Методический семинар Психолого-педагогическое сопровождение одаренных студентов и их профессиональное самоопределение
Оценка 4.9

Методический семинар Психолого-педагогическое сопровождение одаренных студентов и их профессиональное самоопределение

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
математика +2
Взрослым
07.01.2017
Методический семинар Психолого-педагогическое сопровождение одаренных  студентов и их профессиональное самоопределение
презентация сопровождение к семинару
Методический семинар в форме исследования на тему.docx

Методический семинар в форме исследования на тему:

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных студентов и их профессиональное определение

Коллектив делится на группы(берут жетоны разного цвета и геометрической формы Тест Биркмена)        

   Есина О.В.

Метод Биркмена

Это методика самооценки, которая помогает выделить личностные профессиональные характеристики, ваши сильные и слабые стороны, преимущества и стиль поведения. Данная методика помогает определить вид деятельности, условия работы, которые максимально вам подходят.

Ключевые свойства профессиональных характеристик и видов деятельности кодируются цветами:

Синий:  планирование

Зеленый:  коммуникабельность

Красный:  эффективность

Желтый:  управление

Упражнение 1.1.

На основе приведенных ниже таблиц попробуйте определить цвет ваших профессиональных характеристик.

Цвет

Профессиональные характеристики человека

Синий

Творческий, способный к новаторству, разбирающийся в психологии, внимательный к другим людям; склонен к планированию деятельности, к работе с абстрактными понятиями; предпочитает работу с низким уровнем ответственности

Зеленый

Убедительный, умеющий продавать, стимулирующий продажи; предпочитает консультировать и учить других, мотивировать людей, любит работу с людьми

Красный

Практичный, техничный, опытный, организованный; предпочитает работу, связанную с решением различных задач

Желтый

Организованный, скрупулезный; нравится работать с цифрами или системами; предпочитает работать с четко поставленными задачами

 

Ход заседания

Цель исследования: изучить проявления одаренности у студентов и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.

Задачи:

—  раскрыть в полном объеме понятие   одаренности

— показать сложности психического развития одаренных студентов

— выработать основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых студентов

—  рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных студентов

- выработать показатель профессиональной компетентности преподавателя

     Объект исследования: одаренность

Предмет исследования: особенности учебно-воспитательного взаимодействия с одаренными студентами.

Гипотеза: Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных студентов.

Актуальность исследования:

С 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны был введен  Федеральный государственный образовательный стандарт. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируе­мых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отве­чающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенно­стей  обучающихся; разнообразие их индивидуального развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Особое внимание в настоящий момент уделяется работе со студентами с ограниченными возможно­стями и работе  с одаренными студентами. В обоих случаях, образовательный про­цесс и его направления должны корректироваться в соответствии с потребно­стями студентов данных категорий. В случае с одаренными студентами - в сторону расширения, усложнения, систематизации. Именно на этих студентов общество в первую очередь возлага­ет надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Имен­но одаренные дети являются опорой для процветания общества.

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

 Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными студентами, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь.

1.     Я предлагаю  нашим группам выполнить 1 задание (дать определение одарённого ребёнка и одарённости).

У вас на столах находятся карточки с отдельными фразами из определения «Одарённый ребёнок» и «Одарённость». В течение минуты вы должны составить определение, озвучив его.

Итог:

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность – «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности»

Одаренность - совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей к определенной деятельности, сочетаемая со склонностью к занятиям этой деятельностью. 

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность—конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность—это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность—пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный—философ и шут,

                                              В общем, трудный еще ребенок.

Успанова Г.Г.

2.     А сейчас мы попробуем коллективно составить карту одарённости. Заполним таблицу, указав основные качества одарённых студентов.

1 и 3  группа предлагает нам качества в сфере познавательного развития, 2 и4 группа – в психосоциальной сфере.

Сфера познавательного развития

Психосоциальная сфера

 

 

 

 

Слушаем представителей от каждой группы.

Итог: Карта одарённости

Сфера познавательного развития (интеллект и творчество).

          Умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные решения.

          Способность находить альтернативные пути решения проблем.

          Способность увлекаться, уходить « с головой» в интересное задание.

          Умение четко излагать свои мысли.

          Интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия.

         Проявление разносторонней любознательности.

          Умение делать выводы и обобщения.

Психосоциальная сфера.

          Самостоятельность, умение принимать решения.

          Настойчивость в выполнении задания.

          Готовность отстаивать свою точку зрения, независимость в суждениях.

          Склонность к лидерству.

          Чувство юмора.

          Склонность к самоанализу.

          Терпимость к критике.

          Уверенность в своих силах.

 

«Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться.»

А. Экзюпери

3.     Продолжаем работу в группах.

Задание группам: выделить три группы одарённых студентов и определить принципы, которыми необходимо руководствоваться при работе с ними.

Задание 1  и 3 группам: Выделить 3 группы одаренных студентов

           Задание 2 и 4  группам: Принципы, которыми необходимо руководствоваться.

Итог:

Условно можно выделить три категории одарённых студентов:

1 категория

2 категория

3 категория

Дети, с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте)

Дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте)

Учащиеся, не достигающие по каким либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся раскрываются в старшем школьном возрасте)

В работе с этой категорией учащихся преподаватель руководствуется:

  • Принципом индивидуализации обучения;
  • Принципом свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
  • Принципом возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принципом максимального разнообразия представляемых возможностей;
  • Принципом особого внимания к проблеме межличностных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • Принципом создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.

  Вот вышел сеятель сеять;

И когда он сеял, иное упало при дороге,

И налетели птицы и поклевали то;

Иное упало на места каменистые.

Где немного было земли,

И вскоре взошло, потому что земля была неглубоко;

Когда же взошло солнце, увяло

И, как не имело корня, засохло.

Иное упало в терние,

И выросло терние и заглушило его.

Иное упало на добрую землю

И принесло плод…

Духонина С.Б.

Создание условий для оптимального развития одарённых студентов, включая студентов, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных студентов, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы преподавателя.

И мы сейчас с вами, уважаемые коллеги, выработаем основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых студентов.

1  и 3 группы работают над созданием системы выявления одарённых студентов и организацией учебного процесса, 2  и 4 группы– над развитием творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи занятий с внеклассной работой по предмету и общеразвивающими мероприятиями.

Итог:

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД
1. Создать систему выявления ОД:
— психолого-педагогическое исследование;
— системное наблюдение за студентами в группах,
— выявление студентов для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение студентов в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,— выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи занятий с внеклассной работой по предмету, МДК
— организация исследовательской работы обучающихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие студентов в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций
.
4. Общеразвивающие мероприятия
— традиционные мероприятия в техникуме
— предметные декады

Гении падают с неба.

И на один раз,

когда он встречает ворота дворца,

приходится сто тысяч случаев,

когда он падает мимо.

                                                                                                      Дидро

5. А сейчас проведём небольшую разминку.

 

Я предлагаю вам перечень личностных  и деловых  качеств, которые преподаватель встречает у своих студентов. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в студентах, а знаком “-” те, что не нравятся.


1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, “на лету” схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.


Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный преподаватель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

На практике такие преподавателя встречаются редко!

 

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

                                    В. А. Сухомлинский

 

 

 

 

 

Есина О.В.

6. Мы предлагаем  вам выработать требования к преподавателю, ответив на вопросы: Каким должен быть преподаватель и что характерно для преподавателя, работающего с одарёнными студентами?

1  и 3 группы: Требования к преподавателю

2 и 4 группы : Что характерно преподавателю

Итог:

 Преподаватель должен быть:

  • творческим;
  • профессионально грамотным;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • интеллигентным, нравственным и эрудированным;
  • владеть современными образовательными технологиями;
  • умелым организатором учебно–воспитательного процесса;
  • владеть компетентностным подходом к обучению;
  • умеющим развивать компенсаторные способности учащихся

Преподавателю характерны:

  • желание работать нестандартно;
  • поисковая активность;
  • знание психологии одаренных студентов;
  • готовность педагога к сотрудничеству в работе с одаренными студентами;
  • признание системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе;
  • стремление к интеллектуальному совершенствованию
  • создание на уроке и во внеурочной деятельности доверительных межличностных отношений;
  • признание прав учащегося на ошибку,
  • обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.

Если ребёнок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, преподаватель кое-чего достиг.

7.Задание группам: составить модель профессионализма преподавателя и модель одаренного ребенка ( используя для этого бумагу, фломастеры) для публичной защиты.

 Модель профессионализма преподавателя для 1 и 3  группы

Модель одаренного ребенка для 2 и 4  группы

Итог в виде кластера.

Модель профессионализма преподавателя

Основные показатели профессиональной компетентности преподавателя:

  • специально – профессиональные знания, их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки, техники, культуры. Конкретное создание знаний будет зависеть от специальности, уровень их и объем от категории: чем выше уровень профессионализма, тем выше компетентность преподавателя, и наоборот, чем выше уровень компетентности, тем более эффективную деятельность он может осуществлять в своей профессиональной области.
  • психолого-педагогические знания – это сведения из педагогики и психологии о сущности труда преподавателя, об особенностях подготовительной деятельности и общения личности преподавателя, о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др.
  • психолого-педагогические умения – способность психологически грамотно осуществлять взаимодействие на учащихся с целью достижения определенного педагогического результата, реализации знаний.

 Модель одаренного ребенка

  • личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
  • личность, способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
  • личность, способная реализовать в жизни “Я – концепцию”, способная к саморазвитию, самопознанию и самоизменению;
  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;

 Далее о профессиональном самоопределении

Итог заседания

А теперь нам бы  хотелось бы услышать от вас рекомендации друг другу при работе с одарёнными студентами

(каждый преподаватель зачитывает рекомендации  по очереди, готовые на столах)

Ø  Подготавливаясь к занятиям с одарёнными студентами, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к преподавателю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности занятий.

Ø  Подумайте о методике обучения. Одарённые ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию.

Ø  Центральной задачей педагога в работе с одарённым ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

Ø  Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обострённой чувствительностью – и не удачная шутка может на долго выбить их из колеи.

Ø  Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с студентами. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одарённые дети наиболее восприимчивы.

Ø  Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

Ø  Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в тоже время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

Ø  Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

 

Осознание человеком уровня развития своих способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний– это ничто иное как профессиональное самоопределение.

О том, что такое профессиональное самоопределение и как его развивать у одаренных студентов расскажет Е.Н. Трубенкова.

В результате нашего исследования мы подтвердили, что проблема одаренности - комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных студентов.  Повышения эффективности работы с одаренными студентами можно достичь при условии решения комплекса задач, направленных на формирование компетенций и внедрение современных образовательных технологий, через усиление роли психолого–педагогической службы.

Давайте подумаем, какое решение мы можем принять по итогам нашего исследования.

Решение:

  1. Выделить проблему работы с одаренными учащимися как приоритетное направление в системе методической инновационной работы учителей.
  2. Разработать  диагностический инструментарий для успешной работы с одарёнными студентами.
  3. Разработать  методические  рекомендации по работе с одарёнными студентами по предмету.
  4. Обобщить  и систематизировать  результаты деятельности учителей с одарёнными студентами.
  5. Максимально развивать способности одаренных студентов на основе дифференцированного обучения, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, методик.

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием.                                                        Н.С.Лейтес

            Интерпретация тест по геометрическим фигурам

http://www.samru.ru/content/Image/News/otorvis_vse/gadalka/raznoe/geo_1.jpg

КВАДРАТ

Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорстве, позволяющее добиваться завершения работы,- вот чем знамениты истинные Квадраты.
Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Квадрат любит раз и навсегда заведен-ный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.
Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. 

http://www.samru.ru/content/Image/News/otorvis_vse/gadalka/raznoe/geo_3.jpg

ТРЕУГОЛЬНИК

Эта форма символизирует лидерство.
Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. 
Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их.
Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.
Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

http://www.samru.ru/content/Image/News/otorvis_vse/gadalka/raznoe/geo_4.jpg

КРУГ

Самая доброжелательная из трех фигур.
Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. 
Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. 
Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. 
Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым. 
Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Спасибо за общение!


 

Скачано с www.znanio.ru

Методический семинар в форме исследования на тему:

Методический семинар в форме исследования на тему:

Ход заседания Цель исследования : изучить проявления одаренности у студентов и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними

Ход заседания Цель исследования : изучить проявления одаренности у студентов и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними

В случае с одаренными студентами - в сторону расширения, усложнения, систематизации

В случае с одаренными студентами - в сторону расширения, усложнения, систематизации

Одаренность—пытливый ум, Почемучка еще с пеленок

Одаренность—пытливый ум, Почемучка еще с пеленок

Задание 1 и 3 группам : Выделить 3 группы одаренных студентов

Задание 1 и 3 группам : Выделить 3 группы одаренных студентов

И принесло плод… Духонина С

И принесло плод… Духонина С

Дидро 5. А сейчас проведём небольшую разминку

Дидро 5. А сейчас проведём небольшую разминку

Мы предлагаем вам выработать требования к преподавателю, ответив на вопросы:

Мы предлагаем вам выработать требования к преподавателю, ответив на вопросы:

Основные показатели профессиональной компетентности преподавателя: специально – профессиональные знания, их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки, техники, культуры

Основные показатели профессиональной компетентности преподавателя: специально – профессиональные знания, их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки, техники, культуры

Далее о профессиональном самоопределении

Далее о профессиональном самоопределении

Давайте подумаем, какое решение мы можем принять по итогам нашего исследования

Давайте подумаем, какое решение мы можем принять по итогам нашего исследования

КРУГ Самая доброжелательная из трех фигур

КРУГ Самая доброжелательная из трех фигур
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017