Методический семинар "Организация инновационной деятельности в ДОУ по реализации задач "Концепции развития математического образования в РФ"
Оценка 4.6

Методический семинар "Организация инновационной деятельности в ДОУ по реализации задач "Концепции развития математического образования в РФ"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
математика
Детсад
16.04.2018
Методический семинар "Организация инновационной деятельности в ДОУ по реализации задач "Концепции развития математического образования в РФ"
Презентация к докладу
семинар по ФЭМП.doc

План работы

районного методического семинара-практикума

 для руководителей и воспитателей МБДОУ                                                                          

       Тема: Организация инновационной деятельности в ДОУ по реализации задач «Концепции развития математического образования в РФ».

       Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по созданию организационно-методических условий для реализации Концепции развития математического образования в дошкольном учреждении.

        Участники: воспитатели и заведующие ДОУ, специалист отдела образования, методист МБУ ДО «Советский ЦДЮТ».

        Задачи:

1. Повысить профессиональные компетенции педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей, использованию современных образовательных технологий, направленных на достижение результатов, отвечающих требованиям развития математического образования.

2. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию инновационных технологий и методик математического развития (Д.Кюизенера, З.Дьенеша, В.Воскобовича).

Программа проведения семинара

Содержание работы

Ответственный

Длительность

(мин.)

1

Заезд участников семинара, регистрация

Методист РМК

 

08.00-08.15

2

Открытие семинара. Приветственное слово заведующего. Постановка целей и задач.

Заведующий МБДОУ

 

08.15-08.30

3

Презентация опыта работы по реализации Концепции развития математического образования в ДОУ

Старший воспитатель

08.30-09.00

4

НОД в средней группе «В» 

Цель: поделиться опытом работы по использованию технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры В.Воскобовича»

Воспитатель

09.10-09.30

5

НОД в старшей группе «Б»

Цель: поделиться опытом работы по применению образовательной технологий «Использование палочек Кюизенера в развитии у детей математических способностей».

Воспитатель

 

09.44-10.05

6

Видеопросмотр НОД и презентация опыта работы в младшей группе «Б»

Цель: показать способы использования логических блоков Дьенеша для развития математических представлений у младших дошкольников.

Воспитатель

 

10.10-10.25

10.25-10.40

7

Мастер-класс «Сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

Воспитатель

10.40-10.55

8

«Предметно-развивающая среда ДОУ как условие реализации педагогического процесса» - выставка наглядно-дидактических пособий, учебно-методического обеспечения и методических материалов педагогов.

Старший воспитатель

11.00-11.30

9

Подведение итогов.

Методист РМК

 

11.30-12.00

 

Презентация опыта работы

по реализации Концепции развития математического образования в ДОУ

 

Слайд 2. Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса.

Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов.

Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.

Слайд 3. По распоряжению ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р утверждена  Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

Слайд 4. Цель Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом

Слайд 5. Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:

- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях;

- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей»;

- обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, применение современных технологий образовательного процесса;

-  повышение качества работы преподавателей математики,  усиление механизмов их материальной и социальной поддержки ;

- поддержка лидеров математического образования (организаций и отдельных педагогов и ученых, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров;

- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;

-  популяризация математических знаний и математического образования.

Слайд 6. Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.

Это вызвано целым рядом причин:

- обилием информации, получаемой ребенком,

- повышением внимания к компьютеризации,

- желанием сделать процесс обучения более интенсивным,

- стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

Слайд 7. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования написано:

Познавательное развитие предполагает:

 развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий,

становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 8. Концепция развития математического образования в РФ

В дошкольном и начальном образовании следует содействовать:

- развитию логико-математических и коммуникативных способностей;

- использованию математических, логических и стратегических игр, предметных и экранных сред, соревнований.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Проблема математического развития дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как развитие у детей логического мышления является необходимым условием умственного развития личности. Реализация концепции математического развития в России обеспечит прорыв в таких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике, экономике, будет способствовать улучшению положения и престижа России в мире. Важно, что освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями, радостью и удовольствием.

         Основным моментом для математического развития дошкольника является механизм освоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности, умение проявить самостоятельность, инициативность, творчество. Активная самостоятельная деятельность ребенка и его общение со взрослыми выступают основными условиями усвоения социального опыта.

Именно удачная комбинация математического развития и социализации детей дошкольного возраста способствует укреплению дружеских отношений как внутри группового коллектива, так и с детьми из других групп; формирует навыки саморегуляции, самостоятельности и уверенность в себе; развивает и формирует основные приемы логического мышления и творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Слайд 9. С целью организации инновационной деятельности по теме «Модернизация математического образования в ДОУ в соответствии с Концепцией развития математического образования» на 2017-2018 учебный год разработан план и положение об инновационной деятельности, утвержденные приказом от 01.09.2017г. №62.

Слайд 10. Решение поставленных задач возможно через эффективное использование современных игровых технологий математического развития.

Цель: создание организационно-методических условий для реализации Концепции развития математического образования в дошкольном учреждении.

Задачи:

-       обеспечить условия в организации образовательного процесса с детьми, с учетом их индивидуальных психологических особенностей и интеллектуальных возможностей;

-       организовать в группах развивающую предметно-пространственную среду с позиции возможностей формирования ключевых компетентностей дошкольников через использование современных технологий;

-       повысить профессиональную компетенцию педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей, использованию современных образовательных технологий;

-       обеспечить условия по направлению «математическое просвещение и популяризация математических наук» среди родителей.

Слайд 11. Ожидаемые результаты реализации Концепции:

-       изучение  и внедрение,  новых  методик и технологий по математическому развитию дошкольников;

-       создание организационно-методических условий для поддержки детей, имеющих способности в логико-математическом направлении;

-       оптимизация с учетом необходимости, рациональности и целесообразности использование в образовательном процессе мультимедийных пособий;

-       повышение  результативности участия воспитанников в конкурсах с логико-математическим содержанием;

-       организация  на уровне учреждения практико-ориентированных форм повышения компетентности педагогов в организации работы по математическому развитию;

-       создание  эффективной, практико-ориентированной  информационной  среды для родительской общественности, направленной  на понимание сущности и важности концепции развития математического образования в дошкольном возрасте.

Анализ условий для успешной реализации Концепции развития математического образования в МБДОУ

В целях реализации Концепции развития математического образования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 г. №2506-р (далее – Концепция), в МБДОУ разработан план и проведен ряд мероприятий, направленных:

-       на повышение заинтересованности всех участников образовательных отношений в математическом развитии, мотивации к получению математических знаний;

-       на обеспечение материально-технических, психолого-педагогических и информационных условий для сенсорного развития дошкольников, формирования у них элементарных математических представлений;

-       на модернизацию содержания математического образования воспитанников с учетом их индивидуальных психологических особенностей и интеллектуальных возможностей;

-       на повышение качества работы педагогов в области математического развития детей посредством использования современных развивающих методик и технологий.

Слайд 12, 13, 14. Организация образовательной деятельности

Математическое развитие дошкольников в ДОУ реализуется в рамках основной образовательной программы дошкольного учреждения (образовательная область «Познавательное развитие»), разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учётом комплексной авторской программой «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

В соответствии с учебным планом в каждой группе для детей 2-3 лет отводится 0,5 ч. в неделю, 3-5 лет -  1 час, в группах для детей 6-7 лет – 2 часа на непосредственно образовательную деятельность, направленную на формирование математических представлений.

         Слайд 15. Образовательная деятельность по математическому развитию осуществляется через различные формы:

-         - непрерывная образовательная деятельность (занятие, проект и т.д.);

-         - индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднения в усвоении материала;

-         - самостоятельная деятельность детей в математических центрах групп;

-         - математическое развитие, интегрированное в другие виды деятельности;

-         - использование   материала   других   центров   активности   для   развития математических представлений (центр экспериментирования, конструирования, творчества);

- досуговая   деятельность: использование   в   образовательном   процессе тематических викторин и занимательных игр с использованием ИКТ

Слайд 16. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

В методическом кабинете имеется:

-       консультативный материал по различным направлениям математического развития;

-       опыт педагогов ДОУ (разработанные педагогами пособия, игры, рекомендации и т.д.);

-       методическая литература по разделу «Формирование элементарных математических представлений»;

Слайд 17.  -картотека статей из периодических изданий по данной теме;

-       демонстрационный и раздаточный материал.

Слайд 18, 19.20. Математические уголки в группах.

 В каждой группе детского сада оборудованы математические уголки  (центры), содержание которых  направлено на реализацию математических задач согласно возрасту детей и обеспечивающие возможности для самостоятельной деятельности детей в центрах, поддержку интереса детей к логико-математическим играм.  В  группах  в математическом развитии детей помимо множества настольно-печатных и речевых игр и упражнений используются следующие дидактические пособия и материалы:

-       развивающие игры: игры Воскобовича; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.

Слайд 21. Организация образовательного процесса проходит через:

 

1.     Традиционные формы проведения занятий по ФЭМП.

2.     Сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений у детей раннего возраста

3.     Использование инноваций:

      Развивающие игры Воскобовича;

      Палочки Кюизенера;

      Логические блоки Дьенеша.

Слайд 26. Сенсорное развитие в раннем возрасте – предпосылка формирования математических навыков.

Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве.

Слайд 27,28. Требования программы по сенсорному воспитанию с 2 до 3-х лет:

      ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

        ориентироваться в трех и более контрастных величинах

        собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины

       соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)

       составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков

      различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)

       ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

       сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

       выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой

       в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии

Слайд 29. Сегодня мы остановимся на отдельных технологиях математического образования, используемых в нашем ДОУ.

Технология «Сказочные  лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

- это модель развивающего обучения детей  дошкольного возраста с поэтапным использованием  игр и постепенным усложнением образовательного  материала.

Постоянное и постепенное усложнение игр («по  спирали»)      позволяет         поддерживать детскую  деятельность в зоне оптимальной трудности.

Интенсивному развитию способствует и  продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне  ближайшего развития».

 

Слайд 30. Самые популярные игры  Воскобовича

      Геоконт

      Квадрат Воскобовича

      Головоломка «Змейка»

      ЧудоКРЕСТИКИ

      Прозрачный квадрат Воскобовича

      Кораблик «Брызг-брызг» Ларчик

      Теремок Воскобовича

      Складушки

Слайд 31. Технология решает      следующие   задачи:

1.     Развитие у ребенка познавательного интереса, желания  и потребности узнать новое

2.     Развитие наблюдательности, исследовательского  подхода к явлениям и объектам окружающей  действительности

3.     Развитие воображения, креативности мышления (умения  гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный  предмет под новым углом зрения)

4.     Гармоничное, сбалансированное развитие у детей  эмоционально-образного и логического начал

5.     Формирование    базисных   представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений

6.     Построение         образовательной деятельности,  способствующей интеллектуально-творческому развитию  детей в игре.

Слайд 32, 33. Занятие Томашовой

 

Слайд 34, 35. Использование палочек Кюизенера в математическом развитии дошкольников

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.

Этот дидактический материал разработанный бельгийским математиком Джоржем Кюизенером и используются во всех дошкольных учреждениях. Несмотря на свою абстрактность, они универсальны и высокоэффективны в качестве предматематической подготовки детей к школе.

С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию отношений «больше - меньше», «больше - меньше на...», научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками. Ребёнок освоит в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, запомнит состав чисел из единиц и меньших чисел, освоит сложение, умножение, вычитание и деление чисел.

            Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из ...", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.

Слайд 36, 37, 38. Блоки Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также - восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывать ряды по заданному алгоритму).

Слайд 39. «Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом»                                             А. Франс

 «Работа приносит радость и мир, когда знаешь, что правильные мысли и правильные усилия, неизбежно обеспечат правильные результаты».

                                                                                     Джеймс Аллен

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

План работы районного методического семинара-практикума для руководителей и воспитателей

План работы районного методического семинара-практикума для руководителей и воспитателей

Презентация опыта работы по реализации

Презентация опыта работы по реализации

Слайд 6. Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования

Слайд 6. Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка

Слайд 11. Ожидаемые результаты реализации

Слайд 11. Ожидаемые результаты реализации

Слайд 15. Образовательная деятельность по математическому развитию осуществляется через различные формы: - - непрерывная образовательная деятельность (занятие, проект и т

Слайд 15. Образовательная деятельность по математическому развитию осуществляется через различные формы: - - непрерывная образовательная деятельность (занятие, проект и т

Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве

Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве

Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности 3

Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности 3

Слайд 39. «Учиться можно только весело

Слайд 39. «Учиться можно только весело
Скачать файл