Методическое пособие для постановки танца
Драматургия танца.
В современной хореографии различается 5 частей, которые определяют закон драматургического построения танца:
œ Экспозиция
œ Завязка
œ Развитие действия
œ Кульминация
œ Развязка
I Экспозиция. Она знакомит (выход исполнителей на сцену) зрителей с действующими лицами, помогает составить представление о характере героев. Определяется в экспозиции место и время действия. Воссоздаётся атмосфера танца. Начало может быть активным, динамичным и это определяется как динамичная экспозиция. Бывает экспозиция статичной,
когда исполнители уже расположены на сцене в определённой артистической точке. Иногда экспозиция развивается постепенно неторопливо, такая экспозиция называется развёрнутой.
II Завязка. Это тоже короткая часть танца. Само название говорит о том что здесь завязывается действия. Герои вступают во взаимоотношения. Это тот момент в танце, в котором зритель ждёт, что же произойдёт дальше. В сюжетном танце происходит назревание конфликта. В бессюжетном завязка происходит когда сменяется рисунок или движение.
III Развитие действия. Это самый длинный раздел танца. После яркой экспозиции зрителю надо дать «отдохнуть». Здесь происходит утверждение того, что определено в завязке, а затем развёртывается действие. В этой части происходит подход к кульминации. Выполняя все эти задачи, развитие действия может строиться по ступеням, т.е. оно может быть ступенчатым. Если рассматривать построение бессюжетного танца, то в развитии действия танец разворачивается в определённых фигурах, рисунках, одна комбинация движений сменяет другую. Но не всегда комбинация движений или сочетание рисунков должны перекрывать предшествующие. В сюжетном танце герои взаимодействуют в развитии действия, в чём - то дополняют друг друга, а в чём - то противоречат. Это сеть переживаний и отношений героев, это события и поступки, которые ведут героев к конфликтной ситуации. В процессе развития действия, для некоторых второстепенных персонажей может наступить кульминация и даже развязка, если это способствует раскрытию характеров главных героев. Как в сюжетном, так и в бессюжетном танце развитие действия завершается кульминацией.
IV Кульминация наивысшая точка напряжения танца. Самый впечатляющий момент это вершина музыкально хореографического действия. В сюжетном танце это нарастание конфликта. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала развитие сюжета. В бессюжетном танце кульминация проявляется через яркий хореографический текст, интересный оригинальный рисунок, трюки. Кульминация должна быть неожиданной, но главное не длинной частью, иначе она будет смотреться как очередная часть развития.
V Развязка. Она логически вытекает из всего хода танцевального действия, завершает мысль автора и ставит точку. Развязка это итог произведения, который зритель должен осознать в процессе постижения всего, что происходит на сцене. В сюжетном танце это разрешение конфликта. В бессюжетном танце цель развития подчеркнуть и дополнить образ танца. Развязка должна быть короткой, так как она сохраняет напряжение, достигнутое в кульминации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.