чтение 2. школа – учитель 3. Земля – Марс 4. весело – грустно 5. уши ­ рот Задание 6.   Даны три слова. Два первых находятся в определенной связи.  Третье и одно                                 из пяти слов, приведенных ниже, находятся в такой же связи.  Найдите и                      запишите это четвертое слово. 1. школа :обучение = больница : ?              (доктор, ученик, лечение, учреждение, больной) 2. рыба : сеть = муха : ? (решето, комар, комната, жужжать, паутина) 3. нож : сталь = стол : ?             (вилка, дерево, стул, столовый, длинный) 4. паровоз : вагоны = конь : ?             (поезд, лошадь, овес, телега, конюшня) 5. лес : деревья = библиотека : ?             (город, здание, книги, библиотекарь, театр) 6. пробка : плавать = камень : ?             (пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик) 7. чай : сахар = суп : ?             (вода, тарелка, крупа, соль, ложка) 8. дерево : сук = рука : ?             (топор, перчатка, нога, работа, палец) 9. дождь : зонтик = мороз : ?             (полка, холод, сани, зима, шуба) 10. хлеб : пекарь = дом : ?             (вагон, город, жилище, комната, строитель) Высокий  уровень 5 5 5 5 5 9­10 30­35 Выше  среднего 4 4 4 4 4 7­8 24­29 Затем  оцениваются результаты по следующей  таблице (подсчитывается количество  правильных ответов  по каждому заданию, затем общий суммарный балл): Тесты  Ниже  среднего 2 2 2 2 2 3­4 10­17 Средний  уровень 3 3 3 3 3 5­6 18­23  (22) 1. анаграмма  2. существенное 3. сравнение 4. классификация 5. обобщение 6. аналогия Общий уровень  развития мышления Низкий  уровень 1 1 1 1 1 0­2 0­9 Тест для определения общего уровня развития мышления уч-ся 3 класса в конце года Задание 1.  В приведенных  словах  буквы  переставлены местами. Запишите эти слова                  Д, а, в, о         л, а, н, е, п          к, ч, а, р, у        ч, а, к, о, с           п, о, г, и, р Задание 2. Найди  2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для                     слова, стоящего перед скобками.   Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)  Кольцо (диаметр, проба, округлость, печать, алмаз)  Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)  Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)  Любовь (розы, чувство, человек, город, природа) Задание 3. Сравни понятия: озеро ­ река.                    Общие  и отличительные черты выпиши на листе в 2 столбика. Задание 4.   Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его.  Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол  Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый  Самолет, пароход, техника, поезд, катер  Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник  Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный Задание 5.  Определить что общего между словами каждой пары. 1. снег –дождь 2. сани – телега 3. лошадь – корова 4. жидкость – газ 5. сказка ­ былина Задание 6. .  Даны три слова. Два первых находятся в определенной связи.  Третье и одно                                 из пяти слов, приведенных ниже, находятся в такой же связи.  Найдите и                      запишите это четвертое слово. 1. бежать : стоять = кричать : ?               (ползать, молчать, шуметь, звать, плакать) 2. утро : ночь = зима : ?              (мороз, день, январь, осень, сани) 3. круг : окружность = шар : ?              (пространство, сфера, радиус, диаметр, половина) 4. пальто : пуговица = ботинок : ?              (портной, магазин, нога, шнурок, шляпа) 5. лошадь : жеребенок = корова : ?              (пастбище, рога, молоко, теленок, бык) 6. яйцо : скорлупа = картофель : ?              (курица, огород, капуста, суп, шелуха) 7. ложка : каша = вилка : ?              (масло, нож, тарелка, мясо, посуда) 8. коньки : зима = лодка : ?              (лед, каток, весло, лето, река) 9. коса : трава = бритва : ?              (сено, волосы, острая, сталь, инструмент) 10. собака : шерсть = щука : ?              (овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя) Тесты  1. анаграмма  2. существенное 3. сравнение 4. классификация 5. обобщение 6. аналогия Общий уровень  развития мышления Высокий  уровень 5 5 5 5 5 9­10 30­35 Выше  среднего 4 4 4 4 4 7­8 24­29  (24) Средний  уровень 3 3 3 3 3 5­6 18­23 Ниже  среднего 2 2 2 2 2 3­4 10­17 Низкий  уровень 1 1 1 1 1 0­2 0­9 Тест для определения общего уровня развития мышления уч-ся 4 класса на начало года Задание 1.  В приведенных  словах  буквы  переставлены местами. Запишите эти слова.                     1)лбко     2) раяи     3) еравшн     4) ркдети     5) рбкадоле Задание 2.  Найди  2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для                     слова, стоящего перед скобками.  1) Чтение (книга, очки, глаза, буква, луна) 2) Сад (растение, садовник, земля, вода, забор) 3) Река ( берег, тина, вода, рыболов, рыба) 4) Игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф) 5) Куб (углы, дерево, камень, чертеж, сторона) Задание 3. Сравни понятия:  книга – тетрадь.                    Общие  и отличительные черты выпиши на листе в 2 столбика. Задание 4.  Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его. 1) дуб, дерево, ольха, ясень 2) горький, горячий, кислый, соленый, сладкий 3) дождь, снег, осадки, иней, град 4) запятая, точка, двоеточие, союз, тире 5) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание Задание 5.  Определить что общего между словами каждой пары. 1) дождь – град 2) нос – глаз 3) сумма – произведение 4) водохранилище – канал 5) предательство – трусость Задание 6.  Даны три слова. Два первых находятся в определенной связи.  Третье и одно                              из пяти слов, приведенных ниже, находятся в такой же связи.  Найдите и                      запишите это четвертое слово. 1) волк : пасть = птица :  ? а) воробей  б) гнездо  в)клюв   г) соловей   д) петь 2) библиотека : книга = лес :  ?  а) береза     б) дерево  в) ветка  г) бревно    д) клен 3) птица : гнездо = человек :  ? а)люди       б) рабочий  в) птенец  г) дом     д) разумный 4) слагаемое : сумма = множители :  ? а) разность  б) делитель  в) произведение  г) умножение  д) вычитание 5) холодно : горячо = движение :  ? а) взаимодействие  б) покой в) мяч  г) трамвай   д) идти 6) Запад : Восток = обмеление :  ? а) засуха  б) юг  в) наводнение   г) река    д) дождь 7) война : смерть = тепло :  ? а) дыхание  б) жизнедеятельность  в) вещество  г) температура  д)гибель 8) нога : сапог = рука :  ? а) галоши  б) кулак  в) перчатка  г) палец  д) кисть 9) вода : жажда = пища :  ? а) пить  б) голод  в) хлеб  г) рот  д) еда 10) электричество : проволока = пар :  ? а) кипение  б) трубы  в) вода     г) ток     д) лампочка Затем  оцениваются результаты по следующей  таблице (подсчитывается количество  правильных ответов  по каждому заданию, затем общий суммарный балл): Тесты  1. анаграмма  2. существенное 3. сравнение 4. классификация 5. обобщение 6. аналогия Общий уровень  развития мышления Высокий  уровень 5 5 5 5 5 9­10 30­35 Выше  среднего 4 4 4 4 4 7­8 24­29  (26) Средний  уровень 3 3 3 3 3 5­6 18­23 Ниже  среднего 2 2 2 2 2 3­4 10­17 Низкий  уровень 1 1 1 1 1 0­2 0­9 Тест для определения общего уровня развития мышления уч-ся 4 класса на конец года Задание 1.  В приведенных  словах  буквы  переставлены местами. Запишите эти слова. У, п, к, с        а, ш, н, р, р, и        в, ц, т, е, к, о      о, к, а, м, д, н, р, и        л, к, б, у, и, н, а, к Задание 2.  Найди  2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для                     слова, стоящего перед скобками.  1. деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага) 2. озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина) 3. чтение (глаза, очки, книга, печать, картинки) 4. огород (забор, земля, растение, собака, лопата) 5. зубы (видеть, лечить, рот, щетка, жевать) Задание 3. Сравни понятия:  солнце ­ луна.                    Общие  и отличительные черты выпиши на листе в 2 столбика. Задание 4.  Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его. 1) Холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной 2) Роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус 3) Справедливость, доброта, искренность, зависть, честность 4) Треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник 5) Пословица, поговорка, басня, сказка, былина Задание 5.  Определить что общего между словами каждой пары. 1) Русский язык – математика 2) Нос – глаз 3) Землетрясение – смерч 4) Зависть – трусость 5) Линейка – треугольник Задание 6.  Даны три слова. Два первых находятся в определенной связи.  Третье и одно                              из пяти слов, приведенных ниже, находятся в такой же связи.  Найдите и                      запишите это четвертое слово. 1) песня : композитор = самолет :  ? а) горючее  б) летчик  в) конструктор   г) аэродром    2) прямоугольник : плоскость = куб :  ?  а)пространство       б) ребро  в) высота  г) треугольник 3) ухо : слышать = зубы :  ? а) видеть  б) лечить  в) жевать    г) рот 4) глагол : спрягать = существительное :  ? а) понятие   б) склонять    в) название   г) образовывать 5) светло : темно = притяжение :  ? а) металл  б) молекула   в) отталкивание   г) движение     6) жара : засуха = дожди :  ? а) паводок  б)наводнение   в) осень  г) лето 7) молния : свет = жара :  ? а) солнце  б) трава  в) жажда  г) дождь   8) роза : цветок = кислород :  ? а) газ  б) дыхание  в) горение    г) состояние вещества 9) береза : дерево = стихотворение :  ? а) сказка  б) богатырь  в) поэзия     г) лирика                        10) север : юг = ночь : ?                          а) утро     б)светло     в) день    г) вечер Результаты тестирования заносятся в таблицу: Тесты  1. анаграмма  2. существенное 3. сравнение 4. классификация 5. обобщение 6. аналогия Общий уровень  развития мышления Высокий  уровень 5 5 5 5 5 9­10 30­35 Выше  среднего 4 4 4 4 4 7­8 24­29  (29) Средний  уровень 3 3 3 3 3 5­6 18­23 Ниже  среднего 2 2 2 2 2 3­4 10­17 Низкий  уровень 1 1 1 1 1 0­2 0­9  Результаты тестирования по классам постоянно сравниваются:  отслеживается процесс динамики развития высших психических функций,  что дает  возможность наглядно представить насколько эффективной была работа,  насколько  правильным было обучение;   выявляются  слабые стороны,  те мыслительные операции,  которые в недостаточной  степени сформированы, но которые  могут быть развиты при проведении   целенаправленных  занятий с ребенком. реально видно с каким уровнем мышления пришел ребенок в школу и с каким уровнем  он переходит в следующую ступень.    Для учащихся с особыми образовательными потребностями  систематически веду учет  динамики развития  и учебных навыков  отдельно по каждому ученику и предмету. Ежемесячно отслеживаю рост техники чтения, навыков чтения, вычерчиваю диаграмму  для  каждого ребенка,  что помогает  судить о полученных результатах работы.

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник «Роль диагностики в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Методический сборник  «Роль диагностики  в организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2019