Методический семинар на тему "«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте культуроведческого подхода к обучению»
Оценка 4.7

Методический семинар на тему "«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте культуроведческого подхода к обучению»

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
русский язык +2
7 кл—11 кл +1
20.03.2018
Методический семинар  на тему "«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте культуроведческого подхода к обучению»
презентация к выступлению "Культуроведческий аспект в рамках преподавания русского языка и литературы"
Методический семинар.docx
«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте  культуроведческого подхода к обучению  Сегодня   наши   дети   проводят   огромное   количество   времени   в  интернете.  Подобная реклама   окружает   их   повсеместно.   Результаты   опроса   среди   учеников   5­7   классов показали, что более 80 процентов детей верят в возможность выигрыша за лайк. Но среди детей, ответивших «Да» по одному из вопросов, никто не хотел бы получить за лайк   книгу.    Казалось   бы,  что   тут   страшного?  Но   подобная   позиция  выявляет   две серьезные проблемы: Во­первых, неумение детей адекватно воспринимать и анализировать информацию.  Во­вторых,   потребительское   отношение   к   окружающему   миру   не   позволяет большинству школьников видеть истинную ценность вещей. Ряд противоречий: 1. Как преодолеть клиповое мышление и не получить общество бездушных топ­ менеджеров, думающих о лейблах, брендах и падении мировых рынков? 2. Как   выстроить   мост   над   информационно­коммуникационной   бездной, базирующейся на управлении сознанием? 3. Как не потерять национальную самобытность в погоне за мировым равенством? 4. Какие   ценности   и   ориентиры   транслировать   сегодня,   чтобы   жить   в   светлом завтра?  Ответом будет служить ФГОС. Где прописаны национальные базовые ценности, которые   «имеют   огромное   значение   не   только   для   образования,   но   и   для организации жизни в нашей стране» Школа сегодня­ крепость, охраняющая систему базовых ценностей. А потому приоритетной   задачей   современной   школы   является   воспитание   человека, причастного к исторической и культурной традициям человечества, обладающего высшими ценностями: стремлению к нравственности, красоте, высшим духовным началам,   выражающего   позитивное   отношение   к   семье,   труду,   смыслу человеческой   жизни,   обществу   и   государству.   Иными   словами,   сегодня необходимо воспитывать человека культуры. Под культуроведческим подходом понимается «усвоение в процессе изучения языка жизненного   опыта   народа,   его   культуры   (национальных   традиций,   религии, нравственно­эстетических ценностей, искусства) и духовно­эстетическое воздействие на   мысли,   чувства,   поведение,   поступки   обучаемых».   Данный   подход   позволяет совмещать   изучение   языка   с   постижением   культуры   родного   народа   и   учитывать региональный компонент, который призван обеспечить осмысление учащимися фактов, специфичных   для   конкретного   региона.  Также   дает   возможность   педагогу интегрировать   школьника   в культуру,   чтобы   школьник   свободно,   самостоятельно и ответственно выбрал место в жизни. Современный тип культуры отличается резким увеличением объема обрабатываемой и транслируемой в рамках культуры информации и, следовательно, определяется как информационный   тип.   Поэтому   одной   из главных   способностей   обучающегося, которую учитель формирует в рамках культурно­исторического подхода, становится способность работать с информацией на любом языке и на языке учебного предмета, применять   информационно­коммуникационные   технологии,   чтобы   транслировать информацию. Способ реализации – медиаобразовательный проект. Медиаобразовательный проект – информационный продукт, текст, который школьник создает в образовательных целях (для   коммуникации   и изучения   предметов).   Ученики   выпускают   газеты,   журналы, делают презентации.  Главное   в медиаобразовательном   проекте –   представить   информацию   с помощью языковой   (текст)   и неязыковой   (рисунки,   графики,   видеоряд)   системы   знаков в соответствии с содержанием текста.  1. Основой содержания русского языка как предмета является является текст. Вот пример включения этнокультурного модуля в программу по русскому языку для 5  класса (по программе М.М. Разумовской) Обратите внимание, что текст в данном случае служит дидактическим материалом, на  базе которого ведется работа на определенном этапе урока. Я подбираю тексты  различных жанров в зависимости от поставленных на учебном занятии целей. Но  неизменным остается факт культурологического значения данных текстов. Также на  уроке­закреплении по теме «Имя прилагательное», я предлагаю пятиклассникам  картины с донскими пейзажами для составления текста­описания с использованием  имен прилагательных.  Для сравнения и диалога культур ученикам предоставляется  возможность сравнить и описать степь калмыцкую.  Дети приходят к выводу в процессе работы над уникальностью каждого природного объекта, но одинаковой любви к ним.      Материал к уроку в 7 классе «Тип речи – рассуждение» (культуроведческий аспект – традиционный уклад жизни казачества. Культура казаков). Казачий курень. Задания и вопросы к тексту: В тексте название жилища казака «курень»            этимологически связано со словом ……………………. 2.  Опишите казачий курень. 3. Определите типы речи, использованные в тексте. Дискуссия.  Англичане говорят: «Мой дом – моя крепость». Применимо ли это определение к  казачьему куреню? (по материалам текста) Задание. 1. Найдите  описание национального жилища других народов, проживающих на  территории Ростовской области. (используйте интернет­ресурсы и литературу) 2. Найдите пословицы и поговорки со словом дом у разных народов. 3. Создайте облако слов. 4. Используя тип речи рассуждение, напишите сочинение «Мой дом – моя  крепость» Данный текст служит средством иллюстрации для работы над темой «Тип речи –  рассуждение». Вначале ребята должны проанализировать данный текст, ответить на  вопросы по нему, а затем вступить в дискуссию по главному вопросу: «Мой дом – моя  крепость. Применимо ли данное определение к казачьему куреню? В процессе диалога  культур ученики рассматривают национальные жилища других народов  (медиаобразовательный проект).  В работе подобного рода уместно использование технологии бриколлаж. Это инновационная технология, основными принципами которой являются  1. Брать то, что под рукой. Научитесь трансформировать слова, предметы, идеи.  2. Такой прием пригодится, чтобы развивать креативность, формировать  когнитивные умения – искать, структурировать и передавать информацию.   Создавать новое из старого. Это принцип повторного использования объекта. У    класса есть место, в котором собрали продукты учебной деятельности – памятки, фотографии, видеозаписи. Ученик использует предметы из хранилища для своих  целей. Продукты бриколажа – разные виды текстов: меню, вредные советы, рекомендации,  эссе, плакат, анкета. Учащиеся работают со словарем и текстами, ищут и систематизируют информацию из  открытых источников, устанавливают причинно­следственные связи. Когда ученики  выполняют групповые задания, они сами становятся бриколерами – создают облако  слов, разрабатывают меню, рекомендации, анкеты.  Итогом урока должно стать сочинение по данной теме. В результате ребята могут не  только получить справочную информацию о происхождении слова «курень» с точки  зрения этимологии и региональной специфики, но и провести параллель с современным  понятием «дома» разных народов. Что способствует развитию речевых навыков с одной стороны, и умению вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения с другой  стороны. 2. Элементы музейной педагогики. Это технология с многолетним опытом интеграции в образовательный процесс. Ведь благодаря музею реализуется межпредметная  взаимосвязь культуры, истории, искусства и краеведения.  Этнокультурный модуль реализуется через использование экспонатов школьного музея, проведение уроков­экскурсий и лекций. Посмотрите, как экспонаты и выставки школьного музея могут быть использованы на  уроке: 1. Экспозиции могут служить материалом будущих сочинений: «Мои земляки»,  «Моя семья в годы войны», «Дети в войне», «Его имя носит наша школа»,  «Письма, опаленные войной», «Моя семья в истории казачества»….и многие  другие. 2. Традиционный костюм казачки поможет ребятам в изучении темы «Тип речи –  описание». При этом результатом будет не только созданный текст, но и  приобщение к казачьим традициям. Ведь ученик должен быть не просто  наблюдателем, мало смотреть на экспонаты. Надо дать ребенку возможность  стать соучастником исторического процесса, возможность прочувствовать веяние времени, старины. По итогу ребята выходят на проект «Описание народного костюма». Где могут  взять за основу костюм любой народности. Они пользуются лишь одинаковыми  критериями и планом работы. В помощь даются интернет­ресурсы. 3. Посещение музея и обзорная лекция могут помочь в реализации творческого  задания и даже будущего проекта: отобрать материалы для выставки и  организовать экспозицию «Быт донских казаков». В результате дети получат  информацию об отдельных предметах быта, и, возможно, попробуют себя в роли  экскурсовода. Участие учеников в исследовательских и творческих проектах различного  уровня. 1. Ежегодно в нашей школе проходит краеведческая конференция «Времён  связующая нить…», в которой два года мои ученики занимают первое место.  Результатом проекта является пополнение фонда школьного музея.  В 5 классе ребята принимали участие в реализации проекта «Казачьи династии  станицы Гундоровской», в ходе которой встретились с представителями  династий Усачёвых и Шляхтиных. Познакомились с семейными традициями,  жизненным укладом и сохранившимися реликвиями данных династий.   В 6 классе тема была более сложной и глубокой «Быт донских казаков. Военное  дело». Мы исследовали военные традиции станицы и становление легендарного  10 Гундоровского казачьего полка, его роль в Первой мировой и Гражданской  войнах. Результатом личностного роста является  умение детей поддержать диалог со  старшим поколением, проникнуться духом времени, ощутить значимость  преемственности поколений, обобщить полученные знания. В процессе работы над темой «Казачьи династии» родился проект «Семейные  реликвии», в ходе работы над которым были написаны сочинения. Успешное выступление моих учеников на традиционном международном   фестивале «Казачья душа» свидетельствует о подъеме национального  самосознания. Ребята получили дипломы первой и третьей степени по трем  номинациям.  Изучение текстов казачьих традиций, обрядов на уроках русского языка помогло  ребятам успешно подготовиться и выступить  в номинации «Этническая  зарисовка». Учащиеся не просто играют свои роли, но чувствуют себя  настоящими казаками, проникнуты чувством любви к родной земле. Мои ученики смогли реализовать серьезный проект «В дружбе народов –величие  России». Проект состоял из 3 этапов: написание эссе, создание презентации и  баннера. 3 года подряд редакция школьной газеты «Глобус» занимает 2 место в городском конкурсе «Свой голос»  Уважаемые коллеги, продемонстрированные мною виды работы с текстом, со  справочным материалом, проектами, музейной педагогикой с включением  этнокультурного модуля в том или ином наборе могут быть успешно  использованы на любых уроках. И тогда мы вместе достигнем высоких  личностных результатов и воспитаем истинных патриотов и достойных граждан  своей страны. Важно, чтобы дети  мечтали не о новом смартфоне, при этом ничего не делая, а о  великом будущем своей страны и своего народа, приложив к этому все  возможные усилия.

Методический семинар на тему "«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте культуроведческого подхода к обучению»

Методический семинар  на тему "«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте культуроведческого подхода к обучению»

Методический семинар на тему "«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте культуроведческого подхода к обучению»

Методический семинар  на тему "«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте культуроведческого подхода к обучению»

Методический семинар на тему "«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте культуроведческого подхода к обучению»

Методический семинар  на тему "«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте культуроведческого подхода к обучению»

Методический семинар на тему "«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте культуроведческого подхода к обучению»

Методический семинар  на тему "«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте культуроведческого подхода к обучению»

Методический семинар на тему "«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте культуроведческого подхода к обучению»

Методический семинар  на тему "«Медиаобразовательный проект как средство воспитания личности в аспекте культуроведческого подхода к обучению»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018