лучшедома
Методическое пособие "Интерактивная игра как форма проведения родительского собрания"

Методическое пособие "Интерактивная игра как форма проведения родительского собрания"

pdf
19.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Родительское собрание.pdf

 

 

Екатеринбург, 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его таланты и способности.

Для реализации данной задачи хорошим подспорьем является проведение родительских собраний.

В современном мире в условиях реализации стандартов нового поколения родительские собрания играют важную роль, т.к. позволяют достичь поставленных целей и задач по формированию новой личности ученика. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы педагога. 

Родительское собрание можно провести как в  традиционной форме, так и разнообразных нетрадиционных формах. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.

 

Формы родительских собраний.

Традиционные формы:

Среди традиционных форм проведения собрания чаще всего используют тематическую лекцию - самую распространенную форму устного преподнесения знаний.

Собрание – беседа. Один из вариантов толкования слова «беседа» - это «официальный разговор». Именно так и следует воспринимать родительское собрание в форме беседы. Происходит официальный разговор учителя и родителей на данную тему. Беседа – это традиционная форма проведения родительских собраний. Беседа имеет огромное значение в воспитательном плане. Беседу лучше всего использовать в профилактических целях, предупреждая возможные конфликтные ситуации. Хороша беседа для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми и между родителями и педагогами. Собрание – беседа помогает создать доверительную атмосферу, выявить проблемные точки взаимоотношений. Структура такого собрания, как правило, состоит из краткого выступления учителя, диалога учителя и родителей и подведение итогов.

Собрание-дискуссия. Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в беседе. Таким образом, дискуссия – это часть беседы. Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей.  В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения. Собрание – дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после вступительного слова учителя или другого специалиста, в котором обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные точки зрения, и только затем подводит итоги собрания.

Круглый стол. Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.

Собрание – конференция. Собрание  - конференция – это расширенное родительское собрание. Конференция проводится с участием представителей различных организаций (детская поликлиника, комиссия по делам несовершеннолетних, консультативные психологические центры, госавтоинспекция и т.п.), интересующих родителей, администрации школы, психологов, социальных педагогов. Родители имеют возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов. Особенностью собрания-конференции является то, что она принимает определённые решения и может определять комплекс мероприятий по выполнению решений. На родительских собраниях-конференциях чаще всего обсуждаются проблемы общества, активными членами которого станут учащиеся. Это могут быть проблемы пьянства и наркотиков, сексуального воспитания в семье, проблемы религии в обществе и её роли в воспитании подрастающего поколения и другие. Родительские конференции должны готовиться основательно, с обязательным привлечением участников конференции. Предварительно можно провести социологические или психологические исследования по проблеме конференции и их анализ, а затем использовать результаты исследований при проведении конференции. Родители, как активные участники конференций, могут тоже подготовить анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Пресс-конференция. Пресс-конференция – это официально созываемое собрание представителей прессы: печати, радио, телевидения для сообщения какой-либо информации или ответов на вопросы. Почему бы не организовать встречу редколлегии школьной газеты, школьного радио-альбома с участием в присутствии родителей для подготовки выпусков школьных новостей? Или не взять интервью силами школьной «прессы» у специалистов, интересующих родителей?

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных форм и методов проведения собрания.

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую играет педагог. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

 Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.

 Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

 Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Нетрадиционные формы:

Собрание-семинар (семинар-практикум). Семинар – групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической»  работы с родителями. Целесообразно дать родителями информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике.

Собрание-тренинг. Тренинг – это система тренировок. Родительские тренинги с большой натяжкой можно отнести к собраниям. Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Для того чтобы  эффективность тренинга была высокой, в нём должны активно участвовать оба родителя. Кроме того, тренинги должны быть регулярными и включать в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом.

              Собрание          организационно-деятельностная          игра.

Организационно–деятельностная, или деловая, игра – это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», «эксперты». Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.

Педагогическая мастерская. Мастерская – это, всем известно, место, где работают мастера своего дела. Учитель может организовать родительское собрание в форме педагогической мастерской, где «мастера»- родители, «мастера» - учителя поделятся своими умениями, покажут педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка. Участники мастерской могут примерить на себя те или иные роли, что поможет раскрытию их творческих способностей.

Собрание-конкурс. Название такого родительского собрания говорит, что на нём будет организованно соревнование кого или чего-либо, например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников. На родительском собрании целесообразно послушать рассказы о том, как таких успехов удалось добиться. Конечно, при проведении конкурса работает жюри и выбирает победителей. Например, можно провести конкурс «Папа, мама, я - читающая семья», в процессе которого родители познакомятся с опытом семейного воспитания у ребёнка интереса к чтению.

Собрание-презентация. Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.

Устный журнал. Журнал – (это всем известно) периодическое издание в виде книжки, содержащее произведения разных авторов, научные статьи, заметки, юмор, тесты, иллюстрации, полезные советы и многое другое. На родительском собрании можно «перелистывать» странички устного журнала, который готовится заранее или непосредственно в процессе собрания. Здесь у учителя, родителей и учащихся есть поле для творчества.

Вечер вопросов  и ответов. Вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.

Родительский ринг. Ринг – площадка для бокса, поэтому и родительское собрание в форме ринга – своего рода состязание. Здесь могут состязаться, к примеру, две семьи, отвечая на вопросы по педагогическим проблемам. У соревнующихся родителей, могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родительской аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает аплодисментами. Судьями в родительских рингах могут выступать учащиеся класса, родители, педагоги.

Интеллектуальный марафон. Марафон подразумевает какую-либо продолжительную деятельность. Учитывая это, родительское собрание в форме интеллектуального марафона можно планировать в том случае, если проблема, обсуждаемая на родительское собрание, требует достаточно длительного обсуждения, и если у учителя есть достаточный запас информации для этого обсуждения. Интеллектуальный марафон требует серьёзной подготовки.

Ток-шоу. Ток-шоу толкуется как интервью с известным лицом или группой лиц. Исходя из этого, на родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических проблем. При этом следует учитывать, что шоу – это всегда яркое представление, рассчитанное на внешние эффекты.

Гостиная. Родительское собрание в форме гостиной – достаточно интересная форма работы с родительским коллективом, которые хорошо сплачивает родителей. Это собрание-беседа с включением поэзии, музыки, которые создают атмосферу праздника. Поэтические и музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы они помогали в поиске ответов на вопросы, которые перед родителями ставит и собственный ребёнок. Гостиные могут  проводиться 2-3 раза в год.

Кафе. Родительское собрание, проводимое в форме кафе, очень близко по форме к гостиной. Только в оформлении такого собрания, помимо звучащей музыки, будут дымящийся чай в чашках, конфеты, фрукты в вазах, может быть, блюда, предложенные родителями на дегустацию. 

Собрание в письменной форме. Родительское собрание в письменной форме проводится всё чаще и чаще. Это очень удобная форма проведения собрания. Учитель направляет родителям документы, рекомендации, правила, другую информацию, а родители оценивают её и вносят свои предложения. 

Родительское собрание на дому. Форма родительского собрания, когда учитель посещает семьи на дому и обсуждает накопившиеся вопросы о данном ученике. Это может общая тема, но касается она только одной семьи.

 

Интерактивная игра.

Интерактивные методы работы с родителями позволяют проводить просветительскую работу через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает родителей в процесс педагогического просвещения, обучения.

Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия. Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.

Четыре шага в работе с интерактивными играми:

Шаг 1. Анализ групповой ситуации

Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.

Шаг 2. Инструктирование участников

После того как педагог решил предложить родителям интерактивную игру, он должен объяснить, что именно следует делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:

v    Информацию о целях проведения игры. После этого он так же коротко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.

v    Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.

v    Уверенное поведение педагога.

v    Акцент на добровольности. Ни у кого из родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в интерактивной игре.

Шаг З. Проведение игры

На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники.

Шаг 4. Подведение итогов

Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.

Мотивирующая сила интерактивных игр

Каждую интерактивную игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию, позволяющую родителям развивать новое понимание рассматриваемого вопроса и формировать новые модели поведения. Игры могут значительно усилить мотивацию участников в воспитательном процессе. Игры помогают социализации и развитию личности участников, дают им возможность проверить на практике разные подходы, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности.

Обучение с помощью интерактивных игр сопровождается «присвоением знаний». Это значит, что родители, могут начать вести себя так, чтобы стать для детей чутким и конструктивно ограничивающим авторитетом, предоставляющим одновременно теплоту и возможность проявления самостоятельности.

Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей:

-            активное участие - участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться с другими вербально и не вербально, играть различные роли, спорить друг с другом, принимать решения

-            обратная связь - участники не только экспериментируют с собственным и чужим поведением, но и проясняют для себя, что и как они сделали. Они ведут себя определенным образом и получают обратную связь, как через собственное осознание, так и принимая информацию от других. В одной и той же учебной ситуации участники по-разному видят последствия своих действий и своего поведения. В таком случае обратная связь весьма полезна для обучения.

-            открытые результаты - никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. В интерактивной игре не существует правильных или неправильных решений. Уважается реальность, а вопрос о целесообразности определенного способа поведения каждый решает сам, прислушиваясь к собственным внутренним ощущениям или к обратной связи от других участников.

-            учет естественных потребностей - во время игры родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом и высвобождать при этом физическую энергию.

-            соревнование и сотрудничество. Ряд интерактивных игр содержат элементы соревнования. Большинство интерактивных игр укрепляют дух сотрудничества. Многие виды деятельности требуют совместных действий двух людей или целой группы. Преимущества интерактивных игр

v Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

v Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.

v Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

v Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно-образовательного процесса, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.

v Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте. 

v Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.

v Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу, работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.

v Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей любого возраста.

 

катего

рия

цена

вопрос

ответ

100

Каким документом определяются права и обязанности родителей?

Семейный кодекс

200

Получение какого образования родители обязаны обеспечить детям?

Основное общее образование

300

В течение какого времени родитель должен обратиться в полицию, если пропал ребенок?

Незамедлительно, как только ребенок не появился там, где должен

400

В каком случае, кроме достижения ребенком совершеннолетия, прекращают действовать родительские права?

Приобретение ребенком

полной дееспособности

500

Как называется межведомственный коллегиальный орган, рассматривающий

Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних

 

 

 

дела о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей?

и защите их прав

100

Как проверить физиологическую готовность ребенка к школе?

Филлипинский тест

200

Надо ли переучивать «левшу» на правую руку?

Нет! Это не патология.

Это уникальность ребенка!

300

Где Вы можете взять информацию об адресах домов, закрепленных за школой?

Информация о закрепленных территориях размещена: • на информационных стендах 

                  на сайтах школ 

                  на портале г. Екатеринбурга

                  на сайте Управления

образования 

                  в газете «Вечерний

Екатеринбург»

400

Сколько может весить портфель первоклассника?

Вес ранца или портфеля не должен превышать

3 килограмма

500

Каков словарный запас у ребенка 7 лет в норме?

3-3,5 тысячи слов

100

Название последователей этой субкультуры переводится с французского как «человек, прокладывающий себе новый путь». А вообще, это спортивная дисциплина беспрепятственного передвижения           на местности.

Паркур, трейсеры

200

Сторонники данной субкультуры занимаются изучением подземных сооружений, дренажных систем, канализационных коллекторов, а также заброшенных военных объектов.

Диггеры

300

Как называют людей, которые раскрашивают здания яркими граффити?

Райтеры

400

Представители какой молодежной субкультуры выглядят так?

Хипстеры

500

В этой субкультуре приветствуется подражание викторианской эпохе. Непременные атрибуты: карманные часы, защитные очки и шестеренки.

Стимпанк

100

При ее публикации в интернете очень сложно предотвратить ее использование. Она может оказаться в нескольких местах и ее трудно будет удалить. Нужно дважды подумать, чем ее опубликовать вместе с личной информацией.

О чем идет речь?

Фотография

200

В какой стране есть специальные лагеря для лечения Интернет-зависимости?

Китай

300

В какой стране журналисту грозит до 105

США

 

 

лет тюрьмы в случае размещения вредоносной ссылки?

 

400

Откуда появилось слово «СПАМ»?

От названия торговой марки мясных консервов «Spam», ставшей известной своей

назойливой рекламой

500

Ежегодно их выкладывают в сеть. Их количество потрясающе - 3 миллиарда. О чем идет речь?

Фотографии

100

Каким нормативным актом установлено право гражданина РФ на труд?

Конституция РФ

200

Как называется учреждение, в которое можно обратиться по вопросам трудоустройства?

Центр занятости населения

300

Распространяется ли на несовершеннолетних положение о прохождении испытательного срока?

Для лиц, не достигших 18 лет, испытание при приёме на

работу не устанавливается

400

С какого возраста может быть заключен трудовой договор с несовершеннолетним без согласия родителей?

С 16 лет

500

К каким видам работ нельзя привлекать несовершеннолетних?

-    Вредное производство

-    Тяжелый труд

-    Ночные смены

-    Сверхурочная работа

-    Вахтенный метод

-    Полная материальная

ответственность

-    Подземные работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендовано Методическим советом

МБУ ДО «Детско-юношеский центр»

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящем сборнике представлены методические материалы для педагогических работников по организации и проведению родительских собраний, подробно рассмотрены традиционные и нетрадиционные формы родительского собрания. Представлен вариант интерактивной интеллектуальной игры. 

Составители: Широкова Ольга Сергеевна, заместитель директора МБУ ДО «Детско-юношеский центр».

Пономаренко Ольга Юрьевна, методист МБУ ДО «Детскоюношеский центр».

Для работников системы образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МБУ ДО «Детско-юношеский центр», 2019

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)